31.03.2014
Скачать в других форматах:

Рональд Л. Шойерз

Живая церковь Христова: путешествие от начала и до конца

УРОК 9. Церковь вступает в Средние Века

ИЗМЕНИВШИЙСЯ МИР

Со смертью Августина и падением Рима церковь вступила в период великих перемен. Некоторые изменения были хорошими, в то время как другие принесли церкви проблемы.

Нам уже известно, что в этот период миссионеры принесли евангельскую весть в разные страны. Патрик отправился в Ирландию, Бонифаций принес Слово в Германию и Нидерланды, а Ансгар благовествовал в Дании и Швеции. Многие люди в этих странах стали христианами. Это были хорошие перемены.

Мы также узнали, что Рим был захвачен готами в 410 г. по Р. Х., до этого времени никто не мог нанести поражение «вечному городу». Все были в ужасе от мысли о том, что власть Рима была сломлена. Следующим народом, который разграбил Рим, были вандалы в 455 г. Римская империя превратилась в руины, однако по благодати Господа и благодаря Его защите церковь выжила.

 

ФЕОДАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Большим благословением для церкви было находиться под защитой римских властей. Однако вместе с разрушением Рима прекратило существование центральное римское правительство. Вместо этого ряд более мелких варварских королевств окружили церковь.

Поскольку европейское сообщество под властью Рима распалось, появилась новая общественная структура. В наших городах имеется полиция для поддержания порядка, и школы для обучения детей. В те дни дела обстояли совершенно иначе. Часто в городах не было полицейской защиты, а у детей не было школ. Всякий, кто имел землю, обладал властью. Землевладельцы создавали крупные земледельческие хозяйства, которые назывались плантациями или поместьями. В этих поместьях владельцы или правители производили все, что было необходимо для их семей и работников. Поместья охранялись отрядами рыцарей, которые подчинялись владельцу этой территории. Иногда определенное количество землевладельцев подчинялось одному королю. Король рассчитывал на помощь землевладельцев в защите его территории. Такую политическую систему, или же договоренность между королем и его землевладельцами, мы называем «феодальной системой».

Не  каждый в то время владел землей. Более бедные люди, или крестьяне, не имели земли, и не могли защитить себя или же обеспечить пропитанием и жильем свои семьи. В обмен на защиту и продовольствие эти крестьяне обрабатывали поля землевладельцев. Они становились «вассалами» землевладельцев и постоянно оставались бедными.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1.      Какое ваше общество по сравнению с обществом при феодальной системе?

 

ТЕМНЫЕ ВЕКА

 

Некоторые варварские племена слышали Евангелие Христа, а некоторые – нет. Церковь имеет двойное призвание – учить свой собственный народ, и делиться благой вестью с теми, кто находится вне церкви. В течение первых 300 лет после падения Рима многие люди не проявляли большого интереса к книгам и к образованию. Не многие люди умели читать. Даже многие священники не умели читать. А если священники не умели читать и изучать Слово Божье, как могли они исполнять призвание церкви учить и проповедовать Слово? Вопреки воле Божьей написанное или проповеданное Слово Божье стало заменяться статуями, образами и театральными представлениями как инструментами для обучения народа. Землевладельцы часто платили священникам, чтобы те отправляли службы на их территориях. Их преданность часто была более сильной по отношению к землевладельцам, дававшим им пропитание, чем к Господу и церкви. Это были темные века.

Тем не менее, не все было утрачено. Многие монахи в различных монастырях с интересом продолжали обучение. Они учились читать книги в своих библиотеках. Они делали рукописные копии книг, так что образование и его средства не были полностью уничтожены. Монастыри стали образовательными центрами в то время, когда многие люди не были заинтересованы в обучении.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

2.      Какие две большие задачи исполняла церковь после того, как варварские племена вторглись и поселились в Европе и частично в Азии?

а.

б.

 

3.      Многие священники церкви не умели читать. Что произошло в результате этого?

 

4.      Какой важный труд совершали монахи для церкви на протяжении этого периода истории?

 

ИЗМЕНИВШАЯСЯ ЦЕРКОВЬ

Как только в это время в мире стали происходить перемены, они стали происходить также и в церкви. Некоторые из этих перемен были хорошими, а другие показали, что церковь отступила от Христовых заповедей. Церковь призвана к постоянному духовному росту. Христос желает, чтобы Его Церковь более и более становилась послушной Его Слову. Однако Он не желает, чтобы Его Церковь менялась только ради изменений. Он также не желает, чтобы Его Церковь изменялась и становилась грешной, подобно миру. Он желает, чтобы Его Церковь походила на Него. И это есть та задача, выполнению которой все мы должны быть преданными.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

5.      Все ли перемены есть зло для церкви? Почему «да» или почему «нет?»

 

ЦЕРКОВЬ ИЗМЕНЯЕТ СПОСОБ СВОЕГО УПРАВЛЕНИЯ

Перемены в церковном управлении показали, что церковь начала отдаляться от Слова Божьего. Прежде чем мы рассмотрим происшедшие перемены, давайте подытожим, какое управление должно быть в  церкви. Из четвертого урока  мы узнали о библейском учении, что церковь должна быть управляема старейшинами. Старейшины избираются членами церкви для управления властью Христовой. Перед Богом все старейшины равны между собой. Все они имеют одинаковую власть в церкви. Каждый из старейшин призван управлять отдельной общиной. Ни один из старейшин не призван управлять всеми церквями. Такое правление старейшин  мы называем пресвитерианской формой церковного правления. Слово «пресвитерианский» происходит от греческого слова «пресвитер», означающего «старейшина». Некоторые церкви, такие как Реформатские церкви, имеют пресвитерианскую форму церковного правления, даже несмотря на то, что они могут упускать слово «пресвитерианская» из своего названия.

При конгрегационалистской форме церковного правления церковью правит народ. Однако Христос не заповедал, чтобы Его церковью управлял народ. Старейшины должны с любовью управлять общиной (Деяния, 20:28-31). Община не должна управлять старейшинами.

Библия также учит, что Христос является Главой и Правителем Церкви. Все члены церкви, так же, как и старейшины, служители Слова и дьяконы, должны повиноваться Христу. Никто не вправе перенять Его власть. Как же Христос управляет Своей Церковью? Он управляет Своей Церковью посредством Своего Слова. Библия дает откровение воли Божьей для церкви. Церковь должна всегда быть верной Его Слову. Церкви Христовой дана духовная власть управлять от Его Имени. Ей не дано власти применять физическую силу. Мы увидим, что в этот период истории церковь стала забывать эти важные учения Слова Божия.

 

ПРАВЛЕНИЕ ЕПИСКОПОВ

Мы уже узнали, что Библия называет старейшин пресвитерами. Еще одно слово по отношению к старейшинам, которое используется в греческой Библии, – это слово «епископ», обозначающее «надзиратель» или «блюститель». Именно от этого слова происходит слово «епископальный». Сегодня методистская, некоторые лютеранские церкви, а также римо-католическая, греческая православная и епископальная церкви имеют такую форму церковного правления. Но как же появилась эта новая форма церковного правления?

Появление новой формы церковного правления обязано своим возникновением определенным ересям, которым учили некоторые люди.

Христианская церковь имела желание объединиться против лжеучений. Так, некоторые люди произносили речи от имени всей церкви. Как только эти ораторы становились известными, они также брали на себя власть над церквями в той местности, где они жили. Такой новый способ управления церковью стал называться епископальной формой церковного управления. Мы не знаем точно, когда эта практика вошла в каждую общину. Однако нам известно то, что со временем стало происходить.

При епископальной форме церковного управления церковью управляют епископы. Вместо того чтобы быть избираемыми людьми, епископов часто избирали другие епископы. Вскоре их стали воспринимать как преемников апостолов. И вместо того, чтобы управлять как старейшины в отдельной общине, епископы и архиепископы постепенно перенимали на себя больше и больше власти. Один из архиепископов в какой-либо местности становился более могущественным, чем остальные. Он один приходил к власти над всеми церквями данной территории. Все остальные епископы находились под его властью.

Епископы кафолической или же «вселенской» церкви, как она позже себя называла, становились более и более могущественными. Киприан, епископ Карфагенский, живший приблизительно с 200 по 258 гг., пожалуй, наилучшим образом описал эту форму церковного правления. Он писал: «Церковь основывается на единстве епископов. Епископ находится в церкви, и церковь находится в епископе. Если кто-либо не вместе с епископом, он и не с церковью». Все больше и больше епископ римский принимал на себя власть над всеми остальными епископами, и таким образом он стал папой Римским.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

6.      Обведите букву перед фразой, которая правильно заканчивает утверждение.

Бог желает, чтобы Его церковь была управляема…

а. людьми общины;

б. старейшинами, избираемыми общиной;

в. епископами, избираемыми другими епископами;

г. правительством или правителями страны;

д. любым способом, каким мы решим.

 

7.      Как мы называем ту форму церковного правления, при которой церковью управляют старейшины?

 

8.      Что постепенно начало происходить, когда епископальная форма церковного правления овладела церковью?

 

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Титу 1:5

«Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал».

 

Бельгийское исповедание веры, статья 27

«Мы верим и исповедуем, что существует единая Вселенская (или кафолическая) Церковь, являющаяся святой общиной и собранием истинно верующих христиан, ожидающих своего полного спасения в Иисусе Христе, омытых Его Кровью и освящённых и запечатлённых Святым Духом».

 

Бельгийское исповедание веры, статья 30

«Мы верим, что сия истинная Церковь должна управляться духовным порядком, которому она научена нашим Господом в Его Слове; а именно, что она должна иметь служителей... для проповедования Слова Божьего... также должны быть пресвитеры и диаконы, совместно с пасторами образовывающими Совет Церкви».

 

Вестминстерское исповедание веры, глава XXV, 1 и 6a

«Вселенская (или всеобщая) Церковь невидима и состоит из полного числа избранных, живших в прежние времена, живущих ныне и тех, кто будет жить в грядущем, соединенных под Христом, Главой Церкви.  Церковь есть Невеста Христова, тело Его, полнота Наполняющего все во всем.

У Церкви нет другого Главы, кроме Господа Иисуса Христа».

 

ПАПСТВО

Пять епископов из пяти больших городов всего мира считались более важными, чем остальные. Это были епископы Иерусалима, Антиохии, Александрии, Константинополя и Рима. Однако когда церкви сталкивались с трудностями, они все больше и больше обращались к римскому епископу за руководством. Постепенно остальные епископы стали считать его верховным епископом. Римский епископ стал известен как папа. Слово «папа» – латинское «papa»  означает «отец». Церковь, в которой правил папа, стала известной как римо-католическая церковь. Церковь более не была управляема старейшинами, как заповедал Христос. Теперь ею управлял один человек – папа. В последующих уроках  мы узнаем о некоторых последствиях, наступивших из-за этих глубоко неверных и очень печальных изменений в церковном правлении.

 

 

ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ

 

Правление одного из пап наилучшим образом показывает нам, как такое изменение в церковном управлении глубоко повлияло на церковь. Папа Григорий Великий правил с 590 по 604 гг., он был первым папой, имевшим широкую политическую власть. Поскольку более не существовало мощного центрального Римского правительства, кто будет иметь дело с различными варварскими королями, которые пришли угрожать и разрушать Рим? Когда ломбарды, которые уже завоевали Северную Италию, стали угрожать Риму, Григорий поднял армию, заключил договор и не допустил их в Рим. Он назначал правителей в городах и соблюдал порядок в Риме. В Италии он имел больше власти, чем светские императоры. Григорий приобрел политическую власть, которую Римская империя утратила. С одной стороны, он принес пользу народу, так как сохранил Рим от дальнейших разрушений. С другой стороны, это неправильно, если руководитель церкви становится политическим лидером.

За четырнадцать лет папского правления Григорий также изменил церковь. Как и папа Лев I (440-461 гг.), правивший до него, он настаивал на том, чтобы возглавлять всю церковь, утверждая, что он является преемником апостола Петра. Когда он писал о святых, он высказывал мнение, что они были особыми героями, чьи одеяния и части тела должны почитаться как реликвии. Некоторые из его учений стали важными составляющими римской католической мысли, и эти учения почитаются до сего дня. Он учил, что святые оказывают особую помощь обычным христианам. Григорий учил, что существует чистилище, место страданий и очищения, куда должны попасть христиане, прежде чем взойдут на небеса. Он также предполагал, что Вечеря Господня, или месса, как ее называет римо-католическая церковь, есть постоянное повторение жертвы Христа на кресте. Все эти учения противоречат учению Библии. Позже мы еще раз рассмотрим эти учения. Но уже на этот момент мы можем видеть, как церковь начинает отвращаться от ясного учения Слова Божьего. Церковь начала становиться на неверный путь. И мы увидим, как этот путь привел ее к очень опасным и печальным результатам.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

9.      Что  означает слово «папа»? Расскажите, почему в церкви не должно быть пап?

 

10.  Как папы приобретали политическую власть?

 

11.  Чему учил папа Григорий Великий из того, что не является истиной Божьего Слова?

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Феодальная система – общественная система в Средние Века, при которой правили землевладельцы, а бедняки работали на них, чтобы получить защиту.

Пресвитерианская – библейская форма церковного правления, при которой церковью управляют местные старейшины.

Папа – титул, присвоенный правителю римо-католической церкви.

Папа Григорий Великий – папа, правивший с 590 по 604 гг., который приобрел сильную политическую власть и выдвинул несколько небиблейских учений, включая идею о чистилище  и продолжающуюся жертву Христа в мессе.

 

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.