13.02.2014
Скачать в других форматах:

Брэдд Л. Нимейер, Ал Безайен

Вера наших отцов. Изучение Бельгийского исповедания

УРОК 19 (статья 31). Власть в церкви

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Христос, Глава церкви, ясно дал понять, что Он избирает людей из церкви посредством самой церкви, чтобы назидать и вести Свою церковь (Ефесянам, 4:11-16).

Помня об этом, мы можем понять важность того, что Павел и Варнава назначали старейшин в каждой церкви (Деяния, 16:23). Павел описал Тимофею и Титу, каким требованиям должны отвечать пресвитеры и дьяконы, чтобы по завершении апостольского труда, церкви были водимы путем правды. Впоследствии Христос все приготовил для перехода от апостольского периода к периоду церкви, чтобы Евангелие проповедовалось до края земли (Деяния, 1:8) даже после того, как эти мужи будут призваны к славе.

 

ХРИСТОС ПРИЗЫВАЕТ ЛЮДЕЙ

В прошлом уроке мы обсуждали вопрос пресвитерианского церковного управления (правление Христа через старейшин). Для нас удивительно то, что Христос призывает грешных и слабых людей совершать Его труд и представлять Его власть в церквях. Когда мы перечитываем требования к служителям церкви, записанные в 1 Тимофею, глава 3, мы осознаем, что ни один человек сам по себе не пригоден для такой задачи. Мы также исповедуем, что ни один человек сам по себе не может соответствовать гражданству Царства Божия. Христос сказал: «… если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Иоанна, 3:3). Если это относится к гражданам Царства Христова, то это не может в меньшей степени относиться ко всякому, призванному нести служение в этом Царстве.

Однако печальная действительность жизни состоит в том, что иногда люди, которые неверны в своем исповедании Христа, выполняют служение в церкви. Не повинуясь Слову Божьему, некоторые церкви даже назначают на церковные должности женщин. Первое послание к Тимофею 2:12 запрещает женщинам занимать церковные посты: «… а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем...». Также и 1 Тимофею 3:2 говорит о том, что пресвитер или дьякон «...должен быть непорочен, одной жены муж...». Книги Царств и Паралипоменон полны примеров того, как цари вводили народ в заблуждение, навлекая Божий гнев и осуждение на церковь. Также и в церковной истории был случай, когда мужчины и женщины искали своей собственной славы, а не славы Христа, и уводили церковь на путь разрушения.

Гвидо де Бре жил в то время, когда папы и духовенство римо-католической церкви ввели церковь в грех. Де Бре также знал и об острой реакции анабаптистов, которые отрицали, что Библия требует какого-либо вида правления. Слово Божие гласит, что Христос собирает народ из падшего человечества, призывая их к вере Своим Духом, и через такую веру – к сообществу людей, для которых Он есть Царь. Ему доставляет радость управление такой общиной людей посредством угодных мужей, которых Он призывает из поместных церквей через работу Святого Духа.

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

 

75. Какие требования к обязанностям пресвитера перечислены в 1 Тимофею 3:1-7?

 

76. Какие требования к обязанностям дьякона перечислены в 1 Тимофею 3:8-12?

 

 

СЛУЖЕНИЯ

Согласно 1 Тимофея, глава 3, особыми постоянными служениями являются служения старейшины (пресвитера) и дьякона. Из числа старейшин избираются мужи для служения Словом. Пресвитерианские церкви считают, что существуют только два вида служения – служитель Слова, который является пресвитером-учителем, в отличие от пресвитера, который назначен для осуществления управления. Реформатские церкви, которые исповедуют статью 31 Бельгийского исповедания, признают три должности: служитель (Слова), пресвитер (старейшина) и дьякон. Однако в обоих случаях мы признаем, что некоторые призваны проповедовать Слово, в отличие от труда двух других должностей.

Каковы обязанности тех, кто занимает церковные посты? Для ответа на этот вопрос мы процитируем Церковный порядок Объединенной реформатской Церкви. Обязанности служителя Слова включают в себя «...постоянство в молитве и служении Словом, преподавание таинств, катехизация молодежи, помощь старейшинам в наблюдении и поддержании дисциплины в общине» (Объединенная Реформатская Церковь Северной Америки, 2004 г., Церковный порядок, статья 2).

В обязанность пресвитеров входит управление и забота о поместной общине, в которой они призваны на служение. В 1 Петра 5:1-4 мы читаем, что пресвитеры обязаны быть пастухами (или пастырями) и надзирать за паствой. Мы еще раз процитируем из редакции 2004 года ОРЦСА, Церковный порядок, статья 14:

 

«В обязанности пресвитеров входит постоянная молитва и управление церковью Христовой в соответствии с принципами, изложенными в Писании, чтобы практиковалась чистота учения и святость жизни. Они обязаны следить за тем, чтобы их братья-пресвитеры, служители Слова и дьяконы верно исполняли свои обязанности. Они должны сохранять чистоту Слова и таинств, оказывать помощь в катехизации молодежи, содействовать распространению богоцентричного обучения, посещать членов общины в соответствии с их нуждами, посещать семьи, применять дисциплинарные меры в общине, активно содействовать делу благовестия и миссионерства, а также принимать меры к тому, чтобы все происходило благопристойно и в должном порядке».

 

На пресвитеров возложена задача управления церковью Иисуса Христа. Они ответственны за пребывание церкви и ее членов в святости. Бог требует, чтобы пресвитеры выполняли эти задачи, и чтобы народ следовал им. Вся церковь, а не только пресвитеры, должна искать воли Божьей в служении. Это включает в себя следование верным пастырям. Следовательно, пасторы и пресвитеры должны вести, а овцы – следовать (1 Петра, гл. 5). Если этого не происходит, результатом будет хаос и разделение в церкви.

Наконец, Христос учредил служение дьякона. Во многих реформатских церквях эта должность оказалась в пренебрежении. Слишком часто это служение рассматривается как тренировочная площадка для служения пресвитера. Тем не менее, существуют некоторые отличия этого служения, которое обладает своими собственными полномочиями. Так же как служитель Слова должен действовать под присмотром старейшин, так дьяконы подотчетны пресвитерам. Это, однако, не ограничивает их полномочий в том, чтобы вести церковь и управлять ею согласно обязанностям, относящимся к этой должности. В соответствии с редакцией 2004 года ОРЦСА, Церковный порядок, статья 15:

 

«Обязанности, возложенные на пресвитера, заключаются в постоянной молитве и координировании труда христианского милосердия внутри общины; ознакомлении с нуждами общины; побуждении членов общины к проявлению милосердия; сборе и распоряжении пожертвованиями для народа Божия в Имя Христово, и распределении этих пожертвований в соответствии с нуждами; а также в поощрении и утешении Словом Божьим тех, кто принимает дары Божьего милосердия. Потребности тех, кто находится вне общины, особенно других верующих, должны также быть учтены, если позволяют ресурсы».

 

Отметим разницу между этими служениями. Задачей дьякона является поощрение общины к использованию даров и материального имущества, данных им Богом, для Его целей, и помощь в регулярном церковном служении милосердия. Дьяконы также должны знать Слово Божье, для того чтобы утешать и наставлять народ в соответствии со Словом.

Красота служения в том, что Христос обеспечивает верный надзор за полным служением Слова и дела, которое Он возложил на церковь. Власть, данная Христу (Матфея, 28:18), передается от Него священнослужителям согласно потребностям каждого церковного поста. Поэтому власть проповедовать, учить, служить, применять дисциплинарные меры и осуществлять милосердие исходит от Христа.

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

 

77. Используя Церковный порядок (процитированный выше) ОРЦСА как руководство, определите, на какой должности главным образом лежит ответственность за каждый из нижеследующих видов деятельности. Используйте «С» для служителя Слова, «П» – для пресвитера и «Д» – для дьякона:

 

а. управление церковью

б. катехизация молодежи

в. содействие распространению богоцентричного обучения

г. координация работы христианского милосердия

д. распоряжение пожертвованиями народа Божьего

е. преподавание таинств

ж. применение дисциплинарных мер в общине

з. поощрение и утешение по Слову Божьему

и. содействие благовестию и миссиям

к. проповедь Слова

 

78. Какая есть единственная общая задача для всех трех должностей? Почему вы так считаете?

 

79. В конечном итоге, чья власть проявляется в каждой из трех должностей? Что это говорит о том, как нам реагировать на священнослужителей?

 

 

ПРИЗВАННЫЕ ХРИСТОМ ЧЕРЕЗ ЦЕРКОВЬ

Мужчины, пользующиеся хорошей репутацией, имеющие доброе имя и способности, должны пребывать в ожидании, пока Бог посредством законного избрания церковью изберет и призовет их. В Деяниях 6:3 мы читаем, что когда избирались первые дьяконы, апостолы заповедали: «Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу». Очевидно, что Иерусалимская церковь была привлечена к избранию этих дьяконов и должна была провести выборы на основе личностных и духовных качеств кандидатов.

На основании Деяний, главы 6 и 14, а также Первого послания к Тимофею, глава 3, и Послания к Титу, 1:5, мы исповедуем, что назначение священнослужителей – это  задача, возложенная на церковь. Через своих священнослужителей она обязана гарантировать, что к служению призваны лучшие из мужей. Христос использует церковь, чтобы призвать таких мужей. Ни один человек не имеет права навязывать себя церкви. Ни один человек не имеет власти в церкви до тех пор, пока Христос не призовет его через церковь к этому положению.

Реформаты знали о катастрофе, которая произошла в результате того, что папы и духовенство были навязаны народу. Поэтому в реформатских церквях мужи, которые соответствуют библейским требованиям, избираются пресвитерами и представляются перед собранием поместной церкви для подтверждения их призвания. Поэтому каждый член церкви должен понимать библейские требования для служителя. Таким образом, мы говорим, что Христос призывает человека через церковь, которая действует под руководством своих священнослужителей,  к служению Христу в этой церкви. Если верно то, что верующий обязан присоединиться к истинной церкви, как заповедано в Бельгийском исповедании, статья 28, то каждый член церкви также обязан знать библейские требования для служителей. Голосование на основе какого-либо иного норматива, чем библейские требования, которые перечислены в Новом Завете, является пренебрежением обязанностями верующего в церкви. Если старейшины выдвигают просто популярных людей, а не пригодных по-библейски, и если община не возражает против этого, тогда церковь страдает. Ради чистоты церкви наше исповедание должно быть применено на практике.

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

80. Перечислите имена пресвитеров и дьяконов вашей поместной церкви.

 

81. В отношении церковных должностей, что имеется в виду, когда мы говорим, что человек не может навязывать себя церкви?

 

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ

Деяния 14:23

«[Павел и Варнава] Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали».

 

Бельгийское исповедание, статья 31

«Мы верим, что Служители Слова Божьего, Пресвитеры и Диаконы должны быть избираемы к соответствующему им служению законными церковными выборами, с мольбой к Господнему имени и добрым порядком, как предусматривает сие Слово Божье».

 

ПОЧИТАНИЕ ХРИСТА

 

Нам необходимо почитать священнослужителей ради труда, который они совершают, поскольку, поступая так, мы чтим Христа. Труд служителей тяжел, и ни один человек сам по себе не способен к исполнению таких обязанностей. Мужи, призванные к служению, должны иметь чистые побуждения. Народ Божий должен молиться о них, чтобы они  хорошо исполняли свое служение. Поэтому мы должны быть терпеливыми с ними, любить и почитать их, ибо они назначены для блага тех, кого любит Христос Иисус. Если народ Божий истинно желает славы Христа, он будут почитать священнослужителей и повиноваться тем, кого Бог поставил над ним, зная о том, что священнослужитель должен будет дать ответ Христу, Единому Главе церкви.

Мы печалимся, когда читаем в Слове Божьем о ропоте израильтян на Моисея. Нам также следует быть осторожными в своем поведении, поскольку мы также призваны к повиновению пресвитерам (1 Петра, гл. 5). Вопрос заключается в том, кого мы почитаем. Если мы корыстолюбивы и своевольны, то мы будем следовать старейшинам только в том случае, если это нам нравится. Но если же мы ищем славы Христовой, то мы будем следовать Ему через верных мужей, которых призывает Бог, так как они в свою очередь ведут нас к славе Христа.

Будем принимать это исповедание, чтобы имя Христово было прославлено, и чтобы Его свет сиял во тьме.

 

ДЛЯ ПРОВЕРКИ

 

82. Как бы вы ответили тому, кто говорит, что реальная работа священнослужителей состоит в том, чтобы быть представителем общины на церковном синоде (поместном собрании служителей, пресвитеров и дьяконов)?

 

83. Кого на самом деле представляют священнослужители?

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Взгляд о двух служениях – взгляд, поддерживаемый пресвитерианами, о том, что служители церкви    это старейшины (пресвитеры) и дьяконы.

Взгляд о трех служениях – взгляд, поддерживаемый реформатскими церквями, о том, что служители церкви – это служители Слова, старейшины (пресвитеры) и дьяконы.

Служители Слова – те, которые отделены для преподавания Слова и таинств.

Старейшины (пресвитеры) – те, которые отделены для управления церковью от имени Христа.

Дьяконы – те, которые отделены для совершения служения милосердия от имени Христа.

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.