30.05.2011
Скачать в других форматах:

Якоб ван Брюгген

Заметки к Гейдельбергскому катехизису

Воскресный день 12

ВОПРОС 31

 

ХРИСТОС

Заметки

1. Греческое слово «Христос» (на евр. – «Мессия», «Мешиах», Иоан. 1:24) означает «помазанник». В Ветхом Завете помазание имело большое значение – как символ или знак назначения и подготовки служителей. В отличие от профессий, которые выбирал сам человек (например, плотник или конторский служащий), на служение (царя и пророка) люди избирались Самим Богом. Точно так же, как сейчас король, вступая на престол, коронуется, в Ветхом Завете цари, воцаряясь, помазывались (например, Саула помазал Самуил, 1-я Цар. 10:1; ср.: там же, 16:13). Мы также читаем о помазании Илии на служение пророка (3-я Цар. 19:16) и о помазании священника (Лев. 8:12; 21:10–15). Такое помазание обозначало, в первую очередь, назначение (посвящение) на должность (служение). Вместе с тем оно обозначало и подготовление: на Востоке приготовленный из благовоний елей использовался, чтобы подготовить, укрепить человека, изнуренного из-за удушающе жаркой погоды, для выполнения определенной задачи. Итак, Господь Бог заверял человека, который назначался на особое служение через помазание, что Он Сам подготовит его для этого служения. Елей был символом Святого Духа.

2. Бог сотворил человека по Своему образу, и потому человеку было поручено тройственное служение пророка, священника и царя. Но через грех человек стал служить сатане. То есть призвание к этому служению сохранилось, но человек уже не был готов к нему. Для того чтобы позволить человеку верно исполнить это служение, Иисус Христос Сам принял Его.

3. Он был посвящен (т. е. назначен) на служение Отцом. Он Сам называл Себя Посланным от Отца (Иоан. 17:3, 8, 18 и т. д.). В Писании сказано: «Отец послал Сына Спасителем миру» (1-е Иоан. 4:14). Это посвящение, или назначение, – от вечности. Потому что когда в Притчах, 8:23, сказано «от века я помазана» («я» – это мудрость), то имеется в виду Его назначение в постановлении Божьем (ср.: 1-е Пет. 1:20: «предназначенного еще прежде создания мира»).

Христово подготовление к тройственному служению, которое Ему как Посреднику надлежало исполнить, происходило во времени. Так, Он получил человеческую природу и в этой природе был одарен всем, что было необходимо для Его служения. Он был помазан не елеем, а Самим Святым Духом. Он был зачат от Святого Духа (Луки 1:35), а в крещении Святой Дух сошел на Него в виде голубя (Луки 3:22).

4. Христос был помазан на служение пророка, священника и царя. Мы можем утверждать это, потому что:

а) именно так о Нем возвещал Ветхий Завет: пророк (Втор. 18:18), священник (Пс. 109:4), царь (2-я Цар. 7:12,13);

б) именно так о Нем говорит Новый Завет: пророк (Деян. 3:22), священник (Евр. 5:10), царь (Иоан. 12:15);

в) Ему надлежало принять первоначальное тройственное служение человека, чтобы быть воистину Спасителем, т. е. чтобы восстановить человека в его тройственном служении (другими словами, потому что Он – Посредник завета).

5. Служение пророка заключается в том, чтобы передавать Слово Божье, которое может касаться настоящего, прошлого и будущего. Служение священника заключается в том, чтобы посвятить себя Богу в любви. А служение царя – в том, чтобы править в послушании Богу.

6. В этом тройственном служении Христос должен не только исполнить то, от чего отказался Адам, но и принять наказание за это тройственное пренебрежение служением (активное и пассивное послушание). Тройственное служение Посредника Он исполняет до (в Ветхом Завете), во время и после (во славе) Его пребывания на земле. Наказание за наше пренебрежение Он принял, когда был во плоти на земле. В дальнейшем мы будем постоянно обращаться к этим трем периодам.

7. Он является Пророком и Учителем, чтобы в совершенстве открыть нам Божий совет и волю относительно нашего искупления (Божий искупительный замысел). Он может сделать это, потому что в совершенстве знает Отца (Матф. 11:27), Который открывает Себя Ему. Христос исполнял это пророческое служение до Его уничижения (то есть в Ветхом Завете) через патриархов и пророков; в Своем уничижении, когда Своими словами и делами явил нам Отца (букв. с греч. – «дал нам экзегезу», «объяснил» Отца) и когда понес наказание за то, что мы оставили пророческое служение, хотя тогда в Него как в пророка не уверовали, а наоборот – осмеяли. Он исполняет это служение и в Своем превознесении: через Него Церкви дан Святой Дух, который наставит ее «на всякую истину» (Иоан. 16:13).

Он является Первосвященником. До Своего уничижения Он сделал священников Израиля прообразом Своего священства; в Своем уничижении Он исполнил это служение священства через то, что в совершенстве и любви святил Имя Отца, понес наказание за наше нарушение священнического служения, отдав Себя в искупительную жертву, и молился и благословил тех, которые даны Ему. В превознесении Он исполняет это служение, ходатайствуя (или заступаясь) за нас пред Отцом (1-е Иоан. 2:1; Рим. 8:34; Иоан. 17:24), а также благословляя нас.

Он является Царем. В Ветхом Завете Он оберегал и правил Своим народом через патриархов, судей и царей; в Своем уничижении Христос смиренно правил всем творением и понес наше наказание: Он был преследуем и осмеян как Царь. В превознесении Он оберегает народ Свой и правит им через Свой Дух и Слово, а также господствует над всем творением.

8. Мы многое говорим о каждом из служений в отдельности. Но Христос всегда исполнял их одновременно – во всех Своих словах и делах. Например, Его чудеса одновременно пророческие (являют спасение Божье), священнические (являются благословениями Его искупления) и царские (показывают Его господство над творением). В Адаме эти служения также были объединены: у него было не три служения, а одно тройственное служение. Это единство нарушилось только в Израиле, когда редко кто нес больше одного служения.

9. Нам следует воздать Христу честь за Его тройственное служение: внимать Его словам как словам Высочайшего Пророка, верить в Его единственную священническую жертву и охотно подчиняться Его царственному господству.

А. Бельгийское исповедание, артикул 21: «Мы верим, что Иисус Христос был клятвенно засвидетельствован в Своем вечном Первосвященстве по чину Мелхиседека». См. также: Евр., глава 7.

 

Вопросы

1.      Какое слово из Ветхого Завета означает то же, что и «Христос» на греческом? Что именно оно означает? На что указывало помазание в Ветхом Завете (вспомни два значения)? Что такое служение?

2.      Кого помазывали в Ветхом Завете? Приведи пример для каждого случая. Символом Кого был елей? Почему елей так хорошо подходил для такой символики?

3.      Кому первоначально было поручено служение? Какое служение у него было? Связаны ли мы все еще с этим служением? Можем ли мы его исполнить?

4.      Когда был назначен для служения Христос? А когда был подготовлен к нему? В чем состояла эта подготовка? Был ли Он помазан елеем? Чем же тогда?

5.      Почему мы можем сказать, что Христос был пророком, священником и царем? В чем заключалась работа пророка, священника и царя?

6.      Что надлежало сделать Христу в Его тройственном служении вдобавок к тому, что должен был сделать Адам? Когда Он делал это?

7.      Что делает Христос как пророк, священник и царь? Расскажи, как Он совершал каждое из трех служений до, во время и после Своего уничижения.

8.      Исполнял ли Христос каждое их трех служений в отдельности? Как же тогда? Покажи это на примере чудес.

9.      Как нам следует воздать честь Христу за Его тройственное служение?

 

 

 

ВОПРОС 32

 

ВЫ ПОМАЗАНЫ СВЯТЫМ ДУХОМ

Заметки

1. Верующие в Антиохии были впервые названы «христианами», т. е. последователями Христа (Деян. 11:26). Это имя, первоначально использовавшееся в качестве оскорбления, стало почетным, потому что люди осознали, что в этом выражается их причастность к помазанию Христа, а именно – причастность к Святому Духу.

2. Через веру мы приобщаемся ко Христу (ср.: вопрос/ответ 20), то есть становимся членами Его тела и таким образом причастниками Его помазания и несем «служение всех верующих». Писание называет «святыми» всех верующих: у них есть служение, которое состоит в том, чтобы посвятить себя Богу. Они могут быть неверны данному служению (и таким образом только называться христианами), но это не лишает их этого служения. Писание ясно говорит: «Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает» (1-е Иоан. 2:27). Помазание – это наследие народа завета.

3. Помазание, которое дается не только для назначения, но и для подготовки, подразумевает тройственное служение:

а) как пророк причастник завета должен исповедовать Имя Христово (Его Откровение, полноту Его труда), принимать это Имя верой и проявлять в своих словах и делах;

б) как священник он должен принести себя в живую жертву Христу (это должно быть жертвой благодарения, поскольку единственной жертвой, искупающей вину, был Сам Христос!) двумя путями:

         – путь утверждения: через предоставление своего тела для служения «в жертву живую, святую, благоугодную Богу» – как разумное служение, то есть как осознанное служение и посвящение (Рим. 12:1);

         – путь отрицания: не уподобляться этому миру (т. е. не проводить жизнь так, как это делают в мире), но преобразоваться (то есть пережить метаморфозу, принять другой образ жизни) обновлением ума (вследствие внутреннего обновления жизни) (Рим. 12:2);

в) как царь он должен со свободной (то есть освобожденной от проклятия и страха закона) и доброй (т. е. искренней в своем желании служить Богу) совестью:

– бороться в этой жизни против греха, дьявола (и всех других противников);

– после этой жизни господствовать со Христом над всем творением.

4. Через веру наше общение со Христом воистину наполняется жизнью, из чего произрастает верность в служении. Мы можем считаться пророками, только если верим во Христа как пророка, священниками – если полагаемся на Его жертву, царями – если подчиняемся Ему. Это служение дано каждому причастнику завета.

5. Но поскольку это служение всех верующих часто вследствие греха далеко от совершенства, Христос дал Своей общине особые служения завета. Он дал апостолов, пророков, евангелистов, пастырей и учителей «к совершению святых, на дело служения» (Еф. 4:11). Павел выделил здесь два вида особых служений:

а) служения, которые существовали только на первых порах в христианской Церкви – пока Библия еще не была завершена:

– апостолы: двенадцать человек были поставлены Самим Христом, чтобы быть очевидцами и свидетелями Его пребывания на земле. Их служение было основополагающим: они должны были стать основанием Церкви (Еф. 2:20);

– пророки (подумай об Агаве, Деян. 11:28; 21:10, и о написанном в 14-й главе Первого послания к коринфянам): они должны были глубже обучить и укрепить уже организованные группы верующих;

– евангелисты (например, Филипп, Деян. 21:8): они поддерживали апостолов в их миссионерской работе;

б) служения, которые Христос дал Церкви в этой диспенсации на длительное время:

– пастыри-учители: это служение старейшин, «которые трудятся в слове и учении» (1-е Тим. 5:17). Они – наши обучающие старейшины, или пасторы. Они должны преподавать Слово и таинства завета. Писание упоминает о них наряду со следующими служителями:

– старейшины, которые управляют (1-е Тим. 5:17): они должны внимательно надзирать за общиной, в которой были Святым Духом поставлены блюстителями, чтобы пасти ее (Деян. 20:28; ср.: 1-е Пет. 5:2, 3) и применять (преподавать) в ней дисциплину (предостережения и угрозы) завета;

– диаконы, которые заботятся о бедствующих в их нуждах (Деян. 6:1–6). Поэтому они должны обеспечивать (преподавать) общность завета.

Христос дал эти особые служения «к совершению святых, на дело служения», то есть чтобы через эти служения активизировать и стимулировать «святых» (иначе говоря, участников завета, носителей служения верующих) к верному исполнению их служения (такому же верному, как у ангелов на небесах), которое они из-за греха не исполняют надлежащим образом (см.: Еф. 4:12).

Не все христиане могут занимать эти церковные должности. Павел говорит: «Жены ваши в церквах да молчат» (1-е Кор. 14:34).

А. В молитве благодарения, которая содержится в Чине крещения, мы просим о верном несении тройственного служения.

Б. В Бельгийском исповедании, артикул 28, говорится о служении всех верующих.

 

Примечания

Некоторые полагают, что служение евангелистов остается действительным и сегодня – для распространения Евангелия. В таком случае надо обратить внимание, что эта задача уже не принадлежит миссионеру – служителю Слова.

 

Заблуждения

Все формы иерархии, в частности римско-католическое размежевание клира (духовенства) и мирян (простонародья); анабаптистское самоустранение (от земных дел); бартианство.

 

Вопросы

1.      Где верующие были впервые названы «христианами»? И о чем говорит это имя?

2.      Каким образом мы приобщаемся к помазанию Христа?

3.      Обещано ли нам это помазание?

4.      Какие три служения несут христиане? И в чем состоит суть каждого из них?

5.      Каким единственным путем можно исполнить эти служения?

6.      Какую помощь оказывает Бог в служении всех христиан?

7.      Какие особые служения тебе известны? Какие задачи у каждого из них?

8.      Для чего даны эти особые служения?

9.      Может ли любой христианин занимать эти церковные должности?

 

 

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.