22.11.2014

Виллем ВанГемерен

Окна на пророка Исаию

Скачать в других форматах:

 

Окно 1: СВЯТОЙ ИЗРАИЛЕВ: ВЕЛИЧИЕ, СВЯТОСТЬ И СЛАВА ЯХВЕ – БОЖЬЕ ЦАРСТВО ПРАВЕДНОСТИ И ПРАВОСУДИЯ

 

Откровение царствования Яхве в святости и славе в видении, которое было дано Богом Исаии (гл. 6), является излюбленным указанием пророка Исаии на Бога как на «Святого Израилева» и наиболее часто упоминается именно в книге пророка Исаии. В этом заключается уникальность книги Исаии, в которой раскрывается Божья абсолютная инакость в Его величии и Его милости. Божье величие указывает на Его неограниченную власть над всем творением в абсолютной праведности и правосудии (1:26; 9:7; 28:17; 32:16-17; 33:5). Он возвеличен в правосудии и в суде (33:10-14; ср. 2:11-21; 5:16). Но Бог также милостиво снисходит до того, чтобы пребывать со Своим народом в праведности и спасении (33:5-6; ср. 5:16; 12:1-6). Он берет на Себя обязательство пребывать (12:6) и даровать славу малочисленному остатку Своего народа (4:2-6; гл. 35), который преобразуется Его Духом (32:15-20; ср. 11:1-2). Только люди, искупленные из числа всего человечества, испытают Божье утешение и спасение (35:10; ср. 12:1-6). Сион будет восстановлен, чтобы стать праведным и верным «городом», из которого будут изгнаны все мятежники (1:26-27; ср. 26:2), гордецы и нечестивые люди (2:6-22; 35:8). Видение Бога – это видение нового творения: мира, в котором Святой Израилев обитает в Граде Божьем, Сионе. Это мир, который будет очищен от всякого зла и нечестия. Это – трансцендентный мир, напоминающий Эдемский сад и Град Божий, Сион, где Божий народ находит защиту и исцеление, благодаря присутствию своего великого и святого Царя. Это мир справедливости, праведности, милости и верности. См. окна 6, 8.

 

 

Окно 2: НАРОД ИУДЕИ И ИЕРУСАЛИМА (СИОНА) НЕПОКОРЕН, РАЗВРАЩЕН, ГЛУХ И НЕМ: ВИДЕНИЕ ОСТАТКА

 

Весть Исаии предназначалась для того, чтобы выявить ожесточенность жителей Иудеи по отношению к Божьему откровению (гл. 6).[1] Народ получил наставление в Слове Божьем (1:10), но не смог ходить в свете наставлений Яхве (2:5; ср. 5:24). Люди исполняли обряды, но не понимали вести о необходимости применять Божье Слово в своей жизни. Они уподобляются непослушным детям (1:2-4), блуднице (1:21) и бесплодному винограднику (5:7). Они обвиняются в извращении правосудия (5:1-7), эти обвинения подробно представлены в двух сериях из шести пророчеств в каждой, предвещающих горе (5:8-24; 28:1-32:20), которые в свою очередь обнаруживают эксплуатацию людей в Израиле; обличают его жадность, несправедливость, обман, религиозный цинизм, извращение правосудия и мудрости,[2] хитрость, потворство своим желаниям вместе с беззаботным прожиганием жизни, обжорство и пьянство. Пророчества, предвещающие горе, обличают образ жизни людей, которые отделяли сами себя от народа, который любит Бог. Эти люди взывают о правосудии и праведности, но их состояние характеризуется ожиданиями, правилами и законами, которые предотвращают и подавляют возможность осуществления правосудия (10:1-4; ср. 5:8).[3] Мирская религия Иудеи объединяла в себе религиозный образ жизни и мирские ожидания, не оставляющие места для Святого Израилева (5:24; см. также гл. 28-33).

 

Весть Исаии оказывала и все еще продолжает оказывать ожесточающее влияние. Получатель послания Исаии может продолжать следовать путем слепоты и глухоты, ожесточая свое сердце и отделяясь от Божьего Царства. Через всю книгу пророка Исаии красной нитью проходит тема ожесточения (ср. 29:9-14, 18; 35:5; 43:8; 56:10; 59:10; 63:17) для того, чтобы побудить читателя принять наставления Исаии и стать членом Новой Общины.[4] Страдающий раб прямо противопоставляется ожесточенному Израилю (42:18-19; 50:4-6). Задача Исаии заключалась в том, чтобы преподать народу наставления, чтобы он принял наставление Учителя, Самого Бога (30:20-30; ср. 48:17; 50:4-10).

 

Без очищения и освящения нет надежды. Моисей учил народ Израиля тому, что Бог свят и что Он есть огонь поядающий. Бог требует очищения и освящения. Исаия утверждает, что если нет среди людей прощения, Бог является Своему народу как огонь поядающий (30:27-28, 30-33; ср. 66:15-16). Яхве ожидает, что народ обратится к Нему (55:7), будет возрастать в мудрости (55:1-2) и отвратится от греха (27:9-13; 55:7; 59:20). В наружной набожности люди отвергли Святого Израилева (1:4; 1:10-16; 5:24). Все согрешили и не могут соответствовать Божьим ожиданиям (59:3-7; 64:6; ср. Рим. 1-3), но приглашаются искать Божье прощение (Ис. 1:18; 43:25; 44:22; 55:7) и очищение от своего осквернения (4:4; 33:24; 43:25; 64:6-7). Яхве требует от людей, чтобы они следовали Его стандартам чистоты и прощения (1:16-18, 25; ср. 66:17). Люди с чистым сердцем могут обитать на Его святой горе (11:9; 56:7; 57:13б; 65:20; 66:20; ср. Пс. 14; 23). Они – «святое семя» (6:13б). См. окна 3, 5, 8, 10.

 

 

Окно 3: СВЯТОЕ СЕМЯ

 

Как Божий посланник, Исаия призывает святой остаток вернуться к Яхве. Он описывает этот остаток как «святое семя» (6:13б) и использует другие образы, заимствованные из растительного мира: корень[5] (6:13б), отрасль от корня (11:1, 10), ветвь, боковой отросток, растение и посеянные семена (4:2; 11:1; 60:21; 61:11; ср. 45:8; 55:10-11). Эти образы указывают на новую эру, в которой царь из рода Давида будет править с праведностью и правосудием, а остаток Божьего народа будет жить в праведном Сионе, храня верность Господу. Служение Исаии нацелено на созыв Новой Общины и на формирование членов этой общины Его учениками. Бокен считает, что лейтмотив «семени» также определяет последнюю часть книги.[6] Согласно его взгляду, употребление формы первого лица в стихе 6:1 связано со служением раба Господня, который продолжает пророческое служение Слова в Духе из поколения в поколение (59:21). Продолжается служение исполненного Духом раба, о котором говорится в стихах 42:1-4. Гиниллиат заинтригован наличием потенциальной ассоциации, связывая видение о призвании Исаии со служением таинственного «я» в отрывке «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим» (61:1). Он обращает внимание на несколько лингвистических и тематических связей между главами 6 и 61: лексема относительно запустения (šmm), упоминание о дубах и движение от запустения к восстановлению. Он обращает внимание на то, что корень в стихе Исаия 6:12б является «сильным правдою».[7] Я бы сделал еще один шаг в этом направлении. Вместо одного дерева Господь насаждает лес: «и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его» (61:3). Будущее принадлежит омытому, освященному и прославленному остатку (4:2-6), который выйдет из Израиля, Иудеи и других народов (10:20-23; 11:11, 16) вместе с отроком из рода Давида, на котором будет почивать Дух Господень (11:1-9) и рабом (рабами) Господа (42:1-4; 65:13-15). Исаия предвидит «новый» народ Божий, имеющий сердце, посвященное Господу (10:20), в отличие от Израиля во времена первого исхода. Второй исход будет намного более славным, торжественным и радикальным (11:16; 35). Он знаменует окончание периода порочности и угнетения (11:9; 65:25) и реальность Божьего присутствия и защиты (4:5-6). Надежда состоит в смене гнева и суда Яхве на Его утешение и спасение (гл. 12), когда весь Божий народ будет «семенем, благословенным от Господа» (65:23; NIV: «народ, благословенный Господом»; ESV: «потомство благословенных Господом»; см. 61:8). См. окна 1, 3, 4, 5, 8, 10.

 

 

Окно 4: МЕССИАНСКИЕ ОЖИДАНИЯ[8]

 

Исаия предвидит эпоху осуждения Иудеи. Мы мало знали о том, что на протяжении около 600 лет Израиль переживал время разрыва Божьих обязательств перед Давидом. Исаия дал надежду людям своего поколения и последующим поколениям. Посреди тьмы пленения и рассеяния ярко воссиял свет мессианских ожиданий Исаии (8:19-9:7). Он говорил о новом царе, потомке Давида, который произойдет из рода Давида, но также придет с силой, полученной свыше. Должен был родиться ребенок, который станет надеждой всего мира, потому что с ним будет Бог (Эммануил). Дух Божий преобразует это дитя в мудрого и могущественного правителя, чье царствование защитит бедных людей и освободит землю от ассирийцев (Мих. 5:2-6). Обетование младенца из рода Давида (9:6; ср. 11:1) положило начало ожиданиям, которые в свою очередь вызвали надежду в сердцах остатка Израиля (11:10; ср. 37:31, 32) и у языческих народов (11:11-16).[9] Правитель из рода Давида учреждает новое начало («отрасль… корень», 11:1) и является знамением Божьего присутствия со Своим народом. Он воплощает в себе благочестивые качества: мудрость («Чудный Советник»), могущество («Бог крепкий»), попечение об обездоленных людях («Отец вечности») и мир («Князь мира», 9:6). В главе 11 эти качества представлены еще более подробно. Царь из рода Давида идет в силе и мудрости Божьего Духа (11:2-3), дарует справедливость угнетенным, освобождает землю от притеснителей, несет с Собой примирение между враждующими сторонами и победоносно поднимает знамя народов (11:4-10). Такие качества как справедливость, праведность и верность, присущие личности правителя из рода Давида, отражают характер Божьего правления, представленного в книге пророка Исаии.[10] Новый мир изображается как идеальный мир. Зло и угнетение будет истреблено с лица «святой горы» (Сион) Господа (11:6-9; ср. 65:25). Бог сокрушит мощь народов (ассирийцев, 10:24-33) и соберет Свой народ из среды всех народов (11:16). В главах 40-66 представлен другой образ, в котором раб Господень исполняет Божье поручение. Он грядет с силой Духа и извещает народы о Божьем суде (42:1-4). Более того, завет с Давидом расширяется, чтобы включить в себя всех Божьих слуг (55:3-4). В нашем Господе объединены различные аспекты личности. Он – из рода Давида, Сын Божий и исполнен Святым Духом. См. окна 3, 5, 6, 9, 10.

 

 

Окно 5: ИЗРАИЛЬ И ДРУГИЕ НАРОДЫ

 

Упоминание о других народах составляет основную тему книги пророка Исаии. Так же, как Израиль и Иудея, они являются объектом Божьего гнева, но также и объектом Его милости и утешения (14:1-2). С одной стороны, Его гнев распространяется на все человечество, потому что все согрешили и виновны в своем высокомерии (2:6-22; гл. 13-23; 24). В день Господень все высокомерное и надменное будет унижено (2:12-21), потому что все человечество представляет собой не что иное, как просто «дыхание» (2:22). Все люди нарушили Божьи законы (24:5). С другой стороны, Божье Царство придет на землю, когда народы примут Божьи законы и покорятся им (2:2-4). Они также получат Божьи благословения (19:25), будут наслаждаться будущей трапезой (25:6), и с них будет снято покрывало смерти (25:7). Исаия перед всеми людьми открывает двери спасения Яхве (56:1-8; ср. 55:1). Ричард С. Шульц считает, что Исаия соединяет воедино национализм и универсализм для того, чтобы убедить всех в необходимости научиться Божьему пути спасения и жизни.[11]

 

 

Окно 6: БЛАГАЯ ВЕСТЬ БОЖЬЕГО ЦАРСТВА

 

Сущность благой вести заключается в пришествии Божьего Царства. Бог – воинствующий Царь, Который грядет, чтобы защитить Свой страдающий народ. Он – Бог гнева и Бог утешения, Бог правосудия и Бог любви. Основная идея утешения объединяет всю книгу.[12] В главе 12 темы гнева, утешения, спасения, провозглашения и присутствия Святого Израилева обрамляют весть пророка Исаии. Слова «утешайте, утешайте» в начале второй части книги пророка Исаии (40:1) формируют понимание следующих глав, представляющих темы обновления и завета (40:1), провозглашения благой вести Сиону (40:2, 6-9), грядущей Божьей славы (40:3-5), силы Божьего слова (40:6-8), Божьего победоносного спасения (40:9-11), Его несравнимой силы и любви к Израилю (40:12-28) и обетования обновления в силе для всех, кто надеется на Него (40:29-31). Заключительная глава подтверждает Божье обещание утешить Свой народ (66:7-16). Главы 40-66 формируются евангелием Божьего присутствия: «Вот Бог ваш!» (40:9; ср. «Эммануил» в ст. 7:14). Другие выражения, указывающие на евангелие, – спасение (оправдание) и мир. «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: "воцарился Бог твой!"» (52:7).

 

Бог – непоколебимое основание Благой Вести. Он – Искупитель и Спаситель в главах 40-66 (напр., 49:26; 60:16). Только Он грядет с победой (62:11), чтобы спасти Свой народ от всякой неправды (59:16-18) и произвести суд над всякой неправдою. Спасение находится только в Его руках. См. окна 1, 4, 6, 7, 9.

 

 

Окно 7: ХВАЛА

 

Тема хвалы представляет собой характерную литературную особенность глав 40-55. Многие разделы завершаются призывом к хвале.[13] Хвала исходит благодаря «утешению» Яхве (40:1; ср. гл. 12). Чудесное искупление Божьего народа является новым Божьим делом, вызывающим новую песню хвалы (42:10). Народы и творение изображаются радующимися искуплению Израиля Богом. Бог грядет как могучий Воин, чтобы позаботиться о Своем народе (42:10-13; 44:23; 45:8; 48:20-21). Исаия персонифицирует радость природы и ожидает проявление радости у Божьего народа, но также осуждает слепоту Божьего раба, Израиля (42:18-20).[14] Пророк представляет себе хвалу, которая доносится от всего творения и от всех народов, когда они видят Божье «утешение» вернувшихся из плена израильтянам (49:13), а также преобразование Сиона и его окрестностей в Эдемский сад (51:3; ср. 52:9-10). Сион в образе матери призывается к хвале по причине бурного роста населения (54:1-3). Завершающая песнь передает радость всего творения, когда Божий народ возвращается из плена (55:12-13). Божье Слово истинно.

 

Главы 56-66 также поощряют выражение хвалы. Плач обернется хвалой (57:19; ср. Евр. 13:15). Лишение и гнет уступят место обеспеченности и охране, что в свою очередь приведет к прославлению Бога (62:8-9; 65:11). Пророк призывает печалящихся людей (61:1-3) ожидать спасения с песней хвалы, в которой используется образ брачных отношений и священства (61:10-11). Более того, Сион станет известен как город славословия и спасения (60:18; ср. 62:11; см. 64:11). Народы придут, возвещая славу Господа (60:6; 61:3).

 

Лука представляет Евангелие как новый исход, в котором Христос, Искупитель Своего народа, провозглашает весть утешения, отдает Себя на смерть ради спасения Сиона и одерживает победу над смертью.[15] Он описывает раннюю Церковь как получившую блага Христова искупления, свидетельством чего является ее радость, количественный рост ее членов, распространение Евангелия из Сиона и провозглашение Царства Христа (Деян. 2:47; 4:21; 10:46; 11:18; 21:20). Хвала является добродетелью всех, кто следует за Христом, как видно на примере апостола Павла, который устанавливает связь между страданием, утешением и хвалой (2 Кор. 1:3-7). См. окна 1, 6, 8.

 

 

Окно 8: НОВЫЙ ИСХОД

 

Образ Нового исхода представляет собой полезную парадигму. Во время первого исхода Яхве вывел Израиль из Египта, когда тот поспешно покидал страну, забирая у египтян их богатство. Народ пережил десять знамений («казней») Божьего владычества над Египтом, но вскоре проявил духовное неповиновение в пустыне. Израильтяне роптали и были непослушны, но Моисей, раб Господний, ходатайствовал и страдал от лица всего Израиля. В конце своей жизни он не смог ввести Израиль в покой, и Иисус Навин стал преемником Моисея, завоевывая обетованную землю. Израиль нечасто переживал предлагаемое ему благословение, потому что подпадал под проклятия завета до тех пор, пока не был отведен в плен. Новый исход основывается на примере первого исхода. Он помогает понять как богословие Исаии, так и богословие Нового Завета. Наш Господь и апостолы объясняют и развивают понимание «Евангелия Иисуса Христа» в свете учения Исаии о Новом исходе.

 

Новый исход – это представление пути на Сион.[16] Он начинается с провозглашения благой вести о том, что Господь грядет, чтобы освободить Свой народ и заботиться о нем во время его следования к Сиону (40:1-5, 10-11; 43:1-7; 48:20-21; 51:6-11; 52:1-9; 55:12-13). Путешествие включает в себя выход из Вавилона, период иудейской диаспоры и собирание Божьего народа из всех народов (48:20-21; 52:10-11). Слава Господня свидетельствует о непрестанном Божьем присутствии, дарующем попечение и охрану (35:1-2, 7-10; 40:3-5; 41:17-20; 42:16; 43:19-21; 49:9-11; 52:12; 62:10-12). Восстановление Израиля завершится, когда он войдет в Сион - Божий царский город, который приготовлен для Его рабов (44:26; 45:13; 54:11; ср. 35:10).[17] Исаия представляет себе откровение Божьей славы в творении одновременно с Божьим откровением в преобразовании Сиона (51:3; 60:1; ср. 35:10; 43:19-20; 49:9-10; 55:12-13). Приведенная ниже таблица представляет элементы преобразования.

 

ПЕРВЫЙ ИСХОД

НОВЫЙ ИСХОД

Из Египта

Из Вавилона

Моисей – Божий посредник

Раб (рабы) Господа – Божьи посредники

Казни и поспешный уход

Постепенный уход

Божья победа

Божья победа

Испытание в пустыне

Попечение в «пустыне»

Откровение на горе Синай

Бог – Учитель Израиля

Ожесточение

Дух Божий

Откровение Божьей славы Моисею

Откровение Божьей славы Божьему народу и другим народам

Священство во времена кризиса

Святой народ и царское священство из Израиля и других народов

Племенной строй и индивидуализм

Единство народа Божия

Люди гибнут в пустыне, и Моисей оставляет их с возможным проклятием пленения

Быстрый рост населения, благословение праведного остатка, новозаветное общество

Противостояние народов

Участие народов

Страх

Радость

Завоевание земли: синкретизм и власть народов

Вход в Сион: окончание зла и начало нового творения

 

Исаия призывает людей не полагаться на экономические, социальные и религиозные структуры Вавилона (52:11; ср. Откр. 18:4). В отличие от мятежного Израиля, Исаия видит неоскверненный искупленный народ (35:5, 8-10) и исполненных Духом членов заветного общества (44:3-5; 45:24-25; 59:21; 60:21).

 

В то время как исход был единократным событием, выход из пленения (Вавилона) распространяется на всю историю Божьего народа. Народы будут участвовать в Божьем искуплении, а не препятствовать ему (60:4-18; ср. 11:10-12; 49:22-26; 61:6-11; 62:2-5, 12-21). На горе Сион они получают Божий закон (2:2-4), становятся гражданами Божьего Царства (19:24-25), совершают достойное поклонение Богу (56:6-7) и даже могут служить Ему как левиты и священники (66:21). А народы, которые не захотят установить взаимоотношения с Богом, подобно Египту во времена первого исхода, испытают на себе могучую наказывающую десницу Яхве (40:10; 43:16-17; 50:2-3; 51:9-11; 59:16-18; 60:12; 63:5).

 

Образ нового исхода также уместен для представления Божьего плана искупления.[18] Евангелист Матфей представляет исход как прообраз путешествия Иисуса в Египет и последующий выход из него (Матф. 2:15; ср. Ос. 11:1). Павел сравнивает жизнь Церкви с жизнью древнего Израиля (1 Кор. 10:1-11). В Послании к Евреям говорится о христианской жизни как о вхождении в Божий «покой» (Евр. 4:1-13; ср. 3:1-6). Казни в книге Откровения также напоминают о Божьем избавлении Израиля из Египта. Образ изгнания присутствует в посланиях Иакова (1:1) и Петра (1 Пет. 1:1-2). Иоанн использует Вавилон как образ евреев в рассеянии и жизнь христиан в изгнании (Откр. 17-18). Божий народ все еще ожидает полного избавления и восстановления от Своего Спасителя, Господа Иисуса Христа (1 Пет. 1:3-5). См. окна 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9.

 

 

Окно 9: ИИСУС ХРИСТОС – РАБ ГОСПОДНИЙ

 

Пророчества Исаии составляют неотъемлемую часть текстов Нового Завета, помогая читателям составить полную картину. Благодаря служению и учению Иисуса, обнаруживаются предопределенные образы, запечатленные в пророческом слове. В повествовании Матфея мы читаем о том, что в Иисусе исполняется пророчество Исаии об «Эммануиле», Который действительно спасает и приносит прощение, будучи воплощением Бога (1:21-23). Он – «Христос, Сын Бога живого» (16:16). В повествовании Марка Иисус ясно отождествляется с Евангелием Царства. Марк начинает свое Евангелие следующими словами: «Начало Евангелия Иисуса Христа» (1:1; ср. Ис. 40:9), которое полностью соответствует вести пророка Исаии, и которое Марк затем характеризует как приближение Царства и ожидаемый отклик веры и покаяния (1:14-15).[19] Евангелист Лука определяет служение Иисуса и апостолов, цитируя отрывок из Исаия 61:1-3, которое также подтверждается другими текстами из книги пророка Исаии. Он говорит, что служение Иисуса и Его апостолов включало в себя проповедь, исцеление и утешение (Лук. 4:17-19).[20] Апостол Павел называет себя «рабом Господа Иисуса» и также отождествляет себя с исполнением миссии Исаии: «Раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию. … Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его» (Рим. 1:9). Он также называет себя рабом, получившим поручение нести свет языческим народам (Деян. 13:47; ср. 42:6; 49:6). Апостол Петр призывает христиан облечься в смирение, участвуя в страданиях Христа (1 Пет. 2:21-24; 4:13-19). Таким образом, миссия Иисуса продолжается в апостолах и в Его Церкви. См. окна 1, 3, 4, 6, 7, 8.

 

 

Окно 10: ПРОРОКИ, СВЯЩЕННИКИ И ЦАРИ

 

Пророк ассоциирует пророческие, священнические и царские образы с рабами Господа, как выражение их близких взаимоотношений с Яхве. В своем пророческом служении они получили Дух Господний (59:21; 61:1; ср. 48:16б). Рабы Господни получили поручение от Бога и силу от Духа Божия (ср. 59:21), чтобы провозглашать благую весть новой эры Божьего благоволения (61:2; 60:11; 49:8).[21] Благодаря исполненному Духом провозглашению (гл. 61-62), рабы Божьи продолжают служение Моисея, Исаии и пророков, провозглашая благую весть, испытывая страдания ради народа Божьего и ожидая Божьего оправдания и прославления Его народа. Именно им принадлежит служение, и о них говорится в видении нового народа Божьего. Подобно Исаии, они увидели Святого Израилева, чья праведность одержит победу. Их миссия утешения будет завершена, потому что Бог дарует им Свой Дух (61:1-2; ср. 48:16б). Они предвкушают служение Господа Иисуса Христа и Его апостолов (Лук. 4:18-21) и передают свое наследие всем верным Божьим рабам в будущих поколениях.[22]

 

В своем священническом служении они переживают полное изменение – от священства Аарона до так называемого всеобщего священства (61:6). Они являются причастниками совершенства, которого достиг Моисей, и становятся «народом святым и царственным священством» (62:12; ср. Исх. 19:6). Они следуют путями Господними (54:13), потому что являются Его учениками и Его Слово пребывает в них (59:21; ср. 51:7). Говоря образно, они получают «богатство» народов (60:5-7, 11; 66:12). Парадокс заключается в том, что это священство открыто как для всего Израиля (61:6), так и для всех народов (66:20-21; 56:2-6).

 

В своем царском служении они считают себя представителями великого Царя. Яхве возобновляет с ними завет, который Он заключил с Давидом (55:3-5). Расширение завета является выражением завета мира (54:10), который гарантирует будущее для всех Божьих рабов. Они – Божьи руководители, которые служат под знаменем Своего Царя (55:5).[23] Подобно Давиду, они помазаны Господним Духом (59:21; 61:1; ср. 11:1-2), призваны к руководству (55:3-5) и от них ожидается, что они будут образцом праведной и мудрой жизни (56:1). Они – люди с сильным характером (преданные, праведные, мудрые), которые ожидают, провозглашают и живут так, как сказано в видении о Сионе (59:16б-60:22; 65:17-24), что гарантирует им Божье славное присутствие и их причастность к царскому прославлению Сиона. См. окна 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.


[1] Торстен Ухлиг, Тема ожесточения в книге пророка Исаии: Анализ коммуникативного акта. Изучение Ветхого Завета 39. Тюбинген: Mohr Siebeck, 2009.

[2] Линдсей Уилсон, «Мудрость в книге пророка Исаии», 145-67.

[3] См. Николас Уолтерсторфф, Правосудие: добро и зло (Принстон: Princeton University Press, 2008), а также Правосудие в любви (Grand Rapids: Eerdmans, 2011).

[4] Торстен Улиг, «Слишком тяжело понять? Причина ожесточения в книге пророка Исаии» в Толкование на книгу пророка Исаии, 62-83.

[5] Уильямсон связывает образ корня, использованный Исаией, (6:13б) с примером мертвого дерева (1:29-31), образно представляющего Божий суд (см. Х. Г. М. Уильямсон, «Исаия 6, 13 и 1, 29-31» в Изучение книги пророка Исаии: Festschrift Willem A. M. Бойкен, Дж. Ван Руйтен и M. Вервенне), ред. [Leuven: Leuven University Press, 1997], 121-24). См. также Гиниллиат, «Богословская экзегетика», 225. Кирстен Нильсен развивает образ дерева в книге пророка Исаии, см. Есть надежда для дерева: Дерево как метафора в книге пророка Исаии. Журнал для изучения Ветхого Завета. Дополнительное издание 65 (Sheffield: JSOT, 1989).

[6] У. А. М. Бокен, «Основная тема «Тритоисаии»: Рабы Яхве» JSOT 47 (1990), 67-87. См. также его статью «Слуга и глашатай благой вести: Исаия 61 как толкование Исаия 40-55» в Книга пророка Исаии (ред.) Дж. Вермейлен. BETL 81 (Leuven: Leuven University Press, 1989), 411-40.

[7] Гиниллиат, «Богословская экзегетика», 228.

[8] Уолтер Роуз, «Мессианские ожидания в Ветхом Завете». In die Skriftig 35(2) 2001: 275-88.

[9] См. Бревард С. Чайлдз, Исаия. Ветхозаветная библиотека (Louisville.: Westminster John Knox, 2001), 105.

[10] Относительно употребления терминов «праведность» и «правосудие» см. Уильямсон, «Книга пророка Исаии», 374-75.

[11] Ричард С. Шульц, «Национализм и универсализм в книге пророка Исаии» в Истолковывая Исаию, 122-144.

[12] См. развитие темы утешения, представленное Рольфом Рендторфом, «Написание книги пророка Исаия» в Канон и богословие: Прелюдия к ветхозаветному богословию (Миннеаполис: Fortress, 1993), 146-69.

[13] См. Рендторф, Ветхий Завет, 194.

[14] Рикки Е. Уоттс, «Утешение или противостояние? Исаия 40-55 и отсрочка нового исхода», Tyndale Bulletin 41.1 (1990) 31-59.

[15] Дэвид У. Пао, Деяния и Новый исход Исаии (Grand Rapids: Baker Academic, 2002).

[16] Бо Хен Лим, «Путь Господний» в книге пророка Исаии. Библиотека еврейской Библии/Изучение Ветхого Завета 522 (Лондон: T&T Clark, 2010); Ганс М. Барстад, Путь в пустыне: «Второй исход» в послании второй части книги пророка Исаии. Журнал семитского изучения, монография 12 (Манчестер: University of Manchester Press, 1989).

[17] Комментарии Ричарда Л. Шульца: «Однако основное внимание сосредоточено на прославлении Бога и Сиона» (DOTP, 341).

[18] Пао, Деяния и Новый исход в книге пророка Исаии.

[19] К. А. Эванс, «От Евангелия к Евангелию: Функция Исаии в Новом Завете» в Написание и чтение свитка пророка Исаии: Изучение традиции толкования, ред. К. Г. Бройлес и К. А. Эванс. VTSupp 70 (Leiden: Brill, 1997), 2:651-92.

[20] СМ. Дэвид У. Пао и Экхард Шнабель, «Лука», в Комментарии на употребление Ветхого Завета в Новом Завете, ред. Г. К. Биль, Д. А. Карсон (Grand Rapids: Baker Academic, 2007), 287-90.

[21] См. редакторско-критическое изучение Якова Стромберга «Понимание Исаия 61:1-3 в свете толкования самой книги Исаии» в Истолковывая Исаию, 261-72.

[22] Дэвид У. Пао и Экхард Шнабель считают, что цитату из Ис. 61:1-2 в Луки 4:18-19 необходимо понимать как комментарий Луки на служение Иисуса и Его апостолов, представленное в Евангелии от Луки и в книге Деяний  («Лука», 290).

[23] См. У. А. М. Бокен «Ис. 55, 3-5: Новое понимание Давида». Bijdragen 35 (1974): 49–64. H. G. M. Williamson, Вариации на тему.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.