31.03.2014
Скачать в других форматах:

Рональд Л. Шойерз

Живая церковь Христова: путешествие от начала и до конца

УРОК 18. Реформация утверждается

ЖИВАЯ ВЕРА ДЛЯ ЖИВОЙ ЦЕРКВИ

В нашем путешествии по церковной истории мы обнаружили, что мужчины, женщины и дети были готовы платить максимальную цену за свою веру во Христа. В ранней новозаветной Церкви многие расстались с жизнью из-за того, что верили Божьему слову и не желали отступать от Господа. Когда ислам распространился по Северной Африке, многие христиане были замучены за свою веру. Во время протестантской Реформации тысячи отдали жизнь за истину. Нам следует спросить самих себя, достаточно ли мы любим Слово Божье, чтобы умереть за Христа.

Сатана ненавидит Бога и Церковь Христову. Он хочет разрушить Церковь. Будучи автором всех лжеучений, дьявол не желает, чтобы люди знали истину. Поэтому если мы и наши дети стремимся быть верными Главе Церкви, нам необходимо знать истину и передавать ее далее последующим поколениям. И это основная причина того, почему мы совершаем это путешествие по истории Церкви. Готовы ли вы сражаться за истину или даже пожертвовать своей жизнью за истину Божьего Слова?

 

СТАНДАРТЫ РЕФОРМАЦИИ

 

Со временем Реформация усилилась и утвердилась в ряде стран Европы. Когда Реформация распространялась, людям нужно было знать, чему учат реформатские церкви. Церкви хотели передать миру официальные положения, которые объясняли бы их веру. Такие положения получили название символы веры, или вероисповедания. В ранние века новозаветная Церковь приняла подобные символы веры. Вы, должно быть, знакомы с Апостольским Символом Веры и с Никейским Символом Веры. Эти символы веры, или вероисповедания, стали стандартами для Церкви. Согласно им Церковь определяла, исходя из Писаний, какое учение является истинным, а какое – ложным. В 1530 году Лютеранская церковь изложила свое учение, приняв Аугсбургское вероисповедание. Оно было подготовлено Филиппом Меланхтоном – наиболее значительным руководителем Лютеранской церкви после смерти Лютера. Вероисповедание было составлено для представления его императору Карлу V. Первая часть этого документа излагала христианскую веру, а вторая часть рассматривала различные трудности и вопросы, которые вставали перед церковью. Это исповедание стало первым, принятым со времен ранних дней новозаветной церкви.

Символы веры и вероисповедания    это положения, составленные людьми. Мы не можем их приравнивать к Библии. Одна только Библия есть окончательным авторитетом для Церкви. Тем не менее, символы веры и вероисповедания занимают чрезвычайно важное место в церкви. Поскольку наши символы веры являются верным изложением того, о чем учит Библия, мы пользуемся ими как стандартами, по которым мы оцениваем, верна или неверна та или иная доктрина. Поэтому мы согласны жить согласно вероисповеданиям. Мы призываем церкви, чтобы они жили согласно вероисповеданиям «конфессиональных» церквей.

Как и лютеране, реформатские церкви также хотели изложить миру свою веру. «Наставления...» Кальвина были полезны для продвижения Реформации, потому что они более чем какой-либо другой труд тщательно разъясняли Слово Божье. Однако были и другие изложения, принятые в качестве стандартов для реформатских церквей. Они были составлены при различных обстоятельствах людьми, отдавшими жизнь ради истины, которая содержалась в них. Мы благодарны, что до нынешних дней обладаем этими вероисповеданиями. Вероисповедания реформатских церквей включают в себя: Бельгийское исповедание веры, Гейдельбергский катехизис и Каноны Дортского синода. Вестминстерское исповедание веры, Вестминстерский Большой катехизис и Вестминстерский Краткий катехизис являются вероисповедными документами пресвитерианской церкви.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

11.     Какими способами сатана проявляет свою ненависть к Церкви?

 

12.     Что такое Символ веры, или вероисповедание?

 

13.     Почему они важны для Церкви?

 

 

БЕЛЬГИЙСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ

Гвидо де Бре, бельгийский проповедник, составил Бельгийское исповедание веры в 1561 году. Бельгия в то время все еще принадлежала Нижним Землям, или Нидерландам. Де Бре был расположен к реформатской вере, обучался под руководством Жана Кальвина в Женеве, и возвратился на свою родину, чтобы проповедовать и преподавать библейскую веру. В те дни были очень жестокие преследования: Филипп II намеревался уничтожить кальвинистов и Реформацию в Нидерландах. Реформатские прихожане хотели объяснить королю то, во что они верили. Они не поднимали восстание против короля. Они просто хотели жить в послушании Божьему Слову. Вот почему де Бре составил Бельгийское исповедание веры. Этот документ доступным почти для каждого человека способом демонстрировал, что реформатская вера является библейской.

 

ОБЗОР БЕЛЬГИЙСКОГО ИСПОВЕДАНИЯ

Статьи 1-13    Бог, сотворение, Священное Писание, Троица, Божье провидение

Статьи 14-17  Человек, грех, избрание к спасению

Статьи 18-21   Иисус Христос, Его две природы, Его Жертва за нас

Статьи 22-26    Оправдание, освящение, ходатайство Христово за нас

Статьи 27-36    Церковь, таинства, управление

Статья 37        Воскресение и Последний Суд

 

Как можно было доставить это вероисповедание королю, не будучи арестованным или убитым? Де Бре принял решение написать письмо и отправить его вместе с вероисповеданием. В письме он умолял о том, чтобы вопль тысяч протестантов Нижних Земель был услышан. Он говорил, что реформатские верующие – покорные граждане. Тем не менее, они бы скорее «подставили свои спины для бичевания, языки – под нож, свои уста для кляпа, да и всё тело на сожжение», чем отказались от истины, изложенной в этом исповедании. Ноябрьской ночью 1561 года запечатанный конверт с вложенным письмом и исповеданием веры был переброшен через замковую стену в Дорнике. Король Филипп находился дома в Испании, однако ответственные за преследование протестантов были на месте.

Когда стало известно, что Гвидо де Бре составил письмо и вероисповедание, его начали разыскивать по всей стране. Часто избегая ареста в течение последующих пяти лет, он продолжал проповедовать Евангелие, столь важное для Божьего народа. В конце концов, он был схвачен, заключен в тюрьму и казнен через повешение за библейскую веру. Бельгийское исповедание является одним из наших стандартов, потому что оно ясно учит истине Божьего Слова, противостоящего заблуждениям.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

14.     Кем был Гвидо де Бре? Назовите три факта, касающиеся его личности.

а.

б.

в.

 

15.     К письму было прикреплено Бельгийское исповедание. Что это письмо говорит вам о тех, кто веровал по-реформатски?

 

ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ КАТЕХИЗИС

По другую сторону Бельгийской границы располагалась часть Германии, которая называлась Пфальц. Немецкий князь этой земли Курфюрст Фредерик III был также расположен к Реформации. Многие из его народа знали о лютеранстве, однако он имел желание, чтобы его люди веровали по-реформатски. Он попросил профессора богословия Гейдельбергского университета подготовить катехизис для наставления молодых людей, общин и пасторов. Этим профессором был двадцативосьмилетний Урсин Захария. Придворный проповедник Гейдельберга Олевиан Каспер был помощником Урсина в подготовке документа, который получил название Гейдельбергского катехизиса.

Как вам должно быть известно, катехизис использует форму вопросов и ответов для толкования Библии. Гейдельбергский катехизис содержит 129 вопросов и ответов, которые разделены на три главных раздела. Они рассказывают о грехе, о спасении и о служении. Эти три части имеют сходство с разделами Послания к Римлянам. После введения, где говорится о христианском утешении, вопросы с третьего по одиннадцатый говорят о грехе и духовной нищете (Римлянам 1–3:20). Вопросы с двенадцатого по восемьдесят пятый сосредоточены на спасительном труде Христа и показывают, как представляют его Апостольский Символ веры и таинства (Римлянам 3:21–11:36). Вопросы с 86 по 129 говорят об истинной благодарности или служении (Римлянам гл.12–16) главным образом через истолкование Десяти Заповедей и Молитвы Господней. Это сердечное и личное исповедание надежды верующих.

Вскоре после того, как в 1563 году катехизис был опубликован, он был переведен на множество различных языков. Сегодня это  одна из наиболее широко известных книг наряду с Библией, книгой «Подражание Христу» Томаса Кемписа и «Путешествие Пилигрима» Джона Буньяна. Многие лютеране Германии не одобрили катехизис Фредерика. Они добивались того, чтобы император отстранил Фредерика от власти. В 1566 году в Аугсбурге Фредерика попросили,  как когда-то Лютера, объяснить свои действия. Как и Лютер, Фредерик настолько успешно защитил свой катехизис, что склонил на свою сторону многих немецких князей. Император не отстранил Фредерика от власти. Мы благодарны Богу за Гейдельбергский катехизис – один из стандартов нашей церкви.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

16.     Что такое катехизис?

 

17.     В чем Гейдельбергский катехизис имеет сходство с Посланием к Римлянам?

 

18.     В чем защита катехизиса Фредериком была похожа на защиту катехизиса Лютером?

 

КАНОНЫ ДОРТСКОГО СИНОДА

Спустя почти пятьдесят лет после составления Гейдельбергского катехизиса в голландском городе Дорт, или Дортрехт, проходила продолжительная Церковная ассамблея. Эта встреча была необходима из-за того, что Якоб Арминий, одаренный проповедник и учитель, распространял пять небиблейских учений. Арминий был профессором Лейденского университета, где он занимался подготовкой служителей. Некоторые из этих молодых служителей продвигали его учения в своих церквях. Вскоре волнение поднялось по всей стране.

 

(иллюстрация Дортского синода)

 

В восьмом уроке мы узнали о Пелагии, который отрицал серьезность греха. Пелагий учил, что люди в основном добрые и рождаются без греха. Арминий со своими последователями придерживался идей, схожих с идеями Пелагия. Арминиане, как их позже назвали, учили о том, что:

1.      Человеческая воля не впадает в грех. Человек обладает способностью выбирать между добром и злом. И он сам способен избрать, следовать ли ему за Христом.

2.      Прежде создания мира Бог видел будущее и тех, кто уверует во Христа. Бог предназначил, или же избрал, этих людей к спасению. Поэтому Божье избрание зависело от того, кто уверует в Иисуса.

3.      Христос умер, чтобы спасти всех людей, но лишь те, кто изберет для себя веру в Иисуса, являются действительно спасенными. Христос реально никого не спасал на кресте – Он просто сделал спасение возможным для людей.

4.      Люди способны противостоять Божьей спасающей благодати. Бог хочет спасти людей, но Он не может сделать этого до тех пор, пока люди не дадут Ему позволение.

5.      Спасенные люди могут стать не спасенными. Они могут утратить свое спасение, если впадут в грех.

 

Встреча, или синод, в Дорте проводился с целью отреагировать на эти лжеучения. Реформатские руководители были созваны из различных стран. Делегаты съехались из Нидерландов, Англии, Швейцарии, некоторых земель Германии. Были также приглашены руководители реформатских церквей Франции, однако французский король отказался дать им разрешение выехать из страны. В честь французских делегатов их места оставались пустыми на протяжении всей встречи.

Выступая против заблуждений арминиан, международный синод в Дорте дал ответ пятью библейскими истинами. Мы называем их «канонами». Каноны – это  решения Церкви,  доктринальные заявления. Каждый из канонов, составленных в Дорте, состоит из двух частей. Первая часть каждого канона утверждает истинное учение на основании Слова Божьего. Вторая часть разъясняет заблуждения арминиан.

Мы легко можем запомнить, в чем состоит учение канонов Дортского синода, используя слово TULIP (англ. тюльпан).

Total Depravity (полная испорченность) (главы IIIIV). Мы испорчены, или грешны, в каждом своем проявлении. Даже наша воля – падшая. Мы не способны сделать ничего доброго или прийти к Богу, если Его Дух не трудится в нас (Римлянам 3:10–12; Иоанна 6:44, 65).

Unconditional Election – безусловное избрание (глава I). По Своему изволению Бог предназначил, или избрал, тех, кого Он спасает во Христе. Он не основывал Свой выбор на том, кто мы, что мы делаем, что говорим или о чем помышляем. Он избирает нас только лишь по причине Своей великой любви и милости к нам (Ефесянам 1:4–5; 2-е Фессалоникийцам 2:13).

Limited Atonement – ограниченное искупление (глава II). Когда Христос умер, Он фактически спас Свой народ, удалив их грех и вину. Христос спасает всякого из тех, за кого Он умер. Он не умирал для того, чтобы спасти каждого, но только Свой народ, тех, кого избрал Бог – Своих овец (Матфея 1:21; Иоанна 10:15).

Irresistible Grace – непреодолимая благодать (главы IIIIV). Святой Дух трудится в жизни тех, кого избрал Бог, поэтому они наверняка будут веровать и будут спасены. Бог дает новую жизнь, изменяя нас, чтобы мы могли испытывать сожаление о своем грехе, доверять Христу и любить Бога (Иоанна 6:37, 44; 10:16; Римлянам 8:29–30).

Perseverance of the Saints – неотступность святых (глава V). Однажды уверовав и обретя оправдание Христом, мы никогда не погибнем. Христос навсегда является нашим Спасителем. Он оберегает Свой народ, чтобы ни один из них не пошел в ад (Иоанна 6:39; 10:28–29).

 

Дортский синод продолжался с ноября 1618 года по май 1619 год. Помимо Дортских канонов, синод принял также Гейдельбергский катехизис и Бельгийское исповедание как три стандарта реформатских церквей. Эти три вероисповедания названы «Тремя Формами Единства». В них излагаются учения, о которых реформатские церкви пребывают в согласии.

 

 

ВЕСТМИНСТЕРСКИЕ СТАНДАРТЫ

Для пресвитериан особо важной является другая встреча. С 1643 по 1649 годы Вестминстерская ассамблея работала над составлением стандартов для пресвитерианских церквей: Вестминстерское исповедание веры,  Вестминстерский Большой катехизис и Вестминстерский Краткий катехизис. Эта ассамблея, насчитывавшая 121 служителя Слова и тридцать других руководителей, состоялась в Лондоне с целью составления новой формы церковного управления, а также новых вероисповеданий для пресвитерианских церквей Англии и Шотландии. Вестминстерское исповедание веры состоит из тридцати трех глав, которые ссылаются на все основные положения христианского учения, включая в себя разделы о Библии, Троице, завете, оправдании, освящении, уверенности, законе Божьем, Церкви и ее таинствах, и о последнем суде. Большой и Краткий катехизисы дают наставления для взрослых и детей в форме вопросов и ответов. Мы благодарны за то, что делегаты составили эти здравые и тщательно сформулированные изложения реформатской веры.

Составив эти вероисповедания, реформатские и пресвитерианские церкви утвердили и укрепили Реформацию. Эти вероисповедания всегда призывают нас верить тому, чему мы научены из Библии, и обучать этому других.

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Евангелие от Иоанна 10:27-28

 [Иисус сказал:] «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей».

 

Каноны Дортского синода, V, 11

Писание удостоверяет, что верующие в этой жизни сражаются с различными сомнениями плоти, и что, будучи в сильном искушении, они не всегда чувствуют полную веру и уверенность в неотступности. Но Бог... не попустит им быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы они могли перенести [см. 1 Кор. 10:13].

 

Вестминстерский Большой катехизис

В.79  Могут ли истинные верующие из-за своего несовершенства и из-за многочисленных грехов и искушений, в которые они впадают, отпасть от благодатного состояния?

О. Истинные верующие, по причине неизменной любви Божией, ... своего неразрывного союза со Христом, Его вечного ходатайства за них26, а также того, что в них пребывает Дух и семя Божие, не могут полностью или окончательно отпасть от благодатного состояния, но сохраняются силою Божией в вере ко спасению.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

19.     Сопоставьте библейское учение с учением Арминия по каждому из следующих пяти пунктов:

а. полная испорченность:

- библейское учение:

- учение Арминия:

б. безусловное избрание:

- библейское учение:

- учение Арминия:

в. ограниченное искупление:

- библейское учение:

- учение Арминия:

г. непреодолимая благодать:

- библейское учение:

- учение Арминия:

д. неотступность святых:

- библейское учение:

- учение Арминия:

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Бельгийское исповедание веры (1561 г.) – вероисповедание, составленное Гвидо де Бре, разъясняющее реформатскую веру, и принятое реформатскими церквями как стандарт истины.

Гейдельбергский катехизис (1563 г.) – инструмент обучения для детей, составленный по просьбе Фредерика III, чтобы его народ мог узнать о реформатской вере.

Каноны Дортского синода (1618–1619 гг.) – утверждения, составленные на синоде в Дорте, которые давали ответ ложным учениям Якоба Арминия и его последователей.

Вестминстерские стандарты (1647–1648 гг.) – стандарты пресвитерианских церквей, которые составлены в Англии, и включают в себя Вестминстерское исповедание веры,  Вестминстерский Большой катехизис и Вестминстерский Краткий катехизис.

 

 

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.