07.10.2013
Скачать в других форматах:

Джон Ситтема

Использование Гейдельбергского катехизиса в служении пастора, в обучении и благовестии

Когда издатели попросили меня написать об использовании Гейдельбергского катехизиса пасторами, я был благодарен им за эту возможность по двум причинам.

Во-первых, я очень сильно люблю этот старинный катехизис. В нем тактично, но в то же время решительно излагается библейская реформатская вера, и мое использование его и благодарность за него неизмеримо возросли на протяжении многих лет моего пасторского служения.

Во-вторых, я страстно желал изложить на бумаге некоторые конкретные мысли относительно ценности катехизиса в определенных ключевых сферах жизни Господней церкви, таких как пасторский труд старейшин, образование, обучение народа Божьего и труд благовестия.

В данной работе я отстаиваю ту точку зрения, что Гейдельбергский катехизис является прекрасным средством, которое может и должны использовать реформаты для оказания широкого спектра пасторской опеки и предоставления духовной пищи в теле Христовом. Благодаря ему мы можем открыть дверь для наших людей к познанию глубины, широты и высоты истин Священного Писания, которым мы дорожим.

 

КАТЕХИЗИС И ПАСТОРСКАЯ ОПЕКА: КОНКРЕТНЫЕ СОВЕТЫ

 

Воскресенье 1

 

Вопрос: В чем ваше единственное упование в жизни и смерти?

Ответ: Мое единственное упование в том, что плотью и духом, в жизни и смерти, я, раб Божий, не принадлежу самому себе, но Спасителю нашему, Иисусу Христу. Ибо Он драгоценной Кровью Своею сполна заплатил за все грехи мои и освободил меня от власти дьявола. Он хранит меня так, что ни один волос с головы моей не упадет без воли Отца Небесного, и даже так, что все [происходящее со мною] должно служить моему спасению. Духом Своим Святым Он свидетельствует мне о жизни вечной и готовит меня всем сердцем жить для Него.

1) Рим. 14:8; 1 Фес. 5:9,10

2) 1 Кор. 6:19,20

3) 1 Кор. 3:23; Тит. 2:14

4) 1 Пет.1:18,19; 1 Ин.1:7; 1 Ин. 2:2,12

5) Ин. 8:34-36; Евр. 2:14,15; 1 Ин. 3:8

6) Ин. 6;39; Ин.10;27-30; 2 Фес.3:3; 1 Пет.1:5

7) Мф.10:29,30; Лк. 21:18

8) Рим. 8:28

9) Рим. 8:16; 2 Кор. 1:22; 2 Кор. 5:5; Еф. 1:13,14

10) Рим. 8:14; 1 Ин. 3:3

 

Это Воскресенье настолько богато истиной, не правда ли? Я изумляюсь его мудрости и глубине всякий раз, когда снова исповедую его. Я обнаружил для себя, что оно предоставляет такой обширный обзор ежедневного мировоззрения верующего человека, что я призываю всех реформатов выучить его на память. Таким образом, катехизис чрезвычайно полезен для старейшин и других служителей, когда они исполняют  пасторское служение.

 

Прежде всего, обратите внимание на то, что он служит непоколебимым фундаментом для пасторской опеки. Предполагая, что критерием для понимания библейской доктрины по праву является упование, реформатские церкви избегают крайности веры, которая проявляет холодную интеллектуальность с одной стороны, и чрезмерную эмоциональность с другой, и направляют истину Писания в самое сердце человека. В реальном мире греха и горя, сломанных судеб и неудач, боли и страдания, мы исповедуем тот факт, что  получаем утешение и упование посредством наших взаимоотношений со Христом. Какая это ободряющая истина в бездуховном и враждебном мире, прекрасная отправная точка для беседы во время посещения старейшиной отдельного верующего или семьи, которая переживает боль в своей жизни.

Более того, задумайтесь над содержанием упования, которое мы исповедуем: мы всецело принадлежим своему верному Спасителю Иисусу Христу.

Эти библейские слова напрямую и непосредственно относятся к некоторым трудностям пасторского служения, с которыми сталкиваются наши церкви сегодня. Прежде всего, задумайтесь над тем, что этот бездуховный мир навязывает нам: упрощенство религии и сведение ее до ничего не значащего в этой жизни. Здесь же представлена полноценная жизнетворная вера, полная капитуляция человека перед суверенным величием нашего Бога!

Затем обратите внимание на прекрасное слово «принадлежу». В мире, влюбленном до безумия в свой собственный воображаемый образ и наслаждающемся чувством собственного достоинства, мы исповедуем, что все наше существование и цель жизни заключается не в нас самих, а во Христе. Это прекрасное изменение мышления необходимо для людей, переживающих вышеупомянутые проблемы.

В заключение, обратите внимание на время употребление глаголов: «Он …сполна заплатил за все грехи мои и освободил меня…». Это прекрасное напоминание во время непрекращающейся борьбы, происходящей в жизни христианина: отчаянный поиск уверенности в спасении. Воскресенье 1 открывает занавес перед прекрасным библейским пониманием этого вопроса.

 

Прежде чем мы завершим рассуждение над содержанием Воскресенья 1, давайте кратко рассмотрим Вопрос и Ответ 2. Не упустите из  внимания установленную здесь троякую структуру. Теперь без придания чрезмерного значения искусной аллитерации, которую мы иногда используем (согрешение-спасение-служение, виновность-благодать-благодарность), пожалуйста, обратите внимание на то, насколько правдивой и реалистичной на самом деле является подобная классификация. Это поистине переживал всякий человек, верующий во Христа! Это – не притворно, не чисто академически или интеллектуально. Все мы, кто пребывает во Христе, пришли к осознанию собственного греха и последующего за ним погибшего состояния; все мы, пребывающие во Христе, нашли в Нем все необходимое для нашего спасения; все мы, пребывающие во Христе, понимаем, что жизнь христианина – это неизменный, постоянный и единственный отклик благодарности, и она никогда не является средством для приобретения чего-либо. И просто придерживаясь правильного порядка, сопереживающий старейшина может помочь Божьему народу избежать целой тьмы хронических пасторских проблем, связанных с такими вопросами, как «дела-праведность», «законничество», «духовная ленность» и тому подобное.

 

         Воскресенье 2

 

         Вопрос: Откуда вы знаете о ваших грехах?

         Ответ: Из Закона Божьего.

         1). Рим. 3:20

 

         Вопрос: Что требует от нас Бог в Своем Законе?

Ответ: Кратко говоря, Христос учит нас (Мф. 22:37-40): Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою своею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

1). Лев. 19:18; Втор. 6:5

2). Мк. 12:30, 31; Лк. 10:27

 

Вопрос: Можете ли вы соблюдать эти заповеди в совершенстве?

Ответ: Нет, ибо по естеству своему я склонен ненавидеть и Бога, и ближнего своего.

1). Рим. 3610, 20, 23; 1 Ин. 1:8, 10

2). Быт. 6:5, 8:21; Иер. 17:9; Рим. 7:23, 8:7; Еф. 2:3; Тит. 3:3

 

Десять заповедей: Воскресенье 34                  Исх. 20:1-17; Втор. 5:6-21

 

Вопрос: Как были разделены эти заповеди?

Ответ: Они были написаны на двух скрижалях: первая учит, каким должно быть наше отношение к Богу; вторая говорит о наших обязанностях перед ближним.

1). Исх. 31:18; Втор. 4:13, 10:3, 4

2). Мф. 22:37-40

 

Воскресенье 2 и 34: Несмотря на то, что я только кратко рассмотрю эти Воскресенья,  хотелось бы обратить ваше внимание как старейшин на важность правильного использования закона или роли закона в жизни общины верующих. Я всем сердцем верю, что ошибка фарисеев не ушла в прошлое и распространена среди нас и сегодня: мы все еще сталкиваемся со многими людьми, которые убеждены в том, что спасение является плодом послушания, а не наоборот. Способность использовать катехизис как инструмент для сохранения пасторского баланса как для себя, так и для ваших прихожан, является бесценным благословением, которое помогает  избегать как законничества, так и его ужасной сводной сестры – антиномианизма.

 

         Воскресенье 7

 

         Вопрос: Что такое истинная вера?

Ответ: Истинная вера – это твердое знание, посредством которого я принимаю за истину все, что Бог открыл нам в Слове Своем. И вместе с тем, это твердая уверенность, которую Дух Святой через Святое Евангелие вселил в мое сердце, что не только другим, но и мне тоже дарованы Господом отпущение грехов, вечная праведность и блаженство.  И все это – даром, по милосердию Божию, только ради заслуг Христовых.

1). Рим. 4:20,21; Евр. 11:1,3; Иак. 1:6

2) Пс. 9:11; Рим. 4:16-21; 5:1, 10:10; Еф. 3:12; Евр. 4:16

3) Мф. 16:17; Ин. 3:5, 6:29; Деян.16:14; 2 Кор.4:13; Еф.2:8; Флп. 1:29

4) Мк. 16:15; Деян. 10:44; 16:44; Рим. 1:16,10:17; 1 Кор. 1:21

5) Авв.2:4; Деян. 10:43; Рим. 1:17; Гал.3:11; Евр.10:10,38

6) Лк. 1:77,78; Ин. 20:31.Деян.10:43; Рим. 3:24; 5:19; Гал. 2:16

 

Воскресенье 7: Определение веры, изложенное в этих словах, наиболее полезно для людей, борющихся за жизнестойкость собственной веры. Кроме того, оно чрезвычайно полезно для старейшин, которые сталкиваются с упрямыми и непокорными людьми,  пребывающими под церковным дисциплинарным взысканием, но, тем не менее, заявляют о своей вере, и таким образом оказывают давление и вступают в словесные баталии с вами. В этом отрывке катехизиса нам напоминается о ключевой библейской связи между верой и Словом. Другими словами, человек не может заявлять о своей вере, если эта вера не соответствует тому, «что Бог открыл нам в Слове Своем…».

 

         Воскресенье 10

 

         Вопрос: Как вы понимаете Божье Провидение?

Ответ: Как всемогущую и вездесущую силу Божью, которой Он хранит небеса, землю и все Свои творения, и так правит ими, что злаки и травы, дожди и засухи, урожайные и бесплодные годы, еда и питие, здоровье и болезнь, богатство и бедность – все это приходит к нам не случайно, но из отеческой руки Его.

1) Пс. 94:9,10; Ис. 29:15,16; Иер. 23:23,24; Иез. 8:12; Мф. 17:27; Деян. 17:25-28

2) Евр. 1:3

3) Иер. 5:24; Деян. 14:17

4) Прит. 22:2; Ин. 9:3; Прит. 16:33; Мф. 10:29

 

Вопрос: Почему нам важно знать, что Бог создал и Провидением Своим хранит весь мир?

Ответ: Чтобы быть терпеливыми в невзгодах, благодарными в процветании и, глядя в будущее, быть твердо уверенными в нашем истинном Боге и Отце, в том, что ни одна тварь не может отлучить нас от любви Его, ибо все твари в руках Его, и вопреки Его воле и шевельнуться не могут.

1) Иов. 1:21,22; Пс. 38:10; Рим. 5:3,4; Иак. 1:3

2) Втор.8:10; 1 Фес. 5:18

3) Пс. 54:23; Рим. 5:4,5, 8:38,39

4) Иов. 1:12; Иов. 2:6; Прит. 21:1; Деян. 17:25-28

 

Воскресенье 9-10: Вы можете представить себе лучший способ, помогающий Божьему народу выразить свое глубочайшее упование на Божью предопределенную заботу? Эти слова являются драгоценным исповеданием, посредством которого вы можете объединить свои голоса с голосом страдающего человека. Они представляют собой твердое как камень основание для испытывающих страх и робость людей, которых вы желаете ободрить; они – серьезное исправление для тех, кто погряз в азартных играх или каких-либо играх на деньги. Вы можете использовать эти слова, напоминая или цитируя их верующим, которые переживают горечь по причине финансовых проблем. Мне понравилась идея одного пастора, который каллиграфическим почерком записал на листе бумаги Вопросы и Ответы 27-28 с библейскими ссылками (или, возможно, воспользовался для этого компьютером и лазерным принтером), затем вставил лист в рамочку и дарит каждой паре, которую он объединяет в священном союзе. Пусть эти слова висят и на стене в вашем доме…

 

         Воскресенье 12

 

         Вопрос: Почему нас называют христианами?

Ответ: Потому что я член Христа по вере и через это соучастник помазания Его. Как пророк я исповедую Имя Его. Как священник представляю себя в жертву живую в благодарение Ему. И как царь со свободной и доброй совестью восстаю на борьбу против греха и козней дьявольских в этой жизни. А в жизни будущей вместе с Ним буду царствовать над всем созданием Его.

1) Деян. 11:26

2) Ис. 59:21, Иоил. 2:28; Деян. 2:17; 1 Кор. 6:15; 1 Ин. 2:27

3) Мф. 10:32,33; Рим. 10:10

4) Исх. 10:6; Рим. 12:1; 1 Пет. 2:5; Откр. 1:6, 5:8, 10

5) Рим. 6:12,13; Гал. 5:16;17; Еф. 6:11; 1 Тим. 1:18,19; 1 Пет. 2:9, 11

6) 2 Тим. 2:12; Откр. 22:5

 

Воскресенье 12. В наши дни слово «христианин» не имеет ценности. Каким прекрасным инструментом в этом мире является Воскресенье 12, которое должным образом формирует наше употребление этого слова! Это – всесторонний и основательный библейский взгляд на жизнь как служение, на жизнь, которая проходит согласно повелению и поручению Того, Кто является нашим Господом и Учителем. Эта истина очень важна для вашей молодежи, когда она сталкивается с чрезвычайно трудными вопросами выбора профессии и будущей карьеры, достигая зрелого возраста восемнадцати лет и старше.

 

Конечно, я мог бы еще долго продолжать переходить от Воскресенья к Воскресенью, раскрывая методы использования  пасторами и старейшинами этого прекрасного исповедания. Возможно, кто-нибудь посвятит себя написанию именно такого труда. Но на данном этапе позвольте несколькими замечаниями побудить вас к самостоятельному дальнейшему изучению и исследованию. Позвольте мне повторить основную мысль: мы, реформатские верующие, живем в общине исповедующих Христа верующих, которым Бог вверил богатое наследие веры. Гейдельбергский катехизис занимает в нем центральное место. Было бы неразумно тем из нас, кто исполняет служение старейшины, не использовать этот инструмент:

* как средство оказания помощи нашим людям высказывать и ежедневно формировать свою основанную на Библии веру в Иисуса Христа;

* как средство преодоления повседневных трудностей, с которыми сталкивается наша вера, на которые давным-давно обратили внимание наши духовные предки;

* как пасторское средство для поддержания веры, убежденности и упования людей, которые живут в мире, враждебном Царству Божьему.

 

КАТЕХИЗИС И ОБУЧЕНИЕ БОЖЬЕГО НАРОДА

 

В своем превосходном учебнике по катехизису Луис Прамсма хорошо обобщает причины, по которым церковь имеет и использует исповедания веры:

«(а) краткое и точное обобщение того, во что верит церковь;

(б) опровержение всякой ереси;

(в) обучающее руководство для детей и молодежи.

Но разве Библии не достаточно? Конечно же, достаточно! Библия содержит в себе все, что нам необходимо знать. Необходимость в вероисповедных документах, вероятно, можно наилучшим образом объяснить при помощи аналогии. Библия очень напоминает огромную страну, по которой мы путешествуем. Она настолько велика, что необходимо иметь карту, указывающую направление к самым важным местам.

Но известно, что было составлено также много ошибочных карт по Библии. Каждое ложное учение имеет свое наставление. Вероисповедные документы предостерегают от увлечения этими опасными учениями. Таким образом, катехизис не имеет другой цели, кроме как отображать основные идеи Священного Писания».

 

Эти слова дают хорошее понимание того, какое отношение многих реформатских церквей было к вероисповеданиям на протяжении истории. Следовательно, я не думаю, что мне необходимо убеждать вас в полезности катехизиса для обучения и наставления как детей, так и взрослых.

 

В этом разделе я хотел бы сделать несколько практических замечаний. Во-первых,  хотел бы поделиться некоторыми наблюдениями (признаюсь, что они основаны на довольно субъективном критерии) относительно того, что самые духовно зрелые молодые люди, с которыми я встречался, – это молодые люди, которые хорошо знают и могут ясно изложить на словах свою веру в соответствии с понятиями и темами Гейдельбергского катехизиса. Эти учащиеся уже знают фундаментальные жизненно важные принципы Писания, потому что на них основывается Гейдельбергский катехизис.

 

Они уже знают лежащие в основе положения христианского мировоззрения, потому что катехизис основывается именно на них, излагая тему Воскресенья 12. Эти учащиеся постигают духовный принцип, что вся жизнь – это религия, и это утверждение противоположно современному дуализму, потому что Гейдельбергский катехизис ясно излагает библейскую веру – широкую, как сама жизнь. Короче говоря, Гейдельбергский катехизис представляет собой прекрасное и искреннее исповедание кальвинистского мировоззрения.

 

Во-вторых, глубокое знание Гейдельбергского катехизиса предоставляет учащимся действенную апологетику. Другими словами, он обеспечивает их способностью ясно излагать, пояснять и защищать реформатскую веру перед лицом трудностей, противодействий и сомнений. Там, где я живу (в Далласе), реформатская вера всегда вынуждена занимать оборонительную позицию против агрессивных нападок антикальвинистского арминианского диспенсационализма; и библейское христианство любого вероисповедания (в особенности кальвинизм) всегда вынуждено защищаться от нападок неверия современного постхристианского секуляризма. За свои двадцать лет служения единственно известные мне христиане, которые по-настоящему были эффективными апологетами, это мужчины и женщины, которые были основательно утверждены в Гейдельбергском катехизисе или подобных ему реформатских вероисповеданиях. Говоря это, я имею в виду, что, с одной стороны, они ясно излагали и убедительно доказывали нереформатским христианам библейские основы кальвинизма, и с другой стороны, они эффективно объясняли ясно, лаконично и единодушно библейскую христианскую веру неверующим людям.

 

Почему это так? Я подозреваю, что все дело во внутренней силе катехизиса, а именно в простом воспроизведении библейских основ. Как вы знаете, Гейдельбергский катехизис – необычайно простой документ, включающий пояснения Апостольского Символа веры, Десяти заповедей и Господней молитвы. Они объясняют содержание спасающей веры, образ заветной жизни и, соответственно, сосредоточение внимания на библейском благочестии. Но образовательный дух катехизиса также содержится во вводных вопросах к этим основным разделам.

 

         Воскресенье 5

 

         Вопрос: Какого же Посредника и Спасителя нам искать?

Ответ: Такого, кто, будучи воистину человеком и человеком справедливым, все-таки могущественнее всех творений, то есть не только человек, но и истинный Бог.

1) 1 Кор. 15:21

2) Евр. 7:26

3) Ис. 7:14, 9:5; Иер. 23:6; Лк. 11:22; Рим. 8:3, 4

 

Воскресенья 1-6 необходимы для того, чтобы раскрылось сердце человека, прежде чем приступать к какому-либо обсуждению подлинной веры и ее положений.

 

         Воскресенье 32

 

Вопрос: Если мы избавлены от страданий по одной только милости, благодаря Христу, безо всякой заслуги нашей, почему мы должны делать добрые дела?

Ответ: Потому что Христос не только искупил и освободил нас Своей Кровью, но и возродил Своим Духом Святым по образу и подобию Своему, чтобы всей жизнью мы выражали благодарность Господу за Его благодеяния и восхваляли Его. Затем, это нужно для того, чтобы каждый из нас укреплялся в вере плодами ее, и наконец, чтобы своей богоугодной жизнью мы приобретали  ближних для Христа.

1) Рим. 6:13, 12:1,2; 1 Кор. 6:20; 1 Пет. 2:5,9

2) Мф. 5:16; 1 Пет. 2:12

3) Мф. 7:17,18; Гал. 5:6,22; 2 Пет. 1:10

4) Мф. 5:16; Рим. 14:18,19; 1 Пет. 3:1,2

 

Воскресенья 32-33 – это ясное и точное изложение вопроса отношения между верой и делами, а также природы истинного обращения и важные предпосылки для какого-либо наставления в послушании Божьему закону.

 

         Воскресенье 45

 

         Вопрос: Почему христианам необходима молитва?

Ответ: Потому что молитва – основная часть благодарности, которую Господь требует от нас, и, более того, потому что Господь посылает Свою милость и Духа Святого лишь тем, кто с сердечным воздыханием непрестанно молит Его об этом и благодарит.

1) Пс. 51:14, 15

2) Мф. 7:7, 8; Лк. 11:9, 10; 1 Фес. 5:17, 18

 

Воскресенье 45, хотя лаконично, но, тем не менее, содержательно поясняет смысл благочестия, основываясь на характерном понимании завета, открывая дверь к молитве Господней как живому образцу и порядку для наших молитв, а не просто как к упражнению для запоминания.

 

Любой учащийся, который по-настоящему знает и глубоко верит в основы христианской веры, изложенные в этих трех формулировках, неизменно будет духовно возрастать благодаря им, и будет в достаточной мере снаряжен для должного отвержения сомнений и обвинений, выдвигаемых со стороны противников.

 

Итак, позвольте мне попросить вас сделать две вещи:

1) Обновите свое посвящение преподаванию Гейдельбергского катехизиса в своей церкви. Недавние тенденции во многих деноминациях, связанные с проведением тематического или этического обучения, называемого «воскресная школа», имеют более обобщенный характер. Некоторые даже отстаивают ту точку зрения, что обучение катехизису является недопустимым компонентом в учебном плане, основанном на Библии. Но я твердо верю, что оно является важным компонентом такого учебного плана.

 

Ничто не может превзойти использование Гейдельбергского катехизиса как основного обучающего инструмента для формирования доктринального познания, глубины духовной зрелости, а также плодотворных реформатских верующих. Убедитесь в том, что ваша церковь использует его!

 

2) Побудите преподавателя Гейдельбергского катехизиса в вашей церкви (вашего пастора, одного из старейшин) преподавать его с преднамеренным акцентом на апологетике, а также на подготовке учащихся к ясному объяснению и защите своей веры. Это внимание само по себе поможет преподавателю сохранить духовную свежесть, сделать презентацию динамичной и интересной, а также убедит  учащихся в подлинной значимости материала.

 

ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ КАТЕХИЗИС И БЛАГОВЕСТИЕ

 

Заключительный раздел этой статьи касается использования Гейдельбергского катехизиса в благовестии. Незамедлительно  спешу повторить, что Гейдельбергский катехизис – это не Библия, и он не разделяет напрямую характер Писания как живого Слова Божьего, которое богодухновенно в каждом своем слове. Как сказано в Писании, Святой Дух наделил силой только Слово Божье, чтобы оно порождало веру (Рим. 10:14-17); только верно провозглашающееся Божье Слово названо «нетленным семенем» (1 Пет. 1:23-25). Только Божье Слово названо «мечем духовным» (Еф. 6:17), который  «острее всякого меча обоюдоострого», и только оно судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4:12-14). Только Божья жизнь и дающее веру Слово могут быть основанием, на котором строится благовестие (буквально труд Евангелия или евангелизация); только оно является источником и обладает силой обращать грешников к вере.

 

В то же самое время Гейдельбергский катехизис ни в коей мере не создает препятствия для такой «евангелизационной» работы. По сути, как показывает мой пасторский опыт и говорится в данном материале, Гейдельбергский катехизис является самым эффективным средством для благовестия.

 

Я утверждаю это по нескольким причинам.

 

Во-первых, Гейдельбергский катехизис исполняет роль ориентира, когда церковь прилагает усилия к проповеди Евангелия погибающим людям. То есть его основанная на опыте структура (согрешение, спасение, служение) представляет собой неизменное напоминание важных компонентов любого подлинного обращения, и таким образом способствует тому, чтобы церковь концентрировалась на библейских приоритетах в век евангелистского хитроумия. Существует огромное количество всевозможных методов евангелизации (вспомните только о таких названиях как «Взрыв евангелизма», «Четыре духовных закона студенческого движения» и т.д.), и церкви тратят огромные средства на то, чтобы научиться этому разнообразию. Многое из перечисленного действительно полезно. Но центральное учение Гейдельбергского катехизиса предлагает  последовательный библейский стандарт, который состоит в следующем: для того, чтобы по-настоящему наслаждаться  своей принадлежностью  Иисусу Христу, человек должен действительно знать свой грех и бедствия; что спасение дается только по благодати через веру в Иисуса; а также что в его жизни должен иметь место сознательный отклик, который проявляется в заветном служении великому Господу  Богу. Опыт обращения ко Христу в значительной степени отличаются: некоторые люди радикальным образом обращаются из язычества, другие переживают благодать Святого Духа, когда  воспитываются в христианской семье, а некоторые обращаются из нехристианских сект. Несмотря на это, все те, кто действительно пребывает во Христе, разделяют «троякое познание», о котором говорит катехизис. И именно этот факт служит обучающим средством для желающих знать (а также для новообращенных), ориентиром для старейшин, которые должны удостовериться в наличии у человека истинной веры, когда они подготавливают стол с Вечерей Господней для истинных верующих.

 

Кроме того, важно не упустить из виду настойчивость катехизиса в подчеркивании того, что истинная религия исходит из сердца, что удивительный акцент Кальвина на Библии не допустит появления простого религиозного формализма, но истинная религия претендует на все то, кем мужчина или женщина является, что он или она делает, думает, чувствует и говорит. Действительно, сохраняя эту центральную идею, катехизис побуждает старейшин держать ее в центре внимания, оказывая пасторскую опеку от сердца, к сердцу и ради сердца.

 

Во-вторых, я считаю, что Гейдельбергский катехизис является прекрасным средством для наставления новых учеников. Как уже упоминалось в предыдущих разделах, я верю в то, что всестороннее освещение доктрин, а также его апологетическая полезность помогает новым ученикам знать и защищать свою новую веру, которую они исповедуют.

 

Без сомнения, вы знаете, что новые ученики Христа сталкиваются с огромным количеством проблем со стороны  бывших неверующих друзей, родственников и иногда даже  членов семьи. Тщательное обучение катехизису обеспечивает их всем необходимым, чтобы правильно реагировать на эти доктринальные трудности, и в то же самое время, быть для этих возлюбленных людей добросовестным свидетелем веры во Христа, Который теперь живет среди них. Я использовал катехизис для обучения людей индивидуально.

 

Занятия по Гейдельбергскому катехизису для взрослых занимают первоочередное место в служении нашей поместной церкви, которая имеет решительный евангелизационный формат и средоточие служения. Это просто прекрасное средство! Более того, катехизис прямо противостоит основному идолу, восседающему на престоле сердца каждого человека: своему «я» (см. Воскресенье 2:5; 3:8; 5:12-14). Таким образом, он служит эффективным средством проникать в самую глубь сердца и преобразовывать людей, которые попались в ловушку своего собственного нехристианского образа мышления (ср. важность этого в Рим. 12:1-2).

В заключение, катехизис предоставляет тщательное и ясное изложение должного места и роли закона в жизни христианина. Так много людей впервые слышат Благую весть Христа ушами, привыкшими слышать «законничество» фальшивого христианства. Они прожили всю жизнь, слушая о том, как они должны «стать лучше», чтобы иметь правильные отношения с Богом. Они подобно Мартину Лютеру испытывают сильные душевные страдания из-за Божьего проклятия, изливаемого на их грехи, и даже начинают ненавидеть Бога,  считая Его крайне несправедливым. Насколько удивительно освежающе и освобождающе должно звучать для них истинное Евангелие! Возможность указать им на тщательно разработанное вероисповедание, которому уже почти полтысячелетия, доставляет большое утешение, потому что оно заверяет  в том, что они, по сути, не отходят от веры (даже если  находятся в церкви), а фактически сейчас вкушают радость жизни во Христе, которой наслаждались истинные верующие на протяжении ушедших веков.

 

В-четвертых, я должен сказать несколько слов о преподавании и изучении языка и герменевтики. Те из нас, кто возрос во Христе, научились «языку Сиона» в своих семьях. Другими словами, мы научились говорить о вере, неверии, грехе, спасении, Евангелии, обращении, оправдании, освящении, законе, средствах благодати, христианском благочестии, молитве и т.д. Те, кто не вырос в такой среде, должны выучить подобный язык в другом месте. Откровенно говоря, просто читая Писание тяжело научиться согласованному и единому богословию. Также тяжело читать Писание без богословского словаря. Обучение языку Божьего Слова при помощи такого инструмента как катехизис оказывает большую помощь в чтении Библии. Научиться такому подходу к Библии, какой содержится в катехизисе и как он использует его, – это большая помощь в преподавании методов чтения и использования Библии, и фактически является обучением реформатской герменевтике с самого начала.

 

В заключение, мы должны понимать ключевую роль, которую Гейдельбергский катехизис играет в формировании сознания церкви в сердце и разуме каждого ученика. Запомните, что «церковное сознание» большинства людей является совершенно небиблейским. Такие люди относятся к церкви как к чему-то второстепенному, как к человеческому изобретению, считая ее добровольным сообществом людей. Насколько вдохновляюще формировать веру нового ученика с пониманием церкви как живого тела Иисуса Христа, которое Он собирает в соответствии со Своим Словом и Духом и наделяет Своими дарами для совершения Своей миссии на земле!

 

         Воскресенье 21

 

         Вопрос: В чем состоит ваша вера в святую вселенскую христианскую Церковь?

Ответ: В том, что Сын Божий из всего рода человеческого от начала и до конца мира собирает для Себя Церковь для жизни вечной, защищает ее и сохраняет. Он делает это Своим Духом и Словом в единстве истинной веры. А также в том, что я есть и вовеки останусь живым членом этой Церкви.

1) Ин. 10:11; Еф. 4:11-13, 5:25,26

2) Быт. 26:4; Ис. 49:6; Рим. 10:12,13; Откр. 5:9

3) Пс. 71:17,18; Ис. 59:21; 1 Кор. 11:26

4) Пс. 111:1; Деян. 20:28; Евр. 12:22,23

5) Рим. 8:29,30; Еф. 1:10-14; 1 Пет .2:9

6) Пс. 129:4,5; Мф. 16:18; Ин. 10:16,28

7) Ис. 59:21; Рим. 1:16, 10:14-17; Еф. 5:26

8) Ин. 17:21; Деян. 2:42; Еф. 4:3-6; 1 Тим. 3:15

9) Рим. 8:10; 1 Ин. 3:14,19-21

10) Пс. 23:6; Ин. 10:28; Рим. 8:35-39; 1 Кор. 1:8,9; 1 Пет. 1:5; 1 Ин. 2:19

 

Например, вероисповедание, которое излагается в Воскресенья 21 и 48 развивает глубокое посвящение Христу в поместном собрании верующих и вместе с ним, и в то же самое время, развивает неизменную любовь к вселенской Церкви Христа, живым членом которой является всякий истинный верующий. Это – новое понимание преобразованного разума всякого новообращенного во Христе.

 

         Воскресенье 48

 

         Вопрос: В чем состоит второе прошение?

Ответ: Да придет Царствие Твое. Это значит: так правь нами Словом и Духом Твоим, чтобы мы могли более предаваться Тебе, сохрани и взрасти Церковь Твою; разрушь деля дьявола и всякую власть, восстающую против Тебя, и все злые помыслы против Твоего Святого Слова; до тех пор, пока не наступит полнота Царствия Твоего, в котором Ты будешь все во всем.

1) Пс. 118:5, 142:10; Мф. 6:13

2) Пс. 50:20, 121:6,7

3) Рим. 16:20; 1 Ин. 3:8

4) Рим. 8:22,23; Откр. 22:17,20

5) 1 Кор. 15:28

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.