10.04.2017
Скачать в других форматах:

Томас Уотсон

Десять заповедей

ЗАПОВЕДЬ СЕДЬМАЯ

Не прелюбодействуй.

Исход 20:14

Бог - святой, чистый Дух, и поэтому любая нечистота противна Ему. Данной заповедью Господь запрещает ее проявление в любой форме.

I. Заповедь выступает в защиту сохранения чистоты в семейных отношениях. "...Каждый имей свою жену, и каждый имей своего мужа" (1 Кор. 7:2). "Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог" (Евр.13:4). Господь Бог учредил брак еще в раю, когда привел женщину к мужчине. Каждого из них он отдал во владение партнеру. Иисус Христос Сам Своим почтением освятил брак в Канне Галилейской (Ин. 2:255 ). И первое чудо, совершенное Иисусом, произошло именно там. Брак является прототипом отношений между Христом и Церковью: "Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви" (Еф. 5:31,32).

В браке есть обязанности. Обязанность мужа - управлять семьей. "...Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела..." (Еф. 5:23). Глава управляет, но управляет не сумасбродно, а справедливо, как учит Слово Божие. Обязанность жены - подчиняться мужу: "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу..." (Еф. 5:22) Обратите внимание, Святой Дух не придал особого значения маловерию Сарры, но отметил ее послушание мужу: "Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином; вы - дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха" (1 Пет. 3:6).

Брак обязывает супругов любить друг друга. Любовь дарует одно сердце, и это сердце бьется в груди мужа и жены. Любовь помогает вместе переносить невзгоды и делает бремя легче.

II. Седьмая заповедь запрещает осквернение тела нечистотой. "Не прелюбодействуй". Похоть является источником греха. С момента падения человека святая любовь деградировала, она превратилась в похоть, которая является инфекцией для души. Слово Божие различает два вида прелюбодеяния: прелюбодеяние помыслов и физическое прелюбодеяние.

1. Прелюбодеяние помыслов

"А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Мтф. 5:28). Как человек может умереть от внутреннего кровотечения, так он может быть проклят за внутреннее кипение страстей.

2. Физическое прелюбодеяние - это прелюбодеяние, которое уже свершилось. Оно категорически запрещено седьмой заповедью. Эта заповедь ставит нечто вроде изгороди, человек же, пренебрегший ею попадает в пасть змия древнего. Иов называет прелюбодеяние "беззаконием, подлежащим суду" (Иов 31:11). Не каждое падение является преступлением, и не каждое преступление подлежит суду, но прелюбодеяние - это "беззаконие, подлежащее суду".

Господь называет его гнусностью: "...за то, что они делали гнусное в Израиле: прелюбодействовали с женами ближних своих..." (Иер. 29:23). В чем же проявляется гнусность этого греха?

- В нарушении слова верности, данного партнеру в Божием присутствии.

- В неуважении к Богу, потому что Бог сказал: "Не прелюбодействуй". Прелюбодей ставит свое желание выше закона Божьего. Прелюбодейство - оскорбление каждого Лица Троицы. Оскорбление Бога Отца потому, что Он дал тебе жизнь, здоровье, имение, а ты прожигаешь все, отдавая его блудницам. Разве все, что у тебя есть, Бог дал тебе для того, чтобы ты служил этим дьяволу?

Это бесчестит Бога Сына, потому что: "Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!" (1 Кор. 6:15)

Это бесчестит и Духа Святого, потому что тело есть Его храм. "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?" (1 Кор. 6:19) И ты решишься осквернить Его храм?

- Грех прелюбодеяния не сам собой свершившийся акт, а предумышленное действие. Зарождаясь в сознании, он парализует волю и вырывается наружу.

- Грех усугубляется тем, что в нем нет нужды. Господь, предусмотрев развитие событий, предписал лекарство: "Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа" (1 Кор. 7:2). Поэтому грешник не сможет оправдаться.

Прелюбодеяние - главенствующий грех всех времен. "Все они пылают прелюбодейством, как печь, растопленная пекарем..." (Ос. 7:4) Время правления короля Генриха VIII часто называют "золотым веком", но лучше его назвать "веком нечистоты": "В нечистоте твоей такая мерзость..." (Иез. 24:13) Лютер сказал об одном человеке, что тот предпочел бы всем небесам публичный дом. Любовь к запретному плоду течет в наших жилах. "...Сын человеческий! прокопай стену. И я прокопал стену, и вот какая-то дверь. И сказал мне: войди и посмотри на отвратительные мерзости, какие они делают здесь" (Иез. 8:8-9). Если бы мы смогли прокопать стены домов, как это было дано пророку, то что бы мы увидели в домах людей? "И сказал Он мне: сын человеческий! видишь ли ты, что они делают? великие мерзости, какие делает дом Израилев здесь, чтобы Я удалился от святилища Моего? но обратись, и ты увидишь еще большие мерзости" (Иез. 8:6). Господь может в любой момент удалиться из святилища, прекратить эру благодати, остановить провозглашение Евангелия. Восплачем над тем, чего не можем изменить!

"Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа" (1 Кор. 7:2), - говорит апостол Павел. Заметьте, он не говорит о наложнице или любовнице, но о жене.

Чтобы удержать вас от греха, позвольте мне показать его зло.

- Прелюбодеяние тесно связано с воровством. Прелюбодей крадет у ближнего своего не его имущество, а плоть от его плоти.

- Прелюбодеяние унижает человека, оно ставит его в ранг животного, Писание сравнивает прелюбодея с конем: "Это откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого" (Иер. 5:8). Но даже среди животных мы встречаем верность. Возьмите, к примеру, голубей или аиста, всегда возвращающегося в свое гнездо.

- Прелюбодеяние оскверняет человека. Писание называет сатану нечистым духом (Лк. 11:2456 ). Прелюбодей - первенец сатаны, он нечист, преисполнен грязными грехами, в глазах его похоть, при смерти никакой огонь ада не сможет очистить его от греха. А прелюбодейка! Разве человек найдет подходящие слова, чтобы описать ее состояние? Библия называет ее глубокой пропастью (Прит. 23:2757 ). В эту пропасть попадают бедные грешники.

- Прелюбодеяние разрушает тело. "И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены..." (Прит. 5:11) Как пламя неумолимо съедает свечу, так и болезни поедают кости прелюбодеев. Прелюбодей сам идет дорогой смерти, "доколе стрела не пронзит печени его" (Прит. 7:23). Римляне хоронили умерших у ворот храма Венеры, подчеркивая этим, что похоть ведет к смерти. Венера - любострастие, а любострастие - смерть.

- Прелюбодеяние расточает имение. Блудный сын пустил по ветру свою часть имения, ублажая блудниц (Лк. 15:3058 ). Король Эдуард III на смертном одре был ограблен своей любовницей, она даже сняла с его руки перстни и оставила умирать в одиночестве. Живущий в роскоши умирает в нищете.

- Прелюбодеяние вредит репутации. "Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится..." (Прит. 6:32,33) Некоторые люди, получая шрамы, получают с ними почет и уважение. Шрамы славят воинов, мученики за Христа получают награды за истерзанные тела. Но испорченная репутация свидетельствует не о славе, а о позоре, и ни один лекарь не сможет исцелить ее. И когда распутник умирает, худая слава о нем продолжает жить.

- Прелюбодеяние разрушает ум, крадет понимание простых вещей. "Блуд, вино и напитки завладели сердцем их" (Осия 4:11). Сердце прелюбодея пожирается похотью. Соломон окружил себя женщинами, и они ввели его в грех блудодеяния: он, потеряв разум, окружил себя идолами.

- Закон за грех блудодеяния предусматривал смертную казнь. "Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею; если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего: да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка" (Лев. 20:10); (Втор. 22:2459 ). Язычники тоже сурово карали блудников: саксонцы сжигали их, а римляне отрубали им головы. Кроме того, "...ревность - ярость мужа, и не пощадит он в день мщения..." (Прит. 6:34) Многие прелюбодеи были убиты из ревности. Люди, не взятые в прелюбодеянии, но преступившие заповедь, навлекут на себя огонь небесный, тот самый, который уничтожил Содом и Гоморру.

- Нераскаянное прелюбодеяние убивает душу. "Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют" (1 Кор. 6:9). Огонь похоти ведет прямо в пламя ада. "Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог" (Евр. 13:4). И, несмотря на то, что человек сегодня не судит блудников, Бог сделает это. А всех ли грешников будет Бог судить? Да. Но почему тогда апостол говорит, что "прелюбодеев судит Бог"? Потому, что для блудников у Бога есть особый суд. "...Конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти..." (2 Пет. 2:9, 10) Желаете ли вы выпить чашу удовольствия ради того, чтобы потом пить море гнева? "И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею" (Прит. 9:18). Мудрый странник из множества блюд, предложенных ему в гостинице, выберет знакомое. Мы все странники на пути к Небесному Иерусалиму, и из всех блюд, предложенных нам, мы должны выбрать те, которые не повредят нам. Блудница приготовила много аппетитных блюд, но "... многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею..." (Прит. 7:26)

- Прелюбодей вредит не только своей душе, но и душам партнеров. Он хуже вора, потому что вор, украв или даже убив свою жертву, не может повредить душе пострадавшего. Но прелюбодей тащит в ад и партнера, являясь оружием в руках сатаны.

- Прелюбодей навлекает на себя гнев Господа. "Глубокая пропасть - уста блудниц; на кого прогневается Господь, тот упадет туда" (Прит. 22:14). Что может быть страшнее гнева Божьего?

Каким образом Бог показывает Свое недовольство прелюбодеянием?

Бог предает блудников превратному уму и недоброй совести (Рим. 1:2860 ), в результате чего грешник не может покаяться и неизбежно попадает в ад. Сегодня мы еще не осознали опасности греха. Но, чтобы Бог не лишил человека разума, держаться от греха надо как можно дальше. Писание говорит: "Держи дальше от нее путь твой, и не подходи близко к дверям дома ее" (Прит. 5:8); "...Дом ее - пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти" (Прит. 7:27).

- Прелюбодейство сеет раздор, разрушая мир и любовь - основу семьи. Оно настраивает мужа против жены, а разделения в доме опасны: " ... всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет" (Лк. 11:17).

Как же обезопасить себя?

1. Не приближайся к дому блудницы, обходи его стороной, как моряки обходят рифы. "Держи дальше от нее путь твой, и не подходи близко к дверям дома ее..." (Прит.5:8) Тот, кто не хочет заболеть чумой, должен избегать контактов с больными, а дом блудницы - источник заразы. Не приближайся ко греху, моля Господа: "Не введи в искушение...". Но если ты намеренно приблизишься ко греху с этой молитвой, то поведение твое будет подобно поведению того, кто, суя палец в пламя свечи, будет молить о том, чтобы не обжечься.

2. Следи за глазами. Часто глаза ведут ко греху. "...Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это - сыны проклятия..." (2Пет. 2:14). Глаз искушает ум, а ум искушает сердце. Ева сначала увидела плод, потом, взяла и ела (Быт.3:661 ). Сначала она посмотрела, а только потом возжелала. Очень часто глаза являются проводниками сердца в ад, поэтому Иов положил запрет своим глазам: "Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице" (Иов. 31:1). Философ Демокрит лишил себя зрения, чтобы не отвлекаться на ненужные вещи. Писание не призывает делать нас то же, но учит поставить заслон между глазами и миром.

3. Следи за устами. Речь твоя может вызвать нечистые помыслы либо у тебя самого, либо у окружающих тебя людей. "Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы" (1Кор. 15:33). Грязные разговоры разжигают похоть. "Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих..." (Пс. 140:3)

4. Следи за состоянием сердца. "Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни" (Прит. 4:23). Искуситель находится рядом с каждым сердцем. "...Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления..." (Мтф. 15:19) Размышления о грехе неизбежно приводят ко греху. Храни свое сердце!

5. Следи за своею одеждою. "И вот - навстречу к нему женщина, в наряде блудницы, с коварным сердцем..." (Прит. 7:10) Стиль одежды может разжигать похоть. Косметика, мини-юбки, открытая грудь - путь к огню неугасимому. Губящий людей путем разжигания в них страсти и похоти, несмотря на то, что сам не прелюбодействует, ответит за погибшие души.

6. Берегись собрания развратителей. Грех - самая заразная болезнь из всех существующих в мире. Один искушает другого, поощряет ко греху. Человек привязан ко греху трехжильным канатом и объятиями блудницы, разорвать которые очень нелегко. "И возгорелся огонь в скопище их, пламень попалил нечестивых" (Пс. 105:18).

7. Берегись игорных домов. Игорный дом - порог публичного дома. Игры проращивают семя греха.

8. Берегись танцплощадки. Танцы - орудие распутниц. Смешанные танцы ведут к разврату. Сближение тел, взгляды, слова - все это разжигает похоть. "Танец, - сказал Амвросий, - не поле деятельности добропорядочной женщины, но блудницы". Иоанн Златоуст говорит, что там, где танцы, там сатана. Это все о смешанных танцах. Писание говорит и о других танцах, скромных и трезвых (Исх. 15:2062 ).

9. Берегитесь грязных книжонок и порнографических изображений. Как чтение Слова Божьего настраивает нас на пребывание с Творцом, так порнолитература - на желание пребывать в компании блудниц.

Порнолитература и изображения стимулируют блудодеяние не менее, чем папистские картинки стимулируют идолопоклонство.

10. Берегись праздности. Бездействие и праздность готовят добрую почву под семя греха. Земля под паром не засевается, но дьявол засевает праздного человека. Праздность - одна из причин падения Содома (Иез. 16:4963 ). Давид проводил время в праздности, когда увидел с кровли царского дома Вирсавию (2 Цар. 11:264 ).

12. Любите своих жен, и тогда не останется места для прелюбодеяния. Жена Иезекииля была утехой для очей пророка (Иез. 24:16).

"...Утешайся женою юности твоей", - гласит мудрость Слова Божьего (Прит. 5:18). Не просто совместное проживание удерживает супругов от прелюбодеяния, но любовь. Любовь - дар Божий, и об этом надо просить у Него.

13. Приложите усилия, чтобы страх Божий прочно основался в вашей душе. "Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла" (Прит. 16:6). Как каменная дамба, удерживая воды, спасает город от разрушения, так страх Божий удерживает от греха. Что удержало Иосифа от порочной связи с хозяйкой? Страх Божий. "... Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?" (Быт. 39:9)

14. Ищи утешения в Слове Божием. "Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим" (Пс. 118:103). Иоанн Златоуст сравнивал Слово Божие с садом. Если мы, гуляя по саду, будем наслаждаться благоуханием цветов обетования, то никогда не протянем руку к запретному плоду. "Пусть Писание станет моим чистым наслаждением", - говорил Августин. Причина того, что грешники ищут плотского удовольствия, кроется в том, что они никогда не знали ничего лучшего. Цезарь, проезжая по городу, заметил женщину, играющую с собакой. Он сказал: "У нее нет детей". Проводящим время с блудницами незнакомы другие удовольствия.

15. От Господа не спрятаться. Он - totus oculus (всеобъемлющее око). Невозможно согрешить и остаться незамеченным. "Видел Я прелюбодейство твое и неистовые похотения твои, твои непотребства и твои мерзости на холмах в поле" (Иер. 13:27); "За то, что они делали гнусное в Израиле: прелюбодействовали с женами ближних своих и именем Моим говорили ложь, чего Я не повелевал им; Я знаю это и Я свидетель, говорит Господь" (Иер. 29:23). Слова: "...никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни" (Прит. 2:19), - внушали ужас предшествующим поколениям верующих. Основываясь на них, они полагали, что прелюбодеяние - грех, не имеющий прощения. Но это не так. Давид покаялся и был прощен. Мария Магдалина умыла ноги Христа слезами покаяния и тоже была прощена.

"И нашел я, что горче смерти женщина, потому что она - сеть, и сердце ее - силки, руки ее - оковы; добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею" (Екк. 7:26). Плутарх говорил, что персидские цари были пленниками своих наложниц. Ласковые сети огрубляют сердце, делают его невосприимчивым к Евангелию.

16. Молись против греха. Когда похоть проникает в сердце, то лучшее оружие - молитва. Если молитва сильна изгонять бесов, то, безусловно, ей подвластна и похоть.

Как мы узнаем, что душа чиста?

1. Если душа чиста, то мы бежим от зла (1 Фес. 5:2265 ). Нельзя делать то, что даже выглядит грехов ным. Когда хозяйка Иосифа искушала его, то он, оставив одежды, бежал от нее (Быт. 39:1266 ).

2. Если душа чиста, то свет ее отражается на облике человека. "...чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире..." (Фил. 2:15) Наши дела свидетельствуют о состоянии души. "Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал" (1 Ин. 2:6). Ищите чистоты, без нее не увидите Бога (Евр.12:14). "Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою?" (2 Кор. 6:14) Источник для омытия греха и нечистоты открыт. "В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты" (Зах. 13:1). Это кровь Иисуса Христа. Поспешите под ее защиту. "Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня" (Пс. 50:12).

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.