25.10.2009
Скачать в других форматах:

Вольфганг Бюне

Игра с огнем

Третья волна — «пауэр-ивэнжелизм»

Введение

Эта глава знакомит нас с именами деятелей, которые связаны с началом и развитием движения, получившего название «третья волна». Автор подробно описывает практику и богословие таких деятелей, как Петер Вагнер, Джон Уимбер, Йонги Чо, Райнхард Боннке, прослеживает развитие «третьей волны» в Германии. Здесь описаны удивительные случаи и потрясающие высказывания, здесь мы знакомимся с такими понятиями как «покой в Духе», «святой хохот», «позитивное мышление», «мотивация», «Евангелие благосостояния», «визуализация», «созидательная сила изреченного слова» и пр. Автор не спешит высказывать свою точку зрения, надеясь, что богобоязненный читатель, несмотря на удивительные явления и неизведанные перспективы в сфере религиозного опыта, не поддастся искушению вкусить от этих плодов, но постарается с молитвою и при свете Слова дать правильную оценку практике и богословию «третьей волны».

Конечно, случай с женихом, с машиной, история с обанкротившимся пекарем и др., которые вы найдете в этой главе, сами по себе заманчивы. Кто-то соблазнится испытать эти методы как силу Божию, чтобы удовлетворить свои желания. Но не будет ли это похожим на искушение, когда голодному Христу предлагалось из камней сделать хлеб?

Цель «третьей волны» — проникнуть во все христианские течения, неохваченные пятидесятническим и харизматическим движениями. «Третья волна» намерена «возвестить Божье могущество тем, которые его еще никогда не испытывали на себе», поэтому она и получила название «пауэр-ивэнжелизм», то есть, возвещение Евангелия с мощной силой Духа Святого, которая проявляет себя в знамениях и чудесах.

Читая книгу, мы видим, как в арсенале евангелистов «пауэр-ивэнжелизма» появляются средства евангелизации, которые не объяснишь естественным образом. Однако их невозможно объяснить и Библией. Джон Уимбер напрасно всю ночь провел за Библией, в надежде найти в ней объяснение того случая, когда по молитве одного человека сотни людей вокруг попадали на пол и заговорили «на языках». Если бы Уимберу, измученному ночными поисками, ранним утром не прозвучал из телефонной трубки голос — «Джон, это от Меня», то «покой в Духе» так и остался бы необъяснимой загадкой. Теперь же он стал событием, обозначавшим рождение «пауэр-иванжелизма». С тех пор сотни и тысячи беспорядочно поверженных на землю демонстрируют «Божье могущество».

Средства «мощной евангелизации», которые приводят в изумление многотысячные толпы, сконструированы с элементов, которые издавна практиковались в оккультизме, языческих религиях, частично в психологии, но никак не в Деяниях Апостолов. Философия «четвертого измерения» Йонги Чо, по его же словам, пришла к нему тогда, когда он тосковал, что йога, японские сокакакаи и другие представители восточных религий творят чудеса, а в современной Церкви чудеса не происходят. Свое мысленное озарение Ионги вкладывает в уста Святого Духа и говорит: «Посмотри на сокакакаев. Они принадлежат сатане, дух человеческий соединяется с духом лукавого в 4-ом измерении, так что они оба (вместе) осуществляют господство над телами и обстоятельствами... именно таким же образом волхвы в Египте осуществляли свое господство над различными событиями и проявлениями, как это делал и Моисей... Нам следует направить 4-ое измерением Святого Духа». Чо возревновал о чудесах и знамениях. И люди видят эти чудеса. Он начал из соревнования с восточными религиями и, как видно, что-то позаимствовал у них.

Будет несправедливым смотреть на деятелей «пауэр-ивэнжелизма» как на людей, сознательно изобретающих всевозможные средства воздействия на массы, чтобы на гребне «третьей волны» приобрести популярность, деньги, власть и славу. Хотя часто их намерения и не лишены этого, и их жизненная философия не содействует способности пострадать за Христа, как это случилось с апостолами, но все же можно полагать, что они искренне желают угодить Богу. Желают и убеждены, что массы, привлеченные их возвещением, есть доказательством того, что Бог с ними. Опасно то, что Божие величие возвещается на чужих, не Божьих инструментах. Библия нам говорит: «Смотри, сделай их по тому образцу, который показан тебе на горе». Исх. 25,40. «И сделай из сего миро для священного помазания... это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши... по составу его не делайте подобного ему». Исх. 30,25.31 и 32. Здесь проявляется строгость Божия по отношению к предметам и средствам поклонения Единому Богу. Новозаветное откровение повествованиями и поучениями богодухновенных рабов Иисуса Христа дает Церкви указание определенных инструментов и орудий домостроительства и средств поклонения Богу. Средствами, позаимствованными у философов, психологов, йогов и др., можно создать не Царство Божие, а оккультное языческое христианство, по которому тоскует разуверенное человечество.

Мир идет на сделку с дьяволом. Наш просвещенный мир у нас на глазах становится языческим. Наши современники становятся идолопоклонниками. Некогда сатанинские силы возбудили мужей, просвещенных естествознанием, умалить авторитет Слова Божия. Так они создали псевдонауку и противоставили ее Библии. Теперь же с помощью псевдонауки реабилитируют языческие культы, дают им научное обоснование и ввергают мир во тьму идолопоклонства. На телеэкранах можно видеть так называемых экстрасенсов, или просто чародеев, волшебников, прорицателей и прочих служителей тьмы, которые по-новому «просвещают» мир. В этом процессе духовного разложения «пауэр-ивэнжелизм» окажет нашему обществу не лучшую услугу.

Эксперименты современных чудотворцев-экстрасенсов подают богопротивникам надежду «развенчать личность Христа». Чудеса прославленного Иисуса, Сына Божия они приравнивают к чудесам, творимым с помощью оккультных сил. И не удивительно, что современные почитатели восточных религий пробел в жизнеописании Иисуса объясняют тем, что в это время Он находился в Индии и там обучался искусству чудотворения.

Все «три волны» вытекают не из глубин Откровения, а из опасных экспериментов в сфере сокрытого. Их присутствие в нашей христианской культуре изменит наше христианство к худшему. Эти «волны» способны размыть нашу природную почву. И корни нашего евангелизма, напитанные откровением Писания и благоговением пред Библией, обнажатся, а благодатные ростки смирения, самопожертвования, готовности страдать за Христа, трепетного созерцания красоты Божьего Слова, и ощущение присутствия Господнего иссушатся.

Приемы проповедников «пауэр-ивэнжелизма» — это методы снятия стрессов. Это, в лучшем случае, психотерапия, которая не в силах заменить истинное успокоение в Боге, знакомое нашему народу, перенесшему столько бед и стоящему на пороге новых испытаний. Ни «танцы во славу Бога», ни «святой хохот», ни «покой в Духе», ни «позитивное мышление» не снимут напряжения, не дадут «покой душам нашим», так просто обещанный Христом. Мат. 11,28-30.

Потерявший всякую надежду и опору в земной жизни, стоит наш человек в смиренном преклонении пред Всемогущим. Стоит на коленях, руки его смиренно сложены и робко чуть приподняты кверху, лицо, орошенное слезой, открыто в умиленном созерцании невидимого. На нем написан покой. Это не психотерапия. Это покой. Это успокоение он получил не в шуме массового экстаза. Он нашел его наедине со Спасителем.

«Только в Боге успокаивается душа моя...

Только в Боге успокаивайся, душа моя...

Ибо на Него надежда моя

Только Он твердыня моя

и спасение мое,

убежище мое:

не поколеблюсь.

В Боге спасение мое и слава моя;

крепость силы моей и упование мое в БОГЕ.

Пс. 61,2 и 6-8

Приблизительно в 1980 году многим стало казаться, что харизматическое движение, если брать его в мировом масштабе, уже оставило позади кульминацию своего развития. Некоторые даже осмеливались уже говорить о «постхаризматическом периоде». Английский евангелист Давид Вотсон, регулярно проводивший семинары по евангелизации и обновлению в Фуллерской богословской семинарии в разговоре с Джоном Уимбером в 1980 году назвал следующие признаки застоя в харизматическом движении:

— уменьшение числа участников конференций в США и Великобритании;

— раскол в руководстве,

— всеобщее недомогание, выражающееся в духовной депрессии и неудовлетворенности.

Но как раз с этого года, когда вторая волна харизматического движения стала терять динамику своего развития, начинается новая эпоха — эпоха «третьей волны Святого Духа». Цель этой волны — «консервативные евангельские нехаризматические» общины, которых не достигли две первые волны.

Предыстория «третьей волны» тесно связана с именами деятелей, особенно повлиявших на это движение: Петера Вагнера и Джона Уимбера.


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.