06.02.2011
Скачать в других форматах:

Хэддон Робинсон

Ясность: как сделать проповедь понятной для всех

 

Отправляя с донесением своих посланников, Наполеон давал им три напутствия: «Ясность, ясность и ясность». Проповедников, которые заинтересованы в ясном изложении послания Святого Писания, на этом пути подстерегают несколько ловушек. Во-первых,  склонность к использованию множества библейских текстов для лучшего понимания послания. В результате, мы говорим слишком много, а передаем слушателям слишком мало. Мы смело идем с рогатиной на медведя, но вскоре отвлекаемся на бесконечную погоню за двумя зайцами. В конечном итоге, мы, увлекшись частностями, упускаем из виду общую картину, основные контуры которой были набросаны нами в начале. Таким образом, за множеством фрагментов не видно целостного послания. Кроме того, мы можем попасть в ловушку устной передачи послания. Проповедники должны работать над четкостью и ясностью речи, так как устное слово лишено некоторых вспомогательных средств, присущих слову письменному. Во время написания послания мы можем использовать абзацы, знаки препинания, давать названия разделам и заключать текст в кавычки. Такое невозможно в устной проповеди. Кроме того, если я сразу не понял, о чем говорит проповедник, я могу мысленно повторить его слова и поразмышлять над их смыслом, однако, пока я буду размышлять, пропущу то, о чем он проповедует в настоящий момент. Поэтому, проповедник обязан помогать общине мыслить четко и ясно.

 

Проповедники, которые записывают проповеди для большей ясности,  зачастую могут достигнуть обратного результата из-за стиля написания. Если это правда, тогда как нам перебросить мост через пропасть между ясностью в наших заметках и ясностью в их изложении? Прежде всего, необходимо определиться с основной темой проповеди. Работая над конспектом проповеди, мы должны ответить на два вопроса. Во-первых, о чем я собираюсь говорить. Нам необходимо четко и ясно определить тему проповеди. Например: «Почему я должен быть верным?», «Где я могу служить Христу наиболее плодотворно?» Мы называем эти вопросы предметом обсуждения, хотя на самом деле, они представляют собой ответ на вопрос: «О чем я говорю?» Во-вторых, мы должны быть способны ответить на другой вопрос: «Как я буду передавать смысл послания? Каковы основные положения этого послания?» Наши проповеди зачастую не отличаются ясностью, потому что прежде чем взойти на кафедру, мы не потрудились ответить на эти два вопроса. Те, кто собирается прочитать разъяснительную проповедь, должны задать себе дополнительный вопрос: «Какую цель я преследую?» Конечно, у проповедников, которые подготавливают тематическую проповедь, есть больше преимуществ в определении цели, которая зачастую представлена в названии проповеди. Однако, проповедник, читающий разъяснительную проповедь, склонен начинать и заканчивать рассмотрение текста, никогда не отвечая на следующий вопрос: «Почему в это воскресенье я читаю именно эту проповедь?» Тот факт, что вам необходимо стоять за кафедрой с 11:25 до 12:00, не является удовлетворительным ответом на поставленный вопрос.

 

Хорошо составленный конспект способствует более ясному изложению проповеди. Мы можем  составить конспект проповеди, план проповеди, благодаря которому устанавливается взаимосвязь между предшествующими и последующими утверждениями. Например,  проповедуя о прощении, вам, по всей видимости, будет необходимо вначале объяснить, почему вы затронули данную тему. Во-первых, вы можете сказать: «Нам необходимо прощать». Во-вторых, подчеркнуть следующее: «Но, несмотря на то, что нам необходимо прощать, нам крайне трудно это делать». В-третьих, сказать: «Но у меня хорошие новости. Хотя нам трудно прощать, мы, будучи христианами - последователями Иисуса Христа, можем перебороть себя и простить обидчика». Эти основные положения проповеди можно изложить в форме общения между проповедником и общиной, а не просто в трех сухих утверждениях. Такой подход помогает нам упорядочить изложение проповеди, но он не является единственно правильным. Конечно, если мы стремимся к ясному изложению проповеди, тогда нам следует время от времени его использовать. Но если каждая проповедь будет облечена в подобную форму, тогда, слушая ее, община будет зевать от скуки. Есть еще один способ сделать проповедь более ясной и понятной. Вначале необходимо четко объяснить общине основную тему проповеди. Например, проповедник, завершая вводную часть проповеди, может сказать следующее: «Бог иногда показывает, что Он верен Своим обетованиям, совершая чудеса в окружающем нас мире или в нас». В этих словах уже заключена вся проповедь. Но если проповедник спрашивает общину: «Что я имею в виду, говоря, что Бог совершает чудеса в мире или в нас?», он тем самым проясняет смысл основной идеи проповеди, о которой знают слушатели. Таким образом, у проповедника возникает возможность объяснить основную идею посредством изложения материала.

 

 

Большей ясности в изложении проповеди можно достичь также с помощью повторения ключевых идей. Предположим, вы начинаете проповедь следующими словами: «Сегодня мы поговорим о том, как познать Божью волю», а затем повторяете эту мысль несколько раз в разном изложении. Например: «Как нам узнать Его волю, если мы не знаем, чего Бог желает от нас? Каким образом мы можем определить, чего хочет Бог? Посредством чего мы можем познать Божью волю?» Возможно, нам кажется, что делать такие повторения  излишне, однако они, произнесенные во время проповеди несколько раз в разнообразных формах, лучше запоминаются слушателями. Кроме того, избегайте утверждений, которые требуют от слушателей вспомнить определенную ссылку. Например, вместо того, чтобы сказать: «Во-вторых, мы должны обратиться за помощью к Святому Писанию», вам лучше добавить в утверждение предмет, на который вы ссылаетесь: «Второе, что мы должны сделать, чтобы определить Божью волю — обратиться за помощью к Святому Писанию». Дело в том, что вам, как проповеднику, ясно, что вы имеете в виду под вторым пунктом, но слушателя такое абстрактное понятие как «во-вторых» заставляет вспомнить предшествующую ссылку, что, вероятней всего, затруднит понимание вашего послания.

 

Вы также может предоставить слушателям детальный план вашей проповеди. Представим, что вы проповедуете на текст из Послания к Римлянам 13:1-7 об отношении христиан к власти. Вы можете сказать следующее: «Христиане должны подчиняться правительству. Христиане обязаны выполнять требования правительства. Я хочу поговорить о предпосылке этого повеления и о том, как нам проявлять повиновение правительству. Мы узнаем, как проявляется подчинение власти в повседневной жизни и есть ли исключения из правил в этой заповеди». Поступив таким образом, вы предоставите слушателям подробный план своей проповеди, по которому они могут следить за ходом ваших мыслей. Если рассматриваемая вами тема интересна слушателям, тогда у них автоматически начнут возникать вопросы. Если вы в начале своей проповеди сказали, о чем  будете говорить, и пообещаете им ответить в ней на возникшие у слушателей вопросы, тогда они смогут не беспокоиться о своих вопросах и внимательно слушать следующую часть вашего послания. Более ясно изложить послание также помогает проповедь с использованием примеров. Мы используем иллюстрации, потому что они облекают абстрактные идеи в понятные людям жизненные формы. Хорошая иллюстрация создает в сознании образ, который помогает внести ясность и дает понимание рассматриваемого предмета. Некоторые проповедники постоянно говорят: «Другими словами…», объясняя то, что неясно. Из уст хороших проповедников часто исходят следующие обороты речи: «например», « к примеру» или «позвольте мне привести пример». Объяснение абстрактного понятия с помощью примера открывает  слушателям его смысл. Кроме того, очень важно использовать пример, который действительно помогает раскрыть смысл послания. Каждому проповеднику знакомо искушение использовать в проповеди яркий пример. Но если такой пример не помогает объяснить ваше послание, тогда он становится помехой, так как не обращает внимания слушателей на ту мысль, которую вы желали подчеркнуть.

 

Также некоторые проповедники склонны сначала указывать текст Писания, а затем рассматривать его. Например, проповедник говорит: «У вас есть тайны? У каждого, кто пришел на это собрание, есть тайны. Некоторые тайны гнетут нас. Некоторые пугают. В Псалме 50 говорится, что у Давида была тайна. Он раскрывает ее перед Богом. Он согрешил против женщины по имени Вирсавия, он совершил с ней прелюбодеяние. Он пытался скрыть этот грех, убив ее мужа, Урию. Совершив такие страшные преступления, Давид был снедаем угрызениями совести. Тайна Давида тяжким грузом лежала на его сердце. В этом псалме он показывает, как можно справиться с чувством вины». Такое объяснение слишком длинное, и кроме того, оно неправильно. Намного лучше вначале описать окружающую обстановку и место действия, а уж затем упоминать главу и стих, в котором об этом говорится. Начало проповеди может выглядеть следующим образом: «У вас есть тайны. У всех есть тайны. У Давида была тайна. Прелюбодеяние с Вирсавией и убийство ее мужа Урии — ужасные тайны Давида. Чувство вины снедало Давида. Но ему нужно было справиться с чувством вины. В Псалме 50 мы видим, как Давид справился с чувством вины, излив ее перед Богом». Если после такого вступления вы переходите к рассмотрению библейского текста, тогда люди последуют за вами, потому что они ожидают от вас объяснения. Но если вы продолжаете рассказывать историю Давида, подоплеку возникновения его вины и как он справился с этим тяжелым чувством, и только потом обращаетесь к тексту, тогда ваши слушатели будут озадачены последовательностью вашего повествования. Лучше всего вначале обсудить современные вопросы, подоплеку библейского текста и основную тему проповеди, а затем объявить главу и стих текста, и сразу же переходить к его рассмотрению.

 

Смысловые переходы также помогают более ясно излагать проповедь. Сделать смысловые переходы нелегко, потому что если послание вам понятно, то вы не склонны объяснять его значение слушателям. Смысл идеи так очевиден вам, что вы даже не задумываетесь о том, чтобы выстраивать логическую цепочку для ее объяснения. Однако качественный смысловой переход включает в себя рассмотрение того, что было сказано ранее. Смысловой переход обращает внимание слушателей на тему проповеди и связывает ее с последующим изложением. Хороший смысловой переход готовит почву в разуме слушателя для принятия следующей части вашего послания. Один из способов перехода от одной мысли к другой заключается в вопросах, которые вы задаете слушателям. Предположим, что первым пунктом вашей проповеди был призыв взять свой крест и следовать за Иисусом. В смысловом переходе вы можете сказать: «В данном случае все ясно и понятно, не правда ли? Этот текст говорит нам о том, что мы должны взять свой крест и следовать за Иисусом. Что значит на практике  взять крест и следовать за Иисусом? Что означает нести свой крест в семейной жизни или на работе?» Вопросы смыслового перехода помогают вам создать более ясную взаимосвязь между предыдущим и последующим утверждениями. Какую роль в ясности изложения послания играют выводы? Удачный вывод является центром внимания вашей проповеди, ее апогеем. Вывод помогает возвратиться к вопросам, поднятым вами ранее в вводной части, даруя слушателям чувство удовлетворенности посланием. Однако крайне трудно с помощью вывода спасти непонятную проповедь. Выводы могут спасти проповедь в том смысле, что ее последние пять минут изложения становятся ясными и понятными (но не могут объяснить весь предыдущий материал). Вывод может открыть основную тему проповеди и даже объяснить ее с помощью примера, но, тем не менее, ваши слушатели не смогут понять, о чем вы говорили первые двадцать пять минут.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.