30.05.2011
Скачать в других форматах:

Якоб ван Брюгген

Заметки к Гейдельбергскому катехизису

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. НАШЕ БЛАГОДАРЕНИЕ

Воскресный день 32

 

Вопрос 86

 

ДОБРОЕ ДЕРЕВО ПРИНОСИТ ДОБРЫЙ ПЛОД

 

Примечания

 

Во-первых, следует отметить, что данный вопрос (который является первым вопросом третьей части Гейдельбергского катехизиса) образует собой связующее звено между третьей частью катехизиса и предшествующими ей первой и второй частью. Мы не сможем «представить себя благодарными Господу», если не признаем наши грехи и плачевное положение и не примем спасение, даруемое чрез Христа, верою. В псалме 50, стих 19, говорится следующее:

 

«Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже».

 

Данное высказывание исключает всякое представление о законничестве и человеческих заслугах перед Богом.

 

Во-вторых, в данном ответе катехизиса снова раскрывается вся глупость обвинения, выдвинутого римско-католическими богословами, согласно которому реформатское учение способствует безответственному и греховному поведению людей (см. также: воскресный день 24, вопрос/ответ 64). Кроме того, этот ответ опровергает ересь антиномиан, которые полагают, что христиане более не подчиняются закону, так как Христос освободил нас от рабства закона. Но Господь освободил нас не от самого закона, но от проклятия закона (Гал. 3:13).

 

В-третьих, необходимость добрых дел становится очевидной, когда мы обращаем внимание на их цель, которая имеет три основные направления:

 

Бог

Дабы Он был прославлен нами

Мы

Дабы мы, видя плоды, могли быть уверены, что обладаем верой

Наши ближние

Дабы они могли обратиться ко Христу благодаря нашей благочестивой жизни

 

В-четвертых, добрые дела необходимы, это соответствует цели нашего искупления во Христе. В Первом послании Петра, 2:9, говорится следующее:

 

«Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет».

 

В письме к Титу (Титу 2:14) апостол Павел пишет:

 

«Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам».

 

Цель создания человека – прославление Бога (см. также: воскресный день 3, вопрос/ответ 6). Христос восстанавливает правильный порядок вещей. Высочайшая цель искупления – не наше спасение, но прославление Бога! В данном ответе катехизиса не говорится, что «мы должны показать Богу свое благодарение», но «представить себя благодарными Господу» (дословный перевод фразы, приведенной в английской версии Гейдельбергского катехизиса. В русском переводе это выражение звучит следующим образом: «дабы мы... благодарили… Бога». – Прим. пер.). Наше благодарение состоит не в том, что мы отдаем Господу, не меняясь при этом внутренне, но скорее в предложении самих себя Господу в ответной любви.

 

Вся наша жизнь – предложение себя Господу. Она должна быть служением Богу. Он приобрел нас, поэтому мы принадлежим Ему. В Первом послании к коринфянам, 10:31, говорится следующее:

 

«Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию».

 

Второе предназначение добрых дел в том, чтобы каждый человек мог быть уверен, что обладает верой, на основании ее плодов в своей жизни. Однако эта уверенность не является результатом логических вычислений: я верю, потому что совершаю добрые дела. Скорее, уверенность – это дар Святого Духа. Он дарует ее нам посредством того, что Сам производит в нас добрые дела. Его свет не сияет в беспечном и непослушном человеке. Но тот, кто живет освященной жизнью, может узреть ее плоды и таким образом увериться в том, что обладает верой. Если я никогда не катался на коньках, то я не могу быть уверен, что смогу на них прокатиться на ледовом катке. Но постоянно упражняясь в катании на коньках, я имею уверенность, что смогу это сделать (см.: 2-е Пет. 1:10).

 

Третье предназначение добрых дел – обращение ближнего ко Христу. В Евангелии от Матфея, 5:16, говорится следующее:

 

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».

 

Мы должны исповедовать Имя Господа. Но те, кто не внимает словам этого провозглашения, должны быть приобретаемы нашим образом жизни (см.: 1-е Пет. 3:1–2). Благочестивая жизнь – лучшая форма благовестия. Без нее благовестие тщетно. Номинальные христиане наносят серьезный ущерб царству Божьему. Но богобоязненный образ нашей жизни (а) помогает другим братьям и сестрам продолжать борьбу с грехом и миром (многие христиане занялись ревностным служением Господу, следуя примеру других христиан!) и (б) показывает силу благочестия внешним. Совершение добрых дел – не тяжкое бремя для верующего человека, но удовольствие. Разве испытывает цветок затруднения, когда его бутон распускается, чаруя всех своей красотой? Христос производит все эти добрые дела в нас. В Послании к ефесянам, 2:10, говорится:

 

«Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».

 

Он обновляет нас Духом Своим Святым, преобразуя в Свой образ. Совершение добрых дел не заключается в различных ограничениях (неверующему это можно, а верующему этого никогда нельзя). Скорее, возвратившись к Богу, мы снова становимся нормальными, полноценными людьми. Ибо мы созданы на добрые дела, которые Господь предназначил нам исполнять. Совершение этих дел и есть жизнь. Как говорится в 118-м псалме (Пс. 118:60–61):

 

«Спешил и не медлил соблюдать заповеди Твои. Сети нечестивых окружили меня, но я не забывал закона Твоего».

 

Перекрестные ссылки

 

1.      Как записано в 24-м артикуле Бельгийского исповедания, мы исповедуем, что вера дарует человеку способность «жить новой жизнью и освобождает его от рабства греха» (см. артикул 24 полностью).

2.                 В 5-й статье Канонов Дортского синода (5:10) говорится, что мы можем быть уверены в том, что являемся детьми и наследниками Бога, благодаря «святому и верному следованию чистой совести и добрым делам» (см. также: 1, 9, 12 и 13-й параграфы 5-й статьи Канонов Дортского синода).

 

Вопросы

 

·                     Какая тема рассматривается в третьей части Гейдельбергского катехизиса? Какие воскресные дни входят в эту часть?

·                     Какова структура третьей части катехизиса?

·                     О чем говорится в псалме 50, стих 17? Можем ли мы представить себя благодарными Господу, не осознавая при этом своих грехов и плачевного состояния? Какие жертвы угодны Господу?

·                     Какие две ереси отвергает катехизис в этом вопросе/ответе? Чему учат антиномиане?

·                     Какова тройная цель добрых дел?

·                     О чем говорится в Первом послании Петра, 2:9? Что восстанавливается посредством искупительной работы Христа? Какова наиглавнейшая цель искупления? Достаточно ли того, что мы отдаем Богу многое из того, что имеем? В чем должна проявляться наша благодарность? О чем говорится в Первом послании к коринфянам, 10:31?

·                     Кто уверяет нас в том, что мы пребываем в вере? Какие средства Он использует для этого?

·                     Каково предназначение добрых дел в отношении тех, кто все еще не познал Христа? Каково предназначение добрых дел в отношении тех, кто принадлежит Господу?

·                     Ограничивает ли нашу жизнь исполнение добрых дел? Трудно ли верующим совершать добрые дела?

 

 

 

Вопрос 87

 

ВЕРА БЕЗ ДЕЛ МЕРТВА

 

Примечания

 

Спасение не зарабатывается добрыми делами. В Послании к ефесянам, 2:8, говорится следующее:

«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар».

 

Однако добрые дела неотделимы от спасения. Человек, жизнь которого не освящена, не сможет узреть Господа (см.: Евр. 12:14; Матф. 3:10; Откр. 21:27; Иак. 2:20, 26). Однако это не значит, что спасены будут только безгрешные люди. Таковых людей попросту не существует. Кроме того, следует отметить, что иногда верующие совершают тяжкие грехи (прочитайте Каноны Дортского синода, 5:4–7). Несмотря на то что верующие время от времени совершают греховные поступки, тем не менее они не пребывают в грехе. Они не продолжают жить жизнью, полной неблагодарности и отрицания необходимости покаяния. Упав, они вновь поднимаются благодаря Божьей благодати и обращаются к Господу с покаянием (Пс. 50). Но нет спасения тем, кто, продолжая жить в неблагодарности, не просит прощения у Господа. Тем не менее свет истины явлен грешным и неблагодарным людям. В данном разделе говорится о тех, кто не кается пред Господом. Если грешники покаются пред Ним, то они обретут спасение! В книге пророка Исаии, 55:7, говорится:

 

«Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив».

 

Вопросы

 

1.      Зарабатываем ли мы спасение, совершая добрые дела? Имеем ли мы в таком случае право не совершать добрые дела?

2.                 Спасаются ли только безгрешные люди? Если нет, то о каких людях говорит катехизис?

3.                 Есть ли у грешников надежда на спасение?

 

 

 

 

 

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.