12.10.2005
Скачать в других форматах:

Второе Гельветическое Исповедание

Глава XV. Об истинном оправдании верующих

Что такое оправдание? Апостол, рассматривая вопрос об оправдании, говорит, что оправдание означает прощение грехов, освобождение от вины и наказания, принятие в [Божье] благоволение и объявление человека праведным. Ибо в послании к римлянам апостол [Павел] вопрошает: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их» (Рим. 8:33). Отсюда, оправдание и осуждение[15] противоположны друг другу по значению. И в Деяниях святых апостолов Павел говорит: «Ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всём, в чём вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий» (Деян. 13:38,39). Ибо в Законе и в Пророках написано: «Если будет тяжба между людьми, то пусть приведут их в суд и рассудят их, правого пусть оправдают, а виновного осудят» (Втор. 25:1). И у пророка Исаии: «Горе тем,… которые за подарки оправдывают виновного» (Ис. 5:22,23).

 

Мы оправданы во Христе. Итак, несомненен тот факт, что все мы, будучи по природе грешниками и безбожниками, пред Божьим судейским престолом осуждены за нечестие и приговорены к смерти. Однако наш Судья дарует нам оправдание, включающее в себя разрешение от грехов и смерти, безо всяких заслуг, будь-то наших собственных или приписанных нам, а исключительно по милости Христовой. Это наияснейшим образом утверждает Павел, говоря: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:23,24).

 

Вменённая праведность. Ибо Христос взял на Себя и понёс на Себе грехи мира, удовлетворив тем самым божественную справедливость. Поэтому исключительно за счёт страданий и воскресения Христа Бог проявляет милость по отношению к нашим грехам и не вменяет их нам. Наоборот, Он вменяет нам как нашу собственную праведность Христову (2 Кор. 5:19-21; Рим. 4:25), так что мы не только очищаемся от греха и становимся святыми, но и получаем праведность Христову. Кроме того, мы освобождаемся от греха, смерти и проклятия и становимся праведниками и причастниками вечной жизни. Говоря по существу, только Бог оправдывает нас, делая это исключительно во Христе, не вменяя нам наших грехов, но, наоборот, вменяя нам Его собственную праведность.

 

Мы оправданы только по вере. Поскольку же мы принимаем это оправдание не по делам нашим, но по вере во Христа и в Божье милосердие, мы учим и верим, будучи в согласии с апостолом, что грешник оправдывается только по вере во Христа, а не по Закону или по делам. Ибо апостол говорит: «Мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:28). И ещё: «Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность… А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Рим. 4:2,3,5; Быт. 15:6). И опять: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8,9). Поэтому, по причине того, что вера принимает Христа, нашу праведность, отдавая всю славу Богу во Христе, оправдание становится характерным признаком веры и, главным образом, из-за Христа, которого она принимает, а не из-за наших собственных дел. Ибо вера — это дар Божий.

 

Мы принимаем Христа по вере. Более того, Господь подробным образом разъясняет то, что мы принимаем Христа именно по вере (Ин. 6:27,33,35,48-58). Здесь Он определяет вкушение как веру, а веру как вкушение. Ибо точно так же как мы принимаем пищу через её вкушение, так и Христа мы принимаем по вере. Поэтому мы не приобщаемся к благам оправдания частично по благодати Божьей во Христе, а частично благодаря нам самим, нашим милостыням, делам или заслугам, но приписываем эти блага исключительно благодати Божьей во Христе, [приобщаясь к ним] через веру. Ибо милостыни и дела, совершённые неправедными людьми, не могут угодить Богу. Потому для того, чтобы совершать дела любви и праведности, мы должны прежде стать праведными. И как уже было сказано выше, по вере во Христа мы воистину становимся праведными, и это — исключительно по благодати Бога, вменяющего нам не наши собственные грехи, а праведность Христову; даже более того, саму веру во Христа Он вменяет нам в качестве праведности. Наконец, апостол очень ясно выводит любовь из веры, говоря: «Цель же увещания есть любовь от [из] чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим. 1:5).

 

Сопоставление Иакова с Павлом. Отсюда становится ясно, что мы говорим не о фиктивной, бессодержательной, ленивой и мёртвой вере, но о вере живой и активной. Она называется таковой и по сути такова по той причине, что ею постигают Христа, который даёт жизнь и сам является жизнью; доказательством же её живости становятся живые дела, творимые ею. Поэтому Иаков ни в чём не противоречит нашему учению. Ибо он говорит о вере бессодержательной и мёртвой, о которой бахвалятся некоторые люди, не имеющие в себе Христа, живущего в [наших] сердцах верой (Иак. 2:14-26). Иаков, когда пишет, что человек оправдывается делами, не противоречит в этом апостолу Павлу (в противном случае он должен был быть отвергнут), но убедительно показывает, что Авраам доказал свою живую и оправдывающую веру делами. То же самое делают все благочестивые люди, которые, тем не менее, уповают только на Христа, а не на свои дела. Ибо апостол опять говорит: «Уже не я живу, но живёт во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия,[16] возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2:20,21).

 

 


[15] Или «обвинение».

[16] В Вульгате: in fide vivo Filii Dei (верою Сына Божия).

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.