10.07.2011
Скачать в других форматах:

Джонатан Эдвардс

Религиозные чувства

Предисловие автора

Нет вопроса, который имел бы большую значимость для человеческого рода, и надлежащее решение которого сильнее касалось бы каждого отдельного человека, чем этот: «Каковы отличительные качества тех, кто пользуется благосклонностью Бога и имеет право на Его вечные награды?» Или, «Какова природа истинной религии? Где находятся отличительные черты той добродетели и святости, которая приемлема в глазах Бога?» Но хотя этот вопрос очень важен, и мы имеем ясный и обильный свет в Слове Божьем, который направляет нас в этом отношении, тем не менее, нет другого пункта, по которому исповедующие христиане сильнее отличались бы друг от друга. Было бы бесконечным занятием подсчитывать многообразие мнений по этому вопросу, которые разделяют христианский мир. Это и делает очевидной истинность заявления нашего Спасителя: «…тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мт. 7:14).

Рассуждение над этими вещами давно заставило меня приняться за эту проблему с предельными усердием и вниманием и точностью исследования и изучения, на которые я был способен. Это предмет, к которому мой ум особенно настойчиво стремился с того самого момента, когда я впервые вступил на путь изучения богословия. Но, что касается успеха моего изучения, то он должен быть оставлен на суд читателя нижеследующего трактата.

Я ясно представляю, что гораздо труднее судить беспристрастно о том, что является темой этого разговора, среди пыли и дыма такого состояния противоречия, в котором наша страна теперь находится в отношении вопросов этого рода. Так как труднее писать беспристрастно, то труднее и читать беспристрастно. Возможно, многие будут уязвлены в своем духе, когда найдут, что здесь осуждается многое из того, что принадлежит к религиозному чувству; и, наверное, возмущение и презрение пробудится у других, когда они увидят, что так многое здесь оправдывается и одобряется. И, может быть, некоторые будут готовы обвинить меня в непоследовательности самому себе в том, что я так сильно одобряю некоторые вещи и так сильно осуждаю другие; так как я нахожу, что некоторые всегда возражали против этого с самого начала наших недавних дебатов о религии. Тяжелая вещь — быть сердечным и страстным другом добрых и славных моментов в последних необыкновенных внешних проявлениях и испытывать большую радость в них, и одновременно видеть злую и пагубную тенденцию того, что было плохо, и серьезно сопротивляться этому. Однако я со смирением, но вполне убежден, что мы никогда не будем на пути истины, не будем ходить по пути, приемлемому Богу, и стремиться к приближению Царства Христа, пока не станем делать это. Конечно, есть нечто очень таинственное в том, что так много добра и так много зла смешано в Церкви Божьей; подобно тому, как таинственным является то, что озадачивало и изумляло многих добрых христиан, а именно, что то Божественное и драгоценное, как спасительная благодать Бога и новая и Божественная природа, соседствует с таким развращением, лицемерием и беззаконием в сердце одного и того же святого. И ничто из этого не является в большей степени таинственным, чем реальным. И ничто из этого не является новостью или редкостью. Нет ничего нового в том, что немалым будет распространение ложной религии во время великого оживления истинной религии; и что в такое время немало лицемеров восстанет среди истинных святых. Во время этой великой реформации и возрождения религии было то же, что и во времена Иосии (см. Иер. 3:10; 4:3-4); также и вскоре после его царствования было великое отступление в земле. В тот период великого излияния Духа на иудеев было то же, что и во дни Иоанна Крестителя, как явствует из великого отступничества этого народа вскоре после такого общего пробуждения и из временного религиозного успокоения и радости многих: «…а вы хотели малое время порадоваться при свете его» (Ин. 5:35). Так было во время того большого волнения толпы, вызванного проповедью Иисуса Христа, когда было много званных, но мало избранных. Так было с толпой, которая была воодушевлена и тронута Его проповедью и временами казалась сильно увлеченной, исполненной восхищения Христом и возвышенной радости, но среди них было мало истинных учеников, которые выдержали удар тяжелых испытаний, нахлынувших впоследствии, и выдержали их до конца. Многие были похожи на каменистую почву или тернистую почву, но сравнительно мало из них были подобны доброй почве. Из всего собравшегося множества большая часть была «соломой», которую впоследствии унес ветер, а масса оставшейся пшеницы была сравнительно малой, о чем обильно свидетельствует новозаветная история. Так было во время великого излияния Духа во дни  апостолов (см. Мт. 24:10-13; Гал. 3:1; 4:11,15; Флп. 2:21; 3:18-19; 1 Кор. 1—16; 2 Кор. 1—13). Так же было и в эпоху великой Реформации от папства. Кажется ясным, что в видимой церкви Божьей во времена великого оживления религии время от времени было так же, как с плодовыми деревьями в саду: множество цветов, все из которых кажутся приятными на вид и красивыми и выглядят многообещающе плодоносными, но многие из них недолговечны — они скоро опадают и никогда не достигают полноты плода.

Не то, чтобы следовало предположить, что всегда так будет, ибо хотя в этом мире никогда не будет полной чистоты, будь то в отдельных святых, в совершенной свободе от примесей развращения; или в Церкви Божьей, без какой-либо смеси лицемеров со святыми, поддельной религии и ложных проявлений благодати с истинной религией и реальной святостью. Тем не менее, очевидно, что настанет время гораздо большей чистоты в Церкви Божьей, чем в прошедшие века (см. Ис. 52:1; Иоил. 3:17; Зах. 14:21; Пс. 68:33,36-37; Ис. 4:3-4; 35:8,10; Иез. 20:38; Пс. 36:9-10,22,29). И одной важной причиной этого будет то, что в то время Бог даст гораздо больше света Своему народу, чтобы он различал между истинной религией и ее подделками. «И сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде» (Мал. 3:3). Добавлю сюда еще один стих, который является продолжением пророчества о тех же счастливых временах: «И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему» (Мал. 3:18).

Именно в нераспознанной и неразличимой смеси поддельной религии дьявол до настоящего времени имел свое самое большое преимущество в борьбе против дела и Царства Христа. Именно этим способом, главным образом, он брал верх над всеми оживлениями религии, которые происходили когда-либо после основания христианской церкви. Этим он нанес гораздо больше вреда делу христианства во время и после апостольского века, чем преследования со стороны как иудеев, так и язычников. Апостолы во всех своих посланиях проявляют в гораздо большей мере обеспокоенность по поводу первого зла, чем последнего. Этим методом сатана достиг своей цели в борьбе против Реформации, начатой Лютером (Luther), Цвингли (Zwinglius) и другими, и прервал ее распространение и компрометировал ее в десять раз больше, чем это сделали все кровавые, жестокие и прежде неслыханные гонения, предпринятые католической церковью. Этим он, главным образом, взял верх над оживлениями религии, которые имели место в нашей стране после Реформации. Этим он преуспел в борьбе против Новой Англии, угасил любовь и расхитил радость ее деятельности около ста лет назад. И, на мой взгляд, я имел достаточную возможность ясно увидеть, что этим дьявол одержал победу над последним великим оживлением религии в Новой Англии, таким удачным и многообещающим вначале. Весьма очевидно, что здесь было главное преимущество сатаны во вражде с нами; этим он расстроил наши планы. Именно вследствие этого дочь Сиона в этой стране сейчас лежит на земле, в таких плачевных обстоятельствах, в которых мы теперь наблюдаем ее, с разодранными одеждами, с обезображенным ликом, с открытой наготой, валяющуюся в крови своих собственных ран и не имеющую сил подняться, и все это — так скоро после ее недавних великих радостей и надежд.  «Сион простирает руки свои, но утешителя нет ему. Господь дал повеление о Иакове врагам его окружить его» (Пл. Иер. 1:17). Я видел, как дьявол также одержал победу в борьбе против двух великих оживлений религии в нашей стране. Сатана продолжает действовать в отношении человечества так же, как он начинал с ним. Он одержал верх над нашими прародителями и выбросил их из рая, и внезапно привел все их счастье и славу к концу, явившись в образе друга их блаженного райского состояния и притязая на то, что он поднимет его до более высокой ступени. Итак, тот же самый коварный змей, который своим вероломством обманул Еву, отвратив нас от простоты во Христе, неожиданно сумел лишить нас прекрасной перспективы, которую мы имели недавно, — своего рода райского состояния Церкви Божьей в Новой Англии.

После того как религия в Церкви Божьей оживает и появляются враги, люди, которые заняты защитой ее дела, обычно сильнее всего подвергаются опасности в те моменты, когда они меньше всего осознают ее. Когда они полностью сконцентрированы на противниках, которые открыто предстают перед ними, чтобы двинуться на них, и пренебрегают тем, чтобы внимательно осмотреться кругом, дьявол подкрадывается к ним сзади и наносит фатальный невидимый удар, и он имеет возможность поразить еще точнее и ранить еще глубже, потому что он бьет так, как ему удобно, и так, как ему нравится, и ему не препятствует никакая защита или сопротивление.

Похоже, всегда так будет в церкви, когда религия переживает заметное оживление, пока мы не научимся различать между истинной и ложной религией, между спасительными чувствами и переживаниями и теми разнообразными показными шоу и сверкающими внешними проявлениями, которые подделывают их, и последствия которых, если их не распознать, часто бывают невыразимо страшными. Посредством этого дьявол доставляет себе удовольствие, добиваясь того, что то, что многие люди должны приносить Богу под знаком приятного и приемлемого служения Ему, оказывается превыше всего отвратительным Ему. Посредством этого он обманывает огромное множество людей в отношении состояния их душ, заставляя их думать, что они представляют собой что-то, тогда как они — ничто, и, тем самым, губит их навечно. И не только это, но и утверждает многих в сильном убеждении относительно их выдающейся святости, в то время как в Божьих глазах они — одни из самых низких лицемеров. Посредством этого он во многих отношениях заглушает и ранит религию в сердцах святых, затуманивает и деформирует ее грязными примесями, вызывает прискорбное вырождение их религиозных чувств и порой в течение значительного времени их уподобление манне, которая породила червей и начала смердеть; а также ужасающе улавливает и смущает умы других святых, и вводит их в большие трудности и искушения, и втягивает их в пустыню, из которой они никак не могут выбраться сами. Посредством этого сатана сильно подстрекает сердца открытых врагов религии, и укрепляет их руки и наполняет их оружием, и делает сильными их крепости, тогда как при этом религия и Церковь Божья остаются незащищенными перед ними, как город без стен. Посредством этого он добивается того, что люди творят нечестие под видом совершения служения Богу и, тем самым, грешат безудержно, даже с горячим рвением и усердием и изо всех своих сил. Посредством этого он привлекает даже друзей религии, неразличимо для них самих, совершать работу врагов, разрушая религию гораздо более эффективным образом, чем это могут делать открытые враги, под видом ее развития. Посредством этого дьявол рассеивает стадо Христово и восставляет их друг против друга, и это — с большим рвением духа, под видом ревности для Бога; и религия постепенно вырождается в тщетные пререкания. И во время этой борьбы сатана уводит обе стороны далеко от истинного пути, загоняя каждую из них в большие крайности: одну — в правую сторону, а другую — в левую, в зависимости от того, к какой стороне он находит их более склонными, или куда их легче всего направить или поколебать, пока правильный путь посередине почти совсем не останется в пренебрежении. И среди этой путаницы дьявол имеет прекрасную возможность продвигать свои собственные интересы, и укреплять их бесчисленными способами, и получить управление всем в свои собственные руки и творить свою собственную волю. И вот в чем можно увидеть страшные последствия этой фальшивой религии, когда она неотличима от истинной религии: умы Божьих людей в целом выбиты из колеи и расстроены в вопросах религии, и они не знают, где найти опору для своих ног, или что думать или делать. И многие охвачены сомнениями относительно того, есть ли что-либо стоящее в религии; и ереси, неверность и атеизм значительно преобладают.

Поэтому нам весьма надлежит приложить наши максимальные усилия, чтобы ясно распознать, хорошо уяснить и утвердиться в том, в чем заключается истинная религия. Пока это не будет сделано, можно ожидать, что великие оживления религии будут всего лишь непродолжительными. Пока это не будет сделано, мало доброго можно ожидать от всех наших горячих дебатов, разговоров и из печати, так как мы не знаем ясно и отчетливо, что мы должны отстаивать.

Мой замысел — внести скромную лепту и приложить все усилия (какими бы немощными они ни были) для этой цели в последующем трактате. Нужно отметить, что мое намерение несколько отлично от замысла в том, что я опубликовал прежде, и что было призвано показать отличительные признаки работы Духа Божьего, включающей как Его общие, так и спасительные деяния. Сейчас я ставлю своей целью показать природу и признаки благодатного действия Божьего Духа, по которым их следует отличать от всего того, чему подвержены умы людей, и что не имеет спасительной сущности. Если я добился успеха в этой моей цели в какой-либо приличной мере, я надеюсь, это будет способствовать поддержке интересов религии. Независимо от того, удалось ли мне пролить какой-либо свет на этот предмет или нет, и как мои попытки будут подвергаться упрекам в эти придирчивые и склонные к осуждению времена, я надеюсь по милости благодатного Бога на принятие искренности моих стремлений, и также надеюсь на искренность и молитвы истинных последователей кроткого и доброжелательного Агнца Божьего.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.