11.05.2005
Скачать в других форматах:

Миллард Эриксон

Христианское богословие

Часть четвертая. Божьи дела

16. Божий план

Куда ведет история и почему? Что определяет схему исторического развития, если такой фактор есть вообще? Такие вопросы задает себе любой мыслящий человек, и их понимание отражается на всем его образе жизни. Ответ христианства заключается в том, что у Бога есть план, включающий в себя все происходящее, и что Он проводит этот план в жизнь.

 

Основные определения


Божий план иногда называют Божьим промыслом. Но мы в данной книге будем пользоваться термином план, а не промысел. Для этого есть несколько причин. Во-первых, план подразумевает единство Божьего замысла с вытекающими из него последовательностью, я логичностью действий. Во-вторых, этот термин подчеркивает в первую очередь Божьи дела и Его волю, а не то, что человек должен делать или что с ним происходит вследствие Божьей воли. В-третьих, он подчеркивает разумную сторону Божьих решений. Они не произвольны и не беспорядочны.

 

Божий план мы можем определить как Его неизменное решение, в силу которого происходит все, что должно произойти. Помочь разобраться в значении этого понятия могут некоторые аналогии, хотя все они, разумеется, несовершенны. Божий план можно сравнить с планом архитектора: такой план сначала созревает в уме, потом переносится на бумагу в соответствии с замыслом и поставленной целью и лишь затем воплощается в конкретном строении. Или же Бога можно сравнить со спортивным тренером, тщательно разрабатывающим план игры, который команда приводит в исполнение. Или Его можно представить себе как директора, намечающего стратегию и тактику фирмы. Или как студента, скрупулезно планирующего свою работу на семестр, так чтобы все задания

были выполнены надлежащим образом и в срок.

 

На этом этапе исследования нам необходимо прояснить смысл некоторых терминов. Слова предопределение и предназначение многие богословы используют практически как синонимы. Мы же будем употреблять их с разными оттенками значения. Предопределение несет в себе более узкий смысл по сравнению с предназначением. Оно подразумевает судьбу кого-то или чего-то, поэтому в привязке к Божьему плану оно лучше подходит для обозначения вечного состояния действующих лиц истории. Термин предназначение мы будем использовать в более широком смысле для обозначения решений Бога,

относящихся ко всем вопросам в сфере вселенской истории. "Предопределение" мы будем связывать с вопросами вечного спасения или осуждения. Термин избрание в рамках предопределения будет использоваться для обозначения Божьего позитивного выбора людей, стран или групп для вечной жизни и общения с Ним. Избрание будет означать позитивное предопределение, а осуждение - негативное предопределение или Божье решение о вечном проклятии и погибели. В этой книге смысл слова предопределение ограничивается избранием и/или осуждением. С другой стороны, предназначение тоже может относиться к избранию и осуждению, но имеет более широкий смысл. В этом отношении я по сути принимаю точку зрения Луи Беркхофа492, противоположную мнению

Б. Б. Уорфильда, заявившего: "Предназначение и предопределение - полные синонимы, употребление того или другого слова зависит исключительно от вкуса человека"493.

 

Библейское учение

 

Терминология

 

Библия содержит широкий спектр учений, относящихся к Божьему плану. Для обозначения Божьего замысла используются различные еврейские и греческие слова.


 

(yatsar), наиболее ясный, пожалуй, еврейский термин, мы видим в Пс. 138:16; Ис.

22:11; 37:26 и 46:11. В нем заложена идея цели и изначального решения. Другое

 

распространенное еврейское слово,      (ya'ats), несколько раз встречается у Исайи (Ис. 14:24, 26, 27; 19:12, 17; 23:9) и у Иеремии (Иер. 49:20; 50:45). Часто употребляется и

 

производное от него существительное       ('etsah), имеющее ясный и точный смысл (Иов 38:2; 42:3; Пс. 32:11; 105:13; 106:11; Пр. 19:21; Ис. 5:19; 14:26; 19:17; 46:10, 11; Иер. 32:19;

 

49:20; 50:45; Мих. 4:12). Слово     неоднократно встречается в сочетании с (machashabah, Иер. 50:45; Мих. 4:12, случаи самостоятельного употребления этого

 

термина см. в Пс. 91:6; Ис. 55:8; Иер. 29:11; 51:29), производным от глагола   (chashab) (Быт. 50:20; Иер. 18:11; 26:3; 29:11; 36:3; 49:20; 50:45; Пл.И. 2:3; Мих. 2:3). Есть и менее

употребительные слова, а также термины, относящиеся к конкретным указаниям о спасении и общении с Богом.

 

В Новом Завете наиболее ясно мысль о Божьем плане выражает слово (Деян. 4:28; Рим. 8:29, 30; 1 Кор. 2:7; Еф. 1:5,11). Используются также слова (Деян.

17:26), (Еф. 1:9), существительное (Рим. 8:28; 9:11; Еф. 1:11; 3:11; 2 Тим. 1:9) и (Рим. 9:23; Еф. 2:10). Другие слова, выражающие высокое знание того или иного рода, - , (), и образованное от него существительное . Идея предназначения выражается словами и , а иногда просто (Лк. 22:22; Деян. 2:23; 10:42; 17:26, 31; Евр. 4:7). Мысль о волеизъявлении передается словами

и , а о благоволении словами 

и .

 

Учение Ветхого Завета

 

В изложении Ветхого Завета Божий план и Божьи замыслы тесно связаны е заветом, заключенным Господом с Его народом. Из описания Божьих дел, относящихся к избранию Его народа и личной заботе о нем, мы выводим две истины. С одной стороны, Бог всевластен, Он - Творец и Хранитель всего сущего. С другой стороны, мы видим любящего, заботливого и личностного Господа. Он не просто абстрактная сила, Он

предстает как любящее существо494.

 

Для авторов Ветхого Завета мысль о том, что какие-то вещи могут совершаться независимо от воли Бога, была практически невозможной. Подтверждением тому служит факт, что безличные выражения типа "идет дождь" в Ветхом Завете не встречаются. По представлениям иудеев, дождь не просто шел" его посылал Бог. Они рассматривали Его как всемогущего распорядителя всего, что происходит. Он не только активно участвует в событиях, Он планирует их. Происходящее сейчас спланировано задолго до этого. Сам Бог так говорит о разрушениях, совершенных царем Ассирии: "Разве не слышал ты, что Я


издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил тем, что ты опустошаешь крепкие города, превращая их в груды развалин?" (Ис. 37:26). Даже такая простая вещь, как строительство хранилища для воды, представляется спланированной заранее (Ис. 22:11). Существовало чувство, что события каждого дня задуманы и определены Господом. Поэтому псалмопевец пишет: "Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни" для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было" (Пс. 138:16). Та же самая мысль выражена в Иова 14:5. В Божьем плане заложена забота о благополучии народа Израиля и любого Божьего чада (Пс. 26:10-11; 36; 64:3; 90; 120; 138:16; Дан. 12:1; Иона 3:5), В Пс. 90 и 120 выражается уверенность в благости, обеспечении и защите Бога, во многих отношениях напоминающая нам учение Иисуса о птицах и цветах (Мф. 6:25-29).

 

Ветхий Завет провозглашает также веру в эффективность Божьего плана. Все происходящее есть всегда было) часть Божьего плана. Все в Его плане исполняется. Он делает все, что обещал. В Ис. 46:9-11 эта мысль выражена следующим образом: Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю. Я воззвал орла от востока, из дальней страны исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю". Такое же заявление содержится в Ис. 14:24-27. Здесь мы видим утверждение не только о Божьей верности поставленной цели, но и о бессмысленности противостоять ей: "Ибо Господь Саваоф определил, и кто отвратит ее?" (ст. 27; ср. Иов 42:2; Иер. 23:20; Зах. 1:6).

 

Наиболее ярко идея о всеобъемлющей божественной цели выражена в литературе мудрости и в книгах пророков495. С самого начала, от самой вечности у Бога есть план, охватывающий всю реальность и учитывающий малейшие жизненные детали. "Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия" (Пр. 16:4; ср. 3:19-20;

Иов 38, в частности ст. 4; Ис. 40:12; Иер. 10:12-13). Даже то, что обычно рассматривается как просто удача, например, счастливый жребий, представляется как Божий выбор (Пр.

16:33). Помешать или противостоять исполнению Его цели не может ничто. В Пр. 19:21 сказано: "Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом" (ср. Пр. 21:30-31; Иер. 10:23-24). Люди не всегда понимают, как Бог исполняет Свою цель в их жизни. Это испытал на себе Иов в книге, которая носит его имя. Свой опыт он выразил такими словами: "Кто сей, помрачающий Провидение, ничего не разумея? - Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудесных для меня, которых я не знал" (Иов 42:3).

 

Итак, в глазах ветхозаветного верующего Бог сотворил мир, направляет ход истории, и все это Он делает в соответствии с планом, разработанным на вечность и

предусматривающим Его общение с Его народом. В этот план входит творение как в широком смысле, так и в отношении отдельных личностей, и он осуществляется согласно Его замыслу. Исходя из этого о предстоящих событиях пророки говорили как о неизбежных. О событиях будущего можно пророчествовать, поскольку Бог запланировал их, а Его план обязательно претворится в жизнь.


Учение Нового Завета

 

План и цель Бога рельефно выделяются и в Новом Завете. События Своей жизни и предстоящие события Иисус рассматривал как неотвратимые и обусловленные Божьим планом. Иисус заявлял, что Бог спланировал не только такие крупные и сложные события, как, например, падение и разрушение Иерусалима (Лк. 21:20-22), но и детали, например, отступничество и предательство Иуды и верность остальных учеников (Мф. 26:24; Мк.

14:21; Лк. 22:22; Ин. 17:12; 18:9). Тема исполнения Божьего плана и пророчеств Ветхого

Завета занимает видное место у Матфея (Мф. 1:22; 2:15, 23; 4:14; 8:17; 12:17; 13:35; 21:4;

26:56) и у Иоанна (Ин. 12:38; 19:24, 28, 36). Критики могут возражать, что некоторые из этих пророчеств исполнялись людьми, знающими о них и, возможно, заинтересованными в их исполнении (например, Иисус исполнил пророчество Пс. 68:22, сказав: "Жажду" [Ин. 19:28]), но следует отметить, что многие пророчества исполнялись людьми, у которых не было для этого никакого желания и которые, скорее всего, ничего не знали о них. Это относится, в частности, к римским воинам, бросавшим жребий, чтобы разделить Его

одежды, и не повредившим Его костей496.

 

Даже когда речь не шла об исполнении какого-то конкретного пророчества, Иисус говорил о неизбежности () событий будущего. Например, Он сказал ученикам: "Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть; но это еще не конец... И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие" (Мк. 13:7, 10). У Него было также острое чувство необходимости исполнения Своих дел - план Отца должен быть выполнен. Поэтому Он сказал: другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан" (Лк. 4:43), а также: как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:14-15). Мы знаем, что осознание этого было у Него уже в 12-летнем возрасте; когда потерявшие Его родители нашли Его в храме, Он ответил им: "Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?" (Лк. 2:49).

 

Апостолы тоже подчеркивали божественную цель. В своей речи на Пятидесятницу Петр сказал: "Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили" (Деян. 2:23). Когда синедрион отпустил Петра и Иоанна, ученики возвысили голос к Богу, говоря, что Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израиля собрались в Иерусалиме, "чтобы сделать [против Иисуса] то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой" (Деян. 4:27-28). Петр также отмечал, что многие происходившие события были исполнением предсказаний Писания - отступничество Иуды (Деян. 1:16), исполнение Святым Духом (Деян. 2:16-21), воскресение Иисуса (Деян. 2:24-28). В книге Откровения апостол Иоанн продемонстрировал нам особенно яркий пример веры в божественный план. Всю книгу пронизывает уверенность в нем, предсказания событий в ней проистекают из веры в Божий план и предназначение.

 

Но наиболее рельефно мысль о божественном плане выражена в посланиях Павла. Все происходит по Божьему выбору и в соответствии с Его волей (1 Кор. 12:18; 15:38; Кол.


1:19). Им определяются судьбы народов (Деян. 17:26). Божьи искупительные дела разворачиваются в соответствии с поставленной Им целью (Гал. 3:8; 4:4-5). Выбор людей и народов, а также последующие события определяются исключительно Богом (Рим. 9 - 11). Павел видел себя избранным еще до рождения (Гал. 1:15). Пример с горшечником и глиной, который Павел использует в конкретном и достаточно узком смысле (Рим. 9:20- 23), можно считать выражением всех его философских взглядов на историю. Павел "все" рассматривает как Божье изволение в отношении Своих чад (Еф. 1:11-12). Павел пишет, что "призванным по Его изволению все содействует ко благу" (Рим. 8:28), а цель Бога заключается в том, чтобы мы могли быть "подобными образу Сына Его" (Рим. 8:29).

 

Природа божественного плана

 

Исходя из этих многочисленных и разнообразных библейских свидетельств нам надо теперь выделить общие характерные признаки Божьего плана. Это поможет нам лучше понять, что собой представляет план и чего мы можем ожидать от Бога.

 

1.  Божий план относится к вечности. Мы уже отмечали,; что, по словам псалмопевца, Бог спланировал наши дни, когда ни одного из них еще не было (Пс. 138:16), и что, как писал Исайя, Бог "издавна определил это" (Ис. 12:11). В Еф. 1:4 Павел указывает, что Бог "избрал нас в Нем [Христе] прежде основания мира", а затем в том же послании Павел пишет о "предвечном определении, которое Он [Бог] исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем" (Еф. 3:11). Тимофею апостол пишет о Боге, "спасшем нас и призвавшем званием святым не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен" (2 Тим. 1:9). Эти решения принимаются не в зависимости от хода развития истории. Бог проявляет Свою цель через историю (2 Тим. 1:10), но Его решения приняты задолго до происходящих событий. Они всегда, от вечности, до начала времен, входили в Божий план.

 

Поскольку Божий план вечен, в нем нет никакой хронологической последовательности. Это одна из причин, по которым мы предпочитаем говорить о Божьем плане, а не о Его промысле. В вечности нет до или после. Разумеется, существует логическая последовательность (например, решение о смерти Иисуса на кресте логически следует за решением послать Его на землю), кроме того, есть временная последовательность в задуманных событиях. Но в воле Бога нет никакой временной последовательности. Она представляет собой связное единовременное решение.

 

2.  Божий план и содержащиеся в нем решения принадлежат только Богу. Это подразумевается в таких выражениях, как "Его благоволение" (). Это также явствует из факта, что у Него нет советников (фактически никто не может советовать Ему). В Ис. 40:13-14 сказано: "Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его, и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?" На этот отрывок ссылается и Павел в заключительной части своей проповеди о верховенстве и непостижимости Божьих дел (Рим. 11:34). Приведя слова из Иова 35:7 о том, что Бог не зависит ни от кого, он делает вывод: "Ибо все есть из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки. Аминь" (Рим. 11:36). В 1


Коринфянам Павел цитирует также Ис. 40:13. Указав на Божью премудрость, предназначенную прежде веков (1 Кор. 2:7), он задает вопрос: "Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его?" (1 Кор. 2:16). Отстраненность человека от Божьего плаца на первый взгляд может показаться недостатком. Но при здравом размышлении мы видим, что это, наоборот, источник утешения. Ибо в таком случае Божий план свободен от несовершенства знания и ошибочных суждений, Присущих любому человеческому плану.

 

Божьи решения не зависят не только от внешних факторов, в них нет и внутреннего принуждения. Иными словами, хотя Божьи решения и дела вполне соответствуют Его природе, они не принимаются и не совершаются по принуждению Его природы. Он не похож на богов пантеизма, которые практически вынуждены в силу своей природы делать то, что они делают.

 

Бог не обязав был творить. Ему свойственны любовь и святость во всем, что Он делает, но к творению Его ничто не принуждало. Он Сам решил сотворить мир по причинам, которые нам не известны. Его любовь подразумевает любящее отношение к созданным Им творениям, но это не значит, что от Него требуется создавать объекты Своей любви.

Лица Троицы выражали любовь вечно (см., например, Ин. 17:24).

 

3.  В конечном смысле цель Божьего плана - Его слава. Это величайшая из всех ценностей и побудительный фактор всего, что Бог избирает и делает. Павел пишет, что "все Им [Христом] и для Него создано" (Кол. 1:16). Бог избрал нар во Христе и предопределил "по благоволению воли Своей в похвалу славы благодати Своей" (Еф. 1:5-6). Двадцать четыре старца в Откровении падают ниц и поклоняются Всемогущему Господу Богу словами: "Достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено" (Отк. 4:11). Все, что Бог делает, Он делает ради Себя (Ис. 48:11; Иез. 20:9). Цель всего плана спасения - Божья слава через добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнить (Еф. 2:8-10). Иисус сказал, что ученики должны светить пред людьми, чтобы те видели их добрые дела и прославляли своего Небесного Отца (Мф. 5:16; ср. Ин. 15:8). Мы предназначены служить к похвале славы Его (Еф. 1:12). Мы запечатлены Духом в похвалу славы Его (Еф. 1:13-14).

 

Это не означает, что у Божьего плана и вытекающих из него действий нет вторичных мотиваций. Он предоставил возможность спасения, чтобы выразить Свою любовь к человечеству и заботу о его благополучии. Но это не конечная цель, это лишь способ достижения величайшей цели - Божьей славы. Нам нельзя забывать, что Бог - истинный Господь. Мы живем ради Него, ради Его славы и исполнения Его воли, а не ради самих себя.

 

4.  Божий план имеет всеобъемлющий характер. Это явствует, в частности, из широкого спектра тем, которые в Библии упоминаются как части Божьего плана. Но есть и прямые заявления, показывающие размах Божьего плана. Павел называет Бога "Совершающим все по изволению воли Своей" (Еф. 1:11). Псалмопевец говорит: "Все служит Тебе" (Пс. 118:91). Божий план включает в себя не только поставленные цели, но и способы их достижения. Всесторонний охват Божьих решений выходит за пределы нашего разумения.


Мы порой разделяем духовную и мирскую стороны жизни, но с точки зрения Бога такого разделения нет. Не существует таких сфер, которые бы выходили за рамки Его внимания и интереса.

 

5.  Божий план отличается эффективностью. То, что Он предрешил от вечности, обязательно происходит. Господь говорит: "Как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится... Ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это?

рука Его простерта, - и кто отвратит ее?" (Ис. 14:24, 27). Он не меняет Своих решений и не сталкивается с ранее неизвестными факторами, которые могли бы побудить Его изменить Свои намерения. Господь говорит: "Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю" (Ис. 46:10). Поскольку совет Господа исходит от вечности и совершенен, он никогда не затемняется и не меняется, он пребывает вечно: "Совет же Господень стоит вовек; помышления сердца Его - в род и род" (Пс. 32:11).

 

6.  Божий план имеет отношение к Его делам, а не к Его природе. Он связан с Его решениями о том, что Он будет делать, а не с Его личными свойствами. Например, Бог не принимает решение быть любящим и всемогущим. Он любящий и всемогущий уже в силу Своей Божественности. Ему не приходится делать выбор в этих вопросах, иным Он быть просто не может. Таким образом, Божьи решения распространяются на объекты, события и процессы, не относящиеся к Его божественной природе или к тому, что проявляется через Его личность497.

 

7.  Божий план относится прежде всего к тому, что Бог Сам делает в сфере творения, сохранения, направления и искупления. В него входят и человеческие дела, но лишь как второстепенный фактор, как средство достижения Его цели или как результат Его действий. Не забывайте, что Бог Сам принимает решения о том, что должно произойти в нашей жизни, а не дает нам указания, как себя вести. Разумеется, неизбежность исполнения Божьих решений несет в себе определенный элемент принуждения. Но отдельные детали Божьего плана следует, скорее, рассматривать не как императивные указания, а как описание того, что произойдет. Божий план не заставляет людей вести себя определенным образом: в соответствии с ним, люди сами свободно выбирают надлежащий образ действий.

 

8.  Таким образом, хотя Божий план включает в себя прежде всего Божьи дела, он предусматривает и человеческий фактор. Иисус, например, отмечал, что ответы отдельных людей на Его послание предопределяются БОЖЬИМ решением: "Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет... никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня" (Ин. 6:37, 44; ср. 17:2, 6, 9). Лука в Деян. 13:48 пишет, что "уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни".

 

Божий план включает в себя то, что мы обычно называем добрыми делами. Кир, не знавший лично и не признававший Иегову, получил предназначение исполнить Божью волю по восстановлению Иерусалима и храма (Ис. 44:28). Павел пишет, что мы, верующие, "Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (Еф. 2:10). С другой стороны, злые человеческие дела,


противные Божьему закону и моральным установлениям, в Писании тоже рассматриваются как часть Божьего плана, как предопределенные Им. Яркий пример тому

-  предательство, осуждение и распятие Иисуса (Лк. 22:22; Деян. 2:23; 4:27-28). (Конкретная связь Божьей воли со злыми делами будет подробнее рассмотрена ниже в этой главе, сейчас же мы ограничимся замечанием, что эти дела тоже входят в Божий план.)

 

9.  Божий план неизменен. Эта мысль уже высказывалась в заявлении об эффективности Божьего плана. Здесь же мы хотим подчеркнуть, что Бог не меняет решений в каких-то конкретных вопросах. Это утверждение может показаться странным в свете изменения Его намерений в отношении Ниневии (Иона) и Его раскаяния в том, что Он создал человека (Быт. 6:6). Но эти слова, записанные в Быт. 6, следует рассматривать как антропоморфизм, а провозглашение Ионой неминуемого разрушения - как предупреждение, преследующее цель действительного осуществления Божьего плана в отношении Ниневии. Нам надо всегда помнить, что одним из свойств Божьего величия является постоянство (с. 235 - 238).

 

Логический приоритет: Божий план или человеческие дела?

 

Теперь нам надо рассмотреть вопрос о приоритете Божьего плана или человеческих дел. Кальвинисты и арминиане, соглашаясь в том, что человеческие дела включены в Божий план, расходятся в определении причины и следствия. Совершают люди те или иные поступки потому, что именно так предрешил Бог, или же Бог предвидит, как они будут поступать, и исходя из этого строит Свои решения?

 

1.  Кальвинисты считают, что логически изначален Божий план, а человеческие решения и дела - следствие его. В конкретном вопросе о принятии или отвержении спасения Бог в Своем плане установил, что кто-то уверует и примет предложение вечной жизни. Он знает, как это будет происходить, потому что Сам принял такое решение. Это относится и ко всем другим решениям и действиям людей. Бог не зависит от человеческих решений. Суть, следовательно, не в том, что Бог предвидит действия людей, и не в том, что Он избирает к вечной жизни тех, кто, как Он знает, уверует. Суть в том, что Его решение делает обязательными определенные действия всех людей498.

 

2.  Арминиане, со своей стороны, упор делают на человеческой свободе. Бог позволил человеку использовать данную ему волю и ждет ее проявления. Если бы это было не так, мы бы не видели в Библии побуждений к принятию Бога, таких мест, как: "Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф. 11:28). Такие предложения сами по себе подразумевают, что человек либо принимает, либо отвергает их. У него есть возможность для выбора. Но такой подход не согласуется с позицией, согласно которой Божьи решения делают будущее твердо определенным. Если они таковы, нет смысла приглашать к их исполнению человека, коль скоро все развивается независимо от води человека. Поэтому арминиане обращаются к другим объяснениям Божьих решений.


Суть заключается в понимании Божьего предведения при составлении и осуществлении плана. В Рим. 8:29 Павел пишет: "Кого Он предузнал, тем и определил (быть)". Из этого стиха арминиане выводят, что Божий выбор в отношении каждой человеческой судьбы основывается на предведении. Следовательно, о ком Бог предузнал, что они уверуют, тех и решил спасти. То же самое относится ко всем человеческим делам, ко всем сторонам жизни. Бог знает, что каждый из нас будет делать, и ожидает исполнения Своей воли499. Обратите внимание, что человеческие дела и их следствия не вытекают из Божьего решения. Человеческие дела стоят на первом месте. Таким образом сохраняется концепция о человеческой свободе. У каждого человека есть выбор. Именно человек определяет свои дела, Бог их просто принимает. Следовательно, по мысли арминиан, эта сторона Божьего плана зависит от человеческих решений. С точки же зрения кальвинистов, Божий план не зависит ни от каких условий.

 

Умеренно кальвинистская модель

 

Несмотря на трудности в вопросе о взаимосвязи между верховной властью Бога и человеческой свободой, мы все же, основываясь на библейских свидетельствах, приходим к заключению о независимости Божьего плана от человеческого выбора. В Библии нет никаких указаний на то, что Бог выбирает людей исходя из их собственных намерений совершить какие-то дела. Арминианская концепция о предведении () хоть и выглядит привлекательной, тем не менее не находит подтверждения в Писании. Это слово означает не просто заблаговременное знание того, что должно произойти. Оно связано с

 

еврейским понятием       (yada'), означавшим не просто знание. Это глубокое и близкое знание, слово использовалось даже применительно к сфере половых отношений500. Когда Павел пишет, что Бог предузнал народ Израиля, он имеет в виду не просто Божье предведение. Совершенно ясно, что Божий выбор Израиля основывался не на

предведении положительного ответа с его стороны. Если бы Бог ожидал такого ответа, Он бы ошибался. Обратите внимание на слова Павла в Рим. 11:2: "Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал" - и на последующее обсуждение вопроса о верности Израиля. В Деян. 2:23 предведение связывается с волей () Бога. Более того, у Петра читаем об избрании по предведению Бога (1 Пет. 1:2) и о предназначении Христа прежде создания мира (1 Пет. 1:20). Утверждение, что предведение в этих местах означает всего- навсего заблаговременное знание, практически лишает эти стихи их истинного смысла.

Мы можем сделать вывод, что предведение в том смысле, в каком это слово употреблено в Рим. 8:29, несет в себе мысль о благожелательном отношении и выборе, а не только о заблаговременном знании.

 

Кроме того, есть места, в которых безусловная природа выбора в Божьем плане показывается вполне определенно. Мы видим это в заявлении Павла, касающемся выбора Иакова, а не Исава: "Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, - дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего [], - сказано было ей [Ревекке}: "больший будет в порабощении у меньшего", как и написано: "Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел" (Рим. 9:11-13).

Павел старательно подчеркивает, что Божий выбор не основывался ни на каких заслугах


или условиях. Ниже в той же главе Павел комментирует: "Итак, кого хочет милует, а кого хочет ожесточает" (Рим. 9:18). Нельзя не обратить внимания и на образ горшечника с глиной (Рим. 9:20-24). Со Своей стороны, Иисус сказал ученикам: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал" (Ин. 15:16). Исходя из этих и других подобных указаний мы можем сделать вывод, что Божий план не обуславливается действиями людей, которые Он предвидит.

 

На этом этапе нам следует поставить вопрос, может ли Бог создавать подлинно свободные существа и в то же время обеспечивать непреложное осуществление всего, что должно произойти, в том числе свободные решения и действия этих существ. Ключ к этой проблеме - различение между неизбежностью и необходимостью. Первое понятие относится к Божьему решению, что какое-то событие обязательно произойдет. Второе - к Его решению, что оно должно произойти. В первом случае человек просто действует в соответствии с Божьим выбором. Во втором случае он не может действовать вопреки Божьему выбору. Тем самым мы хотим сказать, что в соответствии с Божьим решением

человек, который мог бы действовать по-иному, фактически действует вполне определенным образом (как того желает Бог)501.

 

Что означает заявление, что я свободен? Оно означает, что я действую не по принуждению. Я свободен делать все, что мне хочется. Но свободен ли я в своих предпочтениях? Иначе говоря, я могу предпочесть одно дело другому, потому что оно кажется мне более привлекательным. Но сама привлекательность для меня того или иного дела моему контролю не подчиняется. Это совеем другой вопрос. Я сам принимаю все решения, но эти решения в значительной мере обусловлены определенными характеристиками моей личности, которые я сам изменить не могу. Например, если на обед мне предлагаются на выбор печенка и бифштекс, я совершенно свободно могу заказать печенку, но мне ее не хочется. Свою нелюбовь к печенке я сознательно контролировать не могу. Это данность моей личности. В этом смысле моя свобода ограничена. Я не знаю, заложена ли эта нелюбовь в генах или она вызвана какими-то другими причинами, ясно только, что просто усилием воли ату свою характеристику я изменить не могу.

 

Таким образом, в вопросе о том, кто я есть и чего я хочу, существуют ограничения. Я не выбирал свои гены, своих родителей, место рождения и культурную среду. Моя свобода, следовательно, ограничивается этими рамками. Здесь возникает вопрос, кто установил эти рамки. Теисты отвечают: Бог.

 

У меня есть свобода выбора между разными вариантами. Но этот выбор обуславливается тем, кто я есть. Следовательно, мою свободу следует понимать как возможность выбора с учетом моей личности. А моя личность - результат Божьего решения и Божьих дел. Бог контролирует все обстоятельства моей жизни. Он может создать факторы (или позволить им возникнуть), которые сделают какой-то определенный выбор особенно привлекательным для меня. Через все обстоятельства прошлого опыта Он сформировал мою настоящую личность. Он проявил Свою волю и в том, что именно я появился на свет.


При зачатии ребенка открываются неисчислимые возможности. Соединение сперматозоида с яйцеклеткой может привести к бесчисленному множеству генетических комбинаций. Мы не знаем, почему результатом становится та, а не какая-то иная комбинация. Представим себе гипотетическую личность, чья генетическая комбинация отличается от моей на бесконечно малую величину. Этот человек похож не меня во всех отношениях, во всех жизненных ситуациях он реагирует так же, как и я. И лишь в одном конкретном случае, когда я бы решил показать пальцем направо, он бы показал им налево. Меня никто не заставляет показывать пальцем направо, я сам свободно делаю этот выбор. Таким образом, сделав так, что на свет появился я, а не мой гипотетический двойник, и определив мои жизненные обстоятельства, Бог обеспечил непреложность факта, что в

этой конкретной ситуации я по своему свободному выбору покажу пальцем направо.

 

Этот пример во многих отношениях созвучен аргументу, приведенному Готфридом фон Лейбницем в его книге "Теодицея"502. Бог знает все бесконечные возможности. Он выбирает те из них, которые Ему угодно воплотить в жизнь. Тщательным отбором личностей, которые появляются на свет, которые реагируют на конкретные обстоятельства точно так, как Он хочет, и обеспечением всех этих факторов Он делает неизбежными свободные решения и действия этих самых личностей. В отличие от

Лейбница, правда, мы рассматриваем Божьи решения как абсолютно свободные и ни в коем случае не зависящие от каких-то факторов. Более того, определяя человеческие дела, Бог не просто вызывает к жизни какое-то существо, чтобы оно потом механически функционировало в определенных ситуациях. Бог активно работает с миром, оказывая воздействие на все, что в нем происходит. Так что мы не принимаем деистическую сторону взглядов Лейбница.

 

В данной книге отстаивается позиция, которую Б. Б. Уорфияьд характеризует как наиболее умеренную форму кальвинизма (некоторые кальвинисты вообще не признают за ней право называться кальвинистской). Эту позицию Уорфильд охарактеризовал как "конгруизм" (congruism), поскольку она предполагает гармоничное соответствие Божьих дел с человеческой волей, то есть Бог работает с волей человека настолько мягко, что тот cам cвободно делает такой выбор, который угоден Богу503. Применительно к предложению спасения это означает, что Бог начинает не с духовного возрождения избранных Им, не с преобразования их душ, чтобы они уверовали, - Он действует методом убеждения, привлечения, чтобы они свободно сделали выбор веры, а уж затем возрождает их. К этой позиции мы добавляем лишь мысль, что в жизни человека Бог

действует задолго до того, как начинает Свою работу по убеждению и возрождению: Бог в вечности предрешил, что человек, появляющийся на свет, будет отвечать на

определенный набор обстоятельств точно так, как Он того желает.

 

Совместимо ли со свободой человека Божье установление о неизбежности его решений и дел. Ответ зависит от понимания свободы. Исходя из принятой нами позиции, ответ на вопрос: "Мог бы человек сделать иной выбор? " - будет положительным, а на вопрос: "Сделает ли он реально иной выбор?" - отрицательным. В нашем понимании свобода уже существует, когда на один только первый вопрос можно дать положительный ответ.

Могут возразить, что свобода существует только в том случае, когда на оба вопроса


можно дать утвердительный ответ, то есть когда у человека может быть не только возможность, но и желание сделать иной выбор. Согласно такой точке зрения, свобода означает полную спонтанность, случайный выбор. В ответ на это заметим, что в человеческих решениях и действиях нет ничего совершенно спонтанного или случайного. В человеческом поведении есть определенная предсказуемость, и чем лучше мы знаем человека, тем с большей степенью уверенности можно предвидеть его шаги. Например, хороший друг или родственник нередко говорит: знал, что ты именно так ответишь".

Телевизионные комментаторы могут предвосхищать результаты выборов, анализируя данные всего нескольких избирательных округов. Поэтому мы делаем вывод, что, если под свободой подразумевается случайный выбор, человеческая свобода практически невозможна. Но если под свободой понимается возможность выбора между различными вариантами, человеческая свобода существует и совместима с установленной Богом неизбежностью наших решений и действий.

 

Следует отметить, что если неизбежность результата несовместима со свободой, то божественное предведение в арминианском понимании ставит для человеческой свободы столь же большие проблемы, что и божественное предназначение. Ведь если Бог знает, что я буду делать, то мои поступки должны быть неизбежными. Если бы они не были неизбежными, Бог не мог бы о них знать, Он мог бы ошибаться (то есть я мог бы поступать не так, как Он ожидает). Если же мои поступки неизбежны, я обязательно совершу их, они произойдут независимо от того, знаю я или нет, как буду поступать. Но свободен ли я в таком случае? С точки зрения сторонников такого понимания свободы, которое подразумевает отрицание неизбежности того или иного конкретного события, я

вроде бы не свободен. По их мнению, божественное предведение столь же несовместимо с человеческой свободой, как и божественное предназначение.

 

Может показаться, что принятый нами тезис о божественном выборе не отличается от арминианской идеи о предведении. Но есть существенное отличие. По арминианским представлениям, речь идет о предведении, относящемся к реально существующим объектам. Бог как бы просто утверждает заранее предвиденные Им решения и дела реальных личностей. В нащей же схеме речь идет о знании Богом возможностей. Бог знает, как потенциальные существа будут вести себя в определенных ситуациях со всеми возможными воздействиями на них в конкретное время и в конкретном месте. На этом основании Он выбирает, какие среди всех возможных личностей реализуются и какие на них будут воздействовать обстоятельства. Он заранее знает, что эти личности будут делать по своему свободному выбору, ибо Он Сам предопределил эти решения, сделав так, что они появились на свет. Применительно к спасению это в логической

последовательности означает, что Бог решил сотворить людей, что они должны совершить грехопадение и что затем в этой вызванной к жизни группе, в которой все находится под проклятием греха, отдельные личности, действуя по Его плану, будут по своему свободному выбору отвечать Ему504.

 

Наш тезис об установленной Богом неизбежности всего происходящего вызывает еще одни вопрос: нет ли в чем-то противоречия между Божьими повелениями и словами и Его действительной волей? Например, грех провозглашается недопустимым, и в то же время


Бог вроде бы Сам его желает. Убийство в Писании однозначно запрещено, тем не менее казнь Иисуса произошла явно по Его воле (Лк. 22:22; Деян. 2:23). Далее, нам сказано, что Бот не желает, чтобы кто погиб (2 Пет. 3:9), и в то же время Он не хочет, чтобы все спаслись, ибо спасение получают не все. Как нам примирить эти противоречия?

 

Нам надо провести различие между двумя разными сторонами Божьей воли. Одну из них назовем Божьим "желанием" (воля1), а другую Божьей "волей" (воля2). Первая - общее Божье намерение, то, что Ему в принципе угодно. Вторая - особое Божье намерение в определенной ситуации, исполнение Его конкретного решения. Во многих случаях Бог позволяет совершаться тому, что Ему в принципе не угодно. Это, в частности, относится к греху. Грех Богу не угоден. Но бывают случаи, когда Он просто говорит: "Да будет так", - и позволяет человеку по его выбору следовать греховному пути. Отношение братьев к

Иосифу не нравилось Богу, оно не соответствовало Его желанию. Но Бог допустил все, что произошло, и не препятствовал этому. И что интересно, Бог использовал их дела для обеспечения того, что они хотели предотвратить, - для возвышения Иосифа.

 

Бог не находит удовольствия в погибели неправедных. Это печалит Его. Тем не менее Он позволяет им по своей воле отвергать Его и веру. Почему Он так делает, мы не знаем. Но все это не так уж уникально и отстранение от нас, как может показаться на первый взгляд. Точно так же родители порой относятся к своим детям. Допустим, мать не хочет, чтобы ее сын вел себя определенным образом, и прямо говорит ему об этом. Но бывают ситуации, когда она, зная, что ее сын готов совершить предосудительный поступок, тем не менее не вмешивается, - это тот случай, когда мать не хочет, чтобы ее сын вел себя определенным образом, но в то же время предоставляет ему действовать по своей воле. Своим невмешательством мать допускает те или иные поступки.

 

Нам надо понять, что Божья воля допускает, а не вызывает грех. Бог никогда не говорил: "Грешите!" В то же время, допуская создание обстоятельств, ведущих человека к греху, и не препятствуя греху, Бог показывает, что грех тоже входит в проявление Его воли. Если придерживаться точки зрения, что невмешательство влечет за собой ответственность, то Бога можно считать, хотя бы во вторичном смысле, источником зла. Но следует отметить, что обычно ответственность понимается не так.

 

Следующий вопрос заключается в том, не делает ли такое представление о всеобъемлющем характере Божьего плана бессмысленными наши собственные дела. Если Бог предрешил неизбежность всего, нужно ли нам стремиться исполнить Его волю?

Имеют ли наши дела какое-то воздействие на происходящие события? Этот вопрос особенно относится к благовестию. Если Бог уже избрал спасенных (избранных), имеет ли какое-то значение, проповедуем ли мы (или кто-то еще) Евангелие? Ничто не изменит факта, что избранные получат спасение, а неизбранные погибнут.

 

На это могут быть два ответа. Первый - если Бог поставил обязательную конечную цель, в Его плане должны быть средства достижения этой цели. Его план вполне может включать в себя наше свидетельство как средство спасения избранного. Следовательно, наше свидетельство этому человеку предопределено Богом. Второй - мы не знаем детально


Божьего плана. Мы можем исходить только из того, что Бог раскрыл нам о Своем желании. В соответствии с этим мы и должны свидетельствовать. Это означает, что какое- то время мы можем проводить с теми, кто в конечном счете не войдет в небесное царство. Но это не значит, что мы теряем время напрасно. Оно используется для исполнения какой- то другой части Божьего плана. Конечной мерой нашего служения Богу является

верность, а не успех в достижении цели.

 

Различные подходы к пониманию истории

 

Как мы отмечали в начале этой главы, христианское учение о божественном плане рассматривает конкретные вопросы о том, куда идет история и что ею движет.

Существуют откровенно пессимистические восприятия хода истории. Это особенно относится к циклическим взглядам, согласно которым история не прогрессирует, а просто повторяет одну и ту же схему, хотя и с некоторыми вариациями. К такому пониманию тяготеют восточные религии, в частности индуизм с его упором на перевоплощение.

Человек проходит циклы смерти и возрождения, причем его положение в каждом новом воплощении в значительной степени определяется поведением в предшествующей жизни. Спасение, если здесь применим, этот термин, заключается в нирване, выходе из этого повторяющегося процесса.

 

Широкое распространение в наши дни получили и философские учения о последнем суде. Согласно этим теориям, историческое развитие подходит к катастрофическому концу в результате либо экономического краха, либо экологического кризиса, вызванного глобальным загрязнением окружающей среды или ядерной войной505. Человек обречен, потому что не сумел мудро распорядиться миром.

 

Другое видное пессимистическое философское учение XX века - экзистенциализм. Представление об абсурдности мира, о парадоксах и иронии в реальности, о слепой случайности происходящего приводит к отчаянию. Поскольку в исторических событиях нет никакой видимой схемы, человек сознательным актом свободной воли должен создать собственное понимание истории.

 

С другой стороны, появилось и множество вполне оптимистических взглядов, особенно во второй половине XIX века. Выйдя за пределы биологии, дарвинизм распространил свое влияние на другие области, в частности на общественные науки. По мысли Герберта Спенсера, он стал всеобъемлющим философским учением, объясняющим рост, прогресс и развитие реальности в целом. Хотя такой взгляд оказался скорее нереалистичным, он в свое время пользовался определенным успехом. Ближе к нашему времени утопические учения, основываясь на методах бихевиоральных наук, пытались перестроить общество

или, по крайней мере, жизнь отдельных людей506.

 

Наиболее воинственной и широкомасштабной современной философией истории можно, пожалуй, считать диалектический материализм - философское учение, на которое опирается коммунизм. В философии Георга Гегеля Карл Маркс заменил идеалистическую метафизику материалистическими взглядами. Историей движут силы материальной


реальности. Экономический порядок меняется, проходя через разные этапы. Каждый этап процесса характеризуется конфликтом между двумя антитетическими группами или движениями. Капиталистический способ производства, пришедший на смену феодальному, должен в конце концов уступить место социалистическому, когда не будет частной собственности. В бесклассовом обществе диалектические противоречия, двигавшие историей по схеме тезис - антитезис - синтез, прекратят свое действие и зло исчезнет. Обратите внимание, что речь идет о безликой силе. В результате многие люди, живущие в строящем коммунизм обществе, не находят ни личного удовлетворения, ни эффективности в плане общественных отношений.

 

Наконец, есть христианское учение о божественном плане, согласно которому все события спланировал в вечности премудрый, всемогущий, благой Бог и история развивается в соответствии с Его замыслом. Есть вполне определенная цель, к которой движется история. История, следовательно, - не цепь случайных событий. А приводится она в движение не безликими атомами и не слепой судьбой. Ею движет любящий Бог, с Которым мы можем иметь личное общение. Мы можем с уверенностью ожидать уготованного для вселенной конца. И свою жизнь мы должны строить в соответствии с тем, что нам известно об исходе истории.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.