Новый библейский комментарий. Часть 2

Книга Пророка Софонии

Введение

Автор и его время

Софония, автор этого пророчества, происходил из благочестивой семьи, что явствует из его имени, означающего «Яхве спрятал, защитил». Имя это не единственный раз упоминается в Ветхом Завете (ср.: Иер. 21:1; Зах. 6:10), оно свидетельствует об уверенности родителей еще при рождении Софонии в Божьем промысле о нем. По–видимому, он был потомком четырнадцатого царя Иудеи Езекии (716—687 гг. до н. э.), о чем написано в его родословии (1:1) — самом длинном из всех встречающихся в пророческих книгах. Тот же стих позволяет датировать пророчество временем правления Иосии, шестнадцатого царя Иудеи (640— 609 гг. до н. э.), который также был потомком Езекии (см. табл. на с. 217).

Время, разделяющее благочестивых царей Езекию и Иосию, было временем религиозного упадка. Истинное богослужение было извращено Манассией (4 Цар. 21:1–18) и его сыном Аммоном (4 Цар. 21:19—26), соответственно дедом и отцом Иосии. Возможно, сохранение Богом благочестивой семьи в этот бурный период побудило родителей Софонии дать сыну такое имя.

Вопрос о том, когда именно во время царствования Иосии были произнесены пророчества Софонии, вызывает споры. Некоторые полагают, что это произошло до восстановления Иосией чистоты культа Яхве — Бога, Которому Израиль поклялся в преданности на горе Синай (Исх. 19–24). Вся жизнь народа — политическая, социальная и религиозная — должна была направляться Божьей волей, явленной, как описано в Пятикнижии, в законе, данном на Синае, однако израильтяне постоянно забывали об этом, живя по собственному усмотрению. Только при Иосии их взоры вновь устремились к Господу (4 Цар. 22:1 — 23:30; 2 Пар. 34:1–35:27). Поскольку языческие обычаи еще существовали (1:4—9), выдвигается гипотеза о произнесении этих пророчеств до Иосии. На этом основании книгу относят к периоду до 621 г. до н. э. — году начала его реформ. Однако этот довод неубедителен, поскольку религиозная реформа, проведенная царем, не была повсеместно поддержана народом и даже последующими правителями.

Несмотря на то что идолослужение было официально запрещено Иосией, оно, несомненно, сохранялось, что позволяет отнести эти пророчества к любому моменту правления Иосии. Иеремия, современник Софонии, тоже осуждал следование языческим обычаям (1:4—5; ср.: Иер. 2:8; 8:2; 19:5,13; 32:35), а проблема, возникшая примерно в тот же период перед другими пророками, Наумом и Аввакумом, также свидетельствует, что реформы Иосии не были полными и окончательными.

Удивительные параллели между Книгой Пророка Софонии и Второзаконием (см.: 1:5,13,18; 3:5) свидетельствуют в пользу мнения, что это пророчество было произнесено после начала реформ Иосии, к проведению которых царя подтолкнуло обнаружение в Храме «книги закона» (4 Цар. 22:8). Считается, что найденный документ представлял собой некую форму Второзакония, что и послужило основой восстановления культа Яхве. Явные ссылки Софонии на Второзаконие заставляют предположить, что он пророчествовал после обнаружения этой книги.

Упоминание в гл. 2—3 некоторых народов, и особенно Ассирии (2:13—15), помогает определить время создания книги. Софония предсказывает разрушение столицы Ассирии Ниневии (2:13). После захвата Израиля и изгнания его населения в 722 г. до н. э. (4 Цар. 17:4–41; 18:9–12) Ассирия стала главной угрозой, нависшей над Иудеей. Несмотря на то что она казалась непобедимой, по воле Бога, использовавшего военное могущество соседей—вавилонян, дни Ассирии были сочтены. До конца VI в. она стремительно ослабевала. В 612 г. до н. э. Ниневия пала, а к 605 г. вся империя была захвачена вавилонянами, следовательно, Софонии мог пророчествовать ранее 612 г. до н. э.

Софония упоминает также филистимлян (2:4—7), Моав и Аммон (2:8—11) и эфиоплян (2:12). Филистимляне были противниками израильтян со времен их возвращения из Египта после исхода; в конечном счете филистимляне были подавлены, хотя и не уничтожены, Давидом. Их города–государства — Азот, Аскалон, Газа, Экрон и Геф находились на средиземноморском побережье, к западу от Мертвого моря. К моменту появления пророчества Софонии Геф, очевидно, захирел, поскольку он не включен в грозное предсказание — далеко не единственное в ряду пророчеств, касающихся этого народа (ср.: Ис. 14:28—32; Иер. 47; Ам. 1:6–8; Зах. 9:5–7).

Два народа из Трансиордании — Аммон и Моав — названы именами их предков, сыновей Лота, рожденных его дочерьми (Быт. 19:36—38) и, следовательно, связанных с Израилем (благодаря родству Лота с Авраамом, Быт. 12:5). Впрочем, это родство не было слишком тесным, так как между Израилем и его «кузенами» из–за Иордана часто возникало противоборство (ср.: Суд. 3:12–30; 1 Цар. 11:1—11; 4 Цар. 3:4–27).

Эфиопия (или Куш) была покорена вавилонянами, которые вторглись в Египет в 663 г. до н. э., когда там царствовали фараоны эфиопского происхождения —двадцать пятая династия (716—663 гг. до н. э.). Возможно, 2:12 — это напоминание о том поражении, или, что более вероятно, название «Ефиопляне» используется для обозначения всего Египта (см.: Ис. 20:4 и Иез. 30:4–9). Таким образом, Божья кара должна была обрушиться не только на соседние с Иудеей малые народы, но и на более отдаленные крупные мировые державы — Египет и Ассирию.

Книга и ее послание

Высказываются сомнения относительно подлинности отдельных частей книги, особенно 3:14—20. Ссылаются на то, что грешному народу, заслужившему осуждение и получившему предупреждение в необходимости раскаяться, не могла быть адресована весть надежды, содержащаяся в этих стихах. Утверждают, что до вавилонского пленения осуждение было главной темой пророческих посланий, а тема надежды появилась в них только после пленения. Эта логичная на первый взгляд реконструкция не согласуется с Ветхим Заветом в целом, постоянно объединяющим оба аспекта Божественной природы — высшей справедливости и сострадательной любви, которые отнюдь не исключают друг друга (см.: Ис. 1–2; Ос. 2; Ам. 9). Если всерьез задуматься над природой завета между Богом и Его народом, то это сочетание надежды и осуждения не вызовет удивления. Неотъемлемыми составляющими завета были и благословение за послушание (напр.: Втор. 28:1—14), и проклятие за неповиновение (Втор. 28:15—68). Даже такое важное событие в жизни Божьего народа, как исход, сочетало в себе надежду для тех, кто подчинялся Богу (Исх.12:21–28), и наказание для Его противников (12:29–30; 14:26–28).

Богословской темой, объединяющей книгу, является возмездие. Проповедь на эту тему (1:2–6) подводит пророка к предсказанию окончательного суда — дня Господня (1:7–3:20), которому в «последние дни» подвергнутся люди за свои поступки. Хотя Софония не одинок в своем внимании к дню Господню (ср.: Ис. 2; Иер. 46–51; Иез. 7; Иоил. 2), нигде эта тема не становится богословским стержнем книги в такой мере, как здесь.

Софония раскрывает оба аспекта природы дня Господня: это время сурового наказания и благословенной надежды. Возмездие падет на Иудею за ее неспособность следовать завету. Перечисляются конкретные виды идолослужения (1:4–6), а также гражданские и религиозные руководители Иудеи (3:3—4), подлежащие суду. Особому осуждению подвергаются равнодушие (1:12–13) и гордыня (2:3) Иудеи.

Не уйдут от наказания и другие народы (гл. 2); их развращение напоминает «развращение человеков», описанное в Быт. 6:5–7. Гордыня ускоряет их гибель (2:10,15).

Надежда даруется Израилю при условии, что он смирится и откажется от своей безрассудной гордыни (3:12). Это касается и настоящего момента (2:3), и будущего благословения Израиля (3:13–17) и других народов (3:9). Национальные, социальные и личные чаяния могут исполниться только при наличии смирения. Гордыня и надежда несовместимы.

Дополнительная литература

Boice J. M. The Minor Prophets, 2 vol. (Zondervan, 1983, 1986).

Craigie P. C. Twelve Prophets, vol. 2, DSB (Westminster/John Knox Press, 1985).

Eaton J. H. Obadiah, Nahum, Habakkuk, Zephaniah, TBC (SCM, 1961).

Baker D. W. Nahum, Habakkuk, Zephaniah, TOTC (IVP, 1988).

Robertson O. P. The Books of Nahum, Habakkuk and Zephaniah, NICOT (Eerdmans, 1990).

Motyer J. A. Zephaniah, in T. McComiskey (ed.), The Minor Prophets, vol. 3 (Baker Book House, 1994).

House P. R. Zephaniah: Л Prophetic Drama (Sheffield Academic Press, 1988).

Содержание

1:1 Надписание

1:2–6 Приговор

1:7 — 3:8 «День гнева — день сей»

1:7–13 Иудея

1:14 — 2:3 День Господень

2:4 — 3:8 Суд Божий над народами

3:9—20 День упования

Комментарий

1:1 Надписание

Господь, Яхве, Израильский Бог завета (Исх. 6:2–6) — первоисточник этого пророчества, обозначенного в общих чертах как Его слово. Послание Бога провозглашается человеком по имени Софония. У него самое длинное из всех пророческих родословий (ср.: Иер. 36:14), восходящее к Езекии, четырнадцатому царю Иудеи (716—687 гг. до н. э.; см.: Введение). Возможно, столь необычно длинное родословие представлено для того, чтобы не возникло мнение, будто отец Софонии был родом из Эфиопии (Хусий означает «эфиоп»), которая сама является объектом одного из пророчеств (2:12). Египтянам и эфиопам не разрешалось входить в израильское общество вплоть до третьего поколения (Втор. 23:7—8).

Впрочем, скорее всего это объясняется желанием пророка показать связь со своим праведным царственным предком. Это было особенно важно после нечестивых предшественников нынешнего царя Иосии, который был, как и Езекия, преданным почитателем Господа (см.: «Введение»).

1:2—6 Приговор

Сразу, без дальнейших предисловий, пророк возвещает слово Господа — страшную весть о приговоре, вынесенном не только всей земле (2—3), но и Иудее и Иерусалиму (4—6). Господь Сам примется за их уничтожение.

2—3 Господь предупреждает, что Он истребит все творение с лица земли. Перечень существ, подлежащих уничтожению, — люди, скот, птицы ирыбы — свидетельствует о том, что Он намеревается совершить «антитворение». Живые существа перечислены в порядке, противоположном порядку их появления на свет в рассказе о творении (Быт. 1:20—28). Уничтожение превзойдет масштабы потопа (Быт. 6 — 9), ибо и рыбы тоже испытают тяжесть Божьего гнева. Все живое пострадает вследствие греховности человеческого рода (ср.: Рим. 8:20—21). Люди, как нечестивые грешники, ускорившие ответные действия Бога, намеренно упомянуты дважды. Они будут истреблены (4; ср.: 3 Цар. 9:7); этим словом означалось приведение в исполнение смертного приговора нарушителям закона (Исх. 31:14), что вполне соответствует данному контексту.

Слушатель мог быть уверен, что эти суровые слова правдивы, поскольку это высказывание Самого Господа (см. также: 1:10; 2:9; 3:8,20). Он не просто говорит, но намерен действовать, что подчеркивается шестикратным использованием глаголов первого лица в ст. 2–4.

4—6 Несмотря на то что будет уничтожено все живое, об Иудее и ее столице Иерусалиме говорится особо. Народ завета, добровольно поклявшийся в преданности Богу, несет большую ответственность. Такое же важное место среди многих других отведено народу Божьему в Ам.1:3 — 2:16. Иисус возвел это в принцип, имеющий универсальное применение: «…кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48). Бог прострет Свою руку не для того, чтобы помочь Израилю, как это бывало прежде (напр.: Втор. 4:34), а для наказания, подобно тому, как простертый жезл Аарона вызывал казни египетские (Исх. 7:19).

Те, кто будет устранен с места сего (Иерусалима или Храма, который и есть «место», Втор. 12:5), определяются в соответствии со своими преступлениями. Кое–кто продолжал поклоняться Ваалу, имя которого, означающее «господин, хозяин», использовалось не только по отношению к языческим божествам, но и к Самому Господу (имя «Веалия» означает «Господь есть Ваал», 1 Пар. 12:5). Здесь Бог осуждает культ либо хананейского бога плодородия Хадду (ср.: Суд. 6:25; 3 Цар.16:31,32; 18), либо ассирийского бога Бела (Ваала). Некоторые полагают, что религиозные реформы Иосии, начатые в 621 г. до н. э., покончили с языческими культами, но тот факт, что остатки Ваала сохранились, позволяет думать, что начатые недавно реформы возымели успех, но не полный (см.: «Введение»). Языческих жрецов со священниками (4 Цар. 23:5) Господь истребит, и даже имена их будут преданы забвению. Предмет их поклонения — воинство небесное, то есть обожествляемые ими светила (Втор. 4:19; 4 Цар. 21:3–5; Иер. 8:2) -созданы Самим Господом (Быт. 1:14—17). Еще одной проблемой был синкретизм, или смешение различных религиозных учений. Древнееврейский текст ст. 5, где говорится о людях, которые клянутся царем своим [Malcam], может указывать на то, что они поклонялись не только Господу (используя Его имя в клятвах), но и Его земному представителю. Хотя у нас нет доказательств существования такого обычая в Израиле, он был широко распространен на древнем Ближнем Востоке. Кроме того, этот стих мог относиться к Милхому (Молоху; NRSV, LXX и другие переводы) — языческому божеству аммонитян (3 Цар. 11:5,33). Возможно даже, что верны оба толкования: хотя иудеи и притворялись верными Господу как Царю, в действительности они подчинялись узурпатору, языческому Милхому. Во всяком случае, они смешивали почитание истинного Бога с почитанием мнимых богов (Исх. 20:3). Как и в Книге Пророка Иеремии (2:12–13), Господь потрясен отступлением Иудеи от истины и ее обращением ко лжи.

1:7—3:8 «День гнева — день сей»

Предупреждения о гибели переходят в предупреждения о последнем судном дне, дне Господнем, который является главной темой книги (см.: «Введение»). Этот день представлен слушателям двумя своими сторонами: как день неминуемого возмездия (1:7–3:8) и как день радостного упования (3:9—20). Предстоящие исторические события (2:4—15), а также величайшее действо конца времен (1:14—18; 3:8–13) коснутся не только Иудеи (1:8–13; 2:1–3; 3:1–7), но и всех остальных народов (1:14–18; 2:4–15). Это будет «день Господень», потому что его главным действующим лицом будет Господь, Который проявит не только Свое могущество и справедливость, но и милосердную любовь.

1:7–13 Иудея

7 Нас призывают умолкнуть пред лицем Господа Бога (ср.: Авв. 2:20). Можно умолкнуть или успокоиться, как дитя в заботливых руках матери (Пс. 130:2), но здесь это слово имеет другой оттенок, поскольку подразумевает молчание, наступающее в присутствии Создателя — Защитника и Судьи вселенной. Так требуют внимания в суде, когда при появлении судьи приказывают всем встать. А здесь приближается Господь, ибо Его день, день Господень, близок (ср.: ст. 14; Ис.13:6; Иез. 30:3; Иоил. 1:15; Авд. 15).

В преддверии этого дня Господь совершил все приготовления, о чем свидетельствует этот стих, а также местоимение «Я» в ст. 8, 12 и 17. Подобно священнику, Он приготовил жертвенное заклание (ср.: Иер. 46:10). Кроме того, Он назначил, кого позвать, то есть избрал гостей, которым уготована особая роль (ср.: Лев. 21:8; 2 Цар. 8:11). Пугающая игра слов может подразумевать и то, что приглашенные будут участвовать в жертвенном пире, и то, что сами станут жертвами. Такова участь тех, кто противостоит Господу.

8 В день жертвы Господней первыми будут наказаны князья, царский дом и все те, кто подражает иноплеменникам, что подразумевает приверженность языческим культам и обычаям (ср.: 4 Цар. 10:22). Возможно, сам Иосия не упомянут по той причине, что речь идет о начальном периоде его царствования, когда бразды правления фактически находились в руках тех сановников (4 Цар. 22:1), о которых говорится здесь.

9 В другом религиозном извращении виновны те, кто перепрыгивает через порог (это слово используется в Ветхом Завете только в связи с храмом; 1 Цар. 5:4–5; Иез. 9:3). Скорее всего, здесь подразумевается обычай филистимлян не ступать на порог храма Дагона (1 Цар. 5:4—5), внедрившийся в израильский культ Яхве. Возможно и другое толкование, исходящее из предположения, что вторая часть стиха объясняет не вполне ясную первую. В таком случае, речь идет о преступлении экономического или социального характера. Вожди, вместо того чтобы защищать своих подопечных путем справедливого правления, наполняют свои царские дома насилием (ср.: Авв. 1:2—3) и обманом. Какое бы толкование мы ни приняли, заключительная строчка стиха свидетельствует о том, что Господь рассматривает эти нарушения не как незначительные проступки, но как такие же серьезные грехи, как и те, что привели в первому «антитворению» во время потопа (ср.: 1:3; Быт. 6:11).

10–11 Автор передает географию продвижения Божьего возмездия в день Господень. С севера Иерусалим наиболее доступен, так как с других сторон город окружают горы. Поэтому здесь пролегали пути не только торговцев, но и вражеских армий. Местонахождение двух упомянутых районов известно: рыбные ворота были главными северными воротами города (2 Пар. 33:14; Неем. 3:3), а другие («вторые») ворота находились к северу от Храма и были, судя по их названию, построены позднее (4 Цар. 22:14; Неем. 11:9). На холмах— общее указание, но и оно вполне может указывать на характерные особенности северного Иерусалима. Нижняя, или торговая часть города, именуемая «яминой» или «ступой», располагалась в котловине или в карьере, имеющем форму ступы (ср.: Суд. 15:19; Прит. 27:22).

Страшное бедствие обрушится на жителей этих мест, и они ответят на него воплем и рыданием (ср.: Ис.15:5; Иер. 48:5). Катастрофа будет сопровождаться экономическим крахом. Это еще одно указание на нежелательность иноземного влияния, поскольку торговый народ — это дословно — «народ Ханаана», позднее прославившийся своим умением торговать под именем «финикийцев».

12 Господь осмотрит Иерусалим со светильником, действуя как полиция в поисках контрабанды. Но искать он будет не праведника (ср.: Иер. 5:1), а тех, кто вызывает Его недовольство, — чтобы наказать их. Их вина состоит не в открытом совершении зла (1—4), а в тайном безразличии к добру и полном самодовольстве. Они уподобляются осадку, выпадающему на дно в процессе брожения вина «на дрожжах». Этот осадок может вызвать свертывание, делающее вино непригодным для питья. Такие люди отрицают участие Бога в земных делах, и они осуждаются за свое равнодушие примерно так же, как осуждал своих современников Мартин Лютер Кинг: «Уже в этом поколении нам придется раскаиваться не столько за грехи плохих людей, сколько за вопиющее молчание хороших».

13 Бог покажет равнодушным богачам, как они заблуждались. Они исказили саму религиозную основу израильского понимания истории, отрицая Божественное воздаяние, не веря, что Бог активно вторгается в мир, даруя благословение или карая. Неверно ориентированное богословие опасно не в меньшей мере, чем неверно ориентированная деятельность. В наказание за свое неверие эти грешники будут лишены всех материальных благ, на которые так рассчитывали (ср.: Втор. 28:30–42; Ам. 5:11; Мих. 6:13–15).

Рассматривая природу Бога через призму Божественной любви, явленной во Христе, можно легко забыть, что Ему присущи святость и справедливость. Как в Ветхом Завете Бог проливает милость на Свой народ и тех, кто подчиняется Его воле, так и в Новом Завете Его священный гнев не минует тех, кто не внимает Его откровению, как не внимали Ему равнодушные в Иудее. Даже принадлежность к избранному народу не защитит от Его гнева, если человек не руководствуется Божьей волей в своей жизни и в отношениях с другими людьми.

1:14—2:3 День Господень

Софония описывает решающий день Господень в форме гимна. Это событие коснется не только его народа, но всей земли. Наивное представление о дне Господнем заключалось в том, что Бог благословит Израиль и накажет тех, кто противостоит Ему и Его народу (см.: Ам. 5:18—20). Израиль забыл, что положение избранника сопряжено с ответственностью (Ам. 3:2), и правильные отношения с Богом основаны не на происхождении, а на повиновении. За непочитание Бога их ждет наказание, как и другие народы, а благословение доступно всем праведным людям, независимо от их этнической принадлежности. Две стороны этого дня, как и его универсальность, достигнут высшего выражения во втором пришествии Христа. Завершающий историю день Христов (2 Фес. 2:2) тоже будет всеобщим и принесет одним осуждение, другим благословение (Мф. 24:3–33; Отк. 19–22).

1:14–18 Общие угрозы. 14–16 Близок… день Господа, близок и очень поспешает — вот важнейшая для пророка тема (см.: ст. 7). Его предупреждение относится не к отдаленному будущему, а к настоящему, и ожидание этого дня отнюдь не сопряжено с радостью. Горький вопль и бранный крик (порожденные жаждой крови или ужасом) усилят смятение.

Страшный день пунктирно очерчен в перечне трагических событий, который разделен на шесть частей в точном соответствии с шестью днями творения. С точки зрения Господа, это будет день гнева (ср.: Иез. 7:19; Ос. 5:10; Авв. 3:8), но для описания его воздействия на человечество потребовалось пять пар синонимов. Эмоциональное потрясение от скорби и тесноты будет сопровождаться страданиями от опустошения и разорения. Ужас будет возрастать от тьмы и мрака. Согласно Амосу, тьма в день Божьего суда (Ам. 5:18—20; ср.: Ис. 8:22; Иоил. 2:2) напоминает первозданный хаос (Быт. 1:2), еще не освещенный светом Божьего могущества. Эти катаклизмы, сопровождаемые звуком трубы и бранным криком, характерны для «богоявлений», то есть встреч Бога — всемогущего Творца и Судьи мироздания — со Своим творением (ср.: Исх. 20:18; Втор. 4:11). Никакие крепости не защитят от наступления Господа.

17—18 Намереваясь поразить слушателей, пророк от лица Господа ярко описывает последствия Его суда над человечеством. Люди, получившие некогда путеводный завет, будут ходить как слепые, в соответствии с проклятием того самого завета, которым они пренебрегали (Втор. 28:28—29). Человеческая кровь — средоточие жизни (Лев. 17:11) — будет расцениваться как никчемный прах (ср.: 4 Цар.13:7; Зах. 9:3). Откупиться от Божьего суда людям не поможет ни серебро, ни золото, то есть либо их неправедно нажитое богатство (11,13), либо — что более вероятно — их бессильные идолы, которых часто покрывали этими металлами (ср.: Ис. 30:22; Иез. 7:19–20). Идолослужение избранного народа возбудило ревность Господа — желание Бога отстоять Свою уникальную роль Творца, Искупителя и Покровителя Израиля. В результате огнем ревности Его (ср.: Втор. 4:24) пожрана будет не только земля Израиля, но и вся… земля (ср.: ст. 2–3; 3:8; 2 Пет. 3:10–12). Ждать дальнейших предупреждений не придется: истребление будет быстрым и внезапным. Для Иудеи это обещание исполнилось очень скоро: в 587 г. до н. э., при жизни Софонии, произошло разрушение Иерусалима и его Храма.

2:1—3 Что делать? После описания дня Господня, который наступит для всей земли, Софония снова обращается к Иудее (см.: 1:4—13). Гнев Божий, пока еще только приближающийся (2), может быть смягчен, если люди откликнутся на требования Господа (3). Даже в разгар страшного и заслуженного возмездия существует реальная возможность помилования.

1—2 День ярости Господней еще не наступил, и это пророчество продолжает предыдущее. Бог выражает Свое недовольство не только гневом, но и самим обращением «народ» (goy), предназначавшимся, как правило, для язычников. Тем самым Божьи избранники приравниваются в своем поведении и отношении к Богу к язычникам. Этот народ стал необузданным, или «нежеланным» (AV) для Бога. Он должен исследовать себя, ожидая гнева Господа, Который некогда собрал Свой возлюбленный народ на Синае.

3 Смиренные среди Божьего народа, те самые нищие духом (ср.: 3:12; Мф. 5:3), которые известны своим послушанием, получают еще одну возможность исполнить требования завета. Именно к ним обращен настойчивый призыв: «взыщите». Они должны стремиться к трем вещам. Прежде всего, взыскать Самого Господа, Бога завета, от Которого многие отступили (1:6). Они должны также взыскать правду, заповеданную Богом, и смиренномудрие (ср.: Чис. 12:3 «кротчайший»; Прит. 15:33).

Только полный отказ от себя и послушание Божьей воле может привести к спасению и защитить от Его ярости. Народ Божий не мог беспечно рассчитывать на спасение, о чем свидетельствует богословски важное замечание может быть (ср.: Исх. 32:30; Ам. 5:15). Похоже, Софония не уверен, что все единодушно откликнутся на его призыв к покаянию (3:7), поэтому исход зависит не столько от народа, сколько от Бога. Его справедливость и святость требуют признания и наказания греха, но у Него есть и милосердие, и любовь, которые допускают прощение греха при условии искреннего раскаяния (ср.: Исх. 34:6–7; Втор. 30:1–10). Замечание «может быть» указывает на верховенство Бога, а не на наше право грешить. Мы не должны думать, что Божье милосердие — это некая «дешевая благодать», позволяющая нам грешить безнаказанно (Рим. 6:1). С другой стороны, при виде искреннего раскаяния Бог не может не прощать. Человечество в силу своей греховной природы призвано исполнять свою роль — раскаиваться и повиноваться. Милостивая природа Бога позволяет надеяться на милостивый ответ с Его стороны.

2:4—3:8 Суд Божий над народами

Пророк возглашает грозные предсказания против Иудеи и ее соседей, чтобы побудить Иудею откликнуться на призыв Бога к послушанию (1–3). Союз ибо в начале ст. 4 связывает его со ст. 1—3. Пророчества выстроены в таком порядке, что Иудея оказывается как бы окруженной со всех сторон (2:4—15), пока адресатом пророчества не становится ее собственная столица Иерусалим (3:1—8; см. пример подобной композиции в Ам. 1:3–2:16).

2:4–7 Филистимляне. Владения этого народа включали пять городов–государств. Газа, Аскалон, Азот и Экрон, перечисленные в соответствии с их географическим положением по направлению с юга на север, получают предупреждение о разрушении и запустении. Отсутствие Гефа может означать, что он уже был разрушен (см.: Введение). Опустошению будет предшествовать нападение среди дня, то есть внезапная атака во время полуденного зноя (ср.: 2 Цар. 4:5; Иер. 6:4) или столкновение со столь несокрушимой силой, что исход битвы будет решен за полдня.

5 Филистимляне, наряду с этнической группой с острова Крит (отсюда Критяне в Иез. 25:16), принадлежали к «народам моря», переселившимся с островов Эгейского моря в XIII в. до н. э. Не имея возможности обосноваться в Египте, они продвигались на север вдоль побережья Средиземного моря и стали для Израиля источником неприятностей на долгие годы.

Единственный раз в Ветхом Завете они названы здесь Хананеями (ср.: Нав. 13:3). Бог прямо обращается к ним с предсказанием гибели, предрекая им горе (ср.: Ам. 5:18; 6:1). При слове Творца вселенной, направленном против них, филистимляне имели все основания трепетать от страха, тем более что Он обещал их уничтожить.

6—7 Цветущая земля филистимлян опустеет и превратится в пастбища для скота. Этот край достанется остаткам дома Иудина. Важное в богословском отношении представление об «остатке» имеет несколько значений. Иногда оно подразумевает такую меру Божьего наказания, что уцелеют только считанные единицы (ср.: Быт. 7:23; Ис.17:6). С другой стороны, в этом слове таится надежда, ибо, несмотря на размах опустошения, уничтожение будет неполным. Немногие все же останутся в живых. Такое понимание нередко встречается у пророков (Иер. 23:3; Мих. 5:7—8), свидетельствуя не только о справедливости Бога, но и о Его милосердии.

Данное пророчество показывает взаимосвязь Божьего благословения и наказания. Так, наказание недругов Иудеи оборачивается благом для иудеев, которые снова получат то, что было у них отнято (см.: 3:20). Восстановление утраченного, которое иногда связывают с возвращением из плена (Иер. 29:14), указывает в данном контексте на возрождение вдень Господень — день окончательного установления Божьего царства.

2:8–11 Моав и Аммон. Эти народы, обосновавшиеся в Трансиордании и родственные Израилю (их прародитель Лот, племянник Авраама; Быт. 19:36–38), часто враждовали с ним. Например, они запретили израильтянам пройти по своей территории в обетованную землю (Чис. 22—25). Обычно каждому из этих народов адресовано отдельное пророчество (напр.: Ис. 15—16; Иер. 48:1–49:6; Ам. 1:13–2:3), и это единственный случай, когда оба народа объединены в одном пророчестве.

8 Эти народы нападали на Иудею словесно, осыпая ее поношением и ругательствами (ср.: Иез. 5:15; 16:57). Кроме того, они угрожали Иудее, издевались и величались над ее народом (ср.: Иез. 35:13). Все это делалось для того, чтобы деморализовать Иудею (см. о применении подобной тактики против Иудеи в Неем. 4:1–3).

9 Неотвратимость и суровость наказания подчеркнута торжественной клятвой Бога, включающей Его внушающие страх имена. Он — Господь Саваоф, или «Господь Сил», священный Воитель и Предводитель небесного воинства (ср.: Авв. 3:8–15). Он не просто всемогущ, но и тесно связан со Своим народом, поскольку Он — Бог Израилев. Один этот факт должен был заставить Моав и Аммон задуматься. Оскорбляя Его народ, они фактически оскорбляли Самого Бога.

Их наказание будет подобно наказанию Содома и Гоморры — городов, лежащих близ Мертвого моря, уничтоженных за злодеяния их жителей (ср.: Быт. 19:24–26; Втор. 29:23; Ис.1:9). Разрушение будет столь полным, что всякая растительность, кроме крапивы, исчезнет и соляною рытвиною станет земля. Моавитяне и аммонитяне потеряют не только плоды земли, но и саму землю, которая достанется тем, над кем они издевались, — уцелевшим из людей Господа, небольшому остатку Божьего народа, о благословении которого уже упоминалось в ст. 7. Окончательное благословение Божьего народа, Израиля, и в более широком смысле — Церкви — еще предстоит в будущем, когда все живое испытает блаженство, существовавшее до грехопадения (Рим. 8:18–23).

10—11 Подытоживая содержание двух предшествующих стихов, пророк от лица Господа определяет основной грех как высокомерие (ср.: ст. 15; Ис.13:11). Справедливым ответом тем, кто насмехался над истинным Богом, будет защита Его народа. Он проявит Свое могущество, уничтожив их бесполезных и бессильных богов. В результате все языческие народы признают истинного Бога и будут поклоняться Ему.

2:12 Эфиопляне. В конце VIII — начале VII в. до н. э. в Египте, расположенном к юго–востоку от Иудеи, правила эфиопская (кушитская) двадцать пятая династия. Обращение к Египту, намекающее на его позорное подчинение эфиопам, не оставляло сомнений, что его ожидает такая же участь от руки Бога Израиля. Выступая как священный Воитель (9), Он Сам возьмет в руки мен, несущий разрушение и смерть.

2:13–15 Ассирия. Обратившись на север, Господь прострет… руку Свою против самого необузданного врага Иудеи — Ассура, столицей которого была Ниневия (см. Книгу Пророка Наума). Жестокий и воинственный народ, который десятилетиями держал в своих руках весь Средний Восток, сам будет уничтожен рукой (см.: 1:4) Бога Израиля. А суетная Ниневия превратится в безлюдную и сухую пустыню.

14—15 Пророк рисует картину ужасного запустения: дикие звери и птицы заполнят развалины, населенные прежде множеством людей. Этот город заявлял, что ему нет равных, но таков только Сам Бог (ср.: Ис. 45:5—6,18,21). Уверенность Ниневии в своей безопасности была призрачной, ибо всякий прохожий, глядя на руины этого некогда горделивого города, в изумлении и ужасе махнет рукой (ср.: Иер. 19:8).

3:1–7 Иерусалим. Почти как артиллерист, делающий пробные выстрелы, чтобы уточнить наводку, в конце концов пророк попадает в цель, открывая огонь по Иерусалиму. Этот риторический прием помогает привлечь к пророчеству внимание слушателей, поскольку они убеждены, что их соседи–язычники и давние враги должны быть наказаны. И только после того как они достаточно прониклись духом обвинения, Бог объявляет, что самые закоренелые преступники — это сами слушатели, с их грехами (1–4), бесстыдством (5) и нежеланием раскаяться (6–7).

Драматический эффект усиливается тем, что осуждаемый город не назван. Поскольку это пророчество непосредственно примыкает к пророчеству о Ниневии, слушатели думают, что речь по–прежнему идет о ней. И только после упоминания в ст.2 грехов по отношению к Господу, Богу Израиля, они понимают, что обвиняемые — они сами.

Здесь становится ясно, что Божье возмездие — это обоюдоострый меч. Те, кто несправедливо притеснял Божий народ, будут наказаны, но само их наказание принесет облегчение и утешение тем, кого они притесняли. Необходимо поддерживать надлежащие отношения с Богом, а не делать лишь вид, что они существуют. Об этом и напоминают Иудее в следующих стихах.

1 Иерусалим — столичный город избранного Богом народа, который должен был для всего языческого мира служить примером святости и преданности Господу, поступает хуже, чем его соседи. Он восстал против завета (ср.: Иер. 4:17; 5:23) и притесняет людей, вместо того чтобы оберегать их. Он стал оскверненным — как человек, руки которого запятнаны кровью (ср.:Ис. 59:3; Пл. Иер. 4:14).

2 Мятеж Иерусалима (1) направлен против Бога. Его жители не слушают голоса пророков (Ис. 30:8–12; Ам. 2:12). Они не вразумляются, когда Бог наставляет их Своими деяниями в истории Израиля (Ис.1:5—9; Иер. 5:3). Вместо того чтобы обращаться за помощью к Тому, Кто дал им завет, они отворачиваются от Него, не уповают на верного Своему слову Бога.

3—4 Иерусалим осквернился и стал притеснителем благодаря своим властителям, как светским (3), так и религиозным (4). Князья и судьи терзают как разъяренные хищники тех, кто находится на их попечении. Пророки и священники профанируют свое призвание. Вместо того чтобы возвещать истину от имени Бога, они вероломством добиваются собственной славы. Вместо того чтобы защищать святость Храма и учить покорности закону, священники оскверняют первый и попирают второй (ср.: Иез. 22:26).

5 Иерусалим и его властители являют собой полную противоположность праведному Богу, праведность Которого абсолютна и неизменна (ср.: ст. 13). Сознание Его праведности должно побуждать к раскаянию, но раскаяние не наступает. В отличие от Бога, неизменно совершающего Свой справедливый суд, нечестивые беззаконники действуют без стыда, даже не задумываясь о преступности своих поступков.

6—7 Бога огорчает необходимость наказания, и Он предлагает иудеям пример тех народов, которые уже испытали на себе Его гнев и были истреблены (ср.: 1:3—4,13; 2:4,9,13,15; 3:7). Однако Иерусалим не слушает. Бог — не тиран, карающий без причины и предупреждения. Он долготерпелив и охотно сдерживает гнев, если хоть какая–то вероятность раскаяния остается (Исх. 34:6–7; Чис. 14:18–19; Ам. 4:6–11; Рим. 9:22–24). Он хочет, чтобы люди жили согласно Его завету, боялись Его и принимали Его наставления. Это подразумевает не только правильное отношение к Нему, но и правильные поступки в свете Его наставлений. Он хочет, чтобы Его народ был избавлен от зла, постигшего соседние народы, но Его не желают слушать. Люди не просто морально разлагаются, но и прикладывают к этому все старания. Они с презрением отвергают Божью милость.

8 Итак, то есть учитывая все преступления народов и самого Иерусалима (1:14–3:7), Бог начнет предусмотренный заветом судебный процесс против всей земли. Он соберет все народы и царства в качестве обвиняемых. Он выступит как свидетель, давая показания (ср.: Иер. 29:23; Мих.1:2) об их преступлениях. Как судья, Он примет решение по этому делу и приведет приговор в исполнение, поглотив всю землю огнем Своего гнева и негодования.

3:9—20 День упования

Праведность и святость Бога обязывают Его покарать грех Своего народа и всей земли (8). Но в то же время Он Бог любящий и милосердный, поэтому земля не будет полностью уничтожена. Возмездие станет очистительным средством для всех народов (9—10), и особенно для Его собственного народа (11—13). Эта милость, совершенно не заслуженная и свободно даруемая Богом (18–20), — причина великой радости (14–17).

Изменение тона пророчества не является, как полагают некоторые, результатом добавления позднейшим автором ноток оптимистического благочестия в эту довольно мрачного характера книгу. Скорее это дает представление о некоторых аспектах многогранной природы Бога. Он не был только Судьей до вавилонского пленения и только Спасителем после него, а любил, как Отец (Ос. 11:1—4), даже тогда, когда наказывал. Страдания, вызванные наказанием, — это не самоцель, а средство восстановления правильных отношений с Богом.

3:9—10 Другие народы. Тогда, в день Господень, Бог возродит тех, кто согрешил, очистив осквернившихся. Для обновления Он дарует уста чистые (ср.: Ис. 6:5—7), которые отныне будут призывать имя Господа в поклонении и служении. Это служение будет единодушным (ср.: Иер. 32:39) и всеобщим, поскольку все смогут откликнуться. Исконное единство языка, утраченное в Вавилоне (Быт. 11:1—9), будет в конце концов восстановлено, чтобы все живое могло славить Бога.

Среди отдаленных народов, откликнувшихся на призыв Бога, будут поклонники Его из Эфиопии, живущие в верховьях Нила. Вторая часть этого стиха не вполне ясна, но кому бы он ни был адресован — изгнанникам из Божьего народа или новообращенным почитателям Господа (ср.: 2:11), — он означает, что получившие Божью милость почтут Его принесением даров (ср.: Пс. 71:10). Кем бы ни были эти люди, отныне они признаны Богом Своими.

3:11–13 Иерусалим. Обращаясь к городу с его Храмом на святой горе, Бог возвещает надежду. Наказание и срам будут отведены от города прямым вмешательством Бога. Тщеславящиеся и высокомерно превозносящиеся будут удалены из Иерусалима. Изгнанным противопоставлены люди простые и смиренные, которые останутся в городе; это и есть остаток (ср. с 2:7). Они, не полагаясь на свои силы, уповают только на Бога. Угнетенные и разоренные (2:3; ср.: Мф. 5:3), осознавая свою немощь, они найдут утешение в Господе и Его священном имени (9).

Описание спасенных строится на отрицании качеств, присущих грешникам (см. предшествующие стихи). Они не делают неправды (5), не говорят лжи и не замышляют коварства. Их уста будут очищены Богом (9). Если злодеи пытаются обеспечить себе безопасность с помощью собственных ухищрений и не достигают ее, то простые и кроткие люди обретут ее вместе с покоем (ср.: 2:7,14; Пс. 22:2) и свободой от страха.

3:14–17 Ликование. Дав слушателям ощутить реальность Божьего благословения, пророк призывает их к ликованию. Возможно, этот небольшой законченный псалом избавления (ср.: Пс. 97; Ис. 12:1—6; 52:7—10) был позаимствован Софонией из существовавшего в те времена богослужения. Он прославляет Бога за Его пребывание на Сионе по обетованию завета с Давидом (2 Цар. 7; ср.: Пс. 2; 88).

14–15 Обращенный к остатку Израиля призыв к ликованию повторен трижды. Радость, высокий восторг вызваны сознанием и переживанием любви Божьей. Приговор (8) над ними отменен, иноземные враги — орудие Божьего гнева — устранены. Теперь, когда возлюбивший их Господь, царь Израилев, благосклонно пребывает среди них, у них нет причин для страха (ср.: 1 Ин.4:18).

16—17 Тот день — день Господень, который рассматривался прежде в отрезвляющем свете (см.: 2:7,14), представлен теперь с радостной стороны. Страх и его физическое проявление — слабеющие руки (ср.: Ис. 13:7; Иер. 6:24) — останутся в прошлом, ибо теперь в Израиле пребывает его Бог и Царь (15). Как Господь воинств (2:9), Бог силен спасти Свой народ. Как и в прошлом (Втор. 4:34), Он будет выступать от имени Своего народа снова и снова (Пс. 23:8; 2 Кор. 10:4). Сила и доброта сочетаются в Нем (ср.: Ис. 40:10—11). Он воитель и Отец, Который радуется возвращению пропавшего ребенка и рассеивает его страхи. Грозный голос дня Господня (1:14) сменится ласковой колыбельной.

3:18–20 Новые обетования. У народа уже есть все основания радоваться, но глубины Божьего благословения еще не исчерпаны. Толкование ст. 18 затруднительно, но, по–видимому, это благословение тех, кто скорбит по поводу отсутствия богослужений (о торжественных празднествах). Господь соберет их, и они смогут приблизиться к Богу с радостным желанием, а не по религиозной обязанности.

Всякое притеснение, вызванное внешней угрозой и внутренней развращенностью (3:3–4), будет уничтожено, и все физически ущербные (ср.: Мих. 4:6–7), отверженные и изгнанные обществом (рассеянные; ср.: Втор. 30:4) будут спасены (19) и собраны (8, 20). Даже почет народу, терпевшему некогда поношение, будет восстановлен (ср.: 2:1; 3:5).

Благословение, как и предшествующий приговор (см.: 1:3), представлены как личное высказывание Господа. В последних трех стихах Он восемь раз говорит от первого лица. Он непосредственно обращается к Израилю (вас, ваш). Несмотря на напряженность, привнесенную в их отношения грехом, Израиль остается Божьим народом, а Господь остается его Богом (Исх. 6:7). И они по–прежнему обращаются друг к другу со словами, свидетельствующими об особой близости.

Подводя итог, Бог повторно излагает план возрождения Своего народа. Он не только облагодетельствует Израиль, но и заставит все народы земли, испытавшие на себе Его карающую десницу (1:2; 3:7—8), признать заботу Бога о Своем народе, который из притчи во языцех превратится в именитый и почтенный.

Пророчество заканчивается так же, как и начиналось, — именем Господа. Заветное желание Бога состоит не в том, чтобы налагать наказание, даже если кто–то не повинуется. Напротив, Он стремится к тому, чтобы все восстановили с Ним правильные отношения. Кто бы в этом ни нуждался — целый народ, как в случае с Израилем, или каждый из нас со своей неповторимой судьбой, — Бог хочет, чтобы мы вновь обрели счастье.


Baker David W.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.