31.03.2014
Скачать в других форматах:

Рональд Л. Шойерз

Живая церковь Христова: путешествие от начала и до конца

УРОК 13. Реформация врывается в церковь

СУТЬ РЕФОРМАЦИИ

Наши последние несколько уроков показали необходимость реформ, или перемен, в церкви. Церковь настолько далеко уклонилась от Евангелия Христова, что ее едва ли можно было узнать как церковь. Она стала лжецерковью.

Вместо того чтобы быть гонимой, церковь теперь сама преследовала тех, кто был с ней не согласен. Уже в 1215 году Четвертый Латеранский собор дал церкви разрешение суда искоренять любое мышление, или людей, которые отвергали церковь и ее учение. Такой суд назывался инквизицией. Это был инструмент уничтожения людей, которых церковь считала еретиками. Этот суд состоял преимущественно из священников Доминиканского ордена. Вы помните, что Ян Гус был осужден как еретик и предан на смерть за отстаивание истины Божьего Слова. Другие, подобные ему, старались реформировать церковь изнутри, однако были безуспешны из-за инквизиции. Ставка была слишком высока. Человек мог потерять жизнь, критикуя Римскую церковь.

Мы увидели, что период времени непосредственно перед Реформацией показал, что перемены или реформы в Римской церкви не могут происходить изнутри. Однако Бог имел в Своем разуме нечто иное. На протяжении Реформации (1517–1648 гг.) Он изменил церковь так, что она стала ярче отображать славу Божью и следовать Его Слову. Люди, которых Он использовал для церковных перемен, названы «реформаторами».

Реформаторы сделали попытку дать ответ из Священного Писания на пять важных вопросов. Их ответы сформулировали суть Реформации.

1.                     На чем основана наша вера? Является ли стандартом нашей веры и жизни одна только Библия, или же это Библия плюс традиция церкви?

2.                     Как мы спасены? Мы  спасены одним только Христом, или же Христом плюс тем, что мы делаем для Него и для самих себя?

3.                     Что такое Церковь? Является ли церковь собранием верующих людей, или же это – папа и его епископы, наблюдающие за людьми?

4.                     Как Церковь должна поклоняться Богу? Должны ли мы поклоняться Ему только так, как Он заповедал в Своем Слове? Или нам позволяется поклоняться Ему так, как хотим мы, при условии, что это не запрещено особым образом в Божьем Слове?

5.                     Как мы живем для Бога в нашей повседневной жизни? Могут ли обычные люди служить Богу в своей повседневной работе, задачах и призваниях, или только служители могут служить Богу, потому что они назначены на церковные должности?

 

Эти вопросы были очень важны для реформаторов. Иногда реформаторы были не согласны друг с другом в своих ответах. Однако в целом они были едины. В результате они совместно выступали в противостоянии Римской церкви и ее ложным учениям, которые развились в течение столетий.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1.      Что такое инквизиция?

Воспользуйтесь Интернетом или энциклопедией, чтобы найти информацию о том, какие методы применялись в деятельности инквизиции.

 

2.         Перечислите пять важных пунктов, или вопросов, на которые Реформация ответила на основании Библии. Объясните важность каждого из них.

а.

Почему это важно?

 

б.

Почему это важно?

 

в.

Почему это важно?

 

г.

Почему это важно?

 

д.

Почему это важно?

 

 

МАРТИН ЛЮТЕР

 

Одним из наиболее влиятельных ранних реформаторов, кто выступал против ложных взглядов церкви, был Мартин Лютер. Папа Лев Х называл его «диким кабаном», вторгшимся в Божий виноградник. Он был настолько рассержен на Лютера, что намеревался отдать его под суд и предать смерти как еретика.

Почему же папа был так разгневан на него? История Мартина Лютера и его выступления против Римской церкви начинается в городе Эйслебен, Германия. Здесь в 1483 г., 10 ноября, родился Мартин в семье строгой, но любящей матери и волевого и вспыльчивого отца. Его отец был рудокопом, он тяжело работал, чтобы дать своему сыну хорошее образование.

Окончив среднюю школу, подающий надежды молодой Мартин в 1505 году получает диплом магистра Эрфуртского университета. Отец хотел, чтобы Мартин стал знаменитым юристом, поэтому он начал изучать закон. Однажды в 1505 году, когда он направлялся в другой город, поднялась буря, и молния повергла его на землю. В ужасе он воззвал к католической святой всех шахтеров: «Святая Анна, спаси меня! Я стану монахом».

К великому разочарованию своих родителей Мартин сдержал свой обет и стал чрезвычайно посвященным монахом Эрфуртского монастыря. Вместо закона он изучал Библию. Он получил степень доктора богословия и с 1512 года начал преподавать в университете в Виттенберге.

Однако Лютер не находил внутреннего покоя и мира с Богом, поскольку не имел прощения своих грехов. Его грех глубоко беспокоил его. Когда он исповедал свой грех другим обитателям монастыря, они посоветовали ему больше любить Бога. Это был ответ тех, кто не познал благодати Христовой. Они утверждали, что если Мартин будет больше любить Бога, он ощутит мир с Богом. Это убеждение называется «праведностью по делам» – понимание, что мы становимся праведными перед Богом благодаря нашим делам, или же благодаря тому, что мы совершаем. Лютер в то время усердно пытался угодить Богу посредством трехдневных постов, а также тем, что в зимний холод спал на полу без одеяла. Спустя годы он скажет: «Я соблюдал правила настолько точно, что могу сказать, что если какой-то монах и попадет на небеса благодаря своей правильной монашеской жизни, то этот монах – я. Если бы я соблюдал их и далее, я убил бы себя постами, молитвами, чтениями и другой деятельностью». Тем не менее, его грех беспокоил его все сильнее. Ему постоянно напоминали о том, что нужно более и более любить Бога. Наконец, в отчаянии он воскликнул: «Я не люблю Бога! Я ненавижу Его!» Это было истинное исповедание его греха.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

3.         Какими способами Лютер пытался угодить Богу и быть хорошим монахом?

 

4.         В чем состояла трудность, удерживавшая Лютера от обретения мира с Богом?

 

5.         Что обитатели монастыря советовали Лютеру делать, чтобы получить истинный мир с Богом?

Почему их совет был ошибочным?

 

ЛЮТЕР ПОСТИГАЕТ ИСТИНУ

 

В 1515 году Лютер начал преподавать по книге Послания к Римлянам. Во время подготовки к занятиям он прочитал слова в Римлянам 1:17: «В [евангелии] открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет». Чем больше он размышлял об этих словах, тем больше приходил к пониманию того, что он никогда не сможет стать праведным перед Богом по своей собственной праведности или по делам. Библия говорит, что мы  праведны перед Богом благодаря тому, что Христос совершил для нас. Христос вместо нас в совершенстве повиновался Богу. Он понес наказание за наш грех вместо нас. Христос отнес Свое праведное и совершенное послушание перед Богом на наш счет. Он дал нам новое положение перед Богом. Мы оправданы, то есть объявлены праведными – совершенными, справедливыми и святыми – в глазах Бога. Мы можем принять этот милостивый дар Божий только верой. Дает ли этот дар тебе истинный мир?

Это библейское учение слишком отличалось от того, чему учили в римо-католической церкви. Римская церковь учила, что мы являемся праведными перед Богом не посредством одной лишь веры, но посредством веры и добрых дел в жизни. На Тридентском соборе (1545–1563 гг.) было объявлено, что всякий, кто говорит, «что одной лишь верой оправдывается нечестивый», да будет проклят. Вплоть до нынешнего дня римо-католическая церковь не опровергла этого заявления. Всякий, кто верит этому учению, никогда не сможет быть вполне уверенным, достаточно ли добрых дел он совершил. Не существует уверенности в том, что он сохранит оправдание.

Когда Лютер открыл и понял библейское учение об оправдании одной верой, он вскликнул: «Я почувствовал себя рожденным вновь, и что я вошел в рай через открытые двери. Все Писание приобрело новый смысл... Этот отрывок [из послания] Павла стал для меня вратами в небо».

Теперь мы можем понять, почему Лютер так сильно протестовал, когда Иоганн Тетцель начал продавать индульгенции в местности, где Лютер учил и проповедовал. Индульгенции, как вы помните, удостоверяли прощение грехов, и их можно было купить у папы. Люди могли приобрести индульгенции и для самих себя, и для кого-либо другого, даже для умершего. Время пребывания человека в чистилище могло быть сокращено просто через покупку индульгенции. Папа Лев Х строил очень дорогостоящую церковь в Риме – Собор св. Петра. Для этого ему нужно было много денег. Поэтому он и попросил помощи у Тетцеля, монаха и очень хорошего коммерсанта. Тетцель убедил людей той местности, где жил Лютер, приобретать индульгенции. Таким был его коммерческий призыв: «Как только монета в ящике зазвенит, душа из чистилища выпрыгнет». Тетцель вел преуспевающий, однако, не угодный Господу бизнес. Не устраивал он также и Лютера.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

6.         Как звучит библейское учение об оправдании?

 

7.         Почему мы говорим, что мы оправданы одной лишь верой?

 

8.         Почему бизнес на индульгенциях Тетцеля настолько взволновал Лютера?

 

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Римлянам 5:1-2

«Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией».

 

Гейдельбергский катехизис

 

В.60  Как вы оправдываетесь перед Богом?

О. Только истинной верой в Иисуса Христа. И хотя моя совесть обвиняет меня в том, что я тяжко согрешил, нарушая все заповеди Господа... Бог без всякой заслуги... только из милости, дарует мне совершенное искупление, оправдание и святость Христа...

 

В.96  Что требует Господь во второй заповеди?

О. Чтобы мы никаким образом не изображали Господа и не поклонялись Ему никоим иным способом, кроме того, который Он заповедал в Слове Своем.

 

Вестминстерский Краткий катехизис

В.33  Что такое оправдание?

О. Оправдание — это действие дарованной благодати Божией, которым Он прощает все наши грехи и считает нас праведными в Своих очах только потому, что нам вменена праведность Христа, которая была принята исключительно верою.

 

В.51  Что запрещается во второй заповеди?

О. Вторая заповедь запрещает поклоняться Богу посредством изображений или любым другим путём, который не указан в Его Слове.

 

ЛЮТЕР ПРИЗЫВАЕТ К ДЕБАТАМ

Будучи правоверным римо-католическим священником, Лютер пожелал обсудить вопрос индульгенций. В 1517 году он составил «Девяносто пять тезисов», или же утверждений, для дискуссии по этому вопросу. Согласно Меланхтону, преемнику Лютера, он вывесил эти тезисы на дверях Замковой церкви в Виттенберге 31 октября 1517 года. Двери церкви играли роль доски объявлений, где можно было вывешивать сообщения. В этих девяноста пяти тезисах Лютер доказывал, что индульгенции не могут ни устранить вину человека, ни оказать помощь людям в чистилище. Он заявил, что индульгенции дают ложное утешение тем, кто их приобретает. Лютер утверждал, что наше утешение находится только во Христе.

На следующий день был День всех святых – день, когда выставлялись для демонстрации многие церковные реликвии. Многие преподаватели и студенты, а также и другие люди, приходили в церковь, чтобы увидеть реликвии, и читали утверждения Лютера, вывешенные на церковных дверях. В течение нескольких недель Девяносто пять тезисов были переведены с латыни на некоторые другие языки, чтобы европейцы начали осознавать важность обеспокоенности Лютера. Вскоре люди перестали приобретать индульгенции.

Не удивительно, что папа был разгневан на Лютера! Папа отлучил его и приказал, чтобы его сочинения были сожжены. Лютер попросил дать библейское подтверждение тому, что его учение ошибочно. Он настаивал на том, что учение церкви должно основываться на Библии, а не на церковной традиции или решении соборов, которые временами делали ошибки. Он заявил, что одна только Библия является нашим образцом веры и жизни. В 1521 году императором Карлом V Лютеру было приказано явиться на рейхстаг в город Вормс, чтобы дать отчет, во что он верит. Ему было приказано отречься, то есть объявить свои сочинения ошибочными. Однако Лютер твердо настаивал на том, что только Библия может переубедить его изменить свое учение. «Моя совесть находится в плену у Слова Божьего, – смело говорил он на суде. – Я не могу  ни от чего отречься и не сделаю этого, поскольку идти против совести и безнравственно, и небезопасно. На сем стою и не могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь».

 

БОГ ИСПОЛЬЗУЕТ ЛЮТЕРА ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ РЕФОРМАЦИИ

Карл V был в гневе и объявил Лютера еретиком. Возможно, Лютер был бы предан смерти, если бы не саксонский герцог Фридрих Мудрый, чьи люди похитили реформатора и укрыли его в Вартбургском замке. Скрываясь в течение десяти месяцев, Лютер написал катехизис и сделал перевод Библии на немецкий язык, понятный для чтения и понимания простыми людьми.

Лютер был вовлечен в различные виды деятельности. Он написал много гимнов, в том числе «Твердыня наша – вечный Бог». В 1525 году он написал чрезвычайно важную книгу «О рабстве воли», которая подчеркивала Божий суверенитет в нашем спасении. В том же году он женился на Катарине фон Бора, или Кати, как он ее называл. Лютер стал хорошим мужем и отцом шестерых детей. Своей женитьбой Лютер показал, что Библия каждому предоставляет право вступать в брак, в том числе и служителям. Лютер учил, что всякое полезное дело является святым в глазах Божьих, в том числе и брак.

 

(иллюстрация Вормс)

 

В последующие годы он написал «Немецкий порядок поклонения», книгу о лютеранском богослужении. Он сохранил многие элементы из практики поклонения римо-католической церкви, так как считал, что они не вступают в противоречие с верой. Позднее Кальвин и Цвингли заняли иную позицию. Об этом мы узнаем в другом уроке.

Бог использовал Лютера, чтобы начать чрезвычайно важное и преобразующее мир движение – протестантскую Реформацию. Люди, покинувшие Римскую церковь, чтобы следовать учению Библии, были названы протестантами, потому что они протестовали против грехов и заблуждений церкви. Сегодня мы являемся частью церкви Реформации.

Нам следует быть весьма благодарными за то, что протестантская церковь обратилась к Библии как к непререкаемому авторитету нашей веры. Нам стоит радоваться от того, что мы спасены только одним Христом, только одной верой и только одной благодатью. Насколько благодарными нам следует быть за то, что как верующие мы являемся Церковью Христовой! В результате мы можем возносить молитвы непосредственно к Христу. Мы не нуждаемся в священниках, святых или Деве Марии, чтобы они молились вместо нас. Во время Реформации все эти истины были открыты заново. Церкви Реформации с благодарностью приняли их как свои собственные. Прославим Бога за то, что Он восстановил истину для Своего народа!

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

9.         Что означает слово «протестант»?

 

10.     Почему мы должны быть особенно благодарными за Реформацию?

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Мартин Лютер (1483–1546 гг.) человек, которого использовал Бог, чтобы начать мощное движение в церкви под названием «протестантская Реформация».

Протестантская Реформация – период церковной истории (1517–1648 гг.), во время которого Бог производил крупные реформы в церкви и возвращал ее к библейской вере.

31 октября 1517 года – дата, когда Лютер пригвоздил к церковным дверям в Виттенберге свои Девяносто пять тезисов, обозначившие начало Реформации.

Оправдание – библейское учение о том, что верующие объявляются праведными, или святыми, в глазах Бога, поскольку приняты по вере одной лишь благодатью Христовой.

Индульгенции – «удостоверения прощения», продажа которых возбудила праведный гнев Лютера.

Вормсское совещание – встреча, или рейхстаг, в г. Вормс, куда Лютер в 1521 году был вызван для отстаивания своих сочинений.

 

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.