25.01.2014
Скачать в других форматах:

Чарльз Сперджен

12 проповедей о сердце

Пронзенное сердце

ИТАК ТВЕРДО ЗНАЙ, ВЕСЬ ДОМ ИЗРАИЛЕВ, ЧТО БОГ СОДЕЛАЛ ГОСПОДОМ И ХРИСТОМ СЕГО ИИСУСА, КОТОРОГО ВЫ РАСПЯЛИ. УСЛЫШАВ ЭТО, ОНИ УМИЛИЛИСЬ СЕРДЦЕМ И СКАЗАЛИ ПЕТРУ И ПРОЧИМ АПОСТОЛАМ: ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, МУЖИ БРАТИЯ? 

ДЕЯНИЯ 2:36-37

Это была первая проповедь Евангелия после того, как наш Господь вознесся во славу. По этой причине она весьма памятна, можно назвать ее своеобразным первым плодом великого урожая евангельского свидетельства. Тот факт, что первая проповедь была столь удачной, должен ободрить всех проповедников. Первый улов составил три тысячи человек. Мы сейчас тоже служим великому и славному делу Божьему и надеемся в будущем увидеть, как неизменная и бессмертная сила, которая помогла Петру произнести столь проникновенную проповедь, достигнет еще больших результатов.

В своей речи Петр не использовал каких-то особенных ораторских приемов, он не прибегал к человеческой мудрости. Эта была даже не речь, а мольба, призыв, увещевания, проникающие в самое сердце. Он привел своим слушателям простые, логичные и обоснованные Писанием доказательства, подкрепленные жизненным опытом, и каждое из этих доказательств указывало на Господа Иисуса. По содержанию проповедь Петра была эталоном любой проповеди. Его слова были адресованы людям, стоявшим перед ним, они имели самое непосредственное отношение к поступкам этих людей. Целью Петра было достичь сердца, а не разума. Каждое его слово призвано было воздействовать на совесть и чувства слушавших. Речь Петра была понятной и убедительной, имела практическое применение и конкретного адресата. По стилю и композиции проповедь Петра также была эталоном. И в то же время Петр находился под водительством божественного Духа, его слова были как прорицание от Бога, истинным результатом божественного вдохновения. При подобных обстоятельствах любое другое обращение было бы неуместным. Блестящее с ораторской точки зрения выступление помешало бы воздействию Святого Духа, и Петр оказался бы виновным в смерти душ, слушавших его. Спокойно и честно он изложил факты, обосновав их Словом Божьим, а затем, используя все свои силы, провозгласил истину тем, кто нуждался в спасении. Пусть у каждого проповедника будет желание приводить людей к покаянию и вере в нашего Господа Иисуса Христа! Пусть ни один служитель не ищет почестей себе, пусть каждый из них желает, чтобы люди нашли Господа и Господина. Пусть никто не сбивает людей с толку, напуская туман философствований, но пусть все очищают разум людей дождем открытой истины. Давайте будем проповедовать так, чтобы слово пронзало сердца наших слушателей и таким образом вело их к вере в Господа Иисуса, чтобы они, не откладывая, выходили вперед и исповедывали свою веру в Его имя!

Мы, однако, не должны забывать, что успехом своей проповеди в день Пятидесятницы Петр обязан излиянию Святого Духа. Именно это событие сделало его проповедником. Объемлемый Святым Духом проповедник думает правильно и говорит мудро; его слово приобретает власть для слушающих. Мы также не должны забывать, что этой проповеди предшествовал длительный период искренней, горячей молитвы верных и единых сердец – всей церкви. Петр был не один. Он был голосом молившегося сообщества, все верующие в один голос молились о благословении. И поэтому Святой Дух пребывал не только на проповеднике Петре, но и на всех остальных бывших с ним. Как важно для проповедника Евангелия, когда все его товарищи так же, как и он, помазаны Святым Духом! Редко когда проповедник добивается великого успеха, если он действует в одиночку. Но написано, что Петр стал "с одиннадцатью", а это значит, что двенадцать человек были как одно целое, а когда к ним присоединились и другие люди, поверившие в ту же истину, ставшие с ними одной душой и одним сердцем, тогда их сила выросла безмерно. Иногда служители-одиночки могут добиться успеха, как, например, Иона в Ниневии, но самые поразительные деяния всегда свершали те, кто был не один, те, кто выражал мнение многих. У Петра было сто двадцать братьев-сподвижников, и это сделало его сильным для Господа. А как я ценю поддержку друзей, которые окружают меня! У меня нет слов, чтобы выразить свою благодарность Богу за огромное число людей, которые согревают меня своей любовью и поддерживают своей верой. Я молюсь, чтобы вы не переставали поддерживать меня своими молитвами, своей благосклонностью, своим сотрудничеством, пока годы не заставят меня покинуть эту кафедру и другой проповедник не займет мое место.

При всем этом на проповедника ложится очень большая ответственность. Большую ответственность взял на себя и Петр, и этот его поступок достоин подражания. Возможность сказать проповедь появилась случайно, и Петр использовал ее так, как угодно было Богу. Он говорил убежденно, но без страсти, осторожно, но без страха. Сам проповедник хорошо владел собой, был спокоен, обходителен и вежлив. Он не предлагал народу каких-то теорий, но начал строить на твердом основании, приводя факты, цитируя Писание, открывая истину. Он преодолел предубеждения и сомнения своих слушателей и, заканчивая свою проповедь, подвел их к неизбежному выводу, сформулировав его ясно и недвусмысленно. Все время он говорил смело и не скрывал неприятной истины: "Вы схватили Мессию и, пригвоздив руками беззаконных, убили, но Бог воскресил Его". Петр смело обвинил их в убийстве Господа славы и тем самым в глазах Бога исполнил свой долг. Он поступил так ради их блага, он был тверд и бесстрашен. Но, несмотря на это, его проповедь была очень мягкой; в этом случае, сражаясь за Господа, он не использовал резких слов, но говорил кротко и мягко, выбирая такие слова, которые показывали бы, что он хочет сначала успокоить своих слушателей, а затем убедить в истинности своей речи. И хотя здесь он по верности своей не уступал Илии, он говорил так мягко, что если человек и обижался, то не потому, что в словах проповедника или его тоне было что-то обидное. Петр был кроток, но тем не менее говорил с силой. Этому искусству он выучился у своего Господа. Пока мы будем видеть людей, которые были с Иисусом и научились от него, среди нас не будет проповедников-командиров. Как я хочу, чтобы мы стали причастниками духа Господа и проповедовали так же, как Он! Только тогда мы можем надеяться на такой же успех, как в день Пятидесятницы, когда все наши проповедники уподобятся Петру, когда все они будут окружены командой честных свидетелей и крещены Святым Духом и огнем.

Если мы проследим за аргументами Петра, то не удивимся, что своими словами он пронзил сердца своих слушателей. Угрызения совести в них появились благодаря действию Святого Духа, но с другой стороны, они были весьма закономерны. Когда Петр ясно показал людям, что они распяли Мессию, надежду всего народа, естественно, те страшно испугались. Их сердце дрогнуло, когда апостол напомнил им, что они ждали царя Израиля, что Он пришел и был среди них, что они жестоко обошлись с Ним и в конце концов распяли. Хотя успех нашего служения полностью зависит от Святого Духа, все же мы должны ясно представлять, какую цель мы перед собой ставим, проповедуя, и стремиться к ее достижению; вернее, мы должны положиться на Святого Духа, веря в то, что Он поможет выбрать тему проповеди и достичь необходимого результата. Святой Дух использует именно такие средства, которые лучше всего подходят для достижения поставленной цели. Возлюбленные, больше всего я хочу пронзить сердце многих здесь присутствующих, и поэтому я выбрал для сегодняшней проповеди заключительные слова речи Петра. Но все же я полагаюсь не на само Слово, а на оживляющего Духа, который действует посредством этого Слова. Пусть же Он использует шпагу Своего Слова, чтобы пронзить сердца моих слушателей!

Во-первых, мы заметим, что Петр говорит своим слушателям о том зле, которое они причинили Господу Иисусу, а во-вторых, заявляет, что Бог возвеличил Его. Рассмотрев эти два момента, мы поговорим о результатах знания этого факта: "Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли".

I. Сначала Петр мягко, но очень ясно говорил о том зле, которое люди причинили Господу Иисусу. Он "пришел к Своим, и Свои Его не приняли". Весь народ израильский отверг Того, кого послал сам Бог. А жители Иерусалима пошли еще дальше и предали Его смерти. Они что есть силы требовали этого, громко крича: "Распни Его, распни". "Кровь Его на нас и на детях наших", – заявляли иудеи. Никто из них не возмутился против убийства Невинного, но многие желали покончить с Ним как можно быстрее. Петр обвинил в этом иудеев, и они не могли ничего сказать в свое оправдание, они не могли сказать, что не делали ничего подобного. Хорошо, когда чувство вины заставляет человека молчать, когда Бог его обличает. Это означает, что этот человек не безнадежен, что он будет искать прощения.

Друзья, братья, мы не в Иерусалиме, наш Господь умер более восемнадцати столетий назад, поэтому не будем рассуждать о грехе тех, кто уже давно почил. Намного полезнее для нас подумать о том, а виновны ли мы в подобных грехах против Господа Иисуса Христа. Пусть каждый задумается об этом. Сегодня я хочу обратиться к тем, кто поносит имя Господа Иисуса. Я не думаю, что вы буквально богохульствуете, произнося какие-то грубые слова в адрес Христа, оскверняющие Его имя. Скорее, совершая этот грех, вы пользуетесь более изощренными методами. Некоторые, "утонченно" критикуя христианство, совершают более серьезное преступление, чем откровенно богохульствующие атеисты. В наши дни некоторые умники своей философией умаляют славную природу нашего Господа и своими новоявленными учениями разрушают Евангелие. Отрицая искупление, преподавая другие учения, а не учение о заместительной жертве, они тем самым скрывают главный смысл действий Искупителя. Сегодня люди, как правило, думают, что вина за грех не так уж велика, и тем самым приуменьшают ценность искупительной крови. Крест по-прежнему является камнем преткновения и соблазна. В наше время люди попрали авторитет Библии и не считают, что учение апостолов окончательно. Они возомнили себя учителями великого Учителя, реформаторами божественного Евангелия. Они и наполовину так не принимают учения нашего Господа, как критикуют. Если сегодня здесь присутствует человек, виновный в этом грехе, пусть Святой Дух обличит его в нем! С тех пор, как Господь Бог соделал Иисуса Господом и Христом и посадил Его одесную Себя, любое учение, умаляющее его славу, каким бы научно привлекательным и культурно обоснованным они ни было, является тяжким грехом против самого Господа Бога. Поддерживая эти учения, мы снова предаем Иисуса смерти. Таким поведением мы пытаемся отобрать саму жизнь и славу Христа. Слушатель мой, если ты отрицаешь Его божественность, отвергаешь Его искупительную кровь, высмеиваешь Его вмененную праведность или насмехаешься над спасением по вере в Него, ощути, как истина пронизывает твое сердце, когда ты видишь, что Бог соделал сего Иисуса Господом всего!

Но намного чаще сегодня встречается другой грех против Господа Иисуса: очень многие люди равнодушно относятся к Нему, не обращают внимания на Его слова и убеждают себя, что поверят в Него когда-нибудь потом. Я убежден, что никто из здесь присутствующих не хочет умереть необращенным, уйти из этого мира неомытым в драгоценной крови. Но все же, мои слушатели, вы уже дожили до зрелых годов, а, может быть, даже до старости, но так и не отдали свое сердце Господу Иисусу, так и не приняли Его своим Спасителем. Мягко говоря, вы проявляете прискорбное равнодушие, а в некотором смысле равнодушие по отношению к человеку – это все равно, что убийство этого человека. Если вы сбрасываете Его со счетов, если для вас Он ничего не значит, если Он в вашей жизни ноль без палочки, значит, вы никак не связываете свое существование с Господом. Вы внешне любезны с Ним, соблюдаете субботу и слушаете Слово, но на самом деле вам нет до Него дела. А разве это не ужасный проступок? Ни утром, ни вечером вы не думаете о Господе, Он никак не влияет на ваше отношение к другим людям, вы не стремитесь уподобляться Ему, проявляя любовь, заботу о других, кротость, и поэтому как Водитель и Пример Он мертв для вас. Вы никогда не исповедовали перед Ним свой грех, не искали у Него прощения, вы ни разу в жизни не удостоверились, вознес ли Он ваши грехи на древо. Друзья, вы поступали низко, пренебрегая Им, – это неблагодарное презрение. Бог настолько высокого мнения о Своем Сыне, что выше Его превознести уже не может. Он посадил Его одесную Себя, а вы ни во что ставите Его! Великий Бог считает, что небеса и земля не достойны Его, и поэтому Он превозносит Его выше всего, делает Царем царей, Господом господствующих, а вы относитесь к Нему как к никчемному человеку и думаете, что Его можно заставлять ждать, пока у вас появится для Него время. Разве это правильно? Разве так должно обращаться со Спасителем? Пусть эта мысль пронзит ваше сердце – перестаньте быть неблагодарными!

А некоторые люди пошли еще дальше: они полностью отвергли Христа. Я имею в виду тех из вас, кто не мог противиться призыву Господних служителей. Вы были тронуты намного больше, чем готовы это сейчас признать. Вы были уже так близки к тому, чтобы начать искать Спасителя. Грех воспылал пред вашим взором, как пламя Тофета, и в тревоге вы решили искать спасения. Вы пришли домой, преклонили колени в молитве, вы читали Писание, чтобы научиться путям вечной жизни, но увы! Недобрые люди повстречались вам, и перед вами встал вопрос, кого выбрать: этого человека или Христа? И вы выбрали человека. Можно сказать, что вы выбрали Варавву и отвергли Иисуса. Греховные удовольствия начали соблазнять вас, когда вы приняли серьезное решение, и перед вами встал вопрос, поддаться ли этому искушению и отказаться от всякого упования на Христа. И вы выбрали удовольствие, оставив Спасителя. Разве вы не помните, как совершили насилие над своей совестью? Она пыталась вас остановить, но вы задушили ее. Сознательным усилием воли вы угасили Святого Духа и убежали от пробудившейся совести. Я не знаю, к кому конкретно относится все вышесказанное, но я уверен, как был уверен Петр, когда обращался к людям, распявшим Христа, что обращаюсь к тем, кто отвергал Христа не раз и не два. Некоторые из вас отвергают Его почти каждое воскресенье, особенно тогда, когда Слово Божье звучит с особой силой, и вы чувствуете, что оно терзает вас, как лев терзает свою добычу. Благодарение Богу, вы еще ощущаете это, но так будет не всегда. Может наступить день, когда ваше глухое ухо не услышит даже громов Божиих, а любовь Христа больше не будет воздействовать на ваше сердце, огрубевшее от упрямства. Горе тому человеку, чье сердце превратилось в камень! Когда плоть становится камнем, происходит обращение в вечную смерть, точно так же, как обращение камня в плоть – это обращение в вечную жизнь. Сегодня утром Бог изливает милость на вас и пронзает ваше сердце, пока оно еще достаточно мягкое и может ощутить, что вы отвергли Того, кого должны были принять всем своим сердцем!

А теперь я обращаюсь к тем из вас, кто оставил Господа Иисуса Христа. Здесь сегодня присутствует несколько несчастных, которых мне очень жалко, потому что они скитаются, и все же я рад, что они полностью не оставили дом Божий. Они когда-то исповедовали себя учениками Христа, но ушли от Него, они не ходят больше за Ним. Когда-то они были причислены к нам, посещали наши собрания, чтобы помолиться и преломить хлеб, но сейчас мы не знаем их. Раньше они исповедывали себя христианами, а теперь отвергают Господа. Прежде они были ревностны, посвящали свою жизнь служению Богу, они придерживались здравого учения. Но пришел день (я не буду сейчас описывать, как это произошло, – у разных людей по-разному), когда они подошли к перекрестку, и им нужно было выбрать, идти направо или налево, но они решили идти по дороге, которая уводит от Христа и благочестия. Они вернулись ко греху и отреклись от веры. "Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами". Они снова отправились странствовать кривыми путями. К сожалению, Господь может повести и дальше по путям беззаконных. Отступивший слушатель! Я надеюсь, ты не Иуда. Как бы я радовался, если бы ты оказался Петром! Ты отверг своего Господина, но я надеюсь, что когда-нибудь ты горько заплачешь, и Господь вернет тебя к Себе. Для твоего же блага я вынужден сказать тебе о твоем положении. Пусть же Господь пронзит твое сердце! Почему ты оставил Господа? Чем Он не угодил тебе? Может быть, в этом зале присутствуют наши соотечественники или друзья-американцы, которые однажды причислили себя с радостью к детям Божиим, но которых сейчас не заботит ни Бог, ни Его народ. Увы! Они стали врагами Христа, они презирают Его драгоценную кровь! Друг, сегодняшним утром ты оказался здесь, чтобы я мог обличить тебя во грехе и спросить, почему ты так поступил. Разве ты лицемер? Если нет, то почему ты отвернулся? Бог превознес на Свой престол Спасителя, к которому ты повернулся спиной. Ты уверен, что поступил благоразумно? Всевышний Бог на стороне Иисуса, а ты решил перейти на другую сторону. Разве это мудро? Мне очень тяжело говорить подобные слова, но я надеюсь, что тебе намного тяжелее их слушать. Почувствуй себя, как Давид с разбитым сердцем. Что ты делаешь? Разве Господь Иисус Христос заслужил это? Обратись, я молю тебя, от своих злых путей, обратись к Господу всем своим сердцем.

II. Объяснив своим слушателям, как плохо они поступили с Господом, Петр стал рассказывать им, как Бог возвеличил Иисуса. Великий Бог возлюбил, прославил и превознес того Иисуса, которого они распяли. Мои дорогие слушатели, что бы вы ни думали о Христе, Бог превознес Его! Вам может казаться, что Он умер и был похоронен, но Бог воскресил Его из мертвых. Для Бога Он всегда живой, возлюбленный Христос! И вы не можете причинить вред Господу Иисусу или Его делу. Если бы вы смогли сделать даже все то, что желает сделать самое злобное сердце, вы бы никак не навредили Ему. Люди отомстили Ему однажды, они убили Его как преступника, они положили Его в гробницу и завалили ее камнем. Но Он воскрес из мертвых, потому что Бог был на Его стороне. Мой слушатель, что бы ты ни делал, ты не можешь поколебать истину Евангелия, ты не можешь украсть у Иисуса даже самый слабый лучик Его славы. Он живет и царствует, Он будет жить и царствовать, что бы ты ни делал. Ты можешь отвергать Его спасение, но Он по-прежнему останется Спасителем, великим Спасителем. Колесница Его Евангелия несется так, что каждый камень, попадающий под ее колеса, превращается в песок, делающий ее путь ровным. Если вы противостоите Господу, вы делаете это на свой страх и риск, но все равно тщетно. С таким же успехом вы можете изменить законы природы, потушить солнце, сдвинуть луну с ее орбиты. Шансы сделать это и разрушить царство и дело Господа Иисуса у вас равны, ибо Бог на Его стороне, а престол Божий будет стоять вечно. Бог воскресил Своего Сына из мертвых и посадил Его одесную Себя. Он там и будет находится до тех пор, пока все Его враги не будут повергнуты под ноги Его. Теперь, наверное, вы понимаете, какое зло творите, отворачиваясь от Христа, вы знаете, кем вы пренебрегаете, кого отвергаете и от кого отказываетесь.

Я хочу напомнить вам, что одесную Бога наш Господь испытывает полное блаженство. Находящийся одесную Бога пребывает в вечном удовольствии. Давид, как представитель нашего Господа, сказал: "Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицом Твоим". Тот, кто в былые времена был Мужем скорбей, сейчас преисполнен радостью. Он выполнил Свою задачу священника и сейчас отдыхает. Он уже не испытывает боли от креста и гвоздей, Его больше не мучают жестокие взгляды и грубые языки. Он радуется и хочет, чтобы весь Его народ радовался, поэтому и говорит: "Войдите в радость Господина своего". Его доля – беспредельное, бесконечное, непостижимое наслаждение. Почему же вы противостоите Ему, пренебрегаете Им, когда Бог даровал Ему небесное блаженство, сделал Его источником невыразимого наслаждения для всех искупленных? Жаль, что вы огорчаете Того, кого Бог благословил такими великими благословениями.

Более того, помните, что одесную Бога наш Господь восседает в бесконечном могуществе. Иисусу, о котором вы так мало помышляете, Иисусу, от которого вы отворачиваетесь, сегодня поклоняются ангелы, Ему повинуются серафимы, Его почитают все праведные люди, соделанные совершенными. Он высший в вышних небесах. Разве вы не слышите трубный звук с небес, провозглашающий, что Он глава всех властей и сил? Разве вы не слышите песни, которая возвещает Его славу, честь, силу, власть? Я с верой ожидаю того счастливого дня, когда стану придворным в Его непревзойденном дворце и буду смотреть на Него, на Агнца на престоле, царствующего надо всеми, перед которым преклоняется каждое колено на небе и на земле. Как такое может быть, что вы отвергаете Того, кого превознес Сам Бог? Как случилось, что, отвергая Его, презирая Его, вы убиваете Того, кого Иегова сделал Господином всего?

Но это еще не все. Место одесную Бога – это место власти. Посредник, Сын Божий, человек Иисус Христос будет восседать там до тех пор, пока все Его враги не покорятся пред Ним. Фома неверующий, разве можешь ты лишить Христа хотя бы частицы Его власти? Он владычествует над всем смертным миром, Он управляет движением звезд, Он командует небесными армиями. Он повергает Своих противников и все Свои кажущиеся потери обращает к Своей славе. Ему дана всякая власть на земле и на небе. Он правит в трех царствах: в царстве природы, провидения и благодати. Его царство простирается повсюду и Его владычество не знает предела. Господа, разве ваши сердца не требуют поклониться Ему? Почтить Его с благоговением и любовью? Подчиниться этой власти, которая действует только во имя любви? Он Христос, могущественный Христос, которого многие из вас считают пустым местом, рискуя при этом погибнуть, потому что не отдали Ему свое сердце и не получили Его великое спасение.

Обратите также внимание, что одесную Величия на небесах Он восседает как Судья. Если мы отказываемся принимать Его как Спасителя, мы все равно не сможем избежать Его суда в последний день. Все деяния людей записываются, и в тот день, когда великий белый престол будет установлен на небесах, все станет явным и мы предстанем пред Ним такими, как есть. Вы часто слышали и пели о Том, кто был обезображен более всех других, когда пришел на землю пострадать за грешников. Если вы отвергаете Его, вам все равно придется предстать пред Ним и ответить за это. Страшнее всего для всех нераскаявшихся в последний день будет увидеть лицо Господа Иисуса Христа. Они будут просить спрятать их не от бури, не от ангелов-губителей, не от меча огненного, а от лица Того, кто восседает на престоле, от гнева Агнца. Любовь, однажды обратившаяся во гнев, – самое ужасное, что можно вообразить. Как воспламеняется огонь, когда в него попадает масло, так и гнев кроткого и любящего Иисуса, которого вы отвергли, будет страшнее самой смерти.

Может быть, вы бунтуете из-за своего неведения. Покайтесь и выберите себе другое направление в жизни. Вам кажется, что, когда вы отвергаете сказанное в проповеди, вы всего лишь отвергаете слова проповедника, но на самом деле вы отвергаете любовь Спасителя. Вы думаете, что, когда вы отворачиваетесь от Христа и Его народа, вы просто уходите из церкви, а ваше имя перестает числиться в списке членов. Но господа! Я боюсь, что вы оставляете не церковь, а самого Агнца Божьего и вычеркиваете себя из Книги Жизни! И в конце концов может произойти ужасное: вас отлучат от Церкви Христовой на земле, ибо когда мы, как церковь, делаем то, что повелел нам наш Господь, мы связываем на земле то, что будет связано на небесах. Отвергая Слово Божье, вы отвергаете Того, кто обращается к вам с небес: вы отвергаете не только Его слова, но и Его самого, а Он – ваш Судья, самый справедливый и самый святой. Что же вы будете делать потом? Как вы предстанете перед Спасителем, которым пренебрегли?

Петр также показал своим слушателям, что превознесенный Господь – Глава всего в Своей церкви, ибо в тот день Он излил Святого Духа. Когда приходит Святой Дух, то Он приходит от Христа и свидетельствует о Его силе. Он исходит от Отца и Сына и свидетельствует о них обоих. Власть Христа проявилась чудесным образом, когда, пробыв совсем недолго на небесах, Он смог послать такие дары людям: огненные языки, сильный ветер, который создала сила Святого Духа. Он Господь, Он может спасать и разрушать. Христу, умершему на кресте, подчинено все. Сегодняшним утром Он может послать спасение до края земли, Он может сделать так, что множество людей уверует в Него и обретет жизнь, ибо Бог превознес Его и посадил одесную Себя, сделал Князем и Спасителем, чтобы дать людям покаяние и прощение грехов. Но Он может повести Себя и по-другому: Он может закрыть дверь для этого непокорного рода. Он отворяет дверь, и никто не может затворить ее; Он затворяет, и никому уже не отворить. В любом случае, язычники, не сомневайтесь, как не сомневался и дом Израильский после проповеди Петра, что "Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли".

Я заметил, что сегодня мало кто из проповедников и христианских писателей употребляет выражение "наш Господь Иисус Христос". Как правило, говорят только "Христос" или "Иисус". Но, братья, Он Господь. Иисус – и Господь, и Христос. Мы просто обязаны признать Его божественность, Его господство, Его божественное помазание. Он "сущий над всем Бог, благословенный во веки". Его невозможно прославить больше, чем нужно. Наши современники допускают прискорбную ошибку, выказывая недостаток уважения к Господу и Его жертве. Критиковать Его священное учение – значит плевать Ему в лицо; отрицать Его чудеса – значит раздевать Его; превращать Его в простого учителя нравственности – значит насмехаться над Его багряницей; отвергать Его искупление, заменяя его какой-то философией, – значит надевать Ему на голову терновый венец и снова распинать Его, выставляя на посмешище. Мои слушатели, не согрешайте в этом, ибо Бог соделал этого Иисуса Господом и Христом. Будем же поклоняться Ему как Господу и доверять как Христу.

III. И теперь я перехожу к заключительному пункту своей проповеди. Сейчас я хочу поговорить о результатах знания этого факта. Позвольте мне спросить вас. Знаете ли вы обо всем этом наверняка? Я надеюсь, что все вы верите в то, что Бог сделал Иисуса Христа посредником, сочетал в Его личности Бога и человека, чтобы Он был Господом и Христом. Он всегда был Господом, потому что Он Бог, но, как Богочеловек, Он сейчас является Господом и Христом. Божественная и человеческая природа в Нем объединились чудесным образом, и Он стал Господом и Христом. Вы верите в это. Но верите ли вы в то, что для вас это имеет самое первостепенное значение, именно для вас? Полностью ли вы уверены в том, что человек из Назарета, умерший на Голгофе, есть Господь и Христос? Если вы не верите, то что вы чувствуете, когда сейчас стоите перед необходимостью изменить свое неправильное отношение к Нему? Пронзает ли ваше сердце мысль о том, что вы обошлись с Ним недолжным образом? Если же вы этого не ощущаете, то мне нет никакого смысла говорить о результатах веры во все это, ибо к вам это никоим образом не относится. Но если вы верите, и Иисус для вас Господь и Христос, тогда взгляните на Него, которого вы пронзили, и пусть ваше сердце скорбит. Ваше сердце должно быть готово разорваться при мысли о том, как вы пренебрегали Им, как отвергали Его и отворачивались от Него, как постыдно относились к Нему. Вы должны сильно сожалеть об этом, вы должны хотеть раскаяться. Сам Господь дает вам эти чувства ради Своего Сына!

Обратите внимание, что проповедь Петра уколола его слушателей в самое сердце. Истина пронзила их души. Когда человек понимает, что он совершил злое деяние по отношению к тому, кто его любит, его сердце начинает болеть смертельно, он презирает себя за свои поступки. Все вы помните историю о Хлевелине и его верной собаке. Вернувшись с охоты, принц увидел, что пропал его малолетний ребенок и что повсюду видны следы крови. Он решил, что его собака Гелерт убила младенца и вонзил свой меч в верного пса, смело защищавшего ребенка от свирепого волка, который лежал тут же весь изодранный и мертвый, но "ужасный даже в своей смерти". Да, принц убил верное существо, которое пыталось спасти его ребенка. Бедный Гелерт умирал от меча своего господина. Если слезы наворачиваются на глаза, когда мы понимаем, что по ошибке можем так жестоко поступить с собакой, что же мы должны чувствовать при мысли, что намного более жестоко поступаем с Господом Христом, отдавшим Свою жизнь за нас, Своих врагов, чтобы мы могли жить?

Я вспоминаю ужасную историю об одной семейной паре, содержавшей гостиницу с очень дурной репутацией. Как-то один юноша зашел туда переночевать. Хозяева увидели, что в его кошельке есть золото, и ночью убили его. Но оказалось, что этот юноша был их сыном, который пришел позаботиться о них в старости и хотел проверить, помнят ли его его родители. Представьте себе, как рыдали эти люди, когда узнали что из-за страсти к золоту убили своего собственного сына!

Представьте себе самую сильную скорбь подобного рода и добавьте к ней чувство стыда за злое отношение к Сыну Божьему, возлюбившему нас, и вы поймете, что ощущали люди с пронзенным сердцем в день Пятидесятницы. Только подумайте, мы презирали Того, кто возлюбил нас и отдал Себя за нас, мы восставали против Того, кто купил нас ценой Своей крови еще тогда, когда мы были Его врагами! Я хотел бы, чтобы каждый, кто еще не пришел к Богу, ощутил угрызения совести и опечалился от того, что так плохо поступал с благословенным Сыном Божьим, который стал человеком и умер из любви к виновным грешникам.

Слова "их сердце было пронзено" означают, что люди ощутили любовь ко Христу – их сердце смягчилось, а чувства всколыхнулись. Они сказали сами себе: "Неужели мы так плохо поступили с Ним? Что же нам делать?" Они не просто сожалели о своем проступке, но хотели обратиться к Тому, кого обидели, со словами: "Что же нам делать? Как мы можем исправить все это зло?" Я хотел бы, чтобы и вы почувствовали нечто подобное.

Давайте же в печали подумаем, как можно остановиться в своем противостоянии Христу и доказать, что мы стали Его друзьями и смиренными рабами.

В результате проповеди Петра, сказанной с силой Святого Духа, слушавшие ее люди проявили послушание в вере. Им захотелось действовать, и поэтому они спросили: "Что нам делать, мужи братия?" Они поверили, что Иисус, которого они распяли, есть Господь всего, и поспешили явить послушание Ему. Когда Петр сказал: "Покайтесь!", они покаялись. Если покаяние вынуждало скорбеть, они скорбели. Если покаяние предполагало изменение ума и сердца, они на самом деле менялись. Потом Петр сказал: "Да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов". И они приняли решение, они вышли вперед, показывая свою веру в Иисуса, и исповедали Его видимым образом, исполнив установление. Погребитесь с Тем, в ком погребены ваши грехи! Вы по ошибке убили Его, но погребитесь с Ним в истине! Те люди сделали это с радостью, они покаялись в грехе; они крестились в Его святое имя. И после всего этого Петр с полным правом мог сказать им: "Ваши грехи прощены вам. То худое, которое вы сотворили, теперь уже не имеет никакого значения. Господь навсегда удалил от вас ваш грех. Прощение грехов вам даровано благодаря Иисусу, которого вы убили и которого Отец воскресил. Вам уже не грозит предстать перед Богом-Судьей, требующим ответа за страшное преступление – убийство Господа, ибо Его смертью вы прощены. В доказательство того, что вы прощены, вы станете сейчас причастниками великого дара, ниспосланного вознесшимся Христом. На вас, убийц, сойдет Святой Дух, и вы станете Его свидетелями".

Мои слушатели, мы пришли к самому главному! Если Святой Дух помогал вам слушать все то, что я здесь говорил, вы поймете, до какого места мы дошли. Каким бы страшным ни было ваше преступление, если вы осознаете, что поступали неправильно, если вы раскаялись в том, что сделали, так как понимаете, что согрешили против любящего Господа, и если вы сейчас придете к Нему с покаянием и верой и исповедуете Его через крещение, как Он повелевает, тогда вы получите полное прощение грехов и станете причастниками даров и благодати Святого Духа и свидетелями Христа, которого Бог воскресил из мертвых. Поверьте, лучше я сказать не мог: чистое золото не нуждается в позолоте, и так как я рассказывал вам о самом невероятном событии, происходившем когда-либо на небесах или на земле, то попытался сохранить всю его простоту и вместе с тем великолепие.

Пусть же Бог запишет эту древнюю историю в ваших сердцах! Пусть Он выпустит новое издание Евангелия любви и напечатает его на ваших сердцах! Обращение каждого человека – это свежий экземпляр поэмы спасения. Пусть же Господь этим утром издаст горячий выпуск из вас, чтобы вы были живым письмом для всех людей, а особенно для своих детей и соседей! По благодати Божьей, пусть эта проповедь пронзит ваши сердца во имя Его! Аминь.

Утро 1 сентября 1889 г.

 

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.