20.07.2010
Скачать в других форматах:

Джеймс Гамильтон

Обитал ли Святой Дух в верующих Ветхого Завета?

 

Джеймс Гамильтон — преподаватель Ветхого и Нового Завета в кампусе «Хьюстон парк плэйс» Юго-Западной Баптистской богословской семинарии. Джеймс – рукоположенный служитель деноминации Южных баптистов. Недавно Джеймс Гамильтон закончил обучение в Южной семинарии  города Луисвилл, штат Кентукки, где он учился под руководством Тома Шрайнера.

 

Введение[1]

 

В Евангелии от Иоанна говорится: «...если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5).[2] Дальше в этом же Евангелии мы читаем, что ученики не смогут принять Святого Духа до тех пор, пока Иисус не будет прославлен (7:39). Если Святого Духа можно было принять только после  креста, тогда возможно ли было Никодиму родиться свыше до этого события? Действительно ли остаток верных Ветхого Завета был рожден свыше благодаря действию Святого Духа?[3] Действительно ли Святой Дух обитал в отдельных верующих ветхозаветного периода? В данной статье я попытаюсь ответить на все эти вопросы.

 

Основная задача в рассмотрении вышеупомянутых вопросов заключается в обобщении ряда возможных решений данной тайны. Рассмотрев все научные данные, нам необходимо будет оценить их в свете доказательств. Рассмотрение доказательств в свете библейского богословия, прежде всего, подразумевает следующий вопрос: «Есть ли в Ветхом Завете свидетельства обитания Святого Духа в верующих дохристианского периода?» Целостный библейский подход также требует скрупулезного исследования Нового Завета. Поэтому, мы уделим особое внимание исследованию текста Евангелия от Иоанна 7:39, дабы узнать, как ветхозаветный остаток верных получал Святого Духа. Рассмотрев  имеющуюся в Евангелии от Иоанна информацию о том, что такое возрождение, мы можем ответить на вопрос: «Действительно ли Святой Дух обитал постоянно и на индивидуальном уровне в остатке верных ветхозаветного периода?»

 

Предыдущие ответы на данный вопрос

 

Существует, по крайней мере, пять точек зрения по данному вопросу: «Действительно ли Святой Дух обитал, постоянно и  индивидуально, в остатке верных ветхозаветного периода?» Некоторые богословы предполагают, что существует и шестая точка зрения, однако я не могу найти ей подтверждения в Святом Писании. В данной работе я представлю пять бесспорных и одну сомнительную точку зрения, кратко описывая их и называя основных сторонников каждого взгляда.[4]

 

В вопросе роли Святого Духа в жизни верующих некоторые богословы видят взаимосвязь Ветхого и Нового Завета. Такие исследователи утверждают, что ветхозаветный остаток был возрожден и в нем обитал Святой Дух. Представителями этого взгляда являются Джон Оуэн, Б. Б. Уорфилд, Синклер Фергюсон, Дэн Фуллер и Леон Вуд.[5]

 

Другой лагерь богословов соглашается с тем, что ветхозаветные верующие были возрожденными людьми и Святой Дух обитал в них. Однако они пытаются включить в систему своего понимания такие тексты как Евангелие от Иоанна 7:39, используя язык, который позволяет говорить о более величественном и возвышенном опыте переживания присутствия Святого Духа в новозаветном периоде. Тем не менее, эти богословы не видят коренного изменения в опыте переживания присутствия Святого Духа с момента установления Нового Завета. Представителями данного взгляда являются: Блаженный Августин, Жан Кальвин, Джордж Лэдд, Дэн Блок и Уэйн Грудэм.[6]

 

Третий взгляд представляет собой компромиссный вариант всех рассматриваемых точек зрения. Богословы, придерживающиеся данного взгляда, утверждают, что в Ветхом Завете верующие были возрождены Святым Духом, однако Сам Святой Дух не обитал в них. На основании заявлений в работах Милларда Эрриксона, Д. Д. Пакера, Виллема А. Ван Гемерена и Брюса Уэра можно утверждать, что они придерживаются этой точки зрения.[7]

 

Следующий взгляд отстаивают те, кто считают, что Святой Дух действовал в среде ветхозаветного остатка верных, но не обитал в них. В отличие от предыдущих ученых, представители этой точки зрения не говорят о возрождении ветхозаветных верующих. Придерживающимися этого взгляда можно назвать Мартина Лютера, Льюиса Сперри Шэффера, Крэйга Блейзинга, Д. А. Карсона и Майкла Грина.[8]

На противоположной стороне от тех, кто убежден в тесной взаимосвязи служения Святого Духа в Ветхом и Новом Завете, находятся исследователи, которые считают, что верность ветхозаветного остатка никак не взаимосвязана со Святым Духом. Те, кто утверждают, что Святой Дух иногда обитал в ветхозаветных верующих, считают данное мнение единственной альтернативой для своей точки зрения. Однако я не нашел никого, кто бы придерживался такого взгляда.[9]

 

Тем не менее, некоторые толкователи, подчеркивая новую природу служения Святого Духа после Христова вознесения,  не могут объяснить, как ветхозаветные верующие становились и оставались верными Богу. Данный подход представлен такими известными диспенсационалистами как Чарльз Райри и Джон Уорлвуд.[10] Сюда относится большинство ученых, писавших о Святом Духе с точки зрения богословия Нового Завета,  а также  несколько авторов комментариев на Евангелие от Иоанна и работ, посвященных рассмотрению служения Святого Духа в этом Евангелии, таких как К. К. Баррет, Раймонд Браун и Гэри Бурдж.[11]

 

Прежде чем продолжить обсуждение данного вопроса, нам следует обратить внимание на несколько интересных моментов, касающихся этих точек зрения. Во-первых, есть диспенсационалисты, которые придерживаются противоположного мнения по этому вопросу. Например, Леон Вуд считает, что Святой Дух обитал в верующих Ветхого Завета, а Крэйг Блэйзинг утверждает, что не обитал. Также есть богословы, которые, будучи в вопросах сотериологии кальвинистами, считают, что Святой Дух не обитал в ветхозаветных верующих (Карсон, Пакер, Уэр). Это довольно интересный момент, так как богословы, утверждающие, что Святой Дух обитал в ветхозаветном остатке, обычно не соглашаются с арминианским пониманием предваряющей благодати и, таким образом, считают грешников мертвыми и неспособными откликнуться на Божий призыв. Эти богословы считают, что если ветхозаветные святые были верующими, то это значит, что в них обитал Святой Дух. Более того, мнение о том, что Святой Дух не имеет ничего общего с верностью ветхозаветного остатка, в лучшем случае, можно назвать редким. Это очень важный момент, так как некоторые ученые полагают, что этого мнения придерживаются богословы, которых причисляют к диспенсационалистам.[12] Лично я не нашел ни одного исследователя, который бы утверждал или отстаивал данную точку зрения.

 

А сейчас нам необходимо обратиться к Ветхому Завету, дабы узнать, действительно ли Святой Дух обитал в верующих того периода или же нет.

 

 

Святой Дух обитал в верующих Ветхого Завета

 

Бог не обитал в Своих людях в ветхозаветный период, но пребывал среди них. Этот тезис серьезно подтверждается использованием слова «руах» (дух) в Ветхом Завете.[13] Основываясь на данном выводе, я  попытаюсь в этом разделе обосновать три утверждения. Во-первых, в Ветхом Завете упоминается о том, что Бог обитал в особых местах (например, в Вефиле, на горе Синай, в скинии, в Иерусалимском храме). Во-вторых, в Ветхом Завете сошествие Святого Духа на определенных людей подчеркивает их исключительность. В-третьих, обетования о будущем излиянии Святого Духа указывают на то, что Святой Дух не пребывал в остатке верных Ветхого Завета в момент провозглашения пророчеств.

 

Присутствие Святого Духа в Ветхом Завете

 

С одной стороны, Ветхий Завет не описывает Бога как обитающего в Своих избранных людях, но с другой, говорит о Нем как о пребывающем с ними, посреди них.[14] На протяжении всего Ветхого Завета Яхве уверяет народ Свой: «Я буду (или  есмь, постоянно) с вами». Данное заявление Бога относится как к выдающимся личностям Израиля,[15] так и ко всему народу в целом.[16] Не только Яхве провозглашает, что Он пребывает со Своим народом, но и сами израильтяне либо выражают желание быть с Богом как, например, в пожелании «Да пребудет с тобой Яхве», либо напрямую утверждают: «Яхве с тобой».[17] В некоторых случаях автор повествования упоминает, что Яхве был с кем-то.[18] Я нашел 108 подобных упоминаний, разбросанных по всей Торе (Закон), Невииме (Пророки) и Кеттувиме (Писания).[19]

 

С того времени как избранные Богом люди стали народом, после того как Израиль был выведен из Египта, Божье присутствие со Своим народом олицетворяется Его пребыванием в скинии. По Его повелению необходимо было построить скинию, дабы «Он мог обитать среди Своего народа» (Исх. 25:8). Позднее в истории Израиля был построен храм, и в последующих ветхозаветных текстах отмечается, что Яхве пребывал в Иерусалимском храме.

 

Данная реальность придает израильской религии локальную особенность.  Израильтяне обязаны поклоняться  только в Иерусалиме  (Втор. 12:5). После Соломона, оценка израильским царям давалась на основании их отношения к храму в Иерусалиме.[20] Упоминание об устранении дома Господня царем Ахазом в 4 Царств 16:18 служит осуждением этого нечестивца. В отличие от нечестия Ахаза, благочестие Осии открывается в его верном отношении к храму (4 Цар. 22:3-6).[21]

 

Соломон прекрасно понимал, что Божье присутствие не ограничивается стенами храма (3 Цар. 8:27), тем не менее, он знал, что Яхве пребывает в храме (8:13). Более того, он ожидает, что праведные будут молиться «обращаясь к храму», так как в нем обитает Господь (8:44). Таким образом, Езекия, пребывая в глубоком смятении, идет в храм, дабы рассказать Господу об угрозах Рабсака (4 Цар. 19:14). Подобным образом, праведный Даниил открывал окна горницы своей «против Иерусалима», дабы помолиться Господу (Дан. 6:10, 3 Цар. 8:48-49).

 

Соломон, по всей видимости, считал, что пребывание Яхве в храме посреди Своего народа может освятить Израиль. Он молится во время церемонии посвящения храма:

 

«Да будет с нами (имману) Господь Бог наш, как был Он с отцами нашими, да не оставит нас, да не покинет нас, наклоняя к Себе сердце наше, чтобы мы ходили по всем путям Его и соблюдали заповеди Его и уставы Его и законы Его, которые Он заповедал отцам нашим» (3 Цар.8:57,58).[22]

 

Ветхий Завет не говорит о том, что Бог обитал в Своих людях Духом Своим. Тем не менее, в нем содержатся данные, что Бог пребывал среди Своего народа, обитая в храме. На основании молитвы Соломона (3 Цар. 8:57-58) можно увидеть, что пребывание Бога в храме «наклоняет сердца» Израиля к Нему. В таком случае становятся понятны такие выражения как: «Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи» (Пс.83:11).[23] Подобным образом, псалмопевец, пытаясь понять почему «нечестивцы благоденствуют в веке сем», произносит: «И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их» (Пс.72:16,17). Как только Асаф входит в Божий Храм, он понимает неизбежность уничтожения всех врагов Яхве (72:17-20), глупость своей зависти по отношению к нечестивым (72:21-22), и благословение знать Бога и быть рядом с Ним (72:23-28). Поворотным моментом в данном Псалме является вход псалмопевца в святилище (72:17).

 

Необычайные помазания Духа

 

В Ветхом Завете нет конкретных данных о том, что Святой Дух обитал в остатке верных, которые жили до креста[24]. Когда Ветхий Завет описывает опыт переживания присутствия Святого Духа определенным ветхозаветным верующим, он подчеркивает, что именно присутствие Духа делает этого верующего особенным. Другими словами, люди в Ветхом Завете становились особенными, благодаря сошествию на них Святого Духа. Однако очень важно отметить, что Святой Дух не изливался на всех без исключения членов ветхозаветного остатка.

 

В Ветхом Завете Святой Дух нисходит, главным образом, на пророков и  руководителей народа. Например, об Иосифе говорится, что в нем был «божественный дух», чем и объясняется его уникальная способность истолковывать сны фараона (Быт. 41:38). Мастер Веселеил, который был призван работать над созданием скинии, был исполнен Духа Божьего (Исх. 31:3, 35:31, также 28:3, 3 Цар. 7:14). В данном случае аналогичная ситуация: уникальное исполнение Святым Духом позволяет Веселеилу создавать то, что не в состоянии сделать ни один человек в Израиле.

Фигура Моисея, как национального лидера, уникальна. Дух Божий пребывает на нем (Чис. 11:17). Семьдесят старейшин, призванных помогать Моисею в руководстве Израилем, принимают Духа. Однако Святой Дух нисходит не на весь Израиль, а только на этих людей (Чис. 11:25-26). Когда Моисей просит Господа излить Духа на всех людей, как это было сделано в отношении семидесяти (11:29), становится очевидным, что во всех остальных израильтянах нет Духа.

 

Нам следует повторно рассмотреть каждый случай схождения Святого Духа на человека в Ветхом Завете, чтобы утверждать следующее: в ветхозаветный период люди, на которых сошел Святой Дух, отличались от всего народа именно тем, что имели Святого Духа. Те, на кого нисходит Святой Дух, были либо руководителями народа, либо пророками.[25]

 

Итак, в Ветхом Завете нет прямых свидетельств о том, что Святой Дух постоянно пребывал в каждом, отдельно взятом члене заветного остатка. Леон Вуд, утверждавший, что Святой Дух обитал в ветхозаветных верующих, признает данное утверждение. Он пишет:

 

«В предыдущих двух главах был рассмотрен каждый случай, когда Святой Дух либо нисходил на одного или нескольких ветхозаветных верующих, либо оставлял их. Вывод, в таком случае, очевиден: в каждом из рассмотренных случаев мы имеем дело с получением силы для определенного служения, а не с духовным возрождением».[26]

 

Уильф Гильдебрандт, автор другого исследования о деятельности Святого Духа в Ветхом Завете, приходит к аналогичным выводам.[27]

 

Эсхатологическое излияние Святого Духа

 

Подобно тому как просьба Моисея, обращенная к Господу, об излиянии Духа Своего на всех людей предполагает, что Святой Дух не пребывал во всех израильтянах (Чис. 11:29), так и пророческие провозглашения об эсхатологическом излиянии Святого Духа показывают, что в то время (то есть во время провозглашения пророчеств) люди не имели Духа. Однако в данной работе у нас нет возможности рассмотреть все, относящиеся к этому вопросу, тексты.[28] Достаточно будет сказать, что эти пророчества вряд ли бы вселяли надежду, если бы обещали им то, что они и так уже пережили. В данных текстах не говорится, что Святой Дух обитал в ветхозаветном остатке Израиля, хотя они ясно указывают на тот день, когда Божий народ примет Святого Духа иным образом.

 

Леон Вуд прямо указывает на то, что его взгляд относительно пребывания Святого Духа в ветхозаветных верующих, основан не на экзегетическом свидетельстве, а является результатом богословских умозаключений. Он пишет: «Так как (Бог) пребывает в верующих Нового Завета, кажется совершенно очевидным, что Он обитал подобным образом и в верующих Ветхого Завета».[29]

 

В таком случае, вопрос звучит так: «Допускает ли текст из Евангелия от Иоанна 7:39 такой богословский вывод или нет?»

 

Дух все еще не был дан

 

Итак, текст из Евангелия от Иоанна 7:39: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен». Прежде всего, нам следует отметить следующий важный момент. Данный текст говорит о том, что люди, которые уверовали в Иисуса, должны были принять Святого Духа. Так как текст из Евангелия от Иоанна 1:12-13 показывает, что уверовавшие в Иисуса рождены от Духа, тогда мы должны говорить о различиях между рождением свыше, которое производит Святой Дух, и получением Самого Святого Духа. Таким образом, уверовавшие в Иисуса должны были получить Святого Духа, однако это могло произойти только после того, как Иисус будет прославлен. Евангелие от Иоанна упоминает о получении Святого Духа еще в двух других местах (где используется глагол «ламбано» «принимать»)    14:17 и 20:22. Стих из Евангелия от Иоанна 14:17 очень полезен для понимания выражения «принять Духа». В этом тексте Иисус говорит ученикам:

 

«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин.14:16,17).[30]

 

Святой Дух пребудет в учениках, в то время как мир не получит Его. Так как пребывание Духа в учениках аналогично с принятием Духа, тогда можно предположить, что получение Духа, о котором говорится в Евангелии от Иоанна, указывает на начало Его пребывания в учениках. Текст Евангелия от Иоанна 7:39 не говорит о том, что Дух все еще не действовал в мире или все еще не возрождал людей (Ин. 6:63, «Дух животворит»). Текст Иоанна 7:39 говорит, что ученики еще не получили Святого Духа. Принимая во внимание текст Иоанна 14:17, можно сказать, что Святой Дух все еще не обитал в верующих.

 

Иоанн несколько раз упоминает о том, что начало служения Иисуса ознаменовало собой поворотный момент в истории спасения. Например, Иоанн два раза упоминает высказывание Иисуса: «Но настанет время и настало уже» (Ин. 4:23, 5:25). На основании этих высказываний можно сделать вывод, что время служения Иисуса ознаменовало собой начало новой эры эсхатона. Но если во время рассвета эсхатона уверовавшие в Мессию все еще не приняли Святого Духа, Который должен обитать в их сердцах, и если они должны были ожидать того времени, когда Иисус будет прославлен на кресте, дабы получить Духа, тогда возможно ли обоснованно утверждать, что  жившие до эсхатологической эпохи все же получили эсхатологическое благословение присутствия Духа?

 

Возрождение и присутствие Святого Духа в Евангелии от Иоанна

 

Как я уже упоминал ранее, нет  экзегетических свидетельств того, что Святой Дух пребывал в ветхозаветных верующих. Более того, текст Евангелия от Иоанна представляет неоспоримое новозаветное экзегетическое доказательство факта, что Святой Дух не обитал в верующих Ветхого Завета. Если это утверждение верно, тогда было бы справедливым задать следующий вопрос: «Как же, в таком случае, ветхозаветный остаток становился и оставался верным Господу Яхве?» В данном разделе я попытаюсь доказать, что ветхозаветные верующие были рождены свыше благодаря Святому Духу, несмотря на то, что Он не пребывал в них.[31] Во-первых, мы рассмотрим концепцию возрождения в Евангелии от Иоанна, во-вторых, обсудим следующий вопрос: «О каком присутствии Святого Духа говорится в Евангелии от Иоанна?»

 

Возрождение в Евангелии от Иоанна

 

Рассматривая вопрос возрождения в Евангелии от Иоанна, мы, главным образом, будем обращать внимание на то, что в данных текстах подразумевается  под возрождением. В этом разделе я попытаюсь показать, что в Евангелии от Иоанна под возрождением подразумевается создание новой способности воспринимать, понимать и верить. С другой стороны, эти тексты не говорят нам о том, что рождение свыше обязательно должно включать в себя действие Святого Духа, обитающего в сердцах возрожденных людей. Говоря просто, я попытаюсь показать, что возрождение не следует приравнивать к присутствию Святого Духа.

 

Мы уже упоминали текст Евангелия от Иоанна 1:12-13. Тринадцатый стих говорит о «рожденных от Бога». Эта концепция, как мне кажется, более полно представлена в Евангелии от Иоанна 3:1-12. Но прежде чем мы приступим к рассмотрению данного текста, нам следует отметить, что в Евангелии от Иоанна 1:12-13 нет свидетельств тому, что «рождение от Бога» приравнивается к «присутствию Святого Духа».

 

В беседе Иисуса с Никодимом (Ин. 3:1-12) подчеркивается упомянутая ранее способность. Слово «дунамай» (я способен) присутствует в той или иной форме в Евангелии от Иоанна 3:2-5 и снова появляется в девятом стихе третьей главы. Иисус объясняет Никодиму, что рождение свыше проявляется в способности видеть Царство Божье и входить в него (3:3-5). Увидев на лице Никодима глубочайшее удивление, Иисус говорит ему: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?» (Ин.3:12). Суть 12 стиха заключается в том, что Никодим не способен поверить.

 

Эта новая способность даруется во время рождения свыше Духом Святым (Ин. 3:3-5). В Евангелии от Иоанна 3:6 мы читаем, что «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». Кажется, что выражение «рожденный от Духа» является, своего рода, синонимом выражения «рожденный от Бога» (1:13). Нам не следует думать, что выражение «рожденное от Духа есть дух» (3:6, выделено мной) подразумевает, будто в рожденном свыше человеке живет Святой Дух. Имеется в виду, что человек, «рожденный от Духа», способен действовать в духовных сферах.[32]

 

Также в Евангелии от Иоанна 6:63 указывается на служение возрождения Святого Духа. Иоанн записал слова Иисуса: «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:63). Данный текст ясно показывает, что слова Иисуса принадлежат к духовной сфере. В таком случае, для истолкования и понимания духовного послания плоть  совершенно бесполезна. Человек сможет понять слова Иисуса, которые принадлежат духовной сфере и обетованию жизни, только тогда, когда Святой Дух возродит его.[33] Таким образом,  родившийся свыше, получает от Духа новую способность понимать и верить. Эти тексты не говорят о том, что когда такое происходит, Святой Дух вселяется в человека. На самом деле, Иоанн как раз и говорит о тех, кто уверовали, но все еще не получили Святого Духа (7:39). Ничто, как в Евангелии от Иоанна, так и во всем остальном Новом Завете, не мешает сделать вывод, что Святой Дух аналогичным образом в Ветхом Завете давал людям способность верить и понимать духовные истины. Таким образом, на мой взгляд, ответ на вопрос: «Как ветхозаветный остаток хранил верность Господу Яхве?» таков: «Святой Дух возрождал их и таким образом давал им способность верить».

 

Концепция присутствия Святого Духа в Евангелии от Иоанна

 

Если присутствие Святого Духа не равнозначно возрождению в Евангелии от Иоанна, тогда что же это? В данном разделе я попытаюсь объяснить, что присутствие Святого Духа — это Божье заветное присутствие. Павел очень ясно говорит, что благодаря присутствию Святого Духа верующие образуют собой Божий храм: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор.3:16). Хотя Иоанн не говорит об этой реальности так же однозначно как Павел, тем не менее, четвертое Евангелие показывает, что присутствие Святого Духа помогает верующим получать в Иисусе те благословения, которые ранее они получали в храме. 

 

Евангелие от Иоанна говорит о том, что Иисус заменяет Собой храм. В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Иисус заменяет храм, как о чем-то обычном.[34] Обычным есть и то, что Святой Дух продолжит служение Иисуса, после Его вознесения.[35] Данный подход является отличным основанием для понимания служения Святого Духа в Евангелии от Иоанна, однако он не позволяет определить другие очень важные аспекты Его служения. Я имею в виду то, что в Евангелии от Иоанна есть несколько важных указаний на то, что замена иерусалимского храма Иисусом делает Его новым местонахождением Божьего присутствия и местом, где уничтожаются грехи.[36]  Далее Иоанн пишет, что Иисус посылает на служение Своих учеников как и Отец послал Его (20:21), Он говорит им, что они станут обитанием Божьего присутствия после Его восшествия на небо (14:15-23), и вверяет им ключи Царства (20:23). На основании этих данных можно сделать вывод, что Иоанн говорит об учениках не только как о продолжателях  служения Иисуса с помощью Духа, но и как о тех, кто заменит Иисуса в качестве живого Храма. Таким образом, Святой Дух в учениках продолжает служение Иисуса в качестве замены храма.

 

Как было отмечено ранее, в Ветхом Завете можно было искать и найти Бога только в храме. Однако в Евангелии от Иоанна описана беседа Иисуса с самарянкой, когда Он сказал, что время поклонения в особенных местах подходит к концу. «Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин.4:21). Поклонение в месте, выбранном Богом и утвержденном Ветхим Заветом (Втор. 12:5), заменено поклонением «в духе и истине» (Ин. 4:23). Это новое, не привязанное к определенному месту, поклонение произойдет в сферах духовной реальности.

 

Иисус провозглашает ученикам, что вместо того чтобы обитать в особом храме и в особенном городе, Он и Отец будут пребывать в тех, кто соблюдает Его Слово (Ин. 14:23). В Евангелии от Иоанна 14:15-23 Иисус говорит, что Отец, Дух и Сын будут обитать в тех, кто верит и повинуется.

 

Данный текст ясно показывает нам, что присутствие Святого Духа не следует приравнивать к возрождению. Ведь возрождение проявляется в новой способности видеть и веровать. А присутствие Святого Духа — это заветное присутствие Бога. В 15-16 стихах мы читаем слова Иисуса: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин.14:15,16). Если присутствие Святого Духа производит повиновение и любовь к Иисусу, тогда кто сможет исполнить условие, поставленное Им? Но если те, кто уверовал, возрождены Святым Духом и получили от Него силу, тогда они способны исполнить требование любить Иисуса и соблюдать Его слова (Ин. 14:15). На мой взгляд, Святой Дух уже возродил их и даровал им способность повиноваться. Сейчас они ответственны за то, чтобы исполнять необходимые условия, дабы место Божьего присутствия было святым. Такой подход согласуется с Божьим требованием, чтобы Израиль исполнил определенные условия в отношении своей святости, дабы Он мог обитать среди них. В 3 Царств 6:11-13 мы читаем:

 

«И было слово Господа к Соломону, и сказано ему: вот, ты строишь храм; если ты будешь ходить по уставам Моим, и поступать по определениям Моим и соблюдать все заповеди Мои, поступая по ним, то Я исполню на тебе слово Мое, которое Я сказал Давиду, отцу твоему, и буду жить среди сынов Израилевых, и не оставлю народа Моего Израиля».

 

Слова Иисуса в Евангелии от Иоанна 14:23: «... кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» поразительно напоминают Божьи слова, обращенные к Соломону относительно необходимых условий, при исполнении которых  Бог будет обитать в храме. Как народ израильский должен был соблюдать Божье слово, дабы содержать место Божьего пребывания в святости, так и ученики Христовы должны любить Его (Ин. 14:15) и соблюдать Его слово (14:23), чтобы святить место обитания Божьего. Если в первом случае местом Божьего присутствия был храм, то во втором случае, согласно Евангелию от Иоанна 14:15-23, Он, по Своему обетованию, пребывает в верующих.

Еще один намек на то, что может означать присутствие Святого Духа для верующих, представлен в Евангелии от Иоанна 20:22-23. Дунув на учеников и повелев им принять Святого Духа (20:22),[37] Иисус говорит: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:23). В ветхозаветный период люди были обязаны идти в храм для приношения жертв за грех и получения прощения. Однако во времена Нового Завета жертва за грех была завершена смертью Иисуса на кресте (Ин. 19:30). Бог может обитать в храме, где не приносятся жертвоприношения, но где можно обрести прощение. Эта истина проясняет заявление Иисуса о том, что Дух не может быть дан ученикам до тех пор, пока Иисус не будет вознесен на крест (Ин. 16:7). Верующие не могут заменить храм, как место Божьего присутствия, пока Иисус не положит конец всем жертвам единократным приношением Себя в жертву за грех.

 

Присутствие Святого Духа в Евангелии от Иоанна, по всей видимости, содержит в себе способность передавать благословения, которые ранее можно было получить только в храме. Будучи местом пребывания Святого Духа, равно как и Отца, и Сына, община верующих является местом присутствия Божьего и прощения грехов, –  благословений, которые раньше можно было получить только в храме. Таким образом, становится понятным, почему данные из  Евангелия от Иоанна относительно присутствия Святого Духа служили историческим основанием для восприятия ранней Церковью себя как Божьего храма.[38]

 

Вывод: Он с вами и Он будет в вас

 

Обитал ли Святой Дух в верующих Ветхого Завета? Нет, не обитал. Потому что в этом не было необходимости. Ведь Бог в то время пребывал в храме и, таким образом, Он был с ними. Тогда каким же образом ветхозаветные верующие становились и оставались верными Господу Яхве? Они становились таковыми благодаря действию возрождения Святого Духа, которое в Ветхом Завете скорее называлось «обрезанием сердца» (Иер. 9:25), чем «рождением свыше», как в Новом Завете (Ин. 3:3). Они оставались верными не потому что Святой Дух обитал в них, а благодаря Его присутствию в храме (Пс. 72:17), в котором они так стремились пребывать (Пс. 115:18-19). Более того, Святой Дух действовал через пророков Израиля  (1 Петр. 1:11). Посредством пророков, которые провозглашали Божье Слово, Святой Дух наставлял и утешал Божьих людей (Неем. 9:20, 30). В ветхозаветный период Святой Дух даровал жизнь и пребывал среди израильтян в храме. В Новом Завете Святой Дух дарует жизнь и обитает в Божьих людях, которые являются Его храмом.[39]

 

 

 

Данная статья была опубликована в журнале Themelios, 30/1. Все права сохранены.


[1]    В данной работе,в краткой форме представлено краткое изложение моей диссертации «He is with you and He will be in You: The Spirit, The Believer, and Glorification of Jesus» (Кандидатская диссертация, Южная баптистская богословская семинария, 2003 год). Исправленная версия диссертации будет опубликована под заголовком «Regeneration and Indwelling: The Holy Spirit in the Old and New Testament» (Nashville: Broadman and Holman, forthcoming). Более ранние версии данной статьи были представлены в библейском колледже и семинарии «Бриеркрест» в Канаде 1 мая 2003 года, и на национальном собрании евангельского богословского общества в Атланте 21 ноября того же года. Я благодарен за полезные замечания, которые были высказаны на этих встречах.

[2]    Все переводы осуществлены мной, если не указывается другой автор перевода.

[3]    Для более подробного исследования остатка верных в Ветхом Завете, смотрите G. F. Hasel, “The Remnant” (Berrien Springs: Andrews University Press, 1972), 391. Однако Хэйзел не рассматривает вопрос пребывания Святого Духа в верующих ветхозаветного остатка.

[4]    Для получения документальных данных и дальнейшего рассмотрения этих позиций, см. J. M. Hamilton Jr. “Old Covenant Believers and the the indwelling Spirit: A Survey of the Spectrum of Opinion”, TJ 25 (2003), 37-54. Я признаю, что данная категоризация не полностью симметрична. Тем не менее, она отлично вписывается в контекст нашего обсуждения. Ценность пятой точки зрения подвергалась сомнению диспенсационалистами на основании того факта, что у нее нет представителей. Однако, вне зависимости от того, признают ее диспенсационалисты  или нет, тем не менее, они зачастую придерживаются именно этой позиции (см. ссылку 9). Ценность шестой точки зрения также подвергалась сомнению, однако, толкователи Евангелия от Иоанна так часто игнорировали вопрос, рассматриваемый в данной статье, что на самом деле она является общепринятой для исследователей Нового Завета. Я целиком убежден в том, что данные шесть точек зрения являются яркими примерами того, как ученые пытаются решить эту дилемму.

[5]    John Owen “The Doctrine of the Saints Perseverance Explained and Confirmed” (1654), vol. 11 of the works of John Owen, ed. W.G. Goold (London: Johnstone and Hunter, 1850-53; reprint Edinburgh: Bunner of Truth Trust, 1965), 331, B. B. Warfield “The Spirit of God in the OT” in “Biblical Doctrines” (New York: Oxford University Press, 1929, reprint; Edinburgh: Bunner of Truth Trust, 1988), esp. 121-28; Sinclair Ferguson  “The Holy Spirit “ Downers Grow: InterVarsity Press, 1996, 68; Daniel P. Fuller “The Unity of the Bible” (Grand Rapids: Zondervan, 1992), 229-30. Leon J. Wood “The Holy Spirit in the Old Testament (Grand Rapids: Zondervan, 1976), 70, 85-86.

[6]    Augustine “Homilies on the Gospel of John” (ca. 416), 74.2 (transl. J. Gibb and J. Innes, in Augustine), NPNF, 7:334. Жан Кальвин «Наставления в христианской вере», (2.10.2), (2.11.9). G. E. Ladd, “A Theology of the New Testament”, rev. ed. (Grand Rapids: Eerdmans, 1993), 325-26; D. I. Block, “The Book of Ezekiel, 2vols. NICOT (Grand Rapids: Eerdmans, 1997, 1998), 2:360-61; Wayne Grudem “Systematic Theology” (Grand Rapids: Zondervan, 1994), 637.

[7]    M. Erickson “Christian Theology”, 2nd ed. (Grand Rapids: Baker, 1998), 992-95. J.J. Packer, “Keep in Step with the Holy Spirit” (Grand Rapids: Revell, 1984); Packer, “The Holy Spirit and His Work”, Crux 23.2 (1987), 2-17; W.W. VanGemeren, “The progress of Redemption” (Grand Rapids: Baker, 1988), 81-82; B.A. Ware, “Rationale for the Distinctiveness of The New Covenant Work of the Hole Spirit”, работа была представлена на национальном собрании евангельского богословского общества в ноябре 1988 года.

[8]    Martin Luther, “Sermons on the Gospel of John”, transl. M.H. Bertram, ed. J. Pelican, vols. 22 and 23 of “Luther's works” (St. Louis: Concordia, 1957), 22:248, см. таже 22:249, 23:278; L.S. Shafer, “Systematic Theology”, 4 vols. (Grand Rapids: Kregel, 1993; originally published in 8 volumes by Dallas Seminary Press, 1947-48), 6:72-74, 123, 7:265; Blaising and D.L. Bock, “Progressive Dispensationalism” (Wheaton : Bridgepoint, 1993), 156 (Блейзинг написал этот раздел, а Блок сказал мне, что он согласен с применением термина «возрождение» к ветхозаветным верующим). D.A. Carson, “Farewell Discourse” (Grand Rapids: Baker, 1980), 46-47; Carson, “The Gospel according to John”, PNTS (Grand Rapids: Eerdmans, 1991), 195, 329: M. Green, “I believe in the Holy Spirit” (Grand Rapids: Eerdmans, 1975), 25-26.

[9]    Существуют два традиционных взгляда относительно служения присутствия Святого Духа в жизни ветхозаветного верующего... Первый взгляд говорит о том, что Святой Дух обитал в ветхозаветных верующих, а второй  - что не обитал (G. Fredericks, “Rethinking the Role of the Holy Spirit in the Lives of the Old Testament BelieversTJ, (1988). См. также Grudem, “Systematic Theology”, 637. Нам следует обратить внимание на появляющиеся время от времени утверждения, будто Святой Дух не действовал в верных Ветхого Завета (Выделено У. Грудемом).

[10]   С.С. Ryrie, “The Holy Spirit” (Chicago: Moody. 1965), 41-42, 64-66; J.F. Walvoord, “The Holy Spirit” (Wheaton: Il: Van Campen, 1954), 71-73.

[11]   C.K. Barrett, “The Gospel according to John”, 2nd ed. (Philadelphia: Westminster, 1978), idem, “The Holy Spirit in the Fourth Gospel”, JTS 1, (1950). 1-15, R.E. Brown, “The Gospel According to John” 2 vols. AB (New York: Doubleday, 1966, 1970); Brown, “The Paraclete in the Fourth Gospel”, NTS 13 (1967), 113-32, and G.M. Burge, “John”, NIVAC (Grand Rapids: Zondervan, 2000). Burge, “The Annointed Community” (Grand Rapids: Eerdmans, 1987).

[12]   См. D.J. Block, “The Prophet of the Spirit: The use of RWH in the Book of Ezekiel”, JETS 32 (1989), 40 n. 38, в которой он цитирует Джона Ф. Уолвурда. 

[13]   Для семантической классификации всех 389 случаев употребления слова «руах», см. приложение «The Semantic Range of RUAH” в работе J.M. Hamilton Jr, “God with Men in the Torah”, WTJ 65 (2003), 131-33.

[14]   См. мою статью, “God with Men in the Torah”, WTJ 65 (2003), 113-33; и другое исследование «God with Men in the Prophets and in the Writings”.

[15]   Например, Быт. 26:3, 24, 28:15, 31:3, 46:4, Исх. 3:12, 4:12, 15, Иис. Н. 1:5, 3:7, Суд. 6:16, 2 Цар. 7:9, 3 Цар. 11:38, 1 Пар. 17:8, Ис. 41:10, 57:15, Иер. 1:8, 19, 15:20.

[16]   См. Исх. 33:15-16, 2 Цар. 7:7, 1 Пар. 17:6 (2 Цар. 7:6-7 и 1 Цар. 17:5-6 представляют Божье присутствие в шатре параллельно с Его пребыванием среди народа),  Ис. 43:2,5, Иер. 30:11, 42:11, 46:28, Иез. 34:30, Агг. 1:13, 2:4.

[17]   См., например, Быт. 21:22, 26:28, 31:5, 35:3, 48:21, Исх. 18:19, Чис. 14:9, 23:21, Втор. 2:7, 20:1,4, 31:6,8, Иис. Н. 1:9,17, 14:12, Суд. 6:12, Руф. 2:4, 1 Цар. 10:7, 16:18, 17:37, 20:13, 2 Цар. 7:3, 14:17, 3 Цар. 1:37, 8:57-58, 1 Пар. 17:2, 22:11, 16, 18, 28:20, 2 Пар. 15:2, 9, 19:6, 11, 20:17, 32:7,8,  (35:21), 36:23, Ездр. 1:3, Иов 29:5, Пс. 14:5, 15:8, 22:4, 41:8, 45:7, 11, 72:23, 93:14, 107:11, 138:18, Ис. 7:14, 8:8, 10, 45:14, Иер. 20:11, Ам. 5:14, Зах. 8:23, 10:5.

[18]   Например, Быт. 39:2,3,21,23, Иис. Н. 6:27, Суд. 1:19, 22, 2:18, 1 Цар. 3:19, 18:12, 14, 28, 2 Цар. 5:10, 4 Цар. 18:7, 1 Пар. 9:20, 11:9, 2 Пар. 1:1, 17:3.

[19]   Для более подробного рассмотрения утверждения «Я буду с вами», как и многих других способов, с помощью которых подтверждалось Божье присутствие среди Его народа в Ветхом Завете, смотрите две работы, упомянутые в девятой ссылке, а именно:“God with Men in the Torah”, WTJ 65 (2003), 113-33; и «God with Men in the Prophets and in the Writings”.

[20]   G. von Rad “Old Testament Theology”, 2 vols. OTL, trans. D.M.G. Stalker (Louisville: Westminster John Knox, 1962, 1965), 1:336: “Богословие истории.с точки зрения Второзакония  оценивает царей Израиля и Иуды на основании их признания либо Иерусалимского храма как единственного законного места поклонения, либо «высот» для жертвоприношений”.

[21]   W. Eichrodt пишет: «Преданность  святому месту была, таким образом, равна верности выражению воли Божьей в истории» (“Theology of The Old Testament”, 2 vols, trans. J. A. Baker, OTL (Philadephia: Westminster, 1961, 1967), 1:107).

[22]Леон Вуд делает неправильные выводы, утверждая, что: «Нигде ни в Ветхом, ни в Новом Завете не говорится, что Святой Дух действовал именно среди ветхозаветных святых, а не в них» (“The Holy Spirit in the Old TestamentGrand Rapids: Zondervan, 1976, 86).

           Если бы Леон Вуд возразил на основании 3 Цар. 8:57-58, что Яхве, а не Дух, служит людям, пребывая с ними, тогда рассмотрение текста Аг. 2:5, где пророк вдохновляет людей, напоминая им об обетовании Яхве: «Дух Мой пребывает посреди вас», разрешило бы все вопросы по данной теме.

[23]   Псалом 83 справедливо акцентирует все  внимание на храме, указывая на то, что пребывание в нем доставляет истинное удовольствие (83:1, 2), а находящиеся в нем постоянно - благословенны (83:4). Однако следует помнить, что суть заключается не в самом здании, а в том, кто обитает в нем. Таким образом, храм вожделен для псалмопевца, потому что это жилище Яхве (83:1). Псалмопевец стремится к жилищам Господа, дабы радостно воспевать хвалу живому Богу (83:4). «Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи» (83:11).  «Ибо Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ»  (83:12). Таким образом, совершенно очевидно, что псалмопевец полагается на Яхве, а не на здание (83:13), однако, будучи частью ветхозаветного остатка, он все же должен приступать к Яхве посредством храма и храмового богослужения.

[24]   См. “Semantic Range of RUAHin Hamilton'sGod with Man in the Torah”, 131-33, где каждый случай использования РУАХ (Духа) в Ветхом Завете занесен в каталог.

[25]   Халев  (Чис. 14:24), Валаам (Чис. 24:2), Иисус Навин (Чис. 27:18, Втор. 34:9), Гофониил (Суд. 3:10), Гедеон (Суд. 6:34), Иеффай (Суд. 11:29). Самсон (Суд. 13:25, 14:6, 19, 15:14), Саул (1 Цар. 10:6, 10, 11:6, 19:23), мужи Сауловы, пророчествующие (1 Цар. 19:20), Давид (1 Цар. 16:13), Амасай (1 Пар. 12:18), Азария (2 Пар.  15:1), Иозиил (2 Пар. 20:14), Захария (2 Пар. 24:20), будущий Мессия (Ис. 11:2, 42:1, 61:1), Исаия (Ис. 59:21), Иезекииль (Иез. 2:2, 3:24, 11:5), Даниил (Дан. 4:8, 9, 18, 5:11, 14), Михей (Мих. 3:8).

[26]   Wood, “The Holy Spirit in the Old Testament”, 64.

[27]   W. Hildebrandt, “An Old Testament Theology of the Spirit of God” (Peabody, Ma: Hendrickson, 1995), 61.

[28]   Включены такие тексты как: Ис. 32:15, Иез. 36:27, 37:14, 39:29, Иоиль 2:28-29 (также Иер. 31:31-34, хотя здесь не упоминается Святой Дух). Для более глубокого рассмотрения данной темы см. 2 главу моей диссертации «He is with You and He will be in You», 51-66.

[29]   Wood, “The Holy Spirit in the Old Testament”, 70.

[30]   Для более детального рассмотрения вопросов текстовой критики в Иоанна 14:17, см. приложение №2 моей диссертации «He is with You and He will be in You», 213-20. Кажется, что прочтение «С», представленное в форме будущего времени комитетом UBS, является результатом бережного отношения к Ватиканскому кодексу. Более того, существует огромное количество как внешних, так и внутренних свидетельств в пользу формы будущего времени.

[31]   Таким образом, на мой взгляд, было бы неправильным приравнивать возрождение к присутствию Святого Духа,  как это делает Дэн Фуллер (наряду с другими богословами). «The Unity of the Bible” (Grand Rapids: Zondervan, 1992), 229-30.

[32]   J. H. Bernard, “The Gospel According to St. John”, 2 vols., ICC (Edinburgh: T and T Clark, 1928), 106: “Плоть и дух отличны друг от друга, их нельзя смешивать... Они представляют собой два разных типа людей - высшего порядка и низшего... Плоть может породить только плоть, а Дух - только дух”. Аналогичные мысли высказываются E. Schweizer, “Pneumain TDNT, 6:438. Для более подробного рассмотрения вопроса относительно «сферы Духа» в Евангелии от Иоанна, см. мою диссертацию «He is with You and He will be in You», 71-75.

[33]   Для дальнейшего рассмотрения Иоанна 6:36 и того, как данный текст взаимосвязан с рассматриваемым вопросом, см. мою диссертацию «He is with You and He will be in You», 178-81.

[34]   См. комментарии на Евангелие от Иоанна 2:21 и книгу A. R. Kerr, “The Temple of Jesus' Body: The Temple Theme in the Gospel of John”, ISNT Sup 220 (New York: Sheffield, 2002), P. Hoskins, “Jesus as the Replacement of the Temple in the Gospel of John” (PhD diss., Trinity Evangelical Divinity School, 2002), B. D. Johnson, “The Temple in the Gospel of John” in “Christ's Victorious Church”, ed. J. A. Weatherly (Eugene, OR, WIPF and Stock, 2001), 110-32.

[35]   Классическое выражение такого взгляда представлено в книге R. E. Brown, “The Paraclete in the Forth Gospel”, NTS 13, (1967), 113-32, Brown, “John”, 1135-44. Его последователей великое множество. Данн

[36]   Иоанна 1:14,51, 2:13-21, 4:21-24, 10:30,38, 19:30. Для более подробного рассмотрения данных текстов смотрите мою диссертацию «He is with You and He will be in You», 181-96.

[37]   Для рассмотрения вариантов  толкований и доказательства того, что прославление Иисуса состоялось во время распятия, в соответствии с которым можно предположить, что Святой Дух мог быть дан до вознесения Иисуса, см. мою диссертацию «He is with You and He will be in You», 111-19.

[38]   Для рассмотрения вопроса восприятия ранней Церковью себя как храма Божьего в Новом Завете, см. R. J. McKelvey, “The New Testament: The Church in the New Testament”, Oxford Theological Monographs (Oxford: Oxford University Press, 1969).

[39]   Oxford Theological Monographs (Oxford: Oxford University Press, 1969).

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.