18.03.2014
Скачать в других форматах:

Лори Ванден Хойвел

Раскрывающееся обетование Божье. От теней к свету

Урок 12. Народ завета – объединенный в Давиде и Соломоне

Установленное должным образом увеличительное стекло поглощает солнечные лучи, выводит их через один канал (увеличительное стекло) и фокусирует в одной точке. В этом уроке мы рассмотрим, как Божье мессианское обетование сжимается во времени подобно тому, как солнечные лучи фокусируются и направляются через увеличительное стекло.

 

(Иллюстрация сбоку: увеличительное стекло)

 

Первым человеком, получившим обетование от Бога о грядущем Мессии, была «мать всех живущих» Ева (Быт. 3:15). Ей было обещано, что «семя жены» поразит «семя змея». Затем Божье мессианское обетование сузилось, ограничившись семьей Авраама в удивительном завете благодати (Быт. 17:7). Позже Божье мессианское обетование сузилось вновь до колена Иудина. Вспомните прекрасное пророчество Иакова во время его прощальной речи. Обратившись к своему сыну Иуде, он сказал: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49:10).

Теперь, на этой стадии истории спасения, Божье мессианское обетование сужается еще больше – до дома Давида, принадлежащего колену Иудину. Вы видите, как Божий замысел спасения Своего народа сначала сужается от семени жены до семьи, являющейся частью этого семени, затем  до колена, являющегося частью этой семьи, и, наконец,  до дома, являющегося частью этого колена? Бог остается верен даже тогда, когда Его народ часто проявляет неверность. Становится ясно, что Бог твердо решил возвести для Давида царственный дом, который пребудет вечно! Через Своего пророка Нафана Бог обращается к Давиду: «…Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом… И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки» (2 Цар. 7:11в, 16). Это обетование находит свое окончательное исполнение в царствовании Иисуса Христа, родившегося из колена Иудина и дома Давида. Матфея 1:1 подтверждает это: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова». В Откровении 22:16 Иисус говорит о Себе так: «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя».

На рисунке ниже наглядно изображается, как сужалось Божье мессианское обетование, начиная с грехопадения Адама и Евы, и заканчивая Давидом, который был помазан на царство над Иудеей и Израилем. Христос как истинный свет является окончательным исполнением этого обетования.

Вы заметили, как четыре внешних круга, находящихся как бы в тени, указывают на центр, которым является Христос – свет истинный? Видите, как они придают значение, иллюстрируют название этой книги – «Раскрывающееся обетование Божье: от теней к свету»? В ходе изучения уроков мы с вами еще не дошли до появления истинного света – Иисуса Христа. Однако теперь мы можем яснее увидеть, как Бог ведет нас к этому свету.

Когда, наконец, в Новом Завете появляется Иисус Христос, Он приносит с Собой свет, но вместе с тем Он приносит с Собой огонь, суд и разделение. Подобно тому как солнечные лучи, проходя через увеличительное стекло и фокусируясь в одной точке, производят свет, таким же образом они могут стать и причиной пожара. В главе 8 стихе 12 Евангелия от Иоанна Иисус сказал: «Я свет миру». Вознесшись на небо, Иисус послал на землю Своего Святого Духа в день Пятидесятницы. В Деяниях 2:3-4 говорится о том, что, когда верующие собрались вместе, «явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Каково значение этих иных языков и пламени? В книге Иеремии 23:29 Бог задает вопрос: «Слово Мое не подобно ли огню?» А иные языки нужны были для общения, как об этом говорится в Деяниях 2:4. Те, на ком почили языки пламени, стали позднее теми, кто отправился проповедовать (иные языки) Слово Божье (огонь). В Библии есть также множество мест, говорящих об огне как о суде и истреблении для нечестивых. Мы не сможем перечислить здесь все эти отрывки. Пусть слова Самого Иисуса будут предупреждением для всех нас: «Огонь пришел Я низвести на землю» (Лк. 12:49a). Это огонь суда и истребления для тех, кто не поклонится Иисусу Христу. Как ужасны эти слова! Поклонились ли вы нашему Господу и Спасителю Иисусу Христу в покаянии и вере? Если же нет, не откладывайте это!

 

 

Ключевые слова и понятия

Пятидесятница – особое излияние Святого Духа на новозаветную церковь.

История спасения – описывается на протяжении всей Библии. Каждая книга – историческая, поэтическая, пророческая или книга-послание – вносит свой вклад в историю Божьей спасительной благодати, явленной грешникам в приходе Его Сына Иисуса Христа.

Гора Сион – так называется Иерусалим и храм Божий, находящийся в этом городе. Он построен в честь могущественных деяний Божьих в деле спасения и суда.

 

 

Саул и Давид

Писание: Выборочные отрывки из 1 и 2 книги Царств; 3 Царств 1–11; 1 Паралипоменон 1–9; 10–29

Как мы уже узнали из предыдущего урока, царство было отнято от семьи Саула из-за его непослушания. Бог повелел пророку Самуилу помазать на царствование юного пастуха Давида. Хотя Давид и был помазан, он не взошел сразу же на престол. Саул не  знал, что Давид был помазан Самуилом на царя, поэтому он позвал Давида к себе на службу. Когда злой дух мучил царя Саула, Давид успокаивал его, играя на арфе. Давид также одержал выдающуюся победу над филистимлянами, убив великана Голиафа. Эта победа принесла ему большую похвалу от народа, но царь Саул позавидовал Давиду. Со временем Давид и Ионафан, сын Саула, стали близкими друзьями. Зависть царя Саула вынудила его совершить ряд покушений на жизнь Давида. Давид был вынужден спасаться бегством, укрываясь в лесах и пустынях от преследовавшего его Саула. Давид дважды пощадил царя Саула, когда ему предоставлялась возможность убить его. Уважение к «помазаннику Божьему» не позволило Давиду убить Саула, что ускорило бы восхождение Давида на царский престол.

Во время битвы с филистимлянами Саул покончил жизнь самоубийством, и его сын Ионафан также погиб. Давид оплакивал своего царя и своего друга.

 

Давид в качестве царя

После смерти Саула Давид был публично помазан на царство над домом Иудиным, его родным коленом (2 Цар. 2:2–4). Несмотря на распрю между домом Саула и домом Давида, что способствовало разделению Израиля на два царства (2 Цар. 3:1), колена израильские признали, что Давид был избран Богом для них. Давид заключил с Израилем договор, и они помазали его на царствование. Благодаря этому Давид сделался царем всего народа Божьего: Иудеи, мессианского колена, и Израиля, остальных колен, объединив их, таким образом, в одно царство. Впервые в ветхозаветной истории спасения будущий Мессия представлен как царь. Священники из рода Ааронова были прообразами священнического служения Христа. Пророки Моисей и Самуил были прообразами пророческого служения Христа. А теперь Давид – величайший прообраз царственного служения Христа.

Царство Давида было установлено Богом и основывалось на Его обетовании, о котором написано в главе 7 Второй книги Царств. Бог пообещал, что Он возвеличит имя Давида, укоренит Свой народ, дав ему жилище в его собственной земле, и устроит дом Давида.

Отпрыск Давида (Соломон) построит дом для Бога. Любовь Господа никогда не отнимется от Давида, как это произошло с Саулом. Дом Давидов и царство его будут стоять вечно, и престол его будет установлен навсегда благодаря грядущему Мессии из рода Давида.

Давид ответил на это Божье послание с глубокой благодарностью и смирением. В своем ответе он также очертил то уникальное место, которое занимал народ завета в любви, замысле и цели Бога (2 Цар. 7:23–24).

Давид одержал множество побед от Господа над врагами своего народа и возвратил ковчег Божий на его прежнее место в столице. Благодаря этим победам границы Израиля расширились до пределов, обещанных Аврааму в Бытии 15:18. Давид также захватил и удержал город Иерусалим, сделав его столицей для народа завета. С тех пор (2 Цар. 5:7) об Иерусалиме упоминается как о Сионе, городе Давидовом. Название Сион означает «могущественные деяния Божьи в спасении и суде». Надо сказать, что в Новом Завете автор Послания к Евреям применяет название Сион к Царству небесному, так говоря своим читателям: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов» (Евр. 12:22).

 

Давид в качестве псалмопевца

Давид написал множество псалмов, которые указывают на то, что он понимал свое положение прародителя или предвестника Мессии. Апостолы Петр и Иоанн цитируют Псалом 2 в Новом Завете (Деян. 4:25–26) также, как когда-то Святой Дух говорил «устами отца нашего Давида, раба Твоего» о том, что цари земные и правители «собрались вместе на Господа и на Христа Его».

В книге Деяний 2:25–28 апостол Петр цитирует Псалом Давида 16:8–11. Далее он говорит: «Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде… Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил» (Деян. 2:29а, 31, 32а). В книге Деяний 13:35 апостол Павел обращается к тому же Псалму. Он цитирует слова Давида: «Не дашь Святому Твоему увидеть тление». А затем апостол комментирует эти слова: «Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил и приложился к отцам своим, и увидел тление» (Деян. 13:36).

В Новом Завете Псалом 21 часто цитируется Матфеем, Иоанном и автором Послания к Евреям, отсылая читателя к страданиям Иисуса. Псалом 109 также в значительной степени относится ко Христу и является наиболее цитируемым Псалмом в Новом Завете.

 

Давид в качестве мужа

Несмотря на то, что Давид совершил такие тяжкие грехи как прелюбодеяние, убийство и перепись народа, он искренне раскаялся в них и остался другом Бога. Он стал тем мерилом, которым судили всех последующих царей.

Двое сыновей Давида – Авессалом и Адония пытались отобрать у Давида его царство. Они восстали против Божьего замысла о том, что Соломон должен был стать следующим царем. Мать Соломона Вирсавия и пророк Нафан пришли к Давиду, чтобы напомнить о его обещании, данном им Вирсавии, что ее сын станет преемником престола Давида.

В конце жизни Давид дал своему сыну Соломону, будущему царю, торжественное наставление. Затем Давид умер и был погребен в Иерусалиме, городе Давидовом.

 

 

Восстановите в памяти

1. На протяжении истории спасения Бог сужал круг людей, от которых должен был прийти Мессия. Назовите четырех человек или четыре группы людей этого сужающегося процесса, который мы до сих пор изучали. 

a. ____________________________________________________________________________

б. ____________________________________________________________________________

в. ____________________________________________________________________________

г. ____________________________________________________________________________

2. Прочтите 2 Царств 7:16. Что Бог подразумевал под обетованием, данном Им Давиду?

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

3. Прочтите 1 Царств 17:40–47.

a. В чем состоял секрет победы Давида?

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

б. Какой урок для своей жизни мы можем извлечь из этого секрета?

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4. Давид сделал Иерусалим столицей для народа завета. На протяжении всего Ветхого Завета этот город часто упоминался как Сион. Приведите в соответствие библейские ссылки и описания Сиона.

Иоиль 3:17                                                  A. Радость всей земли

Исаия 28:16                                                 Б. Дым и огонь

Захария 8:3                                                  В. Драгоценный краеугольный камень

Псалом 47:1–2                                            Г. Груда камней

Плач Иеремии 2:8                                      Д. Разрушенные стены

Исаия 4:5–6                                                 Е. Бог обитает в Сионе

Иеремия 26:18                                            Ж. Святая гора

Соломон

Раннее правление Соломона

В начале своего царствования Соломон исправил все несправедливости, убив тех, кто являлся угрозой для престола царя Давида – своего старшего брата Адонию, Иоава и Семея. После этого, как повествует 3 Царств 2:46, «царство утвердилось в руках Соломона».[1]

 

Господу угодна была искренняя и щедрая жертва Соломона, принесшего тысячу жертв всесожжения в Гаваоне. В ответ на эти жертвоприношения Господь явился Соломону во сне, предлагая ему все, чего бы он ни пожелал. Соломон попросил «сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло» (3 Цар. 3:9). Это было угодно Господу, и сверх того, о чем попросил Соломон, Бог даровал ему богатство и славу, а также долгую жизнь, обусловленную его послушанием.

Мудрость Соломона проявилась в том, как он устроил свое государство (3 Цар. 4:1–19), а также в том, как он судил поступавшие к нему на рассмотрение дела. В книге Притчей Соломон продемонстрировал величайшую мудрость, показывая, как вести плодотворную жизнь и как отражать Божью славу в падшем мире. В Притчах 1:7 Соломон заявил: «Начало мудрости – страх Господень».

Однако книга Екклесиаста, авторство которой приписывается, по большей части, Соломону, написана с перспективы человека, прожившего большую часть своей жизни и понявшего, что жизнь по человеческому рассуждению, не сосредоточенная на Боге, – бесцельна и лишена смысла. Автор указал на то, что он сам не полагался на Бога, и признание им самим этого факта выявляет внутреннюю мудрость, ценную для других.

Авторство книги Песни Песней традиционно приписывают Соломону. Это красивое и яркое изображение любви между супругами как отражение Божьей любви к нам, изображение самоотверженной любви Христа к Своей невесте, Церкви, и наш добровольный отклик на эту любовь.

 

Достижения Соломона

Величайшим достижением Соломона стало строительство Божьего храма в Иерусалиме. Этот храм был назван Сион. Он стал земным местом обитания Бога среди Своего народа, где люди могли приходить к Нему посредством своих молитв и жертвоприношений. Когда ковчег был внесен в храм, облако Исхода возвратилось и наполнило собой весь храм. В 3 Царств 8:11 написано: «И не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень».

 

 

(Иллюстрация: храм Соломона)

 

Во время царствования Соломона Израиль стал крепким государством в области религии и политики. Иерусалим (или Сион) был учрежден в качестве столицы Израиля с храмом и царским дворцом внутри его стен. Теперь Иерусалим стал центром формального поклонения. Божий народ завета пел Псалмы восхождения (Пс. 119-133) по пути в храм в Иерусалиме.

Царствование Соломона принесло Израилю мир и процветание, какого он не знал ранее. Это было тенью будущего мира, который может принести один лишь Иисус Христос.

Закат Соломона

К великому сожалению, Соломон начал отходить от Бога. Он поддерживал поклонение Богу «на высотах», где поклонялись Ваалам. Он также допустил серьезные противоречия в своем сердце, взяв себе много жен. Его верность Господу исчезла. Это еще раз явно подтверждает то, как сильно мы нуждаемся в совершенном посреднике, Мессии, Иисусе Христе. Ни один грешник не сможет явить совершенного послушания, какого требовал Бог.

 

 

Восстановите в памяти

5. В 3 Царств главе 3 говорится о том, что царь Соломон угодил Богу своими жертвоприношениями в Гаваоне. Прочтите стихи 4–15.

a. В стихе 5 Бог сказал Соломону ____________________________________________

____________________________________________________________________________

б. В стихе 9 Соломон попросил о _____________________________________________

____________________________________________________________________________

c. Богу была угодна просьба Соломона. Он выполнил ее и дал ему три дополнительных дара. Каких? Посмотрите стихи 13–14.

1) ______________________;

2) ______________________;

3) ______________________.

6. В главе 4 Третьей книги Царств содержится описание мудрости, которую получил Соломон. Прочтите стихи 29–34. Назовите четыре признака этой мудрости.

a. __________________________________________________________________________

б. __________________________________________________________________________

в. __________________________________________________________________________

г. __________________________________________________________________________

7. В 3 Царств в главах 6–8 описывается строительство храма, предметы его убранства, внесение ковчега, молитва посвящения Соломона и само посвящение храма. В главе 9 Бог является Соломону и дает ему обетование и предупреждение.

a. В стихах 3–5 Бог пообещал _________________________________________________

____________________________________________________________________________

б. В стихах 6–9 Бог предупреждает о __________________________________________

___________________________________________________________________________

8. Из 3 Царств 11:41–43 мы узнали, что Соломон правил всем Израилем в течение __________ лет. Он был погребен в ___________________________. Его сын _________________________ стал следующим царем.

 

 

 

Копите сокровища

2 Царств 7:16                                                                                                                    

«И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки». [сказано Давиду пророком Нафаном]

 

Откровение 22:16б

«Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя».                                                                                                 

Деяния 2:29–32

«Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен… Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели». [сказано апостолом Петром перед толпой иудеев в день Пятидесятницы]

Гейдельбергский Катехизис – В\О 15, 18

Вестминстерский Краткий Катехизис – В\О 21

 

 

 


 

[1] Эта часть стиха отсутствует в издании русской Синодальной Библии.Прим. перев.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.