11.05.2005
Скачать в других форматах:

Миллард Эриксон

Христианское богословие

Часть одиннадцатая. Церковь

49. Природа церкви

До сих пор мы рассматривали спасение в том плане, как оно соотносится с жизнью отдельных христиан. Но христианин живет не один. В книге Деяний мы обычно видим, что обращение приводит человека в общину верующих. Этот коллективный аспект христианской жизни мы называем церковью,

 

Определение церкви

 

Запутанность вопроса о церкви

 

Церковь - хорошо знакомое, но крайне запутанное понятие. Это одна из немногих реалий христианского богословия, которую можно наблюдать на практике. Для многих это


первое и, возможно, единственное проявление христианства. Карл Барт отмечает, что среди прочего церковь свидетельствует об Иисусе Христе просто фактом своего существования1566. Есть конкретные свидетельства тому, что церковь существует или, по крайней мере, существовала. Церковные структуры хотя порой объединяют очень немногих людей, но, тем не менее, служат доказательством реальности того, что мы называем церковью. О церкви пишут в средствах массовой информации, хотя особо и не уточняют, что это такое. Она упоминается в законодательных документах. В Соединенных Штатах церковь отделена от государства. Есть члены церкви, которые посещают ее по воскресеньям. Но несмотря на привычность этого понятия, в вопросе о церкви нередко наблюдаются путаница и непонимание.

 

Это непонимание отчасти вызывается употреблением термина церковь в разных значениях. Иногда он используется в смысле архитектурного сооружения, здания. Часто им обозначается конкретное объединение людей, например, "Первая методистская церковь". В других случаях он относится к конфессии, группе с определенными отличительными особенностями - например, к пресвитерианской или лютеранской церкви. Но помимо путаницы, вызываемой употреблением термина церковь в разных значениях, существует и путаница на более глубоком уровне, выражающаяся в непонимании основополагающей природы церкви.

 

Среди причин этого непонимания можно отметить факт, что никогда в истории христианской мысли учение о церкви не привлекало непосредственного и безраздельного внимания, как это бывало с другими доктринами. На первой генеральной ассамблее Всемирного Совета Церквей в Амстердаме в 1948 году отец Флоровский заявил, что учение о церкви только выходит из добогословской фазы1567. Христологии и учению о

Троице пристальное внимание уделялось в IV и V веках, искупительной работе Христа - в средневековый период, а учению о спасении - в XVI веке. Учение же о церкви никогда не привлекало такого всеобщего внимания. Даже полемика между августинианцами и донатистами в начале V века и спор о средствах благодати в XVI веке, хотя они и касались некоторых аспектов природы церкви, по сути не дошли до основного вопроса - что такое церковь. Колин Уильяме высказывает мысль, что "отсутствие прямого богословского внимания к церкви объясняется, вероятно, представлением о ней как о чем-то само собой разумеющемся"1568.

 

Но рассмотрение вопроса о природе церкви нельзя больше откладывать. Экуменическое движение, XX века ставит -церковь в центр полемики. В экуменизме существуют разногласия по некоторым богословским вопросам или, по крайней мере, по частностям в таких областях, как взаимосвязь между Божественностью и человечностью Иисуса, судебный характер оправдания и возможность полного освящения в этой жизни, но признается, что проблему природы церкви игнорировать нельзя. Ведь экуменическое движение волнует в первую очередь взаимосвязь между церквами, и в наиболее яркой форме эта озабоченность проявляется в деятельности Совета Церквей.


Есть и другие причины, по которым крайне необходимо четко определить сущность церкви. Джон Маккуорри показывает, что вопрос о церкви занимает важное место в современных богословских работах:

 

О церкви сегодня пишется, пожалуй, больше, чем по всем другим богословским вопросам. Большинство этих работ имеет практическую ориентацию. Обсуждаются вопросы о церкви в условиях быстрых социальных изменений, о церкви в секулярном обществе, о Церкви и воссоединении, о церкви и миссии. Но какими бы ценными ни были эти разработки в различных областях, они должны исходить из богословского понимания церкви и соотноситься с ним1569.

 

Обратите внимание, Маккуорри привлекает внимание к факту, что полемика о церкви во многих случаях ведется с точки зрения ее взаимосвязи с другими структурами, например, с секулярным обществом. Сейчас основное внимание большинства работ направлено не на церковь, а на другие структуры. Этой тенденции пора положить конец - ведь если у нас нет ясного понимания природы церкви, у нас не может быть правильного понимания ее взаимосвязи с другими структурами.

 

Акцент на таких вопросах, как социальные изменения и миссия, а не на самой церкви, отчасти объясняется общим смещением мышления к секулярному образцу. Скажем иначе: произошло коренное изменение в понимании Бога, теперь гораздо больше подчеркивается Его имманентность, а не трансцендентность. Его связь с миром уже не рассматривается исключительно через представительство Его сверхъестественного установления - церкви. В целом церковь не считается больше единственным воплощением божественного присутствия и божественных деяний, или Божьим представителем. Широкое распространение получил взгляд, что Бог динамически соотносится с миром различными иными способами и через другие организации. Основное значение придается тому, что Бог делает, а не тому, каков Он есть. Соответственно, больше внимания уделяется миссии церкви, а не ее сущности или границам.

 

Церковь традиционно воспринималась резко отличной от мира, противостоящей ему и стремящейся изменить его. Наиболее полно этот взгляд выражается в представлении, что церковь - хранительница благодати и что мир может подучить эту благодать и измениться ею только через связь с церковью и принятие ее таинств. В соответствии с протестантским пониманием этого взгляда, церковь доносит Евангелие, добрую весть о спасении, а потерянный и отделенный от Христа мир может спастись и воссоединиться с Ним, только услышав Благую Весть, уверовав, оправдавшись и возродившись. Теперь же считается,

что Бог работает в мире напрямую, вне рамок церкви, и для выполнения Своей цели использует даже нехристиан и нехристианские организации. Одним из последствий этого сдвига в мышлении стало, как мы отмечали в главе 48, искаженное представление о природе и средствах спасения.

 

Эмпирически-динамическое определение церкви


Есть еще один фактор, препятствующий разработке современного учения о церкви. XX век с его пренебрежением к философии и, в частности, к метафизике и онтологии, проявляет гораздо больше интереса к конкретным историческим выражениям явлений, чем к их теоретическим обоснованиям. Поэтому современное богословие занято больше вопросом о реальном воплощении церкви, ее конкретном или динамическом выражении, чем о ее сущности, о том, что она есть или чем должна быть. При философском подходе, по сути своей дедуктивном или платоновском, человек начинает с поиска определения идеальной церкви, а уж затем переходит от чистой найденной сущности к конкретным выражениям, представляющим собой несовершенные копии или аналоги. При историческом подходе сущность церкви индуктивно выводится из ее реального состояния

- существующие в мире условия и проблемы определяют то, чем должна быть церковь. Это, конечно же, отражает смещение внимания от потустороннего, невидимой стороны, к мирской, наблюдаемой реальности. Такой взгляд основывается не на неизменных чистых определениях, а на подверженных изменениям эмпирических реальностях.

 

Общепризнанно, что это смещение ориентации произошло в нашей культурной среде, и многие богословы считают его нормативным и обоснованным. Карл Майклсон, например, пишет: "Нам следует отказаться от рассмотрения всякого рода умозрительных вопросов, заведших богословие в область физических или метафизических спекуляций и не

имеющих ни малейшего отношения к жизни людей, - о бытии Самого Бога, Его природе и свойствах, природе церкви, природе человека, предсуществовании Христа"1570. С ним соглашается Колин Уильяме: меня нет сомнений, что этот сдвиг можно только приветствовать"1571.

 

Смещение акцента от теоретической к эмпирической сфере ярко проявляется в изменении понимания мира в целом. Реальность теперь видится в движении, а не неизменной. Уолтер Онг привлекает внимание к факту, что в нашей культуре наблюдается сдвиг от

ориентации на печатное слово к слуховому восприятию. В качестве примера этой тенденции он приводит третье издание "Уэбстеровского Международного Словаря". Предыдущие издания отражали представление о языке как о застывших формах, которым надо твердо следовать, последнее же издание отражает идею о динамичном характере языка: это живое и постоянно меняющееся явление. Его правила определяются конкретными условиями. (Резкое недовольство общества новым пониманием языка Онг считает просто одним из проявлений повсеместного отказа признать динамический характер реальности.1572) Аналогичным образом, церковь теперь тоже видится

динамичной. Она оценивается с точки зрения не ее сущности, а конкретного бытия. Это чисто экзистенциалистский взгляд. Она - явление, а не законченная, полная сущность. Церковь - не какая-то неизменная форма, а проект, задача, над выполнением которой надо работать.

 

В результате такого изменения ориентации исследований церковь теперь изучается в рамках дисциплин и методологий, не имеющих отношения к догматике или систематическому богословию, пытающимся определить и выделить сущность явлений. Чтобы понять, что такое церковь, многие богословы обращаются к ее истории: церковь - то, что она есть. Другие рассматривают церковь исключительно как явление Нового


Завета, ограничивая историческое исследование самым ранним периодом церкви, который считается нормативным. Церковь такова (или должна быть такой), какой она была (или какой стала) вначале.

 

Новая практика разработки учения о церкви с помощью небогословских дисциплин и методологий представляет опасность для осознания церковью самой себя с богословской точки зрения. Когда раньше церковь вынуждена была объяснять свое понимание конкретных учений (например, о человеке или грехе) перед лицом вызова альтернативных методологий или дисциплин (например, биологии, антропологии или психологии), у нее уже имелись достаточно отработанные формулировки, поэтому она была относительно уверена в себе. Сейчас же церковь не очень-то уверена в собственной доктрине, и у нее может появиться соблазн просто воспользоваться взглядами и категориями, разработанными социологической наукой. Будучи общественным институтом, церковь привлекает внимание исследователей общественных институтов разного типа.

Применительно к церкви они используют тот же самый аналитический метод и те же самые категории, что и в отношении любого другого общественного института. Но нам надо помнить, что церковь - нечто гораздо большее, чем общественный институт, и ее определение выходит за чисто .социологические рамки.

 

Главная проблема, связанная с определением церкви с точки зрения ее динамической активности, заключается в том, что такое определение избегает каких-то четких заявлений относительно природы церкви. Это именно тот случай, который мы описали в главе 5, анализируя работу преобразователей, вносящих серьезные изменения в содержание учения, чтобы приспособить его к меняющейся ситуации в мире. Но возникает вопрос: если определение церкви должно постоянно меняться, чтобы соответствовать условиям современного мира, какая может быть преемственность между каждым новым определением и предшествующим? Или, другими словами, какой смысл продолжать называть церковь церковью? Какая общая черта идентифицирует церковь в ходе всех этих изменений? Не выглядит ли дело так, что в какой-то момент надо будет подыскать другой термин? Обратимся к области биологической эволюции. Когда из существующего вида развивается новый вид, ему дают новое имя. При обозначении новых видов биологи не пользуются старыми названиями. Эти названия сохраняются для старых видов. В ходе всех изменений в мире определенные морфологические и классификационные категории остаются неизменными. Утверждается, однако, что хотя церковь меняется и должна меняться, причем достаточно радикально, ее следует продолжать называть церковью. Но если мы продолжаем называть ее церковью, нам надо знать, что именно определяет церковь как церковь или дает ей оснований называться церковью. Однако такой вопрос не ставится.

 

Нам надо также установить, есть ли какая-то точка, после которой церковь следует называть, скорее, клубом, общественной организацией или чем-то еще в этом роде. На эти вопросы невозможно ответить, не обратившись к рассмотрению природы церкви, причем начинать это дело лучше всего с анализа самого библейского свидетельства.

 

Библейско-филологическое определение церкви


Английское слово church (церковь) и соответствующие термины в других языках (например, Kirche) происходят от греческого слова - "принадлежащий Господу". Но их следует понимать в свете новозаветного греческого термина . Это распространенное слово, но в Новом

 

Завете оно встречается нечасто. В Евангелиях оно употреблено всего в двух стихах - Мф. 16:18 и 18:17, причем оба случая выглядят достаточно опорными. Оно не встречается во 2 Тимофею, Титу, 1 и 2 Петра, 1 и 2 Иоанна и Иуды. Не имеет особого значения его отсутствие в 1 и 2 Иоанна (поскольку оно есть в 3 Иоанна), или во 2 Тимофею и Титу (поскольку оно есть в 1 Тимофею), или в Иуды (поскольку это послание очень краткое).

Большее удивление вызывает его отсутствие в посланиях Петра. Карл Шмидт пишет по этому поводу: "Первое послание Петра особое внимание уделяет природе и значению ветхозаветного сообщества, в нем используются ветхозаветные выражения, поэтому возникает вопрос, не рассматривается ли в нем эта тема [церковь] даже при отсутствии относящегося к ней термина. То же самое можно сказать о Евангелиях Марка, Луки и

Иоанна"1573.

 

При рассмотрении новозаветной концепции следует обратиться к классическому греческому языку и языку Ветхого Завета. В классическом греческом языке слово

встречается уже у Геродота, Фукидида, Ксенофона, Платона и Еврипида (начиная с V века до Р.Х.)1574. Оно означало собрание граждан полиса (города). Такие собрания происходили достаточно часто, в Афинах, например, тридцать или сорок раз в году1575. Хотя полномочия были достаточно ограниченными, к голосованию допускались все граждане. Следовательно, в мирском смысле означает просто собрание людей, этот смысл мы видим в Деян. 19:32, 39, 41. В классическом греческом языке это слово лишь в трех исключительных случаях относится к религиозному сообществу или культовым союзам1576. Но даже в этих случаях речь идет о деловых встречах, а не о единении самом по себе.

 

Язык Ветхого Завета имеет в этом отношении гораздо большее значение.

 

 

В нем мы находим два еврейских термина -       (qahal) и       ('edah).

 

Первый, происходящий, вероятно, от слова, обозначающего голос, подразумевает обращение к собранию и созыв самого собрания. Он относится, скорее, не к характеристике членов собрания, а к самому факту собрания. Это слово иногда имеет религиозный подтекст (например, Вт. 9:10; 10:4; 23:1-3). Оно может также обозначать более широкое народное представительство (например, 3 Цар. 12:3), В собрание входят женщины (Иер. 44:15) и даже дети (Езд. 10:1; Неем. 8:2). Этот термин передает также идею сосредоточения войск, а в книге Иезекииля он обозначает другие народы помимо Израиля (Египет - Иез. 17:17; Тир - Иез. 27:27; Ассирию - Иез. 32:22).


 

Другой еврейский термин -       . Особенно часто он встречается в Пятикнижии, причем более чем в половине случаев - в Числах. Обычно он относится к людям, собравшимся перед скинией. Тот факт, что он впервые использовав в Исх. 12:3, наводит на мысль, что "общество" израильтян возникло благодаря повелению праздновать Пасху и покинуть Египет1577.

 

 

Слово       указывает на сообщество, объединившееся на основе соблюдения закона. Отмечая различия между двумя еврейскими терминами, Лотар Кенен пишет:

 

При сравнении двух еврейских слов, в том числе в тех местах, где они употребляются в одном и том же контексте (например, Исх. 12:1 и далее; 16:1 и далее; Чис. 14:1 и далее; 20:1 и далее; 3 Цар. 12:1 и далее), становится ясно, что 'edah - вполне определенный термин, относящийся к обрядовой стороне в целом. С другой стороны, qahal - формальное выражение идеи о собрании, появившемся в результате завета, о синайском сообществе и во второзаконническом смысле о сообществе в его нынешней форме. Это слово может

означать обычное мирское собрание людей (Чис. 10:7; 3 Цар. 12:3), религиозное собрание (Пс. 21:26), а также просто толпу (Чис. 14:5; 17:12)1578.

 

Обращаясь к греческим словам, использованным в Септуагинте для перевода еврейских терминов, мы видим, что часто заменяет                 , но никогда       . Последний

термин обычно передается словом , который используется и для перевода       .

Именно - наш основной источник понимания новозаветной концепции церкви.

 

Слово Павел использует чаще других авторов Нового Завета. Поскольку большинство его посланий адресовались конкретным местным собраниям верующих, нет ничего удивительного, что этот термин обычно относится к группе верующих того или иного города. Мы видим, что Павел обращается к "церкви Божией, находящейся в Коринфе" (1 Кор. 1:2; 2 Кор. 1:1), церквам Галатийским" (Гал. 1:2), к "церкви Фессалоникской" (1 Фес. 1:1). Это относится я к другим новозаветным писаниям. Начало Откровения Иоанна (Отк. 1 - 3) адресовано семи конкретным церквам. И в Деяниях

означает в первую очередь христиан, живущих и собирающихся в определенном городе, например, Иерусалиме (Деян. 5:11; 8:1; 11:22; 12:1, 5) или Антиохии (Деян. 13:1). Павел посещал местные церкви для рукоположения пресвитеров (Деян. 14:23), для утверждения церкви (Деян. 15:41; 16:5). В большинстве случаев

употребляется в смысле местной церкви.

 

Помимо упоминания о церквах конкретных городов, есть также места, где говорится о собраниях в домах верующих. Приветствуя Прискиллу и Акилу, Павел приветствует и "домашнюю их церковь" (Рим. 16:4; см. также 1 Кор. 16:19). В Послании к колоссянам он пишет; "Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его" (Кол. 4:15). Но чаще слово имеет более широкий смысл - всех верующих какого-то


города (Деян. 8:1; 13:1). В некоторых случаях оно относится к целому географическому региону. Пример - Деян. 9:31: "Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем, и, при утешении от Святого Духа, умножались". Еще один пример - 1 Кор. 16:19: "Приветствуют вас церкви Асийские".

Обратите внимание, что в первом случае слово "церковь" стоит в единственном числе, а во втором - во множественном1579.

 

Следует отметить, что собрание или группа верующих в каком-то конкретном месте никогда не рассматривается просто как часть или составляющая всей церкви. Церковь - не сумма или результат сложения отдельных местных групп. Целое мы находим везде. Карл Шмидт пишет: "Как мы уже указывали, сообщество или церковь не слагается из отдельных приходов.

 

Каждая община, будь то самая малая, олицетворяет сообщество в целом"1580. В том же духе высказывается и Кенен: в книге Деяний [как и в посланиях Павла] ekklesia предстает единым целым. Считается, что она появляется только в том случае, когда собирается в определенном месте (ср. Деян. 14:27). Но она всегда подразумевает общность"1581. Для понимания этой концепции важен стих 1 Кор. 1:2. Павел обращается к "церкви Бо-жией, находящейся в Коринфе" (см. также 2 Кор. 1:1). Обратите внимание, что он пишет церкви, существующей или проявляющейся в конкретном месте - Коринфе. "Она едина во всем мире и в то же время конкретно существует в виде отдельных собраний"1582.

 

В этом вопросе в адрес богословов может быть выдвинуто обвинение, что они принимают платоновскую точку зрения - рассматривают местные церкви как конкретные или частные проявления чистой Формы, абстрактной Идеи о церкви. По богословы извлекают эту концепцию из Библии. Она присутствует в учении Павла и Луки, а не привносится истолкователями. В данном вопросе действительно существует параллель между библейскими и платоновскими воззрениями. В этом нет ничего особенно плохого или хорошего, и к этому не стоит относиться как к проявлению платоновского влияния на библейское учение. Это просто факт.

 

Концепция о всеобщем характере церкви дает нам возможность яснее понять некоторые места в Новом Завете. Например, в свете этой концепции обретает смысл заявление Иисуса в Мф. 16:18: создам Церковь Мою". В Послании к ефесянам Павел особо подчеркивает всеобщий характер церкви. Церковь - тело Христово, и все подчинено Ему (Еф. 1:22-23), церковь показывает многоразличную премудрость Божью (Еф. 3:10) и являет Его славу во все роды (Еф. 3:21). Она - "одно тело" (Еф. 4:4), "Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела" (Еф. 5:23). Церковь повинуется Христу (Еф. 5:24) и предстает перед Ним (Еф. 5:27). Он возлюбил церковь и предал Себя за нее (Еф. 5:25).

Христос и церковь - великая тайна (Еф. 5:32). Все эти стихи, как и 1 Кор. 10:32; 11:22; 12:28 и Кол. 1:18, 24, указывают на всеобщий характер церкви.

 

Совершенно очевидно, что церковь составляют все люди в мире, связанные со Христом через спасение. В нее входят и все те, кто живет как часть Его тела и кто будет жить как


часть Его тела. Эта принадлежность ярко выражена в Евр. 12:23: торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах".

 

Исходя из этого понимания всеобъемлющей принадлежности мы можем попытаться дать богословское определение церкви как единому телу тех, кто через смерть Христа приобрел спасение, примирился с Богом и получил новую жизнь. Она включает всех таких людей, будь то на земле или на небесах. Будучи всеобъемлющей по своей природе, она в то же время находит выражение в местных собраниях верующих, которые демонстрируют те же качества, что и все тело Христово в целом.

 

Библейские образы церкви

 

Обратимся теперь к характеристикам или чертам подлинной церкви. Традиционно эта тема рассматривается с точки зрения "отличительных признаков" - единства, святости, соборности, апостольства. Мы же обратимся к образам, которые Павел использовал применительно к церкви. Таких образов много1583, но мы ограничимся тремя из них.

Артур Уэйнрайт высказал мысль, что послания Павла характеризуются своего рода троичностью, которая проявляется даже в их композиции1584. Находит она выражение и в его понимании церкви, ибо он называет церковь Божьим народом, телом Христовым и храмом Святого Духа.

 

Народ Божий

 

Павел следующим образом описывает Божье решение сделать из верующих Свой народ: "Сказал Бог: "вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом" (2 Кор. 6:16). Церковь состоит из Божьих людей. Они принадлежат Ему, а Он принадлежит им.

 

В концепции церкви как Божьего народа подчеркивается Божья инициатива в выборе людей. Согласно Ветхому Завету, Бог не принял в Свою семью какой-то уже существующий народ, а фактически создал народ для Себя. Он избрал Авраама и через него вызвал к жизни народ Израиля. В Новом Завете концепция Божьего народа расширилась и в церковь входят уже не только иудеи, но и язычники. Поэтому Павел пишет фессалоникийцам: "Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа" (2 Фес. 2:13-14; см. также 1 Фе,с. 1:4).

 

Один из ветхозаветных текстов, в которых Израиль отождествляется с Божьим народом, - Исх. 15:13,16. Воспевая Господу после перехода через Красное море, Моисей заявляет, что Бог искупил Израиль и что он - Его народ: "Ты ведешь милостию Твоею народ сей, который Ты избавил; провожаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей... Да нападет на них [Едом, Моав и жителей Ханаана] страх и ужас; от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень, доколе проходит народ Твой, Господи, доколе проходит сей народ, который Ты приобрел". Другие указания на Израиль как на Божий народ даны в Чис. 14:8;


Вт. 32:9-10; Ис. 62:4; Иер. 12:7-10; Ос. 1:9-10; 2:23. В Рим. 9:24-26 сделанное у Осии

заявление Павел распространяет не только На иудеев, но и на язычников: Бог "призвал [нас] не только из Иудеев, но и из язычников. Как и у Осии говорит: "не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною; и на том месте, где сказано им: вы не мой народ, там названы будут сынами Бога живого" ".

 

Из концепции об Израиле и церкви как Божьем народе вытекают определенные последствия. Бог гордится им. Он заботится о Своем народе и защищает его. Он хранит его "как зеницу ока Своего" (Вт. 32:10). Наконец, Он ожидает, что народ этот будет принадлежать Ему безоговорочно и безраздельно. Исключительность Божьих прав на Его народ символизируется рассказом об исключительных правах Осии на неверную жену Гомеры Весь народ Божий как бы отмечен особой печатью. В Ветхом Завете свидетельством божественной принадлежности было обрезание. Это требование распространялось на всех мальчиков народа Израиля, а также на обращенных мужчин, или прозелитов. Это было внешним знаком завета Бога с Его народом. Это было также субъективным символом завета, который Каждый человек нес лично, в то время как ковчег завета служил объективным символом для всего народа.

 

Вместо внешнего обрезания плоти, которое мы видим в Ветхом Завете, в Новом Завете речь идет уже о внутреннем обрезании сердца. Павел писал: "Но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве" (Рим. 2:29; см. также Флп. 3:3). Если в Ветхом Завете Божьим народом была нация Израиля, в Новом Завете членство в Божьем народе уже не определяется национальной принадлежностью: "Ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля" (Рим. 9:6). Божий народ теперь отличает вхождение в Божий завет, он состоит из тех, "которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников" (Рим. 9:24). Для Израиля заветом был Авраамов завет, для церкви - это завет, установленный Христом (2 Кор. 3:3-18).

 

От Божьего народа ожидается особая святость. Бог всегда хотел видеть Израиль святым или освященным. Церковь - невеста Христова, поэтому она тоже должна быть святой: "Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна" (Еф. 5:25-27).

 

Тело Христово

 

Самый, пожалуй, распространенный образ церкви - ее представление как тела Христова. Существует мнение, что этот образ выражает наиболее законченное определение церкви1585. Такую точку зрения можно считать правомерной и ценной, но она не дает полного представления о сути вопроса.

 

Образ церкви как тела Христова подчеркивает, что сейчас церковь - средоточие служение Христа, каким во время земного служения было Его физическое тело. Образ этот относится как ко вселенской церкви, так и к местным собраниям. Первый смысл этого


понятия поясняется в Еф. 1:22-23: все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем". Второй

- в послании Павла коринфянам: вы - тело Христово, а порознь - члены" (1 Кор. 12:27).

 

Образом тела Христова подчеркивается также связь церкви как сообщества верующих со Христом. Спасение во всей своей полноте основывается в значительной Мере на союзе со Христом. В главе 45 мы рассмотрели многочисленные указания на пребывание верующего "со Христом" или "во Христе". Здесь же мы видим обратную связь. Христос в верующем - основание веры и надежды. Павел пишет: "Которым [святым] благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы" (Кол. 1:27; см. также Гал. 2:20).

 

Христос - глава тела (Кол. 1:18), членами которого являются верующие. Все создано Им и для Него (Кол. 1:16). Он рожден прежде всякой твари (Кол. 1:15). "Дабы все небесное и земное соединить под главою Христом" (Еф. 1:10). Соединенные с Ним верующие возрастают через Него, главу, с которой они связаны (Кол. 2:19). Этот образ перекликается с изображением Иисусом Самого Себя как виноградной лозы, на которой верующие растут, как ветви (Ин. 15:1-11). Будучи главой тела (Кол. 1:18), Он управляет церковью: "Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти" (Кол. 2:9-10). Христос - Господь церкви. Им и Его делами она направляется и управляется.

 

Образ тела Христова подразумевает также взаимосвязь между всеми людьми, составляющими церковь. Христианскую веру не следует рассматривать просто как личные отношения с Господом. Не может быть такой вещи, как уединенная, изолированная христианская жизнь. В 1 Кор. 12 Павел разрабатывает концепцию взаимосвязи частей тела, прежде всего в свете даров Духа. Он подчеркивает взаимозависимость верующих. Он пишет, что "тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много" (1 Кор. 12:12). Все они, будь то иудеи или эллины, крестились Духом в одно тело и напоены одним Духом (1 Кор. 12:13). Всем членам даны различные дары. Они даны не для личной прихоти, а для назидания тела в целом (1 Кор. 14:4-5). Дары различны, но это не должно вести к разделению в теле. Некоторые дары выглядят более впечатляющими по сравнению е другими, но из этого не следует, что они важнее (1 Кор. 12:14-25). Ни один дар не дается всем (1 Кор. 12:27-31), с другой стороны, ни у кого нет всех даров. Все члены церкви нуждаются друг в друге.

 

В таком понимании тела присутствует идея взаимности - каждый верующий ободряет и наставляет другого. В Еф. 4:11-16 Павел развивает концепцию о важности взаимной поддержки. Он делает вывод: "Но истинною любовью [мы] все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви". Во веем этом целом должна быть чистота. Члены тела должны носить бремена друг друга (Гал. 6:2) и "справлять согрешающих (Гал. 6:1). В некоторых случаях работа с согрешающим верующим может выражаться в деликатных попытках исправления его поведения. В


других случаях она может выражаться в прекращении общения с теми, кто его просто оскверняет. Иными словами, таких людей можно просто исключать или изгонять из общины. О такой возможности Иисус говорил в Мф. 18:8, 17, а Павел в Рим. 16:17 и 1 Кор, 5:12-13.

 

Тело должно отличаться отношениями подлинного братства. Это означает не просто общественную взаимосвязь, но и внутреннее чувство и понимание друг друга. Должно быть сочувствие друг другу и взаимное ободрение (наставление). Переживаемое одним должно переживаться всеми. Павел пишет: "Страдает ля один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены" (1 Кор. 12:26). В книге Деяний показано, что члены церкви делили между собой даже материальное имущество.

 

Тело должно быть единым целым. Члены коринфской церкви разделились в вопросе о

том, за какими религиозными лидерами им следовать (1 Кор. 1:10-17; 3:1-9). На собраниях в церкви образовывались и заявляли о себе разные фракции или группы (1 Кор. 11:17-19). Но такого не должно быть, ибо все верующие одним Духом крестились в одно тело (1

Кор. 12:12-13). По другому поводу Павел писал: "Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас" (Еф. 4:4-6).

 

Тело Христово открыто для всех, кто пожелает в него войти. Нет больше никаких ограничений, например, по национальному признаку. Все подобные преграды сняты, и Павел писал: "Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" (Кол. 3:11). Та же самая мысль с особым упором на устранение разделений в теле между иудеями и язычниками высказывается в Рим. 11:25-26, 32; Гал. 3:28 и Еф. 2:15.

 

Будучи телом Христа, церковь - продолжение и развитие Его служения. При выражении этой мысли не следует заходить слишком далеко и считать церковь буквальным воплощением Христа, ибо это по сути ведет к пантеизму. Вместо этого нам надо обратиться к Великому Поручению Христа. Указав, что Ему дана всякая власть на небе и на земле (Мф. 28:18), Он послал учеников благовествовать, крестить и учить, пообещав, что будет с ними во все дни до скончания века (Мф. 28:19-20). Он сказал им, что на них возложена эта задача и что они будут совершать удивительные вещи: "Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду" (Ин. 14:12). Следовательно, служение Христа в любом случае должно совершаться Его телом, церковью.

 

Храм Святого Духа

 

Тройственную концепцию Павла о церкви завершает образ церкви как храма Духа. Именно Дух вызвал церковь к жизни. Эта грандиозная работа Духа была совершена на Пятидесятницу, когда Он крестил учеников и обратил три тысячи человек, породив церковь. И Он продолжал наполнять церковь: "Ибо все мы одним Духом крестились в


одно тело, Иудеи и Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом" (1 Кор. 12:13).

 

Дух присутствует в церкви как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Павел писал коринфянам: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм - вы" (1 Кор. 3:16-17). Ниже Павел продолжает: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога?" (1 Кор. 6:19). В другом месте он называет верующих "святым храмом в Господе... жилищем Божиим" (Еф. 2:21-22). А в контексте, где Христос образно называется краеугольным камнем храма, Петр говорит о верующих как о "доме духовном" (1 Пет. 2:5).

 

Пребывая в церкви, Святой Дух передает ей Свою жизнь. Качества, присущие Его природе и называемые "плодом Духа", присутствуют и в церкви: любовь, радость, мир,

долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23). Наличие этих качеств указывает на работу Святого Духа и в определенном смысле на подлинность церкви.

 

Именно Святой Дух придает церкви силу. Иисус указал на это в Деян. 1:8: "Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли". Зная о близком сошествии Духа с силой, Иисус дал ученикам казавшееся невероятным обещание, что они будут творить больше, чем творил Он Сам (Ин. 14:12). Поэтому Он и сказал: "Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам" (Ин.

16:7). Именно Дух делает все необходимое для обличения мира о грехе, правде и суде (Ин. 16:8).

 

Обещание очень быстро исполнилось. На проповедь Петра в день Пятидесятницы ответили три тысячи человек (Деян. 2:41), более того, Господь ежедневно прилагал спасаемых к церкви (Деян. 2:47). Исполненные Духом ученики свидетельствовали о воскресении Иисуса с дерзновением и великой силой (Деян. 4:31, 33). Успех служения этих ранних верующих просто невозможно объяснить их собственными способностями и усилиями. Они не были какими-то необыкновенными людьми. Результат достигался благодаря служению Святого Духа.

 

На занятиях по гомилетике студентам предложили подготовить проповеди, основанные на различных проповедях, записанных в Библии. Дойдя до Деян. 2, студенты обнаружили, что обращение Петра в день Пятидесятницы - отнюдь не идеал гомилетического совершенства. Все они смогли подготовить более качественные с технической точки зрения проповеди, но никто из них, разумеется, и не надеялся превзойти результаты

Петра. Результаты проповеди Петра невозможно объяснить искусством, с которым он ее готовил и вел. Причина успеха была заключена в силе Святого Духа.

 

Как мы уже отмечали, Дух придает телу единство. Речь идет не о единообразии, а о единстве цели и действия. Ранняя церковь характеризовалась как сообщество с "одним


сердцем и одной душой" (Деян. 4:32). Ее члены даже сообща распоряжались материальными ценностями (Деян. 2:44-45; 4:32,34-35). Благодаря работе Духа чувство принадлежности к группе было у них более сильным по сравнению с сознанием собственного "я", поэтому на имущество они смотрели не как на "мое" или "твое", а как на "наше".

 

Пребывающий в церкви Святой Дух создает также чувствительность к водительству Роспода. Иисус обещал оставаться с учениками (Мф. 28:20; Ин. 14:18, 23). Но Он также сказал, что должен уйти, чтобы мог прийти Святой Дух (Ин. 16:7). Мы делаем вывод, что пребывание Духа - средство присутствия в нас Иисуса. Поэтому Павел писал: "Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности" (Рим. 8:9-10). Павел имеет в виду взаимозаменяемость понятий пребывания в нас Христа и Духа.

 

Пребывая в учениках Иисуса, Дух напоминал им учение Господа (Ин. 14:26) и наставлял их на всякую истину (Ин. 16:13). Особенно ярко эта работа Духа проявилась в случае с Петром. В видении Петру было сказано заколоть и съесть нечистых животных, спускавшихся на землю на большом полотне. Первым ответом Петра было: "Нет, Господи" (Деян. 10:11-14). Он ведь хорошо знал о запрете есть нечистых животных.

Традиция удерживала его от этого, но вскоре Петр понял, что суть виденного заключалась не в том, чтобы он ел нечистых животных, а в том, чтобы он доносил Евангелие не только до иудеев, но и до язычников (Деян. 10:17-48). Пребывающий в Петре Дух показал ему, что Господь направляет его к язычникам, и вызвал в нем готовность повиноваться. Святой Дух делает так, что верующие отвечают на водительство Господа и повинуются Ему.

 

Духа в определенном смысле можно также считать властелином церкви. Именно Он снаряжает тело, распределяя дары, которые в одних случаях выражаются в назначении людей на различные служения, а в других - в наделении особыми способностями. Он принимает решение, когда и кого наделить тем или иным даром. Павел пишет: "Все же сие [различные дары] производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно" (1 Кор. 12:11).

 

Наконец, Святой Дух делает церковь святой и чистой. Храм в Ветхом Завете был святым

.местом благодаря присутствию в нем Бога, и такую же роль в Новом Завете играют освященные верующие, поскольку они - храм Святого Духа (1 Кор. 6:19-20).

 

Особые проблемы

 

В главе, предваряющей рассмотрение учения о церкви, особого внимания заслуживают четыре вопроса: взаимосвязь между церковью и царством, взаимосвязь между церковью и Израилем, взаимосвязь между видимой и невидимой церковью и время зарождения церкви.

 

Церковь и царство


Тесная связь между царством и церковью очевидна. Сразу после объявления, что Иисус создаст Свою церковь и что врата ада не одолеют ее, Он сказал Петру: дам тебе ключи Царства Небесного" (Мф. 16:18-19). Из этого можно было бы сделать вывод, что церковь и царство - синонимы. Действительно, по мысли Геерхарда Boca, образ в этом отрывке подразумевает, что церковь - дом, построенный на камне (ст. 18), и что ключи от дома будут доверены Петру1586. Но Джордж Лэдд совершенно справедливо замечает, что такая метафора выглядит слишком уж сильной. По его мнению, царство следует понимать как власть Бога1587. Церковь же - владение Бога, люди, находящиеся под Его управлением.

Царство - Божье правление, а церковь - человеческое сообщество, которым Он управляет1588. В вопросе о взаимосвязи между царством и церковью Лэдд выделяет пять основных пунктов1589:

 

1.  Церковь - не царство.

 

2.  Царство создает церковь.

 

3.  Церковь свидетельствует о царстве.

 

4.  Церковь - орудие царства.

 

5.  Церковь - охранитель царства.

 

Церковь - проявление царства, или Божьего правления. Она та форма, которую царство принимает на земле в наше время. Это конкретное выражение Божьего верховного правления в наших сердцах. В Ветхом Завете формой выражения царства был Израиль. Царство можно найти везде, где Бог правит в человеческих сердцах. Но еще более явно оно проявляется там, где исполняется Его воля. Поэтому царство существовало на небе еще до сотворение людей, ибо уже тогда ангелы были подданными Бога и повиновались Ему. Они входят в Его царство и сейчас, и останутся там в будущем. Но они никогда не были и никогда не будут частью церкви. Церковь - всего лишь одно из проявлений царства.

 

Церковь и Израиль

 

Второй специфический вопрос касается отношения Израиля к церкви. Здесь мы встречаемся с резко различающимися точками зрения или даже с открытыми спорами. С одной стороны, некоторые богословы-реформаты считают, что собственно Израиль практически поглощен или заменен церковью, или духовным Израилем1590. В отношении

собственно Израиля ничто уже не может исполниться. Следовательно, нет нужды в тысячелетнем царстве, в котором иудеи Божьей волей будут восставлены на видное место. С другой стороны, диспенсационалисты считают Израиль и церковь двумя разными сущностями, к которым Бог относятся по-разному1591. Как замечает Лэдд, истина в этом- вопросе, как и во многих других, располагается где-то между этими двумя полюсами1592.


Прежде всего отметим, что во многих отношениях место собственно Израиля занял духовный Израиль. Этот факт Павел подчеркивал в посланиях к римлянам и галатам. Он писал, например: "Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности" и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве" (Рим. 2:28-29). Галатам он писал: "Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники" (Гал. 3:29). Среди других относящихся к данному вопросу мест можно указать на Рим. 4:11,16,18 и 9:7-8.

 

Далее следует отметить, что некоторые обетования, относящиеся в Ветхом Завете к собственно Израилю, рассматриваются новозаветными авторами исполненными в духовном Израиле, церкви. Например, Осия писал: помилую Неломилованную, и скажу -не Моему народу: "ты - Мой народ", а он скажет: "Ты - мой Бог!" (Ос. 2:23). Из Ос. 1:6-11 явствует, что этот стих относится к Израилю. Павел, однако, распространяет его не только на иудеев, но и на язычников. Говоря о нас, "которых Он [Бог] призвал не только из Иудеев,, но и из язычников", Павел цитирует этот стих: "Как и у Осии [Бог] говорит: "не Мой народ назову Моим народом, а не возлюбленную - возлюбленною" (Рим. 9:24- 25). Лэдд указывает также на истолкование Петром обетования Иоиля: будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и

дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения" (Иоиль 2:28; ср. Деян. 2:17)1593. Следует, правда, отметить, что Петр говорил здесь иудеям и об иудеях (Деян. 2:5, 22). Поэтому утверждение, что Петр применяет к церкви обетованное Израилю, выглядит достаточно спорным.

 

Но у народа Израиля есть будущее. Он продолжает оставаться особым Божьим народом. Указав, что отвержение Израиля означает примирение мира, Павел задает вопрос: "Что будет принятие [Израиля], как не жизнь из мертвых?" (Рим. 11:15). Впереди блестящее будущее: так весь Израиль спасется" (Рим. 11:26). Но Израиль спасется, войдя в церковь, как и язычники. В Новом Завете нет никаких заявлений, что есть какой-то другой путь спасения.

 

Подведем итог: церковь - новый Израиль. В Новом Завете она занимает место Израиля в Ветхом. Если в Ветхом Завете царство Божье населялось народом Израиля, то в Новом Завете в него входят члены церкви. Но у народа Израиля есть будущее, и он обретет его благодаря всеобщему обращению ко Христу и вхождению в церковь.

 

Видимая церковь и невидимая церковь

 

Следующий вопрос - взаимосвязь между видимой и невидимой церковью. Это различие, на которое указывал еще Августин1594, впервые в ясной форме было изложено Мартином Лютером1595, а затем включено в богословскую систему Жана Кальвина1596. Лютер обратил внимание на явное противоречие между чертами церкви, показанными в Писании, и теми ее характеристиками, которые мы видим в реальной церкви, существующей на земле. Он высказал мнение, что подлинная церковь включает в себя только оправданных, тех, кого с Богом связывает спасение.


При рассмотрении различий между видимой и невидимой церковью, которые кстати многими отрицаются, следует иметь в виду, что речь идет не о различиях между поместной и вселенской церковью. Вопрос здесь заключается в том, насколько реально существующие земные институты соответствуют представлению о подлинной церкви. С одной стороны, возможно ли, что в видимой церкви есть люди, которых нельзя считать истинными верующими, которые фактически не входят в тело Христово? И наоборот, можно ли быть членом тела Христова, не принадлежа какой-либо части видимой церкви, какого-то местного собрания верующих? Или, если поставить вопрос иначе, что важнее, организационный или личностно-духовный фактор? Делает ли человека христианином связь с организованной церковью или сущность церкви заключается в личном христианском опыте ее членов? Что первично: организационная структура или личный духовный опыт? На эти вопросы даются разные ответы.

 

Есть группы, считающие первичной организованную или видимую церковь. В наиболее чистом виде эту точку зрения выражает, пожалуй, традиционное католичество, хотя она характерна также для англиканской и восточной православной церквей. Организационный фактор считается неотъемлемой частью подлинной церкви, ведущей начало от установления церкви Христом (Мф. 16:18)1597. Согласно такой точке зрения, заявление

Иисуса создам Церковь Мою" было не просто предсказанием или обетованием. Это было конкретное заявление. Такое понимание учреждения церкви подтверждается следующими Его словами: дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" (Мф. 16:19). Согласно традиционному католическому взгляду, Иисус придает здесь апостолам особый статус, дозволяющий им трактовать учение и распространять благодать, например, прощением грехов. Именно эта благодать (освящающая благодать, согласно традиционной формулировке) приносит спасение или делает человека христианином. Способность дарования благодати была передана апостолами их

преемникам, и этот процесс продолжается до наших дней1598.

 

Таким образом, главная отличительная черта подлинной церкви - верность апостольской традиции. Иисус дал апостолам как бы особую привилегию, поэтому истинная церковь должна являть особые признаки. Подлинная церковь восходит корнями к апостолам и тем самым к установлению церкви Самим Иисусом. Если в церкви нет таких признаков, это не церковь, в ней не может быть спасения и не может быть христиан. Люди могут

собираться, организовываться в какие-то группы, проводить религиозные службы, создавать структуры, называть себя церковью, но оттого они не становятся церковью. Без надлежащей связи с организацией, официально установленной Христом и апостолами, не может быть церкви, а люди не могут быть христианами. Церковью людей делает видимая связь с существующей организацией, которая корнями своими восходит к новозаветной церкви. Разумеется, сторонники этого взгляда крайне важное значение придают таким вопросам, как церковный порядок, руководство и управление церковью, рукоположение священства.

 

Противоположную крайность можно назвать пиетистским пониманием церкви, хотя этот термин не совсем точен. Упор здесь делается на прямой личной связи верующего с Богом


через Иисуса Христа. Это и только это делает человека христианином. И только благодаря присутствию таких возрожденных верующих какую-то группу людей можно считать церковью1599. Согласно этой точке зрения, церковь составляют люди, связанные со Христом через спасение, независимо от того, объединяются они или нет в какую-то видимую группу. Членство в видимой группе не гарантирует оправдания в глазах Бога, поэтому видимая организация не имеет особого значения. Фактически некоторые отвергают даже необходимость членства в какой бы то ни было организации.

Неформальное общение на добровольной основе - вот все, что необходимо. Такие группы, как плимутские братья, испытывают чуть ли не отвращение ко всему, что напоминает формальные структуры и профессиональное духовенство1600. При таком индивидуалистском подходе значение членства в церкви как постоянной связи с определенной группой верующих сводится к минимуму. Организованную церковь вполне

могут заменять внецерковные объединения или домашние церкви. Межцерковным организациям, будь то конфессиональным или межконфессиональным, придается относительно малое значение. Христиане, принимающие этот подход, часто исповедуют межконфессиональные взгляды, но на практике их позиция нередко бывает внеконфессиональной, а иногда даже антиконфессиональной.

 

В некоторых случаях принижение роли видимой церкви проистекает из диспенсационалистских взглядов, согласно которым церковь в целом - всего лишь эпизод в Божьем плане или как бы позднейшая вставка в него. Изначально Божий замысел связывался с народом Израиля. Когда Израиль отверг предложенное ему Иисусом царство, Бог обратился к язычникам и создал церковь. Но Бог не потерял интереса к Израилю. Когда завершится время Его отношений с церковью, Израиль снова займет

главенствующее положение. Будут восстановлены Давидово царство и даже ветхозаветная система жертвоприношений. Израиль и церковь - разные понятия, и так будет всегда1601.

Будущее восстановление положения Израиля произойдет не в результате массовых обращений, приводящих иудеев в церковь, а в результате возвращения Израилю как народу особого статуса. Церковь - временное явление, не предусмотренное в Ветхом Завете. Действительно, ни одно ветхозаветное пророчество не относится к церкви и не исполняется в церкви. Коль скоро это так и коль скоро даже невидимая церковь преходяща, видимой или организованной церкви не стоит уделять большого внимания.

 

Изложенный здесь взгляд на церковь можно точнее назвать индивидуалистским, а не пиетистским. Но термин пиетистский подходит в том смысле, что упор часто делается на качестве личной христианской жизни. Поскольку решающим фактором в христианстве является личная связь со Христом, крайне важное значение приобретают благочестие и чистота личной жизни. Поэтому, где бы христиане ни собирались вместе, они будут демонстрировать те же этические качества. Но эти качества характеризуют не группу как таковую, а отдельных людей, составляющих ее.

 

Промежуточную позицию между рассмотренными выше взглядами занимает то, что можно назвать "приходской" точкой зрения. В ней подчеркивается значение как видимой; так и невидимой церкви. Видимая церковь, или приход, включает в себя всех, кто заявляет о своей вере и собирается вместе, чтобы послушать Слово и принять участие в


таинствах1602. Истинные же верующие в видимой церкви составляют подлинную, невидимую церковь.

 

Согласно этому взгляду, подлинная церковь распознается по определенным признакам. Это объективные признаки, а не какие-то субъективные критерии. Иными словами, это отличительные черты не людей, составляющих группу, а всего местного собрания, независимо от духовного состояния входящих в него членов. Чаще всего указывают на два признака - правильная проповедь Слова и надлежащее совершение таинств. Первый подразумевает вероучительную точность и чистоту. Второй означает, что таинства совершаются надлежащим образом компетентным лицом с соответствующими

полномочиями в отношении людей, имеющих право на их получение, и что смысл таинств понимается правильно1603.

 

Рассмотрев эти разные Взгляды, мы делаем вывод, что различие между видимой и невидимой церковью следует сохранить, но с некоторыми оговорками. Притча о плевелах среди пшеницы (Мф. 13:24-30,36-43) и рассказ Иисуса об овцах и козлах (Мф, 25:31-46) подтверждают это различие. Но его надо рассматривать как признание возможности лицемерия или даже обмана, а не поводом принизить значение членства в церкви. Оно отражает истину, высказанную во 2 Тим. 2:19: "Познал Господь Своих". Даже один из двенадцати учеников Иисуса оказался предателем.

 

Следует отметить, что в Писании основное значение придается духовному состоянию человека. Например, о ранней церкви Лука говорил: "Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви" (Деян. 2:47). Когда апостолам задавали вопрос о спасений, они никогда не ставили его в зависимость от связи с группой верующих. Когда Петра и других апостолов спросили: "Что нам делать, мужи братия?" - ответом было: "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов" (Деян. 2:37-38). То же самое Петр говорил в Деян. 3:12-26 и 4:7-12. На вопрос темничного стража в Филиппах: "Что мне делать, чтобы спастись?" - Павел ответил прями и недвусмысленно: "Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой" (Деян. 16:30-31). Ни в одном из этих случаев нет и намека на то, что решающее значение имеет принадлежность к какой-то группе. Слова Иисуса самарянке указывают, что конкретное место поклонения имеет менее важное значение по сравнению с поклонением в духе и истине (Ин. 4:20-24).

 

Приоритет или первенство невидимого над видимым не означает, что мы должны принижать значение видимой формы церкви. По всей вероятности, нормой было вхождение верующего в общину (см., например, Деян. 2:47). Мы точно не знаем, что влекло за собой членство в апостольской церкви, но, безусловно, можно говорить о наставлении, молитвах, богослужениях и, как мы, в частности, видим в Деян. 5, о дисциплинарных мерах. Следовательно, мы должны всячески подчеркивать важность вхождения каждого верующего в группу верующих и твердой преданности ей.

Христианство - корпоративное объединение, и полностью раскрыться христианская жизнь может только во взаимосвязи с другими верующими.


Признавая различие между видимой или эмпирической церковью и невидимым ила духовным братством, мы должны делать все возможное для ликвидации этого различия. Ни один истинный верующий не должен оставаться вне общения, и в то же время необходимо стремиться, чтобы в него входили только истинные верующие. Обращение с Ананией и Сапфи-рой (Деян. 5), а также наставления Павла коринфянам (1 Кор. 5:1-5) и галатам (Гал. 6:1), касающиеся отношения к грешникам, указывают на необходимость внимательного наблюдения со стороны группы за духовным состоянием и поведением ее членов. Хотя совершенная чистота всех членов - недостижимый в этой жизни идеал (Мф. 13:24-30), в то же время нельзя терпимо относиться к открытому неверию и греху.

 

Время зарождения церкви

 

Последний вопрос, касающийся природы церкви, связан с установлением времени ее зарождения. Луи Беркхоф не одинок, заявляя о существовании церкви еще в патриархальный и Моисеев периоды1604. Следует, однако, отметить, что Иисус упоминает церковь лишь дважды (Мф. 16:8; 18:17), причем в первом случае Он говорит о будущем ("Я создам Церковь Мою"). Показательно также, что слово ни разу не

встречается в Евангелии Луки, а в Деяниях он использует его двадцать четыре раза. Похоже, что он не считал церковь существующей вплоть до периода, описанного в книге Деяний. Деян. 7:38 он использует слово применительно к народу Израиля в пустыне, но, скорее всего, здесь этот термин употреблен не в специальном, а более общем смысле.) Мы делаем вывод, что церковь ведет начало от Пятидесятницы.

 

В свете этого вывода нам надо обратиться к вопросу о статусе Израиля. Как быть с ветхозаветными верующими? Мы приходим к заключению, что в Ветхом Завете Божьим народом был народ Израиля, а в Новом Завете им стала церковь и что церковь зародилась в день Пятидесятницы. Означает ли это, что мы, члены церкви, и ветхозаветные верующие всегда будем входить в разные группы? Мое мнение заключается в том, что люди, входившие в Израиль до Пятидесятницы, тоже включены в церковь. Это, несомненно, относится к апостолам. Они входили в Израиль, а в день Пятидесятницы стали ядром церкви. Если ветхозаветные верующие, создавшие подлинный Израиль, получили, как и мы, спасение через искупительную смерть Христа, то события Пятидесятницы

причислили их к тому же самому телу, что и новозаветных верующих. Израиль не просто уступил место церкви, он был включен в церковь. Народ Божий истинно един, и тело Христово - истинно единое тело.

 

Краткие выводы

 

1.  Церковь в первую очередь следует понимать не как социологическое явление, а как установление свыше. Следовательно, ее сущность надо выводить не из анализа ее деятельности, а из Писания.

 

2.  Церковь существует благодаря ее связи с триединым Богом. Она существует для исполнения воли Господа силой Святого Духа.


3.  Церковь - продолжение присутствия и служения Господа в мире.

 

4.  Церковь должна быть братством возрожденных верующих, демонстрирующих духовные качества Господа. Особое внимание следует уделять чистоте и преданности.

 

5.  Церковь - божественное творение, но она состоит из несовершенных человеческих существ. Она не достигнет совершенного освящения или прославления до возвращения Господа.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.