08.05.2013
Скачать в других форматах:

Томас Уотсон

Небеса, взятые штурмом

Приложение 2. Как мы можем читать Писания с наибольшей для себя духовной пользой?

"И пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии".

Втор.17:19

То, что Цицерон сказал о политических принципах Аристотеля, вполне можно отнести и к книге Второзакония: она полна золотого ораторского искусства. В 17-й главе этой книги Бог наставляет евреев о том, каким должен быть царь, управляющий ими, и здесь точно определены две вещи, характеризующие царя: его избрание и его религия.

1. Его избрание: "...Поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой" (стих 15). Очень важной причиной того, почему именно Бог должен выбрать им царя, является то, что цари правят Богом – Его мудростью (см. Прит. 8:15).

2. Его религия: "...Когда он сядет на престол царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов" (стих 18). Это хорошее начало правления царя; первое, что он должен сделать после того, как воссядет на престоле, – переписать Слово Божье в книгу. И далее по тексту мы читаем: "14 пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии" (стих 19).

"И пусть он будет у него". Книга закона должна быть Vade Mecum [Латинское выражение (прим. ред.)], то есть, "каждодневным спутником". Карл Великий когда-то положил свою корону на Библию. Несомненно, Библия является наилучшей поддержкой царя в его правлении.

"И пусть он читает ее". Следовать пророчествам небес не является таким делом, которое ниже величия правителя; Книга Божьего закона содержит в себе священные заповеди Бога. Господь говорит: "...Я буду говорить важное" (Прит. 8:6). В Септуагинте в этом тексте употреблено такое выражение: "серьезные вещи"; на древнееврейском – "царственные вещи", то есть вещи, вполне соответствующие тому, чтобы Бог их говорил, а царь их читал.

Царь должен читать Книгу Закона не только при вступлении на престол. Он должен читать ее во все дни жизни своей. Он не должен прекращать чтение до тех пор, пока не оставит свое правление.

Причина того, почему он должен быть хорошо знаком с законом Божьим, заключена в последующих словах:

1) "дабы научался бояться Господа, Бога своего". Чтение Слова является наилучшим средством для того, чтобы человек начал бояться Бога.

2) "дабы... старался исполнять все слова закона сего и постановления сии".

3) "...дабы долгие дни пребыл на царстве своем".

А теперь я буду рассуждать над следующими словами этого текста: "...пусть он читает его во все дни жизни своей",то есть, пусть постоянно читает книгу Закона.

Как сказал Августин, Священное Писание – это золотое письмо, посланное нам Богом. Его надо читать неустанно; невежество в знании Писания является матерью ошибок, но, безусловно, оно не является признаком посвящения себя Богу. Христос сказал иудеям: "...Заблуждаетесь, не зная Писаний" (Матф. 22:29). Нам заповедано Христом: "Исследуйте Писания" (Иоан. 5:39).

Греческое слово, употребленное в этом тексте, означает, что мы должны исследовать Писание подобно тому, как ищут серебряную жилу. С каким усердием ребенок перечитывает волю и завещание своего отца, и с каким вниманием каждый гражданин перечитывает хартию о своих правах! С таким же прилежанием мы должны читать Слово Божье, которое является нашей Magna Charta [Латинское выражение (прим. ред.)], то есть, "Великой хартией вольности" – нашим правом на небеса.

Это великая милость, что Библия сегодня не запрещена. А было время, когда Император Траян запретил евреям читать Книгу Закона.

Давайте, рассмотрим и приведем все необходимые сведения о Библии, об этом священном пророчестве. Аполлос был"сведущий в Писаниях" (Деян. 18:24). Меланхтон, будучи молодым человеком, впитывал в себя чистое молоко Слова Божия. Альфонс, царь Аррагонский, прочел Библию четырнадцать раз. Благодаря чтению Слова Божия, сердце римской женщины Сесилии стало "библиотекой о Христе", как описывает Джером.

Если бы Писания были ограничены для понимания из-за нашего незнания первоначальных языков, на которых они были написаны, то многие привели бы это в оправдание того, что они не читают их; но когда меч Духа обнажен и Слово стало доступным для нас благодаря переводу, то что может препятствовать нам усердно исследовать эти священные тайны?

Адаму было запрещено вкушать от дерева познания добра и зла под страхом смерти. Бог сказал ему: "Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь" (Быт. 2:17). Но нет никакой опасности в прикосновении к дереву Священного Писания; более того, если мы не будем есть от этого дерева познания, то мы наверняка умрем. Что станет с теми людьми, которые незнакомы с Писаниями? Бог говорит об Израиле: "Написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие" (Ос. 8:12).

Многие люди, подобно иудеям, отвергли Писания, как ржавое оружие (см. Иер. 8:9). Они обладают большими знаниями о рыцарских романах, чем о посланиях апостола Павла; они проводят много часов, находясь между расческой и зеркалом, но их глаза воспаляются, когда они смотрят на Библию. И турки восстанут для наказания таких христиан. Они почитают книги Моисея; и если они находят хоть страницу, на которой написано хоть что-нибудь из Пятикнижия, они берут и целуют ее.

Те, кто пренебрегают написанным Словом Божьим, пренебрегают Самим Богом, чей отпечаток оно несет. Пренебрежение указом царя является публичным оскорблением персоне царя. Те, кто пренебрегают и поносят Писание, находятся в состоянии Божьего осуждения. Писание говорит: "Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе" (Прит. 13:13). Не достаточно просто читать Слово Божье, но также необходимо заботиться о том, чтобы с его помощью получать духовное питание и пользу, чтобы наши души питались словами веры (см. 1 Тим. 4:6).

Для чего еще Писание было написано, как не для того, чтобы оно могло приносить пользу? Бог дал нам Свое Слово не только как карту или чертеж, чтобы мы смотрели на него, но Он передал его нам так, как отец передает сыну денежный капитал, чтобы поправить его дела. Печально, если человек не получает пользы от чтения Слова Божия, – он тогда подобен изможденному от чахотки телу, которое не может быть здоровым и сильным. Люди с неохотой занимались бы тем ремеслом, которое не приносит им прибыли.

Важный вопрос, о котором я должен сейчас говорить, таков: как мы можем читать Священные Писания с наибольшей для себя духовной пользой? Отвечая на этот вопрос, я изложу некоторые правила или дам некоторые указания о том, как нужно читать Священное Писание.

* * *

1. Для того чтобы получать пользу от чтения Писания, удалите от себя все то, что может препятствовать извлечению такой пользы. Для того чтобы тело могло процветать, все то, что препятствует такому процветанию, должно быть удалено. Имеется три препятствия, которые должны быть удалены от вас для того, чтобы вы получали пользу от чтения Писания.

1) удалите из своего сердца любовь ко всякому греху. Пусть доктор назначит человеку наилучшие лекарственные средства, но если пациент кроме них принимает и яд, то это будет препятствовать действию этих лекарств. Священные Писания предписывают человеку превосходные средства, но грех, живущий в нем, все отравляет. Тело не может нормально функционировать, находясь в горячке, так же, как и душа, находясь под воздействием лихорадочного жара похоти. Платон называет любовь ко греху magnus daemon [Латинское выражение (прим. ред.)], то есть, "великим дьяволом". Как роза погибает из-за червоточины, которая появляется в ней, так и души людей погибают из-за тех грехов, которым они потакают.

2) Берегитесь тех колючих терниев, которые заглушат читаемое вами Слово Божие. Этими терниями наш Спаситель называет заботы этого мира (см. Матф. 13:22). Под словом "заботы" подразумевается алчность человека. Алчный человек вовлекается в такое многообразие мирских занятий, что он с трудом может найти время для чтения Слова Божия; если же он находит такое время, то какие неуместные действия он совершает при чтении Слова! В то время как его глаза сосредоточены на Библии, его сердце принадлежит миру; писания апостолов не в такой степени поглощают его, как записи в своей бухгалтерской книге. Разве такой человек сможет получить пользу от такого чтения? Скорее, вы сможете получить экстракт из масла или сироп из кремния, чем он получит хоть какую-то реальную пользу от Писания.

3) Опасайтесь высмеивать Священное Писание – это игра с огнем. Некоторые люди не могут быть радостными до тех пор, пока не позволят себе какие-нибудь вольности с Богом. Когда же они опечалены, то они берутся за Библию, как за арфу, чтобы прогнать злой дух, – как пьяница, опустошив свои чаши, обращается к друзьям. И говорит им, подобно неразумным девам: "Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут" (Матф. 25:8). Остерегайтесь этого в страхе Божьем.

Король Эдуард IV не потерпел насмешек над своей короной и приказал обезглавить того человека, который сказал, что он передаст в наследство своему сыну корону, имея в виду символ короны на своей таверне. Тем более Бог не потерпит, чтобы высмеивали Его Слово. Осебиус описывает одного человека, который высмеивал отрывок из Священного Писания, – Бог поразил его безумием. Господь справедливо может предать таких людей превратному уму (см. Римл. 1:28).

* * *

2. Для того чтобы получить пользу от чтения Писания, подготовьте свои сердца прежде, чем читать Слово.Сердце является тем инструментом, который необходимо настраивать. Писание говорит: "Расположите сердце ваше к Господу" (1 Цар. 7:3). Даже язычники, как отмечает Плутарх, считали неприличным быть слишком поспешными или слишком опрометчивыми, направляясь на поклонение своим воображаемым божествам. Эта подготовка к чтению Слова Божия заключается в двух вещах:

1) В концентрации наших мыслей для того, чтобы быть внимательными к тому священному занятию, к которому мы приступаем. Обычно мысли человека находятся в беспорядке, поэтому соберите их вместе.

2) В очищении от тех нечистых чувств, которые, на самом деле, отбивают у человека охоту читать Библию. Прежде, чем мы приступим к тому, чтобы пить воду жизни, давайте изгоним прочь яд нечистых привязанностей. Многие приступают к чтению Слова Божьего в спешке и поэтому неудивительно, что, приступив к этому занятию не подготовившись, они заканчивают это чтение, так и не получив никакой пользы.

* * *

3. Читайте Писания с благоговением. Задумывайтесь над каждой строкой, которую вы читаете, ибо Бог разговаривает с вами посредством этого Слова. Ковчег, внутри которого находилась книга Закона, был отделан чистым золотом и переносился на шестах для того, чтобы левиты не касались его (см. Исх. 25). Для чего это было, как не для того, чтобы вызвать в людях благоговение перед Законом? Когда Аод сказал Еглону, что он имеет для него слово от Бога, то Еглон встал со своего трона (см. Суд. 3:20). Написанное Слово – это послание нам от Самого Иеговы; с каким же священным трепетом мы должны принимать его!

* * *

4. Читайте книги Священного Писания по порядку. Хотя иногда те или другие события могут отвлекать нас от нашего метода, тем не менее, для постоянного чтения Библии лучше придерживаться определенного порядка. Порядок помогает запоминать. Ведь мы не начинаем читать письмо друга с середины.

* * *

5. Приобретайте правильное понимание Священного Писания. Давид говорит: "Вразуми меня, и научусь заповедям Твоим" (Пс. 118:73). Хотя в Писании имеются некоторые трудные для понимания, сложные места, которые нелегко истолковать, но, тем не менее, Святой Дух доступно изложил для нас сущность спасения. Знание здравого смысла Писаний является первым шагом к извлечению пользы от чтения Писания. Согласно Закону Аарон должен был вначале зажечь светильники, а затем воскурять фимиам; это значит, что прежде, чем загорятся наши чувства, должен быть зажжен светильник нашего понимания.

Приобретайте это познание, насколько это в ваших силах, посредством сравнивания текстов Писания друг с другом; посредством обсуждения Библейских текстов с другими христианами; посредством использования наилучших комментариев. Без правильного знания Писание является для человека запечатанной книгой; каждая его строка будет слишком высокой для нас; и если прочитанное Слово выстреливает выше нашей головы, то оно никогда не сможет попасть в наше сердце.

* * *

6. Читайте Слово Божие вдумчиво. "Если человек поверхностно читает Писание, – сказал Эразм, – то это принесет ему слишком мало пользы; но если человек серьезно относится к его чтению, то в этом заключается суть его жизни; и если бы мы задумывались о важности тех истин, которые изложены в этой священной Книге, то мы относились бы к этому "серьезнее". Писание говорит: "Ибо это не пустое для вас; но это жизнь ваша" (Втор. 32:47). Если бы человек распечатал и читал письмо, касающееся всего его имущества, то как серьезно он читал бы его.

Писание говорит о нашем спасении; оно рассказывает нам о любви Христа, а это очень важная тема. Христос возлюбил человечество больше, чем ангелов, которые пали (см. Евр. 2:7). Магнит, который не реагирует на золото и жемчуг, притягивает к себе железо; точно так и Христос, пройдя мимо ангелов, которые были более благородного происхождения, привлекает к Себе людей. Христос полюбил нас сильнее, чем Свою собственную жизнь; более того, хотя мы и участвовали в Его смерти, тем не менее, Он не исключает нас из Своего завещания – это та любовь, которая превыше нашего понимания. Кто может читать об этом поверхностно?

Писание говорит о таинстве веры в Бога, о вечной награде и о малом количестве тех людей, кто спасется. Христос сказал: "Мало избранных" (Матф. 20:16). Один человек заявил, что имена хороших императоров Рима можно выгравировать на маленьком кольце; точно так же, говоря в сравнении, совсем немного имен записано в Книге Жизни. Писание говорит о том, чтобы мы боролись за небеса в тяжелых страданиях и борьбе (см. Лук. 13:24). Оно предупреждает нас, чтобы мы не лишились обещанного нам покоя (см. Евр. 4:1). Оно описывает ужас адских мук, оно говорит об адских червях и огне (см. Map. 9:44).

Кто может читать это и не относиться к этому серьезно? Некоторые люди имеют легкий поверхностный дух; они в спешке пробегают мимо самых значительных истин Писания (подобно Израилю, который в спешке ел Пасху), и читаемое Слово не приносит им пользы. Читайте его, исполнившись спокойным, торжественным духом. Серьезность -это тот полезный груз христианина, который удерживает его на плаву и не дает ему быть опрокинутым суетой.

* * *

7. Старайтесь запоминать все то, что вы читаете. Сатана пытается украсть Слово из вашей памяти; он делает это не для того, чтобы использовать его для себя, но чтобы мы не воспользовались им. Память должна быть подобна стапелям ковчега, на которых он держался. Давид говорит: "Вспоминал суды Твои" (Пс. 118:52). Джером рассказывает о богобоязненной женщине Пауле, которая знала большую часть Писаний сердцем; нам заповедано, чтобы Слово Божие пребывало в нас (см. Кол. 3:16).

Слово Божие – это драгоценный камень; оно украшает нашего внутреннего человека, – разве не должны мы, в таком случае, запоминать его? Если Слово не остается в памяти, то оно не может принести нам пользы. Некоторым проще запомнить отрывок новостей, чем строчку из Писания; их память подобна тем прудам, где живут лягушки, а рыба умирает.

* * *

8. Размышляйте о том, что вы читаете.

Давид говорит: "О заповедях Твоих размышляю" (Не. 118:15). Еврейское слово размышлять означает "напряженно думать". При размышлении необходимо, чтобы мысли концентрировались на предмете наших размышлений. В Писании сказано о Марии: "Мария сохраняла все слова сии" (Лук. 2:19).

Размышление – это переваривание Писания. Чтение дает истину нашему уму, размышление переносит ее в наше сердце; чтение и размышление, как Кастор и Поллукс, должны всегда быть вместе. Размышление без чтения является неправильным; чтение без размышления не приносит плода. Пчела извлекает нектар из цветка, а затем трудится в улье, – в результате получается мед. Читая, мы извлекаем нектар Слова Божия; размышляя, мы работаем над ним в улье нашего ума, и тогда оно приносит пользу. Давид свидетельствует: "В мыслях моих возгорелся огонь" (Пс. 38:4). Причина того, почему после чтения Слова Божия мы остаемся такими холодными, заключается в том, что мы не согреваем себя огнем размышления.

* * *

9. Приступайте к чтению Писания со смиренным сердцем. Признайте, насколько вы недостойны того, чтобы Бог явил Себя вам в Своем Слове. Божьи тайны открываются смиренным. Гордость препятствует приобретению человеком пользы от чтения Писания. Кто-то сказал, что земля, на которой сидит павлин, бесплодна; так и сердце, в котором поселилась гордость, действительно бесплодно. Надменный человек относится с презрением к советам, содержащимся в Слове, и ненавидит его порицания. Разве возможно, чтобы он получил пользу от чтения Библии? Написано: "Бог... смиренным дает благодать" (Иак. 4:6).

Самые выдающиеся святые были о себе невысокого мнения; подобно солнцу в зените, они меньше всего показывали себя, хотя и были в наивысшей точке своей духовной жизни. Давид говорил: "Я стал разумнее всех учителей моих" (Пс. 118:99), но каким смиренным он был, говоря: "Я же червь, а не человек" (Пс. 21:6).

* * *

10. Доверяйте написанному Слову; верьте, что оно от Бога; старайтесь увидеть имя Бога в каждой его строке.Для того, чтобы выразить доверие и уважение к своим законам, римляне заявляли, что они были вдохновлены богами в Риме. Верьте, что Писания вдохновлены Самим Богом. Апостол говорит: "Все Писание богодухновенно" (2 Тим. 3:16).Кто, как не Бог, может раскрыть великие доктрины о Триединстве, об искуплении грешников Иисусом Христом, о воскресении? И, действительно, откуда Писание может прийти, как не от Бога?

1) Грешники не могут быть авторами Писания. Разве могли бы они написать такие святые строки или так яростно выступать против греха, который они любят?

2) Святые люди также не могут быть авторами Писания. Как их святость могла бы допустить фальсификацию Божьего Имени и написать "так говорит ГОСПОДЬ" в книге, состоящей из своих собственных советов и повелений?

3) Ангелы не могут авторами Писания. Какой из ангелов на небесах осмелился бы выдать себя за Бога и сказать "Я есть ГОСПОДЬ"?

Верьте, что происхождение Писания священно и идет от Отца света. Древность Писания говорит о его божественности. Ни одна из человеческих историй, дошедших до наших дней, не описывает события, предшествовавшие Ноевому потопу; но Писание трактует более раннее время. Кроме того, величие, глубина, чистота и гармония Писания показывают, что оно могло быть написано не кем-то другим, а Самим Богом.

Добавьте к этому силу написанного Слова, которая воздействует на совесть людей. Благодаря чтению Писания они стали другими людьми, что можно сказать об Августине, Юниусе и других христианах. Для того, чтобы поставить печать на куске мрамора, которая оставила бы на нем отпечаток, вы сказали бы, что эта печать должна обладать необыкновенной особенностью; точно также, когда написанное Слово Божие оставляет небесный отпечаток благодати в сердце человека, то это служит верным доказательством того, что оно обладает божественным авторитетом.

Для того чтобы получать пользу от чтения Слова, вы должны верить, что оно от Бога. Некоторые скептики подвергают сомнению правдивость Писания; доктрины веры записаны в их мировоззрении, а не в их веровании. Неверие человека ослабляет в нем силу Слова и делает этого человека бесплодным. Кто будет повиноваться истинам, которым человек сам не верит? Писание говорит: "...Но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших" (Евр. 4:2).

* * *

11. Высоко цените Священные Писания.

Давид говорит: "Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра" (Пс. 118:72). Может ли достичь опытности в каком-либо виде искусства человек, который пренебрегает им и недооценивает его. Цените эту книгу Божью превыше всех других книг. Грегори называет Библию сердцем и душой Бога. Раввины говорят, что в каждой точке и имени, встречающемся в Писании, заключен огромный смысл. Давид утверждает: "Закон Господа совершен" (Пс. 18:8).

Писание – это хранилище Духа Святого; это шифр к божественному знанию, это правильная модель и платформа истинной веры. Писание содержит Credenta*), то есть, "вещи, которым мы держит Credenta [Латинское выражение (прим. ред.)], то есть, "вещи, которым мы должны верить", и Agenda [Латинское выражение (прим. ред.)], – то есть, "то, что мы должны практиковать"; и тогда оно сможет умудрить нас во спасение (см. 2 Тим. 3:15).

Писание является стандартом истины, судьей в разногласиях; это Полярная звезда, направляющая нас к небесам. Писание является компасом, с помощью которого мы должны направлять руль нашей воли. Это поле, в котором сокрыт Христос, это Жемчужина огромной цены. Это глыба бриллиантов. Это священные глазные капли или целебная мазь для глаз; она исцеляет глаза тех, кто смотрит на Писание. Это духовное оптическое стекло, в котором блистает слава Божья. Это панацея или универсальное средство для души. Страницы Писания подобны листьям дерева жизни для исцеления народов (см. Откр. 22:2).

Писание рождает благодать и питает нас ею. Как может человек родиться свыше, как не "словом истины" (Пак. 1:18)? Как может он возрастать, не вкушая "чистое словесное молоко" (1 Петр. 2:2)? Написанное Слово – это книга, из которой мы добываем доказательства о жизни на небесах; это морской навигационный маяк, который показывает нам скалы греха; это противоядие против ошибок и отступничества; это обоюдоострый меч, который поражает старого змея. Это наш оплот, чтобы противостоять силе похоти, подобно Капитолию в Риме, который был неприступным местом и складом боезапасов.

Писание – это башня Давида, на которой вывешены щиты нашей веры. "Отнимите Слово, и вы лишите нас солнца", – сказал Лютер. Написанное Слово превыше ангельских посланцев или голоса с небес. Написано: "И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали... И притом мы имеем вернейшее пророческое слово" (2 Петр. 1:18-19).

Если Цезарь так высоко ценил свои комментарии, что, защищая их, он потерял свою пурпурную мантию, то на сколько выше мы должны ценить священные пророчества Бога? Праведный Иов говорит: "...Глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила" (Иов 23:12).

В день коронации короля Эдуарда VI перед ним лежало три меча, символизирующих то, что он являлся правителем трех царств. Король сказал, что ему нужен еще один меч. На вопрос, какой именно, он ответил: "Святая Библия, которая является мечом Духа и которая для меня важнее всех этих символов королевской власти".

Роберт, король Сицилии, так высоко ценил Слово Божье, что, разговаривая со своим другом Петраркой, сказал: "Я торжественно заявляю, что для меня Писание дороже моего царства, и если бы мне пришлось лишиться одного из них, то я скорее потерял бы свою корону, чем Писание".

* * *

12. Обретите горячую любовь к Слову Божьему. Высокая оценка человеком чего-либо является результатом его способности правильно судить; любовь человека относится к его чувствам. Давид говорит: "Зри, как я люблю повеления Твои" (Пс. 118:159). Тот, кто находит удовольствие в торговле, возможно, станет богатым; тот, кто любит учиться, будет ученым. Августин рассказывает, что до своего обращения он не находил удовольствия в чтении Писаний, но после того, как он обратился к Богу, они стали для него наслаждением.

Давид считал, что Слово Божие слаще меда, капающего из сот. Томас а Кэмпис когда-то сказал, что он мог найти внутреннее удовлетворение своего сердца только, находясь в укромном месте, с книгой Божьей в руках. Разве Альфонсус, король Сицилии, не оправился от приступа болезни благодаря величайшему удовольствию, полученному им при чтении Квинтуса Куртиуса? Какое безграничное удовольствие должны мы получать при чтении Библии – этой книги жизни!

В Слове Божьем содержится достаточно всего того, что может зародить в нашей душе святую удовлетворенность и истинное наслаждение; это образец и демонстрация святой любви Бога к нам. Дух Святой – это опознавательный знак Божьей любви; Слово Божие – это Его любовное письмо к человеку. Как радуется человек, читая письмо своего друга! Написанное Слово – это божественная сокровищница или кладезь; в нем истина рассыпана, как жемчуг, чтобы украсить внутреннего человека нашего сердца.

Написанное Слово – это истинная манна, которая содержит в себе всевозможные сладкие ощущения; это эффективный эликсир; оно дает духовное вино тем, у кого огорченное сердце. Я читал о старом раввине, который при великом стечении народа заявил о могущественном лекарстве, которое он имеет для продажи. Многие обратились к нему за помощью и попросили его показать им это лекарство. Тогда он открыл Библию и указал им на несколько мест из нее, несущих утешение для человека.

Святой Давид пил это стимулирующее лекарство, ибо он сказал: "Это – утешение в бедствии моем, что Слово Твое оживляет меня" (Пс. 118:50). Хризостом сравнивает Писание с садом: каждая строка в нем – это благоухающий цветок, который мы должны носить не за пазухой, а в своем сердце.

Наслаждение в Слове приносит нам духовную пользу и мы должны не только любить слова утешения из Библии, но также и упреки из нее. Мирра горька на вкус, но полезна для желудка.

* * *

13. Приступайте к чтению Слова Божия с искренним сердцем. Христос говорит нам о чистом сердце (см. Лук. 8:15).

Что означает – читать Слово Божие с искренним сердцем?

1) Это означает прийти с сердцем, желающим узнать полный план действий Бога по отношению к человеку.Доброе сердце не желает иметь никаких сокрытых истин в Библии, но будет говорить, как Иов: "А чего я не знаю, Ты научи меня" (Иов. 34:32). Когда люди разборчивы в религии, то они будут делать то немногое из Слова, что им нравится, однако, все остальное они не будут делать; это – нездоровые сердца и они не получат никакой пользы от чтения Священного Писания. Они похожи на того больного, которому предписаны горькие пилюли и сироп, в котором ему дают это лекарство, но который принимает только сироп, отказываясь от пилюль.

2) Читать с искренним сердцем означает читать то, с помощью чего мы можем стать лучше. Слово Божие является способом и средством освящения и мы приходим к нему не только для того, чтобы оно просветило нас, но и для того, чтобы оно освятило нас. Христос молился: "Освяти их истиною Твоею" (Иоан. 17:17).

Некоторые приступают к Библии, как человек, идущий в сад, чтобы сорвать цветы, то есть исключительно из утонченных побуждений, Августин свидетельствует, что до своего обращения он ходил слушать Амброуза более из-за изящности его речи и необычности мнения, чем из-за духовности темы. Эта ситуация напоминает женщину, которая следит за своим лицом, но пренебрегает здоровьем.

Но вот что означает приходить с искренним сердцем: это когда мы приходим к Писаниям, как Нееман к водам Иордана, чтобы исцелиться от проказы. "О, – говорит душа, – пусть меч Духа Святого пронзит камень моего сердца, чтобы это благословенное Слово воздействовало в нем с такой силой, как вода ревности, которая убивает зло и делает подозреваемую женщину плодоносною; чтобы оно могло убить мой грех и сделать меня плодотворным в благодати" (см. Чис. 5:27-28).

* * *

14. Научитесь применять Писание лично к себе; воспринимайте каждое слово из Библии, как будто оно предназначено непосредственно для вас. Когда Слово Божие обличает грех, думайте так: Бог имеет в виду мой грех; когда оно настаивает на исполнении какого-либо долга, то считайте при этом, что Бог подразумевает именно меня. Многие отделываются от Писания, как будто оно касается только тех, кто жил в то время, когда оно писалось. Но если вы намереваетесь извлечь пользу из Слова Божия, то примените его к себе.

Лекарство не принесет пользы до тех пор, пока его не применят. Древние святые воспринимали Слово, как будто оно говорилось каждому из них поименно. Когда царь Иосия услышал об угрозе, написанной в книге Божьей, то он отнес это к себе: "Когда услышал царь слова закона, то разодрал одежды свои" (4 Цар. 22:11) и смирил свою душу перед Господом.

* * *

15. Цените поучительную часть Слова Божия наряду с топ частью, которая содержит в себе обетования.Заповеди Божьи содержат в себе обязанности; они подобны сосудам, которые переносят кровь; обетования несут утешения, как артерии, которые передают жизнь. Воспользуйтесь заповедями, которые направят вас, и обетованиями, которые утешат вас.

Те, кто направляют свой взгляд на обетования, пренебрегая заповедью, не получат назидания от Писания; они ищут больше утешения, чем исполнения своего долга. Они неверно понимают свое утешение – как мифический Аполлон, который обнимал лавровое дерево вместо Дафны. Тело может быть наполнено воздухом точно так же, как и субстанцией; человек может быть наполнен как лживым утешением, так и подлинным и реальным.

* * *

16. Пусть ваши мысли подробно останавливаются на самых существенных отрывках Священного Писания.Пчела спешит к тем цветам, где она может извлечь больше всего сладости. Хотя весь текст Писания превосходен, тем не менее, некоторые его части могут иметь большую силу, быть более выразительными и действенными для нас. Чтение названий израильских колен или генеалогий патриархов не являются вопросами такой же важности, как вера и новое творение.

Размышляйте о самых великих истинах Закона Божьего (см. Ос. 8:12). Те, кто читают Библию только для того, чтобы удовлетворить свое любопытство, приобретают, скорее, беспокойство, чем пользу. Слишком глубокое проникновение в грядущее земное царство Иисуса Христа ослабили Его духовное господство в некоторых человеческих сердцах.

* * *

17. Сравнивайте себя и свою жизнь со Словом Божьим. Посмотрите, согласуется ли ваше сердце с Писанием подобно тому, как ваши солнечные часы согласуются с солнцем на небе.

Является ли ваше сердце, как это и должно быть, копией и дубликатом Священного Писания? Воспроизвелось ли Слово Божье в вашем сердце? Слово Божие требует смирения; являетесь ли вы смиренным, или только смирились? Слово Божие требует от нас рождения свыше (см. Иоан. 3:7); имеете ли вы перемену в своем сердце – не только нравственную и частичную, но и духовную? Произошла ли в вас такая перемена, как будто другая душа живет сейчас в том же самом теле? Апостол пишет: "И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятилисъ" (1 Кор. 6:11).

Слово Божие требует, чтобы мы любили святых (см. 1 Петр. 1:22). Любите ли вы благодать там, где видите ее? Любите ли вы благодать в бедном человеке так же, как и в богатом? Сыну нравится смотреть на изображение своего отца даже в убогой рамке. Любите ли вы благодать даже тогда, когда ей сопутствуют некоторые недостатки, точно так, как мы любим золото, хотя оно содержится в руде?

Если мы сводим вместе принципы Божьего Слова и наши сердца, чтобы увидеть, насколько они согласуются друг с другом, – то это оказывается очень полезным для нас. Таким образом, мы приходим к Слову Божьему для того, чтобы узнать истинный характер и истинное состояние нашей души, и увидеть, какие доказательства и свидетельства о небесах мы имеем на самом деле.

* * *

18. Обращайте особое внимание на те места Священного Писания, которые говорят о вашем индивидуальном случае. Если бы неэкономный человек читал Галена или Гиппократа, то он внимательно следил бы за тем, что они говорят о расточительности. Особое внимание нужно уделять тем отрывкам Писания, которые наиболее соответствуют вашему конкретному случаю. Я должен обратить ваше внимание на три житейские обстоятельства: несчастье, заброшенность и грех.

1) Несчастье. Сделал ли Бог вашу участь тяжелой? Обратитесь к следующим текстам Священного Писания:

"Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами" (Евр. 12:7);

"И чрез это загладится беззаконие Иакова" (Ис. 27:9);

"...печаль ваша в радость будет" (Иоан. 16:20);

"Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу" (2 Кор. 4:17).

Портретист кладет золото на темные цвета; Бог вначале кладет темные цвет несчастья, а затем золотой цвет славы.

2) Заброшенность. Разве ваши духовные утешения в Слове Божьем потускнели? Прочтите Исайю 54:8: "В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостию помилую тебя, говорит Искупитель твой Господь".

Солнце может спрятаться за облака, но оно не уходит совсем с небосвода; Бог может сокрыть свое лицо, но Он не отступает от Своего завета. "Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное" (Ис. 57:16).

Бог подобен музыканту; Он не будет натягивать струны Своей лютни слишком крепко, так как они могут не выдержать. Писание говорит: "Свет сияет на праведника" (Пс. 96:11). Утешение святого человека может быть сокрыто, как семя под слоем почвы, но в конце концов оно быстро вырастет в плод радости.

3) Грех. Разве похоть плоти не уводит вас в сторону, как бывало раньше? Прочтите Гал. 5:24 и Иакова 1:15. "...Прошу вас... удаляться от плотских похотей, восстающих на душу" (1 Петр. 2:11). Похоть убивает человека в своих объятиях (см. Прит. 7:10,22,23; Прит. 22:14). Придите, поэтому, к водам святилища, чтобы угасить огонь похоти.

Бы находитесь под влиянием неверия? Прочтите Исайя 26:3: "Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире; ибо на Тебя уповает он". Болтор говорит о несчастной душе, которая получила огромное утешение от Писания, находясь на одре болезни. "...Чисто слово Господа, щит Он для всех, надеющихся на Него" (2 Цар. 22:31). "Дабы всякий верующий в Него не погиб" (Иоан. 3:15). Неверие – это грех, оскорбляющий Бога. "...Не верующий Богу представляет Его лживым" (1 Иоан. 5:10). Это грех, убивающий душу. "...Не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем" (Иоан. 3:36).

Таким образом, при чтении обращайте свое особое внимание на те места Священного Писания, которые касаются вашего индивидуального случая. Хотя необходимо читать всю Библию, тем не менее, непременно отметьте звездочкой те места, которые наиболее непосредственно указывают на ваше индивидуальное состояние.

* * *

19. Обращайте особое внимание на примеры, приводимые в Писании; пусть примеры из жизни других людей станут для вас живыми проповедями.

1) Обратите внимание на примеры Божьего суда над грешниками. Они словно подвешены, как звенья в цепочке, и наводят на нас ужас. Как сурово Бог наказал гордых людей: Навуходоносор стал есть траву; Ирод был съеден червями! Как строго Бог наказывал бедствиями идолопоклонников – см. Чис. 25:3,4,9; 3 Цар. 14:9-10! Каким стремительным свидетельством Своей строгости Он отреагировал на лжецов – см. Деян. 5:5,10! Эти примеры представлены нам, как навигационные маяки для того, чтобы избегать их в своей жизни (см. 1 Кор. 10:11; Иуды 7).

2) Обратите внимание на примеры Божьей милости к святым. Он сохранил Иеремию в темнице; трех юношей в печи огненной; Даниила в львином рву. Эти примеры поддерживают веру и побуждают к святости жизни.

* * *

20. Не прекращайте читать Библию до тех пор, nокa вы не почувствуете, что ваши сердца согрелисьДавид говорит: "Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня" (Пс. 118:93). Читайте Слово не только как историю, но прилагайте усилия для того, чтобы оно воздействовало на вас. Пусть Писание не только информирует вас, но и зажигает. "Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь" (Иер. 23:29). Не откладывайте чтение Слова Божьего до тех пор, пока вы не сможете сказать, как двое учеников: "Не горело ли сердце наше?" (Лук. 24:32).

* * *

21. Твердо решите воплотить в практику все то, что вы прочли. Давид говорит: "Спешил я и не медлил соблюдать заповеди Твои" (Пс. 118:60).

Студент, изучающий медицину, не удовлетворяется чтением описания организма или строения тела, но и практикуется в хирургии. Источник жизненной силы истинной веры заключается в ее практической части. Поэтому в Писании мы читаем: "...И пусть он читает его (то есть, список закона) во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии" (Втор. 17:19).

Христиане должны быть ходячей Библией. Ксенофон сказал, что многие читают законы Ликурга, но немногие соблюдают их. Написанное Слово – это не только перечень знаний, а и перечень правил послушания; оно должно не только исправить наше зрение, но и ускорить наш шаг. Давид называет Слово Божье "светильником ноге" своей (Пс. 118:105). Оно было светом не только для его глаз, дающим возможность видеть, но и для его ног, чтобы правильно идти.

С помощью практики мы обмениваем наш талант знания и превращаем его в прибыль. Это и есть благословенное чтение Писаний – когда мы убегаем от грехов, которые запрещает Слово, и отдаемся обязанностям, исполнять которые Слово повелевает. Чтение Библии без практики будет лишь факелом, ведущим людей в ад.

* * *

22. Воспользуйтесь пророческим служением Христа. Он является львом от колена Иуды, которому дано право открыть запечатанную книгу Бога и снять ее печати (см. Откр. 5:5). Чему Христос учит людей, в том Он и их воодушевляет (см. Иоан. 8:12). Один философ сказал, что свет и тепло вместе усиливаются; то же самое можно сказать и в данном случае: та душа, куда Христос вступает со Своим светом, имеет тепло духовной жизни, которое движется дальше вместе с ним.

Христос дает нам возможность попробовать на вкус Свое Слово: "...Ты научаешь меня. Как сладки гортани моей слова Твои" (Не. 118:102-103)! Одно дело – прочитать обетование, а другое – испытать его. Для того чтобы быть знатоком Библии, необходимо иметь Христа своим учителем. О Христе написано: "Тогда отверз им ум к уразумению Писаний" (Лук. 24:45). Христос не только открыл Писания Своим ученикам, но и открыл их ум к пониманию этих Писаний.

* * *

23. Переступайте почаще порог святилища. Усердно посещайте правильно учрежденные богослужения. Написано:"Блажен человек, который слушает Меня, бодрствуя каждый день у ворот Моих" (Прит. 8:34). Служители Церкви – это Божьи толкователи; это их работа – открывать и разъяснять неясные места Священного Писания. Мы читаем о кувшинах и светильниках внутри кувшинов (см. Суд. 7:16). Служители Церкви – это земные кувшины (см. 2 Кор. 4:7). Но эти кувшины имеют внутри светильники, чтобы освещать путь душам в темноте.

* * *

24. Молитесь о том, чтобы Бог помог вам извлечь пользу из чтения Слова Божьего. Пророк говорит: "Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному" (Ис. 48:17). Молитесь молитвой Давида: "Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего" (Пс. 118:18). Молитесь, чтобы Бог убрал завесу с Писаний и вы могли понимать их; молитесь и о том, чтобы Он убрал завесу с вашего сердца, и вы могли верить им. Молитесь о том, чтобы Бог не только дал вам Свое Слово, как принцип святости, но и Свою благодать, как источник святости. Просите водительства Духа Святого, ибо написано: "И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их" (Неем. 9:20).

Хотя корабль и имеет компас, с помощью которого он совершает плавания, и морские снасти, тем не менее, без порыва ветра он не может плыть. Точно так и в духовном смысле: хотя мы имеем написанное Слово, с помощью которого можно плыть, и мы можем использовать наши стремления в качестве снастей, тем не менее, пока Дух Божий не коснется нас, мы не можем плыть по морю жизни и извлекать пользу из чтения Писаний. Когда Всевышний является росой для нас, то мы растем, как лилия, и наша красота подобна маслине (см. Ос. 14:6-7) благодаря помазанию Духа Святого.

Человек может видеть цифры на солнечных часах, но не суметь определить время дня до тех пор, пока не засветит солнце. Мы можем прочесть много истин в Библии, но так и не знать их спасающую силу до тех пор, пока Дух Божий не засияет в наших душах (см. 2 Кор. 4:6). Этот Дух является Духом премудрости и откровения (см. Еф. 1:17). Евнух, ехавший в колеснице, понял Писание лишь после того, как Филипп присоединился к нему (см. Деян. 8:35). Когда Дух Божий присоединяется к Слову, тогда имеет место действенное спасение.

Если бы эти принципы соблюдались, то написанное Слово, благодаря Божьему благословению, стало бы в нашей жизни насаждаемым словом (см. Иак. 1:21). Хороший черенок или побег, привитый к плохому стволу, изменяет его природу и дает ему возможность приносить добрые обильные плоды. Поэтому, когда Слово Божие спасительным образом прививается к человеческому сердцу, то оно освящает его и дает возможность человеку быть исполненным сладких"плодов праведности" (Фил. 1:11).

* * *

Таким образом, я ответил на вопрос: как мы можем читать Писания с наибольшей для себя духовной пользой.

В заключение, я хотел бы дать вам следующие советы:

1) Не удовлетворяйтесь простым чтением Писаний, а старайтесь о том, чтобы посредством чтения приобрести определенный духовный пргресс и извлечь для себя духовную пользу. Пусть Слово Божие запечатлится в ваших сердцах.Давид говорит: "Закон Бога его в сердце у него" (Пс. 36:31). Те, кто получают пользу от чтения Книги Бога, являются наилучшими христианами; они делают веру в Бога еще более уважаемой в этом мире и спасают свои души.

2) Если вы извлекли пользу из чтения Священных Писаний, преклонитесь перед непостижимой Божьей благодатью.Благословите Бога не только за то, что Он дал вам свет, но и за то, что Он еще и открыл ваши глаза, чтобы вы увидели все это; за то, что Он раскрыл для вас Свое сокрытое сокровище и обогатил вас спасающим познанием. Некоторые люди погибнут из-за того, что не приняли Писание, а другие – из-за того, что не воспользовались им.

Возблагодарите Бога за то, что Он прошел мимо миллионов людей, но жребий Его избирающей любви пал на вас; за то, что Писание, подобно облачному столпу, имеет темную сторону для других людей, но светлую сторону для вас; за то, что для других оно является мертвым письмом, а для вас – сущностью жизни; за то, что Христос открылся не только для вас, но и в вас (см. Гал. 1:16).

В каком состоянии святого удивительного восторга мы должны пребывать и как мы должны желать, чтобы нам иметь сердца серафимов, которые горят любовью к Богу, и чтобы нам иметь голоса ангелов, чтобы небеса наполнились звучанием восхваления Бога!

Но некоторые благочестивые люди могут сказать, что они опасаются, что не извлекают никакой пользы от чтения Слова Божия. Точно так же, как для нашего тела, в котором угасают жизненные силы, применяются стимулирующие лекарства, точно так я хотел бы посоветовать вам применить некоторые божественные стимулирующие средства тем, кто подавлены страхом из-за того, что они не извлекают пользы при чтении Библии.

3) Вы можете получать пользу от чтения Слова Божия, даже если вы и уступаете в чем-то другим христианам.Земля, произрастившая плод в тридцать крат, тоже была хорошей почвой (см. Матф. 13:8). Поэтому не говорите, что вы не получаете пользы от Слова Божия из-за того, что вы не равны по силе некоторым выдающимся святым. И другие воины считались сильными мужами среди окружения Давида, хотя они и не получили почестей первых трех (см. 2 Цар. 23:19).

4) Вы можете получать пользу от чтения Слова, хотя и не относитесь к тем людям, которые быстро схватывают все то, что они читают. Некоторые обвиняют в этом себя из-за того, что медленно постигают прочитанное. Когда наш благословенный Спаситель предсказывал свои страдания, то сами апостолы не поняли этого и это было закрыто от них (см. Лук. 9:45). Автор послания к Евреям говорит о тех, кто были неспособны слушать Слово Божие (см. Евр. 5:11).

Те христиане, кто имеют более слабые способности к рассуждению, могут иметь более сильные привязанности. Христиане, обладающие небольшим познанием, могут воздерживаться от греха, подобно тому человеку, который имеет слабое зрение, но, тем не менее, удерживается от падения в воду.

5) Вы можете получать пользу от чтения Писания, хотя и не обладаете превосходной памятью. Некоторые жалуются на то, что их память, образно говоря, "дает утечку". Христиане, вы сожалеете о том, что не можете запомнить больше? Тогда для вашего утешения подумайте, во-первых, о том, что вы можете иметь доброе сердце, хотя вы и не обладаете хорошей памятью; и, во-вторых, хотя вы и не можете запомнить все, что читаете, тем не менее, вы помните то, что является самым существенным, и то, что является самым необходимым для вас. На пире мы не едим каждое блюдо, а берем ровно столько, сколько нужно нам, чтобы утолить голод.

Память хорошего христианина подобна светильнику; хотя он и не наполнен доверху маслом, тем не менее, он имеет достаточно масла, чтобы гореть. Точно так же, хотя наша память и не наполнена в полной мере Писанием, тем не менее, вы сохраняете в сердце своем достаточно библейских истин для того, чтобы ваша любовь к Богу горела.

Поэтому, ободритесь, ибо вы на самом деле получаете пользу от того, что читаете. И обратите внимание на этот ободряющий текст Писания: "Утешитель же, Дух Святып ... научит вас всему и напомнит вам все" (Иоан. 14:26).

Аминь!

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.