30.05.2011
Скачать в других форматах:

Якоб ван Брюгген

Заметки к Гейдельбергскому катехизису

Воскресные дни 36–37

 

Вопросы 99–102

 

Святите Имя Господа

 

99. Чего требует Бог в третьей заповеди?

 

Ответ: Он требует от нас не употреблять Его имени надменно или неуважительно, и при этом запрещает не только проклятия и лжесвидетельства, но и необдуманные клятвы. Кроме того, Он требует молчанием или попустительством не соучаствовать в столь ужасном беззаконии, но употреблять Его священное имя с наивысшим почтением и благоговением, дабы истинной и непрестанной исповедью, призыванием, а также всеми нашими делами и словами Ему воздавалась слава.

 

100. Неужели напрасное употребление имени Божия в клятве или в непочтительной молитве – столь тяжкий грех, что Бог гневается даже на тех, кто не запрещает и не препятствует этому греху, если это в их силах?

 

Ответ: Безусловно, это тяжелейший грех. Ибо нет греха, который оскорблял бы Бога больше, нежели пренебрежение Его священным именем. Посему Бог и восхотел, чтобы такой грех карался смертью.

 

101. Можно ли благочестиво клясться именем Божьим?

 

Ответ: Можно, если этого требует гражданская власть или если возникла иная необходимость, дабы таким образом подтвердить верность и утвердить истину ко славе Божьей и спасению других. Поскольку Бог всегда позволял клятвы такого рода, святые Ветхого и Нового Завета давали их должным образом.

 

102. Позволительно ли клясться именами святых или какими-то иными творениями?

 

Ответ: Нет. Ибо законная клятва состоит в призывании Бога. В ней люди просят Его как единственного Сердцеведца или засвидетельствовать истину, или покарать клянущегося, если тот сознательно солгал. Сию честь не подобает оказывать никакому творению.

 

Примечания

 

«Имя Господа» – это все то знание о Нем, которое Господь раскрыл людям. «Имя Господа» – это совокупность Божьего откровения в природе и Святом Писании, наше знание о Нем (Пс. 8:2; Иоан. 17:6). Мы не имеем права произносить имя Господа «напрасно», то есть упоминать его пренебрежительно и беспечно. Эта заповедь буквально утверждает, что нам запрещено ссылаться на Божье имя как на ложное, бесполезное, бессмысленное и лживое. Таким образом, нам запрещено использовать имя Господа для достижения грешных, пустых целей или бездумно его произносить. Господь прилагает к этой заповеди особое предупреждение для нарушителей Его повеления. Данный факт доказывает то, что ответ на вопрос 100 не выглядит слишком строгим (см. также: Лев. 24:10–16). Оскверняющий Божье имя оскверняет самого Бога!

 

Эта заповедь запрещает:

 

а. Нечестивое проклятие, то есть призывание имени Господня для проклятия определенных людей. Проклятие является противоположностью благословения. Таким образом, нечестивое проклятие подразумевает, что мы пытаемся призвать Бога, дабы Он наслал зло на человека!

 

б. Хулу, то есть нечестивое или бессмысленное упоминание Божьего имени ради развлечения или в качестве бранного выражения;

 

в. Богохульство, то есть вспышку ужасающей ненависти к Богу;

 

г. Лжесвидетельство, то есть призвание Божьего имени для сокрытия лжи;

 

д. Клятвы, касающиеся незначительных вопросов, то есть употребление Божьего имени по незначительному поводу.

Человек, который молчаливо допускает совершение этих ужасающих грехов, разделяет вину с преступниками третьей заповеди. Кроме того, данная заповедь запрещает пренебрежение Божьим Словом. Нарушителем этой заповеди является не только неверующий человек, который не знает ничего лучшего, чем «хлеб и зрелища», но и христианин, который, пытаясь достигнуть чего-то «лучшего», пренебрегает тем, чтобы познавать суть Божьего имени. Таким образом, третья заповедь запрещает нейтралитет относительно этих вопросов в сфере образования и в общественных институтах.

 

Данная заповедь повелевает:

 

а. Святить имя Господа, то есть упоминать Божье имя только с почтением и для Его славы (следовательно, исповедовать Его имя). Мы должны так поступать всегда и везде, даже ценой нашей собственной жизни;

 

б. Призывать Имя Господа, так как именно для этой цели Он раскрыл нам Свое имя;

 

в. Старательно исследовать Божье откровение в Святом Писании, природе и истории, прославляя и возвеличивая Его имя, начертанное на их страницах.

 

В данном контексте необходимо рассмотреть вопрос клятвы. Клятва – это особое призвание Божьего имени. Произнося клятву, мы призываем Бога подтвердить истинность того, что мы провозглашаем или обещаем. Произнося клятву, мы фактически молимся о том, чтобы святой, всезнающий и всемогущий Бог наказал нас, если мы говорим ложь, и благословил нас, если мы говорим правду. Таким образом, мы намеренно призываем Бога быть нашим свидетелем. Такое действие не было необходимым в Эдемском саду, так как в то время человек прекрасно осознавал, что он постоянно пребывает с Богом. Однако в грешном мире клятва крайне важна для подтверждения верности и истинности.В церкви же недопустима ситуация, когда кто-то клянется лживо. Ожидается, что верующие, пребывая друг с другом в Божьем присутствии, не будут лгать друг другу. В христианской среде каждое слово и обещание должно рассматриваться в качестве клятвы!

 

Мы не должны давать клятвы по незначительным вопросам и становиться клятвопреступниками. Поступая таким образом, мы злоупотребляем Божьим именем. Кроме того, мы не имеем права давать клятвы во имя кого-то или чего-то, кроме имени одного Бога. Ибо только Он является всезнающим и святым. Только Он достоин чести быть Свидетелем, приемлемым для всех, Который открывает истину в наши дни и откроет в последний день.

 

На основании таких библейских текстов, как отрывки из Евангелия от Матфея, 5:33–37, и Послания Иакова, 5:12, некоторые люди считают, что мы вообще не должны давать клятвы. Однако в этих текстах Святого Писания запрещается злоупотребление Божьим именем и произнесение клятв по незначительным вопросам. Более того, Иисус не говорил (Матф. 5:37), что клятва является злом. Он утверждал, что клятва существует по причине греха и поэтому более не является приемлемой для Его последователей, которые избавлены от греха и бегут от него. На самом деле клятва обоснована Святым Писанием, которое показывает нам, как Божьи дети могут давать ее правильным образом (например, Быт. 22:16; Пс. 109:4; 2-е Кор. 1:23; клятва Иисуса перед синедрионом). Мы можем давать клятвы, когда этого требует от нас гражданская власть или в случае иной необходимости. И тогда мы должны давать клятву в соответствии с принципом, записанном в книге прорка Иеремии, 4:2: в истине, то есть говорить то, что действительно думаем; в суде, то есть осознавая свои действия (например, дети и умственно отсталые люди не могут давать клятву), и правде, то есть не совершая несправедливых и злых деяний.

 

Комментарий

 

Гражданская власть, действие которой распространяется на общественную сферу, будучи Божьим слугой (Рим. 13:4), обязана наказывать злоупотребление Божьим именем в своем государстве.

 

Ереси

 

  1. Всевозможные заменители религии, такие как спиритизм, теософия, и критика Святого Писания.
  2. Анабаптистское отрицание клятв и бегство от мира.

 

Вопросы

 

  1. Что означает выражение «Божье имя»? На что указывает отдельное провозглашение наказания, сопутствующее этой заповеди?
  2. Что запрещает эта заповедь? Что она повелевает?
  3. Что мы делаем, когда произносим клятву? Существовала ли клятва в Эдемском саду? Можем ли мы давать клятвы в христианской среде? Что должно быть отличительным признаком отношений между христианами? Можем ли мы клясться чем-либо или кем-либо, кроме Бога? Почему?
  4. На какие тексты Святого Писания ссылаются люди, чтобы обосновать свое отрицание клятв? На самом ли деле эти тексты поддерживают их точку зрения?
  5. Представьте доказательства того, что практика произнесения клятв обоснована Святым Писанием. Кто и при каких обстоятельствах может требовать от нас произнесения клятвы? Каким принципом мы должны руководствоваться, если от нас требуют произнесения клятвы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.