Скачать в других форматах:

Библейский Культурно-Исторический Комментарий. Часть 1. Ветхий Завет

Софония

1:1-13 Суд на Иудею

1:1. Хронология и родословие. Это надпи- сание позволяет датировать книгу временем правления царя Иосии (640—609 гг. до н. э.). Поскольку Иосия вступил на престол маленьким мальчиком, управление государством осуществляли регенты из высшего священства и царедворцев вплоть до 622 г. до н. э. (см.: 4 Цар. 22:1). Вследствие того, что в период, непосредственно предшествовавший плену и во время него, было несколько известных людей, носящих имя Софония, добавление краткой родословной позволяет уточнить, кому именно принадлежат данные пророчества (ср. аналогичную практику в текстах из Мари и в ассирийских анналах Асархаддона). 1:4. Религиозная реформа Иосии. Религиозные нарушения и идолопоклонство, упоминающееся в этом стихе, предвещают действия, предпринятые Иосией после 622 г. до н. э. (см. коммент. ко 2 Пар. 34). Очищая храм и удаляя чужеземных богов, истуканов и жрецов, Иосия делал это во имя восстановления условий завета с Богом (см.: 4 Цар. 23:24,25). Подобная реформа была проведена почти за восемьдесят лет до него царем Езекией (4 Цар. 18:4). В обоих случаях слабость ассирийской монархии способствовала осуществлению попыток таких небольших государств, как Иудея, восстановить свою политическую и религиозную независимость.

1:5. Поклонение воинству небесному. Речь вдето поклонении звездам, которые связываются с небесными богами (богом солнца, богом луны и, особенно, с Венерой); в Вавилонии это, соответственно, Шамаш, Син и Иштар, которые были главными божествами в большинстве древних религий. Они считались самыми могущественными богами, поскольку контролировали календарь и времена года, а также погоду. Они показывали знамения, которые истолковывали гадатели, и следили за всем, что происходит в мире. Накопившееся к концу 2-го тыс. до н. э. огромное число разрозненных небесных предзнаменований было собрано на семидесяти табличках, известных под названием «Энума, Ану, Энлиль», которыми пользовались в течение почти тысячелетия. Штам- повые печати из Израиля этой эпохи показывают, что астральные божества пользовались огромной популярностью. В Месопотамии астрологи выделили на небе много созвездий (хотя не все они те же самые, которые мы знаем сегодня и которые пришли к нам через греков), но зодиак еще не был известен. Более подробные сведения на эту тему см. во 2 Пар. 33:5. 1:5. Клянутся царем своим. (•£ В оригинале — Милхом, или Молох.) Многие исследователи рассматривают Молоха как бога преисподней, с которым связаны ритуалы поклонения мертвым предкам. В одной финикийской надписи VIII в. до н. э. говорится о жертвах Молоху перед началом битвы между киликийцами и их врагами. 1:8. Одежда иноплеменников. Поскольку Иудея была под владычеством иноземцев (ассирийцев, египтян и вавилонян) на протяжении более столетия, неудивительно, что ее государственные чиновники и те, кто стремился обрести благоволение со стороны своих господ, перенимали их стиль одежды и другие особенности их культуры. В небиблейских источниках нет подробных данных о стиле одежды иудеев и вавилонян того времени, поэтому невозможно провести их детальное сопоставление. Различия могли быть в предметах одежды, ее стиле, материале, из которого она изготовлена, фактуре и цвету ткани. Более поздний пример восприятия иностранного стиля обнаруживается в эллинистический период, когда первосвященник Иасон заставил иерусалимскую знать носить широкополые шляпы, которые связывались с греческим богом Гермесом (см.: 2 Мак. 7:12).1:9. Перепрыгивают через порог. Порог обычно делали из каменного монолита, который слегка возвышался над полом. В пороге были выдолблены прорези, гнезда, в которые вставлялись ворота или дверь. Вход в дом всегда считался одновременно и священным, и опасным. По распространенным суевериям, наступить на порог означало разрешить духам, которые часто находились у входа, войти в дом. Подобные суеверия бытовали в древности во всем мире — от Сирии и Ирака до Китая, — однако в дошедших до нас древних источниках информация о происхождении этого суеверия отсутствует.

1:10. Ворота рыбные. В Иерусалиме было много ворот в разных его районах. Рыбные ворота открывали проход через северную стену на запад к башне Хананела (Неем. 12:38,39). Археологические раскопки подтвердили, что они открывались к холму, который вел от храма к плато Вениамина. Название ворот, вероятно, связано с существованием на площади рыбного рынка, основанного тирскими купцами (см.: Неем. 3:3). 1:11. Новый квартал. (•(! В русском переводе — «на холмах»). Этот новый квартал был построен во времена Езекии, когда была возведена первая защитная стена вокруг западных холмов города (2 Пар.32:5). Манассия, очевидно, перестроил эти стены (2 Пар. 33:14). Раскопки Авигада обнаружили стену VII в. до н. э. длиной более 225 футов и шириной 24 фута. Вероятно, она окружала весь западный холм, обеспечивая дополнительную защиту северной части города. 1:11. Торговая часть города. Как и остальным районам Иерусалима, торговому району в западной части города также предстоит присоединиться к плачу. Его название происходит от древнееврейского слова maktesh (чаша или ступа; см.: Прит.27:22); по- видимому, он находился в одной из впадин Тиропеонской долины в пределах укреплений, сооруженных в VII в. до н. э.

1:14 - 2:15 День Господень — пророчество о судьбе народов

1:14. День Господень. См. соответствующую статью в коммент. к Иоил. 2. 2:4. Филистимские города в конце VII в. до н. э. После военных кампаний Саргона II и Сеннахирима в конце VIII в. до н. э. и завоевания многих филистимских городов на их месте ассирийцы построили новые города, и некоторые из них (в том числе Фимна и Экрон) стали процветающими центрами, известными производством оливкового масла. Археологические данные позволяют установить районы производства оливкового масла и текстиля. Есть свидетельства присутствия египтян в Филистии после распада Ассирийской империи (см. коммент. к Иез. 25:15). Эти города позднее, вбОО г. до н. э., были разрушены во время вавилонской военной кампании Навуходоносора. 2:8,9. Моав и Аммон в конце VII в. до н. э. Наряду с другими малыми государствами в Сирии-Палестине, Моав и Аммон были вассалами ассирийцев в течение VIII и VII вв. до н. э. Об этом свидетельствуют упоминания моавитских царей в ассирийских летописях (в интервале времени от Тиглатпаласара III до Ашшурбанипала). Есть основания полагать, что они получили определенную долю независимости к концу VII в. до н. э., когда в Ассирии наступило смутное время (см. коммент. к Иез. 25:8). Однако Иосиф Флавий пишет, что они попали под иго Вавилонии вскоре после падения Иерусалима (см. коммент. к Иез. 25:2). 2:12. Ефиопляне (кушиты) в конце VII в. до н. э. Неясно, какова подоплека этого пророчества об Эфиопии. Кушиты не управляли в Египте со времени свержения своей династии, на смену которой в 644 г. до н. э. пришла Саисская династия царя Псамметиха I. Хотя этот фараон стал союзником ассирийцев после 616 г. до н. э., никаких свидетельств конкретного события или кампании ни в его документах, ни в документах его преемников ые найдено вплоть до кампании фараона Нехао II в 609 г. до н. э. Есть некоторые основания полагать, что это упоминание Эфиопии следует понимать в связи с Месопотамией (как, возможно, в Быт. 10:68), поскольку оно предшествует пророчеству об Ассирии.

2:13. Ассирия в конце VII в. до н. э. После смерти Ашшурбанипала в 627 г. до н. э. борьба среди его наследников и других претендентов на престол настолько ослабила Ассирийскую империю, что вскоре привела ее к полному краху. Распад империи усугубился двумя факторами. Во-первых, этому способствовала жесткая административная политика. Ненависть, которую вызывали ассирийцы, в дальнейшем еще более углубилась вследствие политики террора, проводимой Ассирией в военное время (см. статью «Лахис» в коммент. ко 2 Пар. 32:9). Создание союза Вавилонии и Мидии было губительным для ассирийской армии, и в 612 г. до н. э. ассирийская столица Ниневия была захвачена и разрушена (см. коммент. к Ис. 13:1). Последняя точка в уничтожении всех следов былой славы и могущества Ассирии была поставлена в битве при Кархемише в 605 г. до н. э. Империя пала, и ее территория была разделена между Египтом и Нововавилонским царством (см. коммент. к Ис. 31:8).

3:1-20

Надежда Иерусалима

3:3. Князья, как рыкающие львы. Аналогия, которую пророк проводит между должностными лицами Иудеи и хищными львами, сопоставима с картиной сетований в Пс. 21:14-22, где страдальцу угрожают рыка- юшие львы и он молит избавить его от пасти льва (см. также: Иер. 2:30). В ассирийской литературе VII в. до н. э. выражение «львиный ров» встречается как метафора для обозначения жестоких и коварных царедворцев.

3:9. Уста чистые. В месопотамских религиозных обрядах очищение уст часто символизировало очищение всего человека. Это было предварительным условием, особенно для священнослужителей, которые должны были предстать перед советом богов, для того чтобы засвидетельствовать свои слова. 3:10. Заречные страны Ефиопии. Как явствует из 2:12, название Эфиопия (Куш) в Ветхом Завете может обозначать разные места. Этот библейский топоним относится не к современной Эфиопии (Абиссинии), а к области, лежащей в долине Нила, непосредственно к югу от Египта, т. е. к древней Нубии (совр. Судан). Граница между Египтом и Нубией в древности проходила либо по первому, либо по второму порогу на реке Нил. Маловероятно, что Нубия когда-либо простиралась далее шестого порога вблизи Хартума. Этот стих тем самым указывает на район Голубого и Белого Нила в Верхнем Египте. Впрочем, поскольку о поселениях израильтян в Нубии ничего неизвестно, этот стих может относиться к рекам Месопотамии (см.: Быт. 2:13).

 

 

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.