04.12.2008
Скачать в других форматах:

Джон Мюррей

Искупление, достигнутое и примененное к грешнику

Глава III. Возрождение

Мы обнаружили, что применение искупления начинается с результативного призыва, которым Бог Отец вводит людей в общение Сына Своего. Результативный призыв, однако, подразумевает должный отклик со стороны призываемого.  Бог призывает, но не Бог отвечает на призыв; а тот, кому призыв адресован.  И этот отклик должен вмещать изъявление воли, желания сердца и ума человека.  В данный момент мы обязаны задать вопрос: как человек, мертвый во грехах, враждебно настроенный к Богу, не способный делать Ему угодного, может откликнуться на призыв к общению со Христом?  Общение никогда не бывает односторонным; оно всегда взаимное.  Следовательно, общение со Христом должно включать принятие Христа с любовью и верой.  А как может человек, сердце которого пусто и ум которого враждебен Богу принять Того, Кто есть высшее проявление славы Божьей?  На этот вопрос ответ один:  отклик веры и любви, которого требует призыв - морально и духовно невозможен для того, кто мертв во грехах.  “Те же, кто во плоти, Богу угодить не могут”(Рим.8:8).  И наш Спаситель Сам без обиняков выражает эту невозможность в словах: “Никто не может придти ко Мне, если Отец, пославший Меня, не привлечет его”; “никто не может прийти ко Мне, если не будет дано ему от Отца” (Иоанна 6:44, 65).  Факт в том, что существует полнейшая несовместимость между славой и благом, к которым призваны грешники, с одной стороны, и их нравственным и духовным состоянием с другой.  Как разрешить это противоречие и преодолеть препятствие?

    Слава Евангелия благодати Божьей превозмогает эту несовместимость.  Призыв Божий, поскольку он результативен, несет с собой действенную благодать, посредством которой призванный получает способность ответить на призыв и принять Иисуса Христа как ему придлагает Евангелие.  Благодать Божья достигает предельных глубин наших нужд и отвечает наиболее острым потребностям критического нравственного и духовного положения, неотъемлемым от нашей греховности и недееспособности.  И благодать эта - есть благодать возрождения.  Именно принимая во внимание возрождающую силу и благодать Бога, мы разрешаем противоречие между призывом Божьим и греховным состоянием призываемого.  “И дам вам сердце новое и дух новый дам вам”(Иезек.36:26).  Бог производит радикальные и всепроникающие изменения, изменения, необъяснимые с точки зрения какого-либо сочетания, преобразования или накопления человеческих ресурсов, перемены, которые есть ни что иное как новое творение Того, Кто призывает все к обновлению, Кто сказал и явилось, Кто повелел и стало так.  Вот что такое возрождение одним словом.

    В Писании нет более уместного отрывка чем слова Самого Господа нашего к Никодиму.  Они знакомы нам, но как часто их самое очевидное значение искажается или остается незамеченным.  Способ возрождения действительно таинственен и на это указывает Иисус, говоря: “Дух, где хочет, веет, и голос его слышишь и не знаешь, откуда приходит и куда уходит.  Так - каждый рожденный от Духа” (Иоанна 3:8).

    Когда наш Господь говорит, что упомянутое сверъестественное рождение совершенно необходимо, чтобы увидеть Царствие Божие и войти в него, под “видением” Он, безусловно, имеет в виду духовное суждение, о котором Павел пишет в 1 Кор.2:14 и под “вхождением” Он подразумевает, что мы становимся действительными членами Царствия Божьего и, следовательно, причастниками благословений, которые это за собой влечет.  Мы можем сосредоточить внимание на стихе 5 :  “Если кто не будет рожден от воды и Духа, не может войти в Царство Божие.”

    Большая часть разногласий возникает по вопросу: что Иисус подразумевал под словом “вода” в этом отрывке?  Некоторые думают, что Иисус ссылался на Христианское крещение как средство духовного возрождения, и те, кто верит в возрождение крещением, любят обращаться к этому тексту в поддержку своего учения.

    Вначале следует обратить внимание, что Иисус не говорит крещение; Он говорит “вода.”  Мы не должны принимать как само собой разумеющееся, что Он подразумевает крещение, если у нас нет убедительных причин думать, что используя слово “вода”, Он имел в виду водное крещение.  Но в этом тексте нет нужды рассматривать слово “вода” как относящееся к водному крещению, и есть достаточные основания считать, что оно имеет другое значение и смысл.  Нам следует принимать во внимание ситуацию, в которой Иисус произносил эти слова.  Он был вовлечен в диалог с Никодимом по остро религиозному вопросу.  В отношении этого вопроса нет ничего разумнее и естественнее предположения, что Иисус хотел передать Никодиму важную по религиозному значению мысль, непосредственно связанную с предметом разговора.  Итак, какой религиозныый смысл, можно ожидать, будет передан Никодиму словом “вода”?  Конечно же, связанный с религиозным использованием воды в традициях и практике, составлявшей саму жизнь и работу Никодима.  И все это говорит о религиозном значении воды в Ветхом Завете, в ритуалах Иудаизма и современной практике.  Когда мы говорим об этом есть только один ответ.  Религиозное использование воды, т.е. религиозно-символическое значение воды, указывает в одном направлении, и это направление - есть очищение.  Все уместные предположения благоприятствуют такому пониманию.  Это значение сфокусировалось бы в уме Никодима одной центральной мыслью о неотвратимой необходимости очищения для вхождения в Царство Божье.

   Христу, когда Он учил, было свойственно непосредственно указываеть на конкретный грех и нужды тех, с кем Он беседовал.  Характерными грехами фарисеев были самодовольство и самоуспокоенность.  Им нужно было убедиться в собственной оскверненности и необходимости коренного очищения.  Вот этот урок выражение “рожденный от воды” передавало наиболее эффективно.  Вхождение в Царствие Божье может быть обеспечено только очищением от осквернения грехом.  Вода очищения как лоно, из которого должна возникнуть новая жизнь, дающая право вступления в Царствие Божье и гражданства в нем.  Это очистительный аспект возрождения.  Возрождение должно отрицать прошлое и изменять будущее.  Оно должно очищать от греха и творить праведность.

    В том, что “рожденный от Духа” относится к рождению от Святого Духа не может быть сомнений (см. стих 8 и Иоанна 1:13; 1 Иоанна 2:29; 3:9; 5:1; 4, 18).  Следовательно, это рождение божественного и сверъестественного характера.  И таковым оно является потому что источником и исполнителем его есть Святой Дух.

    Особо нужно отметить, что подразумевается в этом знакомом выражении “рожденный от Духа”.  Нет полной уверенности в конкретном значении слова, переданного как “рожденный” - породивший или родивший.  В соответствии с Новым Заветом возможны оба варианта.  Если это первый, то мысль следует образу отца в человеческом произведении потомства - мужчина порождает.  Если же последний, то мысль следует образу матери - женщина рождает, ребенок рождается от женщины.  Мы не можем быть уверены, которое из этих более конкретных значений здесь имеется ввиду.  Но это не меняет высказаной здесь истины.  Думаем ли мы о порождении Духом или рождении Духом, в одном можно быть уверенным - наш Господь указывает нам, что во вступлении в Царствие Божье мы полностью зависим от действия Святого Духа, действия Святого Духа, сравнимого с действием родителей, благодаря которому мы приходим в этот мир.  Мы также зависим от Святого Духа, как мы зависим от родителей в естественном рождении.  Мы порождены отцом не потому, что мы так решили.  И мы родились от матери не по своему решению.  Мы просто родились.  Это простая, но часто остающаяся незамеченной истина, которой нас здесь учит наш Господь.  У нас нет духовного восприятия Царствия Божьего, и мы не вступаем в него по своему желанию или решению.  Если мы получаем такую привилегию, то только по воле Духа Святого и все в этом зависит от решения и действия Святого Духа.  Он порождает или рождает где и когда Ему угодно.  Не этот ли смысл заложен в стихе 8?  Иисус здесь сравнивает действие Духа с действием ветра.  Ветер веет - это служит иллюстрацией реальности, верности и действенности влияния Святого Духа.  Ветер веет, где хочет - этим подчеркивается независимость действия Духа.  Ветер не на побегушках у нас;  также и возрождающее воздействие Святого Духа от нас не зависит.  “И не знаешь, откуда приходит и куда уходит,”- таинственна работа Святого Духа.Все указывает на независимомть, действенности и непостижимость возрождающего труда Святого Духа.

    Именно Святой Дух производит эти перемены.  Он совершает их, потому что Он их источник.  Он выполняет ее по способу возрождения.  И поскольку Он осуществляет ее таким образом, Он единственный автор и действующее лицо.

    Часто повторялось, что мы играем пассиную роль в возрождении.  Это верное и уместное утверждение.  Поскольку это просто суть того, чему Господь нас здесь научил.  Нам это может не нравиться.  Мы можем отворачиваться от этого.  Это может не соответствовать нашему способу мышления и не согласоваться с затертыми временем выражениями - расхожей монетой наших проповедей.  Но отвергая это утверждение, нам полезно помнить, что этим мы отворачиваемся от Христа.  И что мы ответим, когда предстанем перед Тем, Чью истину мы отвергли и Чье благовестие мы исказили?  Да будет благословен Бог, что благовестие Христово - благовестие возрождения независимого, действенного и неотвратимого.  Если бы мы не были в своем возрождении пассивными объектами действия, производимого только Богом, благовестия вообще не существовало бы.  Поскольку, если бы Бог высшей, действенной благодатью не обратил нашу враждебность в любовь и наше неверии в веру, мы никогда не откликнулись бы на Его призыв верой и любовью.

    Иоанна 3:5 излагает два аспекта, в которых необходимо рассматривать новое рождение - оно очищает от скверны наши сердца и создает в них новую жизнь.  Два элемента этого текста - “рожденный от воды” и “рожденный от Духа” - соответствуют двум элементам его Ветхозаветного двойника:  “И окроплю вас чистою водою, - и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас.  И дам вас сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце камнное, и дам вам сердце плотяное” (Иезек. 36:25, 26).  Этот отрывок уместно рассматривать как ветхозаветную аналогию Иоанна 3:5 и у нас нет причины и права толковать “рожденный от воды” иначе чем в Иезек. 36:25 :  “И окроплю вас чистою водою, - и вы очиститесь.”  Эти элементы - очистительный и обновляющий не должны рассматриваться как отдельные события.  Это просто аспекты, составляющие полную перемену, посредством которой призванные Божьи переходят от смерти в жизнь и от царства Сатаны в Царствие Божие; перемену, покрывающую все грехи нашего прошлого и требования новой жизни во Христе, перемену, уничтожающую противоречие греха и соответствующую общению с Сыном Божьим.

    Это Апостол Иоанн записал для нас беседу Господа нашего с Никодимом.  Иоанн хорошо понял этот урок, и в особенности то, что возрождение - деяние Божье и только Божье, что человек рождается вновь “не от крови, и не от хотения плоти, и не от хотения мужа, но от Бога” (Иоанна 1:13).  Он неизгладимо начертал это учение и на своем первом послании.  Ясное упоминание о возрождении появляется в этом послании в нескольких местах (1 Иоанна 2:29; 3:9; 4:7; 5:1, 4, 18).  Основное ударение в этих отрывках делается на том факте, что между возрождением и другими плодами благодати существует неизменное согласование  или сочетание.  В 2:29 это сочетание рождения от Бога и “исполнения правды”; в 3:9 - рождения от Бога, с одной стороны и прекращения греха, неспособности к нему, с другой; в 4:7 рождения от Бога и любви; в 5:1 - рождения от Бога и веры в то, что Иисус есть Христос; в 5:4- рождения от Бога и победы над миром; в 5: 18 - рождения от Бога и отсутствия греха, неприкосновенности для лукавого.  И как мы далее увидим - это очень важный момент, предупреждающий нас против любого отделяющего его от других элементов применения искупления взгляда на возрождение,.

    В большинстве этих отрывков выразительно утверждается истина неизменного сочетания возрождения и остальных благословений благодати.  Но в 3:9 нам подчеркнуто сообщают еще нечто, а именно, каково отношение между возрождением и другими благословениями, упомянутыми в тексте.  “Всякий, рожденный о Бога не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем, и он не может грешить, потому что от Бога рожден.”  Здесь не только утверждается, что рожденный вновь не делает греха, но нам сообщают и о причине, по которой он не грешит.  Он не грешит, поскольку семя Божье пребывает в нем.  Вот это пребывающее семя явно соотносится с тем, что дано было Богом при рождении от Него.  Именно рождение от Бога с пребывающим его следствием и является причиной иммунитета ко греху.  Поскольку возрождение логически и причинно предшествует этому иммунитету.  И снова, Иоанн повторяет нам, что “он не может грешить, потому что от Бога рожден,” определенное утверждение, что возрождение - есть причина, по которой этот человек не может грешить.  Итак причина, по которой человек не может грешить - в том, что он возрожден - порядок не может быть обратным.  Однако, из этого стиха мы узнаем, что возрождение является источником и объяснением разрыва с грехом, свойственного каждому  возрожденного человека.

   Таким образом, в 1 Иоанна 3:9 мы обнаружили принцип, который необходимо применять к другим отрывкам из этого послания, хотя он и не упомянут в них в точности.  Вывод подтверждается, когда мы сравниваем 3:9 с 5:18.  Последнее гласит:  “Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога не грешит, но Тот, Кто был рожден от Бога, хранит его, и лукавый не прикасается к нему.”  Эта мысль очень сходна с 3:9.  Фактически, они частично тождественны, с некоторыми различиями в выражениях.  Если то, что истинно для 3:9, применимо к 5:18, значит причина того, что человек не грешит - в его рождении от Бога и причина того, что лукавый не прикасается к нему - в его рождении от Бога.  Возрождение - логическое и причинное объяснение воздержания от греха и свободы от влияния лукавого.

    Конечно, сейчас мы не ставим целью определить, что в точности означает эта свобода от греха, неспособность грешить и неприкосновенность для лукавого.  Все, что нас интересует сейчас - это просто установить отношение возрождения к этим характеристикам возрожденного человека.

    Поэтому, на основании 3:9 и 5:8 мы приходим к заключению, что установленное в этих двух текстах соотношение применимо также и к другим отрывкам.  По 2:29, мы должны сделать вывод, что причина, по которой человек “исполняет правду”, это его рождение от Бога.  Равнозначно и в других стихах.  В 4:7 возрождение должно рассматриваться как причина любви, в 5:1 - причина веры в Иисуса как Христа, в 5:4 - причина победы над миром.  Следовательно, у есть есть целый список добродетелей - вера что Иисус есть Христос, победа над миром, воздержание от греха, самообладание, неспособность ко греху, свобода от прикосновения лукавого, праведность, любовь к Богу и к ближнему.  И все это плоды возрождения.  Следует отметить, насколько общирный и представительный этот список.  Он охватывает широкий круг добродетелей, требуемых высшим призванием Бога во Христе Иисусе.  В приведенном списке (как выразил это Бенгель в другой связи) вера начинает, а любовь замыкает ряд.

    Следует особо отметить, что даже вера в Иисуса как Христа - это следствие возрождения.  Это ясно подразумевается в Иоанна 3:3-8.  Но апостол Иоанн прилагает особые усилия к объяснению этого.  Возрождение - начало спасительной благодати в нас и вся спасительная благодать, действующая в нас и через нас, изливается от фонтана благодати.  Мы не рождаемся вновь верой или раскаянием или обращением;  мы раскаиваемся и верим, потому что мы возрождены.  Никто не может воистину сказать, что Иисус есть Христос, крому как посредством возрождения Святым Духом и это один из путей, которым Дух Святой прославляет Христа.  Принятие Христа верой - первое свидетельство возрождения, и только таким образом мы можем узнать, что мы возрождены.

    Первичность возрождения способна создать впечатление, что человек может быть возрожден, но, однако, не обращен.  Эти отрывки из 1 послания Иоанна исправят любое подобное недоразумение.  Нам нужно помнить, что ведущая мысль в них- это неизменное совмещение возрождения и остальных упомянутых добродетелей.  “Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем, и он не может грешить, потому что от Бога рожден” (3:9).  “потому что все, рожденное от Бога, побеждает мир; и это есть победа, победившая мир, вера наша” (5:4).  “Мы знаем, что всякий рожденный от Бога не грешит, но Тот, Кто был рожден от Бога, хранит его, и лукавый не прикасается к нему” (5:18).  Вместе эти отрывки выразительно заявляют, что каждый возрожденный человек избавлен от власти греха, побеждает мир верой в Христа и проявляет самообладание, благодаря которому он более не является рабом греха и лукавого.  В самых простых выражениях это значит, что возрожденный человек обращается и проявляет веру и раскаяние.  Мы не должны думать об возрождении как о том, что может быть отделено от спасительных его результатов.  Следовательно, нам придется заключить, что упомянутые в других отрывках (2:29; 4:7; 5:1) плоды возрождения - праведность в поступках, любовь и познание Бога, вера в Иисуса как Христа - настолько же обязательно сопутствуютему, как и те, что упомянуты в 3:9; 5:4, 18.  Это просто означает, что все добродетели, названные в этих отрывках - есть следствия возрождения.  И не только следствия возрождения, раньше или позже идущие за ним, но неотъемлемые его плоды.  Поэтому совет и предупреждение для нас: хотя возрождение от Бога и только от Бога, мы не должны воспринимать его отдельно от действий спасительной благодати, необходимых и обязательных результатов, которыми Божья благодать проявляется в нас и через нас.  То, чему учит в этом послании апостол Иоанн - другими словами в точности то, чему Иисус учил в беседе с Никодимом.  Если верно, что никто не входит в Царствие Божие без возрождения (Иоанна 3:3, 5), также верно, что каждый, заново рожденный, вошел в Царствие Божие.  Если возрождение - входная дверь, тогда возрожденные - уже вошли, и , войдя, они видят Царствие Божие и являются его гражданами.  Это вновь, выделенный Иисусом урок в Иоанна 3:6: “рожденое от Духа есть Дух,” т.е. человек, рожденный от Духа Святого, пребывает с Духом Святым и направляется Им.  Возрожденный человек не может жить во грехе и быть необращенным. Не может он жить и в нейтральной отвлеченности.  Он немедленно становится членом Царствия Божия, он - дух, его действия и поведение должны согласоваться с этим новым гражданством.  Языком апостола Павла: “Если кто во Христе, тот новая тварь: древнее прошло, вот наступило новое” (2 Кор. 5:17.  Множество других извлеченных из Писания положений, подтверждают великую истину о том, что возрождение - это кардинальная, глубокая и действенная перемена, немедленно сказывающаяся на сознательной деятельности человека в проявлении веры, раскаяния и нового послушания.  Слишком часто понятие обращения рассматривается так поверхностно и обедненно, что полностью не принимается во внимание одномоментное изменение, плодом которого и является обращение.  И все понятие того, в чем состоит применение искупления истощается настолько, что почти полностью теряет сходство с учением Евангелия.  Возрождение - это основа всех изменений в сердце и жизни.  Это перемена изумительная, поскольку это возрождающее деяние Бога.  Дешевый и безвкусный евангелизм склонен лишать провозглашаемое им евангелие той непобедимой силы, которая и является славой евангелия всевышней благодати.  Да мыслит и живет церковь вновь евангелием, которое есть сила Божия ко спасению.


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.