12.09.2014
Скачать в других форматах:

Vindiciae contra tyrannos

Защита против тиранов

«Защита», опубликованная в 1579 неким Юнием Брутом (скорее всего, это был псевдоним Филиппа Дюплесси-Морная), стала, вероятно, самым знаменитым и уж точно самым всеобъемлющим трактатом монархомахов. В обсуждении четырех вопросов раскрывается идеология сопротивления, разработанная гугенотскими политическими мыслителями во Франции в 1570-е годы.

Главная мысль в «Защите» вращается вокруг идеи двух заветов. Первый состоит в договоре между Богом, королем и низшими магистратами. На основании этого завета в «Защите» указывается, что, поскольку и король, и низшие магистраты «назначены Богом править справедливо и от Его имени», то низшие магистраты имеют религиозную обязанность противиться королю, если тот «низлагает закон и Церковь Божью».

Второй завет касался договора между королем и народом. В «Защите» утверждается, что, в положении естественной свободы, народ решил учредить королевскую власть – для собственного блага и защиты своих прав. Согласно «Защите», короли должны всегда помнить, что «они правят от Бога, но при этом властью народа и для его блага». Однако, поскольку для граждан, скажем, Франции было физически невозможно  собраться всем вместе и заключить договор с королем, то народ передал свою власть сообществу низших магистратов, которые и заключали договор с королем. Как подчеркнуто в «Защите», заключение такого договора не подразумевало, что народ отказывается от своего изначального суверенитета. Продвигая идею о народном суверенитете, автор «Защиты» утверждал, что короли «должны почитаться не кем другим, как только слугами народа». Потому, если король нарушил договор, у народа было моральное право противостоять ему. Как говорится в «Защите», «если князь нарушил обетование, народ освобождается от долга повиновения, а договор теряет силу». Тем не менее, это право принадлежало не каждому гражданину в отдельности, а народу, который коллективно учредил королевскую власть. Только низшие магистраты, которым народ коллективно передал свой «авторитет и власть», были морально уполномочены и даже обязаны противиться тирану. По словам «Защиты», «каждый магистрат обязан смягчить, и, насколько для него возможно, исправить тяготы державы, если увидит, что князь или другие государственные мужи своей слабостью или порочностью угрожают ее благополучию».

Из книги Martin van Gelderen, «The Political Thought of the Dutch Revolt 1555-1590», с.270-271.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.