29.04.2010
Скачать в других форматах:

Артур Пинк

Божественный суверенитет

Значение данного учения.

 

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16,17).

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3:16,17). «Научение» означает «учение», и именно через научение, или учение, мы узнаем о великой сущности Бога и о наших взаимоотношениях с Ним - о Христе, Духе, спасении, благодати, славе. Именно благодаря учению (через силу Святого Духа) верующие получают духовную пищу и укрепляются, и там, где учением пренебрегают, неизбежно приостанавливается возрастание в благодати, и прекращается свидетельство о Христе. Поэтому так грустно, что в наши дни учение считается чем-то «непрактическим», в то время как в действительности, оно является основой практической жизни. Существует неразделимая связь между верой и практической жизнью «Потому что, каковы мысли в душе его, таков и он» (Пр. 23:7). Отношения между Божественной истиной и христианским характером - это отношения причины и следствия . «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:32), свободными от невежества, свободными от предрассудков, от ошибок, свободными от происков сатаны и власти зла, но если истина не «познана», то такая свобода недоступна. Обратите внимание на порядок изложения в отрывке, с которого мы начали главу. «Все Писание прежде всего полезно для научения! Эта же последовательность соблюдается в посланиях, особенно в великих догматических трудах апостола Павла. Прочтите Послание к Римлянам и вы увидите, что в первых пяти главах не содержится ни единого наставления. В Послании к Ефесянам увещевания отсутствуют вплоть до 4-ой главы. Порядок таков: сначала идет изложение учения, и только затем, наставление или увещевание относительно каждодневной жизни.

Подмена учения так называемой «практической» проповедью, которой учение фактически вытеснено, лежит в основе многих пагубных недугов, которые поражают Божью Церковь в наши дни. Понимание основополагающих истин христианства так поверхностно потому, что среди верующих немного тех, кто укрепился в вере через слушание толкования учения о благодати и благодаря самостоятельному его изучению. Пока душа не утверждена в учении о Богодухновенности Писания, Его полной и буквальной богодухновенности, не может быть прочного основания для веры. Пока душе не известно учение об Оправдании, не может быть настоящей и осознанной уверенности, что она принята Богом в Возлюбленном. Пока душе неизвестно учение Слова об Освящении, она открыта для проникновения в нее всяческих ошибок теории самоусовершенствования или других ложных учений. И так можно продолжать дальше, применяя этот критерий к каждому положению христианского вероучения. Именно невежественность в учении сделала церковь беспомощной перед нарастающей волной неверия. Именно невежественность в учении, главным образом, виновна в том, что тысячи исповедующих веру христиан, оказываются в плену многочисленных ложных учений, характерных для сегодняшнего дня. Они так легко принимают лжеучения, потому что настало время, о котором говорится, что «здравого учения принимать не будут» (2 Тим. 4:3). Конечно, правда то, что учение, как и все остальное в Писании, можно подвергнуть холодному анализу ума, но такой подход оставит сердце равнодушным и сделает само учение и обучение «сухим» и бесполезным. Правильно же воспринятое учение, постигаемое умудренным сердцем, всегда ведет к более глубокому познанию Бога и непостижимых богатств Христа.

Таким образом, учение о Божественном суверенитете не просто метафизическая догма, лишенная практической ценности, но учение, которое должно оказать огромное воздействие на христианский характер и христианскую жизнь. Учение о Божественном суверенитете лежит в основе христианского богословия и по своему значению, возможно, уступает только учению о Богодухновенности Писания. Божественный суверенитет - это центр притяжения в системе христианской истины; солнце, вокруг которого расположены все меньшие орбиты; нить, которая держит и скрепляет воедино все остальные, нанизанные на нее подобно жемчужинам, учения. Это критерий, которым должно испытываться каждое верование, весы, на которых должна взвешиваться всякая человеческая догма. Оно предназначено для того, чтобы быть спасительным якорем для наших душ в беспокойном море жизни. Учение о Божественном суверенитете - это Божественный эликсир для обновления нашего духа. Оно предназначено и приспособлено для того, чтобы формировать чувства нашего сердца и направлять поведение в правильное русло. Оно производит благодарение в благополучии и терпение во время невзгод. Оно приносит утешение в настоящем и дает чувство уверенности в неведомом будущем. Оно является всем и совершает все, оно несравненно больше того, о чем здесь сказано, потому что отдает Богу - Отцу, Сыну и Духу Святому всю славу, которая принадлежит Ему и указывает творению на его настоящее место перед Ним - во прахе.

Рассмотрим сейчас значение этого учения подробно.

1. Оно усиливает наше почитание Бога.

Учение о Божественном суверенитете, как оно представлено в Писании, дает высокую оценку Божественным совершенствам. Оно отстаивает Его права как Творца всего. Оно настойчиво утверждает, что «у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, которым все, и мы Им» (1 Кор. 8:6). Оно заявляет, что Его права - это права «горшечника», который по Своему желанию создает из глины сосуды любого вида и любого предназначения. «Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр. 4:11). Оно доказывает, что никто не имеет права «спорить» с Богом, и что единственно правильное положение творения пред Ним - это положение благоговейной покорности. Таким образом, признание абсолютной верховной власти Бога имеет огромное практическое значение, ибо если у нас не будет должного отношения к Его высокому суверенитету, мы никогда не будем почитать Его в наших мыслях, и Он никогда не займет достойного места в наших сердцах и жизнях.

Учение о Божественном суверенитете являет всю непостижимость Его мудрости. Оно показывает, что Бог, оставаясь беспредельно святым, допустил, чтобы в Его прекрасное творение вошло зло; будучи Вседержителем, Он разрешил дьяволу на протяжении, по меньшей мере, шести тысяч лет вести против Него войну, в то время как Он, совершенное воплощение любви, не пощадил Своего Собственного Сына; хотя Он и Бог всякой благодати, однако не все соделаны причастниками Его милости. Эти все великие таинства Писание не отрицает, а признает их существование. «О, бездна богатства и премудрости, и видения Божья! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» (Рим. 11:33).

В этом учении проявляется необратимость Его воли. «Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян. 15:18). Изначально Бог определил прославить Себя «в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века» (Еф. 3:21). Для этого Он сотворил мир и создал человека. Его премудрый замысел не был разрушен с падением человека, так как в Агнце, «закланном от создания мира» (Откр. 13:8), мы видим, что грехопадение было предвосхищено. Также и греховность человека, с момента его падения, не помешает исполнению Божьего плана, о чем ясно говорят слова псалмопевца: «И гнев человеческий обратится во славу Тебе; остаток гнева Ты укротишь» (Пс. 75:11). Так как Бог всемогущ, невозможно противостоять Его воле. «Его намерения имели начало в вечности, и к вечности они устремлены, оставаясь при этом неизменными. Они касаются всего Его творения и управляют всеми событиями. Он «совершает все по изволению воли Своей»» (Д. Райе.) Ни человек, ни дьявол не могут противостоять Ему, поэтому написано: «Господь царствует, да трепещут народы!» (Пс. 98:1).

Суверенитет превозносит Его благодать. Благодать - это незаслуженная милость, и то, что благодать познают недостойные, заслуживающие ада грешники, те, кто не имеют права рассчитывать на милость Бога, лишь доказывает то, что благодать - это бесплатный дар, который может быть дан самому закоренелому грешнику. Сам факт, что благодать дается тем, кто лишен каких бы то ни было заслуг и достоинств, свидетельствует о ее полной суверенности, Бог дарует благодать тому, кому Сам пожелает. Божья суверенная воля определила, что некоторые люди будут осуждены за их грехи, дабы показать, что все заслуживают такого конца. Но приходит благодать, и во славу имени Божьего, выводит из среды погибших, народ, которому предназначено стать вечным свидетельством Его непостижимой милости. Суверенная благодать показывает Бога, Который сокрушает непокорность человеческого сердца, преодолевает враждебность плотского ума и побуждает нас любить Его, ибо Он возлюбил нас первым.

2. Оно является твердым основанием всякой истинной религии.

Это логически вытекает из всего сказанного выше в пункте 1. Поскольку учение о Божественном суверенитете является единственным, где Богу отдается Его законное место, то, поистине, только оно может служить твердым основанием для строительства практической религии. Не может быть возрастания в святости до тех пор, пока не будет личного признания того факта, что Бог-Всевышний, что Его должно страшиться, что перед Ним нужно благоговеть, Ему надо покоряться и служить как Господу. Мы читаем Библию напрасно, если нами не движет искреннее желание лучше познать, чего хочет от нас Бог, любое другое побуждение эгоистично, совершенно бесполезно и недостойно. Каждая молитва, которую мы возносим к Богу, не что иное, как плотская самонадеянность, если мы не говорим в ней «Да будет воля Твоя». Просить по-другому, значит просить не то, значит желать употребить просимое для удовлетворения собственной похоти. Каждое наше богослужение лишь «мертвое дело», если оно не совершается во славу Божью. Живая религия заключается в понимании и исполнении воли Божьей, исполнении пассивном и активном. Мы предназначены «быть подобными образу Сына Божья», Чьим желанием было исполнять волю Пославшего Его, и уровень, на который поднимается в этом «уподоблении» каждый святой в обыденной жизни, в огромной степени определяется тем, насколько глубоко отозвались в его душе слова Господа: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем».

3. Оно отвергает еретическое учение о спасении делами.

«Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти» (Пр. 14:12). Таким путем, который кажется прямым и ведет «к смерти», смерти вечной, является спасение силами и заслугами человека. Вера в спасение делами очень характерна для человеческой натуры. Она не всегда носит четко выраженную форму в виде папской епитимьи или даже протестантского покаяния, то есть сожаления о грехе, которое является далеко не полным отражением Библейского понимания покаяния. Все, что хоть сколько-нибудь допускает участие человека - лишь разновидность одного и того же порочного рода. Сказать, как увы, говорят некоторые проповедники, что Бог совершит Свою часть работы, если вы свершите свою, значит непростительно и бесстыдно отрицать Евангелие Его

благодати. Заявлять, что Бог помогает тем, кто помогает себе, значит, не признавать одну из самых драгоценных истин, которой учит Библия и только Библия, а именно, что Бог помогает тем, кто не в состоянии помочь себе, тем, кто пытался много раз это сделать, но не смог. Утверждение, что спасение грешника зависит от действий его воли - еще одна форма учения о спасении человеческими усилиями, которая бесчестит Бога. В конечном счете, любое движение воли - это труд, это нечто, исходящее от меня, что-то, что совершаю я. Но учение о Божественном суверенитете подносит топор к самому корню этого худого дерева, когда заявляет: «не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Римл. 9:16). Кто-то скажет: «Такое учение повергнет грешника в отчаяние». Ну и пусть! Автор этих строк желает видеть такое отчаяние. Грешник упадет в объятия суверенной благодати не раньше, чем полностью отчается помочь себе сам. Как только Святой Дух убедит его в том, что сам он беспомощен, он сразу поймет, что погибает и воззовет: «Боже, помилуй меня, грешного», и такой крик будет услышан. Осмелюсь засвидетельствовать из своего личного опыта, что на протяжении всего моего служения, я убеждался, что проповеди о греховности человека, о его беспомощности, о спасении души по суверенной милости Бога, оказывались самыми благословенными в деле спасения погибающих. И так, мы повторяем: ощущение полной беспомощности является первым непреложным условием для любого истинного обращения. Для души нет спасения, пока она не отведет взгляд от себя и не посмотрит на что-то, вернее, Кого-то вне себя.

4. Оно глубоко смиряет творение.

Учение об абсолютном Божественном суверенитете - является великим кнутом для человеческой гордыни, и в этом оно резко отличается от «учений человеческих». Духом нашего века является восхваление и прославление плоти. Человеческие свершения, его прогресс и развитие, его значимость и независимость - вот святыня, которой

поклоняется сегодня мир. Но истина Божественного суверенитета, со всем вытекающим из нее, уничтожает в человеке все основания для самовосхваления и вместо этого, производит дух кротости. Она учит, что спасение от Господа- от Господа в своем начале, развитии и завершении. Суверенитет настаивает на том, что Христос прилагает и предоставляет спасение, что Он завершает, равно как и начинает Свой спасительный труд в наших душах, что Он не только возрождает, но поддерживает и сохраняет нас до конца. Оно учит, что спасение дается по благодати через веру, и что все наши дела (до момента нашего обращения), добрые и злые, ничего не значат для спасения. Оно говорит нам, что мы «не от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Иоан. 1:13). Все это в огромной степени смиряет сердце человека, которому хочется внести свою лепту в цену своего искупления и сделать хоть что-нибудь, что даст ему право для самовосхваления и самодовольства.

Но если это учение смиряет нас, то, значит, оно прославляет Бога. Если, при свете Божественного суверенитета мы увидели свою никчемность и беспомощность, мы, конечно же, воскликнем вместе с автором псалма: «Все источники мои в Тебе» (Пс. 86:7). Если мы, по природе своей, были «чадами гнева», а по поведению - «преступниками» в глазах Божьей власти, и поэтому справедливо находились под проклятием «закона», если Бог, Который не обязан был нас спасать от огненного гнева, отдал Своего Возлюбленного Сына за нас, то как такая благодать и такая любовь растапливает наши холодные сердца! С какой благоговейной благодарностью, осознав все это, мы скажем: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» (Пс. 115:1)! С какой готовностью каждый из нас признает: «По милости Божьей Я есть то, что я есть».

5. Оно вселяет в нас чувство полной безопасности.

Сила Божья безгранична, и поэтому невозможно противостоять Его воле или помешать осуществлению Его планов.

Подобное утверждение наполняет душу грешника тревогой, а душу святого - хвалой. Давайте посмотрим, что значит «Мой Бог всесилен! Это значит, «Не убоюсь ничего, что может сделать мне человек». Мой Бог всесилен! Значит, «Когда я в страхе, на Тебя я уповаю». Мой Бог всесилен. Значит, «Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает Меня !» (Пс. 3:6). Это веками было источником уверенности для святых. Не об этом ли говорил Моисей, обращаясь к Израилю с прощальным словом: «Нет подобного Богу Израилеву, Который по небесам принесся на помощь тебе и во славе Своей на облаках; прибежище твое Бог древний, и ты под мышцами вечными (Втор. 33:26,27). Не это ли чувство безопасности заставило псалмопевца, водимого Святым Духом, написать: «Живущий под кровом Всевышнего под сению Всемогущего покоится. Говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю»! Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы. Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, Язвы, ходящей в мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится. Только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты сказал: «Господь - упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим. Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему. (Пс. 90:1-10). О, как драгоценна эта истина! Я, жалкая, беспомощная, глупая «овца», однако я надежно укрыта в руке Христа. Почему я там в безопасности? Никто не может выхватить меня от туда, потому что рука, что хранит меня - рука Сына Божьего и Ему принадлежит вся власть на небе и на земле! К тому же у меня нет собственных сил: мир, плоть и дьявол ополчились против меня, я вверяю себя заботе и защите Господа и говорю вместе с апостолом: «Ибо я знаю, в Кого уверовал, и я уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» (2 Тим. 1:12). Что же служит основанием моей уверенности? Откуда я знаю, что Он силен сохранить вверенное мною? Я знаю это потому, что Бог всесилен, Он Царь царей и Господь господствующих.

6. Оно приносит утешение в скорби.

Учение о Божественном суверенитете содержит в себе утешение и дарует христианам огромное успокоение. Суверенность Бога - основание, которое ничто не может поколебать, которое тверже небес и земли. Какое блаженство знать, что нет ни одного уголка во вселенной, который был бы недосягаемым для Бога. По словам псалмопевца: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу! Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет» (Пс. 139:7-12). Какое блаженство знать, что сильная рука Божья контролирует все и всех! Какое блаженство знать, что и воробей не упадет на землю без Его ведома! Какое блаженство знать, что все наши испытания постигают нас не случайно и приходят не от дьявола, но предписаны и предопределены Богом. «Чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено» (Фес. 3:3)!

Но наш Бог не только безграничен в Своей силе, Он также безгранично мудр и благ. В этом заключена ценность этой истины. Бог желает только блага, и Его воля необратима и неотвратима! Бог слишком мудр, чтобы ошибаться и слишком любви обилен, чтобы заставить Свое чадо пролить хоть одну слезу напрасно. Поэтому, если Бог есть совершенная мудрость и совершенное благо, какой благословенной является та уверенность, что все находится в Его руке, и создается по Его воле, по Его предвечному определению! «Возьмет, и кто возбранит Ему? Кто скажет Ему: «Что Ты делаешь?» (Иов. 9:12). И каким утешением веет от мысли, что «Он, а не дьявол, забирает у нас наших любимых ! О! каким покоем наполняют наши бедные сердца слова о том, что Им определено число наших дней (Иов. 7:1; 14:5), что болезнь и смерть - Его посыльные и всегда действуют по Его приказу, что только Господь дает и только Господь отнимает!

7. Оно порождает дух кроткого смирения.

Преклониться перед суверенной волей Бога означает открыть один из величайших секретов счастья и покоя. Не может быть истинного послушания и полного удовлетворения до трех пор, пока наш дух не сокрушен, то есть пока мы охотно и с радостью не предадим свои пути Господу. Мы говорим здесь не о пассивном послушании фатализму, совсем нет. Библия побуждает святых «познавать, что (есть) воля Божья, благая, угодная, совершенная» (Римл. 12:2).

Мы касались темы послушания Божьей воле в предыдущей главе, где в качестве высшего примера послушания, мы приводили жизнь Иова и Илии. Сейчас нам хотелось бы дополнить их истории другими примерами. В книге Левит 10:3 сказано: «И Аарон молчал». Рассмотрим обстоятельства: «Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им. И вышел огонь от Господа, и сжег их, и умерли они пред лицем Господним... Аарон молчал» (Лев. 10:1-3). Двое сыновей первосвященника были убиты, они понесли Божью кару, и, вероятно, в тот момент они ничего не осознавали; это горе постигло Аарона внезапно, без предупреждений, и тем не менее, он «молчал». Идеальный пример силы всепобеждающей благодати Божьей!

Поразмышляйте теперь над словами, произнесенными Давидом: «И сказал царь Садоку: возврати ковчег Божий в город. Если я обрету милость пред очами Господа, то Он возвратит меня и даст мне видеть его и жилище его. А если Он скажет так: «нет Моего благоволения к тебе», то вот я, пусть творит со мною, что Ему благоугодно (2 Цар. 15:25,26). Обстоятельства, в которых оказался говорящий, были также крайне тягостными для человеческого сердца. Давид был глубоко удручен. Его собственный сын посягнул на его престол и покушался на его жизнь. Он не знал, увидит ли Он снова Иерусалим и Скинию. Но он так был предан Богу, что нисколько не сомневался в том, что Его воля превосходнее всего, даже если это означало для него потерять престол и лишиться жизни, он желал, чтобы Бог все исполнил по Своему усмотрению. «Пусть творит со мною, что Ему благоугодно». Нет необходимости приводить новые примеры, но остановиться и поразмыслить над последним, будет уместным. Если во мраке ветхозаветного закона, Давид был согласен на то, чтобы Господь все совершал по Своему благоволению, то насколько больше должны радоваться мы исполнению Его воли сейчас, когда сердце Бога обнажило себя на кресте!

8. Оно возбуждает песнь хвалы.

По-другому быть не может. Почему я, обладающий той же природой, что и вся окружающая меня беспечная и безбожная толпа, был избран во Христе еще до основания мира и благословлен в Нем теперь всеми духовными благословениями? Почему я, который когда-то был чужаком и бунтарем, осыпан такими чудными милостями? О, это то, чего я не в силах постичь! Такая благодать, такая любовь непостижимы! Но если мой разум не способен понять причину, то мое сердце способно выразить свою благодарность хвалой и поклонением. Но не только за милость, оказанную мне в прошлом, я должен быть благодарным Богу. Все, что Он делает для меня сейчас, наполняет меня благодарениями. Какой смысл заложен в словах «Радуйтесь всегда в Господе»! (Фил. 4:4). Заметьте, не сказано «Радуйтесь в Спасителе», мы должны «радоваться в Господе», как в Господине, как в Хозяине всякого обстоятельства. Нужно ли напоминать читателю, что, когда апостол писал эти слова, он сам был узником Римского правительства. За его спиной лежал долгий путь страданий и невзгод. Было все: опасности на море и опасности на суше, голод и жажда, побивание камнями и бичевания. Он подвергался гонениям со стороны тех, кто был в церкви и вне ее. Те, кто должен был быть рядом с ним, бросили его. И тем не менее, он говорит: Радуйтесь всегда в Господе! В чем был секрет его счастья и покоя? Не этот ли самый апостол написал: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Римл. 8:28). Но откуда знал он, и откуда знаем мы, что «все содействует ко благу! Отвечаем: так как все находится под контролем и все управляется Верховным Правителем, и так как Он испытывает только лишь любовь к Своим чадам, то все так устроено Им, дабы служить нашему конечному благу. Именно поэтому должны мы «благодарить всегда за все Бога Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Еф. 5:20). Да, благодарите за все, так как по меткому выражению: «Наши разочарования - это Его предначертания». Тот, кому учение о Божественном суверенитете доставляет радость, не только видит темные тучи, обрамленные серебряным светом, но и знает, что за этими тучами скрывается сам свет, темнота служит для того, чтобы объявить свет.

9. Оно гарантирует окончательную победу добра над злом.

С того самого дня, как Каин убил Авеля, мучительной проблемой для святых стала проблема борьбы добра и зла на земле. Праведников во все века гонят и ненавидят, в то время как нечестивцы бросают вызов Богу без всякого видимого наказания. Люди Божий большей частью обделены мирскими благами, тогда, как безбожники, подобно зеленому лавровому дереву, пышно расцветают в своем временном благополучии. Посмотрев на окружающий мир, видишь притеснения верующих и земное счастье неверующих, замечаешь, как мало первых и как многочисленны вторые, видишь очевидное поражение правых и торжество силы и неправды; когда слышишь рев битвы, крик раненых и плач понесших утраты, когда обнаруживаешь, что здесь на земле все перепуталось, пришло в хаос и упадок, то начинаешь думать, что в этой борьбе преимущество на стороне сатаны. Но, когда, смотришь не на то, что происходит, а вверх, то верующему глазу отчетливо виден престол, престол, который не в силах поколебать земные бури, престол, который «утвержден» прочно и незыблемо, и на нем Тот, Чье имя Всемогущий, и Который «совершает все по изволению воли Своей» (Еф. 1:11). В этом наша опора - Бог на престоле. В Его руке скипетр, и пока Он Всемогущ, Его предначертания не могут не исполниться, ибо «Он тверд; и кто отклонит Его! Он делает, чего хочет душа Его» (Иов 23:13). И хотя всевластная рука Божья невидима для глаза, она реальность для веры, той веры, которая полностью и целиком полагается на Его Слово, и поэтому твердо знает, что Он неизменен. Ниже приведены слова, принадлежащие перу нашего брата Габелина:

«У Бога ничто не может остаться неисполненным. «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает, будет говорить и не исполнит?» (Числ. 23:19) Исполнится все. Обещание, данное Его возлюбленным, прийти за ними, вознести их к славе, не обернется обманом. Он обязательно придет и заберет их к Себе. Вдохновенные слова, с которыми обращались к народам земли разные пророки, также не окажутся пустым звуком. «Приступайте, народы, слушайте и внимайте, племена! да слышит земля и все, что наполняет ее, вселенная и все рождающееся в ней! Ибо гнев Господа на все народы, и ярость Его на все воинство их. Он предал их заклятию, отдал их на заклание» (Иса. 34:1,2). И не преминет тот день, в который «Поникнут гордые взгляды человека, всякое людское унизится, и один Господь будет высок в тот день» (Иса. 2:11). Тот день непременно придет, и Он явится, и славой Его наполнятся небеса, ноги Его будут снова стоять на земле. Ничто не отменит Его Царства и не отвратит всего предсказанного о конце века и суде.

Как отрадно в эти темные и трудные времена помнить, что Он на престоле, на непоколебимом престоле, и что Он обязательно совершит все, что говорил и обещал. «Отыщите в книге Господней, и прочитайте; ни одно из сих не преминет придти» (Иса. 34:16). В вере, в блаженном предвкушении мы можем ожидать время славы, когда Его слово и Его воля исполнятся, когда с приходом Князя Мира воцарятся, наконец, праведность и мир. А пока мы ждем высшего и благословенного момента, когда обещанное Им исполнится, мы уповаем на Него, пребывая в постоянном общении с Ним, и каждый день заново убеждаемся, что Он неизменно поддерживает и хранит нас».

10. Оно приносит сердцу покой.

Многое из того, что могло бы быть сказано здесь, мы уже предвосхитили в предыдущих главах. Тот, Кто сидит на небесном престоле, Тот, кто является Правителем народов и Кто предопределил и направляет все события, безграничен не только во власти, но и в мудрости, и в благости. Он, есть Господь всего сущего, Он Тот, Кто «явился во плоти» (1 Тим. 3:16). Вот тема, перед которой бессильно человеческое перо. Слава Бога заключается не просто в том, что Он Всевышний, но в том, что, будучи таковым, Он смирил себя в кроткой любви, чтобы принять на Себя бремя грехов Его творения, ибо написано: «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор. 5:19). «Церковь Бога была куплена Кровью Его» (Деян. 20:28). И именно на этом самоуничижении Самого Царя утверждается Его царствие. О, чудесный Крест! Через него Пострадавший на нем стал не Господом наших судеб (Он был им раньше), а Господом наших сердец. Поэтому не в малодушном страхе, а в благоговейном трепете преклоняемся мы перед Всевышним Вседержителем и восклицаем: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, премудрость и крепость, и честь, и славу, и благословение» (Откр. 5:12).

Это и есть отклонение греховного обвинения, что учение о Божественном суверенитете оскорбительно для Бога и вредно для верующих. Может ли быть «ужасным» и «опасным» учение, которое отводит Богу Его истинное место, утверждает Его права, превозносит Его благодать, приписывает всю славу Ему и отнимает у творения все основания для самовосхваления? Может ли быть «опасным и ужасным» учение, которое вызывает у святых чувство защищенности в опасности, дает им утешение в печали, производит в них терпение в страданиях и во все времена пробуждает в их сердцах хвалу? Может ли быть «опасным и ужасным» учение, которое вселяет в нас уверенность в непременную победу добра над злом, и дает верное место покоя нашим сердцам, и это место - Совершенство Самого Вседержителя? Нет, тысячу раз нет. Вместо того, чтобы быть «ужасным и опасным», оно прекрасно и поучительно, и глубокое понимание его не может не вызвать в нас желания воскликнуть вместе с Моисеем: «Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, достоин хвалы, творец чудес?» (Исх. 15:11).

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.