17.12.2010
Скачать в других форматах:

Йохем Даума

Книга пророка Исаии. Книга пророка Иеремии. Книга Плач Иеремии

1.7. Исаия и будущее народа Яхве

1. Когда мы проследим за всем, что пророк Исаия говорит о будущем, мы должны будем добавить некоторые детали. Пророк получает слово Яхве и приносит весть определённым адресатам, напр., царям или народу. Это первая отличительная черта всех пророков. Было бы неправильно всегда видеть в пророке человека, который всегда приносит весть о будущем. Слово, которое они должны нести, намного чаще имеет непосредственное отношение к той ситуации, в которой находятся те, к кому оно обращено. Здесь мы можем говорить об обличении грехов в социальной сфере, в культе или в политической сфере [см. 1.5 и 1.6]. Также если пророк называется провидцем (срн. Ис. 1,1), его слова могут иметь отношение к тому, что актуально в данный момент.

Но несмотря ни на что, возвещение будущего составляет важную часть пророчества. Я приведу несколько примеров. Когда Исаия приходит к Езекии с вестью, что этот царь должен составить завещание, поскольку он умрёт (Ис. 38,1), мы имеем дело с предсказанием. Когда мы читаем в Ис. 2,1сл., что все народы потекут к горе Сион и больше ни один народ не поднимет свой меч на другой народ, – это снова предсказание. Разница между двумя примерами состоит в том, что первое – это предсказание о близком будущем, а во втором говорится об окончании истории.

Можно добавить ещё несколько деталей. Некоторые пророчества рано или поздно сбываются полностью. Это касается предсказаний, которые говорят о конце истории, как напр., Ис. 2,1сл. Подобно пророчествам, которые сбудутся в далёком будущем, есть ещё такие пророчества, которые сбудутся в близком будущем. Так, можно вспомнить предсказания о наказаниях, которые ожидают Иерусалим и Иудею (Ис. 3,1сл.; 5,1сл.; 6,9сл.; 7,16сл. и др.). Другие пророчества не носят такой абсолютный характер. Такие отрывки, как, например, Ис. 1,10сл.18сл.; 7,7сл.; 30,15 дают чётко понять, что речь идёт об условных пророчествах. Они оповещают, что Яхве отвернётся от Своего народа, если народ не покается. Когда Исаия пророчествует о смерти Езекии, мы имеем дело с ещё одним подобным случаем. Пророчество не исполняется, однако не из-за того, что Езекия раскаивается, но потому, что Яхве услышал его горячую молитву о выздоровлении.

 

Таким образом, пророка [евр.: nāvī] характеризует не то, что он предсказывает, но что он говорит от имени Яхве. Также этимология еврейского слова указывает на эту особенность. См. J. Jeremias [THAT II,7, navī]. См. также Kwakkel [2003,26]. Пророки передают слово Яхве в форме предостережений, заповедей и т.д. Если речь идёт о предсказаниях будущего, пророчества Исаии можно разделить на ещё больше групп, чем это сделал я. Бартон [Barton 2003,66] различает в Исаии такие предсказания: 1) о несомненных падениях и несчастьях; 2) о несомненных освобождениях; 3) об условных освобождениях; 4) о восстановлении после разрушений и 5) об очень далёком будущем. Подобные разделения очень схематичные. Например, пророчество о смерти Езекии с последующим пророчеством о его выздоровлении трудно поместить в рамки вышеупомянутой схемы.

 

2. Мы уже говорили о разных пророчествах, а в следующем разделе мы уделим отдельное внимание пророчествам о народах. Теперь же давайте остановимся на пророчествах, которые можно назвать эсхатологическими. Они возвещают о том, что будет происходить в “последние дни”, в конце [греч.: eschaton] истории. Наиболее красноречивыми можно назвать Ис. 2,2-4; 9,2сл. и 11,1сл.. В них говорится о событиях, которые навсегда принесут радикальные изменения для народа Израиля и всего мира. Они рассказывают о спасении и мире, который будет длиться “вечно”.

Так, Ис. 2,2сл. упоминает гору (Сион), на которой будет стоять храм Яхве, возвышаясь над всеми горами. Великие народы потянутся к Сиону, чтобы в храме получить поучения Яхве. Яхве будет судить народы, которые перекуют свои мечи на орала и копья на серпы. Больше никто не узнает, что такое война.

Такой же мирной перед нашими глазами рисуется картина Ис. 9,2сл. о народе (Израиля), который сейчас пока ещё блуждает во тьме, но потом увидит сияющий свет. В этом эпизоде будущее неразрывно связано с младенцем, на которого будет возложено владычество. Он носит такие имена: Чудный Советник, Бог крепкий, Отец вечности и Князь мира. Миру никогда не настанет конец. На нем построен престол и царство Давида. Они крепко стоят в суде и правде.

Впечатляющим и ещё более вселенским по характеру выступает описание царства мира в Ис. 11. Здесь сказано, что от корня Иессея появится росток, который, наделённый всякой мудростью, будет править правдой. Слабые и бедные смогут положиться на своего справедливого правителя. Он будет карать землю жезлом уст своих. А после такого большого очищения волк будет лежать возле ягнёнка, а барс – возле козлёнка. Телёнок и лев будут вместе пастись, а малое дитя их стеречь. Лев и вол будут вместе есть солому. Никто никому не причинит зла, никто не сделает вреда на Божьей святой горе. Народы будут искать росток Иессея. Таким образом, мир не только для оставшихся из Иуды и Ефрема, которые больше не будут врагами, но для всех народов.

Эти последние слова нигде в Книге Исаии так ясно не выражены, как в Ис. 19,23сл.: вскоре будет дорога проложена из Египта в Ассур, то есть между двумя заклятыми врагами. Тогда ассирийцы будут ходить в Египет, а египтяне в Ассирию. Они вместе будут служить Яхве. В этот день Израиль как третий присоединится к Египту и Ассуру, и благословение будет на всей земле. Яхве благословит их словами: “благословен Египет – мой народ, и Ассирия – дело рук Моих, и Израиль – Моё наследие”!

Может возникнуть вопрос, почему такие потрясающие перспективы находятся просто среди других пророчеств об угрозах, приговоре и несчастьях. В большинстве случаев нельзя объяснить логически переход от угрожающих к таким обнадёживающим отрывкам. Ответ на наш вопрос – двойной. В свете таких вселяющих надежду перспектив, которые в действительности осуществятся (они не условные!), отступничество Израиля выглядит ещё ярче, а призыв к обращению – ещё настойчивей. Вместе с этим цель подобных пророчеств может состоять в том, чтобы показать, кто такой Яхве. Каким бы реальным и уничтожающим ни был гнев Яхве, конечная цель – другая. Последнее слово за Его любовью, и она ведёт нас к царству, где под правлением ростка из Давидового колена будет царить мир между всеми людьми. У других пророков мы также находим подобные эсхатологические пророчества, которые иногда также неожиданно находятся между отрывками, в которых мы читаем о Божьем гневе и приговоре.

 

В Книге пророка Иеремии нам показана панорама нового завета, в котором Бог и народ живут в полной гармонии. “Любовью вечной Я возлюбил тебя, моя любовь будет тебя всегда сопровождать” (Иер. 31,3). Пророчество в Книге Плач Иеремии говорит, что Яхве оставляет не навсегда, поскольку Он с отвращением приносит людям страдание и несчастье (Плач 3,31сл.). Так, Иезекииль показывает новый храм, в котором Яхве навсегда восселится среди израильтян, которые больше никогда не будут осквернять Его Святое имя (Иез. 43,7). Бог не испытывает удовольствия от смерти грешника, но желает, чтобы тот обратился и остался жить (Иез. 18,23).

 

3. Было бы неправильно использовать обнадёживающие перспективы против возвещений о приговоре. Царство мира наступает после великого суда в “день Яхве” (Ис. 2,12сл.). Сначала будет судиться земля (Ис. 24), а потом наступит момент, когда будет уничтожена смерть (Ис. 25,7сл.). Приговор Яхве – действительный и приводит к тому, что многие не войдут во вселяющее надежду царство мира.

Насколько реальный гнев Яхве, видно, в первую очередь, из того, что останется всего лишь остаток народа. Мы уже говорили об этом, когда рассматривали имя сына Исаии Шеар-Ясува [1.4.1]. Это наречение имени воплотило мысль, что всего лишь остаток народа возвратится и/или обратится. Оба элемента – возвращение и обращение – ярко выражены в этом имени. Не только в имени сына Исаии заключается двойное послание, но также и в постоянно повторяющемся упоминании остатка, который останется от народа Яхве. Смотрите, например, Ис. 4,3; 10,20сл.; 11,11.16; 28,5; 37,31; 49,21. Яхве в Своём гневе нанесёт мощный удар, и многие падут от него через свои грехи. В то же время сообщение об остатке всё же подаёт надежду на новое будущее. Всё зависит от того, как мы поставим ударение: “остаток возвратится” или “остаток возвратится” [см. 1.4.1]. Весть о царстве мира даёт понять, что через любовь Бога придет конец Его гневу, и после этого навсегда воцарится постоянный мир и радость. Из позиции гнева Яхве это понять невозможно, поскольку Его народ заслужил полное истребление. Однако такого полного истребления не произойдёт, и остаток будет спасен. И этот остаток всё же снова сможет называться народом Яхве. Именно любовь Яхве произносит последнее слово.

 

“Остаток” может быть словом, описывающим плачевное состояние [Ohmann 1988,51]. Ведь это слово далеко не всегда говорит о “милосердии”. Выживание остатка служит очевидным доказательством страданий несчастных. Некоторых щадят, но, вероятно, не для того, чтобы “остаток” снова смог вырасти в “народ”. Остаток людей подходит как раз для того, чтобы они могли заявить о своём поражении! Даже если Яхве не всех уничтожает, это может иметь целью просто заставить этот остаток сильно страдать в изгнании (Иер. 5,18сл.). “Остаток”, который, например, в дни Иеремии убегает из Иудеи в Египет, движется навстречу своей погибели (Иер. 44,14). Всё зависит от того, связан ли позитивный смысл со словом “остаток”. См. R.E.Clemens [ThWAT VII, 939] и Van Selms [1989,92].

 

4. В тех отрывках, где говорится о будущем мира и спасении, сначала мы встречаем также обетование о воскресении мёртвых: “Твои мертвые [обращаются люди к Яхве] оживут и мои тела [говорит Израиль] восстанут; воспряньте, поверженные в прах! Твоя [т. е. Яхве] роса – это роса, дающая жизнь, земля снова возвращает к жизни свои тени” (Ис. 26,19). Этот текст находится в абсолютной противоположности к тому, что было сказано раньше о противниках Израиля: “Мертвые не воскреснут, тени не восстанут. Ты [Яхве] выступил против них, истребил их, и смыл всякую память о них” (Ис. 26,14). В отличие от тех, которые будут истреблены, праведники Израиля воскреснут из мертвых. Это откровение мы находим в главах, которые перемещают нас в последние времена (Ис. 24-27). Когда-то Яхве навсегда уничтожит смерть и вытрет слёзы с каждого лица (Ис. 25,8). Наступит мир для праведников (Ис. 26,12). Земля больше не будет скрывать невинно пролитую кровь, но откроет её (Ис. 26,21; срн. Быт. 4,10; Иов 16,18; Иез. 24,7сл.).

В Ис. 26,19 говорится только о воскресении праведников, и оно выступает противоположностью забвению, которым Яхве вознаградит нечестивых (Ис. 26,14). Однако здесь мы видим также решающий шаг к воскресению каждого человека отдельно. А в Ветхом Завете подобное упоминание является всё же редким. Формулировки остаются всё ещё нечёткими. Полный свет на вечную жизнь проливает только Новый Завет.

 

Вилдбергер [Wildberger II,1978,995] и другие считают, что в Ис. 26,19 говорится только о воскресении Израиля, а не об индивидуальном восстании из мертвых. Здесь будто бы сказано метафорически: всякое упоминание о мертвых врагах стирается (Ис. 26,14), а мертвые Израиля, другими словами, мертвый народ Израиля, восстанет (Ис. 26,19). Народ, на самом деле, может восстать (Ос. 6,2; 13,14; Иез. 37,1сл.) без упоминаний об индивидуальном воскресении. Однако в Ис. 26,19 речь идёт о мёртвых, а не о всего лишь истощенном народе, который снова наберётся сил.

В толковании Ис. 26,19 я придерживаюсь другого мнения. Кто что говорит в этом тексте? Примечательно, что NBV переводит не “мои мертвые”, а “мертвые”. О возможностях перевода см. H.J. Farby [ThWAT V,169]. Мысль об индивидуальном воскресении мёртвых, жителей “в прахе”, является чуждой для язычников. Язычники могли, по крайней мере, надеяться, что они составляют неизвестную часть обширного жизненного цикла, в то время как в Библии каждый индивид всегда пользуется вниманием Яхве [Oswalt I,1986,487].

 

Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.

Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».

www.colbooks.org

2009–2012 гг.

© Ukraine Committie Hattem

 

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.