Р.Ч. Спроул

Избранные Богом

Скачать в других форматах:

ГЛАВА 7. СЧИТАТЬ ЛИ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ ДВОЙНЫМ?

Двойное предопределение. Уже от одного звука ЭТИХ слов становится страшно. Можно, конечно, долго размышлять о Божьем благодатном плане спасения избранных.

Но что же делать с оставшимися? Неужели и они предопределены? На самом ли деле Бог решил их наказать? Неужели Бог определил этим беднягам гореть в адском огне?

Подобные вопросы всегда появляются там, где речь заходит о двойном предопределении, и заставляют некоторых людей называть подобную идею безумием. В то же время те, кто разделяет веру в существование предопределения, подчеркивают, что верят в его единичность. Другими словами, они утверждают, что вера в предопределенность некоторых людей к спасению вовсе не требует предопределения оставшихся к проклятию. Короче говоря, защищается идея, согласно которой предопределены к спасению лишь избранные, а у всех остальных остается возможность спасения. Бог делает так, что кто-то спасается благодаря дополнительной помощи, в то время как оставшееся человечество шансов на спасение не теряет.

Несмотря на то что любая попытка избежать обсуждения двойного предопределения, говоря лишь о единичном, неизбежно окрашивается в сентиментальные тона, мы должны попытаться ответить на поставленные вопросы. Считая, что не каждый представитель рода человеческого предопределен к спасению, мы обязаны разобраться и, так сказать, с обратной стороной избрания. Если предопределение существует и при этом относится не ко всем, то нам не остается ничего лучшего, как признать факт существования двух его сторон. Мало говорить об Иакове — нужно помнить и об Исаве.

 

ОДИНАКОВОЕ ВЛИЯНИЕ

Существуют две точки зрения о двойном предопределении. Одна из них производит такое устрашающее впечатление, что многие просто готовы отречься от термина «двойное предопределение», дабы их мировоззрение с ней не путали. Эту точку зрения называют теорией одинакового влияния.

Одинаковое влияние основывается на идее симметрии — с ее помощью делается попытка уравнять баланс между избранием и отвержением. Ключевая идея этой теории такова: так же, как Бог вмешивается в жизнь Своих избранных, чтобы сотворить в их сердцах веру, Он вмешивается и в жизнь отверженных, чтобы сотворить в их сердцах неверие, что основывается на известных библейских отрывках, повествующих об ожесточении Богом людских сердец.

Одинаковое влияние не является реформатской или кальвинистской точкой зрения. Некоторые называют ее «гиперкальвинизмом». Я же предпочитаю иное название — «субкальвинизм» или, еще лучше, «антикальвинизм». Хотя кальвинизм и говорит о существовании двойного предопределения, но это не имеет отношения к теории одинакового влияния.

Чтобы понять реформатскую доктрину, нужно обратить самое пристальное внимание на четкое отличие позитивных решений Бога от негативных. Первые связаны с активным вмешательством Бога в сердца избранных. Вторые — с игнорированием неизбранных.

Реформаты утверждают, что Бог положительно (то есть активно) вмешивается в жизнь избранных, чтобы гарантировать их спасение. Остальных же Бог предоставляет самим себе. Он не творит какого-то неверия в их сердцах, потому что неверие уже давно там есть. Бог не принуждает людей грешить — они грешат исключительно по собственному желанию. В понимании кальвинистов решение Бога об избрании — позитивно, а решение об отвержении — негативно.

Гиперкальвинизм можно назвать позитивно-позитивным предопределением, а ортодоксальный кальвинизм — позитивнонегативным.

114

Кальвинизм      Гиперкальвинизм

1.            Позитивно-негативное              1.            Позитивно-позитивное

2.            Асимметричный подход           2.            Симметричный подход

3.            Неодинаковое влияние            3.            Одинаковое влияние

4.            Бог обходит отверженных       4.            Бог порождает в сердцах

                стороной                           отверженных неверие

Роковая ошибка гиперкальвинизма заключается в том, что, следуя его доказательствам, можно сделать вывод, будто Бог становится соучастником греха, а это коренным образом влияет на понимание Его характера.

Первый библейский отрывок, который может подтолкнуть читателя к принятию гиперкальвинизма, — это история фараона. В повествовании о великом исходе евреев из Египта мы читаем, что Бог ожесточил сердце фараона. Причем Бог заранее рас-сказал об этом Моисею:

Ты будешь говорить [ему] все, что Я повелю тебе; а Аарон, брат твой, будет говорить фараону, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей. Но Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской. Фараон не послушает вас, и Я наложу руку Мою на Египет. И выведу воинство Мое, народ Мой, сынов Израилевых, из земли Египетской — судами великими. Тогда узнают Египтяне, что Я Господь, когда простру руку Мою на Египет и выведу сынов Израилевых из среды их (Исх. 7:2—5).

В Библии ясно говорится о том, что Бог и вправду ожесточил сердце фараона. Сегодня нам понятно, что Бог сделал это ради Своей славы, как знамение не только для Израиля, но и для Египта. Мы знаем, что во всех этих событиях Божьей целью было искупление. Но в нас по-прежнему остается чувство неудовлетворения — получается, что Бог сначала ожесточает сердце фараона, а затем судит его за грех. Но как Бог может требовать от фараона, да и вообще от кого бы то ни было, ответа за грех, если этот грех порожден сердцем, Им же Самим и ожесточенным?

115

Наш ответ на этот вопрос будет зависеть от того, как мы понимаем действие «ожесточения». Каким образом Бог ожесточил сердце фараона? В Библии об этом прямо не говорится. Но, немного поразмыслив, можно предположить, что ожесточение произошло одним из двух способов: пассивно или активно.

Активное ожесточение означает прямое воздействие Бога на сокровенное пространство сердца фараона. При этом Богу пришлось бы «войти» в сердце и сотворить в нем, грубо говоря, «новое» зло. Это наверняка довело бы фараона до желаемой Богом кондиции. А еще это наверняка сделало бы Бога автором греха.

Пассивное же ожесточение — совсем другое дело. Пассивное ожесточение включает в себя уже существующее осуждение греха Богом. Поэтому все, что нужно было сделать Богу, чтобы ожесточилось и без того уже злое сердце фараона, — это предать фа-раона его собственному греху. Такую концепцию Божественного осуждения можно встретить в Писании.

Как же это происходит? Для правильного понимания нам следует, во-первых, коснуться еще одной темы — Божьей всеобщей благодати. Это благодать, которой в равной степени обладают все люди. Дождь, орошающий землю и дающий влагу рас-тениям, дается как праведным, так и грешным. Грешники, разумеется, не заслуживают такого к ним отношения, но пользуются всеми благами дождя, как и праведники. То же можно сказать о восходе и радуге. Весь наш мир полон всеобщей благодати.

Один из важнейших элементов всеобщей благодати — это сдерживание зла в мире. Оно зависит от многих факторов: зло сдерживается полицией, законом, общественным мнением, принципом разделения властей и т. д. Хотя мир, в котором мы живем, полон зла, это еще цветочки по сравнению с тем, что могло бы в нем происходить. Бог использует вышеупомянутые средства, чтобы удержать зло под Своим контролем. Именно благодаря всеобщей благодати Он контролирует и подавляет количество зла на нашей планете. Если бы зло было оставлено без контроля, жизнь на земле была бы невозможна.

Все, что требуется Богу для ожесточения сердца человека, — это убрать все сдерживающие моменты. Он просто немного «спускает поводок», не попирая свободу человека, а предоставляя ее в

116

еще большей мере. Бог позволяет человеку идти своим путем. Иносказательно, Он дает ему возможность отмотать для себя столько веревки, чтобы хватило повеситься. Бог вовсе не прилагает Свою десницу, создавая новое зло в сердце грешника, Он просто убирает Свои сдерживающие зло длани и дает человеку возможность исполнить желание его воли.

Если бы нас попросили определить самую жестокую, самую ужасную личность в истории человечества, почти каждый упомянул бы одних и тех же людей. Мы назвали бы имена Нерона, Гитлера, Сталина и других извергов, виновных в уничтожении тысяч людей. Что же у них общего? Все они были диктаторами, у каждого из них были практически неограниченные власть и могущество.

Почему же мы так уверены, что власть портит, а абсолютная власть портит абсолютно? (При этом мы знаем, что это относится не к Богу, а только к власти и могуществу людей.) Власть развращает потому, что она превозносит человека над обычными средствами контроля, существующими для каждого из нас. Меня, например, сдерживает конфликт интересов с теми из людей, которые сильнее меня. С детства мы познаем, что с теми, кто больше и сильнее нас, лучше не вздорить, сдерживая свои амбиции. Конфликтуем мы выборочно. Благоразумие побеждает любую доблесть, когда соперник сильнее нас.

Вот и фараон был самым могущественным человеком в мире, когда Моисей пришел к нему во дворец. И, пожалуй, единственным фактором, контролирующим порочность фараона, была святая десница Божья. Все, что нужно было Богу, чтобы ожесточить фараона, так это убрать Свою руку — и в фараоне остались лишь греховные наклонности.

При пассивном ожесточении Бог принимает решение снять все препоны. Таким образом, порочная часть процесса была совершена самим фараоном. Бог ничего не навязывал воле фараона: как мы уже сказали, Он просто дал фараону еще больше свободы.

То же самое можно увидеть и в случае с Иудой, а также с грешниками, которых Бог и сатана использовали для проверки Иова. Иуда не был безвинной жертвой Божественного произвола. Не был

117

он и праведником, которого Бог заставил продать Христа, а затем наказал за предательство. Иуда предал Христа потому, что хотел получить тридцать серебряников. Как говорит Писание, Иуда был сыном погибели от начала.

Говоря точнее, Бог использует злые наклонности и намерения грешного человека, чтобы привести в исполнение Свой искупительный замысел. Без Иуды не было бы и Голгофы, без гол- гофского креста не было бы искупления. Но это — пример искупительной победы Бога над злом, а не совершение зла Богом. Злые желания сердца человеческого не могут помешать Божьей суверенности — они всегда подчинены ей.

Когда мы рассматриваем примеры Божьего наказания, постигшего развращенных людей, мы видим, как появляется поэтически выраженная справедливость. В сцене последнего суда, описанного в Книге Откровение, мы читаем:

Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще (Отк. 22:11).

Как Верховный Судья, Бог отдает грешников во власть их собственных грехов. Другими словами, Он оставляет их жить по их желаниям. Так было и с фараоном. Этим проявлением суда Бог не запятнал Своей праведности. Он не вселял зла в сердце еги-петского монарха. Бог утвердил Свою праведность, покарав зло, которое там уже существовало.

Именно так мы и должны понимать двойное предопределение. Бог милует избранных, создавая веру в их сердцах. Он проявляет справедливость ко всем остальным, не сдерживая их грехов. Здесь нет никакой симметрии. Одна группа получает милость, а другая — справедливость. Никто не становится жертвой несправедливости. Никто не сможет пожаловаться на то, что Бог — неправеден.

 

ДЕВЯТАЯ ГЛАВА ПОСЛАНИЯ К РИМЛЯНАМ

Самый важный отрывок в Новом Завете, касающийся идеи двойного предопределения, содержится в девятой главе Послания к Римлянам:

118

А слово обетования таково: «в это же время приду, и у Сарры будет сын». И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, — дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, — сказано было ейбольший будет в порабощении у меньшего», как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел». Что же скажем ? Неужели неправда у Богаикак. Ибо Он говорит Моисею: «когомиловать, помилую; кого жалеть, пожалею». Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Ибо Писание говорит фараону: «для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою, и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле». Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает (Рим. 9:9—18).

В этом отрывке мы видим одно из самых ярких выражений идеи двойного предопределения в Писании. В нем нет ни оговорок, ни двусмысленности. «Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает». Кто-то получает милость, остальные — спра-ведливость. И решение полностью принадлежит Богу.

Павел иллюстрирует двойной характер предопределения упоминанием случая с Иаковом и Исавом. Они были близнецами, их носило одно и то же чрево в течение одного и того же времени. Но один получил благословение Бога, а другой — нет. Один получил особую долю любви Божьей, а другой — нет. Исава Бог «возненавидел».

Священная ненависть упоминается в этом отрывке не как выражение злобного отношения одного существа другому. Это то, что Давид ранее называл «святой ненавистью» (Пс. 138:22)*. Божественная ненависть лишена злобы, она проявляется в лишении благоволения. Бог голосует «за» тех, кого Он любит, и отвращает Свое лицо от грешников, не ставших объектом Его особого искупительного благоволения. Возлюбленные Им

119

получают милость, а те, кого Он «возненавидел» — справедливость. Повторим: ни с кем не обходятся несправедливо.

Почему же Бог выбрал Иакова, а не Исава? Может быть, Он предвидел в Иакове какие-то задатки праведности, которые объясняли бы такое особое к нему благоволение? А может Бог, всмотревшись в коридоры времени, увидел, как Иаков делает правильный выбор, а Исав — неправильный?

Если апостол хотел подчеркнуть это, что-то, видно, помешало ему выразиться яснее. Ведь именно здесь у Павла была великолепная возможность развить теорию предопределения по предузнанию, если, разумеется, он ее разделял. Вдвойне странно, что Павел этой возможностью не воспользовался. Впрочем, молчать он тоже не стал, а стал развивать противоположную точку зрения. Он подчеркнул тот факт, что Божье решение было принято еще до рождения братьев, без «подсматриваний» их будущих поступков.

Очень серьезным аргументом является стих 11. «Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, — дабы изволение Божие в избрании происходило не отдел, но от Призывающего». Почему апостол это произносит? Здесь акцент четко ставится на воле Бога. Однозначно отрицается, что избрание — это результат дел предузнанных или каких-либо еще людей. Павел утверждает, что избрание зависит исключительно от намерений Бога.

Если бы Павел хотел сказать, что избрание зависит от предузнания решений человека, почему он этого не сказал? Вместо этого он провозглашает, что решение было принято Богом прежде, чем дети появились на свет и сделали что-то хорошее или плохое. Мы допускаем, что теория предопределения по предузнанию предполагает принятие Божественного решения до рождения человека. Но эта теория настойчиво утверждает, что решение Бога основывается на Его предузнании будущих решений людей. Почему же Павел об этом не говорит? Ведь он просто утверждает, что решение было принято Богом еще до рождения Иакова и Исава, а значит и прежде, чем они могли совершить какие бы то ни было поступки.

В этом отрывке Павел не заявляет прямо, что Божье решение не было следствием будущих поступков этих людей. Ему и не

120

нужно было этого делать. Это следует из уже сказанного апостолом. Ведь он подчеркивает самое важное — волю Бога, а не дела человека. Поэтому тем, кто желал бы видеть в этом отрывке свидетельство о предвидении Богом человеческих решений, придется нелегко. Ни здесь, ни в других текстах Библия не предоставляет нам таких свидетельств.

Все дело в следующем: если бы Павел считал, что Божье предопределение основывается на предвидении решений человека, он наверняка воспользовался бы данным контекстом для выражения этой мысли.

Но продолжим наше рассуждение. Несмотря на то что Павел ничего не говорит о каких-либо будущих решениях человека, он этой темы не оставляет. В стихе 16 апостол проясняет свою позицию: «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего». Эти слова можно назвать последним и решающим ударом для арминиан и всех нереформатских теорий предопределения. Само Слово Божье требует, чтобы каждый христианин отказался от всех тех учений о предопределении, которые возлагают конечное решение о спасении на волю человека. Апостол провозглашает: зависит не от желающего. Приверженцы же нереформатских доктрин утверждают, что от желающего. А это вступает в грубое противоречие с учением Писания. Арминиане не в силах что-либо противопоставить этому стиху.

Мы должны почитать Бога. Мы должны вместе с апостолом признать, что наше избрание зависит не от наших желаний, а от Божьей воли.

В этом отрывке Павел задает два риторических вопроса. Первый: «Что же скажем? Неужели неправда у Бога?» Зачем Павел задается этим вопросом? Никому и в голову не придет задать его арминианину. Если наше избрание в конечном итоге зависит от решения человека, такого вопроса вообще не должно возникать.

Но такой вопрос вполне может возникнуть в отношении библейской доктрины предопределения. Только идея о предопределении, основанном на суверенной Божьей воле, на Его решении безотносительно желания Иакова или Исава, заставляет нас восклицать: «Господи, ведь это же нечестно!» Но

121

возмущение это коренится в поверхностном понимании предмета разговора. Это — протест падшего человека, жалующегося на то, что Бог недостаточно милостив.

Как же Павел отвечает на этот вопрос? Его не устраивает простая отговорка, мол: «Нет, друзья мои, в Боге нет никакой неправды». Ответ его поразительно эмоционален и безоговорочен. Он утверждает: «Никак!»

Второе возражение, к которому обращается Павел, такое: «Тогда вы, вероятно, мне скажете, почему же Бог нас обвиняет? Ибо кто восстанет против Его воли?» И вновь задумайтесь, почему апостол произносит эти слова? Ведь и этот вопрос для арминианина абсурден. Нереформатские теории предопределения вообще не рассматривают подобные вопросы. Конечно, Бог обвиняет людей, которые, как Ему известно, не избрали бы Христа. Если определяющее основание для спасения — это сила человеческого решения, то виновного определить легко, и Павлу не пришлось бы бороться с предполагаемыми возражениями против своей позиции. Но Павел сражается, потому что этого требует библейская доктрина о предопределении.

Как же апостол отвечает на этот вопрос? Давайте внимательно прочитаем следующие строки:

Л ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал ?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого ? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? (Рим. 9:20—24).

Да, ответ не из легких. Должен признаться, и мне с ним пришлось нелегко. Впрочем, я боролся не с вопросом, говорит этот отрывок о предопределении, или нет. Вполне очевидно — говорит. Я не был согласен с мнением, что этот текст служит подтверждением положения о равном отношении, будто Бог активно влияет на людей, делая их грешниками. В тексте об этом нет

122

ни слова. Бог и вправду делает сосуды гнева и сосуды для почетного употребления из одной и той же глины. Но если присмотреться к тексту повнимательнее, можно увидеть, что глина, с которой работает горшечник, — это глина «падшая». Одна партия этой глины получает милость, чтобы превратиться в сосуды почета. Сам факт упоминания милосердия подразумевает, что глина, образно выражаясь, в чем-то «виновата». Потому-то Бог и должен «терпеть» сосуды гнева, годные разве что на разрушение, ибо они являются виновными сосудами гнева.

Повторяю: акцент в этом отрывке стоит на суверенном намерении Бога, а не на свободном и благом выборе человека. Здесь действуют те же самые предпосылки, что и в случае с первым во-просом.

 

ОТВЕТ АРМИНИАН

Некоторые арминиане ответят на мою трактовку данного отрывка с возмущением. Они согласятся с тем, что этот текст утверждает концепцию Божественной суверенности, но их возражения будут направлены на иной аспект. Они будут подчеркивать, что в девятой главе Послания к Римлянам Павел совсем не говорит о предопределении для отдельно взятого человека. Эта глава не об отдельных личностях, а о том, что Бог избирает народы. Павел говорит об Израиле как об избранном народе Божьем. Иаков же просто является неким символом этого народа: само его имя было изменено на Израиль, а его сыновья стали отцами двенадцати колен Израиля.

То, что Бог предпочел другим народам Израиль, мы нисколько не оспариваем. Из Израиля пришел Иисус. Из Израиля мы получили и Декалог, и обетования завета с Авраамом. Знаем мы и то, что спасение — от иудеев.

Все это, разумеется, относится к девятой главе послания. И все же мы должны признать, что, избирая народ, Бог избирает и его представителей, то есть отдельные личности (ведь народы состоят из отдельно взятых личностей). Вот и Иаков был одной из них. Исав тоже был личностью. В этом отрывке мы ясно видим, что Бог суверенно избирает отдельных людей так же, как и народ. И нам просто нужно добавить, что, говоря «которых Он

123

призвал не только из Иудеев, но и из язычников» (ст. 24), Павел соотносит идею избрания не только с Израилем.

БЕЗУСЛОВНОЕ ИЗБРАНИЕ

Впрочем, вернемся к нашему акростиху, к TULIP. Мы уже изменили пару его составляющих (7и /), в результате чего он стал звучать как RULEP. Хотя я и предпочитаю говорить sovereign election (суверенное избрание) вместо unconditional election (безусловное избрание), дальше изменять то, что осталось от акростиха, я не намерен. Иначе у нас выйдет совсем уж непроизносимое RSLEP.

Безусловное избрание означает, что наше избрание решается Богом согласно Его же намерениям, по Его суверенной воле. Оно никак не зависит от каких бы то ни было предузнанных условий, которым кто-то удовлетворяет, а кто-то — нет. Оно зависит не от нашего желания или усердия, а целиком от суверенных целей Бога.

Термин безусловное избрание весьма обманчив. Однажды я познакомился с человеком, который никогда не переступал порог церкви и не являл никаких свидетельств своей принадлежности христианству. Он никогда не исповедовал своей веры и не участвовал ни в каких церковных проектах. Он сказал мне, что верит в безусловное избрание. Причем в своей избранности он был уверен на все сто. Ему не нужно было ни верить в Христа, ни каяться, ни жить в послушании Богу. Он лишь заявлял, что избран, и этого для него было достаточно. Никакие условия спасения его не интересовали. Он принадлежал, по собственному убеждению, к спасенным, освященным и при жизни вознесенным.

Нужно четко различать условия, необходимые для спасения, и условия избрания. Мы часто говорим об избрании и спасении как о синонимах, но они означают совсем не одно и то же. Избрание осуществляется во спасение. Спасение, в полном смысле слова, является совершенной работой искупления, которую в нас осуществляет Бог.

Существуют определенные условия спасения. И самое главное — это вера в Христа. Оправдание происходит по вере. Вера является одним из необходимых требований спасения человека. Реформатская доктрина о предопределении учит тому, что

124

все избранные без сомнения приводятся к вере. И Бог гарантирует, что условия, необходимые для спасения, будут исполнены.

Утверждая, что избрание безусловно, мы хотим сказать, что само решение Бога, которым Он избирает часть людей для спасения, не зависит от каких-то условий. В нас нет ничего, что Бог мог бы предусмотреть и что могло бы повлиять на Его решение. Единственное, что Он предусматривает в жизни Своего падшего творения, — это грех. Бог избирает нас исключительно по Своему милостивому благоволению.

 

ПОВИНЕН ЛИ БОГ В ПРОИЗВОЛЕ?

То, что Бог избирает людей по Своему благоволению, не сообразуясь с нашими качествами или желаниями, часто вызывает обвинение Бога в произволе. Он, дескать, выбирает как-то уж очень причудливо, эксцентрично. Получается, что наше избрание — это результат слепой и безумной лотереи: если мы и попадаем в число избранных, то лишь потому, что «в рубашке родились». Все выглядит так, будто Бог из небесной шляпы тянет бумажки с нашими именами.

Быть виновным в произволе — значит поступать не руководствуясь какими бы то ни было на это причинами. Мы понимаем, что для избрания Бог не находит никакой причины в нас. Но ведь это не означает, что никакой причины нет и в Самом Боге. Бог ничего не делает без должной на то причины. Его нельзя уличить в чудачестве и эксцентризме. Бог так же трезв в Своих решениях, как суверенен в Своей власти.

Если в лотерее все умышленно оставляется на волю случая, то Бог не поступает «по случаю». Он знает, кого избирает. Он предузнал и предвозлюбил Своих избранных. И решение это не являлось слепым выбором Бога. Причем мы настаиваем, что на решение избрать некоторых к спасению никак не влияло ничто из того, что Бог мог предузнать, предвидеть или предвозлюбить в нас.

Кальвинисты в большинстве своем не любят говорить об удаче. Вместо напутствующего «Удачи!» или «Счастья!» мы предпочитаем говорить: «Благословений Божьих!». Но если бы нам пришлось рассказать о «самом счастливом дне», мы отметили бы тот «день» в вечности, когда Бог решил избрать нас.

125

Предлагаю обратить внимание на то, чему по данной теме учил апостол Павел в Послании к Ефесянам:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном (Еф. 1:3—6).

По благоволению воли Своей. Эти слова апостола на первый взгляд предполагают некий Божественный произвол. И главным виновником такой видимости становится слово благоволение. Говоря о благе, мы часто подразумеваем невероятное изобилие. Благо — это то, что приносит ощущение довольства, в котором преобладают чувственные и эмоциональные оттенки. И мы все знаем о пороках, которые может доставить нам это безумное благо.

Когда же Библия говорит о Божьем благоволении, слово это употребляется куда более определенно. Составляющая «благо-» означает просто «приносящее благо». Бог предопределяет нас по воле, приносящей благо. Библия говорит о Божьем благоволении. Благоволение Божье, таким образом, нельзя путать с порочным благом. Бог благоволит доброму. Мы — не всегда. Бог никогда не радуется злому. Поэтому и в Его благоволении нет никакого зла. Хотя причина нашего избрания не в нас, а в суверенном Божественном благоволении, мы с полной уверенностью можем полагаться на то, что благоволение это несет только благо.

Мы также помним, как апостол наставлял верующих в Филиппах. Он говорил им: «...со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:12,13).

В этом отрывке Павел не учит тому, что избрание — это своего рода совместное предприятие Бога и человека. Нет. Избрание — это исключительно Божье дело. Как мы заметили выше, это — монергизм. Павел здесь говорит о совершении нашего спасения, которое следует за избранием. И, в частности, он говорит о процессе освящения. Освящение не монергично. Это —

126

синергизм. Другими словами, освящение требует сотрудничества возрожденного верующего с Богом. Мы призваны к возрастанию в благодати. Мы должны усердно трудиться, противиться греху «до крови», если, конечно, это понадобится, и не щадить своего тела, если это поможет победить грех.

Мы призваны к кропотливой работе освящения Божественным призывом. И работа эта должна выполняться в духе страха и трепета. Ведь наше освящение — не какое-то случайно выпавшее нам дело. И подходим мы к его осуществлению не развязно, усмехаясь, мол, «будь что будет — нас Бог не забудет». Бог не будет все делать за нас.

Но Бог и не оставит нас совершать спасение собственными немощными силами. Он утешает нас Своим обещанием помогать во всем, производя и желание, и действие по Своему благоволению.

Недавно мне довелось услышать проповедь Эрика Александра, одного из известнейших шотландских проповедников, в которой он подчеркивал, что Бог действует в нас для Своего блага. Павел ведь ничего не говорит о том, что Бог работает в нас для нашего блага. Нам действительно не всегда приятно то, что Бог совершает в нашей жизни. Иногда мы даже переживаем конфликт между намерениями Бога и собственными планами. Я, например, никогда бы не захотел страдать намеренно. И все же страдание вполне возможно в суверенных намерениях Бога. Он обещал, что благодаря Его суверенности все будет содействовать ко благу тем, кто любит Его и призван Им.

Мои планы не всегда соотносятся с благоволением Божьим. Я — грешник. Но, к нашему счастью, Бог не грешник. Он — сама праведность. И Его намерения праведны всегда и повсюду. Его намерения несут мне благо, даже когда они не совпадают с моими планами. Пожалуй, мне следовало бы сказать не «даже», а особенно. Но то, чему благоволит Бог, всегда является благом для меня. В этом состоит один из самых главных уроков христианства.

Наше избрание безусловно почти во всем. Существует лишь одно требование, которое мы должны выполнить, прежде чем Бог изберет нас. Для того чтобы быть избранным, человек должен быть грешником.

127

Бог не избирает к спасению праведников. Ему и не нужно этого делать. Ведь праведникам не требуется спасение, как и здоровым не нужен врач. Только грешники нуждаются в Спасителе.

Христос пришел найти и спасти действительно погибшее. Бог послал Его в мир не только затем, чтобы сделать спасение возможным, но и чтобы гарантировать его. Христос умер не напрасно. Его овцы спасены благодаря Его безгрешной жизни и искупительной смерти. И в этом нет никакого произвола.

Краткие итоги седьмой главы

1.            Не все предопределены к спасению.

2.            Вопрос этот двусложен. Есть избранные, есть и неизбранные.

3.            Предопределение — «двойное».

4.            Нужно быть осторожным и избегать понятия равного отношения.

5.            Бог не создает грех в сердцах грешников.

6.            Избранные получают милость. Неизбранные — справедливость.

7.            Ни с кем Бог не обходится несправедливо.

8.            «Ожесточение сердца» Богом — это всего лишь наказание за грех, уже существующий в сердце.

9.            Божье избрание к спасению лишь части людей является проявлением суверенности, а не произвола.

10. Все решения Бога принимаются согласно Его святому характеру.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.