Скачать в других форматах:

Эгберт Бринк

Его Слово - прежде всего

11. КТО ТАКОЙ ИИСУС

 

11.0. За кого люди почитают Меня?

Кто такой Иисус Христос? На протяжении всей истории мы слышали множество разнообразных ответов на этот вопрос. Перечислим некоторые из них: человек, достойный подражания; чудесный исцелитель; харизматическая личность; борец за свободу; религиозный гений; политический лидер; мученик… Удивительно, что Сам Христос задал этот же вопрос: «За кого люди почитают Меня?» И услышал различные ответы: Илия, Иоанн, Иеремия, пророк. На что Иисус задал следующий вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?» Петр сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живого!» И Христос подчеркнул, что Петр не сам понял это, но Господь открыл ему: «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Матф. 16:15–17). Это истинно и сегодня. Бог дает нам осознание того, что Иисус не принадлежит этой земле – Он приходит от Бога, и Он Сам есть Бог (1-е Кор. 12:3).

 

11.1. Зачат Святым Духом

Лишь три человека не были зачаты людьми: это первые люди – Адам и Ева, и второй Адам – Иисус Христос. Поэтому Мария задает вопрос: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Луки 1:34). Ангел указывает на дающего жизнь Святого Духа – Он соткал каждого ребенка во чреве его матери (Пс. 138:13), но в случае с Марией Он действует сверхъестественно. «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Луки 1:35).

Это повествование никоим образом нельзя сравнивать с легендами о богах, которые были распространенными в те времена. Такие легенды описывали сексуальные отношения между богами и людьми, в результате которых рождались полубоги. Но в этом случае речь не идет о сексуальных отношениях между Святым Духом и Марией.

Зачатие Святым Духом значит, что Иисус произошел от Бога и что Он обладает той же сущностью, что и Бог. Слова «рожденный от девы Марии» только еще раз подчеркивают, что Он был зачат без участия мужчины. Это было созидательное Божье действие, и только Божье. Это отражается и в родословии праотцев – в важнейший момент имя Иосифа не называют (Матф. 1:16). Иисус родился не по воле человека и не благодаря человеку. Это удивительное Божье действование, великая тайна! (1-е Тим. 3:16)

 

11.2. Иисус открывает Себя

Иисус различными способами показывал то, что Он является Божьим Сыном. Во-первых, Он говорил об очень близких отношениях с Отцом (Иоан. 1:18; 10:30). И это было неслыханно! Также Он часто повторял «Я есмь» (Иоан. 8:58), что указывает на Имя Бога в Ветхом Завете. Никто ранее не осмеливался так отождествлять Себя с Богом Отцом: «Видевший Меня видел Отца» (Иоан. 14:9)! Он – живой образ Своего Отца, Он – Бог.

 

И Его противникам было абсолютно понятно, что Иисус заявлял именно о таком высоком статусе. Когда Иисус простил грехи расслабленному, Его противники отреагировали следующим образом: «Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Марк. 2:7). И это действительно так! Даже люди из Назарета дивились, когда Он применял слова благодати к Себе (Луки 4:22). Он показывал: «Я – Мессия, помазанный, идущий дать благодать» (Луки 4:18 и дальше). Никто, кроме Бога, не может так вести себя.

 

Во всем сказанном Иисусом видно, что Он обладает властью. Никто никогда не говорил так, как Он (Иоан. 7:46). И когда Он показывает Свою власть над природой, Его ученики реагируют словами: «Кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?» (Марк. 4:41). Когда Фома, после всех своих сомнений, стоит лицом к лицу с воскресшим Христом, он восклицает: «Господь мой и Бог мой!» (Иоан. 20:28)!

 

Иисус – вечный Единородный Божий Сын. И именно из-за утверждения о Своем высоком статусе Он был предан смерти по велению первосвященника (Матф. 26:63–66). Нельзя было называть себя Единородным Божьим Сыном – это считалось богохульством. Он был осужден за то, что был Тем, кто Он есть!

 

11.3. Истинный человек

Можно настолько сосредоточить свое внимание на божественной природе Христа, что начать преуменьшать Его человеческую природу. К сожалению, часто так и происходит. Но помните следующее: «Слово стало плотью» (Иоан., гл. 1). Подумайте сейчас о плоти не как о грешной, но как о человеческой природе – слабой и уязвимой. Сын Божий – младенец был положен в ясли (корыто, куда насыпали корм для скота). Он – настоящий Эммануил, «Бог с нами», Его можно было видеть, Он жил человеческой жизнью. Он принял человеческую природу, которая полностью ослабла из-за греха (Рим. 8:3). Он поистине разделил наше существование; можно сказать, что Он «влез в нашу кожу». Он пришел в этот мир как обычный человек (Луки 2:6 и далее). Он подошел к нам очень близко. Он – один из нас.

 

Иисус так же, как мы, испытывал жажду и голод, Он уставал. Таким образом, «Он должен был во всем уподобиться братиям» (Евр. 2:17). Он знает нашу жизнь изнутри – Он знает все вопросы, проблемы и заботы, которые сопровождают ее. Он способен «сострадать нам в немощах наших» (Евр. 4:15). Он также знает, что такое противостоять искушениям. Просто подумайте об этом… Он был искушен во всем… Нет ничего человеческого, чего бы Он не знал, кроме греха. Иисус – новый Адам – человек, который во всех аспектах своей сущности отражает образ Божий. Нет ничего неправильного в человеческой природе как таковой. Христос не освобождает нас от человеческого существования, но освобождает нас прямо в нашем человеческом состоянии – изнутри! Он полностью обновляет нас, Божье творение.

 

11.4. Бог и человек

Нам не дано понять, как кто-то может быть и полностью истинным Богом, и полностью истинным человеком. Мы можем подумать, что Его божественная природа должна «заменяться» на Его человеческую природу, и наоборот, – как будто одна природа умаляет другую. Те отрывки, где речь идет о Его человеческой природе, будто берутся в скобки, и все внимание направляется на Его божественную природу, словно Иисус лишь играл роль человека. С другой стороны, существует искушение сказать, что Иисус отложил Свою божественную природу, пока Он был на земле, для того чтобы показать, что Он – истинный человек. Но нельзя выбирать что-то одно – обе Его природы абсолютно истинны! Он есть и остается Богом, когда становится человеком. Это непонятно, необъяснимо, но это так. Он – и сильный, и слабый. Он – сильный, но захотел стать слабым. Он провозглашается в Ветхом Завете (ср.: Ис. 9:1–5 и Ис., гл. 53). Божий Сын уникален – Он объединяет две природы в Своей Личности.

 

Мессиякакой Он? Если бы вы собрали все ветхозаветные тексты о Нем и проанализировали их в специально разработанной компьютерной программе, то какой бы у вас получился образ? Вы бы увидели Его силу, но и Его слабости; Его высокое положение и Его менее впечатляющее телосложение и так далее. Вы можете «разрешить» все эти так называемые противоречия только в одной, истинной Личности Самого Христа! Все эти характеристики присущи только Личности Богочеловека.

 

Эта тема породила множество конфликтов, и не только словесных. В V веке на Халкидонском соборе (451 г.) было принято решение о формуле (см. Афанасьевский символ веры, ст. 27–35; Бельгийское исповедание, артикулы 18–19), не ради красного словца или повторного объяснения, но для того, чтобы подчеркнуть как божественную, так и человеческую природу Господа Иисуса Христа, в Личности Которого они соединены неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно. Это не объясняет, но описывает тайну. Поэтому, когда мы спрашиваем, возможно ли, чтобы у Христа было две природы – божественная и человеческая, нам не объясняют, как мы должны понимать это, но дают понять, что так или иначе мы должны будем прийти к осознанию, что понять это невозможно.

 

11.5. Уникальный Посредник

Если вы все еще спрашиваете себя, о чем идет речь и зачем вам это знать, то вы должны понимать, что от этого зависит наше спасение. Если Христос – только человек, то как Он может понести грехи всего мира? Как Он может спасти все человечество от гибели, заплатить за грехи и отвратить гнев Божий? Если Иисус – только Бог, то как Он может сопереживать нам в наших слабостях? Это не просто догма, которую богословы пытаются улучшить, сделать более удобной для нас, и без которой вы вполне можете прожить. Это – личное вероисповедание: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1-е Тим. 2:5).

 

Сын Божий никогда не отказывался от Своей человеческой природы. Он умер, воскрес как новый человек и не отверг Своей человеческой природы, когда взошел на небеса. И поэтому мы можем радоваться. Он правит на небесах, сохраняя при этом Свою человеческую природу. Он способен сопереживать нам во всем. Прежде всего, Его телесное присутствие– это залог того, что даже наша плоть и кровь будут на небесах – в полностью обновленной форме, как образ нового человека, Божьего Сына (Гейдельбергский катехизис, воскресный день 18, вопрос 49).

 

Каждый день в Его Слове

1. Ис. 9:1–6 (младенец и всемогущий Бог)

2. Мих. 5:1–4 (вечный по происхождению)

3. Дан. 7:11–14 (Сын Человеческий прославленный)

4. Луки 4:14–22 (Дух на Мне)

5. Марк 2:1–12 (кто еще может прощать грехи?)

6. Марк 4:35–41 (кто это?)

7. Иоан. 14:1–7 (Путь, Истина и Жизнь)

 

Вопросы

1. Кто есть Иисус Христос для вас?

2. В иллюстрациях к детской Библии Иисуса Христа часто изображают белокожим человеком? Правильно ли это?

3. Знаете ли вы, почему Господа Иисуса Христа часто считают очень мягким по характеру? Как бы вы прокомментировали это?

4. Имеет ли значение, верите вы в непорочное зачатие Иисуса Христа или нет?

5. Почему Господь не пришел на землю, уже будучи взрослым, ведь первый Адам был сотворен уже взрослым человеком?

6. Враждебное отношение общества ко Христу говорит о многом. Что больше всего возмущало людей? Можете ли вы себе это представить? Что имеет в виду Иисус, когда говорит людям из Назарета пословицу: «Врач! исцели Самого Себя!» (Луки 4:23)?

7. Что вы можете сказать о человеческой природе Господа Иисуса Христа? Были ли у Него, например, сексуальные чувства? (см. Евр. 4:15)

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.