30.05.2011
Скачать в других форматах:

Якоб ван Брюгген

Заметки к Гейдельбергскому катехизису

Воскресный день 39

 

Вопрос 104

 

Почитай всех, кого Бог поставил над тобою

 

104. К чему нас обязывает Бог в пятой заповеди?

 

Ответ: К тому, чтобы мы должным образом почитали родителей, любили их и доверяли им и так же вели себя со всеми, кто над нами поставлен. Чтобы мы с должным послушанием повиновались их полезным наставлениям и исправлениям, терпеливо переносили их пороки и недостатки и постоянно помнили о том, что это Бог восхотел вести нас и править нами их рукою.

 

Примечания

 

Глагол «почитать» в оригинале указывает на то, что он относится к отдельно взятому человеку. Почтение представляет собой нечто большее, чем повиновение. Почитать – значит ценить объект почтения, считать его важным. Кроме того, это слово подразумевает любовь к объекту почтения. Мы должны помнить, что Святое Писание называет отцами и матерями также и пророков, учителей и правителей (например, Быт. 45:8; Суд. 5:7; 4-я Цар. 2:12, 13:14). Данная заповедь относится не только к нашим родителям, но и ко всем, кого Бог поставил над нами.

 

В пятой заповеди закон говорит о власти. Власть отличается от силы. Сила подразумевает физические способности. Физически сильный человек может отстоять свою правоту. Однако власть подразумевает право повелевать. Повелевать может лишь тот, кто обладает властью, даже несмотря на то что физические данные такого человека могут оставляют желать лучшего. Бог, будучи Творцом всего сущего, обладает безраздельной властью и никогда не слагает с Себя полномочий.

 

Однако Бог по Своему провидению не проявляет собственную власть напрямую и непосредственно, но использует для этого определенные средства, то есть совершает это посредством тех, кого Он наделяет властью. Тем не менее это не значит, что наделенные властью могут выступать в качестве заместителей Бога. Они являются Его слугами. Тридцать шестая статья Бельгийского исповедания очень четко говорит об обязанностях гражданской власти в данном отношении. Это касается всех властей, существующих на земле. Власть не исходит от людей (так называемый народный суверенитет), как если бы правительство являлось исполнителем воли народа. Кроме того, власть не исходит от сильных (деспотизм). Власть исходит исключительно от Бога. Он обладает всей полнотой власти, раздавая ее по Своему усмотрению. Следовательно, мы должны признавать Бога, признавая власть, которую Он поставил над нами. Сопротивляющийся власти сопротивляется Богу (Рим. 13:2). Вот почему Святое Писание провозглашает: «Бога бойтесь, царя чтите» (1-е Пет. 2:17). (Таким образом, почитая царя, мы показываем, что боимся Бога, а если мы боимся Бога, тогда нам следует почитать царя)

 

Наиболее естественная форма власти, которая явственно представлена в мироздании, – это власть родителей над собственными детьми. Большинство людей в начале своей жизни сталкиваются именно с такой формой власти. И она зачастую вызывает наиболее сильное сопротивление. Вот почему пятая заповедь говорит, прежде всего, о родительской власти. Но, как упоминалось ранее, применение этой заповеди гораздо более широкое.

 

В человеческом обществе мы различаем власть:

 

  • Мужа над женой в браке;
  • Родителей над детьми в семье;
  • Работодателя над работником в обществе;
  • Правительства над гражданином в государстве;
  • Служителя над членом общины в Церкви.

 

В браке у мужа есть власть над женой (Еф. 5:22). По сути своей эта власть была добровольной в Эдемском саду, но позже стала принудительной по причине греха. Данная власть признается в христианском браке (Еф. 5:22–24; Кол. 3:18), где снова проявляется ее добровольная сущность (Еф. 5:24). Нет ничего унизительного в том, что женщина подчиняется власти мужа, ибо это согласуется с ее сущностью. Жена подчиняется мужу ради Господа.

 

У родителей есть власть над детьми в семье. Родители обладают этой властью не потому, что они сильнее или мудрее (ибо они не утрачивают власть даже при отсутствии мудрости и силы), но потому что Бог поставил их над детьми (Еф. 6:1, 2). Вот почему мы должны любить, почитать и хранить верность родителям. Дети, став взрослыми и независимыми, не обязаны более повиноваться родителям, но тем не менее должны почитать и любить их.

 

В человеческом обществе у хозяйки есть власть над служанкой, а у работодателя над работником (Еф. 6:5–8; Кол. 3:22; 1-е Пет. 2:18). Отношения между работодателем и наемным работником устанавливаются при обоюдном согласии сторон и обе стороны заключают договор. В данной области работодатель обладает властью над работником и его работой.

 

В государстве царь, президент, парламент (Святое Писание не предписывает определенную форму правления) обладают властью над своими подданными/гражданами (Рим., гл. 13).

 

В церкви «блюстители» или старейшины (пресвитеры) имеют власть над членами общины. Однако эта власть характеризуется не принуждением, но служением (см.: воскресный день 21, вопрос 54).

 

Земная власть ограниченна. Никто не обладает властью над всеми аспектами жизни своих подчиненных. Одна власть ограничивается другой властью. Например, государство должно признавать власть родителей над детьми. Это значит, что оно не имеет права вмешиваться в процесс воспитания в семье. Родители, со своей стороны, обязаны уважать власть правительства и должны разрешить своим детям пройти воинскую службу в течение определенного срока (если это требуется государством). Более того, всякая власть ограничена Божьей властью. Только Бог может требовать исполнения всех Своих повелений, только Бог может требовать отчета у тех, кто ответственен пред Ним.

 

Все власть придержащие должны помнить об этом! Они могут требовать от граждан подчинения, они даже могут в случае необходимости применить силу для достижения этой цели, но только РАДИ ГОСПОДА! Кроме того, правительство не имеет права злоупотреблять властью. Также гражданская власть не должна пренебрегать своими обязанностями, подобно первосвященнику Илию. Правители должны руководить с достоинством и быть последователями Христа.

 

Мы должны почитать, любить и хранить верность всем, кого Бог поставил над нами (родителей, учителей, работодателей, гражданскую власть и т. д.) не только в той степени, в какой согласны с ними, но потому что Бог посредством них пожелал править нами. Поступая таким образом, мы должны подчиняться их благому наставлению и дисциплине (за исключением тех случаев, когда они противоречат Божьим установления. Ибо мы обязаны повиноваться Богу более, нежели человекам; Деян. 5:29). Кроме того, мы долны с терпением относиться к слабостям и недостаткам тех, кто обладает властью над нами (должностных лиц, служителей). Зачастую и им необходимо более терпеливо относиться к нам! Согласно учению Павла, записанному в Послании к ефесянам, 6:5–6, наше послушание должно быть таким:

 

«…в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души».

 

К этой заповеди Господь добавил обещание долгой жизни в земле обетованной. Таким образом Бог обещает, что всякий исполняющий данную заповедь будет наслаждаться благословениями завета уже в этой жизни.

 

Перекрестные ссылки

 

Тридцать шестой артикул Бельгийского исповедания подробно излагает библейское учение о власти и утверждает, что каждый человек должен подчиняться ей и молиться за нее. В 1905 году на всеобщем синоде реформатских церквей Нидерландов в данную статью были внесены поправки. Делегаты синода решили удалить следующую фразу: «...всякое идолопоклонство и ложное поклонение было бы удалено и предотвращено, царство антихриста могло быть расстроено...».

 

Ереси

 

  1. Анархия.
  2. Деспотизм.
  3. Идея о том, что любовь должна заменить власть.
  4. Отказ детей заботиться о родителях.
  5. Разделение власти с подчиненным.
  6. Отрицание власти в обществе.
  7. Забастовки, результатом которых является разрыв трудового договора.
  8. Поддержка забастовок.
  9. Эмансипация (феминизм).
  10. Индепендентство (конгрегационализм).
  11. Иерархия.
  12. Классовая борьба (марксизм).

 

Вопросы

 

  1. Что означает слово «почитать»? Кого мы должны почитать?
  2. В чем разница между властью и силой? Кто обладает абсолютной властью? Как Он осуществляет Свою власть? Кому мы противимся, сопротивляясь власти?
  3. Сколько видов власти мы признаем?
  4. Кто обладает властью в браке? Как и почему должна почитаться эта власть?
  5. Кто обладает властью в семье? Почему в семье необходима власть? Сохраняются ли обязанности у взрослых детей по отношению к родителям? Каковы эти обязанности?
  6. У кого есть власть в обществе? Каковы пределы власти работодателя?
  7. Кто обладает властью в государстве? Какая форма правления является правильной?
  8. Кто осуществляет власть в церкви? Какова природа этой власти?
  9. Что ограничивает власть? Почему власть придержащие должны требовать повиновения от подчиненных?
  10. Как мы должны относиться к тем, кто поставлен Богом над нами? Каковы ограничения нашей обязанности повиноваться?
  11. Какое обетование добавил Бог к этой заповеди?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.