03.12.2009
Скачать в других форматах:

Вильям Хендриксен

Библия о жизни после смерти

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ I.

ЧАСТЬ I. СМЕРТЬ И БЕССМЕРТИЕ

 

Глава 5

 

Смерть. Часто ли умирают люди? Что характеризует смерть? Верное и неверное отношение к смерти.

 

Прочитайте псалом 38:4-7; 22:4

 

1. Как часто?

 

"... Скажи мне, Господи, кончину мою ... Подлинно, совершенная суета всякий человек живущий ... Собирает и не знает, кому достанется то". Как истинны слова 38 псалма! Можно добавить к нему пс. 89:10 и 102:15, 16 (прочтите их).

 

Возьмите ваши часы и понаблюдайте за секундной стрелкой. Посмотрите, как бегут секунды. В Соединенных Штатах в прошлом году примерно каждые двадцать секунд умирал человек! Подумайте об этом: три смерти ежеминутно, не считая умерших в материнской утробе. Кстати, это не означает, что население нашей страны в скором времени вымрет, так как, хотя каждые двадцать секунд умирает человек, каждые восемь секунд рождается человек. Это значит, что при нынешнем уровне рождаемости за один год в нашей стране (США - прим. пер.) родится такое же количество детей, каково было число всех жителей США в 1790 году, т.е. около 4 миллионов.

 

Но если ежегодное число смертей в нашей стране шокирует нас, то что мы скажем о числе смертей в мире в целом? В соответствии с недавним выпуском "Всемирного альманаха " население США составляет около 190 миллионов, в то время как население всего мира составляет почти 3 миллиарда . Это значит, что население земли численно превышает население США примерно в 16 раз. Уровень смертности в других странах мира гораздо выше, чем в США. Таким образом уровень смертности по всему миру будет в 16 раз выше, чем в США, что составляет одну смерть каждую секунду!

 

2. Основные черты смерти

 

Еще более ужасным все это делает то, что смерть для чело века, да, даже физическая смерть, - явление неестественное. Смерть - наказание за грех, установленное Богом (Быт. 2:17; Евр. 9:27), это часть проклятия, которое Бог произнес над Адамом и его потомками: "... прах ты, и в прах возвратишься" (Быт. 3:19).

 

3. Какого отношения к смерти надо избегать?

 

А. Отношение представителей христианской науки. Их учение состоит в следующем: "Материя, грех, болезни и смерть ереальны". Но уничтожить смерть, просто отрицая ее существование, невозможно. Смерть посмеется над христианс кой наукой. Представителям этого культа следовало бы прочитать Быт. 5:5, 8, 11, 14, 17, 20, 27, 81.

 

Б. Отношение "избегающих ". Таких людей миллионы. Они боятся смерти и поэтому старательно избегают всякого упоминания о ней. Говорят, что Людовик ХV запретил своим слугам произносить слово "смерть" в его присутствии. Китайцы боятся, что, произнося слово "смерть", они призывают ее! В нашем западном обществе это слово тоже не пользуется особой популярностью. И если уж возникает необходимость обсудить вопросы, связанные со смертью, то используется множество других слов и выражений, заменяющих слово смерть. Смерть - это реальность, с которой нормальный человек встречаться не осмеливается. Но и такое отношение тоже не может служить решением проблемы. Оно никогда не принесет мир душе.

 

В. Отношение фаталистов и стоиков. Эти люди пытаются заставить себя и других поверить в то, что они смерти совсем не боятся. Разве смерть в конце концов не естественна? Тогда почему смело не посмотреть ей в лицо? Почему бы не думать о ней без малейшего трепета? "Когда я умру, я сгнию", - сказал кто-то. Возможно, он добавил: "Ну и что с того?" И это тоже не выход. Эти люди говорят смело, но это только игра! Прочтите Ис. 57:21.

 

Г. Отношение крикливого атеиста. Этот человек проклинает смерть. Он бросает ей вызов. Будучи при смерти, из последних сил он потрясает кулаками и падает замертво или умирает с предсмертным стоном: "Это все подлый обман".

 

Д. Отношение крайнего пессимиста . Этот человек слишком устал от жизни и убивает себя. В 1956 году более 16 тысяч человек совершили самоубийство только в США. Это тоже не выход. См. Быт. 9:6; 1 Кор. 6:19, но также Матф. 7:1.

 

Е. Отношение сентименталиста . Он проливает слезы над сценами смерти, становится еще более сентиментальным, и его охватывают припадки рыданий, когда он читает историю о смерти маленькой Нелл из дикенсовской "Лавки древностей ". Он наслаждается ею!

 

Ж. Отношение религиозного фанатика с манией мученичества . Не путайте этого человека с истинными мучениками, такими, например, как Стефан. Нет, этот человек на самом деле ищет смерти, хотя не может предать себя ей сам. Возможно, он верит, что, обрекая себя на смерть ради веры, он может заслужить венец мученика и впоследствии быть почитаемым на земле, как святой. К нему применимы слова из 1 Кор. 13:3.

 

4. В чем состоит христианское отношение к смерти?

 

Христианин не ищет смерти. Он прекрасно знает, что смерть противоестественна и что его обязанность в том, чтобы ждать, пока Бог освободит его от поста на земле. Да, верующий знает, что смерть - по сути тень, а не солнечный свет. Она означает разделение единого целого. Но он также знает, что ему предстоит идти не долиной смерти, а только долиной смертной тени (Пс. 22:4). Кроме того, он убежден, что в этой долине вместе с ним будет Господь. Он никогда не остается в одиночестве. Ничто, даже смерть, не может отделить его от любви Божьей, которая в Иисусе Христе, его Господе.

 

Итак, смерть по своей сути есть разделение . Для неверующе го это указывает не только на разделение тела и души и его личности со всем, что было ему дорого на земле; это означает отделение от Божьей милости, которой даже он, неверующий, не был лишен при этой жизни. Для верующего разделение происходит не в полной мере. Получается даже так, что самый главный элемент разделения отсутствует. Божья милость и любовь сопровождают верующего в славу. Там также он встретит своих друзей и обретет сокровища, гораздо лучшие земных. А после возращения Христа душа объеди нится с телом, которое будет славно изменено.

 

Все это является результатом того, что проклятие смерти взял на Себя вместо верующего Христос. И венец жизни заслужил для него тот же Господь. Поэтому для верующего смерть подобна гадкому утенку - будущему прекрасному лебедю, и он приковывает все свое внимание именно к этой красоте. Так он и готовит себя к смерти. Он смотрит на Иисуса и его сердце издает победный возглас: "Поглощена смерть победою"! (1 Кор. 15:54-57). В самом глубоком смысле уже не он принадлежит смерти, а смерть принадлежит ему, ибо она является для него ступенью для полной реализации цели своего существования - прославления Бога.

 

В этой связи очень полезно увидеть, насколько утешитель но звучат слова из Писания о смерти верующего. "Дорога в очах Господних смерть святых Его!" (Пс. 115:6); смерть - это перенесение Ангелами на лоно Авраамово (Лук. 16:22), переход в рай (Лук. 23:43), переход в дом со многими обителями (Иоан. 14:2), блаженное отшествие (Фил. 1:23, 2Тим. 4:3), пребывание со Христом (Фил. 1:23), водворение у Господа (2 Кор. 5:8), приобретение (Фил. 1:21), несравненно лучше жизни (Фил. 1:23) и сон в Господе (Иоан. 11:11, 1 Фес. 4:13).

 

Для обсуждения

 

А. Основываясь на материале этой главы, ответьте на следующие вопросы.

 

1. Сколько в среднем людей умирает в США за одну минуту?

 

2. Является ли смерть обычным, естественным событием, обычной физической необходимостью? В чем ее истинная суть?

 

3. Опишите и опровергните несколько нехристианских отношений к смерти.

 

4. Почему отношение христианина к смерти так отлично от отношения нехристианина? В чем оно состоит?

 

5. Как Библия описывает смерть верующего?

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

1. Должен ли врач говорить всю правду умирающему пациенту?

 

2. Неизбежна ли смерть для всех людей?

 

3. Можно ли разрешить убийство из милости?

 

4. Привел ли Бог в исполнение угрозу, записанную в Быт. 2:17? Если да, то как?

 

5. Какой смертью умер Христос: физической, духовной или вечной?

 

 

Глава 6

 

Тайна неизмеримой глубины. Что это?

 

Прочитайте псалом 102.

 

1. Величайшая загадка.

 

Что это, ничем в каком-то смысле не обладающее, но более ценное, чем весь мир? Что это, более огромное, чем небо и более глубокое, чем океан, но никем никогда не виденное? Что это, способное сильнее всего утвердить себя в самом акте отрицания своего существования? Что это, которое есть глаз смотрящий, зеркало, отражающее, то, что он видит и глаз, который видим, и все в одном? Что это, достаточно сильное, чтобы управлять империей, но не способное управлять собой? Что это, хвалящееся тем, что оно господин, хотя является рабом? Что это, которое может быть убежищем для демонов, а если нет, то жилищем Бога? Что это, держащее в своей руке, в каком-то смысле прошлое, настоящее и будущее, но которое находит покой только в Нем, Который превознесен над ограничениями временем?

 

Можете ли вы дать ответ? Что же, вам понадобится обладать ответом для того, чтобы этот ответ найти! Но для того, чтобы облегчить вашу задачу (поиск ответа) я бы предложил вам перечитать приведенные выше вопросы и исследовать их в свете таких отрывков, как: Пс. 102:1, 2, 22; Лук. 12:19-21; Деян. 17:28; Матф. 12:43-45; 2 Кор. 6:16 и Втор. 33:27.

 

Каков бы ни был ответ, он действительно является тайной неизмеримой глубины.

 

2. Правда ли то, что человек состоит из трех частей: тела, души и духа?

 

Передо мной лежит книга под названием "Мир Духа", написанная К.Ларкиным. Автор говорит, что человек троичен и состоит из тела, души и духа. При помощи диаграммы он поясняет, что имеет в виду. Представьте три концентрические окружности. Внешняя окружность представляет человеческое тело; средняя - его душу; внутренняя, или центральная, окружность, символизирует его дух. Доказательства, приводимые Ларкиным, в пользу теории, которая утверждает, что человек состоит из трех частей, заключаются в следующем: а) человек должен быть троичным, поскольку он создан по образу триединого Бога; б) скиния имеет три части, соответствующие телу, душе и духу человека; в) упоминается 1Фес. 5:23 "... во всей полноте, и ваш дух и душа и тело..." и Евр. 4:12 ("... оно проникает до разделения души и духа..."). Все это, говорит автор, доказывает, что у человека действительно есть дух, душа и тело.

 

Может быть, вы удивляетесь, какое отношение все это имеет к учению о последнем времени. Сейчас вы поймете связь.

 

Учение о бессмертии души имеет непосредственное отношение к учению о последнем времени. Но мы не сможем приступить к этому предмету до тех пор, пока мы не определимся в используемых понятиях. Один пример пояснит мою мысль. Однажды я и мой друг разговаривали с умным, дружелюбно настроенным братом во Христе. Он сказал нам, что не верит в бессмертие души. Теперь, читатель, не спешите, и если кто-либо делает такое заявление в вашем присутствии, не обвиняйте его в страшной ереси. Ведь может оказаться, что различия между вашими и его убеждениями состоят только в терминологии. Так и случилось на этот раз. Вначале мы подумали, что отрицание известной истины: "Человеческая душа бессмертна ", - было вызвано строго библейским пониманием слова "бессмертие". Однако это было не так. Мы расходились в понимании слова "душа". Этот человек, как и Ларкин, был трихотомистом , т.е. придерживался теории о том, что человек состоит из трех частей. (В противоположность этому дихотомист верит, что человек состоит из двух частей.) По его мнению, в человеке душа - это та часть, которая дает физическую жизнь телу. Когда умирает тело, душа, естественно, умирает вместе с ним, подобно тому, что происходит с душой животного после смерти. А дух продолжает жить!

 

Однако нигде Писание не учит тому, что человек состоит из трех частей. Прочитайте Быт. 2:7 и вы увидите, что в рассказе о сотворении человека ясно говорится о двойственности природы человека. Можно привести длинный список отрывков, показывающих, что водимые Духом Божьим авторы Библии были дихотомистами. В этом списке были бы такие места: Еккл. 12:7; Матф. 10:28; Рим. 8:10; 1 Кор. 5:5; 7:34; Кол. 2:5 и Евр. 12:9. Тот факт, что человек сотворен по образу Божию, воспринимаемый как доказательство теории трихотомистов, в своем дальнейшем развитии приводит к неверному заключению, что человек, как и Бог, состоит из трех личностей .

 

Ссылка на скинию с ее тремя частями - неубедительное доказательство. Что же касается 1 Фес. 5:23, то здесь слова "дух", "душа" и "тело" не должны приводить нас к заключению, что душа и дух - два разных понятия. (Далее автор предлагает читателю обратиться для объяснения точного перевода и интерпретации этого отрывка к его комментариям Первого и Второго Послания к Фессалоникийцам. К сожалению, эти книги на русский язык не переведены. Мы предлагаем перевод глав, касающихся этого вопроса. См. Приложения А и Б.) Кроме того, апостол Павел всегда очень ясно, говоря о человеческой личности, рассматривает ее как состоящую из двух частей. А по поводу Евр. 4:12 профессор Беркхоф утверждает: "Евр. 4:12 не следует понимать так, как если бы слово Божие, проницающее внутреннего человека, проводило черту между душой и духом ... а просто, как указывающее, что оно (слово Божие) приводит к разделению между мыслями и намерениями сердца" .

 

3. Что же в таком случае душа и дух человека?

 

Оба слова относятся к той части человеческой личности, которая не материальна и невидима. Такая часть только одна, хотя у нее есть по крайней мере два названия. Несомненно, что когда в Библии говорится о нематериальной части в ее отношении к телу, к телесным процессам и ощущениям, и даже в отношении ко всей земной жизни, со всеми ее чувствами, привязанностями, любимым и нелюбимым, то обычно используется слово "душа". Например, "... Иудеи возбудили ... сердца* язычников" (Деян. 14:2). Справедливо также и то, что когда говорится о той же нематериальной части как

 

Греч. yucaj - душа, дословно с оригинала - "души язычников" об объекте Божьей благодати или как о поклоняющемся объекте чаще всего (всегда в таких случаях у Павла) используется слово "дух". Например, "... дух мой молится ..." (1 Кор. 14:14). Но в некоторых случаях слова "душа" и "дух" используются как синонимы, обозначая одно и то же (или незначительно отличающиеся понятия). Позвольте мне привести один очень ясный пример. Это Лук. 1:46, 47.

 

"Величит душа* моя Господа возрадовался дух** мой о Боге, Спасителе моем".

 

И это только один из возможных примеров. Ввиду этого можно сделать следующий вывод. Когда вы говорите о невидимой и нематериальной части человека, вы имеете право называть ее или "душа", или "дух". Если кто-нибудь в разговоре с вами настаивает на том, что душа человека - это непременно низшая нематериальная субстанция, несравнимая по ценности с духом, то вы можете спросить своего собеседника, верит ли он в обращение души, в то, что его душа спасена, и согласен ли он с тем, что лучше для человека лишиться всего мира, чем потерять свою душу. После того, как вы достаточно честно разъясните ему свою позицию, предложите ему вместе с вами спеть псалом "Благослови, душа моя, Господа" (Пс. 102).

 

Для обсуждения

 

А. Основываясь на материале этой главы, ответьте на следующие вопросы.

 

1. Кто такие дихотомисты и трихотомисты?

 

2. Докажите, основываясь на Библии, что человек состоит из двух, а не из трех частей.

 

3. Всегда ли в Библии слово "душа" имеет значение, отличное от слова "дух"?

 

4. Когда в Писании слова "душа" и "дух" употребляются в разном значении, то означает ли это, что они указывают на две различные нематериальные субстанции в человеке? В чем заключается различие в значениях этих слов?

 

5. Какое отношение все это имеет к учению о последнем времени?

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

* Греч. yuch - душа

 

** Греч. pneuma - дух

 

1. Продумав ответы на вопросы, с которых начинается эта глава, к какому заключению вы пришли?

 

2. Те, кто обычно ссылаются на 1 Фес. 5:23 и Евр. 4:12, для того чтобы доказать, что авторы Библии делили человеческую личность на три части, делают грубую ошибку в интерпретации Библии. Какое основное правило толкования они забывают?

 

3. Как вы оцениваете следующий аргумент, противопоставляемый позиции трихотомистов? Если бы человек состоял из трех частей, он был бы способен чувствовать, ощущать все три! Кроме того, если человек состоит из тела, души и духа, то к чему относится сердце?

 

4. Призывает ли нас Писание спасать души? Привидите несколько примеров.

 

5. Основываясь на Писании, какой метод обращения душ вы можете предложить? Является ли обращение душ конечной целью нашей жизни? Какова конечная цель жизни согласно псалму 102? Как обращение душ соотносится с этой целью?

 

 

Глава 7

 

Продолжает ли душа жить после смерти?

 

Прочитайте Евангелие от Иоанна 11:17-26.

 

1. Постановка вопроса.

 

Суть нашего вопроса сейчас не в том, будут ли умершие жить опять. Есть люди, которые верят, что мертвые действительно будут снова жить, но отрицают, что душа выживает после смерти! Это очень странная теория, но некоторые люди придерживаются ее.

 

Вопрос также не заключается в том, продолжает ли душа человека жить в сознательном состоянии после его смерти. Этот вопрос тоже интересен, и он будет рассмотрен в следующих главах.

 

Сейчас мы просто спрашиваем: "Когда человек умирает, продолжает ли его душа жить?"

 

2. Аргументы тех, кто отвечает на вопрос отрицательно.

 

Сейчас я не имею в виду главным образом материалистов. Все мы знаем учение крайних материалистов о том, что мыслительный процесс или человеческая "душа" является секрецией мозга, также как желчь является секрецией печени, и поэтому точно так же, как прекращается выделение желчи, когда умирает печень, прекращается мыслительный процесс после остановки работы мозга. Но мы не ставим перед собой цели уделять много внимания материалистам. В своем желании свести все к материи они отвергают свидетельство природы и наших ощущений. Кроме того, они признают, что основание их убеждений и наших убеждений различны, потому что они отвергают Библию, в то время как мы ее принимаем .

 

Я веду речь о русселитах, "Сторожевой Башне", Международных библейских студентах, Свидетелях Иеговы, провозвестниках тысячелетнего царства, как бы не назывались эти люди в вашем обществе. Они утверждают, что верят в Писание, но тем не менее отвергают идею о том, что после смерти душа не умирает. Так, по мнению Дж. Ф. Рузерфорда, "разбойник (из Лук. 23:40-43) попал в небытие и должен оставаться мертвым до воскресения". А если обратить внимание на тот факт, что Иисус сказал покаявшемуся разбойнику: "... Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мной в раю", Рузерфорд отвечает, что правильный перевод этого отрывка звучит на самом деле так: "Сегодня Я спрашиваю тебя, будешь ли ты со Мной в раю?"

 

Постоянные ссылки, конечно, делаются на такие места, как Еккл. 3:19, 20; 9:2, 3, 5, 10. В соответствии с этими отрывками одно и то же происходит как с людьми, так и с животными в том смысле, что все они умирают и, будучи мертвыми, ничего не знают. "Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем ..."

 

3. Ответ.

 

Пусть вас не пугают эти цитаты из Книги Екклесиаста. Книга говорит об иглах и гвоздях (Еккл. 12:11). Некоторые интерпретируют иглы как проблемы , рассматриваемые в качестве стимула для серьезных размышлений, а гвозди - как решения, которые мудрость находит после некоторых наблюдений. Игла, в соответствии с таким толкованием, - это то, что ставит в затруднительное положение человека, который смотрит на вещи с земной точки зрения ("под солнцем"). Что же, если смотреть с такой позиции, то разве это не истина, что люди и животные умирают и что, когда они умирают, они теряют всякий прямой контакт с этим миром? Разве в этом отношении они все не одинаковы? Но есть также и гвоздь, т. е. решение. Если посмотреть на жребий праведного из страны над солнцем, то вместе с автором книги Екклесиас та можно понять, что его судьба отличается от судьбы нечестивого (Еккл. 2:26). Екклесиаст также понимает, что на самом деле есть жизнь после смерти. Человеческий дух не проваливается в небытие. Напротив: "И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его" (Еккл. 12:7).

 

Д-р Г. Ч. Аалдерс в своих замечательных комментариях к Книге Екклесиаста говорит о 9:10 следующее: "Означают ли эти слова, что вся деятельность в жизни после этой жизни исключается? Они значат не больше, чем слова нашего Спасителя, записанные в Иоан. 9:4 ("... приходит ночь, когда никто не может делать"). Подобные выражения указывают только на прекращение всякого "труда под солнцем", т.е. человечес кой деятельности здесь, на земле".

 

А что можно сказать в ответ на собственный перевод Рузерфорда, его интерпретацию слов кающегося разбойника? это просто смешно! Иисус предположительно сказал: "Истинно Я говорю тебе сегодня". Ну, конечно, Он сказал это сегодня. Когда еще Он мог говорить это? А что касается предположения, что после торжественного вступления: "Истинно говорю тебе" Иисус задал вопрос и после этих вводных слов не сделал торжественного утверждения , как Он делал во всех подобных ситуациях, то для такого нелепого перевода нет решительно никаких оснований.

 

4. Утвердительные свидетельства Писания, поддерживающие идею о том, что душа продолжает жить после смерти.

 

Из отрывка, который мы читали в начале этой главы (Иоан. 11:17-26), становится очевидным, что Иисус заверил Марфу в том, что вера приводит к жизни и что жизнью и вера приводит к неумиранию : "... всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек".

 

Надо, конечно, признать, что продолжающаяся жизнь, о которой говорит Иисус, намного превосходит простое продолжающееся существование . Но из этих слов вытекает мысль о продолжающемся существовании, которое как раз и интересует нас в данный момент.

 

Давайте вернемся теперь к Книге Екклесиаста, той самой книге, на которую так любят ссылаться свидетели Иеговы. Отрывок, который мы имеем в виду, следующий: "Вложил вечность (мир) в сердце их" (3:4). В соответствии с тем решением , которое предлагает Екклесиаст, человек не во всем походит на животное . У человека есть размышляющая, задумывающаяся душа; о животных этого не скажешь. Посмотрим на Исх. 3:6 в свете Матф. 22:32. Из этих отрывков (в соответствии со словами Господа) следует, что Авраам, Исаак и Иаков определенно были живы, несмотря на то, что их тела находились в могилах. В день воскресения тела оживут тоже. Притча о богаче и Лазаре (Лук. 16:19-31) учит нас тому, что оба героя этой притчи были живы непосредственно после смерти. Никто из них не ушел в небытие.

 

Евр. 11:13-16 показывает, что герои веры считали себя "странниками и пришельцами на земле" и искали, и действительно достигли небесной страны, которую Господь приготовил им. Сегодня существует "торжествующий собор и церковь первенцев, написанных на небесах". Там живут "духи праведников, достигших совершенства" (Евр. 12:23).

 

Есть много и других мест в Священном Писании, которые доказывают, что душа продолжает жить после смерти тела. В последующих главах мы будем обращаться к некоторым из этих мест.

 

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

А. Основываясь на материале этой главы

 

1. На какой вопрос мы искали ответ в этой главе?

 

2. Каковы аргументы тех, кто отрицает жизнь души после смерти?

 

3. Что вы можете сказать в ответ на эти аргументы?

 

4. Какие доказательства предоставляет Ветхий Завет в пользу утверждения, что душа живет после смерти тела?

 

5. Какие доказательства в пользу этого утверждения предоставляет Новый Завет?

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

1. Можно ли считать общее воскресение в конце мира доказательством того, что душа живет после смерти?

 

2. Ушел ли Иисус "в небытие" после смерти? См. Лук. 23:46.

 

3. Ушел ли Стефан "в небытие" после смерти? См. Деян. 7:59.

 

4. Что произошло с Илией, когда закончилась его земная жизнь? Ушел ли он " в небытие"? Как вы думаете, встретил ли он кого-нибудь еще на небесах кроме Бога и Еноха?

 

5. Какова практическая ценность учения, рассмотренного в этой главе?

 

 

Глава 8

 

Бессмертие. Что это? Бессмертен ли человек?

 

Прочитайте Первое послание Тимофею 6:11-16; Второе Послание к Тимофею 1:8-12.

 

1. Утверждения разных авторов о бессмертии человека.

 

Как вы думаете: бессмертен ли человек? По этому вопросу существуют разные мнения. Один из авторов рассуждает следующим образом. Мысль о том, что Новый Завет учит бессмертию души, является ошибочной. Бессмертие души - это древнегреческое, а не христианское учение. Христианское учение говорит о воскресении, а не о бессмертии. "Бессмертие, по сути, является отрицающим (без смерти, т.е. нет смерти - прим. пер.) понятием ... воскресение - это утверждающее понятие" (О.Кульманн).

 

Другой автор занимает такую же позицию. Он говорит об "учении о бессмертии человеческой души как о ереси". Тем не менее он готов принять слово "бессмертие " в применении к тем, кто во Христе. Этот автор утверждает: "Бог может уничтожить и тело, и душу в аду. И словом "бессмертие" может описываться только состояние прославленных святых во Христе" (Х.Хуксема).

 

Сейчас мы обратимся к получившей широкое признание доктринальной книге, а именно к "Систематической теологии" Л.Беркхофа. Он отмечает, что термин "бессмертие " не всегда используется в одном и том же значении. Он, однако, не заходит так далеко, чтобы полностью отвергнуть идею о том, что в определенном смысле человек бессмертен. Он утверждает: "Бессмертие в смысле продолжающегося и бесконечного существования приписывается так же всем духам, включая человеческую душу. В этом заключается одно из учений натуральной религии, или философии. Когда тело распадается, душа не принимает участия в этом распаде, но сохраняет свою индивидуальность. Эта идея о бессмертии души находится в полной гармонии с учением Библии о человеке; но религия, Библия и богословие направляют свое основное внимание не на это чисто количественное и бесцветное бессмертие - бесконечное существование души".

 

Итак, к чему же мы пришли? Первый автор требует заменить термин "бессмертие" на слово "воскресение". Второй говорит, что, по сути, только те, кто во Христе, бессмертны. Последний придерживается мнения, что в каком-то смысле души всех людей бессмертны, но это не то бессмертие, о котором говорит Библия.

 

2. Различия, о которых надо помнить

 

Бессмертен человек или нет? Все зависит от того, какой смысл вкладывается в понятие бессмертие.

 

В определенном смысле только Бог бессмертен. Он "Единый имеющий бессмертие ..." (см. 1 Тим. 6:11-16). Он единственный изначальный Хозяин и неиссякаемый Источник жизни. Его бессмертие получило название "изначальной, необходимой и вечной наделенности". В существе Бога нет смерти и нет даже возможности ее, в каком бы смысле она ни понималась. Бог обладает полнотой жизни, нетленным блаженством (ср. 1 Тим. 1:17), божественными качествами, неотделимыми от Него.

 

Хотя бессмертен только Бог как изначальный Хозяин и Источник жизни и блаженства, но в более широком смысле истинно также и то, что верующие бессмертны. В 2 Тим. 1:8-12 ясно утверждается, что наш Спаситель Иисус Христос, с одной стороны, разрушил смерть, а с другой, явил "жизнь и нетление через благовестие". Благодаря искуплению Христа вечная смерть перестала существовать для верующего. С каждым днем духовная смерть все ближе к своему окончатель ному поражению, над ней будет одержана полная победа, когда дитя Божие покинет земную обитель. Даже физическая смерть стала приобретением. Христос уничтожил смерть ради Своих детей; но, кроме этого, Он показал жизнь и нетление. Он явил их в Своем славном воскресении, а самое главное - в Своем обещании: "... Я живу, и вы будете жить" (Иоан. 14:19), т.е. в Евангелии . Такое бессмертие несравненно превосходнее простого бесконечного существования. Даже здесь и сейчас верующий получает это великое благослове ние. На небесах он получит его в дальнейшем развитии. Но он не обретет его во всей полноте до второго пришествия Христа. До тех пор тела всех верующих подчинены закону угасания и смерти. Бессмертие , т.е. вечное спасение тела и души, относится к новому небу и новой земле. Эт.е. наследие, хранящееся для всех, кто во Христе.

 

Поэтому, если вас спросят, бессмертен ли человек, то разумно ответить так: "Да, но только в том смысле, что его существование никогда не прекращается. В Библии только тот называется бессмертным, кто обладает вечной жизнью во Христе Иисусе и определен к вечному прославлению Его как телом, так и душой".

 

3. Противопоставление библейского учения о бессмертии греческой философии.

 

А. Бессмертие, о котором учил Платон и другие, относится к людям. Бессмертие, которому учит Писание (когда используется само слово или его синоним) относится только к Богу; в другом смысле только к тем, кто во Христе.

 

Б. Бессмертие в греческой философии - это всего лишь присущая душе неуничтожаемость, необходимое бесконечное существование. Бессмертие, о котором говорит Библия, - это вечное блаженство.

 

В. В языческом понимании бессмертие относится только к душе. Тело рассматривается как тюрьма, из которой душа освобождается после смерти. В соответствии с Писанием наше тело - это не тюрьма, а храм. Таким образом, бессмертие, по Библии, относится как к телу, так и к душе верующего, ко всей его личности.

 

Г. Бессмертие, о котором говорит мир, - это натуральная, или философская, концепция. Бессмертие, о котором говорит Бог в Своем Слове (когда речь идет о человеке), - это искупительная концепция.

 

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

А. Основываясь на материале этой главы

 

1. В каком смысле справедливо то, что только Бог обладает бессмертием?

 

2. В каком смысле верно то, что верующие тоже бессмертны?

 

3. Как бы вы ответили на вопрос: "Бессмертен ли человек?"

 

4. В чем заключается буквальный смысл слова "бессмертие"? Каков его синоним?

 

5. В чем состоят различия между библейским учением о бессмертии и учением о бессмертии греческой философии?

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

1. Можно ли сказать, что Адам и Ева до грехопадения были бессмертны? Если да, то в каком смысле они были бессмертны? Бессмертны ли ангелы? Бессмертен ли дьявол?

 

2. Может ли верующий в общении со светскими людьми полностью избегать использования определенных слов в том смысле, в котором их употребляет мир, в то время как Писание использует те же слова для описания других понятий? Подумайте о таких словах, как "бессмертие", "общение", "любовь".

 

3. Люди прошлого говорили о "языке Ханаана". Что это значит? Должны ли мы культивировать эту идею сегодня?

 

4. Почему идея о бессмертии как о продолжении жизни души и ее бесконечном существовании не может дать даже часть того утешения, которое нам дает библейское учение о бессмертии? Как Платон объяснял бессмертие? Что вы думаете о его аргументации?

 

5. Покажите, что Писание ясно учит бессмертию не только души, но и тела.

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.