18.03.2014
Скачать в других форматах:

Лори Ванден Хойвел

Раскрывающееся обетование Божье. От теней к свету

Урок 14. Народ завета – разделенный и плененный (часть вторая: Древняя Иудея)

В этом уроке мы вернемся назад ко времени разделения народа завета на Северное царство (колена Израилевы) и Южное – Иудею. В уроке 13 мы проследили историю десяти колен Израиля от момента их разделения во время царствования Иеровоама до пленения в Ассирию, из которого они так никогда и не возвратились. Теперь мы исследуем историю Иудеи, которая разворачивалась одновременно с историей Израиля. Эти две истории, хотя и не похожи между собой, развивались параллельно до момента пленения Израиля в Ассирию. Время от времени их пути пересекались, однако после разделения оба царства функционировали независимо друг от друга. Некоторые из числа благочестивых людей Израиля ушли на юг, чтобы поселиться в Иудее. Они принадлежали коленам Ефрема, Манассии и Симеона (2 Пар.15:9).

Важно понимать, что отношения Бога с Иудеей отличались от Его отношений с Израилем. Грехи и бунт обоих колен против завета с Богом были похожими. Со стороны некоторых царей Иудеи совершались более значительные попытки возвратить народ Божий к поклонению истинному Богу, но их усилия оказались недостаточными, и уже было слишком поздно. Поэтому Бог был разгневан на оба царства. В конце концов, Он отвернулся от израильского Северного царства, потому что оно отвергло дом Давидов, из которого должен был родиться Его Сын, Иисус Христос. Это отвержение окончательно решило вопрос их истребления. Но Бог не отвернулся от Иуды, как Он отвернулся от Израиля. Почему? Потому что Бог помнил Свое обетование, данное Давиду. Бог сказал, что Сын Давида (Иисус Христос) воссядет на престоле навечно. Божья любовь к Иудее была безусловной.

В ответ на грехи Иудеи Бог послал врагов, чтобы исправить (дисциплинировать) Свой народ. «В те времена не будет мира ни выходящему, ни входящему, ибо великие волнения будут у всех жителей земель; народ будет сражаться с народом, и город с городом, потому что Бог приведет их в смятение всякими бедствиями» (2 Пар. 15:5–6). Даже несмотря на то что народ Иудеи становился все более и более развращенным, и был, в конечном счете, отправлен в Вавилонский плен, Бог сохранил их остаток настолько, чтобы Его заветное обетование, данное Давиду, смогло исполниться. Удивительная благодать!

 

 

Ключевые слова и понятия

Израиль – десять колен, взбунтовавшихся против царя Ровоама и дома Давидова (Иудеи), из которого должен был родиться Мессия. Израиль был пленен Ассирией, чтобы никогда уже не возвратиться из него в качестве народа завета.

Иудея – южное колено (включая потомков Вениамина и Симеона), которое оказалось в Вавилонском плену. Спустя семьдесят лет после этого пленения их остатку было разрешено вернуться в землю Иудейскую. Столетия спустя из этого остатка родился Иисус Христос.

 

Цари Иудеи

Бог ожидал от царей верности закону Моисееву. Он ожидал, что они упрочат храмовое поклонение, установленное Давидом и Соломоном. Он также ожидал и того, что они будут слушать и применять в жизни наставления пророков и священников. Это превратило бы государство народа Божьего в теократию – непосредственное правление Бога через наставления Его пророков и священников, обращенные к правящему царю. Это сделало бы роль священников очень важной.

 

Ровоам, Авия, Аса

После того, как колена Израилевы отвергли дом Давидов и установили свое царство на севере, сын Соломона Ровоам стал правителем южного колена Иудина, чья территория включала в себя территорию Вениаминова колена. Левиты и священники поддержали Ровоама. Но Ровоам и его народ отвернулись от закона Господнего. Бог послал египтян, чтобы те напали на Иудею, и египтяне унесли с собой сокровища из храма Господнего и царского дворца. 

 

Между Ровоамом и Иеровоамом (царем десяти северных колен, или Израиля) велась непрерывная война. Позже война возникла и между сыном Ровоама, царем Авией, и Иеровоамом, царем Израиля. Царь Авия встал и произнес яркую речь, осуждающую Северное царство за то, что они отвергли завет Божий и дом Давидов (Иудею). Бог даровал Иудее победу, и пятьсот тысяч израильтян погибло. «И смирились тогда сыны Израилевы, и были сильны сыны Иудины, потому что уповали на Господа Бога отцов своих» (2 Пар. 13:18).

Аса, сын добропорядочного царя Авия, делал доброе в очах Господа, Бога своего. «И отверг он жертвенники [богов] чужих и высоты, и разбил статуи, и вырубил [посвященные] дерева; и повелел Иудеям взыскать Господа Бога отцов своих, и исполнять закон [Его] и заповеди» (2 Пар. 14:3–4).

Тем не менее, он заключил договор с чужеземным царем, чтобы гарантировать безопасность себе и своему народу. Он взял серебро и золото из сокровищниц храма Господня и своего дворца, чтобы подкупить Венадада, царя Сирии. В этом поступке проявился недостаток доверия Господу. К царю Асе пришел пророк, чтобы упрекнуть его в содеянном, но царь заключил пророка в темницу. Бог покарал царя, послав ему болезнь ног. Царь Аса не искал Божьей помощи в своей болезни и умер на сорок первом году своего правления.

Иосафат

Иосафат сменил своего отца Асу на Иудейском престоле. Он делал много угодных дел в глазах Господа. Царь Иосафат полагался на Бога, Который даровал ему победу в множестве сражений. Вторая книга Паралипоменон глава 20 повествует об очень необычной битве, во время которой Иосафат вместе со своей армией сражался с моавитянами, аммонитянами и идумеями (эдомитянами).

Сражение было важным, поскольку эти три народности доставляли неприятности Божьему народу завета еще со времени их исхода из Египта и путешествия в Ханаан. Эти три народности, так же как и израильтяне, происходили из семьи Авраама. Однако прародители этих трех народностей не были частью Божьего народа завета. Моавитяне и аммонитяне были потомками двух сыновей Лота, родившихся от его дочерей, – великие племянники Авраама (Быт. 19:30–38). Идумеи (эдомитяне) были потомками Исава, который был братом Иакова, сыном Исаака и внуком Авраама. Пророк Авдий произнес суд над Эдомом за притеснение им Божьего народа завета. Ведение Иосафатом этого сражения, описанного в главе 20 Второй книги Паралипоменон, представляет его как царя теократического государства, достопочтенного сына Давида и как прообраз долгожданного Мессии, Иисуса Христа. Эта и другие победы послужили причиной глубокого почитания Бога Иосафата. «И был страх Божий на всех царствах земных, когда они услышали, что [Сам] Господь воевал против врагов Израиля [Иудеи]. И спокойно стало царство Иосафатово, и дал ему Бог его покой со всех сторон» (2 Пар. 20:29–30).

 

 

Восстановите в памяти

1. Хотя грехи Иудеи были столь же велики, как и грехи Израиля, Бог терпел их дольше, поскольку ____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

2. Бог предъявлял определенные требования к царям Своего народа завета. Назовите три из них.

a. __________________________________________________________________________

б. __________________________________________________________________________

в. __________________________________________________________________________

3. Из этого урока вы узнали, что моавитяне, аммонитяне и идумеи (эдомитяне) имели две общие черты. Назовите их.

a. __________________________________________________________________________

б. __________________________________________________________________________

4. Единственное, что отличало моавитян, аммонитян и идумеев (эдомитян) от израильтян было то, что _____________________________________________________

____________________________________________________________________________

 

Иорам

Иорам, сын царя Иосафата, стал следующим царем. Он убил всех своих братьев и женился на дочери нечестивого израильского царя Ахава. Он творил злое в очах Господа. «Однакоже не хотел Господь погубить дома Давидова ради завета, который заключил с Давидом, и потому что обещал дать ему светильник [Христа] и сыновьям его на все времена» (2 Пар. 21:7). Пророк Илия из Северного Израильского царства отправил царю Иудейскому Иораму осуждающее письмо. В нем Илия сообщал об ужасной болезни, которая постигнет царя. И Господь действительно послал царю Иораму неизлечимую болезнь. «Неоплаканный», он умер в страшных страданиях, и «похоронили его в городе Давидовом [Иерусалиме], но не в царских гробницах»(2 Пар. 21:20).

Охозия и Гофолия

Следующим царем Иудеи стал Охозия, младший сын царя Иорама. Его нечестивая мать Гофолия была дочерью Ахава, царя Израильского. Поскольку она поощряла Охозию к греховным поступкам, он оказался таким же нечестивым царем, как и его дед Ахав, царь Израильский. Однажды Охозия встретился с царем Иудейским Ииуем. Бог повелел Ииую уничтожить всякого, кто принадлежал к семье нечестивого царя Ахава. Ииуй убил Охозию, царя Иудейского, и других родственников Ахава.

 

 

(Иллюстрация: молодой Иоас)

 

 

Увидев, что ее сын убит, нечестивая Гофолия захватила престол. Она решила уничтожить всю царскую семью дома Давидова. Если бы ей это удалось, тогда мессианская линия Иисуса Христа прервалась бы. Но Бог поругаем не бывает. Он оставался верным Своему заветному обетованию. Он помог Иосавефе, дочери умершего царя Иорама, тайно увести Иоаса, сына царя Охозии, от его братьев, которые должны были быть убиты своей бабушкой, нечестивой Гофолией. Иоас вместе со своей тетей Иосавефой и ее мужем священником Иодаем  скрывались в храме, пока Гофолия правила царством.

Иоас

На седьмой год священник Иодай  созвал в Иерусалим левитов, руководителей и глав семей из Иудеи. Иодай сказал им: «Вот сын царя должен быть царем, как изрек Господь о сыновьях Давидовых» (2 Пар. 23:3б). Затем он отдал особые указания и вывел Иоаса, сына царя, и возложил на него венец. Они вручили маленькому Иоасу копию завета и провозгласили его царем. «И помазали его Иодай и сыновья его и сказали: да живет царь!» (2 Пар. 23:11б).

Гофолия пришла посмотреть, от чего сделался такой шум. Увидев происходящее, она разорвала свои одежды и закричала: «Заговор! Заговор!». Но это не был заговор. У нее не было никакого права управлять народом и уничтожать мессианскую линию. Бог устроил все по-своему! Он был верен Своему обетованию. Священник Иодай убил Гофолию. Весь народ пришел к храму Ваала и разрушил его.

Иоасу было семь лет, когда он стал царем. Он правил сорок лет. Пока священник Иодай был жив, царь Иоас служил Господу. Но после смерти этого героического и богобоязненного священника Иоас прекратил служить Господу и вернулся к идолопоклонничеству. Он был убит, и его не похоронили в царских гробницах.

Амасия, Озия, Иофам и Ахаз

Царь Амасия был следующим после своего отца Иоаса. Он также восстал против Господа и был убит. Его преемником стал его сын Озия. Царь Озия правил двадцать два года. Сначала он «делал он угодное в очах Господних» (2 Пар. 26:4). Но позже Бог поразил его проказой за гордость и непослушание (2 Пар. 26:16–21).

Сын Озии Иофам взошел на престол и служил Господу. Однако народ не подчинялся Господу, и Иофам вновь стал поклоняться Ваалу.

Сын Иофама Ахаз стал следующим царем Иудеи. Он поклонялся Ваалу и принес своих сыновей в жертву огненную. Бог позволил Израильскому царю жестоко обойтись с ним и его воинами. Однако обращение Израиля с Иудеей и ее царем Ахазом оказалось настолько ожесточенным, что Бог послал Своего пророка Одеда, чтобы осудить их и заставить отпустить людей из Иудеи обратно домой.

Позже идумеи (эдомитяне) напали на Иудейского царя Ахаза. Он обратился за помощью к Ассирии. Вместо того чтобы обратиться к Господу, он отдал ассирийцам храмовые сокровища и сокровища из своего дворца в надежде подкупить их. Но подкуп не смог помочь ему. В конечном счете, «собрал Ахаз сосуды дома Божия, и сокрушил сосуды дома Божия, и запер двери дома Господня, и устроил себе жертвенники по всем углам в Иерусалиме, и по всем городам Иудиным устроил высоты для каждения богам иным, и раздражал Господа Бога отцов своих» (2 Пар. 28:24–25). После своей смерти Ахаз не был погребен в царских гробницах. Его сын Езекия сменил его, став царем Иудеи.

 

 

Восстановите в памяти

Первые правители Иудеи

Головоломка

 

(Головоломка)

 

 

 

 

Найдите и обведите имена следующих первых царей Иудеи в этой головоломке. Имена записаны горизонтально, вертикально и по диагонали – от центра направо и налево.

                        Ровоам                                 Иорам                                               Амасия

                        Aвия                                      Охозия                                  Озия

                        Аса                                        Гофолия                              Иофам

                        Иосафат                               Иоас                                      Ахаз  

                        Езекия                                                                                

5. В глазах Господа цари Иудейские поступали по-разному. Прочтите отрывки, данные ниже. Затем продолжите предложения.

a. Прочтите 2 Паралипоменон 20:1–32. Царь Иосафат делал «угодное в очах Господних», поскольку _________________________________________________________

______________________________________________________________________________

б. Прочтите 2 Паралипоменон 28:1–4 и 19–25. Царь Ахаз не делал «угодного в очах Господних», поскольку _______________________________________________________

____________________________________________________________________________

6. Десять Заповедей, которые мы впервые находим в книге Исход главе 20, запрещают поклоняться другим богам. Возможно, вы не чувствуете себя виноватым, когда слышите эту заповедь, поскольку вы не поклоняетесь идолам. Или это не так? В трех-четырех предложениях объясните, как человек может поклоняться другим богам в современном мире.

______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

 

7. Вторая Заповедь запрещает поклоняться истинному Богу через какие-либо изображения или фигуры. Она требует, чтобы мы поклонялись в духе и истине. В трех-четырех предложениях расскажите, как человек в современном мире может не подчиняться этой заповеди.

______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

 

 

Копите сокровища

 

2 Паралипоменон 21:7
«Однакоже не хотел Господь погубить дома Давидова ради завета, который заключил с Давидом, и потому что обещал дать ему светильник и сыновьям его на все времена».

Исаия 40:18, 28б, 31
«Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?.. вечный Господь Бог, сотворивший концы земли… надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся».

Римлянам 1:22–23
«Называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся».

 

Гейдельбергский Катехизис – В\О 97, 98

Вестминстерский Краткий Катехизис – В\О 48, 52

 

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.