12.07.2011
Скачать в других форматах:

Keннет Д. Стюарт

Кальвинизм и миссии: повторное рассмотрение спорных отношений

Кеннет Стюарт — профессор богословских наук  колледжа «Ковенант»  в Лукаут Моунтэйн, Джорджия; автор книги Restoring the Reformation: British Evangelicalism and the Francophone ‘Réveil’ 1816–1849 («Восстановление Реформации: Британское евангеличество и франкофонное «пробуждение» 1816-1849 (Carlisle: Paternoster, 2006 год)), и соиздатель Майкла А. Г. Хэйкина, The Advent of Evangelicalism: Exploring Historical Continuities («Пришествие евангеличества: исследование исторической преемственности» (Nashville: Broadman and Holman, 2008 год)), опубликовано в Великобритании под названием «Восхождение евангеличества» (Nottingham: IVP, 2008 год). Данная статья представляет собой черновой вариант главы книги Ten Myths About Calvinism («Десять мифов о кальвинизме»), которая будет опубликована в 2010 году издательством IVP, США.  

                        1. Забытые слова признательности

В середине двадцатого столетия еще можно было встретить хорошо осведомленных протестантских исследователей, которые признавали, что кальвинистская традиция внесла существенный вклад в дело мировой миссии. Например, в 1950 году британец  Норман Карр Саргант, методистский миссионер из Индии, написал работу под названием «Calvinists, Arminians, and Missions» («Кальвинисты, арминиане и миссии»), в которой утверждал, что эти два выражения протестантизма (кальвинизм и арминианство) хорошо дополняли друг друга, помогая на миссионерских полях за рубежом. Будучи представителем уэслианско-арминианской традиции, Саргант пишет следующее:

«Было бы несправедливым (в отношении миссионерской деятельности) превозносить арминианство и упрекать кальвинизм. Что касается миссии, то можно сказать, что  строгий кальвинизм и пламенное арминианство Уэсли были, по сути, одним и тем же».1

Можно ли назвать данное заключение примером неумеренной вежливости? Последующее исследование работы Сарганта показывает, что нет. Автор утверждает, что кальвинизм периода Великого Пробуждения (Евангелического пробуждения) показал свою истинную (миссионерскую, благовестническую) сущность именно в целеустремленной зарубежной миссионерской деятельности. Основание общего кальвинистского Лондонского миссионерского общества (первоначально оно называлось просто «Миссионерское общество») в 1795 году, было прямым следствием предложения, выдвинутого в 1772 году в Тревекке, Уэльс, послать миссионеров к колонистам и туземцам американских колоний Великобритании еще до революции.2  Следует отметить, что Саргант не считает, что слава первопроходцев протестантской иностранной миссии в восемнадцатом столетии принадлежит его собственной методистской традиции.3 Однако, по его мнению, «домашняя» (то есть не зарубежная) благовестническая деятельность методистов стала моделью и стимулом для иностранной миссии кальвинистов.4 Более того, Саргант был достаточно объективен, чтобы признать следующий факт: в то время как миссионеры-кальвинисты на заре зарубежной миссионерской деятельности отправлялись к язычникам, методисты слишком долго направляли проповедников в области, где проживало огромное количество номинальных христиан, призывая их к покаянию и святости.5

                        2. Недавнее обвинение: реформатская традиция пренебрегала мировой миссией и благовестием

Тем не менее, несмотря на факты, совсем недавно широкое распространение приобрела иная, альтернативная версия данной истории. С середины двадцатого века (то есть когда Саргант уже  написал свою работу) церкви, принадлежащие к реформатской богословской традиции, постоянно воспринимаются представителями других деноминаций как «слабое звено» в поддержке мировых миссий и благовестия. Почему-то реформатское учение о предопределении стали считать основным препятствием для благовестнической деятельности кальвинистов. Представители других деноминаций (не кальвинисты) начали утверждать, что кальвинисты используют это учение в качестве уважительной причины для объяснения летаргии в своей миссионерской и благовестнической деятельности. Ведь кальвинисты привыкли думать так: «Бог знает, сколько избранных людей Он спасет, вне зависимости от предпринимаемых нами усилий». Такого рода представления уже существовали в 1959 году, когда богослов Д. И. Пакер прочитал несколько лекций, посвященных данной теме, в одном из университетов (и которые впоследствии стали основой для написания книги Evangelism and the Sovereignty of God («Благовестие и божественный суверенитет»)). В предисловии Пакер пишетЦель данного обсуждения — развеять подозрения (возникающие, как мне кажется, в определенных кругах) относительно того, что вера в абсолютный суверенитет Бога  якобы препятствует полному признанию и принятию ответственности в деле благовестия, а также показать, что только эта вера способна наделить христиан силой, необходимой для выполнения их благовестнической задачи».6

По всей видимости, в тот период уже начались некоторые брожения. В 1960 году Уильям Ричи Хогг, методистский профессор миссий и экуменизма, усилил эти подозрения. Исследовав развитие протестантской миссии с 1517 года, он начал утверждать, что со времен Дортского синода (1619 год) и по сей день «крайний кальвинизм...,  получив широкое распространение, действенно подавлял всякое миссионерское начинание».7

К сожалению, необоснованные предположения подобного рода стали общепринятыми в наши дни. Поздний Уильям Эстеп, уважаемый историк церкви периода Реформации, назвал кальвинизм «логически антимиссионерским».8 Он был крайне встревожен возрождением кальвинистских взглядов в конце двадцатого столетия, и предостерегал о последствиях, а именно: о падении интереса к миссионерской деятельности в случае, если баптистские церкви (к одной из которых он принадлежит) не предпримут никаких мер. Норман Гайслер, известный благодаря своим работам евангелический богослов и апологет, в 1999 году заявлял, что возрождающиеся кальвинистские взгляды, которые он назвал крайними, являются противниками «энтузиазма в миссионерской и благовестнической деятельности».9 Дэйв Хант, евангелический обозреватель, в 2002 году заявил, что мужчины и женщины, участвующие в мировой миссии, «провозглашают Евангелие миру не благодаря своему кальвинизму, а несмотря на свой кальвинизм.10 Кроме современных критических замечаний, существует еще целое наследие критики, доставшееся нам из прошлых времен.

                        3. Более раннее обвинение: реформация пренебрегала миссиями

Все согласны с тем, что в шестнадцатом столетии первое место в области зарубежной миссионерской деятельности занимала римско-католическая церковь. С португальских судов, прибывших к берегам Африки в 1491 году (устье реки Конго), высадились священники-миссионеры. А на каравеллах, направлявшихся по Индийскому океану к западному побережью Индии, прибывали такие католические миссионеры как, например, Франциск Ксавьер (1506–1552). Испанские священники и монахи (францисканцы, диминиканцы, а позднее иезуиты) отправлялись в Центральную и Южную Америку вместе с первыми колонистами.11 Следует признать, что ранний протестантизм в данном отношении отставал от католичества на несколько десятилетий. Мы часто слышим и эти и другие факты в контексте обсуждения миссионерской деятельности в период Реформации.

Однако, картина миссионерских усилий становится более ясной и понятной, когда, на основании свидетельств католических наблюдателей того периода, мы приходим к выводу, что результаты миссионерской деятельности не соответствовали их ожиданиям (особенно принимая во внимание тот факт, что эта деятельность была тесно связана с колониальной политикой европейских государств).12  Бартоломео де ла Касас (1474–1566), прибыв в Америку в испанские колонии в 1502 году, и обратившись к Богу в 1514 году, стал выдающимся защитником прав коренного населения, которое проживало на захваченных территориях. Число туземцев быстро сокращалось по причине болезней и принудительного изнурительного труда. Де ла Касас, будучи колониальным епископом Чиапаса в Мексике, жаловался королю Филиппу, что под колониальным господством Испании даже свободные индейцы не застрахованы от насилия и принудительного труда.13 Христианский гуманист Дезидериус Эразм (Эразм Роттердамский,1466–1536), оставаясь до конца жизни верным католиком, жаловался, что католическая приверженность миссионерской деятельности не была ни глубокой, ни искренней. За год до своей кончины, Эразм Роттердамский написал работу под названием On the Art of Preaching («Об искусстве проповеди»), в которой призывал читателей провозглашать Евангелие как дома, так и в дальних странах, дабы весь мир был обращен к Христу. Он подметил, что многие из его европейских современников глубоко сожалели

«о плачевном положении христианской религии, заявляя, что евангельское послание, когда-то провозглашенное по всей земле, в настоящее время ограничено пределами сей земли. Посему, да умоляют искренне и непрестанно Господа Христа те, кому горько видеть такое положение вещей, дабы Он послал работников на жатву. . . . О, вечный Боже! Сколько еще есть земель, на которые никогда не падали семена Евангелия, где произрастают больше плевелы, нежели пшеница! Ведь Европа является малой частью земного шара; а Греция и Малая Азия наиболее плодородные. . . . Что мне сказать о тех, кто отправляется к неведомым берегам и уничтожает целые государства без законных на то оснований? Как назвать подобные деяния? Их называют победами. Однако даже язычники не празднуют победу над теми, кому не была официально объявлена война. . . . Христос повелевает нам молиться Господину жатвы о ниспослании жнецов, ибо жатвы много, а делателей мало. . . . Но у всех есть разнообразнейшие оправдания. . . . Есть тысячи францисканцев, верующих в  Христа . . . и доминиканцев приблизительно такое же количество».14

Эразм считал, что желание католической церкви заниматься миссионерской деятельностью слишком мало по сравнению с ее возможностями. Кроме того, по мнению этого ученого мужа, благовестие под острием меча не может считаться истинным. Было бы весьма полезным время от времени вспоминать Дезидериуса Эразма, который дал здравую оценку миссионерской деятельности католической церкви в шестнадцатом столетии.

Различные направления раннего протестантизма подвергались серьезной критике, согласно которой они, несмотря на их рвение восстановить чистоту библейского учения, не могли похвастаться обращением язычников в Христову веру. Насколько нам известно, первым, кто поднял вопрос о фиаско раннего протестантизма в области миссионерской деятельности, был католический богослов и полемист Роберт Беллармин (1542–1621 гг.). По мнению этого богослова, миссионерская деятельность была единственным способом для Церкви обрести уверенность в том, что она делала одно дело с настоящими апостолами, которые были миссионерами. В связи с тем, что миссионерская деятельность католической церкви в шестнадцатом столетии была явным и неоспоримым фактом,  подтверждающим ее преемственность от истинных апостолов (согласно определению Беллармина), естественно возникает следующий вопрос: «Есть ли у протестантизма подобная взаимосвязь с первыми апостолами?». Это был хороший вопрос.

В шестнадцатом столетии католики обратили в христианство великое множество язычников Нового Света. Каждый год определенное число иудеев обращалось в веру Христову и крестилось в Риме, демонстрируя  свою верность епископу Рима…  Лютеране сравнивают себя с апостолами и евангелистами; тем не менее, хотя они окружены огромным числом иудеев, а в Польше и Венгрии живут по соседству с турками, они не обратили к Богу практически никого из них.15

Беллармин, должно быть, думал, что его критика поразила протестантизм в самое сердце. Следует отметить, что действительно многие протестантские авторы, начиная с шестнадцатого столетия, соглашались с ним (хотя им это и не нравилось). Считая аргумент Беллармина неоспоримым, они добровольно капитулировали перед ним, признав, что Лютер, Кальвин и Цвингли не обладали миссионерским видением, ограничиваясь собственными странами. В итоге, сложился своеобразный образ протестантских реформаторов как тех, кто способен предоставить надуманные богословские причины, почему не нужно посылать миссионеров в другие страны.16  К сожалению, эта необоснованная готовность многих протестантских авторов признать себя «виновными», не позволила отметить важность различных исторических факторов, которые могли бы лучше объяснить интересующий нас вопрос (этими факторами попросту пренебрегли).

                        3.1. Очевидные препятствия для осуществления протестантской зарубежной миссии

На самом деле, существует достаточное количество смягчающих обстоятельств, которые объясняют, почему ранние протестанты не имели реальной возможности заниматься зарубежными миссиями (особенно на других континентах). Признанный историк христианских миссий Кеннет Латуретт предоставил шесть веских причин, почему данное предприятие было невыполнимым.17  Наиболее весомым аргументом был тот факт, что в ранний период Реформации ни у одной из протестантских стран не было выхода к морю, и, следовательно, собственного военного или торгового флота.18 Католические Испания и Португалия, признанные лидеры в области миссионерской деятельности, имели как выход к морю, так и большой флот. По этой причине, множество католических стран Европы (такие, например, как Польша и Венгрия) вели  миссионерскую деятельность на континенте, как и лютеранская Саксония или цвиглианский Цюрих. Кроме того, следует отметить, что такая католическая морская держава как Франция (практически равная по своим возможностям Испании и Португалии), в конечном итоге, потерпела неудачу в миссионерских предприятиях (по сравнению с теми же Испанией и Португалией).19 Таким образом, на основании вышесказанного, нельзя утверждать, что все без исключения католические страны в равной мере занимались  зарубежной миссионерской деятельностью, в то время как протестантские страны пренебрегали этим служением.

                        3.2. Другие факторы

Более того, католические морские державы Европы, которые действительно занимались зарубежной миссионерской деятельностью, достигли  результатов благодаря общим интересам монархов (таких как Филипп и Изабелла Испанские), талантливых мореплавателей (таких как Христофор Колумб) и заинтересованных в благовестническом служении монахов. Заслуги в области зарубежной миссии следует приписать именно этим факторам, а не самой системе римско-католической церкви. Следует отметить, что католическая церковь как институт приступила к координированию деятельности зарубежных миссий только после колумбовой эпохи, а именно в 1622 году, когда папа Григорий XV основал в Риме «Священную конгрегацию провозглашения и распространения веры» («Sacred Congregation for the Propaganda of the Faith»).20

Кроме того, следует отметить тот факт, что когда протестанты во второй половине шестнадцатого столетия предприняли попытку заняться зарубежной миссионерской деятельностью (далее мы увидим, что начинать им было крайне тяжело), у них не было финансовой поддержки глав государств (в отличие от католиков). Протестантам того периода нужно было побудить пасторов и общины поддержать свои  начинания, найти желающих заниматься миссионерской деятельностью (ведь монашество было отменено в протестантских  регионах), а также найти материальную поддержку. Следует помнить, что у протестантов не было мореплавателей, всегда готовых придти на помощь. Тем не менее, несмотря на все сложности (избежать  которых протестанты были не в силах), они не так уж и долго медлили с миссионерскими начинаниями, вопреки широко распространенному мнению.

                        4. Протестантская миссия началась в регионах, соседствующих с протестантскими странами

                        4.1. Зарубежные миссии по сравнению с региональными миссиями

Обладая багажом знаний и опыта зарубежной миссионерской деятельности длиной в пять столетий, нам, конечно же, не составляет труда указать на различия, существующие между зарубежными и региональными миссиями. Но зачем  проводить такое различие? Следует помнить, что в шестнадцатом столетии региональная миссия (то есть миссионерская деятельность, которая проводилась сравнительно недалеко от города или страны проживания миссионера) зачастую встречала серьезные препятствия и яростное сопротивление, которые, по сути, ничем не отличались от реакции на служение зарубежных миссий вдали от европейской цивилизации.

Более пристальный взгляд на региональную миссию (недалеко от дома) раннего Протестантизма показывает, что такого рода деятельность была широко распространена.21  Дело в том, что такие протестантские города как Женева, Лозанна, Эмден, Цюрих и Базель были центрами Реформации. Множество христиан, обретя в этих городах безопасную гавань в море преследований и получив богословское и пасторское образование, необходимое для пасторского или благовестнического служения, спустя некоторое время возвращались в свои страны, города и селения. По приглашению протестантских общин они отправлялись во Францию, Нижние Земли (современные Бельгия и Нидерланды), северную Италию и Альпийские регионы. Сохранились сведения о том, что протестанты были полны решимости создать целую сеть реформатских общин по всей Франции.22 Только в одной Женеве (которая не была единственным миссионерским центром) за пятнадцать лет с 1555 по 1570 годы было подготовлено свыше двухсот проповедников. Следует помнить, что многие из них были арестованы, брошены в тюрьмы и казнены, не достигнув даже пункта своего назначения.23 Остальные преданно служили в разных городах и селениях, став свидетелями основания и распространения протестантских церквей.

В настоящий момент мы обладаем достаточно подробной информацией о европейской протестантской «домашней» миссии, благодаря исследованиям различных историков за последние пятьдесят лет. Однако эти данные были приведены не для того, чтобы доказать, что протестантская миссионерская деятельность обладает такой же ценностью как и католическая миссионерская работа в джунглях Центральной Америки или на западном побережье Индии (там, где в середине шестнадцатого столетия находилось большое количество миссионеров-католиков), хотя это следовало бы сделать по самым разнообразным причинам.

                        4.2. Протестантские реформаторы, как и другие христианские гуманисты, не считали Европу полностью христианским континентом

Еще до наступления судьбоносного 1517 года (когда Лютер прикрепил к дверям Виттенбергского собора девяносто пять тезисов) сторонники церковных реформ стремились поднять духовный уровень поверхностного европейского христианства, искоренить вопиющее незнание Писания и восстановить принципы библейской нравственности. Проповедь на понятном для народа языке? Перевод Святого Писания на национальный язык? Обвинение церкви в том, что она неумеренно накапливает богатства и земли? Такие требования выдвигались еще вальденсами Пьемонта в двенадцатом столетии и последователями Джона Уиклифа, лоллардами Англии в четырнадцатом столетии, гуситами Богемии и последователями Джироламо Савонароллы во Флоренции в пятнадцатом столетии.

Во времена Мартина Лютера, Эразм Роттердамский, наряду с остальными христианскими гуманистами, стремился к тому, чтобы движение ученых, охватившее всю Европу,  смогло использовать плоды Ренессанса в области исследования библейских языков для очищения христианства от многовековых наслоений.  Издание Эразмом Нового Завета на греческом языке в 1516 году в Париже стало основанием для осуществления перевода Святого Писания на немецкий, английский, французский и нидерландский языки. Дезидерий Эразм, как и остальные переводчики Святого Писания на национальные языки, искренне стремился к тому, чтобы простые пахари и доярки имели возможность читать Библию самостоятельно.

По мнению европейских христиан, которые стремились восстановить библейское христианство, отсутствие переводов Святого Писания на языки народов, порождает путаницу и беспорядок в учении и нравственности, а также ведет к злоупотреблениям церковной властью. Пережитки язычества, такие, например, как почитание святых мест, рощ, празднование особых святых дней, так и не были окончательно искоренены. Большая часть европейских христиан считала, что суть их религии заключается в соблюдении определенных праздников и почитании святых мест и предметов. Следовательно, многое из того, что называлось христианством в Европе, не имело к истинному христианству никакого отношения. Исследователь Реформации, историк Скот Хендрикс перечисляет то, от чего хотели очистить христианство поборники восстановления чистоты учения Христа: «Практика почитания святых и учение о посредничестве святых представляли  собой смесь самых разнообразных суеверий, фольклорных и христианских традиций; то же самое можно сказать и о молитвах, паломничествах, индульгенциях и других проявлениях средневекового религиозного благочестия».24  Tаким образом, сторонники реформ были глубоко уверены –  восстановление чистоты христианского учения является необходимым условием для распространения христианства как в Европе, так и во всем мире. Вот почему миссионеры-проповедники из Виттенберга, Базеля, Страсбурга, Лозанны и Женевы отправились во всех направлениях.25 Они встречали сопротивление (зачастую жестокое), и это лишний раз доказывает, что европейское христианство того времени слишком далеко отстояло от истинного христианства. В таком случае, нет ничего удивительного в том, что как только у ранних протестантов (кальвинистов в том числе) появилась возможность заниматься миссионерской деятельностью за пределами Европы, они незамедлительно ею воспользовались.

                        5. Зарубежная миссия раннего Протестантизма: кто пойдет?

В серьезной работе «The Eighteenth Century Missionary Awakening in Its European Context» («Миссионерское пробуждение в европейском контексте восемнадцатого столетия») Эндрю Уоллс показал, как роспуск монашеских орденов в протестантских странах повлиял на исчезновение потенциальных миссионеров, которых было предостаточно в католических землях, и которые первыми отправлялись к неведомым берегам для провозглашения Евангелия. Дабы восполнить этот серьезный недостаток, протестантам необходимо было иметь достаточное количество людей, желающих заниматься миссионерской деятельностью за рубежом.26  Но где их взять?

                        5.1. Женевская кальвинистская миссия в Бразилии

По причинам, указанным ранее, не имевшая доступа к морю Женева вряд ли могла проявлять инициативу в основании зарубежной миссии того типа, с которым мы отождествляем Испанию и Португалию. Тем не менее, когда соседка Женевы, Франция, наладила трансокеанскую навигацию и начала проявлять интерес к  Бразилии, у кальвинистского города появилась возможность для благовестия на другом континенте. Была снаряжена экспедиция во главе с Николасом Виллеганьоном.27  Недостаточное количество колонистов первой экспедиции, которая отправилась из порта Гавр де Грас в июле 1555 года, дало возможность французским протестантам присоединиться ко второй экспедиции в следующем году. Французские протестанты попросили женевскую церковь прислать им франкоязычных служителей и членов церкви, которые желали бы присоединиться к экспедиции в Бразилию.28 Руководство женевской церкви сразу осознало, какие возможности для миссионерской деятельности сулит это предприятие. Участник этой экспедиции и ее летописец Жан де Лери, пишет следующее: «Услыхав сию весть, … церковь Женевы возблагодарила Бога за расширение Царства Иисуса Христа в далекой, неведомой стране, которая лишена знания об истинном Боге».29

Церковь еще больше укрепилась в желании поддерживать данное предприятие после того, как получила сообщение от Гаспара де Колиньи, адмирала Франции и известного сторонника протестантов.30  Два служителя, Пьер Ричье и Гильом Чартье, вместе с плотниками, кожевенником, ножовщиком и портным, в группе из трехсот человек, прибыли в островную колонию (сейчас Форт Колиньи) в марте 1557 года.31

Николас Виллеганьон, руководитель колонистов, решил, что колония будет основана на одном из островов у побережья Бразилии. Однако на выбранном острове было недостаточно питьевой воды и коренных жителей. Так как общение с туземцами было залогом приобретения достаточных запасов пищи, остров казался не совсем пригодным местом для поселения. Кроме того, общение с индейцами оказалось крайне затруднительным. Женевские пасторы вначале были шокированы варварством коренного населения. Однако, оправившись от увиденного, они разработали долгосрочную стратегию, согласно которой дети колонистов (мальчики) должны были определенное время жить среди индейцев, дабы выучить их язык и впоследствии стать переводчиками для миссионеров.32  Один из колонистов, исследователь де Лери, провел много времени среди индейцев, живших на побережье. Он записал свои наблюдения об обычаях туземцев, их нравах и религиозных представлениях. Его работу можно назвать примером миссионерской этнографии.33

Религиозные различия между колонистами проявились очень быстро. По всей видимости, Виллеганьон не ожидал такого религиозного разнообразия, возникшего с прибытием франкоговорящих протестантов. Естественно, что между католиками и протестантами начали возникать споры по религиозным вопросам. Виллеганьон приложил серьезные усилия, чтобы не позволить женевским колонистам обращать в протестантскую веру хоть и номинальных, но все же католиков, французских колонистов. С течением времени он изгнал женевских пасторов из острова на материк, где те продолжали заниматься миссионерской деятельностью среди индейцев, пока не были, вместе с остальными колонистами из Женевы, отправлены во Францию в принудительном порядке. В лучшем случае, эта краткая миссионерская  деятельность среди коренного населения Бразилии обогатила женевскую церковь опытом и стала основанием для дальнейшего осмысления стратегии зарубежной миссии.34 Если быть до конца справедливым, то следует признать, что при первой же возможности женевская церковь с готовностью предприняла попытку заняться миссионерской деятельностью на другом конце земли.

                        5.2. Служение Джона Элиота среди индейцев Массачусетса

 Хорошо известен тот факт, что среди англичан, заинтересованных в развитии Великобритании как морской державы, было больше разговоров о миссионерской деятельности среди коренного населения колоний, нежели собственно конкретных действий или планов благовестнического служения для туземцев.35  Больше интереса к миссионерской деятельности в колониях проявлялось в «старой», нежели в «новой» Англии (то есть в самих колониях).36  Расхождения между целями и действительностью проявились в достаточной мере в Массачусетсе. Джон Уинтроп, первый губернатор колонии, призывая людей эмигрировать в Массачусетс, приводил в качестве весомых аргументов возможность заниматься миссионерской деятельностью среди коренного населения:

«У церкви появилась возможность заниматься делом огромной важности — нести Евангелие в эту часть мира, восполнить полноту язычников и противостать царству антихриста, которое иезуиты пытаются установить в сих землях».37

Тем не менее, те, кто откликнулся на этот призыв и прибыли в Массачусетс, сталкивались с суровой действительностью жизни в колонии. Колонисты были вынуждены больше думать о собственной безопасности и выживании, нежели о духовных нуждах коренного населения. Более того, у них не было никакого опыта общения с представителями иных культур. Тем не менее, правительство, «Генеральный совет» Массачусетса, предпринимало попытки возбудить в колонистах интерес к благовестию среди индейцев в 1644–1645 годах.38  В таком контексте Джон Элиот (1604–1690 гг.), пуританский служитель из Роксбури, Массачусетс, начал миссионерское служение среди коренного населения в 1646 году. Элиот никогда не оставлял свой приход в Роксбури, но каждую вторую неделю он проповедовал среди индейцев и занимался катехизацией их детей.

Вскоре его миссионерской деятельностью заинтересовались в Великобритании. Парламент  санкционировал создание «Общества провозглашения и распространения Евангелия в Новой Англии»(«Society for the Propagation of the Gospel in New England»).39 В скором времени было собрано 12 000 фунтов стерлингов для поддержки служения Джона Элиота. К 1652 году Элиот и его коллеги стали свидетелями первых обращений индейцев в христианскую веру. В 1659 году восемь взрослых туземцев были готовы исповедать свою веру в Христа. Джон Элиот и его помощники считали, что общение с индейцами на их родном языке является очень важным для дела благовестия. Вскоре они уже проповедовали на языке индейцев (или алкгонкинов, или могикан), а впоследствии осуществили перевод катехизиса (1653), отдельных псалмов (1658 г.) и всего Святого Писания (1663г.).40

Служение Элиота в Новой Англии было не только ярким примером ранних попыток кальвинистов исполнить Великое поручение (без какой бы то ни было поддержки со стороны остальных колонистов), но и важным примером применения методов благовестия, которые, с одной стороны, были смешанными, а с другой – сугубо протестантскими. Метод, который применил Элиот, пригласив   3 600 человек в так называемые «молитвенные города» (христианские поселения для индейцев из всех племен), был похож в определенной степени на методы, применявшиеся в католических миссиях в Центральной Америке и на американском юго-востоке, которые заключались в создании стабильных общин из желающих принять наставление в христианской вере. В этих общинах новообращенные могли обрести профессию,41 научиться возделывать поля и получить начальное образование. Эти методы использовались вплоть до начала ужасной «войны короля Филиппа» (1675–1677 гг.). Из-за конфликта между колонистами и индейцами, христиане-индейцы и их общины оказались между молотом и наковальней. Они находились в крайне тяжелом положении, будучи своими среди чужих и чужими среди своих. К счастью, служение на острове Массачусетс, которое называлось «Виноградник Марфы» (руководитель Томас Мэйхью (1620–1657 гг.)), не пострадало от этой войны. Следует отметить, что после безвременной кончины Томаса Мэйхью на море, его отец и потомки продолжили начатое им дело. В начале восемнадцатого столетия приблизительно 1600 индейцев, исповедовавших христианскую веру, поклонялись Богу в собственных церквях на острове Массачусетс. 42

Можно сказать, что в контексте деятельности протестантских миссий в семнадцатом столетии, служение Элиота являлось  весьма прогрессивным. Был осуществлен перевод Святого Писания на язык коренного населения, проводились занятия по изучению Библии и наставление в учении для христианских руководителей из туземцев, а также назначались на руководящие должности способные к этому служению христиане-индейцы. Первый пастор из коренного населения был готов к рукоположению в 1683 году, меньше чем через сорок лет после того, как Элиот начал миссионерское служение среди индейцев. Хотя сельский Массачусетс считался в те времена задворками европейской цивилизации, тем не менее, христианский мир пристально наблюдал за служением Джона Элиота и его последователей.

Немецкий историк Эрнст Бенц, изучавший историю церкви, описал, как информация о служении Джона Элиота индейским племенам в Массачусетсе в позднем периоде была отправлена выдающимся бостонским служителем Коттоном Мазером (1663–1728 гг.) руководителю лютеран-пиетистов Августу Герману Франку (1663–1727гг.), проживавшему в Галле, Германия. Франк, в свою очередь, сообщил о миссионерской деятельности Элиота немецким пиетистским миссионерам Бартоломею Цигенбальду (1682–1719 гг.) и Генриху Плутшау (1678–1747 гг.), которые по поручению короля Дании занимались миссионерским служением в южной Индии (1705 г.). Новости из южной Индии, в конечном итоге, дошли до Коттона Мазера в Массачусетс, благодаря переписке с коллегами из Галле и Лондона.43 В Транкбаре (область в южной Индии, где находилась датская колония) миссия под руководством Цигенбальда и Плутшау к 1714 году осуществила перевод Нового Завета на тамильский язык, а к 1796 году их последователи создали очень качественный перевод всего Святого Писания. Первый индийский пастор был рукоположен в 1733 году.44

Важность миссионерских достижений в Новой Англии и в южной Индии отлично видна при сравнении с католической миссионерской деятельностью. Католики начали рукополагать первых священников из коренного населения только в 1794 году, то есть почти триста лет спустя после начала своего служения в Америке.45 Еще больше времени понадобилось для того, чтобы индейцы, которых опекали католические миссионеры, получили перевод Святого Писания на своем языке. Перевод стал доступен лишь когда Джеймс (Диего) Tомсон (1788–1854 гг.), торговый агент Британского и Международного библейского общества, появился в Аргентине в 1818 году и наладил сеть по распространению Святого Писания в таких странах как Чили, Перу, Колумбия и Мексика.46  В данном случае, мы наблюдаем естественное проявление принципа европейской Реформации              (и кальвинизма), суть которого — повторная христианизация. Если проповедь на понятном языке, Святое Писание на понятном языке и литургия на понятном языке были чрезвычайно важными для Европы, так как этого требовало истинное поклонение Богу, тогда почему бы не применить этот же принцип на других континентах? 47

                        5.3. Нидерландские реформатские миссионеры в Юго-Восточной Азии

В первые десятилетия семнадцатого столетия Нидерланды, начиная с 1590 года, постепенно расширяли свое присутствие в Юго-Восточной Азии, которая ранее рассматривалась как сфера торговых интересов Португалии. Распространение нидерландского влияния на этой территории привело к сворачиванию деятельности римско-католической миссии. В результате, у протестантов (в том числе и реформатского толка) появилась возможность заниматься миссионерским служением среди местного населения. Нидерландская восточно-индийская компания, представлявшая торговые интересы Нидерландов, была обязана, по настоянию голландских реформатов (которые оказывали существенную поддержку этой серьезной торговой компании),  предпринять шаги к подготовке миссионеров для Юго-Восточной Азии. По этой причине в Лейдене была основана семинария,  подготавливающая служителей для общин работников восточно-индийской компании, и миссионеров, которые должны были нести Евангелие коренному населению Юго-Восточной Азии. Выпускники лейденской семинарии, работая в этом регионе, преуспели в деле обращения и крещения великого множества туземцев, исповедавших веру в Христа. Перевод Нового Завета (и катехетического материала) на малайский язык был осуществлен в 1668 году.48

Историки миссий, такие как Нил, утверждали, что в донесениях первых реформатских миссионеров, которые работали в Юго-Восточной Азии, зачастую желаемое выдавалось за действительное. Так как зарплата миссионеров, которые были, по сути, работниками торговой компании, зависела от числа крещений, то в своих отчетах они осознанно завышали количество новообращенных.49  Однако в контексте нашего обсуждения будет достаточным отметить, что несмотря на клеветнические заявления,  выдвинутые за последние пятьдесят лет, нидерландский кальвинизм, явно не являясь врагом зарубежной миссионерской деятельности, а тем более не выступая против ее важности (особенно в свете учения о Божьем избрании), был, на самом деле, ее сторонником. Исследования показывают, что на Дортском синоде (1618–1619 гг.),  участники которого, как принято считать, стремились ограничить миссионерскую деятельность на основании учения об избрании,50  присутствовали такие сторонники зарубежной миссионерской деятельности как Гизбертус Воэтус,51 а в самих канонах Дортского синода ничего не говорится против миссионерской деятельности.52  Большое количество протестантов в Индонезии — это веское доказательство того, что миссионерская деятельность нидерландских реформатов была успешной и продолжалась, практически, без перерывов вплоть до ликвидации колонии в 1947 году.

Кроме того, следует добавить, что нидерландские реформаты также занимались успешной миссионерской деятельностью на Цейлоне (современная Шри-Ланка).

                        5.4. Американская миссия среди индейцев под руководством Дэвида Брейнерда

Тридцатые годы восемнадцатого столетия были эпохой великого духовного пробуждения в Западной Европе, Великобритании и британских колониях в Северной Америке.53 Церкви, относящиеся к реформатской традиции, конечно же, не были единственной ветвью христианства, охваченной пламенем пробуждения. Нет никаких сомнений в том, что активная миссионерская деятельность, отождествляемая с графом Людвигом Фон Цинцендорфом (1700–1760 гг.) и церковью объединившихся братьев (Church of the United Brethren) (больше известных как Моравские братья), была самым ярким выражением пламенного благовестнического рвения в эпоху великого духовного пробуждения. Тем не менее, миссионерская деятельность Моравских братьев не была единственной в своем роде. Поэтому, принимая во внимание тот факт, что основная тема этой статьи посвящена исследованию миссионерской деятельности церквей реформатской или кальвинистской традиции, мы приступаем к рассмотрению выдающегося реформатского миссионерского служения в первой половине восемнадцатого столетия.

Дэвид Брэйнерд (1718–1747 гг.), пережив духовное обновление во время Великого Пробуждения,54 был направлен вместе со своим братом Джоном служить среди индейцев западного Массачусетса при поддержке общества, которое было своеобразным предшественником Общества провозглашения и распространения Евангелия в Новой Англии. Это было Шотландское общество провозглашения и распространения христианского знания, которое занималось благовестием среди шотландских горцев и посылало служителей в шотландские эмигрантские общины за рубежом, а также миссионеров для работы среди индейцев.55

Первые годы миссионерского служения Брэйнерда среди индейцев хаусатоников в западном Массачусетсе были не совсем успешными. Но когда в августе 1745 года он начал проповедовать индейцам племени Делавар, результат был совершенно иной. Участники больших собраний делаваров были тронуты до глубины души проповедью о любви Божьей, явленной в Иисусе Христе. Брэйнерд заметил, что его служение в данном регионе сильно напоминало проповедническое служение Моравских братьев, во время которого простые люди с готовностью откликались на ясную проповедь о кресте Христа. Использовался традиционный апологетический метод для усиления проповеди Евангелия, защищающий теизм, веру в чудеса и откровение. Однако после увиденного Брэйнерд убедился в том, что необходимость в такой методологии отпадает, когда Святой Дух напрямую обращается к человеку, используя при этом простое, безыскусное  евангельское послание.

В то время как о труде Джона Элиота знали в Лондоне, Галле и Транкбаре (Индия), о служении Брэйнерда можно, в основном, узнать из его собственного дневника, который был опубликован после его смерти, а также из работы Джонатана Эдвардса  An Account of the Life of the late Reverend David Brainerd («Описание жизни преподобного Дэвида Брэйнерда», 1749 г.).56

                        5.5. Уильям Кэри, отец современной миссии

Прежде чем приступить к рассмотрению данного вопроса, хочу обратить внимание на тот факт, что такой беспристрастный методистский исследователь как Норман Карр Саргант дал высокую оценку конференции, которую провели кальвинистские методисты Уэльса в 1772 году. Эта конференция является веским доказательством того, что интерес к зарубежной миссионерской деятельности возник еще за сорок лет до наступления эпохи Великого Пробуждения. Широкое распространение такой литературы как Life of David Brainerd («Жизнь Дэвида Брэйнерда»), вне сомнений, пробудило интерес широких кругов христианского мира к миссионерской деятельности. Уильям Кэри, английский баптист-кальвинист, который способствовал основанию Баптистского миссионерского общества в 1792 году,57  по словам его современников, знал наизусть большие отрывки из этой книги.58

Когда Кэри попытался убедить христиан в необходимости основания миссионерского общества (сам он согласился заняться миссионерским служением немного позже), он встретил противодействие. Услышав призыв Кэри основать миссию среди язычников, баптистский служитель Джон Райланд-старший (1723–1792 гг.), говорят, обратился к нему со следующими словами: «Если Бог пожелает обратить язычника, Он сделает это и без вашей помощи».59  В данном случае мы имеем дело с идеей, которая уходит своими корнями еще во времена Ульриха Цвингли (1484–1531 гг.), согласно которой Бог, благодаря своему суверенному волеизъявлению, способен оказать милость падшим язычникам вне зависимости от того, знают ли они о Христе и Евангелии, или нет.60 Но несмотря на те выводы, которые некоторые авторы пытаются сделать на основании предполагаемых слов Райланда (например,  то, что желание Кэри заниматься зарубежной миссионерской деятельностью противоречило общепринятому мнению кальвинистских служителей, таких как Райланд),61 крайне трудно не заметить тот факт, что Кэри, наряду с Брэйнердом, Мэйхью и Элиотом, был истинным кальвинистом, который верил, что Бог использует возможности человека.62

Очень часто описывается миссионерское служение Кэри в Индии, и отмечается его значимость в контексте всемирной христианской миссии. В связи с этим важно отметить три основных вещи. Во-первых, необходимо помнить о том, что в контексте миссионерского рвения в Британии в эпоху духовного пробуждения служение Кэри поддержали и продолжили кальвинисты всех протестантских традиций. Современник Кэри Андрю Фуллер (1754–1815), будучи представителем недавно основанного миссионерского общества (после того как Кэри отправился в Индию), отмечал, что церкви практически всех деноминаций единодушно приветствовали их начинания. Верующие как кальвинистской, так и других традиций с радостью поддерживали миссионерское служение и участвовали в нем.63 Кэри стал символом и средоточием миссионерского рвения той эпохи, когда участие протестантов в мировой миссии стало наиболее активным за все время ее существования.

Во-вторых, описание служения Кэри в Индии очень напоминает описание деятельности протестантских миссий в Новой Англии и Юго-Восточной Азии: проповедь на языке коренного населения, Святое Писание на языке туземцев и подготовка служителей из представителей коренных народностей. Эти факты никоим образом не умаляют роль Кэри как лингвиста и переводчика-самоучки. На основании данных фактов мы хотели показать, что приоритеты и стратегии, которых он придерживался, использовались протестантскими миссионерами еще до него.

В-третьих, следует отметить, что Кэри, а также миссионерское общество, за создание которого он ратовал, были частью того, что Андрю Уоллс метко назвал «удачным замещением церкви» (the fortunate subversion of the church).64 Отметив ранее, что в деле мировой миссии протестантизм зависел от «энтузиастов», точно так же как католичество от членов монашеских орденов, следует сейчас признать, что когда кальвинистский протестантский мир начал активно участвовать в миссионерском служении, общества, будучи авангардом этого движения, не были (за исключением движения Моравских братьев) непосредственными орудиями церквей Реформации; они были добровольными обществами единомышленников из разных церквей, преследовавших общую цель. Это относится как к Баптистскому миссионерскому обществу, которое материально поддерживало Кэри, так и (даже в большей степени) к Миссионерскому обществу, основанному в Лондоне в 1795 году (впоследствии известное как Лондонское миссионерское общество), которое оказывало поддержку ревностным миссионерам из англиканских, пресвитерианских и конгрегациональных независимых церквей. Уделив время изучению биографий первых руководителей Лондонского миссионерского общества, которые представлены в сборнике Джона Моррисона, вы удивитесь, насколько они любили кальвинизм и миссионерское служение.65

Подражая своим английским коллегам, верующие Шотландии (Глазго и Эдинбург, 1796 г.), Нидерландов (Амстердам, 1797 г.), Швейцарии (Базель, 1815 г.) и Франции (Париж, 1822 г.) начали создавать собственные миссионерские общества. Хотя Лондонское миссионерское общество и приветствовало участие англиканской церкви в своей деятельности, тем не менее, в 1812 году было основано независимое от этой церкви так называемое Церковное миссионерское общество. По примеру Кэри и Баптистской миссии было основано еще одно добровольное общество - Американский совет уполномоченных по зарубежной миссии (конгрегационалистский), которое в 1812 году начало поддерживать миссионерскую деятельность в Индии. Элемент замещения, о котором говорил Уоллс, требовал определенного времени. Только несколько десятилетий спустя различные деноминации, членами которых были первые энтузиасты миссионерской деятельности, приступили к совместной поддержке миссионерского служения.66

                        6. Выводы

В этой статье мы не пытались переписать историю протестантской миссии, а всего лишь хотели привлечь внимание к незаслуженно забытым событиям этой истории. В таком случае следует признать как временное превосходство католической заокеанской миссии в эпоху великих географических открытий (пятьсот лет назад), так и ее ошибочную связь с колониальной репрессивной политикой. Кроме того, необходимо признать, что в тот период (когда для протестантских стран Европы стало возможным участие в морских экспедициях, то есть в конце шестнадцатого, начале семнадцатого века)  все же осуществлялись протестантские миссионерские предприятия (в которых видное место занимали представители кальвинистских церквей). Благодаря этой возможности, вначале Женева, а затем Нидерланды и пуритане Новой Англии занялись миссионерским служением.

В восемнадцатом столетии миссионерской деятельностью начали заниматься также лютеране-пиетисты и Моравские братья из Германии. Необходимо помнить, что эти миссионерские предприятия осуществлялись еще до того, как Ульям Кэри приступил к благовестническому служению в Индии в 1793 году. Тот, кто прочитал работу An Inquiry into the Obligations of Christians to Use Means for the Conversion of the Heathens («Об обязанности христиан использовать средства для обращения язычников», 1792 г.), знает, что этот миссионер стремился использовать в своем служении весь опыт протестантской миссии (в том числе и кальвинистской), которая существовала задолго до его рождения.67 Таким образом, в свете всего вышесказанного, назвать Кэри «отцом современных миссий» можно только с большой натяжкой.68  Рвение к миссионерской деятельности, которое проявлялось в поддержке Кэри и Баптистского миссионерского общества различными деноминациями, способствовало скорейшему основанию Лондонского миссионерского общества, которое отличалось от Баптистского общества не кальвинистскими  взглядами (с которыми оно вполне соглашалось), а взглядами на крещение. Появление новых миссионерских обществ на европейском континенте и в Америке являются ярким примером того, как ныне позабытый благовестнический порыв, тесно связанный с кальвинистским богословием, стал стимулом для широкого распространения протестантской миссионерской деятельности в «великую эпоху» всемирной миссии.

В конце девятнадцатого столетия факт тесной взаимосвязи кальвинизма с миссионерской деятельностью был до такой степени очевидным, что современники не считали даже нужным подробно писать о нем. Этот факт был аксиомой, не требующей доказательств. Согласно сохранившимся данным того периода (то есть конца девятнадцатого века), примерно двадцать пять процентов протестантских миссионеров были представителями реформатских и пресвитерианских церквей.69  Следует добавить, что в этих данных не упоминается о великом множестве конгрегационалистов, англикан и баптистов, которые, по своим богословским убеждениям, также были кальвинистами. Будет весьма полезным напомнить, сколько выдающихся миссионеров той великой эпохи были представителями кальвинистских кругов. Биографический словарь миссионеров говорит о Роберте Моррисоне (1782–1834 гг.), который к 1818 году перевел Святое Писание на китайский язык; Роберте Моффате (1795–1883) гг. и его зяте Дэвиде Ливингстоне (1813–1873 гг.), посвятившем себя служению в Южной и Центральной Африке, и о великом множестве других служителей.70

В свете всего вышесказанного, становится совершенно ясно то, что некоторые авторы (конца двадцатого столетия), утверждающие о великом вреде, нанесенном кальвинизмом миссионерской деятельности, слишком поспешили со своими опрометчивыми выводами. Тем, кто делает подобные заявления, особенно в контексте возрождающегося интереса к реформатскому богословию, следует более осторожно и внимательно исследовать данный вопрос, если они желают, чтобы к их работам относились серьезно. Говоря о том, что все ветви христианства могли бы внести больший вклад в развитие миссии, не следует забывать, что церкви кальвинистской традиции занимались миссионерской деятельностью так же долго, как и все остальные протестантские направления.

1.   ^ Норман Карр Саргант, “Calvinism, Arminianism and Missions,” London Quarterly and Holborn Review 176 (1951 год): стр.340–344.  Из того же периода представляет интерес работа Д. Ван ден Берга: “Calvin’s Missionary Message: Some Remarks About the Relation Between Calvinism and Missions,” EvQ 22 (1950 год): стр.174–187; и работа С. М. Цвемера “Calvinism and the Missionary Enterprise,” Theology Today 7 (1950 год): стр.206–21.

2.   ^ Саргант отметил это событие в Уэльсе в 1772 году не в ознаменование начала англоязычной протестантской зарубежной миссии, а чтобы показать, насколько естественным было желание кальвинистов заниматься миссионерской деятельностью в эпоху Великого Пробуждения. Далее мы ознакомимся с несколькими примерами протестантской миссионерской деятельности задолго до 1772 года.

3.   ^ Сугубо уэслианское миссионерское общество возникло на исторической сцене не раньше 1817 года. Несколько случаев осуществления зарубежной миссии методистами предшествовали основанию официального Миссионерского общества, благодаря заслугам Томаса Коука (1747–1814 гг.).

4.   ^ Тезис Карра весьма интересен. Он верил, что представление (настоящее или вымышленное) о кальвинизме как об учении, обслуживающем интересы антиномианства, помогало кальвинистам сосредоточиться на миссионерской деятельности, дабы доказать всем, что их верования не ведут к безразличию и духовной праздности.

5.   ^ Саргант, “Calvinism, Arminianism and Missions,” London Quarterly and Holborn Review 177 (1952 г.): стр.51. Мы еще возвратимся к рассмотрению вопроса протестантской миссии в восемнадцатом столетии и ранее. Пока же следует отметить, что теме взаимоотношений кальвинизма и миссионерской деятельности посвящено множество работ, в которых представлены самые разнообразные точки зрения.

6.   ^ Д. И. Пакер, Evangelism and the Sovereignty of God (Downers Grove: IVP, 1961г.), стр.8.

7.   ^ Уильям Ричли Хогг, “The Rise of Protestant Missionary Concern, 1517–1914,” в сборнике The Theology of Christian Mission (под общей редакцией Джеральда Х. Андерсона; New York: McGraw-Hill, 1961), стр.101. Хогг ссылается на хорошо аргументированную речь, произнесенную на Дортском синоде, в защиту учения о безусловном избрании от альтернативных богословских взглядов, представленных ранее Арминием (на тот момент покойным) и его последователями (ремонстрантами). Следует отметить, что в Дортском синоде участвовали видные защитники зарубежной миссионерской деятельности.

8.   ^ Уильям Эстеп, “Calvinizing Southern Baptists,” Texas Baptist Standard, 26 марта 1997 года.

9.   ^ Норман Гайслер, Chosen but Free (Minneapolis: Bethany House, 1999), стр. 136.

10.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Дэйв Хант, What Love Is This? Calvinism’s Misrepresentation of God (Sisters, OR: Loyal, 2002), стр. 29.

11.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Юсто Гонзалес, The Story of Christianity (2 тома.; Peabody: Prince, 2001), 1:377–412 стр.; Стивен Нил, A History of Christian Missions (2-ое издание; London: Penguin, 1990), гл.6. 

^ В отличие от Испании, расширение торговых интересов и влияния Португалии обычно не сопровождалось военной деятельностью.

12.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Бартоломео де лас Касас, “Letter to King Philip II,” в сборнике Classics of Christian Missions (под общей редакцией Фрэнсиса М. Дю-Боза; репринтное издание, Nashville: Broadman, 1979), стр.213–219.

13.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Работа Эразма Роттердамского 1535 года была опубликована под латинским названием Ecclesiastes sive Concionator Evangelicus (Об искусстве проповеди) в четырех томах. Из четырех томов на английский язык был переведен только первый том. Цитаты из этой работы представлены в книге Роланда Бэйнтона  Erasmus of Christendom (New York: Scribners, 1969), стр.324; и Джеймса Смита A Short History of Christian Missions (8-е издание; Edinburgh: T&T Clark, 1920), стр. 116–117. Отношение Эразма Роттердамского и остальных христианских гуманистов к необращенным людям описано в отличном исследовании Г. Х. Уильямса “Erasmus and the Reformers on Non-Christian Religions and Salus Extra Ecclesiam,” в сборнике Action and Conviction in Early Modern Europe: Essays in Memory of E. H. Harbison (под общей редакцией Теодора К. Рабба и Джерольда Е. Уигеля; Princeton: Princeton University Press, 1969), стр. 319–370. В. П. Стивенс исследует отношение Цвингли к этому вопросу в своей работе “Zwingli and the Salvation of the Gentiles” в сборнике The Bible, the Reformation and the Church: Essays in Honor of James Atkinson (под общей редакцией В. П. Стивенса; Sheffield: Sheffield Academic Press, 1995), стр.224–244.

14.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Роберт Беллармин, Controversiae, книга IV (цитируется по книге Стивена Нила History of Christian Missions, стр.189).

15.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Например, работа Густава Уорнека  An Outline of the History of Christian Missions from the Reformation to the Present Time (перевод Джорджа Робсона; 3-е издание; New York: Revell, 1901), стр.8–12; Хогг “Rise of Protestant Missionary Concern”; Нил, History of Christian Mission; Дэвид Ф. Райт, “The Great Commission and the Ministry of the Word: Reflections Historical and Contemporary on Relations and Priorities,” Scottish Bulletin of Evangelical Theology 25 (2007): стр.132–157. В шестнадцатом столетии получила широкое распространение идея, основанная на тексте из Кол. 1:23 (а именно о возвещении Евангелия «всей твари поднебесной») о том, что Евангелие уже было провозглашено по всему миру. Поэтому, народы, пребывающие во тьме язычества, рассматривались как отвергшие Евангелие в прошлом. О поддержке этой идеи преемником Жана Кальвина Теодором Беза и лютеранским богословом второго поколения Йоханом Герхардом, а также опровержение данного взгляда Адрианом Саравия, смотрите работу Нила History of Christian Mission, стр.189–190.

16.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ (1) Следует помнить, что ранний протестантизм был занят собственной консолидацией. (2) Некоторые ранние протестанты считали, что Великое Поручение утратило свою актуальность в их эпоху. (3) Кроме того, религиозные войны способствовали развитию у протестантов инстинкта самосохранения. (4) Протестантские правительства, которые заботились о защите раннего протестантизма, не проявляли интереса к миссионерской деятельности. (5) У протестантов не было того монашеского миссионерского ресурса, который эффективно использовался в католическом миссионерском служении. (6) У ранних протестантов практически не было контактов с представителями нехристианских народов. Так продолжалось вплоть до семнадцатого столетия (Kеннет Скотт Латуретт, History of the Expansion of Christianity [London: Eyre and Spottiswoode, 1944], 3:25–30 стр.).

17.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Латуретт  в данном случае  вторит Уорнеку, Outline, стр.8. Смотрите также работу Нила History of Christian Mission, стр.188. Современный историк Гленн Саншайн использовал этот позабытый, но серьезный аргумент в работе “Protestant Missions in the Sixteenth Century” , в сборнике The Great Commission: Evangelicals and the History of World Missions (под общей редакцией Мартина Клобера и Скота Манетша; Nashville: Broadman & Holman, 2008), стр.14. Эндрю Уоллс в своей работе “The Eighteenth Century Missionary Awakening in Its European Context” пишет о «новом морском сознании иберийцев»; смотрите также работу Брайана Стенли Christian Missions and the Enlightenment (Grand Rapids: Eerdmans, 2001), стр. 28

18.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Латуретт, History, 3:27 стр.

19.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Нил описывает важность этого водораздела в истории католической миссии (History of Christian Mission, стр.152).

20.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Просто поразительно, что концепция «домашней миссии» используется для описания ранней деятельности европейского протестантизма историком Джорджем Смитом в работе от 1884 года (A Short History of Christian Mission [8-ое издание; Edinburgh: T&T Clark, 1920 год], стр.110).

21.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ В. Стенфорд Рейд, “Calvin’s Geneva: A Missionary Centre,” RTR 42 (1983 год): стр.69.

22.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^  Общая картина подготовки беженцев в протестантских городах для последующего миссионерского служения в разных странах Европы отлично представлена Уильямом Монтером в работе Calvins Geneva (New York: Wiley, 1967 год), стр.134–135, где упоминается о ста двадцати миссионерах, получивших миссионерскую подготовку в период с 1555 по 1572 год, а также Грэмом Мердоком в книге Beyond Calvin: The Intellectual, Political and Cultural World of Europes Reformed Churches (New York: Palgrave MacMillan, 2004 год), стр. 34–35. Мердок пишет о более чем двухстах проповедниках-миссионерах, возвратившихся во Францию из Женевы, Лозанны и Нешателя за период с середины 1550 года до 1570 года. Дополнительные сведения, особенно относительно роли Женевы в этой области, представлены в работе Роберта М. Кингдона Geneva and the Consolidation of the French Protestant Movement 1564–1572 (Madison: University of Wisconsin Press, 1967 год), стр.30–36; Филиппа Эджкамба Хьюза “John Calvin as a Director of Missions” в сборнике The Heritage of John Calvin (под общей редакцией Джона Братта; Grand Rapids: Eerdmans, 1973 год), стр.140–154; а также В. С. Рейда, “Calvins Geneva: A Missionary Centre,” RTR 42 (1983 год): стр.65–73

23.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Скотт Хендрикс, Recultivating the Vineyard: The Reformation Agendas of Christianization (Louisville: Westminster John Knox, 2004 год), стр.17.

24.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Главная цель этой статьи — показать, что реформатское богословие никоим образом не исключало миссионерскую деятельность. В связи с этим следует отметить, что лютеранское влияние Виттенберга выражалось в призывах к реформированию Церкви и в подчеркивании необходимости переводов Святого Писания на языки народов Дании, Швеции, Исландии, Финляндии, Польши, Моравии и Венгрии. Смотрите работу Пола Е. Пирсона “The Reformation and Mission” в сборнике Evangelical Dictionary of World Missions (под общей редакцией Скота Моро; Grand Rapids: Baker, 2000 год), стр. 813–814.

25.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Эндрю Уоллс, “The Eighteenth Century Missionary Awakening in Its European Context”, стр.24. Уоллс показывает, что это желание в среде протестантов возбуждалось европейскими христианами пиетистского толка (стр.30–31).

26.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Часть информации о Виллеганьоне заимствована из работы Г. Баец-КамаргоThe Earliest Protestant Missionary Venture in Latin America,” CH 21 (1952 г.): стр. 135; а также Эми  ГласснерThe First Protestant Missionary Effort: Why Did it Fail?” International Bulletin of Missionary Research 8 (1984 г.): стр.12–13.

27.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Важно отметить, что в этой экспедиции, которая первоначально была сугубо католическим предприятием, не было ни одного миссионера-священника.

28.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Жан де Лери, Journal de Bord de Jean de Léry en la Terre de Brésil 1557, presénté et commenté par M.R. Mayeux (Paris, 1957 год), цитируется по работе Р. Пирса БивераThe Genevan Mission to Brazil” в сборнике The Heritage of John Calvin (под общей редакцией Джона Братта; Grand Rapids: Eerdmans, 1973 год), стр.61. Часть Journal  де Лери была издана на английском языке под названием “Journey to the Land of Brazil, 1557” в сборнике Джоаннеса Боэмуса The Manners, Lawes, and Customes of All Nations, Collected out of the Best Writers (1610 год; перевод Эда Астона; London: G. Eld, 1611 год), стр.483–502. Я признателен соискателю докторской степени в области богословия Трэвису Майеру (Бостонский университет и семинария «Гордон-Конвелл») за то, что он посоветовал мне прочитать книгу Боэмуса, которая доступна на сайте «Early English Books Online».

29.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Колиньи, будучи адмиралом, был ответственен за французский флот и морские предприятия.

30.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Бивер, “The Genevan Mission,” стр.62.

31.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Там же, стр. 64.

32.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Гордон, “The First Protestant Missionary Effort,” стр.14.

33.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Там же, стр.16.

34.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Эту аргументацию наиболее эффективно развил Генри М. Кнапп в “The Character of Puritan Missions: The Motivation, Methodology and Effectiveness of the Puritan Evangelization of the Native Americans in New England,” Journal of Presbyterian History 76 (1998 год): стр.113.

35.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Это здравая оценка Р. Пирса Бивера в “American Missionary Motivation Before the Revolution,” CH 31 (1962 г.): стр.216. Эта точка зрения была с новой силой подчеркнута в превосходном эссе Джона Гинксона “Missions Among Puritans and Pietistsв сборнике The Great Commission: Evangelicals and the History of World Missions (под общей редакцией Мартина И. Клаубера и Скота М. Манетша; Nashville: Broadman & Holman, 2008 год), стр.224–225. Читайте также рассмотрение данной проблемы в работе Д. А. Йонга As the Waters Cover the Sea: Millennial Expectations in the Rise of Anglo-American Missions 1640–1810 (Kampen: J.H. Kok, 1970 год), стр. 31–33.

36.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Раздел под названием “Reasons to be considered for Justifieinge the Undertakinge of the Intended Plantation in New England” из книги Р. Уинтропа  Life and Letters of John Winthrop (2 т.; Boston: Little, Brown, 1864 год), 1:309–311 стр. как указано в работе Лэйси Болдуина Смита The Past Speaks: Sources and Problems in English History (2 тома; 2-ое издание; Lexington, MA: Heath, 1993 г.), 1:411 стр. Интересно отметить обеспокоенность Уинтропа по поводу миссионерской деятельности иезуитов в Новом Свете.

37.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Полезное обсуждение постепенного развития миссионерской деятельности среди индейцев в колонии Массачусетса представлено в работе Ричарда В. Когли John Eliots Mission to the Indians Before King Philips War (Cambridge: Harvard University Press, 1999), гл.1–2.

38.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ По всей видимости, постановление «Долгого парламента» (Long Parliament) от 1649 года было первым постановлением протестантской законодательной власти в поддержку зарубежной миссионерской деятельности. Джон Гинксон называет его «старейшим английским протестантским миссионерским обществом (“the oldest English Protestant Missionary Society”), (“Missions Among Puritans and Pietists,” стр. 28). Сохранившиеся архивные данные о служении Элиота были изучены Сидни Х. РуThe Theology of Missions in the Puritan Tradition (Grand Rapids: Eerdmans, 1965), гл.3; и де Йонгом As the Waters, стр.67–78. Трактаты о необходимости миссионерской деятельности среди индейцев и отчеты о проделанной работе, опубликованные Элиотом в семнадцатом столетии, были изданы Майклом Кларком под названием The Eliot Tracts: With Letters to John Thorowgood and Richard Baxter (New York: Praeger, 2003 год).

39.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Эти данные об Элиоте предоставлены П. С. Х. Лимом в Biographical Dictionary of Evangelicals (под общей редакцией Тимоти Т. Ларсена, Дэвида В. Беббингтона и Марка А. Нолла; Downers Grove: IVP, 2003 год), стр.206.

40.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Р. В. Когли отмечает, что члены роксбургской общины учили индейцев плотничному делу и сельскому хозяйству, а также оказывали им медицинскую помощь (“John Eliots Puritan Ministry,” Fides et Historia 31 [1999]: стр. 9).

41.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Гинксон, “Mission,” стр.29–31.

42.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Эрнст Бенц, “Pietist and Puritan Sources of Early Protestant World Missions,” CH 20 (1951): стр.31–33. Основные подробности о датской миссии (из Галле) представлены в работе Нила History of Christian Mission, стр.194–198. Рональд Е. Дэвис отметил, что еще одним важным летописцем трансатлантической миссии того периода был Скотт Роберт Миллар (1672–1752). Смотрите работу “Robert Millar—An Eighteenth Century Scottish Latourette,” EvQ 42 (1990): стр.143–156. Рассказы о служении Джона Элиота и миссионерах Транкбара были собраны в середине восемнадцатого столетия шотландским служителем Джоном Гиллисом (1712–1796 гг.) в работе Historical Collections Relating to Remarkable Periods of the Success of the Gospel (1754; преподобный Гораций Бонар; Kelso: J. Rutherfurd, 1845 г.).

43.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Нил, History of Christian Mission, стр.195–196.

44.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Когли, “John Eliot’s Puritan Ministry,” 10n10; Neill, History of Christian Mission, стр.150.

45.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Стивен Сивилка, “Thomson, James ‘Diego’” в Evangelical Dictionary of World Missions, стр.959–960.

46.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Хендрикс, Recultivating the Vineyard, стр.172–173

47.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Ян Йонгенель, “The Missiology of Gisbertus Voetius: The First Comprehensive Protestant Theology of Missions,” CTJ 26 (1991): стр. 72 Йонгенель отмечает, что перевод Евангелия от Матфея был доступен уже в 1629 году.

48.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Нил, History of Christian Mission, стр.191.

49.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Отметьте, что истолкование, которое предложил Ричли Хогг в 1959 году (см. подстрочную ссылку 7), представлено без соответствующего доказательства.

50.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Джеймс Танис, “Reformed Pietism and Protestant Missions” в HTR 67 (1974): стр.71–73. Йонгенель в “The Missiology of Gisbertus Voetius” (стр.56) отмечает, что приверженность Воэтуса учению об избрании было руководящим принципом богословия его миссии.

51.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Энтони Хукема “The Missionary Focus of the Canons of Dordt,” CTJ 7 (1972): стр. 209–220.

52.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Существует огромное количество литературы того периода. Одной из самых серьезных работ, в которой рассматриваются все географические регионы, является книга В. Р. Варда The Protestant Evangelical Awakening (Cambridge: Cambridge University Press, 1992).

53.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Tимоти Джордж “The Evangelical Revival and the Missionary Awakening,” в The Great Commission: Evangelicals and the History of World Missions (под общей редакцией Мартина Клобера и Скота Манетша; Nashville: Broadman & Holman, 2008), стр.47.

54.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Это общество было основано в Эдинбурге еще в 1709 году. Детали представлены в работе Д. Е. МикаScottish S.P.C.K.” в Scottish Dictionary of Church History and Theology (под общей редакцией Нигеля М. Де С. Камерона; Downers Grove: IVP, 1993), стр. 761–762. Английский аналог этого общества - S.P.C.K. был основан в 1698 году. Важные детали о шотландском S.P.C.K. были представлены Дональдом МакЛином в “Scottish Calvinism and Foreign Missions,” Records of the Scottish Church History Society 6 (1938): стр.5–7

55.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Гинксон, “Mission,” стр.32–33 Джонатан Эдвардс (который мог стать тестем Брэйнерда, если бы Брэйнерд и  дочь Эдвардса Джеруша не скончались от туберкулеза), сам занялся миссионерской деятельностью среди индейцев западного Массачусетса после конфликтной ситуации в общине Нортгемптона. Смотрите работу Джорджа Марсдена “Jonathan Edwards as Missionary,” Journal of Presbyterian History 81 (2003 г.): стр.5–17.

56.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Браян Стенли отмечает, что это общество первоначально называлось “The Particular-Baptist Society for Propagating the Gospel Among the Heathen” (“Baptist Missionary Society,” в Evangelical Dictionary of World Missions, 110 стр.). Tерминparticular” указывает на то, что эти баптисты придерживались кальвинистского учения об ограниченном искуплении.

57.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Tимоти Джордж, “Evangelical Revival,” стр. 47. Джордж отмечает, что Генри Мартин, молодой англиканский капеллан из Индии, находился под влиянием как Кэри, так и Брэйнарда.

58.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Представлено в работе Тимоти Джорджа “Evangelical Revival” (стр.50).

59.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Cтивенс, “Zwingli and the Salvation of the Gentiles” , стр.224–244.  Стивенс отмечает, что точка зрения Цвингли по данному вопросу практически ничем не отличалась от точки зрения христианских гуманистов шестнадцатого столетия, которые чрезвычайно почтительно отзывались о великих умах античности, предполагая, что они включены в число избранных, благодаря их «прозрениям» в отношении Божьей истины, явленной в мироздании.

60.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Аналогичной аргументации придерживался такой полемист как Уильям Эстеп (см. подстрочную ссылку 9).

61.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Рассмотрение этого спорного вопроса представлено в работе Томаса Д. НеттлсаBaptists and World Missions,” в The Great Commission: Evangelicals and the History of World Missions (под общей редакцией Мартиа Клобера и Скота Манетша; Nashville: Broadman & Holman, 2008), стр.90–91.

62.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Д. В. Moррис, Memoir of the Life and Writings of Andrew Fuller (London: T. Hamilton, 1816), стр.145–147.

63.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ См. работу Эндрю Уоллса “Missionary Societies and the Fortunate Subversion of the Church,” EvQ 60 (1988): стр.141–155.

64.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Джон Моррисон, Fathers and Founders of the London Missionary Society: A Jubilee Memorial Including a Sketch of the Origin and Progress of the Institution (London: Fisher, 1844). Десять из тридцати шести ведущих пасторов, которые стояли у истоков основания Лондонского миссионерского общества, были шотландскими пресвитерианами, которые служили шотландским эмигрантам в Англии. Остальные представляли конгрегационалистские, а также методистские кальвинистские церкви Лондона и юга Англии. Евангельский кальвинизм раннего Лондонского миссионерского общества (LMS) подробно описывается в работе  Джоаннеса Ван ден Берга Constrained by JesusLove (Kampen: J. H. Kok, 1956).

65.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ В целом, можно сказать, что в двадцатых годах девятнадцатого столетия деноминации реформатской традиции развивались достаточно бурно на обоих берегах Атлантического океана. Они совместно создавали миссионерские общества, тем самым демонстрируя единство друг с другом.

66.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Факсимильное издание Inquiry Кэри было опубликовано в 1961 году (London: Carey Kingsgate). Кроме того, эта работа включена в книгу Дэниэла Уэббера William Carey and the Missionary Vision (Edinburgh: Banner of Truth, 2005).

67.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^  A. Moрган Дерхам, “Carey, William,” в New International Dictionary of the Christian Church (под общей редакцией Д. Д. Дугласа; Grand Rapids: Zondervan, 1974), стр.192.

68.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ^ Это заявление принадлежит шотландскому церковному историку T. M. Линдсею (1843–1914). Глазго, 1896 год. Общее собрание альянса реформатских и пресвитерианских церквей. Цитируется Цвемером в “Calvinism and Missionary Enterprise,” стр.215.

^ При исследовании биографического словаря мы видим, что представители реформатских церквей внесли значительный вклад в дело зарубежной миссии. Девятнадцатое столетие: Aлександр Дафф, Дональд Фрейзер, Джон Гедди, Джонатан и Розалинда Гофорт, Aдонирам Джадсон, Дэвид Ливингстон, Роберт Моффат, Сэмюэль A. Mоффат, Роберт Моррисон, Джон Л. Невиус, Джон Г. Патон, Джон Филипп, A. T. Пирсон, Джон Скаддер, Mэри Слессор, Джоаннес ван дер Кемп, Джон Уильямс. Двадцатое столетие: Д. Х. Бавинк, Уильям Борден, Дэвид Бош, Хендрик Кремер, Сэмюэль Хью Моффат, Лесли Ньюбигин, Д. Х. Oлдхам, Ида Скаддер, Роберт Е. Спеер, Джоанна Веенстра, Джоаннес Веркойл, Сэмюэль Цвемер.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Комментарии:

1. Никита
27.07.2011 | 16:06
На мой скромный и строго объективный взгляд
не совсем удачный перевод
...Такого рода представления уже существовали в 1959 году, когда богослов Д. И. Пакер прочитал несколько лекций, посвященных данной теме, в одном из университетов (и которые впоследствии стали основой для написания книги Evangelism and the Sovereignty of God («Благовестие и божественный суверенитет»)).

Имя Джеймс всегда сокращали как Дж.

И на русском языке эта книга вышла под названием
"Проповедь Евангелия и всевластие Бога"(Издательство "Евангелие и Реформация") которую можно приобрести по привлекательной цене
http://www.epbook.by/shop/product_info.php?products_id=476&osCsid=5c9f55383c8fe34b3834a18c156b2828