03.12.2009
Скачать в других форматах:

Вильям Хендриксен

Библия о жизни после смерти

ОБЩАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ

Часть I. Знамения

 

Глава 23

 

Какая церковь правильно ждет прихода Господа: Лаодикийская, Фессалоникская или Смирнская?

 

Прочитайте Откровение 2:8-11; 3:14-22; Второе послание к Фессалоникийцам 2:1, 2; 3:6-12.

 

1. Господь близко.

 

Однажды Павел сказал фессалоникийцам, что день Господень придет "как тать [вор] ночью" (1 Фес. 5:2).

 

Чуть позже церквам в Малой Азии было сказано, что приход Господа будет "с облаками" и что время приблизилось (Откр. 1:3, 7).

 

С момента воплощения Христа церковь всегда жила "в последние дни". Несомненно, что если "признаки времени" (Матф. 16:3) были очевидны во время нахождения нашего Господа на земле (фарисеи и саддукеи были порицаемы за то, что не замечали их), то и сейчас они должны быть очевидны.

 

Но отношение к данным признакам у разных людей разное. Это видно на примере верующих из Лаодикии, Фессалоники и Смирны.

 

2. Отношение верующих из Лаодикии.

 

Их отношение было не ревностным, а теплым. Они были слишком заняты земными делами, чтобы беспокоиться о том, что относилось к духовному миру (Лук. 17:26-32). Когда кто-нибудь говорил о блаженной надежде, их сердца не наполнялись радостью, их души не испытывали тоски или радостного предвкушения. Их глаза не пытались проникнуть за облака, а их уши - услышать ангельскую трубу. Когда кто-нибудь раскрывал перед ними перспективы полного освобождения от греха и проклятия, то это не вызывало в них отклика благодарения и хвалы. В действительности они даже были не сильно обеспокоены своей греховностью. Они своего уже добились!

 

Люди с таким отношением были мерзостью перед Господом. Он был готов извергнуть их из Своих уст. Он сообщает им, что они не богатые люди, как они вообразили себе, а нищие. Они не были людьми, достигшими успеха, они - те, кто достоин сожаления.

 

И хотя Ему ненавистно отсутствие в них интереса к духовным делам, Он настойчиво наставляет их: "Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр. 3:19, 20).

 

Безразличие к духовным делам, атмосфера спокойствия и дух "теплоты" в отношении признаков времени, отличают многих людей даже сегодня. К ним тоже Господь направляет свой настойчивый призыв покаяться.

 

3. Отношение некоторых верующих из Фессалоники.

 

Церковь в Фессалонике в целом духовно процветала. Но этого нельзя было сказать о всех ее членах. На некоторых людей учение апостола Павла о славном возвращении Господа оказало плохое влияние. Оно вызывало у них нервозность. Они сделались беспокойными и возбужденными до такой степени, что напоминали корабли, бросаемые ветром и волнами ими в разные стороны. Эти люди даже бросали работу, потому что зачем им было собирать земное богатство, когда небесные сокровища вот-вот должны оказаться в их руках? А в случае острой нужды церковь обязана была позаботиться о них! Все их интересы ограничивались эсхатологией.

 

Этим людям надо было помочь привести свои мысли в порядок, и их неразумное поведение необходимо было строго обличить.

 

Сегодня тоже есть немало беспокойных людей, которые много внимания уделяют будущему, пренебрегая своими сегодняшними обязанностями. Эти люди гоняются за сенсациями. Они обожают всех странствующих лекторов, говорящих о пророчествах, особенно тех, кто готов сообщить им, что "в соответствии с пророчеством" ожидается такая-то война, такая-то нация одержит в ней победу и что возвращение Христа следует ожидать в тот или иной определенный день. Нервозность этих "фессалоникийцев" также неразумна, как спокойствие лаодикийцев. Они должны запомнить, что апостол Павел написал филиппинцам: "Господь близко. Не заботьтесь ни о чем" (Филип.4:5, 6).

 

4. Отношение верующих Смирны

 

Только в церкви Смирны было правильное отношение. Членов этой церкви отличала не теплота, и не нервозность , а верность . Хотя они были бедны и переживали скорби, хотя им приходилось переносить яростные нападки со стороны тех, кто, называя себя синагогой Божией, были в действительности синагогой сатаны, они оставались верными своему Господу и Спасителю Иисусу Христу. Будучи бедными материально, они были богаты духовно. Дьявол действительно бросит некоторых из них за решетку и они должны будут пройти через короткий период испытаний ради собственного освящения, но венец жизни по-прежнему будет ожидать их. Они сохраняют свою верность даже ценой своей жизни. Сам Господь вручит им их венцы.

 

Смирниоты, как и лучшая часть фессалоникийской церкви, ожидали "с небес Сына" Божия (1 Фес. 1:10). Хотя они совсем не забыли о грядущих событиях, в то же время они были настолько отданы своим обязанностям здесь и сейчас, что приди внезапно Жених, они были бы готовы принять Его.

 

Так же и для наших дней, для нашего века - это единственно правильное отношение. Многое указывает на то, что пришествие нашего Господа приближается. Что касается разума, то мы всегда должны изучать этот предмет в свете Писания. Для сердца правильный подход показывает отрывок Лук. 21:28: "Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше".

 

5. Краткий обзор предстоящего обсуждения вопроса знамений.

 

А. Два предварительных знамения.

 

1. Первое предварительное знамение - век Евангелия, т.е. проповедь Евангелия по всему миру. Это связано с тысячелетним царством на земле, т.е. со связыванием сатаны.

 

2. Второе предварительное знамение - малое время сатаны. Здесь можно говорить о следующем:

 

а) великое отступничество

 

б) великая скорбь

 

в) воцарение антихриста

 

г) сопутствующие знамения

 

Б. Единое, неделимое великое окончательное знамение - появление Сына Божия на облаках со славой, сопровождающееся катастрофами в природе.

 

В. Восстановление израильского государства и обращение евреев. Многими искренними верующими это тоже рассматривается как знамение возвращения Христа.

 

Г. Тысячелетнее царство. Поскольку в соответствии с Откровением (гл.20) тысячелетнее царство предшествует второму пришествию, логично обсудить этот вопрос перед разделом о втором пришествии. Кроме того (см. А.1. выше), век Евангелия связан с тысячелетним царством на земле, которое поэтому является одним из двух предварительных знамений. Но тысячелетнее царство имеет и свой небесный аспект. Существует также тысячелетнее царство на небесах, или царствование святых (т.е. их душ). Это не может служить знамением для тех, кто еще находится на земле. В силу этого я поместил вопрос тысячелетнего царства в конце всего раздела.

 

Для обсуждения

 

А. Основываясь на материале этой главы

 

1. Назовите три вида отношений к признакам последнего времени.

 

2. Опишите отношение людей из Лаодикии.

 

3. Опишите отношение некоторых людей из Фессалоники.

 

4. Опишите смирниотов и их отношение.

 

5. Обобщите суждения по вопросу знамений.

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

1. Что общего в следующих отрывках в отношении учения о возвращении Господа: Матф. 24:48; Евр. 10:37; Откр. 22:7; Матф. 24:42; 25:13; Откр. 16:15?

 

2. Означает ли близость прихода Христа то, что он должен произойти непосредственно сейчас?

 

3. Учил ли Иисус тому, что прежде, чем Он придет, пройдет некоторое время? (Матф. 25:5; 25:19).

 

4. Учил ли апостол Павел тому, что прежде, чем придет Христос, пройдет некоторое время? (См. 2 Фес. 2:2.) Знал ли об этом Петр? (См. 2 Пет. 3:3-9.)

 

5. Когда наш Господь говорил о своем пришествии, всегда ли Он имел в виду свое эсхатологическое возвращение (т.е. возвращение в конце времен)? Обоснуйте свой ответ.

 

 

Глава 24

 

Первое предварительное знамение - век Евангелия. Что оно означает?

 

Прочитайте Евангелие от Матфея 24:14;

 

Послание к Ефесянам 2:11-20.

 

1. Обстановка.

 

Вторник страстной недели. Иисус с учениками выходит из храма (Матф. 24:1). Один из них обращает внимание Христа на великолепие священных стен: "Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!" (Марк. 13:1). Иисус, отвечая ему, делает неожиданное предсказание о том, что этот храм будет разрушен до основания (Матф. 24:2).

 

Вот Иисус с учениками сидит на Елеонской горе. Внизу, в долине, они видят прекрасный храм. Подумать только, что такой храм будет разрушен! Петр, Иаков, Иоанн и Андрей спрашивают Иисуса: "... скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?"(Матф. 24:3). Заметьте, что в их понимании падение Иерусалима означало кончину мира. Здесь они правы и неправы. За падением Иерусалима конец мира непосредственно не последует, хотя оно в самом деле будет образом конца мира.

 

Иисус уточняет их мнение. Он сообщает, что такие события, как появление лжепророков, войны, слухи о войне и другое, - это только "начало болезней". Более того, Он думает и говорит в первую очередь не о конце мира, а о падении Иерусалима и его храма. То, что Иисус имеет в виду Иерусалим, становится понятным из объяснения, данного в Евангелии от Луки: "Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь: ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец. Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады и моры, и ужасные явления и великие знамения с неба ... Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его" (Лук. 21:9-20).

 

Таким образом, Иисус говорит, что войны, слухи о войне, голод, землетрясения и другое, хотя являются знамениями, но они не будут знамениями немедленного конца Иерусалима. Действительное разрушение Иерусалима армиями других стран будет этим знамением.

 

2. Само знамение.

 

Ученики спросили: "... скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?" Иисус ответил на первую часть вопроса. Затем Он продолжает отвечать и на вторую часть. Прочитайте стихи 14 и 21 из 24 главы Евангелия от Матфея. Что же будет признаком пришествия Христа и кончины мира? Господь указывает, что Его второму пришествию будут предшествовать два великих предваритель ных знамения: а. "... проповедано будет сие Евангелия Царствия по всей вселенной во свидетельство всем народам ..."; и б. "... будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне ...". Поэтому мы знаем, что Христос не может вернуться до тех пор, пока не сбудутся эти два предсказания.

 

Что касается проповеди Евангелия всем народам, то это не является обещанием того, что "у каждого человека будет возможность спастись". Иисус говорит, что у народов мира будет возможность услышать Евангелие на том или ином этапе истории. Более того, провозглашение Евангелия будет свидетельством : принятие или отвержение Благой вести будет решающим. Здесь не содержится никакого обещания второй возможности: не будет два века Евангелия, один сейчас, а другой после возвращения Господа. То, как нация воспользуется данной ей возможностью здесь и сейчас, будет определять конечные последствия. Век Евангелия и есть тысячелетнее царство на земле (см. гл. 33).

 

Факт, о котором говорит Иисус, имеет величайшее значение. Даже в ветхие времена было открыто, что однажды весть о спасении будет провозглашена всем народам мира. Бог дал обетование Аврааму: "... благословятся в тебе все племена земные" (Быт. 12:3). Псалмопевец говорил о Том, Кто "будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли" (Пс. 71:8). Сравните Псалом 86. И Исаия, обладая пророческой интуицией и видением, изрек слова красоты, утешения и величия: "И придут народы к свету Твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию" (Ис. 60:3). Сравните Ис. 54:1-3; Амос. 9:11, 12; Мих. 4:1, 2; Малах. 1:11. Но никогда до дней Нового Завета не было так ясно и понятно, что язычники войдут в Царствие огромным множеством (Матф. 8:11; 13:31; Лук. 2:23) и на равных правах с теми, кто будет собран из древнего народа, с которым был заключен завет, и что разделяющая стена будет разрушена. До дней апостолов эти пророчества так и не были поняты (Деян. 15:14; Еф. 1:9-14; 2:11-20).

 

Однако главное, на что следует обратить особое внимание, это то, что в последние два столетия (особенно, начиная с 1792 г.) миссионерское движение достигло невиданных размахов. Весть о спасении во Христе, которая не так давно была доступна только отдельным регионам, на сегодняшний день обошла почти весь земной шар. Иисус сказал, что она будет проповедана по всему миру во свидетельство всем народам. А потом будет конец. Это знамение с каждым днем все более достигает своей полноты. Мы должны обратить внимание на это и посредством служения и молитвы стремиться привести это обещание к своему окончательному исполнению.

 

Для обсуждения

 

А. Основываясь на материале этой главы

 

1. Опишите обстановку и условия, когда были сделаны предсказания Христа, о которых говорилось в этой главе.

 

2. Какие два предварительных знамения будут предшествовать второму пришествию?

 

3. Означает ли первое из этих знамений, что у каждого человека будет вторая возможность спастись?

 

4. В чем тогда его смысл?

 

5. Будут ли два века Евангелия: один сейчас и другой после возвращения Христа?

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

1. Сделайте небольшое исследование истории миссионерства.

 

2. Покажите, что сегодня первое предварительное знамение находит свое исполнение (доступное нашему наблюдению). Это постоянно происходило со Дня пятидесятницы. Но сегодня так, как никогда.

 

3. Опишите, как переводилась и распространялась Библия в наши дни и в нашем веке. Как мы можем помогать этому славному труду?

 

4. Почему мы должны прилагать все свои усилия, особенно в наши дни, для развития христианских миссий?

 

5. Всегда ли миссионерское рвение означает, что деноминация, которая проявляет его, имеет правильное учение? Было ли когда-нибудь так, чтобы увеличение миссионерского рвения приводило к упадку чистоты учения? Приведите пример, если можете. Какой урок мы должны извлечь из этого?

 

 

Глава 25

 

Второе предварительное знамение - малое время сатаны. Что такое великое отступничество?

 

Прочитайте Евангелие от Луки 17:26-37.

 

1. Взаимосвязь между "днями великой скорби", "великим отступничеством" и "царством антихриста".

 

Век Евангелия, в течение которого весть о спасении провозглашается по всему миру во свидетельство всем народам, сменится днями небывалого горя. Причина, по которой эти дни будут великой скорбью для истинных верующих заключается в том, что они будут сурово гонимы, что от веры отпадет как никогда много людей, которые исповедовали ее какое-то время своими устами. Произойдет великое отступление, или отпадение . Прочитайте 2 Фес. 2:3. Те, кто отпадут, будут потом преследовать тех, кто останется тверд.

 

Во главе этого "движения отпадения" будет стоять весьма нечестивый вождь - антихрист. См. главы 27 и 28. Поэтому "великая скорбь, "великое отступничество" и "царство антихриста" - это три термина, которые указывают на один и тот же последний период истории, который будет непосредственно предшествовать славному возвращению Христа. Это время также получило название "малое время сатаны" (Откр. 20:3, 7, 8).

 

Данный отрывок, касающийся будущего отступничества, никоим образом не учит тому, что истинные дети Божии "отпадут от благодати". Такое отпадение невозможно (Иоан. 10:27, 28). Это означает, что вера отцов - вера, которую дети принимают формально, будет оставлена сразу многими детьми. В этом смысле отступничество будет самым реальным событием, оно достигнет большого размаха: "... соблазнятся многие ..."; "... многие лжепророки восстанут и прельстят многих ..."; "... во многих охладеет любовь ..." (Матф. 24:10-13). История повторяется; пророчества, как было указано раньше, исполняются многократно. То, что произошло в правление нечестивого Антиоха Епифана (правил с 175

 

г. по 164 г. до н.э.) под конец ветхозаветного времени, повторилось при ужасном разрушении Иерусалима (70г. н.э.) и произойдет снова, приобретя еще более крупные масштабы, под конец новозаветного времени.

 

2. Две черты великого отступничества.

 

А. Обманчивое спокойствие и тотальный материализм, за которыми последует быстрое и внезапное уничтожение.

 

Это суть стихов 23-26 17 главы Евангелия от Луки. Этот отрывок описывает людей, живущих в конце времени. Нам сообщаетсятся, что они будут есть и пить, жениться и выходить замуж, покупать и продавать, садить и строить так же, как во дни Ноя и во дни Лота. В последние дни все будет происходить, как и тогда: уничтожение будет настолько быстрым и неожиданным, что человек, находящийся на крыше, может и не надеяться на то, что у него будет время спуститься в дом и спасти свои сокровища. Человеку в поле лучше и не думать о том, чтобы вернуться домой и попытаться сохранить свое имущество. Пусть пример обернувшейся жены Лота послужит нам предупреждением!

 

Вполне возможно, что вы удивленно спросите: "Но что плохого в том, чтобы есть и пить, жениться и выходить замуж, покупать и продавать, садить и строить?" Да, дела подобного рода сами по себе не плохие, и посредством их мы можем прославлять Бога (1 Кор. 10:31), но когда душа полностью погружается в них, когда они становятся самоцелью, а духовным человек пренебрегает, то эти дела превращаются из благословений в проклятия.

 

Б. Резкое разграничение между теми, кто отпал, и теми, которые оказались истинными верующими .

 

Конечно, многие из тех, кто окончательно оставил веру отцов, будут по-прежнему желать называться христианами. Но их образ жизни покажет, что они совсем не истинные верующие. Более того, суд, который совершенно неожиданно застанет их во время возвращения Христа, покажет, что они не принадлежали к обществу избранных. Стихи 35-37 из 17 главы Евангелия от Луки указывают на это достаточно ясно. Эти стихи означают, что когда вернется Христос во славе, два человека могут делать одно и тоже, например, будут лежать на одной постели. Или две женщины могут делать одно и то же, например, вместе молотить. Но всякий раз один (истинно верующий) будет взят для встречи с Господом, а другой (номинальный верующий, один из "отпадших") будет оставлен встречать свою ужасную судьбу - вечную погибель. И это произойдет не в одном определенном месте, там или здесь. Нет, где бы отступники ни находились, на них обрушится гибель. Взятые все вместе они сравниваются с трупом, разлагающимся телом (см. Матф. 24:28). Орлам и грифам безразлично, где находиться падаль. Где бы они ни нашли труп, они поглотят его.

 

Для обсуждения

 

А. Основываясь на материале этой главы

 

1. Последний этап ужасных гонений называется великой скорбью. Какие еще названия ему даны?

 

2. Почему возможно отпадение, или отступничество, если истинно то, что отпадение от благодати невозможно?

 

3. Каковы признаки отступничества в соответствии с Евангелием от Луки 17:26-37? Подробно рассмотрите каждую.

 

4. Объясните слова: "... где труп, там соберутся и орлы".

 

5. Кто будут вождем великого отступничества?

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

1. Какие признаки вы видите в современной церкви, которые указывают на то, что время великого отступничества недалеко? К примеру, замечаете ли вы обманчивое спокойствие, материализм, противостояние Божиим установлениям?

 

2. Что мы можем сделать для наших детей, чтобы они не были захвачены этим быстро приближающимся злом?

 

3. Осведомлены ли члены церкви сегодня об опасности отступничества так же хорошо, как предыдущие поколения?

 

4. Наследуется ли благодать?

 

 

Глава 26

 

Второе предварительное знамение - малое время сатаны. Что такое великая скорбь?

 

Прочитайте Евангелие от Матфея 24:15-30.

 

1. Эта скорбь не должна сводиться лишь к падению Иерусалима.

 

Великое отступничество и великая скорбь взаимосвязаны естественным образом. Но что касается дней "великой скорби", то они относятся не просто к скорби в общем (как, например, в Иоан. 16:33 и Откр. 7:14), а к определенному периоду испытаний. Иисус говорит о "скорби тех дней". Он очень конкретен. Он сообщает, например, что ни до того, как это произойдет, ни после этого не было и не будет ничего более ужасного, и что ради избранных эти дни будут сокращены.

 

Что же имел в виду Иисус? Говорил ли Он о периоде страданий и суровых испытаний, которые будут непосредственно предшествовать кончине мира, или Он говорил исключительно об ужасах, которые должны были постигнуть Иерусалим около 70 года н.э., когда и город, и его прекрасный храм должны были быть разрушены?

 

Никто, конечно, не станет спорить с тем, что в словах Господа в этом отрывке содержится предсказание катастрофы, ожидающей Иерусалим. Заметьте, например, выражение: "... тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы ..." (См. также Лук. 21:20-24). За последние годы были написаны книги, авторы которых предприняли попытку показать, что слова Иисуса относятся к падению Иерусалима, и только Иерусалима. Однако после внимательного прочтения этих книг я осмелюсь без малейших колебаний сказать, что эта позиция эгзегетически совершенно не обоснована. Можно выдвинуть следующий ряд возражений.

 

А. Если мы так сужаем значение отрывка, то получается, что Иисус не ответил на вторую часть вопроса учеников, потому что в таком случае Он не указал на признак Своего возвращения и конца мира.

 

Б. Стихи о скорби (ст. 15-30) следуют за предсказанием о проповеди Евангелия по всему миру (ст. 14).

 

В. Стих 29 прямо указывает на то, что дни скорби будут предшествовать непосредственно второму пришествию, когда все народы на земле восплачут, видя Сына Человеческого, грядущего на облаках.

 

Г. Возвышенный язык 36 стиха является сильным аргументом против толкования, которое ограничивает смысл отрывка падением Иерусалима. Иисус, конечно, не имел в виду, что ни ангелы на небе, ни даже Сын не знали даты падения Иерусалима.

 

Д. Главы 24 и 25 - это единое целое. Если возвышенный язык Матф. 24:29-31 относится только к быстрому и окончательному падению Иерусалима в 70 г. н.э., то из аналогичных рассуждений следует, что похожим словам из Матф. 25:31-46 тоже надо приписать такое ограниченное толкование. В обоих случаях Сын Человеческий появляется в славе и люди собраны перед Ним. Но Матф. 25:46 доказывает, что речь идет о конце света, так как нечестивые отправляются отбывать вечное наказание, а праведные идут в вечную жизнь.

 

Но как Иисус мог одновременно говорить и о катастрофе, ожидавшей Иерусалим, и о последней скорби во время царствования антихриста в конце мировой истории? Ответ прост. Описывая короткий период испытаний на закате истории, Иисус рисует перед нами картину красками, заимствованными из пророчески предвиденного разрушения Иерусалима римлянами. Приближающаяся гибель города послужила образом скорби в конце мира. (Здесь применимо то, что говорилось в подразделах "Пророческое совмещение" и "Многократное исполнение пророчеств".)

 

2. Эта скорбь предшествует парусии (второму пришествию).

 

Но существует еще одна трудность. Даже среди тех, кто верит, что это предсказание относится к концу мира, есть различия в его интерпретации. Например, многие диспенсационалисты не верят в то, что великая скорбь будет предшествовать второму пришествию Господа (парусии), но считают, что она последует за ним и начнется после того, как церковь будет восхищена для встречи со Христом. По их мнению, дни великой скорби предназначены на земле не для церкви, а для евреев. Это дни "скорби Иакова".

 

Но это алогичное объяснение. Читатель может убедиться в этом самостоятельно, изучив Писание. Господь в Евангелии от Матфея 24 говорит о Своем пришествии (употребляя слово "парусия") в конце мира (ст. 3). Слово парусия употребляется и в других стихах этой же главы (ст. 37, 39). Поэтому можно заключить, что когда Он говорит в стихе 30 говорится о "Сыне Человеческом, грядущем на облаках небесных с силою и славою великою", имеется в виду то же пришествие, что и в остальных стихах главы. А теперь обратите внимание на следующее. В стихе 29 четко сказано о том, что пришествие состоится "после скорби дней тех". Пришествие следует немедленно после великой скорби. Скорбь является признаком второго пришествия. Апостол Павел пишет, что второе пришествие последует после великого отступничества и явления антихриста, который причинит много страданий детям Божьим (2 Фес. 2:3). Двух свидетелей (Откр. 11) будут гнать и убьют в течение "трех дней с половиной", дней, которые будут предшествовать их славному восхищению и второму пришествию Христа. Также в соответствии с Откр. 20 сатана развязан на малое время, которое предшествует возвращению Господа. Таким образом, разумнее всего считать, что великое отступничество, царствование антихриста, великая скорбь и малое время сатаны (время, на которое он будет "развязан") относятся к одному и тому же короткому промежутку времени, предшествуещему единственному второму пришествию Господа на облаках во славе. Скорбь (при Антиохе Епифане) предшествовала первому приходу Христа, другая скорбь, еще страшнее первой, будет предшествовать второму приходу Христа. И эта вторая скорбь касается не только евреев, но всех избранных (Матф. 24:22, 24). Конечно же, есть избранные люди, которые не являются евреями! Эта скорбь постигнет людей Божьих "на широте земли" (это следует из Откровения 20:8).

 

Теперь встает вопрос: есть ли в наши дни свидетельства того, что великая скорбь приближается? Может ли быть так, что для некоторых стран уже началась великая скорбь? Что происходит в странах, которые управляются антихристианским правительством? Что можно сказать о ситуации даже в так называемых христианских странах, в которых, например, консервативные церкви не всегда имеют доступ к эфиру, евангельским церквям разрешают строить свои церкви не в любом месте, а искренних христиан принуждают вступать в организации, чья деятельность для верующих неприемлема?

 

Обрушится ли великая скорбь на весь мир одновременно? Или конец эры Евангелия и начало великой скорби будут перекрываться, так что все будет происходить не так:

 

а вот так:

 

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

А. Основываясь на материале этой главы

 

1. Когда Иисус говорил о приближающейся скорби, имел ли Он в виду только падение Иерусалима? Обоснуйте свой ответ.

 

2. Когда наступит великая скорбь: до второго пришествия Христа или после него? Обоснуйте свой ответ.

 

3. Кого затронет великая скорбь: всю церковь или только евреев?

 

4. Есть ли в наши дни свидетельства того, что великая скорбь приближается?

 

5. Обязательно ли эра Евангелия должна полностью закончиться по всему мира перед тем, как начнется великая скорбь?

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

1. Как должна готовить себя церковь к великой скорби?

 

2. Говорится ли в Откровении 7:14 о великой скорби, о которой сказал Иисус в Евангелии от Матфея 24?

 

3. Говорится ли где-нибудь в Писании о том, сколько продлится скорбь в конце мира?

 

4. Как будут утешены верующие в те трудные времена?

 

5. Почему Господь допускает страдать Своему народу во время этой скорби?

 

 

Глава 27

 

Второе предварительное знамение - малое время сатаны. Антихрист. Кто это будет? Какого типа человек? Как он будет действовать?

 

Прочитайте Второе послание к Фессалоникийцам 2:1-5.

 

1. Кто это будет?

 

Хотелось бы предупредить, что изложенное ниже, не является подробным толкованием данного отрывка. Для этого я отсылаю вас к моим "Комментариям на Первое и Второе послания к Фессалоникийцам ". (См. Приложение Б.)

 

Во второй главе Второго послания Фессалоникийцам апостол предостерегает своих читателей, чтобы они излишне не беспокоились и не вели себя так, будто наступил конец света (ст. 1, 2) и чтобы они не думали, что он сам написал или сказал что-либо, подтверждающее эту идею (ст. 5). Он сообщает, что прежде произойдут два события, а именно: отступление и появление "беззаконника".

 

Очевидно, что отступление (о котором речь шла в главе 25) уже получит определенное развитие к тому времени, когда на сцене появится "беззаконник". С момента появления он берет все в свои руки и делает все плохое еще худшим. В нем движение отступления находит честолюбивого и энергичного вождя. Он станет деятельным и агрессивным преступником. Здесь он назван "беззаконником" не потому, что никогда не слышал закона Божьего, но потому, что он открыто восстает против этого закона. Человека, которого апостол Иоанн называет антихристом (1 Иоан. 2:18, 22; 4:3; 2 Иоан. 7), апостол Павел называет "человеком греха", а в более точном переводе "человеком беззакония".

 

Когда встает вопрос о том, кто это будет?, то даются самые различные ответы. Некоторые говорят: "Сатана". Другие: "Выходящий из моря зверь" (см. Откровения 13 и 17.) Третьи говорят не об одном отдельном человеке, но о многих людях, которые все вместе названы "человеком греха". Можно услышать и о "династии римских императоров" или о "Нероне, вернувшемся к жизни". Существует очень популярная идея, что антихрист - это папа римский.

 

Из второй главы Второго послания к Фессалоникийцам и седьмой главы Книги пророка Даниила становится ясно, что последний антихрист, как он и описывается апостолом Павлом, будет одним определенным человеком, живущим в конце последнего времени; человеком, который станет воплощением бунта против закона Божьего. Он - величайший противник , страшнейший враг Бога, Божьего закона и Божьего народа.

 

Этот человек назван антихристом не просто потому, что он будет противостоять Христу, но потому, что он станет соперником Христа, т.е. тем, кто будет присваивать себе честь, которой достоин только один Христос.

 

2. Описание, данное ему во Втором послании к Фессалоникийам 2:1-4.

 

А. Его извращенная личность (ст. 3).

 

Ад будет его неизбежным концом, его личность будет воплощением духа антагонизма по отношению к закону Божию.

 

Б. Его деятельность бросает вызов Богу (ст. 4).

 

Он будет стремиться сместить Бога с престола, чтобы занять его самому. В своей безумной дерзости и свирепой наглости он превознесет себя не только над истинным Богом и над так называемыми богами, но также и над всеми святынями. Он попытается установить господство над народом Божиим, поэтому для верующих наступит великая скорбь. Качества этого человека есть в каждом, кто претендует занять место Бога, например вавилонский царь (Ис. 14), царь Тира (Иез. 28) и Антиох Епифан. Во дни апостола Иоанна было "много антихристов", т.е. много людей, чей бунтарский дух является тенью последнего и самого ужасного антихриста.

 

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

А. Основываясь на материале этой главы

 

1. Какая проблема мучила фессалоникийских верующих? Почему они были так "взвинчены"?

 

2. По словам апостола Павла, какие два события будут предшествовать славному возвращению Христа? Сменят ли эти два события одно другое, как два отдельных явленияли они будут переплетаться, так что превратятся в одно большое событие?

 

3. Как назван апостолом Павлом человек, о котором апостол Иоанн говорит как об антихристе?

 

4. Опишите личность антихриста.

 

5. Опишите его деятельность.

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

1. Фессалоникийские верующие были "выбиты из колеи обычной жизни" мыслями о возвращении Христа. Так ли должен вести себя христианин, когда он размышляет о славном пришествии Христа?

 

2. Какие происшествия побудили этих людей думать, будто Иисус может вернуться с минуты на минуту?

 

3. Является ли антихристом папа римский ? Выскажите свои аргументы за или против этой идеи.

 

4. Что подразумевается под "небольшим рогом" в Дан. 7? А под "небольшим рогом" в Дан. 8? Кто такой Антиох Епифан и что он делал?

 

5. Можно ли сказать, что сегодня "много антихристов"? Если да, то, что мы можем делать в противовес им? Что нас должно больше заботить: пришествие антихриста или антихристы сегодняшнего дня?

 

 

Глава 28

 

Второе предварительное знамение - малое время сатаны. Антихрист. Как он откроется? Чем закончится его приход? Каково его отношение к сатане и последователям сатаны?

 

Прочитайте Второе послание к Фессалоникийцам 2:6-12.

 

1. Нынешнее сдерживание и будущее явление антихриста (ст. 6-8).

 

Апостол Павел сообщает нам, что в то время, когда он писал послание, человек беззакония был все еще удерживаем. Хотя планы сатаны уже были готовы, но что-то и кто-то некоторое время не давали антихристу появиться на сцене истории. Я сказал "что-то" и "кто-то". Очевидно, апостол Павел рассматривал удерживающего и как предмет, и как личность. В стихе 6 он говорит "что не допускает", т.е. говорит о вещи; но в стихе 7 он пишет "удерживащий" (греч. - "тот, кто удерживает"), т.е. имеет в виду личность. Возможно он думает о законе и порядке как о предмете и о ком-либо держащим их в своих руках (вспомните императоров и других правителей, существовавших на протяжении истории) как о личности(тях). В любом случае это одно из древнейших объяснений. Оно также соответствует контексту и по-прежнему отстаивается многими известными экзегетами. Дух беззакония содержит в своем чреве беззаконника. Дьявол только того и ждет, чтобы пришел день, когда он сможет выпустить на сцену последнего антихриста. Когда (в начале великого отступничества) закон и порядок, основанные на справедли вости, будут в конце концов сметены, тогда явится человек беззакония. Это вполне логичное объяснение.

 

2. Решительное поражение антихриста (ст. 8).

 

Господь Иисус, возвратившись на облаках, вступится за Свой народ. Сам дух Мессии, первый луч Его сияющего пришествия, будет достаточен, чтобы уничтожить беззаконника. Вопрос решится в одно мгновение. Конфликт не затянется на долго, победа не будет сначала на стороне беззаконника, потом на стороне Христа, не будет так, что один раунд выигрыет антихрист, другой Христос. Господь Иисус одним ударом, решительно положит конец и антихристу, и его замыслам.

 

3. Отношение антихриста к сатане и силе сатаны обольщать (ст. 9, 10).

 

Пришествие великого противника будет сопровождаться удивительными представлениями, нацеленными на то, чтобы обмануть многих, стоящих на пути погибели. Сатанинские силы будут действовать в человеке беззакония и через него.

 

4. Ожесточенные грехом, обреченные на ад последователи антихриста и их судьба (ст. 10-12).

 

Эти последователи здесь описываются как "погибающие за то, что они не приняли любви истины для своего спасения". И далее: "И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие неправду".

 

Когда мы читаем, что Бог посылает этим людям "действие заблуждения", мы можем почувствовать себя не очень уютно. Но давайте вспомним о следующем. Бог есть любовь. Бог - это не жестокий монстр, который обдуманно и с внутренним восторгом готовит людей к вечному проклятию. Напротив, Он ревностно предостерегает, провозглашает Евангелие и убеждает людей принять любовь к истине. Но когда люди по своей воле после многократно повторенных угроз и предупреждений отвергают Его и пренебрегают Его посланием, тогда, и не раньше, Он ожесточает их, чтобы те, кто не хотел покаяться, не были способны покаяться, но поверили лжи, что человек беззакония есть Бог, единственный Бог, и что каждый должен повиноваться ему. На последнем суде все обольщенные будут осуждены. Осуждающий приговор будет честным и справедливым, потому что те, кому он будет вынесен, не только не приняли Божию истину об искуплении, но находили удовольствие в противоположном, а именно в неправедности.

 

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

А. Основываясь на материале этой главы

 

1. Что подразумевается под "тем, что удерживает" и под "тем, кто удерживает"?

 

2. Что произойдет с антихристом и его замыслами, когда вернется Иисус?

 

3. Почему так много людей будут обольщены антихристом?

 

4. Опишите последователей антихриста.

 

5. Что с ними произойдет? Справедливо ли это?

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

1. Насколько масштабным будет господство антихриста? (Ср. Откр. 20:7, 8.) Что вы думаете о том, что удерживающим может быть Бог? Святой Дух? Архангел Михаил? Дьявол? Общая благодать?

 

2. Что подразумевается под тремя днями с половиной, в течение которых "живущие на земле" будут преследовать детей Божиих? Почему три дня с половиной, а не семь дней? См. Откр. 11.

 

3. Легче ли было бы антихристу сегодня, чем сто лет назад, захватить власть над миром? Если да, то указывает ли это на приближение дня пришествия Христа?

 

4. В чем состоит великое утешение, которым обладают верующие, когда они думают о пришествии антихриста и его ужасного царства? См. Лук. 21:28; Ис. 43:1-7.

 

5. Время великой скорби на земле начнется для верующих внезапно или оно будет наступать постепенно? Может ли быть такое, что некоторые регионы земли уже вступили в этот период?

 

 

Глава 29

 

Сопутствующие знамения. Каковы они?

 

Прочитайте Евангелие от Матфея 24:1-13.

 

1. Трудности в понимании второго пришествия.

 

Исторической обстановки, описанной в 24 главе Евангелия от Матфея, мы касались в 24 главе данной книги. В стихах 1-13 главы 24 Евангелия от Матфея говорится о войнах, военных слухах, землетрясениях, голоде, появлении лжепророков. Как было сказано ранее, основное назначение этого отрывка (ст. 1-13) заключается в том, чтобы указать на события, которые должны были предшествовать падению Иерусалима. В нашем толковании мы не имеем права не считаться с этим фактом. Мы не имеем права опираться на выдумки и вырывать пророчество из той ситуации, в которой оно было произнесено. Поэтому возникает вполне законный вопрос: "Если эти войны, военные слухи, землетрясения и другое предвозвещают падение Иерусалима, то как они могут быть в каком бы то ни было смысле знамениями второго пришествия Христа?"

 

Есть и другая трудность, с которой сталкиваются те, кто желал бы в каком-нибудь смысле рассматривать эти события как знамения кончины мира. Она состоит в следующем: то, о чем здесь говорится, происходило постоянно на протяжении всей истории человечества. За все время было огромное количество войн, военных слухов, землетрясений, гладов и тому подобных событий. Один писатель насчитал 300 войн, больших и маленьких, которые происходили в Европе за последние 300 лет. Была ли каждая из них признаком немедленного возвращения Христа? Ужасные землетрясения нарушали покой на планете многие столетия. Кто-то насчитал их 7000 только за одно XIX столетие. В XVII веке Роберт Хук написал свою "Беседу о землетрясениях ". Уже тогда их было большое количество. Но даже намного раньше этого древние историки (некоторые из них жили до рождения Христа) писали об угрожающем количестве землетрясений в их дни. Поэтому, каким образом, мы вправе задать вопрос, войны и землетрясения могут быть верным признаком возвращения Христа?

 

2. Как эти трудности могут быть разрешены?

 

Они не являются неразрешимыми. Что касается первой, то необходимо помнить (см. 26 главу этой книги), что падение Иерусалима здесь рассматривается, как образ приближающегося конца мира. Прочитайте Евангелие от Матфея 24:9, 21 и обратите внимание, как Иисус, сказав о скорбях, связанных с падением Иерусалима, сразу же переходит к описанию великой скорби в конце мира. Он не может думать об одном, не думая одновременно о другом. Поэтому, если войны, землетрясения, голод и прочее будут предшествовать падению Иерусалима, то разве не логично сделать вывод, что они также будут предшествовать второму пришествию?

 

Второе кажущееся противоречие тоже поддается объяснению. Война как таковая не может быть признаком конца, потому что никто не знает, какая из войн будет этим признаком. Но наш Господь в Евангелии от Матфея 24:33 дает ключ к решению этой проблемы. Он говорит: "... когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях". Другими словами, к концу времен войны, военные слухи, землетрясения, глады, моры произойдут одновременно . Но мало этого, они произойдут в связи с великой скорбью. По двум этим причинам названные события мы можем назвать сопутствующими знамениями . И, вероятно, они будут более тяжелыми и получат большее распространение , чем когда-либо до этого. Так, например, Лука (21:11) говорит не о землетрясениях, а о великих землетрясениях. Матфей (24:11) предсказывает появление многих лжепророков. Если иметь все это в виду, то можно сделать вывод, что когда эти знамения, рассматриваемые в связи с великой скорбью, появятся, то они будут признаны детьми Божьими тем, чем они и являются на самом деле.

 

3. Данное объяснение логично по еще одной причине.

 

Разве не логично предположить, что ужасные войны будут вызваны захватом власти антихристом? Разве за войнами часто не следуют голод и моры? И разве менее разумно считать, что великое отступление будет непосредственно связано со зловещей деятельностью лжепророков?

 

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

А. Основываясь на материале этой главы

 

1. Когда Иисус говорил о войнах, военных слухах, голоде и тому подобном, что Он прежде всего имел в виду?

 

2. Какие две трудности как будто не позволяют считать эти события признаками второго пришествия?

 

3. Как можно разрешить первую трудность?

 

4. Как можно разрешить вторую трудность?

 

5. Соответствует ли предсказание об этих знамениях и чудесах пророчеству о великой скорби и царстве антихриста?

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

1. Действительно ли войны, военные слухи, глады, землетрясения предшествовали падению Иерусалима? Появлялись ли тогда также и лжепророки?

 

2. Когда Иисус сказал Своим ученикам, что после того, как Он уйдет, Он придет вновь?

 

3. Почему Иисус говорил о "начале болезней"?

 

4. Есть ли свидетельства того, что голод и землетрясения проявляются сейчас в большей мере, чем раньше?

 

5. Означает ли Евангелие от Матфея 24:11-13, что истинные верующие могут отпасть от благодати и быть потерянными навсегда?

 

 

Глава 30

 

Каково одно великое последнее знамение?

 

Прочитайте Евангелия от Матфея 24:3, 29, 30; Евангелие от Луки 21:25-28.

 

Ученики попросили знамения. Иисус предупредил их, что войны и военные слухи, глады и землетрясения будут означать, что это "еще не конец". "... Все же это начало болезней", - сказал Он. Это только начало, а не конец. Он добавил: "Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его ..." (Лук. 21:20). Все это относится к разрушению Иерусалима и его храма; это разрушение в свою очередь является образом конца мира.

 

В той мере, в какой это касается конца мира, Господь дал два предварительных знамения , о которых мы уже говорили. Первое - провозглашение Евангелия по всему миру во свидетельство всем народам. Второе - великая скорбь (и сопутствующие знамения), за которой немедленно последует славное явление Христа. Великая скорбь, как было показано, находится в очень тесной связи с великим отступничеством и достигает своей кульминации в царстве антихриста.

 

Читатель должен был уже заметить, что до сих пор мы говорили только о двух предварительных знамениях. Эти знамения не являются одним великим последним знамением. Ученики спрашивали о знамении , об одном знамении. В Евангелии от Матфея 24:29, 30 Господь сообщает, что будет этим одним славным знамением. Он говорит о том, что солнце померкнет, луна не даст своего света, звезды упадут с неба. И вот тогда явится знамение Сына человеческого на небе.

 

1. Агония природы.

 

Картина состояния природы очень мрачная. Иначе и быть не может, потому что силы небесные поколеблются, а "море восшумит и возмутится". Все это вызовет смятение среди людей. Люди будут трепетать от страха и от предчувствия того, что начнет происходить с миром.

 

В восприятии этой апокалипсической картины необходимо избегать строгой буквальности. Пока данное пророческое видение не станет историей, мы не сможем узнать, какая часть этого описания должна восприниматься буквально, а какая - метафорически. Заметьте, однако, что описанная агония не сотрет человечество с лица земли. Сегодня в разных сенсационных книгах и статьях нас постоянно убеждают, что та или иная страшной силы бомба полностью уничтожит все человечество . Некоторые ученые, доказывают, что солнце постоянно теряет свою массу, а значит, уменьшается сила притяжения, и, как результат этого, Земля будет все дальше и дальше удаляться от своей орбиты и от солнечного тепла. Холодные ветры, сопровождающиеся невероятными снегопадами, приведут к вымиранию человечества от холода. В соответствии с другой теорией, однажды небесное тело - назовите его "звездой" или "осколком звезды" - приблизится к земле. Прежде чем оно достигнет нашей планеты, повсеместно здания и дома превратятся в море огня, и все погибнут в пламени. Но согласно отрывку, который мы сейчас изучаем (а также 1 Фес. 4:17), на земле попрежнему будут жить люди, когда вернется Иисус! Души, уже находящиеся на небесах, вновь обретут свои тела и немедленно присоединятся к детям Божиим, которые еще будут на земле.

 

2. Знамение.

 

Внезапно с неба прольется свет, "тогда явится знамение Сына Человеческого на небе". Что же означает это одно великое последнее знамение, по которому верующие смогут узнать, что Иисус готов принять Своих детей к Себе? Некоторые считали, что на небе появится особый знак или символ, например огромный крест. Но в Библии нет и намека на подобное. Гораздо более правдоподобный взгляд заключается в том, что само появление Сына Человеческого на облаках во славе будет знамением , одним великим последним знамением, с точки зрения землян. Сияющее явление Христа будет знамением того, что Он уже готов спуститься , чтобы встретить Свой народ; в свою очередь этот народ будет подниматься для встречи с Господом в воздухе. Это объяснение находит некоторую поддержку в том факте, что хотя Матфей говорит: "... тогда явится знамение Сына Человеческого на небе ...", Марк и Лука опускают слово знамение , и Лука пишет: "И тогда увидят Сына Человеческого , грядущего на облаках с силою многою и славою". Вспомните также, что Господь сказал Своим ученикам, что не войны и военные слухи, не глады и землетрясения будут признаком немедленного конца Иерусалима, но реальное, видимое появление вражеских армий, взявших в осаду Иерусалим, будет означать, что приблизилось его разрушение (Лук. 21:20). Следовательно, в обоих случаях мы имеем дело с неожиданным видимым зрелищем.

 

Но когда Иисус появится в величии, окруженный множеством ангелов, на облаках славы, то это будет для Его народа знамением еще и в другом смысле. Это будет означать не только то, что "брачная вечеря агнца" вне всяких сомнений состоится, но также и то, что этот Иисус - действительно Мессия пророчеств, потому что та слава, с которой Он явится, будет находиться в полном соответствии с предсказанием о Мессии (Дан. 7:13, 14; ср. Матф. 26:64). Эта слава, отмечающая Его появление, будет знамением, верным доказательством Божьего благоволения в Своем Сыне, доказательством того, что справедливость на стороне Того, Кто был однажды мужем скорбей и изведавшим болезни.

 

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

А. Основываясь на материале этой главы

 

1. Опишите агонию в мире природы перед возвращением Иисуса.

 

2. Следует ли воспринимать все это буквально?

 

3. Будет ли человечество стерто с лица земли из-за указанных катастроф?

 

4. Что подразумевается под выражением "тогда явится знамение Сына Человеческого на небе"?

 

5. Назовите ветхозаветного пророка, который предсказал славное второе пришествие Христа.

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

1. Господь явится ночью или днем?

 

2. Почему Иисус в данном случае назван "Сыном Человечес ким"?

 

3. Что подразумевается под выражением "... и тогда восплачут все племена земные"? Это страх и отчаяние или искреннее сокрушение о грехе?

 

4. Могут ли люди обоих полушарий одновременно видеть Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных?

 

5. В какое время суток вернется Иисус? См. ответ в Мар. 13:35-37. Какой практический урок мы можем извлечь из этого отрывка?

 

 

Глава 31

 

Является ли образование государства Израиль исполнением пророчества?

 

Прочитайте Второзаконие 30:1-10.

 

1. Вопрос.

 

Примечателен тот факт, что Евангелие проникло в очень многие уголки земли, и в особенности за последнее столетие. Не менее значителен и тот факт, что в современном мире, и даже в так называемом христианском мире, появилось много предпосылок, облегчающих по сравнению с прежними временами, установление царства антихриста по всей земле. Едва ли можно сомневаться, что для великого отступничества все готово. Подобные наблюдения должны рассматриваться как признаки времени.

 

Многие искренние христиане убеждены, что существует еще одно знамение, ясное и безошибочное свидетельство того, что возвращение Христа очень и очень близко. Это знамение они видят в образовании 14 мая 1948 года государства Израиль. По словам одного писателя, "перезаселение этим народом своей земли, хотя и в неверии, действительно значительно". Называя это событие значительным, он подчеркивает, что оно является ясным исполнением пророчеств. Одно из таких пророчеств можно найти во Втор. 30:1-10.

 

На слуху множество подобных идей. Например, в соответствии с пророчеством евреи вернутся (или уже вернулись) в Палестину; многие из них будут обращены непосредствен но перед приходом Иисуса, и когда это произойдет, мы будем знать, что вот-вот Христос должен вернуться.

 

Обратимся к более конкретному рассмотрению мыслей о восстановлении Израиля как народа, занимающего особое положение перед Богом и об обращение Израиля. Данная глава посвящена восстановлению госудасртва Израиль, следующая - обращению его народа.

 

Итак, поскольку в настоящее время образование государства Израиль является неоспоримым фактом, то нам важно установить, является ли это образование исполнением пророчества.

 

2. Ответ.

 

А. Никто не станет отрицать, что существует много пророчеств о восстановлении, т.е. предсказаний о возвращении евреев на свою землю и их возрождении как народа (например, Втор. 30:1-10; 3 Цар. 8:46-52; Иер. 18:5-10; 29:12-14; Иез. 36:33; Ос. 11:10). Суть, однако, в том, что в той степени, в какой эти пророчества касаются буквального возрождения евреев как народа, они уже нашли свое исполнение в возвращении евреев из вавилоно-ассирийского пленения и повторном заселении ими своей земли. Все это произошло задолго до рождения Иисуса.

 

Эта мысль настолько очевидна, что кажется странным, почему многие не могут ее понять. Поясним на примере. Пусть преступник мистер Смит был приговорен к заключению на один год. Его друг мистер Браун посещает Смита в тюрьме и утешает его мыслью о том, что он будет освобожден из заключения. Имеет ли ввиду мистер Браун следующее: "Смит, вы будете освобождены через тридцать лет после того, как отсидите еще один срок"? Подобное утешение было бы абсурдным. Точно так же можно быть уверенным в том, что когда ветхозаветные пророки предсказывали избавление евреев из плена, возвращение их на родную землю и возрождение как народа, то они имели в виду близкое избавление из вавилонско-ассирийского плена, а не возвращение домой из рассеяния спустя более чем две тысячи лет! Как было указано выше, пророчества Ветхого Завета должны изучаться в контексте ветхозаветной исторической обстановки.

 

Б. Бог вознаграждает за послушание, а не за непослушание. Поэтому избавление, предсказанное пророками, носило характер условия. Пророки имели виду следующее: "Израиль будет восстановлен, если он покается . В этом случае его грех изгладится, и ему будет позволено вернуться в свою страну".

 

Убедитесь в этом сами, прочитав отрывки, о которых выше упоминалось: Втор. 30:1-10; 3 Цар. 8:46-52; Иер. 18:5-10; 29:12-14; Иез. 36:33; Ос. 11:10. Вот примеры из них:

 

"... И обратишься к Господу <...> Богу твоему, тогда Господь, Бог твой, возвратит пленных твоих ..."

 

"... Снова радоваться будет Господь о тебе <...> если обратишься к Господу, Богу твоему, всем сердцем твоим и всею душой твоею".

 

"... И когда обратятся к Тебе всем сердцем своим и всею душою своею в земле врагов, которые пленили их, и будут молиться Тебе, обратившись к земле своей, которую Ты дал отцам их <...> тогда услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву и прошение их ... и прости народу Твоему, в чем он согрешил пред Тобою ... и возбуди сострадание к ним в пленивших их".

 

"... Если народ этот ... обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему".

 

"... Если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами ... и соберу вас из всех народов и из всех мест, куда Я изгнал вас, говорит Господь, и возвращу вас в то место, откуда переселил вас".

 

"Так говорит Господь Бог: в тот день, когда очищу вас от всех беззаконий ваших и населю города, и обстроены будут развалины..."; "Вслед Господа пойдут они, и вернутся к Нему сыны с запада".

 

То, что дух покаяния действительно присутствовал во время возвращения из вавилоно-ассирийского плена, видно из таких мест, как Дан. 9:1, 2, 5, 6; Езд. 3:5, 10, 11; 6:16-22; 7:1-; 8:35; 10:11, 12; Неем. 1:4-11; Аг. 1:12, 13 и др.

 

Но евреи, которые 14 мая 1948 года образовали государство Израиль, не покаялись! Их главная религия - гуманизм. Это упование на себя, "религиозный труд". Д-р Дж.Аалдерс пишет:

 

"Чтобы ни произошло в Палестине и чтобы в ней ни происходило в будущем, это не имеет никакого отношения к божественному пророчеству". Он имеет ввиду, что происходя щее в Израиле не является его возрождением .

 

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

А. Основываясь на материале этой главы

 

1. Какое значение многие люди придают образованию 14 мая 1948 года государства Израиль?

 

2. О каком освобождении говорили пророки?

 

3. Покажите, основываясь на Писании, что благословения Израиля носили характер условия, т.е. что Бог награждает за послушание, а не за непослушание.

 

4. Удовлетворяет ли нынешнее состояние Израиля этому условию?

 

5. В связи с этим можно ли сделать вывод, что нынешнее состояние Израиля является исполнением пророчества и что его образование является признаком конца времени?

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

1. Сколько сегодня в мире евреев? Где живет большая часть из них?

 

2. Что случилось с тысячами арабов, когда евреи образовали государство, называемое Израиль? Как вы думаете, правильно ли это?

 

3. Есть люди, которые считают, что такие отрывки, как Ис. 11:11 ("...Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего..."), указывают на национальное возрождение евреев в эру Нового Завета. В свете контекста покажите, что пророк имел в виду совсем другое. Стих 16 ясно указывает на то, что понимается под двумя возрождениями.

 

4. Предсказывал ли Иеремия в 29 главе возрождение, которое еще предстоит в будущем? См. Иер. 29:10 и Дан. 9:2.

 

5. Поддерживает ли Дан. 9:27 (обратите особое внимание на последнюю часть стиха) идею, что евреи снова станут угодным Богу народом? Какой народ сейчас находится на особом положении у Бога? См. 1 Пет. 2:9, 10.

 

 

Глава 32

 

Каков смысл слов "И так весь Израиль спасется"?

 

Прочитайте Послание к Римлянам 11:17, 22-27.

 

1. Неправильный взгляд на этот отрывок.

 

Неверный взгляд, по нашему мнению, заключается в следующем. Через Евангелие Бог имеет дело с двумя категориями людей. Одна из них - язычники, другая - евреи. Долгое время Господь имел дело большей частью с язычниками. Придет, однако, время, когда Бог вновь обратится к евреям. В результате этого "огромные массы" евреев обратятся, "большое их количество", так что можно даже сказать "евреи, как народ".

 

Мои возражения такому объяснению состоят в следующем.

 

А. Это противоречит контексту 11 главы Послания к Римлянам. В этой главе нигде не говорится о спасении народов или просто большого числа людей. Наоборот, в ней идет речь об ожесточении большого числа людей и спасении остатка.

 

Б. Наш Господь никогда не предсказывал обращения всего еврейского народа. Иисус любил евреев. Он Сам был сыном Авраама, Исаака, Иакова, Иуды. Если евреи должны были бы обратиться в большом числе в ознаменование конца мира, то можно было бы ожидать, что Иисус сказал бы об этом, особенно после того, как ученики спросили Его о признаке Его пришествия и конца мира. Но Он не сказал об этом. Напротив, Он указал, что привилегии, когда-то принадлежавшие древнему народу завета, перейдут к новому народу (а именно церкви), собранному из евреев и язычников. (Прочитайте Лук. 19:43, 44; Матф. 8:11, 12; 21:32.)

 

В. В соответствии с учением апостола Павла особые обетования, или привилегии, для того или иного народа, скажем евреев, голландцев или американцев, в новую эру не существуют. (Прочитайте для себя Рим. 10:12, 13; Гал. 3:28; Еф. 2:14.)

 

Г. Бог не вознаграждает непослушание!

 

Д. В этом отрывке (Рим. 11:26) не сказано "И ТОГДА весь Израиль спасется". Это означало бы, что Господь будто сначала разберется с язычниками, а закончив с ними, снова начнет думать о евреях. Написано "И ТАК весь Израиль спасется". Значение слова ТАК должно определяться из контекста.

 

2. Правильный взгляд.

 

Правильный взгляд, по нашему мнению, однозначно определяется контекстом. Апостол Павел в этой главе рассуждает о том, как можно примирить обетования Божии с отвержением большей части Израиля (ст. 1). Апостол подчеркивает, что даже во время старой эры эти обетования были предназначены для исполнения только в жизни истинных верующих. И это истинно даже сегодня, т.е. во время новой эры. Он говорит: "Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал (ст. 2) ... семь тысяч человек <во времена Илии> (ст. 4) ... по избранию благодати, сохранился остаток (ст. 5)". Можно было бы ожидать, что Бог накажет евреев, полностью уничтожив их или послав всем ожесточение . Грех распятия Мессии несомненно заслужил этого. Но великая тайна (ст. 25) заключается в том, что ожесточение никогда не бывает полным. Из каждого поколения евреев Бог собирает остаток, который спасется, некоторые "ветви", которые будут привиты на маслину снова. Заметьте, однако: не более, чем некоторые ветви, не более, чем остаток! Все эти остатки, собранные вместе, составляют ВЕСЬ ИЗРАИЛЬ. Параллельно процессу вхождения полного числа язычников (т.е. полного числа избранных из язычников) , происходит также процесс спасения ВСЕГО ИЗРАИЛЯ (полного числа из евреев). ТАК, т.е. как остаток и при наличи веры (см. ст. 23), ВЕСЬ ИЗРАИЛЬ спасется. ТАК и никак иначе; поэтому не как народ, но как собрание остатков из всех веков; не через упорное неверие, но через принятие Христа живой верой. Для того, чтобы передать это спасение ВСЕМУ ИЗРАИЛЮ, Иисус пришел в мир (см. стихи 26 и 27).

 

В завершение рассмотрения данного вопроса, процитиру ем высказывания трех авторов, чьи убеждения мы ценим очень высоко.

 

Д-р Бавинк, автор великого труда "Gereformeerde Dogmatiek", пишет: "Поэтому выражение ВЕСЬ ИЗРАИЛЬ не означает народ Израиля, который будет обращен в самом широком масштабе в конце времен; это также не относится к церкви язычников-евреев; но это "pleroma" (полнота), которая на протяжении столетий, была собираема из Израиля. Это предсказание апостола Павла о том, что Израиль будет продолжать существовать вместе с язычниками; что этот народ не будет уничтожен и стерт с лица земли. Он останется до конца времен и будет пополнять "pleroma" в Царствии Божиим точно так же, как и язычники, и сохранит свое особое назначение и положение в отношении этого Царства".

 

Профессор Л.Беркхоф в своей работе "Systematic theology" говорит:

 

"ВЕСЬ ИЗРАИЛЬ следует понимать как обозначение не всего народа, а полного числа избранных из древнего народа завета".

 

Д-р С.Вольдеба замечает: "Под выражением ВЕСЬ ИЗРАИЛЬ в Рим. 11:26 мы должны понимать полное число избранных из Израиля".

 

Автор полностью согласен с Бавинком, Беркхофом и Вольдебой.

 

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

А. Основываясь на материале этой главы

 

1. В чем состоит неправильное толкование Рим. 11:26?

 

2. Что на самом деле означает этот стих?

 

3. Что означает слово "ТАК"?

 

4. Назовите трех авторов, чье мнение в области реформиро ванного учения является авторитетным и с которыми я разделяю мнение в отношении толкования Рим. 11:26.

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

1. В каком смысле евреи сегодня являются примером благости и строгости Божией (Рим. 11:22)?

 

2. В каком смысле истина, отрытая в этом стихе, является стимулом для миссионерской работы?

 

3. Объясните образ маслины и ее ветвей (Рим. 11:16-24)

 

4. Что такое "ожесточение" человеческое? Что такое "ожесточение" божественное? Есть ли связь между ними?

 

5. Какие практические выводы мы можем извлечь из отношения Бога к евреям?

 

 

Глава 33

 

Тысячелетнее царство: что означает "сковывание сатаны"?

 

Прочитайте Откровение 20:1-3.

 

1. Порядок событий, данный в Откровении 20.

 

Тема тысячелетнего царства, как станет ясно чуть позже, несомненно, относится к разделу "Знамения ". Она должна предшествовать рассмотрению второго пришествия , согласно порядку принятому в самой Библии (Откр. 20).

 

Откройте вашу Библию и прочитайте 20 главу Откровения. Выражение "тысяча лет" мы встречаем во втором стихе, а затем в стихах 3-7. поэтому невозможно не верить в тысячелетнее царство или миллениум (что означает то же самое). Однако, это не означает, что мы должны верить в какой угодно миллениум!

 

Но обратите внимание на порядок событий: после тысячи лет следует малое время сатаны, потому что написано: "Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей..." (стих 7). Он будет освобожден только "на малое время" (стих 3). Поэтому мы и говорим о малом времени сатаны. За малым временем сатаны последует славное второе пришествие Христа, когда Он воссядет на "великом белом престоле" и мертвые, и великие и малые, будут воскрешены. Написано: "И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих перед Богом ..." (стихи 11, 12). Как по всей Библии, так и здесь, в Откровении 20, за славным возвращением Христа следует последний суд: "... и судим был каждый по делам своим" (стих 13).

 

Итак, перед нами ясный порядок событий: ТЫСЯЧЕЛЕТ НЕЕ ЦАРСТВО, МАЛОЕ ВРЕМЯ САТАНЫ, ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ И ВОСКРЕСЕНИЕ ВСЕХ МЕРТВЫХ, ПОСЛЕДНИЙ СУД. Давайте не будем менять порядок. Те, кто учат тому, что тысячелетнее царство последует за вторым пришествием Христа, конечно, наши братья во Христе. В великой битве против либерализма во многих отношениях они на нашей стороне. Но когда они называют себя премиллениалистами , давая понять, что они верят в приход Иисуса ПЕРЕД (это и означает "пре-") тысячелетним царством, то они просто искажают Писание. Давайте будем принимать Библию такой, какая она есть. Мы не боимся Откровения 20. Мы любим эту главу и мы принимаем ее такой, какая она есть!

 

2. Символы, описанные в стихах 1-3.

 

Не спешите сразу же искать духовный смысл или давать толкование. Сначала посмотрите на видение буквально , в точности так, как его видел Иоанн. Итак, Иоанн видит ангела, спускающегося с неба. У него есть ключ, которым он собирается замкнуть бездну. Бездна - это что-то глубокое, столь глубокое, что оно не имеет дна. но у этого "что-то" есть крышка, которую можно замкнуть, разомкнуть и даже запечатать. В руках ангела большая цепь. Очевидно, он собирается связать кого-то для того, чтобы заключить его в бездну. Что происходит далее? Неожиданно Иоанн видит дракона, сильного, коварного, уродливого. Это "древний змий", хитрый и коварный. Иоанн замечает, что сильный ангел превозмогает дракона. Он связывает его надежно и крепко. Ангел делает это настолько уверенно, что дракон остается скованным на тысячу лет. Связав дракона, ангел ввергает его в бездну, закрывает ее крышкой и ставит на ней печать.

 

3. Смысл связывания дракона.

 

Дракон - это дьявол. Тот факт, что он скован, касается народов, а не одного отдельного народа. Такие отрывки, как Матф. 12:29, Лук. 10:17, 18 и Иоан. 12:20-32, подтверждают это. Матф. 12:29 показывает нам (см. контекст), что это именно Иисус, Который в связи со Своим первым пришествием (Своей победой над сатаной в искушениях, Своей смертью на кресте, Своим воскресением и воцарением) связал "сильного человека ", а именно Веельзевула, дьявола. В каком смысле? Лук. 10:17, 18 и Иоан. 12:20-32 ясно раскрывают этот смысл: Иисус сдерживает силу сатаны так, чтобы он не мог помешать распространению Евангелия среди народов мира. Именно тогда, когда вернулись семьдесят учеников , Иисус сказал: "Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию". Именно тогда, когда ГРЕКИ желали встретиться с Иисусом, наш Господь воскликнул: "Ныне князь мира сего будет изгнан вон; и когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к себе". Заметьте, "всех", не только евреев, но и греков.

 

Во время старой эры спасение было почти исключительно уделом евреев. Ныне все меняется. Церковь становится международной. Благословенная Благая весть о спасении распространяется все дальше и шире, и избранные Божии собираются со всего мира. Век Евангелия - это одно из двух предварительных знамений (см. гл. 24 данной книги).

 

Поэтому тысячелетнее сковывание сатаны означает, что в течение тысячелетнего царства (или века Евангелия), которое начинается с первым пришествием Христа и (в той мере, в какой это касается земли), продолжается почти до второго пришествия. Сатана скован только в одном смысле: он не может препятствовать распространению церкви среди народов мира посредством активной миссионерской деятельности и побудить народы, мир в целом, уничтожить Церковь, как мощную миссионерскую организацию. Я полностью отвергаю идею, что со временем весь мир будет обращен или что через улучшение законов, программы разделения богатства и т.п. небеса в конце концов спустятся на землю. Ни в коем случае! Сатана всегда будет причинять много вреда. В той сфере, где он может оказывать влияние, он действует яростно, подобно надежно привязанной собаке, которая может причинить немало вреда в пределах своего заключения. Однако, вне этих пределов собака урона не причиняет. Так и Откр. 20 учит тому, что, хотя дьявол может нанести большой урон, он надежно скован по отношению к одному: во время века Евангелия он не может помешать избранным со всего мира отвергнуть его ложь и принять благословенную истину, открытую Богом в Своем слове. Придет и "малое время", когда замечательная миссионерская деятельность будет остановлена. Это будет время антихриста, о котором уже говорилось выше. А после этого в свою очередь последует славное второе пришествие Христа.

 

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

А. Основываясь на материале этой главы

 

1. Каково значение слова "миллениум"?

 

2. Каков порядок событий согласно Откровению 20?

 

3. Что будет вначале - возвращение Христа или сковывание сатаны на тысячу лет?

 

4. Рисуя живую картину, дайте описание того, что увидел Иоанн (см. Откр. 20).

 

5. В чем смысл сковывания дракона на тысячу лет?

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

1. Какое тысячелетнее царство ожидают премиллениалисты? Покажите, что их концепция находится в противоречии с Писанием.

 

2. Что такое Библия Скоуфилда? Всегда ли премиллениалист является диспенсационалистом?

 

3. Что подразумевается под терминами "постмиллениалист " и "амиллениалист"? Можете ли вы назвать себя амиллениалистом? Если нет, то почему? Тогда вы, возможно, назовете себя постмиллениалистом? Если нет, то почему? Существуют ли разные типы пост-миллениалистов?

 

4. Как бы вы ответили на следующие рассуждения: "Нынешний рост преступности, нарушенное общественное спокойствие, расовые распри, напряженная политическая ситуация, заметное равнодушие к религии и во многих случаях антагонистическое отношение к церкви - все это факты, которые показывают, что мы не живем в то время, когда дьявол скован в хоть каком-то смысле"?

 

5. Допустим, однако, что мы живем в то время, когда сатана скован только в одном отношении. Как мы можем использовать такую великую возможность?

 

 

Глава 34

 

Тысячелетнее царство: что подразумевается под царствованием святых?

 

Прочитайте Откровение 20:4-6.

 

1. Связь между сковыванием сатаны и царствованием святых.

 

Мы говорим о миллениуме на земле как о времени сковывания сатаны и о миллениуме на небесах как о царствовании святых. Стихи 1-3, которые мы рассматривали в предыдущей главе, говорят о сковывании сатаны, стихи - о царствовании святых. Здесь под святыми мы понимаем искупленных на небесах.

 

Сковывание сатаны и царствование святых связаны между собой. Именно в связи с личным царствованием нашего божественного и человеческого Посредника сатана скован, так что его влияние на земле однозначно ограничено в одном отношении (как мы уже видели). Именно в связи с тем же личным царствованием Иисуса на небесах и с небес души умерших верующих сейчас правят на небесах.

 

Теперь в связи с тысячелетним царством, описанным в стихах 4-6, рассмотрим четыре вопроса: когда это будет происходить? Где это будет происходить? Каков характер этого царства? Кто царствует?

 

2. Когда это будет происходить?

 

Как было указано ранее, миллениум, или тысячелетнее царство, на земле охватывает период от первого до второго пришествия Христа. Нет, не совсем до второго пришествия. На земле миллениум окончится незадолго до него, потому что наступит малое время сатаны (время великой скорби для церкви, время антихриста), которое будет непосредственно предшествовать славному возвращению Христа. Естествен но, на небесах не может быть малого время сатаны. Поэтому царствование святых будет продолжаться от первого до второго пришествия Христа. Конечно, оно не продлится дольше. Почему? Разве не будут святые править со Христом и после Его возвращения для суда? Да, это так, но если вы внимательно прочитаете стихи 4-6, то заметите, что на самом деле это царствование святых является царствованием их душ. После второго пришествия Христа не только души, но и тела будут править! Поэтому миллениум на небесах продлится до второго пришествия и воскресения, но не дальше этого момента.

 

3. Где это будет происходить?

 

Ответ следующий: там, где будут находиться престолы , потому что написано: "И увидел я престолы и сидящих на них ...". В соответствии со всей книгой Откровения престолы Христа и Его народа находятся на небесах; кроме того, это будет происходить там, где живут души мучеников в их бестелесном состоянии, потому что написано: "И увидел я ... души обезглавленных за свидетельство Иисуса". Иоанн видел души, но не тела. Бестелесные души живут на небесах, а не на земле. Они будут царствовать там, где живет Иисус, потому что написано: "Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет". По Апокалипсису, Агнец живет на небесах. Следовательно, тысячелетнее царство будет на небесах.

 

4. Каков характер этого царства?

 

Это жизнь со Христом: "Они ожили и царствовали со Христом" (Откр. 20:4). Эти души на небесах принимают участие во всех делах Господа. Они стоят вместе с Ним на небесной горе Сион. Они (говоря образно) следуют за Ним на белых конях. Они судят вместе с Ним, непрестанно прославляя Его праведный суд ("истинны и справедливы Твои суды"). Они обладают Его царской славой. Следовательно, они сидят с Ним на Его царском престоле. Они приняли Его имя на свое чело. Не только Он, но каждый из них получит золотой венец, который они в преклонении полагают перед Его престолом.

 

5. Кто царствует?

 

В первую очередь души мучеников, "обезглавленные за свидетельство Иисуса". Во-вторых, все остальные верующие, усопшие во Христе, "которые не поклонились зверю".

 

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

А. Основываясь на материале этой главы

 

1. Как взаимосвязаны между собой миллениум на земле и миллениум на небесах в соответствии с Откр. 20?

 

2. Когда происходит царствование святых?

 

3. Где оно происходит?

 

4. Каков его характер?

 

5. Кто царствует?

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

1. Как бы вы ответили на следующие рассуждения: "Эти души есть люди (с телом и с душой), которые в течение миллениума будут жить на земле, потому что в Библии слово "души" может означать людей, например, "всех душ дома Иаковлева, перешедших в Египет, было семьдесят душ"?

 

2. Каков смысл слов из стиха 5: "Это - первое воскресение"?

 

3. Что подразумевается под второй смертью, и как следует понимать слова "над ними смерть вторая не имеет власти"?

 

4. Что подразумевается под утверждением: "... прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет"?

 

5. Будет ли конец царствования святых (их душ на небесах) знамением для них? Если да, то знамением чего?

 

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.