31.03.2014
Скачать в других форматах:

Рональд Л. Шойерз

Живая церковь Христова: путешествие от начала и до конца

УРОК 6. Ранние новозаветные события

ПОЧЕТНОЕ ИМЯ

Каждая семья имеет фамилию. Мне было бы весьма интересно исследовать мою родословную, чтобы узнать происхождение фамилии моей семьи. Кто носил нашу фамилию прежде? Какими людьми они были? Возможно, вы также интересовались фамилией вашей семьи. Что это означает? Какие люди составляют вашу родословную? Были ли они земледельцами, учителями, домохозяйками, учеными или воинами? Был ли ваш родственник градоначальником? Отслеживали ли вы свое генеалогическое древо?

Люди, которые составляют церковь, также носят «фамилию». Их зовут «христиане». Однако Божьи люди не всегда носили это имя. Вначале последователи Иисуса просто называли себя Его «учениками». Позже люди говорили о церкви как о пути или учении. В Книге Деяний мы шесть раз встречаем это слово (Деяния 9:2; 19:9, 23; 22:4; 24:14, 22). Однако, вы, возможно, удивитесь, узнав, что Библия только в трех случаях называет принадлежащих к Церкви людей христианами. Церковь в Антиохии выросла под влиянием проповеди и учения Варнавы и Павла. В Деяниях 11:26 говорится, что «собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами».

Вначале имя «христиане» было презрительным. Неверующие ненавидели христиан, поэтому они называли последователей Иисуса «людьми Христа». Они использовали это имя, чтобы унижать, насмехаться и глумиться над Его учениками. Тем не менее, христиане носили это имя с честью. Они были людьми Христа, и были рады тому, что принадлежали Ему. Христос спас их и дал им возможность служить Ему. Даже во времена преследований ранние христиане с достоинством носили имя «христиане».

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1.      Пользуясь библейской симфонией, найдите и перечислите три места Писания, где народ Божий назван «христианами».

а.

б.

в.

 

2.      Счастливы ли вы, и почитаете ли вы за честь носить имя «христианин»? Почему «да» или почему «нет»?

 

ОТКЛИК НА ЕВАНГЕЛИЕ

После дня Пятидесятницы Евангелие Иисуса Христа начало распространяться по всему известному тогда миру. Апостол Павел совершил четыре миссионерских путешествия по различным языческим городам, неся Благую весть о вечной жизни в Иисусе Христе. Об этих  миссионерских путешествиях можно прочитать в книге Деяний. Иногда Евангелие принималось людьми хорошо, как это было в Верии (Деяния, 17:10-12). В других местах, например, в Листре и в Дервии, люди с ненавистью реагировали на Евангелие; они побили Павла камнями, вытащили его  за город, оставив умирать (Деяния, 14:8-20). Вначале иудеи были главными врагами христианской церкви. Позже некоторые из них присоединились к церкви, как мы скоро увидим.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

3.      На следующих картах показаны миссионерские путешествия Павла. Что вы узнали о его путешествиях из того, что вы раньше не знали?

Как далеко он путешествовал?

Он ходил преимущественно по малым селениям или по большим городам?

Что это говорит о его планах нести Евангелие в эти части мира?

(карты 1-го, 2-го, 3-го и 4-го миссионерских путешествий Павла)

 

ВОПРОС ЯЗЫЧНИКОВ

Первой трудностью для Евангелия, с которой встретилась церковь, был вопрос язычников. Большинство ветхозаветных верующих были прямыми потомками Авраама. В ранние новозаветные времена большинство верующих принадлежало к Иерусалимской церкви. Эти христиане из иудеев  продолжали выполнять иудейские ритуалы, которые они соблюдали годами. Они поклонялись в храме, совершали обрезание своим младенцам-мальчикам и придерживались закона в отношении пищи, которую они могли употреблять. Но они все же поклонялись Богу в воскресенье, в день, когда Иисус восстал из могилы, они также соблюдали обряд крещения и Вечерю Господню.

Однако по мере распространения Евангелия многие люди, которые не были иудеями, уверовали во Христа. Эти христиане из язычников поклонялись Богу в воскресенье, соблюдали обряд крещения и Вечерю Господню, и жили христианской жизнью, во многом похожую на нашу с вами жизнь. Но они не поклонялись в храме, не совершали обрезания и не придерживались иудейского закона относительно пищи. Когда язычники приходили к Христу, это становилось проблемой для некоторых христиан из иудеев по двум причинам. Во-первых, иудеи не желали ассоциировать себя с язычниками. Во-вторых, некоторые иудеи настаивали на том, что язычники должны повиноваться их закону об обрезании и пище. Они говорили: «Не достаточно просто верить во Христа. Кроме наличия веры во Христа необходимо соблюдать и законы». Церковь покорно восприняла этот вызов. Церковь учила, что все верующие, иудеи и язычники, равны перед Богом. Самому Петру пришлось убедиться в этом, когда Бог призвал его проповедовать Евангелие Корнилию, римскому языческому воину. Он сказал: «…истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деяния, 10:34-35). Церковь учила, что каждый верующий спасен только благодатью Христовой, а не соблюдением закона. Мы спасаемся не частично Христом и частично нашими собственными добрыми делами и поступками. Мы спасаемся не частично благодатью и частично нашим послушанием. Петр вновь защитил язычников, когда сказал, что Бог «не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их» (Деяния, 15:9). Итак, церковь не требовала от христиан из язычников веры во Христа и соблюдения закона как способа обретения праведности перед Богом. Все христиане праведны перед Богом посредством одной только веры в одного лишь Христа. Радуетесь ли вы, что ранняя Церковь приняла такое решение, повинуясь Христу?

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

4.      Почему присоединение христиан из язычников к церкви беспокоило некоторых христиан из иудеев?

 

5.      Требовала ли церковь от людей повиновения закону, для того чтобы обрести праведность перед Богом? Почему «да» или почему «нет»?

 

6.      Почему этот вопрос является важным для христианской веры?

ДВЕ ЕРЕСИ

Другой трудностью для Евангелия на протяжении первых двух столетий существования церкви после дня Пятидесятницы было лжеучение, или ересь. Ересь приходит во многих формах. Однако особо выделялись две ереси: гностицизм и монтанизм. Гностицизм учил, что спасение обретается не по вере, а посредством особого, тайного знания (от греческого слова «гносис» – знание). Эта ересь учила о том, что Иисус не жил на земле в образе человека, что брак есть зло, и что нет воскресения тела.

Монтанизм учил, что Иисус скоро вернется, и что Святой Дух давал прямые откровения их лидеру – Монтану. Его последователи верили, что Дух учит их о том, что брак запрещен, что необходимо поститься, и что им даются пророчества, даже если их пророчества не оправдываются. Церковь осудила эти движения после 160 г. по. Р. Х.

Эти ереси обманули многих людей, потому что для своих утверждений они использовали библейский язык. Тем не менее, их идеи противоречили тому, чему учит Библия. В этом большая опасность многих ересей. Церковь не может жить с ложными учениями, поэтому она изо всех сил старалась противостоять этим ересям. Как мы увидим позднее, церковь вновь столкнется с вопросами, ответы на которые должны быть взяты из Библии.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

7.      Что такое ересь?

 

8.      В чем заключалось лжеучение гностицизма?

 

9.      Почему церковь осудила монтанизм?

 

10.  Назовите ересь, которая существует сегодня.

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Матфея 5:11-12

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь... так гнали [и] пророков, бывших прежде вас».

 

Бельгийское исповедание, статья 37

«...невиновность [верующих] будет признана всеми, и они узрят страшную месть, которую Бог обрушит на нечестивых, жестоко преследовавших, притеснявших и мучавших их в этом мире».

 

Гейдельбергский катехизис

В. 52 Какую отраду вы находите в том, что Христос придет судить живых и мертвых?

О. Я ожидаю Того, кто предаст всех Своих и моих врагов вечному проклятию, и возьмет меня со всеми Своими избранными к Себе для небесных радостей и славы.

 

ПРЕСЛЕДОВАНИЯ НАРАСТАЮТ

К моменту смерти апостола Павла церковь распространилась по всему Средиземноморью, в Северной Африке, Испании – стране, куда, возможно, приходил сам Павел (Римлянам, 15:24, 28), Франции и, как вам известно, в таких странах, как Италия, Греция и Турция. Вместе с распространением Евангелия там также начались преследования. Сатана не хочет, чтобы церковь Христова возрастала и продвигалась вперед. Поэтому он старается остановить церковь, и один из методов, который он использует, – это преследования. Сначала главными врагами церкви были иудеи. Они убили Стефана, первого христианского мученика. Ирод убил Иакова, брата Иоанна, чтобы угодить иудеям. Сам Павел жестоко преследовал верующих, пока Господь не остановил его на дороге в Дамаск. Когда Павел проповедовал Евангелие в языческих городах, часто именно иудеи доставляли ему там беспокойства.

Христианское Евангелие было оскорбительным для язычников. Они поклонялись идолам и жили очень безнравственно. Вскоре язычники начали преследовать верующих, потому что христиане призывали всех людей жить святой жизнью перед лицом Одного и Единого Бога. Римские императоры почитались богами и требовали себе поклонения от людей. Христиане отказывались поклоняться кому бы то ни было, кроме истинного Бога, поэтому римляне считали их бунтовщиками.

Римский император Нерон был первым императором, преследовавшим христиан. В 64-м году по Р. Х. в Риме шесть дней и ночей бушевал огонь, оставивший город в руинах. Разгневанные горожане обвинили Нерона в том, что он был причиной пожара. Чтобы отвести от себя вину, Нерон обвинил римских христиан в поджоге, который нанес такой большой ущерб. В результате верующие испытали ужасные гонения. Некоторые были распяты. Петр, как говорят, был в это время распят вниз головой. В этот же период Павел, возможно, был обезглавлен. Мужчин и женщин бросали на арены к львам. Их зашивали в шкуры диких животных, и затем дикие псы разрывали их на куски. Некоторых из них влачили до смерти, других же сжигали на столбах в садах Нерона. Гонения того периода были главным образом ограничены городом Римом.

 

(иллюстрации христианских мучеников)

 

На протяжении следующих ста лет гонения происходили в разных городах по всей империи. Среди мучеников, умерших в течение этого периода времени, были Игнатий, епископ антиохийский; Иустин Мученик, написавший хороший труд, оправдывающий христиан; и Поликарп, епископ Смирнский.

Поликарп был замучен в 156 году. Старец был последним из тех, кого наставляли лично сами апостолы. Во время четвертой волны римских гонений он был арестован и осужден на смерть через сожжение на столбе. В амфитеатре Смирны собралась большая толпа любопытствующих. Правитель настаивал, чтобы Поликарп отрекся от Христа, воскликнув: «Долой атеистов!» (Конечно, христиане не поклонялись идолам. Поэтому язычники считали из за атеистов, то есть людей, не поклоняющиеся никакому богу вообще.) Поликарп повернувшись, указал на толпу и воскликнул: «Долой атеистов!» Затем правитель сказал, что если Поликарп отречется от Христа, он освободит его. Поликарп ответил: «Восемьдесят шесть лет я служил Ему, и Он ни разу не поступил со мной несправедливо; как я могу поносить Его, моего Царя, спасшего меня? Я христианин». Он стоял, не привязанный к столбу, молясь и радуясь, что Христос признает его смерть за Него достойной, в то время как огонь поглощал его жизнь.

Очередная волна гонений наступила при императоре Марке Аврелии, правившем с 161 по 180 гг. Он издал указ о том, что если человек предъявит обвинение христианину в чем-либо, то он сможет забрать себе его имущество. Почти повсеместно христиан отдавали под суд и казнили, а их собственность была отдана их обвинителям. После смерти Марка Аврелия наступили времена покоя для церкви, нарушавшиеся непродолжительными периодами преследований. Так продолжалось до тех пор, пока император Диоклетиан начал самые жестокие гонения, бывшие когда-либо.

Церкви были разрушены, Библии изъяты, руководителей церквей заключали в тюрьмы, истязали и убивали. Наконец, в 311 г. был издан указ императора Галерия, призвавший остановить чрезмерные гонения. В течение трех сотен лет церковь платила кровью за свое исповедание, но она также приобрела и обильные Божьи благословения. Именно об этом было обетование Иисуса в Евангелии от Матфея, 5:11-12. (Найдите этот отрывок и прочитайте перед вашей молитвой.) В результате этих гонений церковь очистилась, вера ее членов окрепла, а Евангелие продолжало распространяться. Даже несмотря на то, что церковь Христова претерпела очень тяжелые времена, она достойно пронесла свое имя.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

11.  Как гонения повлияли на Церковь Христову?

 

12.  Как вы отреагируете, если против вашей церкви вспыхнут гонения?

 

13.  Считаете ли вы возможным, что гонения могут наступить и для нас?

 

14.  Что мы можем сделать для христиан, страдающих от гонений?

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Ересь – ложная доктрина или учение, противоречащее библейской истине.

Гностицизм – ересь раннего новозаветного периода (60-150 гг. по Р. Х.), которая учила о том, что спасение обретается не одной только верой, но и особым тайным знанием.

Монтанизм – еретическое движение, осужденное церковью в 160 г. по Р. Х. Предсказания этой ереси о будущем не исполнились. Кроме того, она запрещала брак и держалась ложных представлений о Святом Духе и Его работе.

Нерон – первый из многочисленных римских императоров, преследовавших церковь.

Поликарп – восьмидесятишестилетний епископ Смирны, который послужил волнующим свидетельством твердой веры в Бога, когда он был отдан на смерть ради Христа.

Язычники – слово «язычники» происходит от слова со значением «народы», и служит для обозначения людей, которые не были иудеями.

 

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.