12.11.2009
Скачать в других форматах:

Эдвард Янг

Введение в Ветхий Завет

ГЛАВА ВТОРАЯ. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

 

НАИМЕНОВАНИЕ

    

Первый раздел священнго канона Ветхого Завета обычно называют Торой (что означает “закон”). Существительное “тора” является производным от корня yarah (“бросать”, “стрелять”) и означает “направление”, “закон”, “наставление”. Применительно к первым пяти книгам Библии это слово используется в более узком значении, чтобы подчеркнуть тот элемент закона, который преобладает в этих книгах. Однако такое употребление не только не исключает повествовательных или исторических разделов, но, напротив, даже предполагает их, поскольку они создают соответствующий фон или структуру для законодательства.

В Ветхом Завете Пятикнижие называется:

1) законом (Нав.8:34; Ездра 10:3; Неем.8:2, 7, 14; 10:34, 36; 12:44; 13:3; 2 Пар.14:4; 31:21; 33:8;

2) книгой закона (Нав.1:8; 8:34; 4 Цар.22:8; Неем.8:3;

3) книгой закона Моисеева (Нав.8:31; 23:6; 4 Цар.14:6; Неем.8:1;

4) книгой Моисеевой (Ездра 6:18; Неем.13:1; 2 Пар.25:4; 35:12);

5) законом Господним (Ездра 7:10; 1 1 Пар.16:40; 2 Пар.31:3; 35:26);

6) законом Божиим (Неем. 10:28-29);

7) книгой закона Божия (Нав.24:26; Неем.8:18);

8) книгой закона Господня (2 Пар.17:9; 34:14);

9) книгой закона Господа, Бога своего (Неем.9:3);

10) законом Моисея, раба Божия (Дан.9:11; Мал.4:4).

Необходимо заметить, что эти перечисленные выражения дают характеристику Пятикнижию в нескольких аспектах. Прежде всего, здесь подчеркивается, что речь идет о законодательстве - Законе; кроме того, говорится о том, что он представлен в неизменной форме - Книге; далее обращается внимание на то, что, помимо Бога, автором Пятикнижия был и человек - Моисей; и указывается Божественный Автор - Бог.

 В Новом Завете Пятикнижие называется:

1) книгой закона (Гал.3:10);

2) книгой Моисея (Мк.12:26);

3) законом (Мф.12:5; Лк.16:16; Ин.7:19);

4) законом Моисеевым (Лк.2:22; Ин.7:23);

5) законом Господним (Лк.2:23-24);

 

Слово “пятикнижие” (pentateuch) произошло от 2-х греческих слов pente (“пять”) и teuchos (“том”),1  последнее, собственно, выступает как прилагательное к слову biblos (“книга”) и, следовательно, речь идет о “пятитомной книге”. Впервые этот термин встречается, вероятно, у Оригена в комментарии на Ин.4:25 (“Пятикнижия Моисеева”, cf.PG, XIV, col.,444). В латинском переводе Тертуллиан употребляет его как имя собственное - Pentateuchus (Adversus Marcionem 1:10, PL,II, col.,282).

О делении Закона на пять частей говорят Филон и Иосиф. Некоторые исследователи (например, Хэверник) считают, что это деление было сделано переводчиками Септуагинты. Пфайфер же полагает, что оно присутствовало уже в первом издании книги.

По всей вероятности, деление возникло естественным путем. Книги Бытие, Левит и Второзаконие представляют собой законченные произведения, и, исходя из этого, мы можем предположить, что деление на пять частей было сделано еще автором, то есть Моисеем. Иудеи (см., например, Иерусалимский Талмуд, Санхедрин 10:1 (28а), Кохелет рабба на Еккл.12:11) говорили о Пятикнижии как о “пяти пятых Закона”, причем каждая книга называлась пятой частью.

 

ВОПРОС ОБ АВТОРСТВЕ

 

Принимая во внимание роль человека в написании Пятикнижия, надо сказать, что его автором был Моисей, великий законодатель Израиля. Вслед за Корниллом (Cornill) мы признаем, что нет никаких надписей, никакого введения или утверждения, которые говорили бы, что это произведение целиком принадлежит перу Моисея, однако убедительные свидетельства (как внешние, так и внутренние) говорят в пользу того, что Пятикнижие было написано именно им.

 

       А. Свидетельство Пятикнижия

 

Ниже мы приводим отрывки, которые имеют особую значимость, так как в них говорится, что важные разделы Закона действительно были написаны Моисеем.


    1) Исх.17:14: “И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память амаликитян из поднебесной”. Этот отрывок ясно показывает, что именно Моисей рассматривался как автор написанного.

 То, что ему надлежало написать, включало, по-видимому, пророчество и историческую ситуацию, которая обусловила его появление - нападение Амалика. По-видимому, не стоит заострять внимание на наличии определенного артикля, (в оригинале слово “книга” употреблено с определенным артиклем), хотя он, вероятно, дает основание думать о существовании какой-то определенной книги.

   2) Исх.24:4-8: “И написал Моисей все слова Господни” (стих 4). По меньшей мере, имеется в виду “книга завета” (Исх.21:2-23:33), куда, вероятно, входят даже 19-я и 20-я главы).

   3) Исх.34:27: “И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в них Я заключаю завет с тобой и Израилем”. Здесь мы имеем второе повеление Господа Моисею о том, чтобы он “записал”. Речь идет о 34-й главе (Исх.34:10-26) - втором Десятисловии.

   4) Чис.33:1-2: “Моисей, по повелению Господню (буквално: “по повелению уст Господа") описал путешествие их по станам их". Здесь ясно говорится, что Моисей перечислил все остановки от Египта до Моава, охватив, таким образом, все путешествие сынов Израилевых. По сути дела, описание этого пути представляет собой сильный аргумент в пользу того, что все Пятикнижие было написано Моисеем (см. ниже). Если этот маршрут действительно описал Моисей, то, вне всякого сомнения, им было написано и все остальное, что относится к путешествию по пустыне.

    5. Втор. 31:9: “И написал Моисей закон сей, и отдал его священникам, сынам Левииным, носящим ковчег завета Господня, и всем старейшинам сынов Израилевых”. “Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца...” (стих 24-й).

По-видимому, эти слова относятся к предыдущим книгам Пятикнижия, поскольку Второзаконие признает существование предыдущих постановлений, обязательных для народа (см. Втор.4:5, 14; 29:1 и т.д.). Однако даже если речь идет о каких-то частях самого Второзакония, это свидетельствует о том, что Моисей написал обширный материал.

   6. Втор.31:22: “И написал Моисей песнь сию в тот день, и научил ей сынов Израилевых”. Речь идет о 32-й главе Второзакония.

Вкратце можно сказать, что в Пятикнижии представлены три законодательных раздела, авторство которых приписывается Моисею, и три раздела, в которых повествуется об исторических событиях.

Кроме перечисленных шести отрывков необходимо учесть и некоторые другие факты. О том, кто является автором Книги Бытие, нигде не говорится, однако (и это мы покажем позднее) Бытие органично входит в Пятикнижие (см. ниже). Что касается остальных четрыех книг, то в них Моисей постоянно выступает как главное действующее лицо, как посредник в обретении Закона. Именно ему Бог изрекает Десять Заповедей и именно он играет главную роль в том величественном событии, которое произошло на Синае. Именно Моисею Господь лично рассказывает, как строить скинию и все, что внутри ее(Исх.25-31). На протяжении всего повествования о ее построении мы постоянно встречаем фразу “как Господь повелел Моисею”. В Книге Левит и в Книге Чисел часто встречается фраза: “И сказал Господь Моисею, говоря”.

Книга Второзакония начинается так: “Сии суть слова, которые говорил Моисей всем израильтянам” (стих 1-й). В 5-м стихе мы читаем: “За Иорданом, в земле моавитской, начал Моисей изъяснять закон сей и сказал”.

“По большей части Второзаконие состоит из обстоятельных речей, которые, как считают, принадлежат Моисею и основная цель которых состоит в том, чтобы повторить уже данные законы, соотнести их с новыми условиями, в которых скоро будет жить Израиль и побудить  народ к верности и послушанию” (FB, p.6).

     

      Б. Свидетельство остальной части Ветхого Завета

 

Особое значение имеет Книга Иисуса Навина,  которая довольно часто упоминает о Моисее. Самого Иисуса Навина не следует считать приемником Моисея, поскольку в силу того, что Моисей занимал высокое положение, у него мог быть лишь один приемник - Христос. Тем не менее, Иисус Навин обладал авторитетом, который он принял от Моисея. Моисеев Закон был его водителем и мерилом, и поэтому часто упоминается, что он действовал согласно тому, “как повелел Господь Моисею” (см., например, 11:15, 20; 14:2; 21:2 и т.д.). Однако помимо этого есть несколько определенных упоминаний записанного Закона как произведения, принадлежащего Моисею: “сия книга закона” (1:7-8), “о чем написано в книге закона Моисеева” (8:31, см. также стихи 32, 34 данной главы и 23:6), “по повелению Господню, данному чрез Моисея” (22:9; см. также стих 5-й).

В Книге Судей мы читаем: “... и узнать, повинуются ли они заповедям Господним, которые Он заповедал отцам их чрез Моисея” (Суд.3:4). Упоминания о Моисее встречаются в Книгах Царств, Книге Ездры, Неемии и в Книгах Паралипоменон. Там, в частности, мы находим такие выражения, как “закон Моисеев” (3 Цар.2:3), “книга закона Моисеева” (4 Цар.14:6), “... весь закон, который заповедал им раб Мой, Моисей” (4 Цар.21:8), “книга Моисея” (Ездра 6:18; Неем.13:1) (См. также 3 Цар. 8:9, 53-56; 4 Цар.23:25; 22:8; 34:14; 23:18; 25:4; 35:12; Ездра 3:2; Неем. 8:1-8).

     Что касается пророческих книг, то в них ссылки на Моисея встречаются не часто. В большинстве случаев пророки говорят просто о “законе”, как, например, в Книге пророка Исайи (Ис.1:10). Определить, что именно значит это слово в каждом конкретном случае, в какой-то мере затруднительно, однако единственным авторитетным законом, признаваемым в Ветхом Завете, является Закон Моисея,  именно на него и ссылаются пророки. Обратите внимание, что Даниил ясно говорит о “проклятии и клятве, которые записаны в законе Моисея, раба Божия” (Дан.9:11), а в Книге пророка Малахии Господь призывает помнить “закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила, и уставы” (Мал.4:4).

Ветхозаветное свидетельство исходит из предпосылки, согласно которой существует книга, известная как Закон и содержание этого Закона было дано Моисею Господом. Автором Закона и Пятикнижия, равно как и всего остального Ветхого Завета, считают лишь одного человека, которым является Моисей.

    

В. Свидетельство Нового Завета

 

Новый Завет ясно свидетельствует, что автор Пятикнижия - Моисей, и похоже, что в этом вопросе наш Господь и иудеи не имели разногласий. Иисус возражал только против неправильного толкования Закона. Цитируя отрывки из него, Христос уверен, что автор Закона - Моисей, например: “Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами” (Мф.19:8; Мк.10:5) (см. также Мф.8:4; Мк.1:44; 7:10; 12:26; Лк.5:14; 20:37; 16:31. Особого внимания заслуживают Лк.24:27, 44; Ин.5:47; 7:19).

Остальная часть Нового Завета не противоречит свидетельству нашего Господа (см. Деян.3:22; 13:39; 15:5-21; 26:22; 28:23; Рим.10:5, 19; 1 Кор.9:9; 2 Кор.3:15; Откр.15:3).

Подобно Ветхому Завету, Новый Завет также свидетельствует о существовании писания, известного под именем Закона, и признает Моисея его автором. По сути дела, в Новом Завете слова “Моисей” и “закон” равнозначны (2).

 

ЧТО ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ ПОД АВТОРСТВОМ МОИСЕЯ ?

 

Говоря о том, что Моисей написал Пятикнижие, что он является его автором, мы не имеем в виду, что он непременно сам написал каждое слово этой книги. Настаивать на этом неразумно. Хаммурапи известен как автор знаменитого кодекса, однако это, конечно, не значит, что он сам вырезал его на стелле. Наш Господь был автором Нагорной проповеди, но Сам ее не записывал. Мильтон известен как автор “Потерянного рая”, однако ясно, что не все, от начала до конца, написано его рукой .

Свидетельство Библии позволяет нам верить, что Моисей был подлинным автором Пятикнижия. Вполне возможно, что составляя его, он (как предполагал Астрюк) использовал фрагменты уже существовавших документов. Кроме того, возможно и то, что под воздействием Святого Духа туда позднее были внесены незначительные добавления или даже сделана какая-то переработка. Тем не менее, в своей изначальной сути Пятикнижие - это результат творческой деятельности Моисея. Позицию, которую  отстаивают консерваторы, хорошо выразил Вильсон, утверждающий, “что Пятикнижие как таковое представляет собой исторический документ, восходит к эпохе Моисея и что он был его подлинным автором, хотя, возможно, позднее оно могло быть пересмотрено и отредактировано, причем добавления были столь же боговдохновенными и истинными, как и все остальное” (3).

———————————————————————————-

1. Слово teuchos означает орудие, инструмент. Его стали использовать для обозначения ящика, в котором содержались папирусные свитки, а также в качестве названия для самого свитка. Поэтому оно стало обозначать также том или книгу.

2. Внутренние свидетельства в пользу авторства Моисея мы рассмотрим в связи с анализом отдельных книг.

3. A Scientific Investigation of the Old Testament (19290, p.11.

 

 

 

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.