03.12.2009
Скачать в других форматах:

Вильям Хендриксен

Библия о жизни после смерти

ВВЕДЕНИЕ

 

Глава 1.

Живете ли вы в трех временах?

 

Прочитайте псалом 114:1-9; 72:23-25.

 

1. Христианская жизнь - это жизнь в трех временах.

 

Автор псалма 114 вновь переживает прошлое. Его жизнь была в опасности. Он говорит:

 

Объяли меня болезни смертные,

 

муки адские постигли меня;

 

я встретил тесноту и скорбь.

 

Но из глубины своих страданий и бедствий он призвал имя Иеговы, возопил о помощи: "... Господи! избавь душу мою". И Господь услышал его, и чудесным образом избавил не только душу псалмопевца от смерти, но и освободил его глаза от слёз, а ноги от преткновения. Поэтому обращение в прошлое наполняет сердце Давида благодарностью и любовью к Господу". Здесь очевидна вера псалмопевца в прошлом.

 

Однако верующий - последовательный верующий - не может жить только в прошлом. Он духовно живёт в трёх временах , а значит, и в настоящем, и в будущем. Почему это так? Предположим, что верующий думает следующим образом: "Да, Господь был благ ко мне в прошлом, но я не уверен в Его благости ко мне сегодня, а тем более завтра". Причина, по которой верующий, рассуждающий последовательно, не может так думать, заключается в том, что он знает, что Господь неизменен . Разве само имя Иеговы не означает этого? Следовательно, Тот, Кто был помощью для верующего в прошлом, является его силой в настоящем и надеждой на будущее. Автор 114 псалма понимал это. Он жил в трех временах, поэтому о прошлом он говорит: "Ты избавил мою душу от смерти..."; о настоящем : "Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш"; и о будущем: "...потому буду призывать Его во все дни мои".

 

И если сейчас вы откроете псалом 72, то заметите, что

 

Асаф, рассуждающий как человек, которому Бог дал веру, приходит к тому же заключению.

 

Он тоже может рассказать об удивительных событиях, которые произошли в его жизни. Когда он обращает свой взор на путь, лежащий за его плечами, то охотно признаёт, что был близок к падению. "... едва не поскользнулись стопы мои ...", - слышите вы его голос. И далее: "... едва не пошатнулись ноги мои ...". Почему? Потому что божественный путь провидения был сложен и непонятен для него. Праведные должны процветать, а нечестивые страдать, но в жизни почему-то снова и снова происходит как раз наоборот. В смятении у Асафа появилось искушение сказать: "Бог несправедливо управляет миром". Но позже во святилище Божьем его внимание было обращено на то, что нельзя дать верную оценку земной жизни, пока не посмотреть на неё в свете вечности, которая ожидает детей человеческих. Между концом нечестивого и концом праведного существует огромная разница. И наконец-то Асаф видит это. И что из того? А то, что и Асаф опирается на свою веру, и с этой верой он пребывает во всех трех временах . Настоящее : "... Я всегда с Тобою ..."; прошлое: "Доколе я не вошел во святилище и не уразумел ..."; будущее : "Ты руководишь меня советом Твоим, и потом примешь меня в славу".

 

2. Христианская жизнь, следовательно, включает будущее.

 

Замечали ли вы, что апостол Павел тоже живёт в прошлом ("... Христос умер, но и воскрес ..."), в настоящем (" ... Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас") и в будущем ("Кто отлучит нас от любви Божией во Христе? ..."). Не только настоящее, но и будущее принадлежит нам уже сейчас (Рим. 8:38, 1 Кор. 3:23).

 

Поэтому верующий испытывает благодарность по отношению к прошлому, спокойствие по отношению к настоящему и доверие по отношению к будущему.

 

Именно доверие в отношении будущего и является темой нашего разговора в данной книге.

 

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

А. Основываясь на материале этой главы, ответьте на следующие вопросы.

 

1. Покажите, что автор псалма 114 проявлял свою веру в отношении прошлого, настоящего и будущего.

 

2. Покажите, что автор псалма 72 делал то же самое.

 

3. Почему, испытав Божью благость в прошлом, мы можем, не колеблясь, делать вывод, что этой благости мы не лишены в данный момент и не будем лишены в будущем?

 

4. Исходя из Писания, докажите, что Павел тоже жил в "трёх временах".

 

5. О каком времени мы ведем речь в этой книге?

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

1. Может ли животное (собака или обезьяна) размышлять о будущем? Может ли взрослый человек никогда не размышлять о своём будущем? В свете ваших ответов на эти вопросы сделайте свое заключение в отношении теории эволюции.

 

2. Существует ли опасность того, что человек будет уделять слишком много внимания своему будущему и тем самым станет пренебрегать своими обязанностями в дне сегодняшнем? Если да, то как можно избежать этого?

 

3. Существует ли обратная опасность, т.е. опасность того, что человек будет слишком много значения придавать переживаниям в прошлом и обстоятельствам в настоящем, тем самым пренебрегая надеждой на вечность? Если да, то как можно избежать этого?

 

4. Можете ли вы назвать какую-нибудь секту, которая, как вам кажется, придерживается несколько странных верований в отношении будущего?

 

5. Как лучше всего защитить себя от этих сект?

 

 

Глава 2

 

Что такое эсхатология? Из каких разделов она состоит?

 

Прочитайте псалом 89:10-12; Первое послание к Фессалоникийцам 5:1-11

 

1. Что такое "эсхатология"?

 

Систематическое изучение того, что Библия открывает нам в отношении нашего личного будущего, будущего мира и человечества в целом, называется эсхатологией . Эсхатология названа "венцом и краеугольным камнем богословия". Без неё учение о Боге, человеке, Христе, спасении, Церкви остаётся неполным. Эсхатология - это учение о конечных судьбах мира и человека .

 

Термин "эсхатология " происходит от двух греческих слов: "эсхатос " и "логос". "Эсхатос " означает "последний ", "логос" -"слово" или "учение". Таким образом, эсхатология - это учение о последних днях. Она рассматривает те события, которые произойдут в конце земной жизни человека, и после нее, в конце нынешней диспенсации *, и после нее.

 

2. Моисей и апостол Павел учили о последнем времени

 

Внимательное прочтение 89 псалма показывает, что Моисей писал о последнем времени. Изучение 1 Фес. 5:1-11 убедит читателя в том, что апостол Павел тоже обращался к теме эсхатологии.

 

Однако между этими двумя местами Писания есть существен ная разница. Вы заметили, что Моисей в псалме 89 говорит о конце жизни человека как индивидуума. Он противопоставляет вечного Бога преходящему человеку. Бог "от вечности до вечности", а человеческая жизнь длится 70 лет или, если человек доста

 

Диспенсация - период времени, охватывающий определённую часть человеческой истории, другими словами, эра. - Прим. пер.

 

точно крепок, 80 лет. Но и эти годы "проходят быстро, и мы летим". Вывод заключается в следующем: "Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобресть сердце мудрое".

 

Павел в 1Фес. 5 тоже размышляет о конце, но он говорит не столько о конце жизни отдельного человека, сколько о конце нынешнего времени. Фессалоникийцев одолело желание узнать точное время второго пришествия Христа. Как долго дети Божии должны ещё ждать? Когда же Иисус собирается вернуться? Основывая свой ответ на учении, которое ранее преподал Сам Господь, Павел утверждает, что читателям его послания больше не надо никакой дополнительной информации по этому вопросу. Если они подумают, то вспомнят, что их, в соответствии со словами Господа (Матф. 24:43), постоянно учили одному: день второго пришествия придёт, как вор ночью. Он будет неожиданным и застанет людей врасплох . Что касается нечестивых, то Господь придёт тогда, когда они будут говорить "мир и безопасность". Эти люди будут абсолютно не готовы, поэтому их постигнет внезапная пагуба. Верующие находятся в совершенно ином положении, потому что по благодати Божьей они обладают светом спасения. Павел говорит: "... мы - не сыны ночи, ни тьмы", т.е. ночи и тьмы греха и неверия. Он продолжает: "Итак не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться".

 

3. Эсхатология делится на две части: индивидуаль ную и общую.

 

Мы видим, что Моисей в 89 псалме говорит об индивидуальной эсхатологии . Павел в 1Фес. 5, не исключая ее, все же основное внимание уделяет общей эсхатологии .

 

Практически нет никакой разницы, что рассматривать первым. Перед изучением индивидуальной эсхатологии можно было бы рассматривать общую эсхатологию . Но мы всё же решили, что логичнее вначале рассмотреть эсхатологию индивидуальную , даже хотя бы потому, что смерть отдельного человека предшествует второму пришествию Христа. Более того, посредством смерти человек переносится в будущее. Что касается времени, то понятно, что смерть - удел каждого человека. Умирают все. Под индивидуальной эсхатологией понимается всё, что открывается через Писание в отношении состояния человека в промежутке между его смертью и общим воскресением в конце.

 

По этому вопросу существует немало заблуждений. Некоторые считают, что когда человек умирает, он перестает существовать, уходит "в небытие". Другие убеждены в том, что души большинства верующих попадают в чистилище. А третьи считают, что об этом мы вообще ничего не можем узнать или, что как для верующего, так и для неверующего, смерть означает переход в бессознательное состояние, которое длится вплоть до дня воскресения. Поэтому нам очень важно знать, что же Библия говорит об индивидуальной эсхатологии .

 

Не менее важно знать и общую эсхатологию , которая имеет дело с людьми в общем. Люди умирают индивидуально и отдельно, сегодня одни, завтра другие. Но они будут воскрешены вместе и судимы вместе. Когда наш Господь вернется, каждый увидит Его. "От большого до малого" предстанут перед престолом. Нечестивые (их тело и душа) будут отправлены в ад вместе, а праведники - на новое небо и землю, и тоже вместе.

 

Как в индивудуальной, так и во всемирной эсхатологии существуют разные заблуждения. Многие люди полагают, что все будет продолжаться, как и сейчас. Они отказываются признать, что мир идет к своему концу. Но даже те, кто верит в неизбежный конец, придерживаются подчас совершенно небиблейской точки зрения.

 

Таким образом, цель этой книги, после вводной части, перейти к обсуждению индивидуальной и общей эсхатологии .

 

Для обсуждения

 

А. Основываясь на материале этой главы

 

1. Что называется эсхатологией?

 

2. О чем говорит Моисей в 89 псалме?

 

3. О чем говорит Павел в 1Фес. 5?

 

4. На какие две части делится эсхатология?

 

5. Почему необходимо изучать как индивидуальную, так и всемирную эсхатологию?

 

6. Почему изучение эсхатологии лучше начать с индивидуальной эсхатологии?

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

1. Существуют ли места в Писании, которые показывали бы, что истинно обращенный человек глубоко заинтересован в эсхатологии?

 

2. Есть ли связь между этим интересом и освященной жизнью?

 

3. Есть ли опасность в том, что среди христиан существую т различные мнения по вопросу эсхатологии? Или это признак здоровой жизни?

 

 

Глава 3

 

Но практичен ли этот предмет?

 

Прочитайте Первое послание

 

Петра 3:8-16; 4:7-11; 5:8, 9

 

Есть люди, которые считают, что изучение доктрины о последнем времени уводит нас слишком далеко от наших обязанностей здесь и сейчас. Но это не обязательно так. Более того, если рассматривать эту доктрину в библейском контексте, то она станет источником блага в этой жизни.

 

В стихах Писания, предложенных для прочтения в начале главы, апостол Петр размышляет о "близком конце всего". Но эти размышления ни в коей мере не побудили его забыть об обязанностях, которые возлагала на него земная жизнь. Напротив, эти мысли послужили стимулом для появления в его сердце и в сердце и уме его читателей чувства настоятельной необходимости выполнять текущие духовные задааи.

 

Практическое значение библейского учения о будущем можно подытожить следующим образом.

 

1. Учение о благословениях, которые предстоит наследовать (как сейчас, так и после смерти), поощряет человека жить так, чтобы эта награда действительно была его. (Прочтите 1Пет. 3:8, 9.) Для верующего вполне прилично искать награды (Матф. 19:28; Евр. 12:1, 2), получив которую, он будет использовать ее для славы Божией (см. Откр. 4:10, 11).

 

2. Учение о небесной награде и адском наказании дает стимул для христианской миссионерской работы и определяет ее содержание. (Прочтите 1 Пет. 3:10-12. Ср. Пс. 2:12; Матф. 10:28; Деян. 2:40; 17:30, 31; Рим. 5:9; 2Кор 5:20, 21 и Откр. 21:7.)

 

3. Изучение и применение этих библейских истин помогает дать ответ "требующему у вас отчета" и предать позору порицателей (прочтите 1 Пет. 3:15-16).

 

4. Размышление над этими вопросами стимулирует молитву (прочтите 1 Пет. 4:7). Без молитвы невозможно быть "благоразумным", всегда готовым встретить противника. Без молитвы также невозможно жить освященной жизнью или нести великое миссионерское служение, через которое многие люди могут спастись от власти сатаны и унаследовать вечное блаженство, где они будут прославлять Бога и радоваться Ему вечно.

 

5. Размышления над этими истинами укрепляют любовь (1Пет. 4:8-10). Можно ли утверждать, что те и только те, кто наслаждаются общением здесь (см. Пс. 132) будут принимать участие в общении там? См. также Быт. 25:8; Матф. 8:11; Евр. 12:1, 23.

 

6. Посредством серьезных размышлений по этим вопросам и благодаря жизни, которая является плодом таких размышлений, прославляется имя Божие (прочтите 1 Пет. 4:4). Благость Божия ведет людей к покаянию (Рим. 2:1, 4). Размышления о тех прекрасных благах, которые Бог хранит для Своих детей, оживляют чувства благодарности и преклонения. И этим имя Божие прославляется.

 

7. Внутреннее убеждение в том, что ад реален и что зловещая цель сатаны заключается в том, чтобы поглотить как можно больше людей, является стимулом для стойкости и непоколебимой веры (прочтите 1 Пет. 5:8, 9). Итак, мы видим, что эти истины являются бесценным сокровищем нашей жизни. Пренебрегать ими - значит совершать страшную ошибку. Истинно, каждый человек, полагающий свою надежду на Того, Кто однажды явит Свою славу, "очищает себя, так как Он чист" (1 Иоан. 3:3).

 

Для обсуждения

 

А. Основываясь на материале этой главы, ответьте на следующие вопросы.

 

1. Какое возражение иногда выдвигается против изучения доктрины о последнем времени?

 

2. Как бы вы ответили на это возражение?

 

3. Какова связь между изучением эсхатологии и работой христианских миссий?

 

4. Какова связь между изучением эсхатологии и молитвой?

 

5. Назовите еще несколько причин, которые показывают, что изучение вопросов эсхатологии ценно и полезно для жизни здесь и сейчас.

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

1. Апостол Павел, несомненно, размышлеял над учением о конце отдельного человека и мира в целом. Прочитайте, например, послания к Фессалоникийцам. Докажите, основываясь на посланиях, что эти размышления приобретают с каждым днем все большее практическое значение.

 

2. В чем состоит главная ошибка тех, чьи горячие споры о будущем не приводят к положительному влиянию на повседневную жизнь?

 

3. Является ли страх перед адом сам по себе достаточным мотивом для настоящей освященной жизни?

 

4. Что вы скажете людям, которые не находят себе покоя, потому что страх перед адом или грядущим судом является и единственной причиной их религиозной жизни?

 

5. Д-р Х. Бавинк утверждает: "Благодать и спасение - предмет радости Бога; но Бог не находит никакого удовольствия в грехе или наказании". Согласны ли вы?

 

 

Глава 4

 

Должны ли мы руководствоваться только Новым Заветом в наших размышлениях о жизни после смерти?

 

Прочитайте Книгу пророка Михея 4:1-4; 5:2.

 

1. Распространенная ошибка.

 

В Библии, которая лежит на моем столе, около тысячи страниц занимает Ветхий Завет. Новый Завет занимает чуть менее трехсот страниц. Тем не менее в некоторых кругах вошло в традицию почти полностью пренебрегать Ветхим Заветом в вопросах о последнем времени. Объяснения, которые обычно даются в этом случае, сводятся к следующему: "Ветхий Завет ничего не говорит о будущем отдельного человека и почти ничего о конце света."

 

Но восприятие Ветхого Завета как не содержащего четкого и ясного учения о последнем времени ошибочно. Конечно, надо признать, что откровение развивалось и что мы находим больше эсхатологического материала в Новом Завете, а не в Ветхом Завете, но

 

2. Ветхий Завет содержит учение о будущем.

 

Из прочитанного отрывка становится ясно, что Ветхий Завет так же, как и Новый Завет, рассказывает нам о том, что произойдет или по крайней мере, что должно было произойти. Обратите внимание на слова в Мих. 4:1: "И будет в последние дни ...".

 

Надо быть крайне осторожным, чтобы не впасть в две крайности. Мы уже отметили, что есть люди, которые игнорируют Ветхий Завет. Но до конца понять Новый Завет невозможно, если совсем ничего не знать о Ветхом. Ветхий Завет и Новый Завет - одно целое. Очень часто Ветхий Завет предсказывает будущее как в отношении отдельного человека, так и в отношении целых народов, и даже всей вселенной . Прочтите, например, следующие отрывки: Пс. 15:8-11; 16:15; 48:15, 16; 72:24; Иов. 14:14; 19:25-27; Ос. 6:2; 13:14; Ис. 25:6-8; 26:19; 66. Кроме того, подумайте о всех мессианских пророчествах и пророчествах, касающихся восстановления Израиля. Таким образом, мы не должны пренебрегать Ветхим Заветом.

 

3. Всякий раз, когда мы изучаем Ветхий Завет, мы должны использовать ветхозаветные подходы.

 

Только что мы говорили о необходимости быть осторожными, чтобы не впасть в две крайности". Одна крайность уже была показана. Эта крайность заключается в игнорировании Ветхого Завета. Существует, однако, и другая, не менее опасная крайность. Она заключается в неумении рассматривать ветхозаветные отрывки в свете ветхозаветной истории. Отрывок из Книги пророка Михея служит хорошим примером. В нем говорится о том, что гора Дома Господня будет поставлена во главу гор, что она возвысится над холмами и что к ней потекут народы, что от Сиона выйдет закон и что наступит прекрасный и славный мир, так что каждый будет сидеть под своею виноградной лозою и под своею смоковницей и т.д.

 

Некоторые люди читают это место и говорят: "Разве это не является четким предсказанием о приходе тысячелетнего царства, в котором Сион, т.е. евреи, займет главенствующее положение, а все народы придут к нему во время этой эры вселенского мира в течение тысячи лет перед концом истории?"

 

Это совершенно неправомерный подход к трактовке текста. Единственно правильный метод для толкования таких отрывков заключается в том, чтобы представить себя, живущим во дни пророка Михея, около семи столетий до прихода Христа. Главное смысл этих стихов состоит в следующем: придет время, когда Израиль, благодаря рождению Христа в своей среде, станет духовным благословением для всех народов и передаст обильный мир всем, кто примет его живой верой. То, что именно в этом смысл, видно из второго стиха пятой главы, в котором говорится о рождении Христа. Обязательно прочтите 5:5: "И будет Он - мир". Так что Мих. 4:1-4 никакого отношения к тысячелетнему царству не имеет, которое, как многие уверены, будет установлено Христом по Своем возвращении.

 

Думаю, что теперь кто-то захочет возразить: "Но ведь написано "в последние дни", и поэтому отрывок должен говорить о конце мира". Отвечу: выражение "в последние дни" не обязательно означает конец мира. Это просто "грядущие дни", будущее. Что включается в это будущее, должно определяться в каждом отдельном случае контекстом. То, что такое выражение не может в каждом случае исключительно относиться к дням, непосредственно предшествующим второму пришествию Христа, ясно не только из данного отрывка, но и из других мест, как, например, Бытие 49:1. Иаков, благословляя своих сыновей, думал в первую очередь не о том, что произойдет в конце мира!

 

4. Другие черты ветхозаветной эсхатологии.

 

А. Пророческое совмещение

 

Предсказания Ветхого Завета о будущем можно сравнить с рассматриванием издалека двух удаленный друг от друга холмов. На таком большом расстоянии может случится так, что вы увидите два холма как один, или по крайней мере вам покажется, что дальний холм находится сразу за ближним. Но взобравшись на первый холм, вы увидите, что для того, чтобы добраться до второго холма, надо преодолеть огромное расстояние. Теперь прочтите Мал. 3:1, 2 и проверьте, понимаете ли вы, что я имею в виду. Ветхозаветные пророки видели первое и второе пришествие Христа как одно событие. Эта же идея применима и в данном отрывке (Мих. 4:1-4), что вскоре станет очевидным.

 

Б. Многократное, развивающееся, более полное исполнение пророчеств.

 

Вновь внимательно прочтите прекрасный отрывок, о котором идет речь в этой главе, а именно Мих. 4:1-4. Пророк символически описывает то, что людям предстояло обрести с первым пришествием Христа на землю; понятно также, что это не совершенное и не окончательное исполнение пророчества. Мир, принесенный Христом первый раз, в свою очередь является символом вечного и славного мира, который утвердится после второго пришествия, когда в самом прямом и последнем смысле "не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать".

 

Для обсуждения

 

А. Основываясь на материале этой главы

 

1. Какая ошибка часто совершается и каких двух крайностей мы должны избегать при изучении того, что Ветхий Завет говорит о будущем?

 

2. Какие неправильные толкования некоторые люди дают данному отрывку - Мих. 4:1-4?

 

3. Какой отрывок из пятой главы опровергает их толкование?

 

4. В чем состоит правильное толкование отрывка?

 

5. Назовите и объясните две черты ветхозаветной эсхатологии и покажите, как они помогают верно интерпретировать Мих. 4:1, 2.

 

Б. Дальнейшее обсуждение.

 

1. Мы подчеркнули, что пророчества Ветхого Завета должны изучаться в свете ветхозаветной истории. Не противоречим ли мы тем самым другому правилу, в соответствии с которым пророчества Ветхого Завета должны толковаться в свете Нового Завета?

 

2. Есть люди, которые утверждает, что все в Библии должно толковаться буквально. Подумайте, в какую смешную ситуацию они попадают при объяснении, например, Матф. 5:13 и Марк. 12:40.

 

3. В какой главе Книги пророка Исаии вы находите то же пророчество, что и в Книге пророка Михея (4:1, 2)?

 

4. Какой свет проливает стих из Евангелия от Луки (2:32) на значение стихов в Книге пророка Михея (4:1-4)?

 

5. Относится ли выражение "в последние дни" в Книге Деяний 2:17 к концу мира?

 

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.