10.03.2010
Скачать в других форматах:

Дитрих Бонхёффер

Следуя Христу

Сокрытость благочестивого упражнения

 

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

(Матф.6:16-18)

 

Иисус исходит как из само собой разумеющегося, что последовавшие за Ним держат благочестивое упражне­ние в посте. Жизни последовавших за Ним присуще стро­гое упражнение в воздержании. Такие упражнения име­ют единственной целью, чтобы воспоследовавший с го­товностью и радостью принял заповеданный ему путь и заповеданное ему поприще. Здесь приводится к повино­вению эгоистичная и вялая воля, не особенно рвущаяся к служению, усмиряется и наказывается плоть. В упраж­нении воздержания ясно прослеживается отчуждение моей христианской жизни от мира. Жизнь, полностью остающуюся без аскетического упражнения, потакаю­щую всем желаниям плоти, пока их «разрешает» justitia civilis, трудно подготовить к служению Христу. Сытая плоть молится неохотно и не направляет себя к самоотвержен­ному служению.

Итак, жизнь ученика требует строгого внешнего вос­питания. Не то чтобы таким путем будет сокрушено плот­ское желание, а ежедневная смерть ветхого человека будет происходить в чем-то ином, кроме веры во Христа. Но именно верующий, последовавший, чье своеволие со­крушено, умерший за Христа в своем ветхом обличии, знает бунт и ежедневную надменность своей плоти. Он, понимая ее инертность и необузданность, знает, что они – источник заносчивости, который надо сокрушить. Это осуществляется ежедневно через подвижнические воспитующие упражнения. Для ученика очень важно, что дух послушен, а плоть слаба. Потому «бодрствуйте и молитесь». Дух признаёт путь следования Христу и готов идти им, но плоть слишком боязлива, путь для нее слишком утомите­лен, небезопасен, тягостен. Потому-то духу ничего не сто­ит и закоснеть. Дух подтверждает заповедь Иисуса о без­условной любви к врагам, но плоть и кровь настолько силь­ны, что их трудно подвигнуть. Итак, в ежедневном подвиж­ническом упражнении плоть должна узнать, что она ли­шена собственных прав. Этому способствуют ежедневные упорядоченные упражнения в молитве, ежедневные раз­мышления о слове Божьем; этому способствуют все­возможные упражнения в обуздании плоти и воздержа­нии.

Сопротивление плоти ежедневному усмирению внача­ле идет по всему фронту, потом прячется за словами духа, т.е. прикрывается евангельской свободой. Где евангель­ская свобода от непреложности закона, от самоистязания, умерщвления плоти решительно противопоставляется евангельским установлениям о воспитании, упражнении и аскезе, да еще со ссылкой на слова о том, что плотская жизнь оправдывается христианской свободой, – там налицо противоречие со словами Иисуса. Там уже утра­чено знание о неотмирности каждодневной жизни в следовании Христу, но там еще меньше радости о той дей­ствительной свободе, которой одаривает истинное упраж­нение жизнь ученика. Если где христианин узнает, что он не справляется со своим служением, что на убыль идет его готовность, что он стал виновен в чужой жизни, в чужой вине, что его радость от Бога увяла, а силы для молитвы уже нет, то он предпримет атаку на свою плоть, чтобы подготовить себя через упражнение, пост и молитву (Лк 2:37; Мк 9:29; lKop 7:5) к лучшему служению. Отговорка же, что христианин вместо аскезы мог бы найти при­бежище в вере, в слове, остается совершенно пустой. Она немилосердна и лишена укрепляющей силы. Ибо что же такое жизнь в вере, как не бесконечная многообраз­ная борьба духа против плоти? Как может кто-то жить в вере, если молитва ему в тягость, если он отвращается от слова Писания, если сон, еда и любовные услады сно­ва и снова крадут у него радость, получаемую от Гос­пода?

Аскеза есть самоизбранное страдание, это passio activa, а не passio passiva, и именно поэтому она в высшей степени под угрозой. Аскета непрерывно подстерегает нечестивое желание сделаться равным Иисусу Христу в страдании. В аскезе всегда таится притязание ступить в положение страждущего Христа, пройти поприще страданий Христа самому, то есть умертвить ветхого человека. Здесь аскеза присваивает себе последнюю горькую правду искупи­тельного подвига Христа. Здесь она выставляет себя напоказ в ужасной жесткости. Добровольное страдание, которое лишь на основе страстей Христовых должно служить лучшему служению, более глубокому смирению, становится здесь ужасным искажением страданий Господа. Теперь оно норовит, чтобы его увидели, желая стать немилосердным живым укором ближним; ибо это, дескать, стало спасительным путем. В подобной «явно­сти» награда воистину уже в том, что она ищется от человека.

«Помажь голову твою и умой лице твое», – ведь это вполне могло бы стать повторным поводом к более утон­ченному наслаждению и самопрославлению. А затем бы­ло ложно истолковано как лицемерие. Но Иисус говорит Своим ученикам, чтобы они оставались смиренными в доб­ровольных упражнениях в смирении, никогда их не ста­вили в упрек или в закон никому, а напротив, были благодарны и радовались этому – желанию служить сво­ему Господу. В качестве христианского типа мы имеем сей­час в виду не радостный облик ученика, но истинную сокрытость христианского свершения, смирение, которое не ведает о себе так же, как глаз видит не себя, а только другого. Такая сокрытость сделается однажды явной, но лишь через Бога, а отнюдь не сама по себе.

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.