30.05.2011
Скачать в других форматах:

Якоб ван Брюгген

Заметки к Гейдельбергскому катехизису

Воскресный день 6

ВОПРОСЫ 16 и 17

 

БОГ И ЧЕЛОВЕК

Заметки

1. Здесь объясняется, почему Посредник должен соответствовать вышеупомянутым требованиям. Он должен быть истинным человеком: «Ибо, как смерть через человека, [так] через [посредничество] человека и воскресение мертвых» (1-е Кор. 15:21). Бог справедливо требует этого (см.: заметки 12.5, 13/14.4).

Он также должен быть праведным человеком: «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников» (Евр. 7:26). Человек, который сам является грешником, ежедневно лишь усугубляет свою вину (см.: заметка 13/14.1). Он не способен уплатить долг даже за самого себя, не говоря уже о том, чтобы уплатить за других.

2. Кроме того, Посредник должен быть истинным Богом, чтобы «победить Своею властью смерть» (Бельгийское исповедание, артикул 19). Его Божественная природа должна дать Ему силы, чтобы в Своей человеческой природе Он смог в полноте вынести гнев Божий и таким образом выполнить Свое дело. Поставьте человека с ведром у моря и прикажите вычерпать всю воду: он не выполнит этого. Так и ни одно творение не способно опорожнить чашу Божьего гнева. Но Бог в Своем вечном могуществе собирает это море гнева воедино, чтобы излить его там (и на Того), где соблаговолит! Будучи Богом, Посредник может опорожнить чашу Божьего гнева и таким образом выполнить Свое дело. Наш Посредник должен также приобрести наше искупление, то есть заслужить. Обычный человек этого не сделает. Даже если человек исполнил все, что от него требовалось, он всего лишь выполнил свой долг. Посредник должен быть Богом, чтобы заслужить искупление (Евр. 5:8, 9) и дать нам то, что Он приобрел для нас. Ни один человек не может изменить сердце другого. Это возможно только Богу.

 

Вопросы

1.      Почему Посредник должен быть истинным человеком? И почему праведным человеком?

2.      Почему Он должен быть Богом? (назови три причины!)

 

 

 

ВОПРОС 18

 

НАШ ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС

Заметки

1. Кто же… Кажется, будто катехизис с некоторой робостью спрашивает: «Кто же тот Посредник?» Потому как из требований, которым Он должен соответствовать, становится ясно, что из нашей среды, из человечества не выйдет такой Посредник. Тогда с нашей стороны нет смысла и надеяться на искупление. Но ответить можно ликованием: Бог дал нам Его!

2. Наш Господь Иисус Христос есть тот «Посредник, Который одновременно и истинный Бог, и истинный, совершенно праведный человек»!

Он – истинный Бог: «Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1-е Иоан. 5:20). «Христос… сущий над всем Бог, благословенный во веки» (Рим. 5:9).

И Он – истинный человек: «И родила Сына своего Первенца» (Луки 2:7). «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1-е Тим. 2:5).

И Он – праведный человек. Он не был сопричислен к Адаму, когда тот отпал от Бога, и поэтому не имел первородного греха. Не совершил Он и ни одного личного греха. «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1-е Пет. 2:22). См. также: Иоан. 8:46.

3. В ответ катехизис цитирует отрывок из Первого послания к коринфянам, 1:30, с четким указанием, что этот Посредник есть свободный дар благодати нашего Бога.

Он дан нам для мудрости. Из-за греха мы стали безумны. И даже мудрые мира сего не могут найти истинной мудрости (1-е Кор. 1:20). Но Христос дан нам для мудрости. Через веру в Него мы познаем и снова обретаем мудрость. Он дан нам и для праведности. Мы не можем явить праведность пред Богом, не можем и удовлетворить требования Его закона. Но когда мы исповедуем Христа жертвой за наши грехи, мы опять (таковыми мы уже были в раю!) становимся праведными пред Богом. Кроме того, Он дан нам для святости. Нам ее не хватает. Но когда мы принимаем Христа верой, мы становимся освященными Святым Духом.

То, что мы имели в раю (праведность и святость), но из-за греха утратили (окончательно!), мы получаем вновь во Христе и приобщаемся к этому через веру в Него. Итак, Он в действительности – наше совершенное искупление. Мы все еще воздыхаем под тяжестью многих скорбей и несовершенства. Но когда придет Христос, Он полностью искупит нас от всего этого.

 

Вопросы

1.      Что становится ясно из требований, которым должен соответствовать Посредник?

2.      Кто есть наш Посредник? Докажите Писанием, что Он: а) истинный человек; б) праведный человек; в) истинный Бог.

3.      Какой текст цитируется в ответе на 18-й вопрос катехизиса? С каким указанием? И для чего это делается?

4.      Зачем Христос был дан нам? Что мы таким образом вновь обретаем в Нем? И как мы приобщаемся к этому?

 

 

 

ВОПРОС 19

 

СВЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

Заметки

1. Здесь в катехизисе находится указание на источник, из которого черпалось все вышеизложенное. Все сказанное в разделах воскресных дней 5 и 6 – не наше замысловатое изобретение. Все это было извлечено в вере из Святого Евангелия и исповедано в соответствии с ним. Мы верим, что само Слово Господне учит этому.

2. Слово «Евангелие» означает «радостная весть, добрая новость». Мы не должны, упоминая это слово, сразу же думать о первых четырех книгах Нового Завета. Потому что все это одно Евангелие. Первые четыре книги Нового Завета предлагают нам четырехкратное (но не единственное) описание Евангелия. Евангелие – это постоянно продолжающееся провозглашение Божьего спасения. Это труд, а не книга.

3. Провозглашение началось в раю, сразу же после грехопадения – в протоевангелии (Быт. 3:15). Все последующие обетования проистекают из него. Отсюда и название – «протоевангелие». Последующие обетования все четче, подробнее и яснее объясняют то, что Господь уже пообещал в раю, когда сказал: «Вражду положу [то есть разорву замышляемую дружбу] между тобою [змеем, то есть дьяволом] и между женою, и между семенем твоим [семенем змея – богоненавистниками] и между семенем ее [то есть Христом и Его народом]; оно [семя жены, Христос] будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту [победа будет одержана только в кровавой битве, что и произошло на Голгофском кресте]».

4. Так Сам Бог явил Евангелие в раю. Откровение – это явление сокрытого.

5. После этого Бог позволил возвещать это Евангелие – через патриархов и пророков. Патриархи – это праотцы, т. е. отцы не только семьи, но целого народа. Пророки – это глашатаи Слова Божьего. Таким образом, откровение Евангелия имело свою историю.

6. Что Бог явил через Своих пророков, Он также наглядно показал Израилю «в жертвоприношениях и прочих обрядах закона». Так, пасхальный агнец, жертвоприношения, все храмовое богослужение Израиля, где были задействованы первосвященник, священники и т. д., указывают на Христа. См.: вопрос/ответ 3, заметка 7.

7. Наконец, Евангелие было исполнено во Христе. «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Иоан. 1:17). В Нем подтвердилась истинность и действительность всех Божьих обетований.

 

А. Бог и далее провозглашает «исполненное Евангелие». «Бог милостиво посылает провозвестников сей радостной вести к тем, к кому Он желает [послать], и в то время, в которое Ему угодно» (Каноны Дортского синода, I.3).

 

Вопросы

1.      Откуда нам известно то, что мы знаем теперь о Посреднике?

2.      Что означает слово «евангелие»? На что оно указывает?

3.      Кто впервые явил его? Что сказано в книге Бытие, 3:15?

4.      Кто такие патриархи? Кто такие пророки? Что еще, кроме провозглашения Евангелия, совершал Бог во времена Ветхого Завета?

5.      В Ком исполнилось Евангелие?

 

 

 

ДОПОЛНЕНИЕ

 

ОТКРОВЕНИЕ

Заметки

1. Об откровении, в котором Бог являет Себя и которое есть также Его Евангелие, пространно говорится в Бельгийском исповедании, артикулы 2–7. Во 2-м артикуле утверждается, что мы познаем Бога двумя путями, то есть двумя способами. И нет никакого знания о Боге, кроме того, которое Он Сам открыл, и открыл именно этими двумя путями.

2. Первое средство, через которое Бог позволяет нам познавать Себя, – это творение, сохранение и управление Вселенной. Через это действие мы познаем Действующего Бога. В Божьем труде проявляются Его добродетели (Пс. 18:2), а ход истории показывает Его могущество и правление (Пс. 32:10, 11).

3. Это откровение приходит ко всем людям. Поэтому оно называется общим.

Церковь не должна пренебрегать этим источником знания о Боге, хоть это и случается очень часто. Обновленное творение предоставит материал для хвалебных гимнов, посвященных Богу (Откр. 4:11).

4. Этого общего откровения недостаточно для спасения. Ибо, хотя оно и учит, что Бог есть, и частично показывает, каков Он (великий, всемогущий, мудрый и благой), оно не позволяет увидеть, каков Бог для нас и в чем состоит Его воля. Оно не может научить нас ничему относительно Его благодати в Иисусе Христе.

Кроме того, ведь наш разум помрачен. Мы видим лишь частично и можем прочесть книгу общего откровения только через очки особого откровения.

5. И все же общее откровение не бессмысленно. Его достаточно, чтобы, как говорится во 2-м артикуле, «обвинить человека и оставить его без оправданий». Никто на последнем суде не сможет сказать, будто он не знал о существовании Бога. «Они безответны… Они, познав Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» (Рим. 1:20–21).

6. Второе средство, через которое Бог познаваем еще яснее и полнее, – это Его Божественное Слово.

Это откровение посредством Слова мы называем «особым откровением» по причине его а) средств; б) содержания; в) назначения.

7. Средства этого более ясного и полного откровения – особые. Потому что более ясное и полное знание приходит к нам не через то, что уже было дано в творении, а через Божьи слова, которые Он «многократно и многообразно» говорил отцам (Евр. 1:1). Можно сказать, что Бог иногда использовал те силы, которые были заложены уже в сотворении. Он говорил отцам через:

а) явления: столп облачный, Ангел Господень и др.;

б) пророчества: жребий (урим и туммим), внутренний голос и внешние воззвания, сны, видения;

в) чудеса: Бог вмешивался в «обычный порядок вещей»: переход через Чермное море, исцеления и т. д.

8. Содержание (суть) особого откровения также особое. Это совет Божий по искуплению грешников; проще говоря – это Иисус Христос.

Такое содержание – особенное. Никто не мог и не имел права ожидать, что Бог захочет спасти грешников, богоненавистников.

Эту суть откровения Бог не представил и не изъяснил за один раз. Особое откровение раскрывалось постепенно и достигло своей кульминации в Иисусе Христе (см.: вопрос/ответ 19).

Он есть Божье яснейшее явление (Иоан. 14:9; Евр. 1:3).

Он есть завершение пророчества (Евр. 1:1; Иоан. 17:6).

Он есть чудо (1-е Тим. 3:16).

9. Назначение также особенное. Потому что это откровение приходит не ко всему человечеству, но только к тем народам и людям, которым Бог решил послать Свое Евангелие (Каноны Дортского синода, II.5 и III/IV.7). Какое счастье, что оно послано и нам! Нашу благодарность подобающе можно выразить лишь в сохранении Евангелия и его распространении.

10. Это сохранение и распространение Божьего изреченного Слова происходило, насколько мы знаем, вплоть до времен Моисея лишь устно. Первоначально это было возможно. Но с расширением человечества и сокращением человеческой жизни увеличилась опасность искажения Божьих слов. Поэтому «в Своей особенной заботе о нас и нашем спасении Бог повелел Своим слугам – пророкам и апостолам – облечь явленное им через откровение слово в письменную форму» (Бельгийское исповедание, артикул 3). В этом процессе «облечения» записано было не все (Иоан. 21:25), а лишь то, что Бог посчитал необходимым для всех времен и народов – для Его славы и нашего спасения.

 

Заблуждения

Мнение о том, что Бог непознаваем (агностицизм); доказательства Божьего бытия; атеизм (безбожие); натурализм; деизм.

 

Вопросы

1.      В каких артикулах Бельгийского исповедания говорится об откровении и Святом Писании? Какими путями мы познаем Бога? Можем ли мы достичь знания о Боге самостоятельно? Каково первое средство, через которое мы познаем Бога?

2.      Что сказано в псалме 18, стих 2, и псалме 32, стихи 10–11?

3.      Сколько форм откровения мы различаем? Достаточно ли общего откровения для спасения? Почему? Что мы узнаем о Боге с его помощью?

4.      Каково значение общего откровения?

5.      Почему откровение Слова Божьего мы называем особым?

6.      Посредством чего Бог обращался к людям?

7.      Каково содержание (суть) особого откровения? К кому оно приходит?

8.      Как первоначально передавалось особое откровение? Почему так не могло продолжаться? Что тогда сделал Господь? Все ли записано из того, что изрек Бог?

 

 

СВЯТОЕ ПИСАНИЕ

Заметки

1. Таким образом, Библия (слово происходит от греческого «biblia», т. е. «книги» – книги Ветхого и Нового Завета) – это запись откровения. Но эта запись и сама по себе является откровением. Хотя все в Библии написано людьми, все же результат их работы – не человеческая (и, следовательно, несовершенная), но Божественная книга. Святой Дух вдохновил библейских авторов написать все это. Учение об этом вдохновении ясно излагается в Библии. «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2-е Пет. 1:21). «Все Писание богодухновенно» (2-е Тим. 3:16).

Это вдохновение подтверждается следующим:

а) пророки сами сознавали, что говорят и записывают слово не от себя, но от Бога (Исх. 17:14; Иер. 13:15; Ос. 1:1);

б) Иисус признавал Ветхий Завет Словом Божьим (Матф. 5:17,18; Луки 24:27; Иоан. 5:39);

в) прежде чем апостолы начали свое служение, Христос пообещал и дал им Святого Духа. Именно Он напомнил им обо всем, что Христос говорил им, наставил их на истинный путь и возвестил будущее (Иоан. 20:22; 14:26; 16:13). В связи с этим апостолы требовали от других признания своего слова как Слова Божьего (1-е Фес. 2:13).

2. Вдохновение не разрушило индивидуальный подход каждого из авторов (т. н. механическая теория). Напротив, они использовали все свои способности и возможности (см.: Луки 1:3).

В этой связи примечательно различие в языке и стиле, что определяет и различие между авторами. Поэтому мы признаем органическую теорию вдохновения и говорим, что это работа Святого Духа, потому что Он:

а) через воспитание, наставление и жизненный опыт сделал из библейских авторов таких людей, каких Он хотел видеть (подготовка);

б) настоял, чтобы библейские авторы записали Слово (побуждение), – иногда через прямое повеление, иногда через определенные обстоятельства;

в) непогрешимо провел библейских авторов через их изыскания к истине (водительство);

г) внушал им мысли и слова, которые наилучшим образом отразили бы Божий замысел (наитие).

3. Итак, Библия – это книга, которую дал нам Бог. Мы принимаем составляющие ее книги «в качестве святых и канонических для регулирования, основания и утверждения веры нашей» (Бельгийское исповедание, артикул 5). Слово «канонический» происходит от «канон», что значит «правило поведения».

4. Поэтому мы без всякого сомнения верим всему, что содержится в книгах Писания. И не столько потому, что этому учит церковь, «но (в особенности) по причине свидетельства Духа Святого сердцам нашим, Который убеждает нас в их Божественности; а также по причине многих очевидных истин вне оных» (Бельгийское исповедание, артикул 5). Только Бог может убедить в том, что Его Слово есть истина. Мы никому не можем доказать этого. Мы можем лишь указать человеку на само Слово. Там звучит свидетельство Святого Духа. И с помощью свидетельства, которое по Его велению проникает в наши сердца через веру, мы привязываемся к Слову. Поэтому данное свидетельство не имеет своего содержания наряду с Писанием: Святой Дух направляет нас именно к содержанию Писания.

5. Свойства Святого Писания таковы:

а) Божественный авторитет. См. третью заметку. Это – конец всем спорам;

б) ясность. Хотя некоторые части Слова и сложны для понимания (2-е Пет. 3:16), но все, что необходимо для спасения и служения Богу, там ясно изложено (Пс. 118:105). Римская церковь неправильно учит, что только «духовенство» может изъяснять Писание, тем самым подчиняя «церкви» саму жизнь;

в) достаточность. «Мы верим, что Святое Писание вполне содержит волю Божью; и все то, во что человек должен верить, дабы спастись, достаточно изложено в оном» (Бельгийское исповедание, артикул 5). Никакое предание или традиция церкви не должны добавляться к Слову, как учит тому римско-католическая церковь. См.: Откр. 22:18, 19;

г) необходимость. Без Писания никто не может познать Господа Иисуса Христа (Иоан. 5:39).

Нам надлежит воздавать честь Писанию, на которую, учитывая эти качества, оно имеет полное право!

6. Библия разделена на две части:

а) Ветхий Завет, состоящий из 39 книг и принадлежащий старой диспенсации завета. Он написан на древнееврейском – языке народа Ветхого Завета;

б) Новый Завет, состоящий из 27 книг и принадлежащий новой диспенсации. Он написан на греческом – всемирном языке того времени.

Перечень всех книг содержится в Бельгийском исповедании, артикул 4.

Мы не располагаем оригинальными манускриптами всех этих книг. У нас есть только их копии. Между ними иногда прослеживаются отличия, в подавляющем большинстве случаев – минимальные. Отслеживание правильного прочтения – это задача текстуальной критики. Это абсолютно не имеет отношения к критике самого Писания, приверженцы которой занимаются не поисками правильного текста в духе уважения к Писанию, а стремятся подчинить его человеческому разуму. Такая критика проистекает из неверия.

Мы используем официальный перевод Библии, подготовленный по поручению Голландских штатов на Дортском синоде. Он был окончен и опубликован в 1637 году. Есть и более новые переводы. В реформатской церкви используется также Новый перевод Библии, изданный библейским обществом Нидерландов. Новый перевод был долгожданным, потому что с 1637 года наши знания иврита и греческого углубились, а нидерландский язык за 300 лет претерпел изменения – например, изменилось значение некоторых слов.

 

Примечания

1. Следует отличать канонические книги от апокрифов (от греческого слова «скрытый»). Последние хранились в синагоге, но оставались скрытыми (отсюда и название) и не читались там. См.: Бельгийское исповедание, артикул 6.

2. В Библии содержатся также слова грешников и даже дьявола. Поэтому мы должны внимательно смотреть, говорится ли в тексте о каком-то историческом событии, или же дается заповедь, обязательная для исполнения. Кроме того, мы должны всегда спрашивать себя, что означал этот текст раньше и какой смысл он несет сейчас. Вспомни, например, четвертую заповедь.

 

Заблуждения

Мнение, что Святое Писание – только человеческая запись откровения.

Мнение анабаптистов о внутреннем свете.

Бартианство, приверженцы которого утверждают, что Слово становится Словом Божьим, когда субъективно вмешивается в нашу жизнь.

Приуменьшение значения Ветхого Завета.

Мнение, что Ветхий и Новый Завет противоречат друг другу.

 

Вопросы

1.      Что такое Библия? Человеческая ли это книга? Почему? Как звучат отрывки из Второго послания Петра, 1:21, и Второго послания к Тимофею, 3:16? Приведи три доказательства богодухновенности Писания.

2.      Как мы видим, что вдохновение не разрушило индивидуальный подход каждого из авторов? Перечисли четыре аспекта, которые мы выделяем, говоря о вдохновении Святого Писания, и опиши каждый из них.

3.      Каково значение того, что библейские книги мы называем каноническими? Почему мы получили книги Библии как канонические? Где звучит свидетельство Святого Духа?

4.      Назови четыре свойства Писания и объясни, что каждое из них означает.

5.      Из скольких частей состоит Святое Писание? На каких языках была написана каждая из них? Что такое текстуальная критика? И что такое критика Писания?

6.      Какие переводы мы используем? Как каждый из них возник? Почему понадобился Новый перевод? Какие переводы знаешь ты?

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.