11.05.2005
Скачать в других форматах:

Миллард Эриксон

Христианское богословие

54. Единство церкви

Вопрос о единстве церкви не раз возникал в ходе богословских дискуссий. В разное время понимание единства церкви и его значимости бывало разным. Полемика велась порой довольно резкая. В XX веке разногласия по поводу единства церкви привели к значительному размежеванию. Так что тему эту никак нельзя обойти.

 

Необходимость единства церкви

 

Библейское учение о единстве верующих

 

К единству церковь должна стремиться в том числе на основании дидактических мест Нового Завета, которые прямо указывают, что церковь должна быть, а фактически есть и будет единой. Наиболее, пожалуй, убедительное среди них содержится в так называемой первосвященнической молитве Иисуса: "Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их; да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня" (Ин. 17:20-23). Показательно, что, проявляя заботу о благополучии Своих последователей,

Господь показывает единство между Отцом и Сыном как образец для единства верующих. Единство верующих между собой и с Богом засвидетельствует миру факт, что Отец послал Сына. Но о природе самого этого единства сказано мало.

 

Второе важное место - увещевание Павла в Еф. 4. Обратившись к читателям с просьбой вести жизнь, достойную их призвания (Еф. 4:1), он призывает их "сохранять единство духа в союзе мира" (Еф. 4:3). Затем он перечисляет принципы, на которых строится единство верующих: "Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас" (Еф. 4:4-6). Поскольку все верующие исповедуют одно тело, одного Духа, одну надежду, одного Господа, одну веру, одно крещение, одного Бога и Отца, они должны демонстрировать единство Духа. В заключение Павел призывает читателей возрастать во Христе, "из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви" (Еф. 4:16). Когда церковь объединяется вокруг Христа как Главы, христианский опыт становится более зрелым. В то же время, выражая заботу о создании единства Духа, он не уточняет конкретно, в чем заключается это единство, а также должно ли это единство


распространяться за пределы местной церкви, к которой он обращается. Но не следует забывать, что Послание к ефесянам носило, по всей видимости, соборный характер. Оно не предназначалось одному конкретному собранию верующих1744. Поэтому призыв Павла к единству был, несомненно, известен во многих местах.

 

Схожий призыв Павел делает в Флп. 2:2, где он увещевает читателей быть "единодушными и единомысленными". Достигается это смиренномудрием и заботой о других (Флп. 2:3-4). А совершенный образец - самоуничижение Христа (Флп. 2:5-8).

Следование Его примеру ведет к подлинному единству членов церкви.

 

Общие богословские соображения

 

Помимо этих конкретных указаний Писания, необходимость единства верующих основывается на более общих богословских соображениях. В их число входят единство древнего Израиля и единственность Бога, объединявшие народ Израиля. Израиль должен был быть единой нацией, потому что единым был его Бог. Единство Бога ясно выражается в таких местах, как Вт. 6:4. Поскольку Бог един, от народа Израиля ожидалось поклонение Ему от всего сердца (Вт. 6:5). Кроме того, поскольку Бог един, едино и мироздание. Все в нем сотворено Богом, как учит Быт. 1. Весь мир, будучи единым, подчиняется воле Творца. Поскольку у всего, в том числе у человека, общее происхождение и один Господь, объединение верующих совершенно естественно и даже необходимо1745.

 

Единство ветхозаветного Израиля символизировалось двумя институтами - храмом и законом. Во Вт. 12 ясно говорится, что все другие места и формы поклонения следует исключить, поскольку есть только один истинный Бог. Храм - место, где пребывает Бог, именно там народ Израиля должен поклоняться Ему. Закон - тоже объединяющий фактор.

Все люди, независимо от племенной и социальной принадлежности, обязаны подчиняться ему1746.

 

Новый Завет содержит множество образных выражений, подчеркивающих, что церковь, будучи преемником Израиля, должна следовать за своим Главой, демонстрируя единство. Как и Израиль, верующие во Христа составляют один род, один народ: "Вы - род избранный, царственное священство, народ снятый, люди взятые в удел" (1 Пет. 2:9). Но учение Нового Завета выходит за рамки понятия рода: поскольку новое Божье сообщество составляют разные народы, единство должно быть более тесным. Членов церкви Павел называет согражданами: "Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но Сограждане святым и свои Богу" (Еф. 2:19). Подчеркивая необходимость единства, Павел использует образ храма: "Бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом" (Еф. 2:20- 22). Петр называет церковь духовным домом: сами, как живые камни, устрояйте из

себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом" (1 Пет. 2:5)1747.


На необходимость единства верующих указывает и образ церкви как невесты Христа. Единобрачие устанавливалось с самого начала: "Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть" (Быт. 2:24). Речь здесь очевидным образом идет об одном мужчине и одной женщине. Иисус цитирует этот стих при обсуждении вопроса о постоянстве брака (Мф. 19:5), а Павел при сравнении брачных уз с отношениями между Христом и церковью (Еф. 5:31). Если церковь - невеста Христа, они должны составлять одно тело, а не несколько1748.

 

Еще один мощный аргумент в пользу единства - образ церкви как тела Христова. Обсуждая вопрос о различных видах служений в церкви, Павел недвусмысленно заявляет: "Ибо, как одно тело, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом" (1 Кор. 12:12-13).

 

Наиболее глубокая аргументация Павла относительно единства верующих содержится, пожалуй, в посланиях к ефесянам и колоссянам. В Кол. 1:13-23, отрывке, начинающемся в сотериологических тонах, а затем переходящем к Божьей работе по творению, Павел заявляет, что Христом создано все (Кол. 1:15-16) и что все стоит Им (Кол. 1:17). Это означает, что Он - Глава тела, церкви (Кол. 1:18). До сути он доходит в Кол. 1:19-20: "Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровию креста Его, и земное и небесное". Цель Христа - все примирить с Собой. Все, в том числе церковь, должно соединиться с Ним. Именно это Павел имеет в виду в Кол. 3:14-15: "Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства; и да владычествует в

сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле"1749.

 

Тема единства церкви пронизывает все Послание к ефесянам. В конце первой главы Христос представлен как "глава Церкви, которая есть тело Его" (Еф. 1:22-23). В следующей главе упор делается на единстве иудеев и язычников: "Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем" (Еф. 2:14-16). Завершается глава уже

отмеченными нами стихами - иудеи и язычники соединяются в святом храме Господа (Еф. 2:20-22). В главе 4 Павел перечисляет принципы, на которых строится единство церкви (Еф. 4:4-6). Стиг Хансон следующим образом комментирует это место: "Одно тело означает церковь как тело Христово, таково мнение большинства истолкователей. Это

тело должно быть едино, поскольку Христос един и не может быть разделен"1750. В этой же главе (Еф. 4:11-14) Павел развивает теорию о служении, имеющем целью построение церкви в одной вере (Еф. 4:5) и гарантирующем единство, основывающееся на единственности Христа.

 

Практические соображения: общее свидетельство и его результаты


Необходимость христианского единства вытекает и из некоторых практических соображений. Одно из них - эффективность общего свидетельства, исходящего от тесно сплоченной группы. Мы уже отмечали, что Иисус молился за единство верующих, чтобы их общее свидетельство оказывало влияние на мир (Ин. 17:21). Ранних верующих отличало единство цели и необычайная эффективность свидетельства. Возможно, здесь есть логическая причинно-следственная связь: множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их" (Деян. 4:32-33).

 

Сообщество верующих растет, когда их свидетельство едино. Когда же они конкурируют или даже осуждают друг друга, результат обычно бывает отрицательным или противоположным ожидаемому. Эту истину мы достаточно хорошо видим в Соединенных Штатах, где распри между конфессиями отвращают многих от христианской веры.

Проблема еще больше усугубляется в нехристианских регионах, где, при наличии различных миссионерских организаций, местные жители стоят перед выбором не только о принятии христианства, но и о том, каким стать христианином: пресвитерианином, баптистом, лютеранином или кем-то еще1751. Иногда могут соперничать в этом плане даже

представители двух или более разновидностей одной и той же конфессии. Неудивительно, что в таких условиях потенциальные обращенные в отчаянии опускают руки, будучи не в силах сделать выбор между несколькими возможностями, в которых они не видят существенных различив. Совершенно очевидно, что наличие конкурирующих групп не способствует Донесению евангельского послания.

 

Еще одно практическое соображение - рациональность затрачиваемых усилий. При отсутствии единства между христианами усилия распыляются. Каждая местная церковь считает необходимым иметь определенные функциональные структуры наподобие тех, которые существуют в миссионерских организациях или в христианских колледжах или семинариях. В результате ресурсы и возможности царства Божьего тратятся понапрасну. Как крайний пример, представим себе городок где-то на Среднем Западе. На каждой стороне площади стоят церковные здания. Все четыре здания старые, плохо отапливаются и нуждаются в ремонте. Церковные общины небольшие и располагают скромными средствами. Доходы у пасторов крайне низкие. Поэтому в общинах работают обычно либо молодые, неопытные пасторы, либо старики, уже не способные на действенное служение. В таких вопросах, как христианское воспитание, нормой становятся совершенно убогие программы. Но самое поразительное - службы, проповеди и программы четырех церквей те же самые! Посторонний наблюдатель не нашел бы между ними никакой разницы.

 

Специалист по рациональному использованию ресурсов счел бы такое положение совершенно ненормальным. Четыре соперничающие церкви разумнее объединить в одну. Все четыре здания следует продать, а объединенную общину перевести в новое, подходящее для этих целей помещение. За разумную оплату следует нанять компетентных специалистов, причем доходы увеличатся за счет сокращения накладных расходов. То, за что мы ратуем на местном уровне, крайне желательно и на более высоком. Кое-кто, возможно, сочтет это привнесением бизнеса в работу церкви, но


фактически такое понимание отражает заботу о правильном управлении ресурсами, которые доверены христианам.

 

Взгляды на природу единства

 

В отношении желательности единства существует определенное согласие, но что касается его природы или формы, которую оно должно принимать, согласия гораздо меньше. Есть четыре по сути своей различные концепции о единстве. В определенном смысле они соотносятся с концепциями о природе церкви. В нижеследующем изложении мы будем переходить от взглядов, делающих упор на невидимой церкви, к взглядам, подчеркивающим значение видимой церкви. В целом, чем больше внимания уделяется видимой церкви, тем большее значение придается органическому единству.

 

Духовное единство

 

Согласно первому взгляду, все христиане едины в силу их преданности и служения одному Господу. Они соединены в невидимой церкви, Глава которой - Христос. Однажды все это тело соединится в видимой форме. Пока же единство церкви выражается в отсутствии вражды между верующими. Все верующие любят друг друга, даже тех, с кем они не общаются и не вступают в прямую связь. Существование разных организаций видимой церкви даже в одном регионе не представляет собой опасности для этого единства. Христиане, считающие церковное единство по сути своей духовным, основное внимание обычно придают чистоте догматических верований и образа жизни как

критерию членства в церкви1752.

 

Взаимное признание и общение

 

Второй взгляд выражает не просто идеологическое провозглашение единства. Единство реализуется и на практическом уровне. Каждое собрание верующих признает другое как законную часть Божьей семьи. Поэтому верующие могут с готовностью переходить из одной общины в другую. Пасторы тоже могут меняться кафедрами, но это предполагает взаимное признание рукоположения. Кроме того, члены различных церквей устанавливают между собой братские отношения, а общины, придерживающиеся общих идеалов, работают вместе где только возможно. Например, они могут сотрудничать в проведении массовых евангелизационных кампаний. Но в целом сотрудничество проявляется по конкретным вопросам, оно не принимает какую-то официальную и

постоянную организационную форму1753.

 

Корпоративное единство

 

Бывают также случаи, когда церкви создают организационные союзы для достижения общих целей. Они объединяются в то, что называют советами или ассоциациями церквей, представляющими собой по сути кооперативное братство, каждый член которого сохраняет свою самобытность. Это может быть объединением, скажем, методистских, лютеранских и епископальных церквей, сохраняющих каждая свои традиции. В данном


случае братские отношения сочетаются с действием, поскольку есть как духовное, так и видимое единство.

 

Органическое единство

 

Наконец, существует концепция, согласно которой церковное единство означает создание одной организации с отказом от индивидуальных отличительных черт, с общим членством и священством. При таком объединении церквей часто происходит слияние и местных общин. Характерный пример - Объединенная церковь Канады, образованная в 1925 году методистами, пресвитерианами и конгрегационалистами. Еще один пример - Церковь южной Индии. В начале 60-х годов Консультативное совещание по церковному единству составило план слияния разных конфессий в организацию, которая получила название Объединения церкви Христа. Конечная цель - соединение всех христианских церквей, католической, православной и протестантской, в одну общую церковь.

Национальный совет церквей Христа в своей практической деятельности отдает предпочтение либо кооперативной, либо органической схеме единства.

 

Кооперативная и органическая концепции единства заслуживают более внимательного рассмотрения, поскольку именно они вызывают наибольшие разногласия и споры. Но прежде необходимо указать на различия в понимании сочетания "органическое единство".

 

1.  Выражение "органическое единство", как уже отмечалось выше, обычно употребляется в отношении слияния церквей разных конфессий. Речь здесь идет о сохранении различий или объединении на основании самого низкого общего знаменателя. Мы указали, что наиболее характерные слияния такого типа произошли в Канаде и Индии. В Соединенных Штатах имели место слияния на более ограниченной основе - конгрегационалистская и евангелическо-реформатская церкви создали Объединенную церковь Христа, а Методистская епископальная церковь и Евангелическая церковь объединенного братства создали Объединенную методистскую церковь.

 

2.  Выражение "органическое единство" относится также к соединению церквей, исповедующих по сути одни и те же конфессиональные взгляды. Здесь можно отметить, например, ряд слияний, произошедших среди различных лютеранских групп в США. Подобные слияния имели место и среди реформатских групп, в частности пресвитерианских. Группы, придерживающиеся конгрегационалистской и более независимой ориентации, например баптисты, проявляют меньше склонности к объединению или, в случае временного объединения, к переменам в организационном единстве.

 

3.  Под "органическим единством" понимается не только установление единства, но и его сохранение или продолжение. Здесь мы имеем в виду вопрос о том, остаются неудовлетворенные христиане в своей церкви или покидают ее. С такой проблемой часто сталкиваются консерваторы, когда их церковь становится все более либеральной. В некоторых случаях такое решение вынуждены принимать менее консервативные элементы. Пример тому - образование Евангелическо-лютеранской миссии членами


лютеранской церкви - Миссурийского синода. В этом смысле оборот "органическое единство" относится либо к сохранению членства в церкви, либо к выходу из нее для создания другой группы на основе схожих традиций и богословских взглядов (например, выходу из одной баптистской группы для создания другой).

 

4.  Наконец, выражение "органическое единство" может относиться и к местной церкви. Здесь мы имеем в виду вопрос о том, остаются человек или группа людей в своей церкви или выходят из нее. Один человек может просто покинуть общину, но если выходит целая группа, это уже по сути раскол. На этом уровне с проблемой органического единства сталкивается больше людей, чем на любом другом.

 

История и нынешнее состояние экуменического движения

 

У экуменизма глубокие корни. Его историю можно проследить начиная с 1517 года1754. Но в определенном смысле современное экуменическое движение зародилось в 1910 году как совместное миссионерское предприятие. Кеннет Латурет пишет: "Экуменическое движение стало в значительной степени продуктом миссионерского движения" 1755.

Исторический же фон составляют евангелизационные кампании, проводившиеся в Европе и Северной Америке в XVIII и XIX веках. Участники этих кампаний видели, что у них общие богословские принципы и общий опыт, стирающие конфессиональные границы.

Что еще более важно, у них была общая, объединяющая целы всемирное благовестив1756. Евангелизационное движение породило множество организаций: Ассоциацию молодых христиан (1844), Евангельский союз (1846), Ассоциацию молодых христианок (1855), Всемирную студенческую христианскую ассоциацию (1895). Хотя сами по себе эти

организации не были подлинно экуменическими, "они позднее создали благодатную почву для распространения экуменических идей"1757.

 

Миссионеры первыми начали сознавать, что разделение церквей представляет собой преграду на пути благовестил. Созывались международные конференции, посвященные развитию миссионерского движения, наиболее значительными среди которых стали конференции в Лондоне в 1878 и 1888 годах и в Нью-Йорке в 1900 году. Последняя получила даже официальное название Экуменической миссионерской конференции.

Число их участников постепенно росло. Решающим событием стала Всемирная миссионерская конференция, проведенная в Эдинбурге в 1910 году. Ее обычно и считают началом современного экуменического движения. Двумя главными действующими лицами на ней были Джон Мотт и Джозеф Оулд-хэм1758. Цель заключалась в планировании последующих действий, направленных на благовестив миру1759.

 

На одном из заседаний делегат с Дальнего Востока открыто осудил вредоносные последствия конфессиональных разделений среди миссионеров в его стране. Его имя и точные слова не сохранились, но у нас есть полученная из первых рук запись сути его замечаний:

 

Вы посылаете к нам миссионеров, проповедующих об Иисусе Христе, и мы благодарны за это. Но вы приносите также разделения и расколы: одни проповедуют методизм, другие


лютеранство, конгрегационализм иди епископальное христианство. Мы просим проповедовать нам Евангелие и позволить Иисусу Христу Самому, силой Святого Духа, создать у нас Церковь, соответствующую Его требованиям и особенностям наших народов. Эта Церковь будет Церковью Христа в Японии, Церковью Христа в Китае, Церковью Христа в Индии. Это освободит нас от всех -измов, в которые вы окрашиваете проповедь Евангелия1760.

 

Морис Виллен отмечает, что это выступление оказало огромное воздействие на многих депутатов. Они исполнились решимости использовать "все имеющиеся средства... чтобы исправить это недопустимое положение. [...] В тот день родилось экуменическое движение"1761. В октябре 1910 года один из делегатов, епископ Чарльз Брент из протестантской епископальной церкви, предложил своей церкви созвать конференцию на

тему "Вера и порядок" . К участию в ней приглашались другие христианские объединения во всем мире1762. Практически одновременно с подобной инициативой выступили еще две американские конфессиональные группы - ученики Христа и Национальный совет конгрегационалистских церквей1763. В результате идея созыва Всемирной конференции "Вера и порядок " получила широкую поддержку1764. Но прежде чем ее успели созвать, разразилась Первая мировая война.

 

К планам проведения всемирной конференций вернулись после войны. Она состоялась в Лозанне, Швейцария, в 1927 году. За два года до этого шведский епископ Джонатан Седерблум провел в Стокгольме Всеобщую христианскую конференцию "Жизнь и деятельность". Седерблум был прагматиком, пытавшимся обойти вопросы вероучительного характера, но вскоре стало ясно, что для проведения совместной работы

необходимо четкое понимание церковных принципов1765 В 1937 году движение "Вера и порядок" провело встречу в Эдинбурге, а движение "Жизнь и деятельность" - в Оксфорде. В результате этих встреч был создай временный комитет для координации работы двух движений, который впоследствии получит название Всемирного совета церквей. Но и на этот раз осуществлению планов помешала война. Всемирный совет был образован в Амстердаме лишь в 1948 году, когда его членами стали 147 конфессиональных групп1766. Последующие ассамблеи Всемирного совета церквей состоялись в Эванстоне, штат Иллинойс (1964), Нью-Дели (1961), Упсале (1968), Найроби (1975) и Ванкувере (1983).

 

Первая формулировка богословской базы Всемирного совета церквей была краткой и простой: "Всемирный совет церквей - содружество церквей, принимающих Иисуса Христа Господом и Спасителем"1767. Эта формулировка подверглась критике, поскольку оиа не учитывала все нюансы христианского вероучения. Поэтому в 1961 году был принят

расширенный вариант: "Всемирный совет церквей - содружество церквей, исповедующих Иисуса Богом и Спасителем в соответствии с Писанием и стремящихся к совместному исполнению общего призвания во славу единого Бога, Отца, Сына и Святого Духа"1768. В том же 1961 году к Всемирному совету церквей присоединился Международный миссионерский совет - еще одна организация, появившаяся в результате Эдинбургской конференции 1910 года1769.


В это же время произошло другое важное событие. На Рождество 1961 года папа Иоанн XXIII объявил о созыве Второго Ватиканского собора. Открытость к некатолическому христианству, продемонстрированная на этом соборе, сделала вскоре реальностью протестантско-католический диалог.

 

Всемирный совет церквей и его филиал в Соединенных Штатах, Национальный совет церквей Христа, - не единственные межцерковные движения. В 1941 году образовался Американский совет христианских церквей, а несколько позже возник его всемирный эквивалент - Международный совет христианских церквей. При поверхностном рассмотрении эти объединения могут показаться консервативными аналогами Национального и Всемирного советов церквей, стремящимися к достижению тех же целей, но на более консервативном богословском основании. Но при ближайшем рассмотрении становится ясно, что Американский и Международный советы стремятся

противостоять целям и задачам Национального и Всемирного советов1770.

 

С самого начала главной движущей силой Американского совета христианских церквей был Карл Мак-Интайр. Он стал инициатором отделения библейских пресвитериан от Ортодоксальной пресвитерианской церкви, создания Богословской семинарии веры и преобразования Национального института библейских исследований в Шелтонский колледж. Он также вел радиопрограмму "Реформация XX века".

 

Американский совет занимается лоббированием в Вашингтоне по таким вопросам, как правительственная политика в отношении назначения капелланов, иностранных миссий и радиопередач1771. Но смысл существования этой группы составляет противодействие Национальному и Всемирному советам церквей. Один из тактических приемов заключается в организации одновременных собраний в каждом городе, где проводят

мероприятия Всемирный совет или какое-то из его отделений. Книга Мак-Интайра "Реформация XX века" представляет собой развернутую, мощную и целенаправленную атаку на либерализм экуменического движения. Причем полемика ведется не только по богословским, но и по политическим и экономическим вопросам.

 

Деятельность Американского совета и входящих в него церквей приводит к очень негативным результатам. Не прекращается курс на раскол, начатый отделением Библейской пресвитерианской церкви и Семинарии веры соответственно от Ортодоксальной пресвитерианской церкви и Вестминстерской семинарии. Наглядный пример - создание Колледжа и Семинарии завета с соответствующей конфессиональной

группой1772. Далее, Американский совет борется не только с либерализмом, но и с теми непоследовательными евангельскими христианами, которые, придерживаясь сугубо ортодоксальных взглядов, тем не менее не порывают полностью связи с Национальным советом. Действительно, ни один член Американского совета с правом голоса не должен поддерживать отношений с Национальным советом1773.

 

Через год после образования Американского совета христианских церквей возникла еще одна межцерковная ассоциация. В 1929 году группа евангельских христиан основала Братство Новой Англии, которое начало проводить библейские конференции, собрания на


открытом воздухе, радиопередачи. Затем его лидеры, почувствовав необходимость в общенациональном объединении, разослали евангельским христианам по всей стране приглашение на встречу в Сент-Луисе в апреле 1942 года. На этой встрече была образована Национальная ассоциация евангельских христиан для совместных действий, которая впоследствии стала называться просто Национальной ассоциацией евангельских христиан1774.

 

Отличительные черты и цели Национальной ассоциации евангельских христиан характеризуются двумя факторами, проявившимися в самом начале ее существования. Во- первых, первоначальное наименование подразумевает ориентацию на практические действия, в этом отношении она следует принципам Эдинбургской конференции 1910 года. Во-вторых, лидеры евангельских христиан решили не присоединяться к созданному год назад Американскому совету, учитывая его негативную ориентацию. Основной целью нового объединения были конструктивные совместные действия. Его можно назвать группой экуменического действия:

 

Ясно было одно. Тысячи христиан пришли к выводу о невозможности дальнейшего сотрудничества с Федеральным [Национальным] советом церквей. [Но у евангельских христиан] не было никакого желания предъявлять обвинения или составлять планы военных действий для реформирования или уничтожения совета. Они полагали, что на такие предприятия и так уже затрачено слишком много времени и энергии, денег и талантов. Им была нужна конструктивная, энергичная, динамичная и общая программа евангельских действий в областях благовестил, миссионерства, христианского воспитания и в других сферах христианской жизни. Они стремились найти разумную вероучительную основу для таких действий. Для этого нужны были лидеры. Они полагали, что настало время продемонстрировать обоснованность их взглядов и способность евангельских

христиан работать совместно в рамках общей развернутой конструктивной программы1775.

 

Национальная ассоциация евангельских христиан функционирует через несколько комитетов, взгляды ее членов выражает периодическое издание "Экшн" (ранее "Юнайтед Еванджеликал Экшн").

 

Вопросы, выдвигаемые евангельскими христианами

 

Когда речь заходит об экуменизме, особый интерес для евангельских христиан представляют несколько вопросов. Евангельские христиане всегда подчеркивали, что объединение невозможно без достижения согласия по некоторым основополагающим истинам. Такой подход основывается на представлении об объективном Боге, с Которым люди связаны верой. Мы связаны с Ним, поскольку Он раскрыл нам Себя. Коль скоро это откровение хотя бы отчасти выражается в форме утверждения, вера представляет собой личное упование на Бога и принятие раскрытых Им истин. Следовательно, схожие эмоциональные переживания и совместные дела нельзя считать достаточным основанием для единства. Должно быть также согласие, по крайней мере, по самым главным пунктам веры.


Такую позицию евангельских христиан не следует считать каким-то естественным или логическим препятствием экуменизму. Фактически, как отмечает Джон Монтгомери, она имеет прямо противоположный эффект, она стимулирует межконфессиональные связи. Забота об истине побуждает евангельских христиан сотрудничать и чувствовать себя едиными с теми, кто разделяет их основные верования1776. Действительно, исторически движение фундаментализма началось с проведения библейских конференций, которые посещали люди, принимавшие основы вероучения, называемые "принципами веры".

Многие их участники обнаруживали, что у них больше общего в богословском и духовном плане с представителями других христианских общин, чем с некоторыми членами их собственных церквей. Таким образом, сам факт вероучительных различий внутри крупных конфессий стал стимулом развития экуменического движения.

 

Но евангельские христиане, учитывая их заботу об истине, проявляют все же настороженность в вопросе о степени участия в экуменическом движении. Когда речь заходит об экуменизме, со стороны евангельских христиан постоянно выдвигается ряд вопросов. Уильям Эстеп разбил их на несколько категорий. Он сделал это с чисто баптистской точки зрения, тем не менее мы воспользуемся этой классификацией, внеся в нее некоторые изменения1777.

 

Богословский вопрос

 

При рассмотрении различного рода критических замечаний, высказываемых в адрес экуменического движения, внимание прежде всего привлекают те из них, которые относятся к богословской сфере. Ибо конфессии в первую очередь разделяют разногласия именно по богословским вопросам. Евангельские христиане не считают возможным объединение с любой группой, не признающей основополагающие вероучительные принципы, а именно: высший авторитет Библии как основы веры и христианской жизни; Божественность Иисуса Христа, в том числе Его чудеса, искупительную смерть и телесное воскресение; спасение как сверхъестественное дело возрождения и оправдания

благодатью через веру; второе пришествие Христа. Евангельские христиане полагают, что в вопросах богословской базы единства экуменическое движение часто принимает самый низкий общий знаменатель. Поэтому они опасаются, что не все члены союза могут быть истинными христианами. Кроме того, возникает вопрос, какие принимаются, если вообще принимаются, вероучительные нормы (т.е. исповедания или символы веры) и каковы должны быть их статус или степень авторитетности1778.

 

Экклезиологический вопрос

 

В определенном смысле экклезиологический вопрос представляет собой просто ответвление богословского. Евангельские христиане не объединяются с группами, не разделяющими их учения о церкви. Но здесь встают вопросы и более широкого плана. Евангельские христиане подчеркивают, что должно быть принципиальное согласие в понимании того, что делает церковь церковью. Делает ли церковь христиан христианами или христиане делают церковь церковью? В каком-то смысле речь здесь идет о самой природе христианства. Возникает вопрос и о значении термина церковь. Относится ли он


главным образом к местному собранию верующих, конфессиональной группе или союзу церквей? Необходимо также согласие в отношении структуры организации церкви, а также званий и функций служителей. Объединение убежденных епископальных христиан и твердых конгрегационалистов вряд ли возможно без определенных трений, касающихся организации церкви, ее управления, значения и критериев рукоположения и других сопутствующих вопросов. Необходимо уделять внимание и таким проблемам, как цели и стратегия церкви, допустимость социальной и политической деятельности и степень участия в ней, взаимоотношения между церковью и государством.

 

Характерно, что именно перечисленные выше проблемы и связанные с ними вопросы, касающиеся совершения таинств, вызывают в экуменическом движении наиболее серьезные трения и создают самые большие трудности, как это было и в XVI веке, когда Мартину Лютеру и Ульриху Цвингли не удалось объединить два крыла Реформации и диалог прервался из-за несогласия по вопросу о природе присутствия Христа в вечере Господней. Причина очевидна. Что касается других областей вероучения, личные мнения можно считать допустимыми. Но церковь и таинства - внешние, видимые компоненты христианства. Поэтому в их отношении необходим более высокий уровень согласия.

 

Методологический вопрос

 

Поскольку главной целью создания экуменического движения было преодоление недостатков, связанных с раздельным свидетельством о Христе, вполне уместен прагматический Вопрос евангельских христиан: насколько успешно экуменическое движение выполняет задачу евангелизации мира? Гарольд Линдселл отмечает, что Объединенная церковь Канады теряла членов и сокращала число миссионеров, тогда как

другие конфессии демонстрировали рост и прогресс в этих областях1779.

 

Учитывая причины возникновения экуменического движения, особую значимость приобретают его неудачи в миссионерской деятельности. В этом отношении евангельские христиане часто критикуют Всемирный совет церквей, Виссерт Хоофт, первый генеральный секретарь Всемирного совета, попытался ответить на критику:

 

Самый, пожалуй, уместный вопрос консервативных евангельских христиан заключается в том, не слишком ли много внимания экуменическое движение уделяет социальным и международным проблемам, пренебрегая основной задачей миссионерства и благовестил. Вопрос тем более уместен, что сравнение между церквами ВСЦ и организациями евангельских христиан показывает, что последние в гораздо большей степени используют свои человеческие и материальные ресурсы для евангелизации и миссионерской деятельности за рубежом. Но встает более важный вопрос: что такое благовестив? Можно ля считать церковь благовестнической только потому, что она проповедует Благую Весть отдельным людям? Или же она еще и благовествует, проливая свет Евангелия на основные человеческие проблемы наших дней? Дискуссия продолжается, и каждой из

участвующих в ней сторон надо учиться у своего оппонента1780.

 

Телеологический вопрос


Последний вопрос, евангельских христиан при оценке экуменического движения Эстеп называет телеологическим1781. Какова конечная цель экуменического движения?

Органическое слияние всех конфессий в одну суперцерковь? Лидеры Всемирного совета неоднократно и настойчиво подчеркивали, что цель состоит не в этом, что конфессии сохранятся и продолжат существование в полной неприкосновенности. Эстеп, однако, составил впечатляющую подборку высказываний других представителей экуменического движения, согласно которым органическое единство всех церквей желательно и достижимо. Робертс Томсон проводит различие между конкретными задачами Всемирного совета и конечными целями экуменического движения. По своему уставу Совет не может быть чем-то большим, чем просто совет. В то же время ожидается, что члены Всемирного совета настолько проникнутся осознанием греха разделения, что будут стремиться к слиянию, выходящему за рамки деятельности Советд1782.

 

Полное слияние привело бы к определенным негативным последствиям. Членство в церкви потеряло бы смысл. Роберт Хенди отмечает, что "переход к полному организационному единству с неизбежностью вновь поставил бы вопрос об еретиках. При этом попытки избежать его решения в самых крайних формах в сочетании со стремлением сохранить полное организационное единство привели бы к снижению требований к

членам церкви, а сама церковь воспринималась бы в крайне низких категориях"1783. Еще одна проблема, связанная с такой суперцерковью, заключается в том, что она

рассматривалась бы как исключительный попечитель, если можно так сказать., христианства. Верующим внушали бы, что они не могут быть христианами вне видимой церкви. А что тогда будет с диссидентами или нонконформистами? Куда они пойдут?

Любая монолитная структура разрушает систему равновесия, необходимую как в церковной, так и в мирской политике.

 

Руководство к действию

 

Какую же мы должны занять позицию, памятуя о молитве Христа о единстве Его последователей? В заключение этой главы постараемся определить общие принципы.

 

1.  Нам надо сознавать, что церковь Иисуса Христа - единая церковь. Все связанные со Спасителем и Господом составляют одно духовное тело (1 Кор. 12:13).

 

2.  Духовное единство верующих должно проявляться во взаимном расположении, общении и любви друг к другу. Нам надо использовать все приемлемые средства для утверждения единства с христианами, органически отделенными от нас.

 

3.  Все христиане должны действовать сообща, насколько это возможно. Они должны объединять усилия, если при этом не приходится идти на компромисс по основным вероучительным вопросам. Иными словами, в определенных случаях христианам надо забывать о своих разногласиях. Совместные действия христиан означают общее свидетельство миру и верное управление доверенными им ресурсами.


4.  Важно четко определить вероучительную основу и цели единства. Как признал сам Виссерт Хоофт, изначальная задача Эдинбургской Всемирной миссионерской конференции 1910 года в значительной степени подменилась другими заботами. Но ведь выполнение поручения Христа остается главной задачей церкви. Следовательно, трудно оправдать пустую трату времени, человеческих и материальных ресурсов на цели, не способствующие, пусть даже косвенно, евангелизации мира. Иными словами, цель должна заключаться в возврате к изначальным принципам экуменического движения, ибо не всякий говорящий: "Господи! Господи!" - принадлежит Ему.

 

5.  Нам надо остерегаться таких объединений, которые подрывают духовную жизнь

церкви. Растут консервативные церкви, движущую силу представляют собой евангельские христиане. Поэтому следует весьма осторожно относиться к объединениям, которые

могут обескровить эту силу, или даже избегать их.

 

6.  Христианам не следует слишком легко расставаться со своей церковью. Пока остается возможность вернуть ее на истинный путь, консервативные христиане должны оставаться в церкви. Равным образом, если консерваторы уйдут из экуменических организаций, там их представлять уже никто не будет.

 

7.  Христианам важно понимать, что в основе разделений лежат истинные убеждения и приверженность принципам, а не личные конфликты или амбиции. Но дело Христа подрывается, когда разделяются христиане, придерживающиеся одних взглядов и стремящиеся к достижению одних целей.

 

8.  Когда между христианами возникают разногласия, будь то между отдельными верующими, церквами или конфессиями, крайне важно, чтобы они решались в духе любви, стремления убедить и наставить в истине, а не в духе отвержения или осмеяния. Истина всегда связана с любовью.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.