22.06.2010
Скачать в других форматах:

Джон Пайпер

Величие Бога в проповеди

ГЛАВА 2. Основание проповеди — крест Христа

Проповедь — это провозглашение Божьими по­сланниками Благой вести о том,

  что Бог царствует;

  что Он царствует, чтобы явить Свою славу;

 

  что Его слава является, когда творение служит Ему с радостью;

  что Его стремление превознести Свое имя не про­тиворечит нашему желанию удовлетворить свои нужды;

  что однажды земля наполнится славой Господа, и в унисон с ней будет звучать гимн, воспеваемый Бо­жьим народом, собранным из всякого колена, рода, языка и племени.

Цель проповеди — слава Божья, отраженная в ра­достном служении Божьих созданий.

Однако на пути достижения этой цели есть два препятствия: Божья праведность и человеческая гор­дость. Его святая воля заключается в том, чтобы пре­вознести Свое имя1. Воля же человека заключается в гордом самоутверждении.

Желание Бога праведно. Желание человека — гре­ховно. Именно об этом говорится в третьей главе Кни­ги Бытие. Грех вошел в мир через искушение: «Вы ста­нете как боги». Причина нашей духовной гибели желание стать такими же, как Бог.

Наши предки поддались этому искушению, а че­рез них и мы. Гордость теперь является частью нашей природы. Мы берем в руки зеркало, крутим его в раз­ные стороны и заглядываем в него. И вдруг видим от­ражение Великого Бога! Но о горе! мы повора­чиваемся спиной к свету, находим свое отражение и, так же как Нарциссом, нами начинает овладевать лю­бовь к жалкому силуэту нашей собственной тени. Мы, гордясь удачно заключенной сделкой, своими орга­низаторскими способностями, спортивными успеха­ми, недавно приобретенной машиной последней марки, научными достижениями, новыми донжуа-новскими подвигами или умопомрачительным коли­чеством косметики на лице, пытаемся убедить себя в том, что наша тень восхитительно выглядит в Его лучах. Осознаем мы это или нет, но, поступая таким образом, мы просто ни во что не ставим Его славное имя.

Когда справедливый и праведный Бог изливает Свой гнев на нашу гордыню? Когда мы через край переполняемся презрением к Его величию.

Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день(Ис. 2:11).

...Ибо какое было бы нарекание на имя Мое! сла­вы Моей не дам иному (Ис. 48:11).

...И глаза гордых поникнут... и Бог святый явит святость Свою в правде (Ис. 5:15,16).

...Истребление определено изобилующею прав­дою (Ис. 10:22).

Цель проповеди — слава Божья, отраженная в ра­достном служении Божьих созданий. И есть два пре­пятствия на пути достижения этой цели: одно заклю­чается в Боге, а другое — в человеке. Гордый человек не может насладиться познанием величия Господа, равно как и Бог не позволит, чтобы Его праведность стала объектом насмешек.

Будут ли звучать проповеди, прославляющие Его праведность и утоляющие жажду слушающих? Смяг­чит ли праведный Бог Свой гнев против греха и тех, кто его совершил? Будет ли сокрушена гордость тво­рения и сможет ли оно, наконец, найти свой покой в Боге? Можем ли мы надеяться? И если да, то на что? Что могут изменить наши проповеди? Смогут ли они пробудить в нас надежду? Есть ли вообще ответы на эти вопросы?

Ответ есть. Это крест Христа. Смерть Христа по­надобилась, чтобы преодолеть два препятствия: с од­ной стороны, сопротивление Бога гордыне человека, а с другой — гордое сопротивление человека Богу. Та­ким образом, крест Христа — сила, дающая пропове­ди право как на собственное существование, так и на явление Его милости. Рассмотрим эти два утвержде­ния более подробно.

Крест Христа — сила, узаконивающая проповедь

Мир полон гордости и греха. Праведный же Бог никогда не потерпит рядом с Собой греха. Никогда. Может ли тогда проповедь стать мостом примирения между нами и Ним, мостом, дающим грешникам на­дежду на спасение?

Эта мысль была очень удачно раскрыта в пропове­ди Р. Спраула по Лк. 13:1—5 «Чему вы еще удивляе­тесь?» Пришли некоторые мужи к Иисусу и рассказа­ли Ему о жителях Галилеи, убитых в храме, кровь ко­торых Пилат смешал с кровью их приношений. Но вместо ответа они услышали вопрос, который бук­вально шокировал их: «Думаете ли вы, что эти Гали­леяне были грешнее всех Галилеян, что так пострада­ли? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете». Другими словами, Иисус им ответил: «Вы удивляетесь тому, что эти галилеяне были убиты Пи­латом? Чему вы действительно должны удивляться, так это тому, что вы сами еще не убиты. Если вы не по­каетесь, то это может случиться и с вами».

Спраул правильно указал на большую разницу между человеческим и библейским пониманием на­ших взаимоотношений с Богом. Человек, сконцент­рированный на своем «я», удивляется при мысли о том, что Бог может забрать у него жизнь или лишить его радости. Писание же, Слово Божье, удивляется тому, что Бог может лишить нас Своего праведного суда. Какое значение имеет все выше сказанное для проповедника? Проповедник, возвещающий библей­ские истины, а не льстящий слушателям, всегда бу­дет сталкиваться с тем, что многие из его слушателей даже и не подозревают о существовании духовных реалий и не думают о них. Главнейший вопрос для проповедника заключается в том, как сделать пропо­ведь мостом примирения между Богом и человеком, чтобы дать грешнику надежду на спасение?

На этот вопрос есть прекрасный ответ—через про­поведь жертвы Христа на кресте. Об этом мы читаем в Послании к Римлянам:

...Все согрешили и лишены славы Божией [славу нетленного Бога променяли на образ творения — Рим 1:23], получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении гре­хов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее вре­мя, да явится Он праведным и оправдывающим ве­рующего в Иисуса (Рим. 3:23—26).

Этот отрывок из Библии подтверждает то, что крест Христа стал мостом между грешным миром и Богом. Если бы не было креста, то праведность Бога являлась бы только осуждением человечеству. В про­тивном случае, проповедь, направленная на спасе­ние грешника, стала бы ненужной. Грешные созда­ния не смогли бы прославить Бога в своей радости о спасении.

Этот отрывок из Библии учит нас также тому, что все презрели славу Божью (Рим 3:23), что Его правед­ность заключается в Его желании защищать сияние Своей славы (Рим 3:25). Тем не менее Бог все же пре­дусмотрел способы, чтобы, во-первых, явить Свою славу, не угашая при этом ее яркого света, во-вторых, дать этому погибающему в грехе, презревшему Его славу миру, вместо осуждения, надежду на спасение. Способ этот, предусмотренный Богом, смерть Его Сына. Моя гордость так обесчестила Его величие! Но Господь заплатил бесконечно большую цену, чтобы изгладить мой грех.

Как сильно искажают значение крестной смерти Христа нынешние «учителя истины», утверждаю­щие, будто крест Христов это символ нашей без­граничной ценности для Бога: «Ах! мы так дороги Богу, что Он не пожалел Своего Сына!» Библия же утверждает, что крест Христов символ безгранич­ной ценности Божьей славы и символ несоизмери­мо тяжкого греха гордых созданий. Нас должна при­водить в ужас сама мысль о том, что понадобилась крестная смерть Сына Божьего, чтобы восстановить сияние Божьей славы, которую мы так долго поно­сили. Итак, крест Христов свидетельство Божьей славы и нашего греха.

Благодаря кресту проповедник получил право на проповедь надежды о спасении. Проповедь без крес­та не имеет смысла. Без креста проповедь бессильна подарить грешному миру радость об оправдании. Крест подобен мосту, соединяющему желание Бога восстановить сияние Своей славы с надеждой и ра­достью грешного человека.

В конце первой главы мы увидели, что проповедь это явление миру Благой вести о том, что наше стрем­ление удовлетворить духовные и физические нужды не противоречит желанию Бога явить Свою славу. Сейчас же я хотел показать, что сила проповеди за­ключается в кресте Христа. Без креста нет и силы. Без него всякие попытки прославить Бога через радость творения о своем спасении окажутся бесполезными.

 

Крест Христа

через проповедь призывает нас к смирению

Когда проповедник говорит о кресте, в сердца слу­шателей вселяется дух смирения. Каждый раз во вре­мя такой проповеди Бог распинает на кресте гордость проповедника и всего собрания. Новый Завет рисует нам распятие Христа не просто как историческое со­бытие прошлого. Казнь Иисуса повторяется каждый раз, когда мы распинаем свои самонадеянность и са­мовлюбленность.

...Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира (Гал. 6:14).

Апостол Павел не раз говорил о смиряющей силе креста. Ярче всего это раскрывается в первых двух главах Первого послания к Коринфянам, где апостол говорит о своей проповеди. Здесь мы узнаем, что глав­ным препятствием на пути проповедования в Корин­фе стала гордыня верующих. Они были без ума от ре­чей ораторов, блеска интеллекта, глубины философ­ской мысли. Они наперебой говорили: «Я Павлов», «Я Аполлосов», «Я Кифин».

Когда Павел составлял первые две главы своего по­слания, он преследовал двоякую цель. С одной сторо­ны, он пишет «для того, чтобы никакая плоть не хва­лилась пред Богом». С другой стороны, он хочет, «чтоб было, как написано: „хвалящийся хвались Госпо­дом"». Другими словами, он, во-первых, не лишает нас счастья радоваться и ликовать о славе Господа в явлении Его величия (ведь мы для этого и были со­зданы Им). Во-вторых, он хочет, чтобы мы, хвалясь Господом (а не перед Ним), отражали Его величие, воздали Ему должную славу. Хвалящийся хвались Гос­подом.

Цели Павла должны стать и нашими целями: слава Бога, поселившаяся в радостных сердцах верующих, и праведная радость сердец, хвалящих Его. Однако час­то в сердцах людей поселяется гордость. Чтобы пре­дотвратить этот грех, Павел пишет о действии креста на свою проповедь. Его главная мысль (1 Кор. 1:18) заключается в том, что «слово о кресте» есть сила Бо­жья, разрушающая гордость проповедника и слуша­телей, смиряющая нас в радостном преклонении пред Его милостью.

Позвольте мне привести несколько примеров из самого текста:

...Христос послал меня не крестить, а благовест-вовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова (1 Кор. 1:17).

Почему Павел так боялся, что красноречие и фи­лософские рассуждения могут унизить крест Христа? Потому что они унижают значение крестной смерти Христа и культивируют в человеке гордость, вместо того чтобы распинать ее на кресте. Именно это я имел в виду, когда писал, что крест Иисуса является осно­ванием для смирения в проповеди.

Рассмотрим другой пример:

...Когда я приходил к вам, братия, приходил воз­вещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости... (1 Кор. 2:1).

Павел преднамеренно избегал показных оратор­ских речей и интеллектуальных боев. Почему? В чем заключалась сила его проповеди? Ответ читаем в сле­дующем стихе:

Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кро­ме Иисуса Христа, и притом распятого... (1 Кор. 2:2).

На мой взгляд, для Павла это означало, что он на­полнил свой разум распинающей силой креста. Бла­годаря этому во всем, что бы он ни говорил, от каждо­го слова исходил запах смерти: смерти собственной самонадеянности, гордости и «хвастовства пред Гос­подом». Ощущая запах смерти, люди обращались к жизни — жизни Христа, обращались к силе — силе Бога, а не человека.

Почему? Почему Павел хотел, чтобы в его пропо­веди люди видели «Бога, а не его самого»? Ответ мы находим в пятом стихе:

...Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.

Другими словами, целью Павла было прославить Бога, а не проповедника, чтобы люди доверяли Богу, а не человеку. Вот в чем заключается истинная цель проповеди!

В заключение я хотел бы подвести маленький итог сказанному в этой главе. Крест Христа это сила про­поведника, благословляющая его на проповедь Благой вести: святой Бог может быть прославлен и будет про­славлен через радостное смирение грешников пред Ним. Крест Христа также призывает нас через про­поведь к смирению. Его крест это не просто исто­рическое событие «умилостивления за грехи наши», но и ежедневное распятие собственных грехов.

Крест превозносит славу Бога и смиряет гордость проповедника и слушателей. Крест преподает нам знание о Боге и о христианской этике.

Павел пишет, что проповедь будет бессильна, если проповедник не смирит себя перед крестом (1 Кор. 1:17). Ибо от избытка сердца проповедника будут говорить его уста. Поэтому мы переходим к третьей главе, где поговорим о силе Духа Святого.

 

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Комментарии:

1. bakhyt
06.01.2011 | 16:21
Da blagoslavit vas Gospod Jesus Hristos,budu rad o kontakt z Vami.