18.03.2014
Скачать в других форматах:

Лори Ванден Хойвел

Раскрывающееся обетование Божье. От теней к свету

Урок 16. Остаток народа завета в плену

 

Исследуя историю заветного искупления от книги Бытия до этого момента, мы увидели предзнаменования грядущего Мессии в нескольких аспектах:

1) в Божьих милостивых действиях, направленных на сохранение Своего народа;

2) в неизменном сохранении мессианского семени во время наиболее бесплодных и безрадостных дней народа завета;

3) в установлении системы жертвоприношений, которые указывали на будущую великую жертву Сына Божьего, Агнца Иисуса Христа;

4) в предоставлении прообразов Христа, таких как Моисей, Аарон, Иисус Навин, Давид и другие;

5) в ниспослании пророков, которые постоянно напоминали народу Божьему о верности Бога Своему обетованию о Мессии, Который должен спасти их (и нас) от греха.

В этом и следующем уроке мы будем говорить о  небольшой группе (остатке) народа завета из Иудеи, дома Давидова, живущей в Вавилоне и покоренной царем Навуходоносором. Оставит ли Бог Свой народ в порабощении и забудет ли об обещанном Им искуплении через Мессию? Несомненно, они заслуживают того, чтобы быть отвергнутыми!

Но Бог снова проявляет терпение и милость ради Своего заветного обетования. В этих двух заключительных уроках, посвященных исследованию Ветхого Завета, мы рассмотрим пленение и возвращение остатка (оставшаяся небольшая часть народа завета). Мы охватим девять ветхозаветных книг. Это может показаться большим объемом, но на самом деле во всех этих книгах говорится лишь о трех темах. Нижеследующая схема показывает единство этих книг.

 

Иезекииль

Даниил                                         Суверенный                                       вечном установлении Его царства

Эсфирь

Ездра

Неемия                        Бог              Святой              это явлено в         Его суде над нечестивыми

Аггей

Захария

Иоиль                                             Любящий                                          Его благодати и милости, проявленной по Малахия                                                                                                   отношению к Его народу завета

 

Эта схема представляет нашего Бога как суверенного (под Чьим контролем находится абсолютно всё и все), святого и любящего. Для воплощения Своего замысла Он совершил следующее:  пообещал навечно установить Свое Царство;  послал суд на нечестивых;   явил благодать и милость Своему народу завета. Это и составляет три основные темы книг Иезекииля, Даниила, Есфири, Ездры, Неемии, Аггея, Захарии, Иоиля и Малахии.

 

Ключевые слова и понятия

Езекииль – пророк, чья жизнь была символом того, как остаток народа завета должен был отреагировать на разрушение храма.

Даниил – один из пленных, ставший руководителем в Вавилоне и выполнявший функции пророка, священника и царя.

 

 

Восстановите в памяти

1. История спасения означает ___________________________________________________

______________________________________________________________________________

2. История спасения началась, когда __________________________________________

3. Разместите следующие имена в правильном порядке.

            Вооз                                                                                    

            Исаак                                                                                  

            Иисус Христос                                                                  

            Сиф                                                                                     

            Иуда                                                                                    

            Саул                                                                                    

            Ной                                                                                      

            Соломон                                                                            

            Моисей                                                                               

            Аврам                                                                                 

            Иисус Навин                                                                                 

            Иаков                                                                                  

            Овид                                                                                   

            Иосиф

           (как правитель Египта)                                                    

            Давид                                                                                             

 

Иезекииль

Навуходоносор захватил Иерусалим в 597 г. до Р. Х., но не разрушил его в то время. Десять тысяч иудеев, включая Иезекииля, были уведены в плен в Вавилон. Спустя некоторое время после прихода в Вавилон Иезекииль был призван Богом пророчествовать остатку народа завета (8:1). Обращение Иезекииля к народу было посланием суда. В главах 1-24 он предвещает суд над Иерусалимом. В главах 25-32 он провозглашает суд над нечестивыми чужими народами.

 

Незадолго до окончательного разрушения Иерусалима и Божьего храма Бог сказал Иезекиилю, что его жизнь должна стать символом того, как остаток народа завета в Вавилоне должен отреагировать на разрушение Иерусалима и храма. Возлюбленная жена Иезекииля умрет, но он не должен оплакивать ее. Таким же образом прекратится и желаемое Богом обитание в Иерусалимском храме, но остаток народа не должен оплакивать это. Жена Иезекииля умерла в тот же день, когда был сожжен храм в Иерусалиме (4 Цар. 25; Иез. 24:15-27). Забыл ли Бог и покинул ли Свой народ? Нет. Бог суверенный, святой и любящий. Суды Божьи должны были очистить сердца Его непокорного народа.

После того как Иерусалим пал, а храм Божий был сожжен, Иезекииль принес остатку Божьего народа завета послание надежды и вместе с тем слова предостережения и суда. Через Иезекииля Бог сказал народу, что он будет восстановлен и возвращен на прежнее место обитания, и что его ждет славное будущее как искупленного и усовершенствованного царства Божьего в мире (гл. 33-48). В книге Иезекииля 34:22-24 и 30-31 Бог говорит: «Я спасу овец Моих, и они не будут уже расхищаемы, и рассужу между овцою и овцою. И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем. И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. Я, Господь, сказал это… И узнают, что Я, Господь Бог их, с ними, и они, дом Израилев, Мой народ, говорит Господь Бог, и что вы – овцы Мои, овцы паствы Моей; вы – человеки, [а] Я Бог ваш, говорит Господь Бог».

Бог восстановил остаток народа завета не потому что они заслуживали этого. Он сделал это, чтобы показать Свой суверенитет, Свою святость и любовь. В книге Иезекииля 36:22-23 говорится: «Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святаго имени Моего, которое вы обесславили у народов, куда пришли. И освящу великое имя Мое, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили его, и узнают народы, что Я Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их».

Темы суверенитета, святости и любви Бога в суде, благодати и благословениях будущего царства ясно видны и книге Иезекииля.

 

 

Восстановите в памяти

4. В тот же день, когда Иерусалим был разрушен, Иезекииль получил от Бога видение о его уничтожении. Прочтите Иезекииль 24:1–14.

a. Что собой символизирует «котел» (подсказка: см. ст. 6)? _____________________

___________________________________________________________________________

б. Что случилось в этом «котле»? _____________________________________________

____________________________________________________________________________

5. Прочтите Иезекииль 24:15–27.

а. Что произошло с женой Иезекииля? Почему? _________________________________

____________________________________________________________________________

б. Как реакция Иезекииля на смерть своей жены послужила для изгнанников примером реакции на новость о том, что Бог использовал врага (Вавилон), чтобы «отдать на поругание святилище Мое», т. е. разрушить храм в Иерусалиме (ст. 21)?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

в. Почему повеление «не будете сетовать и плакать» (ст. 23) было наказанием для пленных?

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

6. Гневается ли Бог из-за грехов людей сегодня так же, как и во времена Ветхого Завета? Объясните.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

7. Как Божья ненависть к греху и предупреждение о суде должны изменить нашу жизнь?

_______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

 

Даниил         

Пока остаток народа завета находился в Вавилоне, Бог по Своей благодати позволял некоторым из них занимать руководящие должности в этой языческой стране. Наиболее выдающимся из этих руководителей был Даниил. Даниила и троих его друзей увели в Вавилон примерно за пятнадцать лет до массового пленения иудеев из Иерусалима в Вавилон в 586 г. до Р. Х.

 

Существует два важных пути восприятия народа, событий, правителей и истины, открытой в книге Даниила, названной его именем. Первый путь – это видеть абсолютный суверенитет Бога, когда Он избирает людей, подготавливает события, воздействует на языческих правителей и провозглашает Свою истину о грядущих веках Своему слуге Даниилу. Ни одна деталь истории Даниила не выходит из-под Его суверенного контроля.

Второй путь восприятия  книги Даниила – это видеть в Данииле, Божьем человеке в Вавилоне, исполнение функций пророка, священника и царя. Народ завета имел подобных людей у себя на родине до Вавилонского пленения. Бог не забыл Свой народ в пленении. Он послал им пророка, чтобы они могли слышать Его Слово; священника, который бы ходатайствовал (молился) за них; и прообраз царя во дворце и в вавилонском суде – и все это в лице Даниила.

Книга Даниила начинается с того, что царь вавилонский Навуходоносор набирает пленных иудейских юношей для трехлетнего обучения и подготовки к службе царю. Он назначает «начальника евнухов», чтобы тот следил за подготовкой Даниила и его друзей. Первый конфликт между Даниилом и начальником происходит из-за пищи. Даниил твердо решил «не оскверняться яствами со стола царского и вином» (Дан. 1:8). В этом первом споре мы видим суверенитет Бога, влияющий на начальника Даниила. «Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов» (Дан. 1:9). Руководит ли все еще Бог Своим народом и Своим замыслом в этой далекой языческой стране? О, да! Даниил победил в этом споре. Он и его друзья стали питаться овощами. Спустя десять дней «лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами» (Дан. 1:15).

Обучение юношей закончилось, и царь Навуходоносор остался очень довольным Даниилом и его друзьями. Они стали служить ему.

 

(Иллюстрация: Царь Навуходоносор и горящая печь)

 

Несколько драматических событий произошло за время служения Даниила царю Навуходоносору. Вы, конечно же, помните случай, когда друзья Даниила – Седрах, Мисах и Авденаго отказались поклониться золотому истукану, которого установил царь. За это они были брошены в раскаленную печь. Бог был там. В Своем суверенитете Он следил за тем, чтобы ни один волос с их головы не опалился, их одежда не обгорела, и от них даже не было запаха дыма! Действия Бога произвели большое впечатление на царя Навуходоносора, и он даже повысил в должности этих троих друзей.

Даниил в качестве царя

В этом уроке мы бы хотели особым образом рассмотреть сон царя Навуходоносора, записанный во второй главе книги Даниила. Этот сон был первым среди тех, что истолковал Даниил. Он был особенным потому, что говорил об Иисусе Христе и об установлении Божьего вечного Царства по всему лицу земли. Толкование Даниилом этого сна побудило царя Навуходоносора возвысить его, «…и поставил его над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими… Даниил остался при дворе царя» (Дан. 2:48–49). Благодаря тому, что Даниил остался при дворе царя, он сам сделался прообразом царя.

 

Это событие напоминает о том, как Иосиф, истолковав сон фараона, стал правителем Египта.

В своем сне царь Навуходоносор видел огромного истукана, ослепительного и внушающего страх. Голова его была из чистого золота. Грудь и руки – из серебра. Живот и бедра – из меди. Ноги его были из железа, а ступни – частью железные, частью глиняные. Этот истукан и его части символизировали народы мира. Но затем, как объясняет Даниил, «ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук» (Дан. 2:34). Бог суверенен, и именно Он сотворил этот камень. Затем камень ударил истукана и разбил его железные и глиняные ступни. Когда они разлетелись на куски, железо, глина, бронза, серебро и золото сделались как мякина на гумне в летнее время, «и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою [царство Божье] и наполнил всю землю» (Дан. 2:34–35).

Даниил в качестве пророка

Затем Даниил рассказал царю Навуходоносору, что значил этот сон. Он объяснил, что царства этого мира будут полностью разрушены. «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!» (Дан. 2:44–45).

 

Здесь мы видим Даниила в роли пророка. Он получил послание от Бога и записал его для ободрения Божьего заветного остатка, находившегося в плену в языческой стране. Толкование сна царя Навуходоносора имело волновой эффект на протяжении Ветхого и Нового Заветов. Очевидно, что Иисус Христос был тем камнем, разрушившим земные царства и сделавшимся «горою великою», небесным царством, вечным царством, которое все еще наполняет собой весь мир до тех пор, пока Христос не возвратится во второй раз. Верующие утешаются, потому что Он руководит людьми, событиями и царствами этого мира для того чтобы установить Свое вечное Царство.

 

Даниил в качестве священника

Даниил был также и священником в Вавилоне. За то, что вопреки царскому указу он молился трижды в день, он был брошен в ров со львами. Но наш суверенный Бог закрыл львиные пасти. Львы стали как большие котята. Царь Дарий был поражен этим и воздал Богу славу. «Даниил благоуспевал и в царствование Дария, и в царствование Кира Персидского» (Дан. 6:28).

Даниил как священник «молился… Господу Богу моему» (Дан. 9:4). Он исповедовал свой грех и грехи своего народа. Он просил о Божьей милости для своего народа. Он взывал к Господу, чтобы Он услышал и действовал. Бог ответил тем, что послал «мужа Гавриила» возвестить будущее. В десятой главе сказано, что Даниил получил еще одно видение, в котором некий муж рассказывает ему о том, что «начертано в истинном писании». Это  длинное и подробное видение, которое заканчивается описанием конца истории. Это видение заканчивается словами ободрения для Даниила, великого мужа Божьего, находящегося в пленении: «А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней» (Дан. 12:13).

 

Книга Даниила ясно показывает суверенитет и святость Бога, Который любит Свой народ, посылая ему пророка, священника и царя в лице Даниила. Эта книга демонстрирует ясное намерение Бога установить Свое вечное Царство и покарать нечестивых.

 

 

Восстановите в памяти

8. Прочтите Даниила 9:4–23 и назовите две вещи, которым вы можете научиться из молитвы Даниила.

a. __________________________________________________________________________

б. __________________________________________________________________________

9. Прочтите Даниила 2:44-45. Камень, о котором говорит Даниил, – это Христос. Прочтите данные ниже отрывки. Запишите те описания Христа, которые говорят о Нем как о «камне» или «скале».

a. Исаия 8:14–15: ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

б. Матфея 21:42–44 __________________________________________________________

____________________________________________________________________________

в. Деяния 4:11: ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________

г. Римлянам 9:31–33: _________________________________________________________

____________________________________________________________________________

д. 1 Петра 2:6–8: _____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

10. В Первом послании Петра 2:4 о Христе говорится как о «живом камне», который отвергли люди. Но в глазах Бога Христос «избранный и драгоценный». Прочтите стих 5 и опишите, что значит для вас и для всех верующих быть «живыми камнями».

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

 

 

Копите сокровища

Иезекииль 24:14
«Я Господь, Я говорю: это придет и Я сделаю; не отменю и не пощажу, и не помилую. По путям твоим и по делам твоим будут судить тебя, говорит Господь Бог».

Даниил 2:44
«Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно».

 

Гейдельбергский Катехизис – В\О 10

Вестминстерский Краткий Катехихзис – В\О 84

 

 

 

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.