30.05.2011
Скачать в других форматах:

Якоб ван Брюгген

Заметки к Гейдельбергскому катехизису

Воскресный день 46

 

Вопрос 117

 

Услышь молитву мою, искреннее воздыхание

 

117. Что требуется от той молитвы, которая угодна Богу и будет Им услышана?

 

Ответ: Чтобы мы просили только у истинного Бога, явившего Себя в Своем Слове, и притом просили от всего сердца и только то, что повелел Он Сам. Чтобы, только глубоко осознав свою нужду и несчастье, мы дерзали простираться пред Его Божественным взором. И чтобы твердо уповали на то, что, невзирая на наше недостоинство, Он несомненно выслушает нас ради Христа, как обещал в Своем Слове.

 

Примечания

 

Молитва – это святое искусство, которому необходимо учиться. Не все то, что выглядит как молитва, является таковым на самом деле. Авторы катехизиса, задавая нам вопрос, что требуется от молитвы, которая угодна Богу и будет Им услышана, учат нас, таким образом, определять истинную молитву. Первый вопрос не звучит так: «Получим ли мы то, что желаем?», но так: «Угодна ли наша молитва Богу?» Молитва – это, прежде всего, вознесение благодарения Богу! Молитва – это служение Господу! Молитва – это возвеличивание Бога! Мы не должны пребывать в неведении относительно того, что угодно Господу. Ведь Он объяснил нам, как Ему угодить. Более того, Он дал нам правило благодарения. Вот почему авторы Гейдельбергского катехизиса могут задать нам следующий вопрос: что требуется от молитвы? Другими словами, что предписывается, каково правило молитвы?

 

Господь слышит только угодные Ему молитвы. Вот почему в катехизисе не спрашивается, что требуется от молитвы, которая угодна Богу и у которой есть возможность быть услышанной, но задан вопрос, что требуется от молитвы... которая будет Им услышана. На самом деле нет неуслышанных молитв. Молитвы, которые не услышаны, не являются настоящими молитвами. В книге пророка Осии, 7:13–14, Господь говорит:

 

«...Я спасал их, а они ложь говорили на Меня. И не взывали ко Мне сердцем своим»

(см. также: Амос 5:21–24).

Апостол Иаков (Иак. 4:3) в связи с этим вопросом пишет:

 

«Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений».

 

Чтобы наша молитва была угодной Господу, мы должны (а) знать Бога, (б) знать самих себя и (в) знать Христа.

 

Мы должны знать Бога. Мы обязаны в нашей молитве «призывать имя единого истинного Бога, Который явил Себя в Своем Слове». Мы не имеем права обращаться к идолам. Однако мы обращаемся к ним намного чаще, чем думаем. Очевидность данного факта подчеркивается в ответе на вопрос 117: «Чтобы мы просили только у истинного Бога, явившего Себя в Своем Слове». Время от времени мы молимся так, как если бы благой и достойный нашего доверия Бог был неверным и бессердечным! В итоге мы молимся образу Бога, который сами придумали, вместо того, чтобы обращаться только к истинному Богу!

 

Кроме того, мы должны молиться истинному Богу только о том, что «повелел Он Сам». Истинная молитва не представляет собой список наших желаний. Скорее, она представляет Богу Его обетования как пустые сосуды, которые должны быть Им заполнены. Чтобы мы могли обращаться к Богу приемлемым образом, нам следует вначале прислушиваться к Нему. Поэтому, молясь, не забывайте читать Божье Слово! Как говорится в Послании к римлянам, 8:26:

 

«...ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно...»

 

Мы должны знать самих себя. Мы должны осознавать нашу нужду, то есть нашу зависимость от Бога. Адам знал об этой нужде еще до грехопадения. Таким образом, нам следует знать о нашем плачевном состоянии, то есть о нашей вине пред Богом и о порочности нашего человеческого естества. Мы должны отлично знать свою природу, дабы правильно возносить молитву Богу и, полностью осознавая свою зависимость и вину, быть способными «смириться пред Ним». Мы не имеем права молиться подобно тому, как это делал фарисей! Пророк Исаия провозвещает (Ис. 66:2):

 

«А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим».

 

Пусть такое смирение, признание своей вины и ничтожности пред Богом определяют наше положение в молитве! Конечно, молитвенные позы бывают разными, тем не менее самой лучшей из них является коленопреклонение.

 

Мы должны знать Христа. Наша молитва не должна быть неким рискованным предприятием. Молясь Господу, мы не идем на ощупь в кромешной темноте. Ибо мы можем «твердо уповать на то, что, невзирая на наше недостоинство, Он несомненно выслушает нас ради Христа, как обещал в Своем Слове». Мы должны всегда молиться с твердой уверенностью, что Бог несомненно слышит нас. Господь обещает нам (Матф. 7:8):

 

«Ибо всякий просящий получает...»

 

Апостол Иаков говорит (Иак. 1:6–7):

 

«Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа».

 

Иоанн говорит (1-е Иоан. 5:14–15):

 

«И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него».

 

Мы получили в этом обетовании то, о чем молились согласно Божьей воле! Бог дарует просимое, но только в определенное Им время! Таким образом, наша молитва должна быть укоренена в этом уповании. И тогда мы не будем пребывать в неведении относительно Божьего ответа на нашу молитву, но будем терпеливо ожидать Господа, Который (несомненно) слышит наши молитвы.

 

Вопросы

 

  • Любая ли молитва является приемлемой? Что крайне важно в нашей молитве? Почему? Как мы знаем об этом?
  • О чем говорится в Послании Иакова, 4:3? Какие молитвы Господь не слышит? Почему мы не всегда получаем то, о чем просим?
  • Что нам следует знать, дабы наша молитва была угодна Богу? Кому мы можем молиться? О чем мы можем молиться? Что всегда должно сопровождать нашу молитву?
  • Какова наша нужда? В чем заключается наше плачевное состояние? Как нам следует приходить к Богу? Является ли наше физическое состояние, то есть молитвенная поза, важным в данном случае? Какая молитвенная поза является наилучшей?
  • Каково должно быть наше твердое упование в молитве? О чем говорится в Евангелии от Матфея, 7:8?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воскресный день 46

 

Вопрос 118

 

Широко раскрой уста свои, и Я наполню их

 

118. Что же Он велит у Него просить?

 

Ответ: Все необходимое для души и тела, что Господь наш, Иисус Христос, Сам перечислил в молитве, которой научил нас.

 

Примечания

 

Ранее было отмечено, что мы должны молиться лишь о том, о чем заповедал нам Господь. Данное утверждение более полно объясняется в этом ответе. Становится вполне очевидным то, что мы можем молиться о множестве вещей, то есть обо всем том, в чем нуждаются наши душа и тело. Нужда – это недостаток, который необходимо восполнить. Следовательно, Господь повелевает нам молиться о том, в чем мы нуждаемся. Мы можем просить у Господа о том, что необходимо для нашей семьи, церкви и государства в их служении Богу. Это включает в себя все то, о чем говорит катехизис: «Все, в чем мы нуждаемся». Мы должны просить Господа не только о чем-то великом, но и о малом. Тот, кто не желает ВСЕГО от Господа, вскоре не будет желать от Него НИЧЕГО.

 

Катехизис учит нас, в какой последовательности мы должны молиться: вначале о духовных вещах, а затем о телесных. Такой подход согласуется с принципом, изложенным в Евангелии от Матфея, 6:33: «Ищите же прежде царства Божия...»

 

И в заключение скажем, что данный ответ указывает нам на «молитву-пример», которой нас научил сам Христос. Она включает в себя (то есть суммирует) все то, о чем Господь повелел нам молиться.

 

Вопросы

 

  • О чем мы должны молиться? Что такое нужда? Должны ли мы молиться только о чем-то великом и важном?
  • В какой последовательности мы должны молиться?
  • Какому примеру мы должны следовать в нашей молитве?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воскресный день 46

 

Вопрос 119

 

Молитесь же так

 

119. Что же это за молитва?

 

Ответ: «Отче наш, сущий на небесах. Да святится имя Твое. Да приидет Царствие Твое. Да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле. Хлеб наш насущный дай нам на сей день. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть царство и сила и слава вовеки. Аминь».

 

Примечания

 

Описание этой прекрасной молитвы представлено в Евангелии от Матфея, 6:9–13, и Евангелии от Луки, 11:2–4. Между двумя описаниями есть незначительные отличия. Намерением Христа не было то, чтобы мы использовали только эту форму в наших молитвах. Его молитва представляет собой пример нам. Тем не менее уважительное отношение к данному примеру должно способствовать ежедневному использованию такой формы в нашей молитвенной жизни.

 

Молитва «Отче наш» состоит из:

 

а) упоминания адресата: «Отче наш, сущий на небесах»;

 

б) шести прошений: три прошения, в которых мы просим Бога восполнить наши духовные нужды, дабы мы могли правильно служить Ему, и три прошения, в которых мы просим Бога восполнить наши земные нужды, дабы мы могли правильно Ему служить;

 

в) славословия;

 

г) заключительной части («Аминь»).

 

Ереси

 

  • Употребление молитвы «Отче наш» (Pater Noster) в римско-католической церкви.
  • Полное отвержение записанных молитв и коллектов (кратких богослужебных молитв, которые обычно произносятся в начале богослужения. – Прим. пер.).

 

Вопросы

 

  1. Что мы называем молитвой «Отче наш»? В каких текстах Святого Писания представлено ее описание? Можем ли мы молиться только словами молитвы «Отче наш»? Как по замыслу нашего Спасителя должна использоваться молитва «Отче наш»?
  2. Из каких частей состоит эта прекрасная молитва? О чем говорят первые три прошения? О чем говорят остальные три прошения?

 

 

 

 

 

Воскресный день 46

 

Вопросы 120–121

 

К Тебе возношу очи мои, к Тебе, Господи, восседающему на небесном престоле!

 

120. Почему Христос заповедал нам обращаться к Богу словами «Отче наш»?

 

Ответ: Чтобы сразу же в начале молитвы возбудить в нас почтение и упование, подобающие сынам Божьим, дабы мы знали, что Бог через Христа сделался нашим Отцом и не скорее откажет нам в том, что мы просим у Него с истинной верой, чем наши родители отказали бы нам в земных благах. Именно на этом и должна основываться наша молитва.

 

Примечания

 

Христос, употребив выражение «Отче наш, сущий на небесах», учит нас обращаться в молитве к Богу. В псалме 24, стих 1, говорится следующее:

 

«К Тебе, Господи, возношу душу мою».

 

Молитва представляет собой не мечтания человека или его пребывание в неком бессознательном состоянии, но взывание к Богу. Вот почему наша молитва должна начинаться с обращения к Нему. Мы далеко не всегда должны молиться именно словами молитвы «Отче наш». Мы можем обращаться к Господу и с другими словами. Но в таком случае слова нашей молитвы должны быть рассудительными и простыми. Как раз такому молитвенному обращению и учит нас Христос посредством фразы «Отче наш, сущий на небесах».

 

Данное молитвенное обращение чрезвычайно важно, потому что с его помощью мы выражаем те отношения, которые существуют между нами и Адресатом нашей молитвы. В этом молитвенном обращении Христос учит нас приближаться к Богу «с почтением и упованием, подобающими сынам Божьим». Таким образом (то есть с сыновним почтением) мы должны обращаться к Богу, испытывая не рабский страх, но сыновние, исполненные любви и уважения благоговение и упование. Смысл слов «почтение» и «упование» усиливается выражением «сущий на небесах». Тем самым Бог запрещает нам мыслить о Его небесном величии земными категориями. Наши близкие отношения с Господом не должны превращаться в фамильярность. Также наше доверие Господу и упование на Него не должны рассматриваться в свете наших земных реалий и обстоятельств. Нет такой нужды, с которой бы не справился наш небесный Помощник!

 

Итак, сыновнее почтение и доверие Господу должны быть основой нашей молитвы. Хотя они и не являются основанием для того, чтобы Господь услышал наши молитвы. Бог слышит наши моления только по Своей благодати и благодаря жертве Христа. Тем не менее сыновнее почтение и доверие Господу остаются основой нашей молитвы. Молитва невозможна без почтения и доверия.

 

Обращаясь в молитве к Отцу, следуя повелению Христа, мы тем самым ссылаемся на дело Спасителя. Ведь Бог стал нашим Отцом благодаря Сыну. С древних времен люди задают вопрос: «Могут ли все люди называть Бога Отцом?» Но не должны ли мы, прежде чем называть Бога Отцом и доверять Ему, как подобает сынам, удостовериться в том, что мы являемся верующими? Тем не менее Бог позволяет нам, пребывающим в завете с Ним, называть Себя Отцом. И мы можем называть Бога Отцом не потому, что слишком уверены в себе, но потому, что верим в Божьи обетования, твердо зная, что Он – наш Отец!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.