30.05.2014

Дональд Уитни

Духовное возрастание в христианской жизни

Скачать в других форматах:

Глава 11. Ведение дневника для достижения благочестия

Нельзя отрицать, что сегодня существует огромная нужда в возвращении к посвященной жизни. Если что-нибудь и характеризует сегодняшний протестантизм, то это отсутствие духовных дисциплин или духовных упражнений. А ведь именно эти дисциплины формируют саму суть посвященной экими. И не будет преувеличением заявить, что это является потерянной частью в современном протестантизме.

Дональд Блаш

Ведение дневника обворожительно привлекает всех, кто слышит о нем, больше, чем, наверное, какая-нибудь другая дисциплина. В основном это потому, что ведение записей объединяет библейское учение и повседневную жизнь, которые благодаря этому, как две огромные реки, сливаются в одну. Так как на пути по реке жизни в Небесный Град у каждого верующего встречаются повороты, опасности и неожиданности, с которыми он еще не сталкивался, то эта идея ведения записей чем-то напоминает приключения, которые являются неотъемлемой частью христианского роста.

Хотя в Писании нет заповеди вести дневник, но эта идея явно видна в Библии. И Бог постоянно благословлял ведение дневников и записей еще с библейских времен.

Что такое ведение дневника?

Дневник (синоним этого слова - "ежедневник") - это книга, в которую человек записывает различные переживания и происшествия. Если вы христианин, то в вашем дневнике должны быть записи дел и путей Божьих в вашей жизни. В вашем дневнике также может содержаться оценка ежедневных событий, личные отношения, записи открытых вам мест Писания, а также список молитвенных просьб. В дневнике также могут сохраняться идеи, полученные во время молитвенного общения, и продолжительные теологические рассуждения. Дневник - это одно из самых лучших мест для обзора вашего прогресса в духовных дисциплинах и для прослеживания того, как вы достигаете своих целей.

Ваши чувства и мнения о разных событиях и происшествиях сплетаются из ваших записей. В центре ведения дневника лежит ваше личное отношение ко всему этому и рассматривание вещей на вашем личном духовном уровне.

В самой Библии содержится множество примеров богодухновенных записей. В Псалмах записан личный духовный путь Давида с Господом. Дневник Иеремии, в котором он записывал свои чувства о падении Иерусалима, мы называем Книга Плач Иеремии.

Читая эту главу, подумайте с молитвой о том, чтобы присоединиться к тем Божьим людям, которые дисциплинировали себя в ведении дневника "для достижения благочестия". Помните, что цель - как можно больше преобразиться в Иисуса должна быть основной причиной для начинания любой духовной дисциплины, включая и эту. Со свежестью в вашем уме задумайтесь над словами, которые сказал Маурик Роберте о ведении дневника:

"Ведение дневника является логически неизбежным, когда человек чувствует побуждение преобразить свое сердце и жизнь в образ Христа. Никто не будет вести записи своих томлений, страхов, грехов, переживаний, провидений и стремлений, если он не убежден, что эти записи очень ценны для его духовного прогресса. Именно такое убеждение сделало записи обычным явлением в ранние времена. И мы хотим сказать, что ведение дневника должно быть вновь оживлено, и что-то нужно сказать в его защиту".

Ценность ведения дневника

Ведение дневника не только способствует духовному росту, но также является ценной помощью для многих других аспектов духовной жизни.

Помощь в самопонимании и оценке

В Римлянам 12:3 нам сказано иметь о себе надлежащее представление: "Не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил". Конечно же, ведение дневника не является гарантией против тщеславия или самоунижения, но простое записывание событий дня и замечание моей реакции на них быстрее побуждает меня исследовать себя на более глубоком уровне.

Это не является второстепенной или незначительной нуждой в нашей жизни. Джон Кальвин, чья теология больше всего сосредоточена на верховной власти Бога, написал на первой странице сборника своих классических тезисов: "Без познания себя не существует познания Бога". Он объяснял, что познание себя и своего состояния побуждает нас к поискам Бога. Через дневник Дух Святой может показывать нам области греха и слабости, пустоту того пути, который мы избрали, Он может показывать наши мотивы и другие вещи, которые превращают страницы дневника в путь к поиску Бога.

В 1803 году на собрании "Еклектического общества", где каждую неделю собирались евангельские служители Лондона, чтобы заострить свои познания и углубить свое общение, обсуждая теологические вопросы, Иосия Пратт подчеркнул ценность дневника в самоисследовании:

"Ведение дневника в какой-то степени развивает бдительность. Многие проводят свою жизнь наугад. Они впадают в определенные религиозные привычки и, возможно, поэтому не попадают под сильные искушения. Они постоянны в церкви, в таинствах, в своей семье. Они читают Библию и каждый день молятся втайне. Но на этом все заканчивается. Они почти ничего не знают о прогрессе или падении внутреннего человека. И, таким образом, у этих христиан низкий уровень духовных достижений. Действие греха не замечается должным образом, и поэтому человек не ищет благодати, чтобы победить грех; и плодородные дела благодати также не заметны, а посему они не развиваются и не взращиваются. В таком случае дневник может повысить духовный стандарт таких людей благодаря восхитительной бдительности".

При ведении дневника "прогресс или упадок внутреннего человека" можно заметить, например, через наблюдение за происшествиями, которые раньше в вашей жизни не случались. Когда я просматриваю мои записи, сделанные месяц, шесть месяцев, год назад, я вижу себя и события более объективно. Я могу проанализировать свои мысли и действия, не находясь под влиянием тех чувств, которые были у меня в то время. При таком подходе мне легче проследить, был ли у меня духовный подъем или же упадок.

Ведение дневника - это не время для написания новелл. Тем не менее оно также не является оправданием нашей эгоцентричности за счет этого нуждающегося мира. Говоря о пуританах и их отношении к обществу, Эдмунд С. Морган цитирует выписки из дневника одного благочестивого юноши, который во время своей болезни, от которой умер в конце XVI века, вел записи. В них этот молодой человек оценивает, проявил ли он достаточную любовь к другим. Затем Морган говорит:

"Тот факт, что многие пуритане вели дневники такого рода, помогает объяснить их стремление к социальной добродетели: дневники были итоговыми показателями актива и пассива их веры. Открывая эти книги, они записывали падения нравственности с немедленным выражением покаяния и затем, чтобы восполнить такой упадок, совершали дела веры. Катон Матер старался записать в своем дневнике хотя бы один благой поступок каждый день недели".

Если правильно использовать дневник, то он может в какой-то мере побуждать нас к добродетели по отношению к другим людям, а не только к сосредоточению на себе.

Дневник может стать зеркалом в руках Святого Духа, в котором Он покажет Свой взгляд на наши подходы, мысли, слова и действия. Так как мы будем давать отчет за все это на Суде, оценивание их является мудростью.

Помощь при размышлении

Кажется, что сейчас в библейском размышлении заинтересовано столько христиан, как никогда раньше (Иисуса Навина 1:8; Псалом 1:1-3). Тем не менее настоящее серьезное размышление требует сосредоточения, которое редко встречается в сегодняшнем торопливом обществе, отвлеченном разнообразной информацией.

Я читал рассказ одного англичанина, который был убежден, что нигде в мире нет такого густого тумана, как на его родном побережье. Однажды, ремонтируя крышу своего дома, он, по его словам, был в таком густом облаке, что наугад перебирался на другой конец крыши, не видя абсолютно ничего в тумане. Без ручки в руках я могу так сильно заблудиться в своих размышлениях, что не смогу связать одну мысль с другой, и в конце концов ничего не вижу в тумане своих мечтаний, в то время как мне следовало бы размышлять в свете Писания. Дисциплина записывания своих размышлений в дневник помогает мне сосредоточиться.

Когда я сижу с ручкой и листом бумаги в руках, это также увеличивает мое ожидание услышать голос Божий, когда я размышляю о Нем и Его Слове, лежащем передо мной. Когда я ходил в школу, я всегда слушал внимательнее, когда вел конспект. Точно так же я более внимательно слушаю проповедь, если при этом записываю значительные мысли той или иной главы. Точно такой принцип применим и к ведению дневника. Записывая свои размышления над каким-нибудь местом Писания, я более четко слышу тихий спокойный голос Бога, когда Он говорит ко мне через Слово.

Помощь при выражении Господу мыслей и чувств

Какой бы близкой ни была дружба или каким интимным. ни был бы брак, мы не всегда можем сказать другим то, что мы думаем. И все же иногда наши чувства так сильны и наши мысли так переполнены, что нам необходимо как-то выразить их. Наш Отец всегда желает выслушать нас. "Излейте сердца ваши перед Ним", - сказано в Псалмах.

Дневник - это место, где мы можем дать полную свободу фонтану нашего сердца, где мы можем откровенно излить нашу страсть перед Господом.

Так как человеческие чувства и эмоции находятся между весельем и унынием, мы можем увидеть и то, и другое на страницах нашего дневника. Так было во всех известных дневниках церковной истории. Заметьте глубину, в которой обнаружил себя Давид Брейнерд:

"Господень день, 16 декабря 1744 года. Был в таком подавленном состоянии, что не знал, как жить дальше. Я страстно желал смерти; моя душа была затянута в глубокие воды, которые готовы были утопить меня. Я был так стеснен, что моя душа была в каком-то ужасе. Я не мог настроить свои мысли, чтобы помолиться хотя бы минуту без отвлечения и лести. Мне стало ужасно стыдно, что я не жил для Бога. Я бес^ покоился не так о своем спасении, как о том серьезном влиянии, которое мог оказать на вечность (настолько, насколько я мог это предвидеть). Я собирался проповедовать индейцам, но при этом моя душа была в муках. Я был так подавлен разочарованием и отчаянием, что зашел в тупик. Я не знал, ни что сказать, ни что предпринять".

С другой стороны, спустя немного времени в его дневнике видно глубокое выражение радости:

"Господень день, 17 февраля 1745 года. По-моему, в своей жизни я еще никогда не говорил о Божьей благодати с такой свободой и ясностью. После этого я ревностно призывал детей Божьих обновиться и прийти и пить от этих потоков живой воды, от которых они впоследствии испытали неизреченное удовлетворение. Для меня это было большой отрадой. В собрании было много слез, и я не сомневаюсь, что Дух Божий был там, убеждая несчастных грешников в их нужде во Христе. Вечером я чувствовал покой и отраду, хотя и был очень уставший. Я ощущал славу и прелесть Бога; и моя душа радовалась, что Он есть "сущий над всем Бог, благословенный во веки". Но я был стеснен компанией, и был уставшим от разговоров, и очень хотел остаться наедине с Богом, чтобы вовеки благословлять Его за милость этого дня, за то, что Он ответил мне в радости моего сердца".

Вы, возможно, читаете слова Брейнерда и думаете так же, как и я, что ничего подобного никогда не происходило с вами. Был ли он странным? Жил ли он на каком-то высшем духовном уровне, недоступном для таких христиан, как я? Может ли разница между тем, что переживал он с Богом, и тем, что переживаю я, быть объяснена исключительно разницей наших времен? Неужели я какой-то странный только потому, что не могу выразить в письме такие эмоции по отношению к Богу, какие были у него?

Я считаю, что каждое Божье чадо может пережить даже больше того, о чем говорил Брейнерд, а дневник может помочь этому. Маурик Роберте объясняет:

"Духовные записи обязательно углубят и освятят в какой-то степени эмоциональную жизнь Божьего чада. Будет очень хорошо, если мы станем более эмоционально глубокими в разных вопросах нашей веры. Наш век не очень глубок в чувствах. Библейские мужи постоянно изображаются плачущими и рыдающими, вздыхающими и стонущими, а также сияющими от радости. Одна мысль о Боге приводила их в восторг. У них была страсть во всем стать такими, как Христос. И нам должно быть стыдно за то, что мы такие холодные и бесчувственные, несмотря на все то, что сделал Бог для нас во Христе. ...Поэтому ведение записей может помочь нам задуматься обо всем этом".

Уравновешивая нас и побуждая нас более глубоко размышлять о Боге, дневник также помогает нам и чувствовать Бога более глубже. Он предоставляет возможность разделить неуловимую серость ума и сердца на белое и черное. Тогда мы можем лучше говорить с Богом - как умом, так и духом.

Это помогает помнить Божьи дела

Многие люди очень быстро забывают о полученных ими Божьих благословениях. Лишь только тогда, когда они переезжают на новую квартиру и им приходится перевозить все эти материальные благословения на новое место, они вдруг начинают понимать, как много добра Бог сделал для них. Точно так же и мы очень часто забываем о том, как Бог отвечал на конкретные наши молитвы, в нужное время посылал Свое обеспечение и заботился о нас, творил дивные и чудные вещи в нашей жизни. Но если бы мы записывали все эти Божьи дела, мы не забывали бы их.

Ведение дневника помогает нам быть такими, как Асаф в Псалме 76:12-13, где он сказал: "Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних. Буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях". Даже цари Израиля должны были, согласно повелению Господа, собственноручно переписать закон Моисея, чтобы помнить все то, что Бог сказал и сделал в жизни патриархов (Второзаконие 17:18).

Свидетельство Люси Шо, вдовы покойного христианского писателя Хэрольда Шо, иллюстрирует то, как ведение дневника является не только очень полезным делом, но существенным для того, чтобы помнить, насколько дела Господни важны для вас.

"Всю свою жизнь я считала, что мне нужно вести дневник. Но я никогда не делала этого, пока несколько лет назад не узнала, что мой муж болен раком. Это привело нас к нелегкому переживанию, из которого мы много чему научились и столкнулись с такими вещами, с которыми никогда ранее не сталкивались. Находясь в таких ужасных обстоятельствах, мы вопияли к Господу: "Господи, почему мы не видим Тебя во всем этом?" И мне пришла важная мысль, что мне нужно записывать все, что происходит, иначе я просто многое позабуду, и все подробности тех дней, все события и все люди могут стать очень туманными. Поэтому я стала все это записывать".

Френсис Бэкон сказала об этом очень открыто:

"Если человек мало записывает, то ему необходимо иметь огромную память".

Ведение записей о делах Божьих может в огромной мере помогать в молитве и очень сильно поддерживать нашу веру. В этом ведение записей может принести огромную пользу. Сперджен, выдающийся баптистский проповедник второй половины XIX века, сказал:

"Иногда, будучи жертвой мысли, вселяющей сомнения, я говорил: "Вот теперь я даже не смею сомневаться в существовании Бога, ибо могу открыть свой дневник и сказать, что в такой-то день, находясь в скорбях, я преклонил колени пред Богом и после этого получил ответ на свою молитву "".

"Как полезно помнить прежние Божьи благодеяния, когда мы приходим просить новых", - сказал Стефан Чарнок, автор классической книги "Существование и качество Бога". Ведение записей - один из лучших методов хорошо помнить "прежние благодеяния Господа".

Ведение записей помогает создавать и сохранять духовное наследие

Ведение дневника является эффективным способом обучения наших детей Божьим путям и передачи нашей веры в будущее (Второзаконие 6:4-7; 2 Тимофея 1:5). То, что мы записываем сегодня, может произвести такое огромное духовное воздействие на будущее, что мы даже не можем себе этого представить. Мой отец неожиданно умер 20 августа 1985 года. Он управлял радиостанцией в одном небольшом городе. Каждое утро он вел тридцатиминутную программу, в которой звучала музыка и местные новости. На его столе я обнаружил христианские материалы для подготовки его последнего выхода в эфир. Там были слова из гимна Уильяма Копера "Бог действует загадочным образом". Я прочел их и нашел рядом с ними инициалы моего отца и дату 19 августа 1985 года. Это придало мне больше утешения и духовного укрепления, чем все остальное, сказанное кем-либо другим. После его смерти его старая гитара стала для меня таким предметом, который я лелеял более всего. Он начал свои выступления в те дни, когда все радиопередачи выходили только в прямом эфире. Он вел популярную передачу, в которой играл на гитаре и пел. В первый День Благодарения после смерти отца я просматривал футляр гитары и нашел там дюжины старых писем, датированных несколькими днями позже моего рождения. Все эти письма были написаны радиослушателями, которые желали порадоваться вместе с моими родителями о моем удачном, хотя и нелегком рождении. Из писем было видно, что отец гордился мной. Радиослушатели ссылались на то, как мой отец, выступая в эфире, выражал свою благодарность Господу за мое благополучное появление на свет. Я сидел на полу у открытого футляра, держа в руках фрагменты моего наследия. Из моих глаз текли слезы благодарения Господу за то, что осталось мне после от отца. Было бы так чудесно, если бы еще больше сведений о духовном хождении моего отца сохранилось в виде подобных записей.

Никогда нельзя недооценивать силу записанного свидетельства о вере, которое подобно капсуле, в которой хранится духовная сила, которой надлежит высвободиться в определенное время. Автор 101-го Псалма признавал эту силу, говоря о своем переживании с Богом: "Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа".

Помощь в прояснении и подчеркивании конкретных откровений и впечатлений

Старая пословица гласит, что мысли сами распутываются, когда проходят через уста или через ручку писателя. Согласно Френсис Бекон, в то время, как чтение делает человека полным, диалог - готовым, написание делает его правильным, аккуратным и точным. Я обнаружил, что, записывая размышления и откровения о Господе, я помню их намного дольше. А иначе в моей памяти мало чего остается до конца дня из тех впечатлений, которые я получил в молитве и чтении Библии.

Джордж Мюллер, великий молитвенный воин и муж веры, записывал в своем дневнике духовные переживания и откровения, полученные при чтении Писания.

"22 июля, 1838, В этот вечер я гулял по нашему садику, размышляя над Евреям 13:8: "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же ". Размышляя над Его неизменной любовью, силой и мудростью, молясь о себе и применяя также Его неизменную любовь, силу и мудрость к моим духовным и временным обстоятельствам, мне на ум внезапно пришла мысль о том, что существует острая нужда в создании приюта для сирот. Сразу же после этого я сказал себе: "Иисус в Своей любви и силе обеспечил меня всем необходимым для сирот, и в такой же неизменной любви и силе Он обеспечит меня всем необходимым и в будущем тоже". Осознавая неизменность нашего дорогого Господа, моя душа вдруг наполнилась потоками божественной радости. Где-то через минуту после этого мне принесли письмо, в котором был чек на сумму 20 фунтов стерлингов. В письме было написано: "Употребите эти деньги либо на цели вашего общества по изучению Писания, либо на открытие ваших приютов для сирот, либо на любое другое предприятие, на которое вам укажет Сам Господь". Это, конечно, небольшая сумма, но, ее достаточно для нужд сегодняшнего дня, а Господь обычно обеспечивает нужды именно сегодняшнего дня. Завтрашний день сам позаботится о себе". -

Когда полученные мной откровения во время личного общения с Господом прочно укрепляются в моем уме через ведение записей, я обнаружил, что также могу употреблять их и в дальнейшем: во время общения с людьми, консультаций, ободрений и свидетельств (1 Петра 3:15) .

Помощь в освещении целей и приоритетов

Ведение записей - это хороший способ хранить перед собой то, что мы хотим осуществить или подчеркнуть. Некоторые составляют в своих дневниках целые списки целей и приоритетов, то есть того, что они считают для себя самым главным, и затем просматривают эти списки каждый день. Я рисую небольшой прямоугольник в начале каждой записи. Затем я разделяю его на шесть маленьких квадратов одной горизонтальной чертой и двумя вертикальными. Каждый квадрат представляет собой определенное духовное дело, которое я хочу совершать каждый день, например, ободрить в чем-то хотя бы одного человека. Прежде чем записать в дневнике о сегодняшнем дне, я открываю сначала предыдущий и закрашиваю те квадраты, которые представляют собой достигнутые вчера цели. Некоторым это может показаться законничеством. Но для меня это способ постоянно помнить о делах, которые я хочу совершить для того, чтобы дальше продвинуться по направлению к основной цели - преображению в Христа (Филиппинцам 3:12-16).

Многим христианам сегодня известны решения, которые принимал молодой Джонатан Эдварде. Это были решения его души, принимаемые относительно использования времени, умеренности в пище, возрастания в благодати, обязанностей самоотречения и других 70 качеств, которые он желал воспитать в себе.

Эти решения намного отличались от сегодняшних двоящихся решений, принимаемых под Новый год. Это были цели и приоритеты, к которым Эдварде стремился всю свою жизнь. Однако немногие знают, как он оценивал свое поведение каждый день в свете этих решений и записывал результаты в дневнике.

В канун Рождества 1722 года он записал:

"Мои мысли о превосходстве Христа и Его Царства необычайно возвысились. Сегодня я решил, что в конце каждого месяца буду осматривать количество решений и нарушений, чтобы увидеть, увеличиваются они или нет. Я начну с сегодняшнего дня и буду наблюдать за моим еженедельным, ежемесячным, а в конце - ежегодным ростом".

Пример такого ведения записей мы находим на следующих страницах:

"5 января. Немного освободился от долгого и утомительного нежелания читать Писание. Результаты этой недели, к сожалению, были очень низкими и все это -благодаря чему? - благодаря избытку безразличия и лени; и если так будет продолжаться и дальше, я чувствую, что и другие грехи будут проявлять себя".

Джордж Витфилд, исполненный надежд евангелист Великого Пробуждения, очень запомнился нам своими страстными и неподражаемыми проповедями. Как и у его современника Эдвардса, дневник Витфилда показывает, что его духовность была, по крайней мере, настолько глубокой, насколько обширным было его влияние на мир. Его дневник начинается списком критериев, согласно которым он каждый вечер оценивал свое состояние:

"Была ли пламенной моя молитва?

Правильно ли я употребил время молитвы?

Молился ли я с восклицанием каждый час?

Думал ли я о том, как мои разговоры или действия могут послужить к славе Божьей?

Поблагодарил ли я Бога сразу же после любого удовольствия?

Планировал ли я что-нибудь на сегодня?

Был ли я простым и учтивым во всем?

Был ли я ревностным и предприимчивым в любом деле, полностью ли я выложился?

Был ли я кротким, радостным и приветливым во всех своих делах и поступках?

Был ли я гордым, надменным или злобливым по отношению к другим?

Сдерживал ли я себя в питье и еде?

Поблагодарил ли за пищу? Был ли я умеренным в сне?

Уделял ли я время, чтобы поблагодарить так, как сказано в правилах Уильяма?

Был ли усердным в учении?

Подумал лиг я или сказал что-нибудь недоброе о ком-то?

Исповедал ли я все грехи ?"

Каждая ежедневная запись в дневнике Витфилда разделена на две части, на каждую часть по странице. На первой странице он перечислял конкретную деятельность дня, а затем оценивал ее по этим пятнадцати вопросам. На второй странице, согласно сведениям Арнольда Даллимора, "он записывал любую необычную деятельность на протяжении дня, но прежде всего он давал свободу своему внутреннему человеку. Без всякого стеснения он записывал стремления своей души, исследования своих мотивов, серьезно упрекал себя за малейший неправильный поступок, а также всплеск хвалы Богу".

Как такие люди, как Эдварде и Витфилд, стали так необычайно преобразованы во Христа? Часть их секрета лежит в упражнении себя в ведении записей для поддержки самоотчета в своих духовных целях и приоритетах. И прежде чем искать причин, по которым мы не можем быть такими учениками, как они, давайте попробуем делать так, как делали они.

Помощь в поддержке других духовных дисциплин

Мой дневник - это место, в котором я записываю свой прогресс во всех духовных дисциплинах. Например, я также использую некоторые из этих маленьких квадратов для того, чтобы держать себя в отчете за такую дисциплину, как запоминание Писания. Для меня очень легко облениться и ускальзывать от запоминания Божьего Слова, которое является таким существенным для святости (Псалом 118:11). Как только я возвращаюсь к привычке не запоминать Писание, мне становится трудно отвязаться от нее. Но тем не менее, если у меня есть ежедневный стимул, такой как мой дневник, в котором я нахожу напоминание "упражнять себя в благочестии", мне намного легче оторваться от этой привычки.

Плоть, наша природная склонность ко греху, не содействует нашему духовному росту. И если мы не трудимся, чтобы умертвить дела плоти (Римлянам 8:13), то наше продвижение к благочестию будет очень медленным. Если мы не ищем пути практического взаимодействия со Святым Духом против свойственной нам склонности к духовной лени, мы не сможем назидать себя в нашей вере (Иуды 20) и вместо этого будем двигаться в сторону духовной энтропии.

Ноурик Роберте подчеркнул этот факт в статье "Куда исчезли святые?"

"В христианской святости не будет никакого заметного роста, если мы не трудимся, чтобы превозмочь наше естественное пренебрежение к тайным духовным упражнениям. Наши праотцы вели искренние дневники, в которых были записаны сражения души, Томас Шеферд, основатель Гарварда, писал в своих личных бумагах: "Со мной иногда происходит такое, что я скорее готов умереть, чем молиться...". Так происходит со всеми нами. Но не всем присуща такая искренность. Такие люди поднимались все выше только благодаря тому, что трудились в поту и слезах, развивая качества души. И мы также должны упражнять "себя в благочестии" (1 Тимофею 4:7)".

Миссионер Джим Эллиот использовал свой знаменитый сегодня дневник, чтобы орошать духовное упражнение, когда потоки ревности в нем иссякали. 20 ноября 1955 года, почти за два месяца до того, как он был убит в Эквадоре индейцами, он писал;

"...Еще сегодня я выборочно читал "За пределами" и считаю необходимым осуществить кое-что из прочитанного в моей личной молитвенной и посвященной жизни. Изучая испанский, я оставил чтение английской Библии, таким образом мой принцип регулярного посвященного чтения был нарушен, и я почему-то никак не могу восстановить его. Переводов и ежедневной подготовки к библейским занятиям не достаточно для укрепления моей души. Молитва наедине шла с трудом, потому что мой ум все время был заполнен мыслями о Бэтти. Сейчас мне очень трудно вставать с кровати по утрам. Я уже принимал решения на этот счет раньше, но никогда не придерживался их. Но завтра будет так: в 6 утра я должен быть одет и перед завтраком я буду изучать Послания апостолов. Да поможет мне Бог".

Скорее всего, желание возродить свою посвященную жизнь наполняло разум Эллиота много раз и до этого. Однако только после того, как он изложил его на бумаге, оно получило доступ к жизни, как вода к турбине, и поэтому то, что когда-то было простой флюидой, начало вырабатывать силу.

Когда я записываю радость и свободу, пережитую во время духовных упражнений, это также помогает мне еще больше утвердиться в их выполнении. Просматривая свои дневники, в которых я своей рукой писал о невыразимом восхищении проповедью Евангелия пожилым людям в Кеттег, которые никогда не слышали об Иисусе, или о том, как бразильские подростки отрекались от участия в спиритизме благодаря моей проповеди, желание любой ценой участвовать в международных евангелизационных миссиях утверждается во мне еще крепче. Читая о чувстве победы, пережитом в день поста, я исполняюсь голодом и жаждой пережить еще один день такого духовного насыщения.

Христианскую жизнь можно определить как живую личность. И если сказать, что упражнение чтения Библии является ее пищей, молитва - ее дыханием, то многие христиане смотрят на ведение записей, как на сердце этой личности. Оно качает поддерживающую жизнь кровь по сосудам дисциплин, связанных с ним.

Способы ведения записей

Как вести дневник? Ваш способ ведения дневника - это правильный способ... Для ведения дневника не существует правил!

Сегодня я зашел в местный христианский книжный магазин и заметил там дюжину книг, которые можно употреблять как дневник. Там были книга в обложках из ткани, в мягком и твердом переплетах. На страницах некоторых из них имеются мысли и цитаты духовных посвященных людей. Другие просто имеют чистые страницы с заглавиями: "Молитвенные просьбы", "Откровения из Писания" и др. Многие книжные магазины продают красочные книги чистых позолоченных страниц, которые очень пригодны для ведения записей.

Многие христиане считают, что практичнее всего использовать простые блокноты. Некоторые предпочитают общие тетради, но я считаю, что удобнее использовать отдельные блокнотные листы. Это дешевле, и, кроме того, использование чистых отдельных листов не заключает ваши записи в определенные рамки отпечатанной книги. С другой стороны, некоторые находят, что ведение записей в привлекательной книге стимулирует их постоянство в этом упражнении. (Некоторые думают совершенно противоположно: они считают, что их записи становятся какими-то мирскими, если записаны в таких красивых хранилищах. Они пишут реже и вскоре прекращают писать вообще.)

Еще я предпочитаю писать на отдельных листах, потому что так удобнее. Хотя удобно носить с собой книгу или блокнот для записей, еще удобнее носить всего несколько листов бумаги. Мои листы небольшие, легко помещаются в Библию, какую-нибудь книгу и вообще почти во все, что я ношу с собой. Я даже ношу в своем дипломате пачки бумаги для записей; они есть у меня и дома, и в церкви. Благодаря этому я могу записать любое внезапное прояснение, впечатление, разговор, цитату и т.д. Обычно я позволяю своим страничкам накапливаться в течение месяца. В начале нового месяца я беру эту пачку, скрепляю ее и храню дома. Это имеет двойное преимущество перед книгой или блокнотом: (1) если я теряю свой дневник - я теряю записи не больше, чем одного месяца, и потом (2) я легко могу вернуть назад, вставить новые страницы, фотокопии, относящиеся к предыдущим записям. Но тем не менее, несмотря на все сказанное, я считаю так: ваш стиль ведения дневника - это ваш стиль. Делайте все так, как вам нравится.

Те средства, которыми вы пользуетесь, чтобы изложить слова на бумаге, также повлияют на избранный вами формат. Мне нравится вводить свои записи в компьютер, потому что я печатаю быстрее, чем пишу, и потому, что отпечатанный на бумаге текст смотрится красивее. Однако зачастую мне нужно записать что-нибудь, когда я нахожусь в церкви, поэтому я набираю свои записи на печатной машинке. И все же иногда мне приходится писать рукой. Некоторые серьезно настроены на то, что записи нужно вести только вручную. Они считают, что это более непосредственно и непринужденно. Но я не со всем этим согласен, так как считаю, что скорость компьютера или печатной машинки позволяет свободнее выражать мысль в отличие от рукописания.

С возрастанием технологии, конечно же, увеличились и возможности ведения записей. Статья в "Чикаго Трибун" сообщает, что в Японии есть компания, которая применяет технологию, чтобы помочь занятым людям вести свои записи. Теперь те, кто чувствуют себя слишком занятым, чтобы сделать записи в конце дня, могут просто набрать номер и сказать все, что хотят. Все это записывается на пленку. В конце каждого месяца клиенту отсылается отпечатанный экземпляр его дневника в привлекательной обложке. Но это, возможно, понравятся только тем, кто всего лишь желают записывать факты и события дня. Лично мне это кажется слишком открытым способом ведения записей, которыми я пользуюсь для взаимодействия с Господом и значительного духовного роста. Мне трудно представить, как я могу выразить свои самые глубокие мысли и чувства к Господу по телефону, зная, что счет за этот звонок растет с каждой минутой! Я уже не беру во внимание тот факт, что кто-то должен прослушивать интимную сторону вашего дневника, чтобы напечатать ее на бумаге. Несмотря на технологические преимущества в ведении записей, всегда останется место для простой ручки и листа бумаги.

Те, кто используют какие-то средства, а не ручку и бумагу, будьте осторожны, чтобы вы не вели ваши записи только тогда, когда у вас есть доступ к компьютеру или к печатной машинке. Многие из самых лучших записей делаются во времена уединения от обычных обстоятельств. Многие из самых запомнившихся мне записей я сделал во время поездок, когда мог писать только рукой. Они не выглядят так красиво, как напечатанные записи, но, сравнивая внешний вид страниц, я могу сравнить ценность того, что изложено на них. Я предостерегаю вас: не будьте привязаны только к одному методу ведения записей.

Начиная новую запись, попытайтесь написать один стих или мысль, которая произвела на вас впечатление при чтении Библии. Поразмышляйте над этой мыслью несколько минут, затем изложите свои просветления и впечатления, а затем подумайте, как можно добавить недавние события вашей жизни, чувства и реакцию на них, краткие молитвы, радость, успех и неудачи, цитаты и т.д.

Не думайте, что "официальное ведение записей" (такого не существует!) означает, что вы должны написать определенное количество строк каждый день или вообще что вы должны писать каждый день. Я стараюсь вести дневник каждый день. Но если у меня не получается, я отказываюсь чувствовать себя виновным в этом. Когда я вижу, что у меня появляется едва заметное безразличие к ведению записей из-за того, что я не пишу уже какое-то время, я заставляю себя написать хотя бы одно предложение в день. Но это одно предложение почему-то непременно вырастает в целые страницы.

Более широкое применение

Как и любая другая дисциплина, ведение дневника может приносить плоды на любом уровне

Ведение записей будет приносить пользу несмотря на то, как хорошо вы пишете, думаете или выражаете свои мысли. Пишете ли вы каждый день или нет, пишете ли вы много или мало, парит ли ваша душа так же, как душа псалмопевца, или же вы с трудом переходите от мысли к мысли - ведение записей в любом случае поможет вам возрастать в благодати.

Как бывает и со всеми другими духовными дисциплинами, ведение записей требует настойчивости в прохождении через сухие времена

Новизна ведения записей, вселяющая в вас желание заниматься этой дисциплиной, вскоре исчезнет, поэтому для ее продолжения понадобится приложить некоторые усилия. Могут также настать и такие времена, когда у вас не будет никаких откровений из Писания или ваши переживания с Богом покажутся вам недостойными того, чтобы о них писать. В то время как уменьшение объема записей или даже их прекращение в какой-то день или промежуток времени является вполне допустимым, помните, что в конечном итоге вы должны приложить усилия к тому, чтобы пройти этот барьер и насладиться той пользой, которая обязательно будет сопутствовать вашему ведению дневника. Другими словами, не прекращайте полностью эту дисциплину только из-за того, что восхищение первого дня может полностью исчезнуть. Это непременно произойдет. Можете этого ожидать. Но также ожидайте и того, что вам понадобится и настойчивость.

Как и в случае со всеми дисциплинами, сначала вы должны начать ведение записей, и только потом переживете на личном опыте их ценность

Ирландец по имени Томас Хаустон был пастором пресвитерианской церкви в городе Нокбрекен, в графстве Дон (возле современного Белфаста), в течение 54 лет в 1800-х годах. В начале своего служения там он начал вести дневник, который назвал "Дневник Божьего промысла и Божьих действий, направленных на самого большого грешника на земле". 8 апреля 1828 года он записал в дневнике о своей внутренней борьбе, которая в конечном итоге переросла в рождение его духовной дисциплины ведения записей:

"После значительного времени записей я окончательно решился продолжать регистрировать все провидения и действия моего Небесного Отца, направленные ко мне, но я пренебрегал этим из-за духовной лени, а также из-за того, что у меня не было для этого подходящей возможности. Когда я впервые начал задумываться об этом вопросе, передо мной встали различные препятствия, которые хотели меня обманом полностью увести от ведения дневника. Мне казалось, что это даст место духовной гордости; это ведет человека к тому, что он станет мерить себя самим собой; и так как существует- большая трудность в определении действий Духа от естественных действий нашей необновленной совести или подделок обольстителя, существует опасность составить неправильное суждение. Эти и другие причины длительное время не давали мне твердо решиться приступить к ведению дневника. Со временем мне удалось полностью победить эти препятствия, и сейчас я придерживаюсь мнения, что подобное ведение записей может в значительной мере послужить верующему в вопросе молитвы и исследования самого себя, а также создать памятник Божьей верности".

Возможно, читая о внутренних борениях Хаустона, вы видите во всем этом себя. Точно так, как миллионы людей хотели начать заниматься прогулкой, пробежкой, катанием на велосипеде или некоторыми другими видами физических упражнений, но так никогда и не начали, существует много людей, которые хотели начать заниматься духовной дисциплиной ведения записей, но так никогда и не начали этого делать. Да, это звучит заманчиво, и вы убеждены в том, что это имеет огромную цену, но слова так никогда и не находят пути к бумаге. Кажется, что для этого никогда не хватает времени, "подходящей возможности", как сказал Хаустон. Но в самой глубине наших сердец мы знаем, что основной причиной этого, скорее всего, является та же самая "духовная лень", которая ужасным образом прилипала к воле этого ирландского пастора. Подумайте о ведении записей не только как о средстве достижения благочестия, но также и как о способе воздвигнуть "памятник Божьей верности" в вашей жизни.

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.