24.04.2014

Хенк тен Бринке

Исполняйтесь Духом! Как можно исполняться Духом?

Скачать в других форматах:

Как можно исполняться Духом?

 

Хенк тен Бринке

1.       Тогда и теперь

Бог всегда делает все необходимое, чтобы Его народ был Его народом, и чтобы Он был  Богом Своего народа. «Я – ваш Бог, вы – Мой народ». Это становится возможным силой Святого Духа. Он – главный дар нового завета. Он был приобретен Христом и через Христа излит на людей. Начиная от дня Пятидесятницы, церковь «крестится», или «исполняется» Святым Духом. Об этом мы говорили в предыдущей статье.

Но как нам приобщиться к этой удивительной реальности? Как нам лично исполняться Духом? Как проявить повиновение воззванию апостола Павла: «исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18)? В этой статье я продолжу библейскую линию, которую мы наметили в предыдущей статье. По ходу я постараюсь указать на некоторые недоразумения, которые существуют вокруг понятия «крещение Духом».

 

2.       Не единожды

В предыдущей статье я постарался объяснить, что крещение Духом, или исполнение Духом – это продолжающаяся реальность.

Многие христиане живут с убеждением, что крещение Духом церкви – это какое-то одноразовое событие. Тут есть два варианта:

·         Одни говорят, что крещение Духом было раз и навсегда совершено в первую Пятидесятницу. То есть это уникальное, неповторяемое событие в истории спасения.

·         Другие говорят, что крещение Духом – это «второй опыт» в жизни верующего, следующий после первого опыта, то есть после уверования (крещение Духом происходит во время или после водного крещения).

 

Раз и навсегда?

Первый вариант недоразумения можно найти в церквах реформатского исповедания. Утверждают, что крещение – это событие истории спасения. Оно одноразовое и неповторяемое. В день Пятидесятницы церковь раз и навсегда крестилась Духом.

Но если мы говорим, что Дух был дан раз и навсегда в день Пятидесятницы, мы рискуем запереть этот дар в истории. Ведь вопрос в том, как сейчас христиане могут быть причастниками этого дара. Или они приобщены этому дару по определению? Следует ли христианам еще просить о Духе? Если все произошло в день Пятидесятницы, тогда что сейчас может означать то, что мы должны снова и снова «исполняться» Духом (Еф. 5:18)?

Когда мы осознаем, что крещение Духом – это не однократное событие, а продолжающаяся реальность, тогда мы будем постоянно просить об этом даре. Ведь Отец Небесный дает Своего Святого Духа тем, кто просит об этом! (Лк. 11:13)

См. также Гейдельбергский катехизис, вопрос и ответ 116:

Почему христианам необходима молитва? 

Ответ. Потому что молитва – это самая важная часть благодарения, которого требует от нас Бог. Кроме того, Бог дает Свою благодать и Святого Духа лишь тем, кто с сердечным воздыханием непрестанно молит Его об этом и благодарит.

 

Второй опыт?

Второй вариант недоразумения (когда утверждают, что крещение Духом происходит во время или после водного крещения) можно встретить в харизматических кругах. Иногда там отождествляют крещение Святым Духом и исполнение Святым Духом (и тогда можно говорить о первом и повторяющемся исполнении Духом). Но иногда между крещением и исполнением Духом проводят различие: крещение – это однократный первый опыт преизбытка Духа, а исполнение Духом – это повторяющийся опыт. Как бы там ни было, крещение и исполнение Духом рассматривается не как продолжающаяся реальность церкви после Пятидесятницы, а как особое событие.

Естественно, водное крещение не является крещением Духом. Водное крещение указывает на крещение Духом. Говоря словами классической реформатской богослужебной формы, водное крещение – это знак и печать крещения Духом (то есть омовения грехов и обновления жизни). Это омовение и обновление не осуществляется автоматически в жизни каждого крещеного. Это происходит только через веру (см. часть 4).

Но нет совершенно никакого библейского основания для предположения, что крещение Духом – это отдельное событие (опыт), которое имеет место во время или после водного крещения. Когда Иоанн проповедовал, что Иисус будет «крестить» Святым Духом, он не проповедовал о каком-то втором крещении, следующем после водного или наряду с ним. Иоанн проповедовал то, что Иисус, подавая церкви Своего Духа в преизбытке, действует в жизни каждого верующего. Иисус осуществит то, на что указывает водное крещение: омовение грехов и обновление жизни.

 

Деяния

Для обоснования мнения, согласно которому верующие переживают крещение или исполнение Духом как второй опыт, часто ссылаются на различные отрывки из книги Деяний апостолов. Но на самом деле эти ссылки неубедительны.

Деяния, глава 2 (первая Пятидесятница). Здесь определенно описывается второй «опыт» людей, которые в разное время до этого события пришли к вере. Но здесь речь идет о начале периода, в котором Христос крестит церковь Святым Духом. Разумеется, для верующих того времени это воспринималось как второй опыт. Но это не значит, что это было вторым опытом и для тех, кто приходил к вере после Пятидесятницы.

Деяния, глава 10 (обращение Корнилия). Из этого отрывка не следует, что крещение Духом – это второй опыт. Дух Святой сошел на Корнилия и его домашних в тот момент, когда они пришли к вере (а не после этого) – и даже до того, как они были крещены в воде. Это один из тех случаев, когда крещению Духом сопутствует говорение на языках (но это не обязательное правило). Это было необходимо для того, чтобы убедить Петра крестить (бывших) язычников (см. предыдущую статью, часть 4).

Деяния, глава 19. Учеников из Ефеса часто приводят в пример того, что христиане могут уверовать, но все еще не быть крещенными Духом. Но это неверно. Тут речь о людях, которые еще не верили в Иисуса Христа. Они еще совсем не были христианами!

Деяния, глава 8. События в Самарии – это единственный пример из Нового Завета, когда мы видим определенный временной промежуток между уверованием и крещением с одной стороны, и получением Святого Духа – с другой. Сложно с уверенностью сказать, чем вызвана эта «задержка». Несомненно, здесь играет роль особая ситуация, когда Евангелие впервые вышло за пределы Иерусалима (согласно очередности, указанной Иисусом в Деян. 1:8). Ведь речь идет о народе, который был отделен от иудеев глубокой пропастью (см. предыдущую статью, часть 4). На таком единственном основании (которое, скорее всего, должно объясняться, исходя из особенностей той ситуации) сложно выстраивать доктрину о том, что крещение Духом – это второй опыт.

 

3.       Что же тогда происходит?

Особые проявления?

Что можно ожидать после исполнения Святым Духом (другими словами, от Его руководства)?

В книге Деяний апостолов, где описаны первые годы жизни церкви, мы читаем, что иногда исполнение Духом сопровождалось особыми проявлениями. В частности, это было характерно для дня Пятидесятницы (Деян. 2:1-4), для исполнения Духом, которое пережила церковь после молитвы в связи с услышанным от Петра и Иоанна (Деян. 4:31), для сошествия Святого Духа на Корнилия и его домашних (Деян. 10:44-46), для некоторых новообращенных в Ефесе (Деян. 19:6).

Во многих других случаях не возникает впечатления, что исполнение Духом сопровождалось какими-то особыми проявлениями или опытом (см., например, Деян. 4:8; 9:17; 13:7). Исполнению Духом сопутствует радость и благодарность (Деян. 13:52), но нельзя сказать, что эти чувства непосредственно составляют самую суть исполнения Духом, или что исполнение Духом по определению сопровождается особыми событиями или опытом.

 

Следствия

Подчинение руководству Святого Духа – как в самой книге Деяний, так и во всем Новом Завете – не является по определению особым опытом. Подчинение Духу проявляется не столько как опыт, сколько в том, к чему оно приводит.

Это можно было наблюдать уже в день Пятидесятницы. Мы встречаем там смелое и сильное свидетельство людей, которые еще несколькими неделями раньше трусливо разбегались, когда был схвачен их Господь, и которых было трудно убедить в Его воскресении. Именно с прицелом на это сильное свидетельство ученики Иисуса и были исполнены Его Духом.

Это же мы видим в жизни церкви. Она продолжает пребывать в учении апостолов, в общении, в преломлении хлеба и в молитвах (Деян. 2:42; 4:32-34). Дух Святой заботится о единстве (Еф. 2:18; 4:3; 1 Кор. 12:13).

Люди, руководимые Святым Духом, изменяются коренным образом. У них новая идентичность. Каждый из них – новый человек, хотя при этом остается и его старая природа (Еф. 4:22-24; Кол. 3:9,10). «Христос живет во мне», – пишет Павел. И это примечательно! В людях, руководимых Святым Духом, возрастает плод Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22). Люди, руководимые Святым Духом (Еф. 5:18), участвуют в общинном поклонении Богу; они восхваляют Бога всем сердцем; они благодарны Богу во всех обстоятельствах; почитают другого выше себя (Еф. 5:19-21).

Так было положено начало тому, чего всегда желал Господь: народ, который живет с Ним согласно Его законам (Рим. 8:4). Бог уже возвещал об этом через пророков старого завета. И вплоть до сегодняшнего дня Иисус осуществляет это обетование старого завета: Дух даруется Богом без меры и принимается людьми. Дух обновляет их и заботится о том, чтобы они жили согласно Закону Божьему. Так Христос посредством Духа делает возможным общение Бога и людей: «Я – ваш Бог, вы – Мой народ».

Кроме этих следствий, можно говорить (в начальном периоде церкви – наверняка) также о поразительных сопутствующих явлениях. Иногда люди говорят иными языками. Есть дары пророчества, исцеления и (других) чудес. Здесь я не останавливаюсь на этих явлениях. О них говорится в других статьях этого сборника.

 

Опыт?

Приверженцы харизматического понимания крещения Святым Духом описывают его как определенный опыт. Такое представление (сформированное под влиянием Джона Уэсли, «движения святости» в XIX веке и пятидесятнического движения в XX веке) стало столь популярным, что часто подразумевается само собой (как будто совершенно очевидно, что исполнение Духом есть опыт).

Примером этого могут послужить несколько цитат из книги Никки Гамбла «Поиск жизни»: «Исполнение Духом редко приходит незаметно для самого человека».  «Некоторые люди трясутся, словно лист по ветру, когда исполняются Духом. Другие начинают очень глубоко дышать, словно Дух вселился в них буквально физически». «Иногда исполнение Духом сопровождается ощущением телесной теплоты». «Некоторые переживают исполнение Духом как опыт всепоглощающей любви Божьей» (с.142). Немного раньше Гамбл приводил пример этого последнего переживания (с.126). Он рассказывает историю, как епископ проповедовал на текст Рим. 5:5: «…любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». Гамбл пишет: «После проповеди епископ пришел домой, выпил чашку кофе и начал читать газету. В этот момент Господь сказал ему: «Помолись». Он пошел в свою комнату, склонил колени и почувствовал, что Бог сказал ему: «Я хочу твое тело». Он не понял, зачем… И все же он предал каждую частичку самого себя Богу. «Потом, – сказал он, – произошло то, о чем я проповедовал. Я чувствовал электрический шок любви». Он пал на землю лицом вниз и услышал слова Господа: «Ты – Мой сын». Когда он поднялся, он четко сознавал, что произошло с ним. Это был поворотный момент в его жизни и служении. С тех пор через его служение еще многие другие испытали особый опыт Божьего сыновства благодаря свидетельству Святого Духа».

Я не могу найти в Новом Завете никаких подтверждений такого рода пониманий крещения или исполнения Святым Духом. Библия не дает никаких оснований думать, что руководство Духа подразумевает какой-то эмоциональный или телесный опыт. Разумеется, работа Святого Духа в жизни верующих и церкви находит свое выражение в радости и мире. Но в таком случае следует говорить о плоде Духа, а не об особом опыте получения Духа.

Мы уже увидели (часть 2 предыдущей статьи), что исполниться Духом – значит быть руководимым Им. И это руководство имеет явные следствия. Полон Святого Духа не тот, кто переживает особый опыт, а тот, в ком видна любовь Божья (Рим. 5:5) и кто живет по Закону Божьему, то есть любит Бога и ближнего.

В этом можно также убедиться из противопоставления между исполнением Духом и исполнением сатаной. Петр сказал об Анании, что он исполнен сатаной (см. оригинальный текст на греческом). Это не значит, что Анания переживал какой-то особый опыт; это значит, что он был руководим сатаною и делал то, что тот желал.

Согласно представлениям харизматов, опыт очень важен (в этом смысле харизматическое движение также опирается на традицию от методизма до пятидесятничества). Какими бы ни были различия между христианами и церквами, их объединяет именно опыт. Не так уж важно, из какой вы церкви. Например, Альфа-курс годится как для реформатских, так и для католических кругов. Снова сошлемся на книгу Гамбла: «В определенном смысле, нет большой разницы, к какой именно церкви вы принадлежите: римо-католической или протестантской, а если протестантской, то какой именно – реформатской, лютеранской, методистской, баптистской, англиканской, евангелической или пятидесятнической. Намного важнее, получили ли вы Святого Духа» (с.132). Это последнее, конечно, верно. Но означает ли это, что небиблейские учения, скажем, католической церкви, имеют второстепенное значение? Значит ли это, что прежде всего важно то, как мы верим, а не то, во что мы верим?

 

4.       Вера в Иисуса и руководство Святого Духа

Обратная сторона

Итак, значит ли все это, что исполнение Духом – это следствие веры во Христа?

В определенном смысле так оно и есть. Если под этим имеется в виду, что посредством веры крещение Духа становится реальностью в нашей жизни. Ведь водное крещение не действует автоматически (см. об этом в части 2). Водное крещение указывает на обетование прощения и обновления, которые осуществляются в нашей жизни через веру. Посредством веры мы получаем прощение грехов и обновление жизни через Духа. Поэтому в вере можно все больше и больше подчинять себя руководству Духа.

Но вера во Христа – это и не преддверие руководства Духа. Одно сразу подразумевает другое. Или так: одно – обратная сторона другого. Можно сказать и так: если вы хотите все больше и больше подчиняться руководству Духа, вы должны все сильнее и сильнее хвататься верой за Иисуса Христа.

Само чудо того, что мы действительно можем быть связанными с Богом (а это и есть цель завета!), может быть описано двумя путями: мы верим во Христа и Христос хочет жить в нас через Своего Духа.

Три примера этого утверждения:

1.       Обратим внимание на содержание впечатляющей молитвы Павла за христиан в Ефесе. Апостол просит Бога, чтобы Он дал им «крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке [Павел, несомненно, мог написать и так: «исполниться Святым Духом»], верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3:16,17). Кратко говоря, «Дух в нас» = «Христос в нас» = «вера во Христа».

2.       «Христос живет во мне» (Гал. 2:20а), – говорит Павел. Этим самым он указывает на действительность того, что в нем живет Христос через Своего Духа. Далее он описывает обратную сторону этой же действительности: «живу верою в Божьего Сына» (Гал. 2:20б).

3.       Иоанн описывает одну и ту же действительность с двух сторон: «Он (Христос) в нас» и «мы в Нем». «Мы в Нем» – потому что мы веруем в Него (1 Ин. 2:23,24) и потому что мы исполняем заповеди Его (1 Ин. 2:5,6; 3:24). Мы в Нем – и в то же время «Он в нас» (1 Ин. 4:15,16) через Своего Духа (1 Ин. 3:24: «А что Он пребывает в нас, узнаем по Духу, который Он дал нам»; 1 Ин. 4:13). В словах Иоанна эхом отзываются слова Самого Иисуса, которые записал Иоанн в своем Евангелии (Ин. 14:23; 15:3 и далее).

 

Не «вера плюс…»

Согласно взглядам харизматов, крещение, или исполнение Духом – это «дополнение», которое христианин может получить вдобавок, или сверх «обычной» веры. Поэтому проводится различие между «обычной» верой и дополнительным опытом исполнения Святым Духом: «вера плюс…». Такой опыт доступен всем христианам. Часто он сопровождается говорением на языках. Вера – это не конечная стадия для христиан. Можно получить больше! Христиан поощряют стремиться к такому опыту.

Снова в качестве примера приведем отрывки из книги Никки Гамбла «Поиск жизни». На с. 141 он описывает «обычных» верующих. «Веруют они уже довольно долго, возможно даже всю свою жизнь. Они крещены, исповедали свою веру и регулярно посещают церковь». И все же им чего-то не хватает: исполнения Духом      (с. 141).

Стремиться к исполнению Духом можно шаг за шагом. Здесь необходимо определенное «соработничество» с Духом (с. 151 и 154):

1.       Просить Бога о прощении за все то, что мешает получению Духа.

2.       Отойти от всего, что мы сознательно делаем неправильно.

3.       Просить Бога, чтобы Он исполнил нас Своим Духом и дал дар иных языков. Просить до тех пор, пока не получим.

4.       Открыть уста и начать восхвалять Бога на всяком языке, кроме своего родного или другого языка, которым владеем.

5.       Верить, что данное нам – от Бога. Нельзя обманываться, будто это исходит от нас самих.

6.       Продолжать. Изучение языка требует времени.

Веря в такую двухфазовую структуру (сначала вера, а потом исполнение Духом), харизматическое движение примыкает к традиции, восходящей к методизму и продолжавшейся в пятидесятничестве.

 

Но вера – это вовсе не ступенька к чему-то «большему» или «дополнительному». Вера есть и остается христианским способом существования. Об этом свидетельствует все Писание. Кто верит в Сына, тот имеет жизнь вечную (Ин. 3:16). В Евангелии праведность Божья открывается «от веры в веру», как об этом сказал пророк Аввакум: «праведный верою жив будет» (Рим. 1:17). Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 5:1). Дух, Которым Христос крестит Свою церковь, – это Дух веры (2 Кор. 4:13). Получившие Духа люди ходят верою (2 Кор. 5:5-7).

Христиане, исполненные Святым Духом, живут верой в Иисуса Христа (Гал. 2:20). Это вера, которая знает как простые времена, так и сложные; вера, которая как подвергается нападкам, так и укрепляется. Короче говоря, вера полностью вовлечена в борьбу между нашим «ветхим» и «новым» человеком.

Если вы мыслите в категориях двухфазовой структуры (сначала вера, а потом исполнение Духом), то это может отразиться на вашем прочтении Библии. Например, я слышал, что Ин. 6 (где Иисус называет Себя «хлебом жизни») объясняют таким образом: верить – значит признавать, что Иисус есть хлеб жизни (первая фаза). Но вкушать этот хлеб – значит «переживать» Его на своем опыте (вторая фаза)! Но Иисус не говорит: верить в Меня недостаточно, вы должны также вкушать Меня как хлеб жизни. Он говорит: вы должны вкушать Меня, то есть верить в Меня. «Приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35). Верить в Него – значит Его вкушать и пить. Именно к этому Он призывает иудеев: «вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6:29).

Кроме того, иногда проводят различие между двумя понятиями: иметь Духа и наполняться Духом. Имеющий Духа может сказать: «Иисус есть Господь». И это немало! Если вы просто «имеете» Духа, вы уже спасены. Но наполняться Духом – это нечто большее. Тогда в жизни происходят многие изменения; ваша жизнь наполняется радостью, любовью и надеждой.

Это отличие проистекает не из библейского учения. В Библии невозможно найти ситуацию, когда человек (всего лишь) имеет Духа (чего достаточно для того, чтобы быть спасенным), а наполненность Духом служит дополнением к этому. Эта конструкция («иметь» и «наполняться») введена для того, чтобы мотивировать стремление к чему-то «большему». Но на деле она не так уж мотивирует. Люди, которые не откликаются на призыв Павла исполняться Духом, думают, что они и без этого спасутся, ведь они уже и так «имеют» Святого Духа. Но на самом деле им нужно было бы спросить себя, действительно ли они имеют Духа! Тот, кто не откликается на призыв исполняться Духом (Еф. 5:18), оскорбляет Его! (Еф. 4:30).

В общем: если наполненность Духом – это не дополнение к вере, тогда каждый, кто верит, также исполнен (или должен быть исполнен?) Духом. И кто «имеет» Духа, тот также наполнен (или должен быть наполнен?) Духом. Об этом говорится в следующей, последней части статьи.

 

5.       «Исполняйтесь Духом!»

Если вы стремитесь к большей любви, большей восторженности, большей посвященности Господу, то что вы можете делать? Как можно откликнуться на призыв Павла: «исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18)? Как можно лично все больше приобщаться к дару, который Христос дал церкви, а именно – исполнению Святым Духом?

Павел использует примечательную формулировку. Он употребляет страдательный залог: исполняйтесь. Речь идет о чем-то таком, что мы не можем делать сами – так же, как мы не можем сами креститься. Только Христос может исполнить нас Своим Духом. И в то же время это повеление. В словах Павла звучит призыв, так что мы должны исполняться Духом.

Но как именно нам исполняться Духом, то есть предавать себя Его руководству? Молясь об этом через Духа и веря в Сына. Делая так, мы живем по Духу. Поэтому исполнение Духом можно углублять и обновлять. Ниже я постараюсь развить эти мысли.

 

Молиться

В Луки 11:1-13 записано, как Иисус научал молитве. Свою речь Он подытожил так: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (11:13).

Перед этим Иисус объяснял Своим ученикам, в чем должна состоять молитва: «Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (11:2-4).

Но как все это осуществится в жизни учеников? Как осуществится то, что они станут святить Бога, что они будут жить уже сейчас, как подданные Божьего Царства, что они будут исполнять Его волю? Это станет возможным через Святого Духа. Всю молитву «Отче наш» можно передать одним прошением: «Дай нам Своего Святого Духа». Об этом ученики Иисуса могут непрестанно и сердечно молить: «просите…, ищите…, стучите» (11:9).

Мы можем просить у Бога много чего такого, о чем  не уверены, захочет ли Он нам дать. Но мы можем быть уверены: если мы постоянно просим Его об исполнении нас Святым Духом, Он наверняка услышит. «Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (11:10).

Никки Гамбл полагает, что упомянутый здесь Иисусом особый опыт исполнения Святым Духом следует за обращением и включает говорение на языках (с. 152-154). Но то, что здесь речь именно об «опыте», на самом деле просто вчитывается в текст. Слова Христа не предполагают ничего подобного. Он говорит о даре Духа (который Он даст со времени Пятидесятницы) как о средстве, через которое в нашей жизни осуществится все то, о чем мы просим в молитве «Отче наш».

Когда вы замечаете, что  руководимы Святым Духом не так, как хотели бы; когда вы ослабеваете в том, чтобы святить Божье имя, жить, как гражданин Его Царства, и исполнять Его волю, задумайтесь, прежде всего, о том, просите ли Вы у Бога регулярно о Его великом даре нового завета –  о Святом Духе. Ведь тот, кто не просит, не получает, кто не ищет, тот не находит, кто не стучит, тому не открывают.

Одной из причин ослабевания молитвы о Святом Духе может быть мысль о том, что Святой Дух дан раз и навсегда в день Пятидесятницы. Такое неправильное понимание мы обсуждали выше.

 

Верить

Еще один известный и важный фрагмент наставлений Иисуса о даре Святого Духа записал Иоанн (Ин. 7:37-39). В последний день Праздника Кущей Иисус воскликнул: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (7:37,38). Иоанн, который пишет это, исходя из своего опыта уже после Пятидесятницы, объясняет: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (7:39). Так как же можно исполниться Святым Духом настолько, чтобы Он в нас словно лился через край, как реки воды? Как стать каналом, через который дарованный Христом Дух орошает наше окружение? Прежде чем наполнить кого-то, нужно наполниться самому. А это возможно, если мы приходим к Иисусу и пьем.

Но что же значит «приходить и пить»? Иисус ясно дает понять, о чем идет речь, когда другими словами выражает ту же мысль: «…кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня…» (7:37,38). Чтобы наполниться Духом, нужно верить!

Это также соответствует наставлениям из посланий Иоанна. В ком Иисус пребывает Своим Духом, тот должен и сам пребывать в Нем, то есть веровать в Него. Хранить Его слово – значит исполнять Его заповеди (см. раздел 4 данной статьи).

Если мы видим в своей жизни бесплодность, если  совсем не замечаем рек воды живой, текущих из нашего сердца, то причиной этому может быть именно недостаток веры. Возможно, мы забываем снова и снова приходить к Иисусу и пить, то есть впитывать в себя Его Слово. Кто не впитывает в себя Его Слово, тот иссякает.

Можно встретить людей, которые утверждают, что они верят. Но они явно не преисполнены духовной жизнью – радостью, любовью, доброжелательностью, плодами Духа. Тогда что-то тут не то. Из предыдущего раздела мы уже узнали, что исполнение Духом – это не какое-то «дополнение» к вере. Другими словами, верить – это и есть исполняться Духом. Кто не наполнен Духом, тот не верит. И в ком эта «наполненность» Духом ограничена, у того такая же «ограниченная» вера.

Между тем, довольно часто так и есть: наша вера так ограничена… Именно по причине недостатка веры в церкви так часто недостает духовной жизни (то есть жизни по Духу). Недостаток веры объясняет то, что мы часто наблюдаем сухость и бесплодность церкви. Как же бороться с этой сухостью (прежде всего, в себе, а потом и в своем окружении)? Эта сухость преодолевается (обновленной или только возникшей) верой: мы обращаемся ко Христу, вновь приходим к Нему и пьем у Него (у Его Слова). «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3:16). Верующий человек слушает Слово Божье, через которое преизбыток Духа Божьего входит в нас и затем проистекает из нас вовне. Чем больше вы верите Ему и слушаете Его, тем больше плодов Духа  будете приносить.

 

Жить

Ибо такая вера (если она истинна) есть «вера, действующая любовью» (Гал. 5:6). Она показывает, что жизнью верующего человека действительно руководит Святой Дух. Кто верит в Иисуса и молит о Святом Духе, тот и живет через Духа или, другими словами, поступает по Духу (Гал. 5:16-26).

Так мы снова возвращаемся к воззванию Павла в Еф. 5:18: «исполняйтесь Духом». Павел разъясняет этот призыв в последующих стихах: «… назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца…, повинуясь друг другу» (Еф. 5:19-21). Разумеется, это не исчерпывающее описание. Это лишь несколько примеров, которые можно дополнять многими другими. Говоря кратко, Павел призывает: живите так, как хочет от вас Господь; повинуйтесь Его воле.

«Исполняйтесь Духом»… Только Христос может осуществить такое исполнение, но сделать это должны мы. Это всегда касается и Бога, и человека: Бог совершает это, и в то же время мы это должны выполнять – верить и жить согласно Его воле. Человек может это делать, потому что Бог это делает. Сравните со словами из Флп. 2:12,13: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение, и действие по [Своему] благоволению». Призыв к совершению своего спасения (то есть к повиновению Божьей воле) имеет смысл только потому, что Бог производит в нас и желание, и действие. Так и в нашем случае: призыв к исполнению Духом имеет смысл только потому, что Христос исполняет нас Духом. Мы можем «ходить по Духу» только потому, что Бог нас «водит по Духу».

С другой стороны, когда Бог приводит нас к исполнению Его воли, это предполагает наши усилия. Мы водимы Духом (Рим. 8:14), но это водительство совершается через наши старания «умерщвлять Духом плотские дела» (Рим. 8:13). Библия призывает  не к пассивному ожиданию, когда Сам Дух все сделает. Нет, «поступать по Духу» – это возложенное на нас задание (Гал. 5:16), а «жизнь согласно желаниям Духа» (в противовес «жизни согласно вожделениям плоти») (Гал. 5:16,17) – это борьба, к которой мы призваны. Именно через наше стремление посвящать себя «делам Духа» Он осуществляет Свое руководство нами.

Например, в Еф. 5:19-21 Павел приводит описание действий, которые показывают, что человек исполнен Духом. Но можно сказать и так: через осуществление этих действий человек и предает себя руководству Духа. И потому, если вы хотите повиноваться повелению об исполнении Духом, тогда назидайте самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными: созидайте друг друга и через то, что друг другу поете. Пойте и воспевайте в сердцах ваших Господу: лично, в семье, в общине на богослужении. Будьте благодарны, избегайте неблагодарности и недовольства в любых жизненных обстоятельствах. И повинуйтесь друг другу: в браке, в семье, на работе и в церкви. Эти примеры Павла можно дополнить множеством других: скажем, плодом Духа (Гал. 5:22, хотя и там описание плода Духа неисчерпывающее). Старайтесь сделать так, чтобы этот плод созрел в вашей жизни, ведь Дух Святой взращивает его!

Своим образом жизни мы можем подчинять себя Духу. Но своим образом жизни можно и противостоять работе Духа. В этом же письме к ефесянам Павел предостерегает: «Не оскорбляйте Святаго Духа Божия» (Еф. 4:30) – своими словами или делами. Святого Духа можно даже «угашать» (1 Фесс. 5:19). Кто не созидает других в вере, кто не восхваляет Бога, кто проявляет неблагодарность, кто не расположен служить другим и так далее, тот огорчает Духа и не должен удивляться, что он не замечает в себе «исполнения» Духом.

 

Углубление и обновление

В предыдущей статье мы писали, что «наполненность Святым Духом» может быть общей характеристикой людей. Вместе с тем, мы читаем, что и после первого дня Пятидесятницы люди (вновь и вновь) исполнялись Духом. Павел также призывает постоянно, все больше исполняться Святым Духом (Еф. 5:18).

Очевидно, нельзя сказать обо всех христианах, что они всегда в равной мере исполнены Святым Духом. Когда в Иерусалимской общине на определенное служение избирали семь человек, то одним из критериев был такой: избираемый человек должен быть «исполнен Духом» (Деян. 6:3). Значит, этого нельзя сказать в равной мере о каждом члене церкви. Ведь в противном случае такой критерий лишен смысла. Стефан (один из семи) охарактеризован именно так: «исполнен Святым Духом» (Деян. 6:5). Такое же свидетельство мы находим о Варнаве: «исполнен Святым Духом» (Деян. 11:24).

Как у одного человека вера может быть больше и сильнее, чем у другого, так и жизнь одного человека может больше подчиняться Святому Духу, чем другого. Такие отличия есть в церкви. Впрочем, это не означает, что у одного человека вера постоянно сильна, а у другого она слаба и не может окрепнуть. Так же обстоит дело и с исполнением Святым Духом: периоды, когда мы действительно сильно руководимы Святым Духом, чередуются с периодами, когда это руководство ослабевает. Люди, которые только начинают свой путь жизни в Духе, могут расти. К этой мысли подталкивает и то, что, говоря о работе Духа в нашей жизни, апостол использует образ плода: плоды ведь не появляются каждый день, но требуют созревания. Здесь подразумевается процесс. И он начинается с посева: «сеющий в Дух от Духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:8).

Помимо изменений в исполнении Духом в длительном периоде времени бывают также конкретные моменты, когда мы по-особому ощущаем руководство Духа. Несколько примеров этого мы находим в Деяниях апостолов (см. предыдущую статью, часть 4). Все эти примеры прямо или косвенно связаны со свидетельством об Иисусе Христе. Несомненно, мы можем полагаться на то, что такое возможно и в наше время. Если пастор в какой-то день проповедует Евангелие с большим воодушевлением, чем обычно, и это воодушевление не исходит от него самого, а от Святого Духа, то мы без всяких сомнений можем использовать это библейское выражение и заключить: он проповедовал Евангелие, будучи «исполненным Духом». Естественно, это актуально не только для пасторов, но и для любого христианина, который делится Евангелием с другими (с неверующими или с братьями и сестрами), ободряя, увещевая или утешая их.

И даже если не говорить о личном свидетельстве, то разве каждый верующий не переживал эти моменты особого одухотворения: во время пения на церковном богослужении, во время проповеди, во время изучения Библии, во время общения с другими верующими и еще во множестве ситуаций? Здесь вовлечены не только человеческие эмоции, но определенно присутствует работа Святого Духа, который постоянно, снова и снова наполняет, одухотворяет христиан и овладевает ими.

Наполненность Духом – и как постоянная реальность, и как возрастающая действительность, и как моменты особого одухотворения – приводит к жизни, полной плода Духа: полной радости, мира, покорности, самоотречения, побед над грехами и сомнениями, верности Богу и людям, сочувствия к нехристианам.

Можно сказать, что опыт веры христиан из харизматических и не харизматических церквей отличается не столько по сути, сколько по тому, как они его истолковывают. Эту гипотезу выдвинул Джеймс Пакер (в книге «Поступать по Духу»). Она заслуживает того, чтобы над ней поразмыслить. С одной стороны, он утверждает, что теология, которая стоит за харизматическим пониманием крещения Духом как дополнительного опыта, «абсолютно небиблейская». С другой стороны, он пишет: «То, что Бог делает в жизни и опыте людей, именующих себя харизматами, – это, в сущности, то же самое, что Он делает в жизни всех возрожденных, верующих людей где бы то ни было. А именно, Он обновляет образ Христа в них, что ведет к доверию, любви, надежде, терпению, посвященности, преданности, самоотверженности, самопожертвованию, послушанию и радости, которые проявляются все больше в нас согласно тому, как они явлены в Нем». Вероятно, уж лучше иметь такие плоды, придерживаясь небиблейской теологии, чем придерживаться библейской теологии, но не иметь плода Духа в своей жизни.

Христос дает Своего Духа в избытке. Хотите исполниться Духом? Молитесь, веруйте и старайтесь жить согласно воле Божьей. Тогда можно ожидать, что наша жизнь будет благословенна: мы снова и снова и все больше и больше будем жить с Богом, а Бог – с нами. Как Он и задумал изначально: Он – наш Бог, мы – Его народ.

 

Вопросы для обсуждения

1.       Многие христиане живут с убеждением, что «крещение Духом» церкви – это определенное однократное событие. Мы отметили, что есть два варианта понимания такого подхода. Видите ли вы привлекательные стороны в каком-либо из них?

2.       Для харизматического понимания крещения Духом характерно, что оно описывается как определенный опыт. Согласны ли вы, что то, как мы верим, может быть важнее, чем то, во что мы верим?

3.       Согласны ли вы, что есть как моменты (или периоды), когда вы в меньшей степени руководимы Духом, так и моменты (или периоды), когда это руководство проявляется сильнее?

4.       Поразмыслите (сами или в кругу других) над тем, насколько молитва (или ее недостаток), активные верующие и христианское окружение влияет на то, в какой мере вы руководимы Духом.

5.       В части 5 были перечислены действия, которые могут быть ответом на вопрос о том, как мы можем повиноваться воззванию Павла «исполняйтесь Духом». Можете ли вы дополнить этот список действий?

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.