08.01.2017
Скачать в других форматах:

Чарльз Сперджен

12 проповедей об освящении

1. Молитва Господа Иисуса Христа об освящении

 

Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина.

Евангелие от Иоанна 17:17

 

Господь наш Иисус постоянно молился о Своем народе, будучи на земле. Узнав о том, что Петру грозит великая опасность, Он сделался ходатаем за него. Ради Своих Сын человеческий вел молитвенную борьбу до кровавого пота. И по мере приближения конца Его земных трудов Писание отводит заступничеству Господа нашего все больше места. После тайной вечери Его публичное служение завершилось, все порученное Ему Отцом было исполнено. Время врачевания больных и наставления народа прошло. Осталось одно дело — умереть, и Господь предался молитве. Он ждал час, когда надо будет отдать душу Свою за друзей, готовясь для особого ходатайства. Прежде чем предать душу на смерть, Он предал ее на жизнь.

Господь наш и великий Первосвященник вступает на вечное служение заступничества, которое и ныне исполняет одесную Отца, со времени произнесения молитвы, записанной в Евангелии от Иоанна, 17. Мне представляется, что Господь наш по великой и жертвенной любви Своей предвосхитил служение заступничества. С того момента, как Дух Божий сошел на Него, прежде чем пострадать от руки нечестивых, Он должен был креститься крещением, и было душе Его тесно до тех пор, пока Он не совершил это. Иисус начал скорбеть душевно и бороться до кровавого пота еще в Гефсимании. Вот и теперь, еще не войдя за завесу во Святое Святых, Он сделался Ходатаем за нас. Когда дело заходит о благе для Своих, Христос не медлит, Его любовь несется на крыльях. Так было всегда. “Воссел на Херувимов, и полетел, и понесся на крыльях ветра”. Возлюбленные!

Что за Друга мы имеем...

Он хочет и спешит совершить все необходимое для нас. Хорошо было бы и нам знать цель своего служения и стремиться исполнить его, подражая Христу.

Семнадцатую главу из Евангелия от Иоанна, называемую первосвященнической молитвой, можно смело назвать Святое святых Слова Божьего. Нам дано право присутствовать в сокровенном месте, где Сын Божий в теснейшем общении любви беседует с Отцом. Мы слышим, как Он открывает Ему Свои желания, и эти желания связаны с нами. Здесь богодухновенность поднимает свою завесу и позволяет нам созерцать великую истину лицом к лицу. Рассматриваемый нами стих находится в середине молитвы Иисуса и, по сути, является ее сердцем. Господь, желая освящения Своих, пронизывает этим желанием всю молитву. Стих: “Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина”, — яркое выражение этого желания, это благословение на святость. Господь наш в точке высшего напряжения восклицает: “Освяти их!” Ввиду предстоящего страдания Своего, в ночь перед смертью наш Спаситель возводит очи к небу и восклицает: “Отче, освяти их!” Место, которого мы достигли, свято, и тема, поднятая нами, нуждается в священномыслии. Ей, Дух Святый, приди и дай нам понять полный смысл молитвы Господней!

Прежде всего мы обратим наше внимание на просьбу Спасителя: “Освяти их...”, далее мы поговорим о том, ради кого Он просит это, и, наконец, рассмотрим вопрос о том, Кого Он просит об освящении, а просит Он Самого Отца, поскольку Тот один способен освятить Своих. В заключение мы покажем, каким образом это благословение исполняется в верующих. Приведенный стих свидетельствует о Его вере в Слово Божье, и, наставляя, нас в этом же, Иисус подчеркивает: “...слово Твое есть истина”.

I. Итак, обратимся к просьбе Спасителя. Каким представляется нам это бесценное благословение, о котором наш Спаситель столь проникновенно просит? Вначале он молится: “Отче Святый! соблюди их во имя Твое...” Затем просит, чтобы Отец “сохранил их от зла”. Но просто сохранить от зла, по мнению Иисуса, мало. Он просит для Своих особого благословения: “Освяти их...” У слова “освяти” много значений, у меня нет возможности исследовать все смысловые оттенки, но на одном — двух мы все же остановимся. Во-первых, слово “освяти” используется здесь в смысле “посвяти их на Твое служение”. Это же слово используется в девятнадцатом стихе, где оно звучит как “посвящаю”: “...и за них Я посвящаю Себя”. Дословный перевод с древнегреческого звучал бы: “И за них я освящаю Себя”. В отношении Господа это слово не может означать очищение от греха, поскольку наш Спаситель был чист и непорочен, сама природа Его была свята и непорочна, и потому дело Его осталось неоскверненным. Никто, ни человек, ни бес, не мог найти в Нем вины, и Бог Отец нашел в Нем благоволение. Освящение Господа нашего есть отделение Его на исполнение Божественных замыслов и на исполнение Его воли. “Вот, иду исполнить волю Твою, Боже”. Согласно такому пониманию наш Ходатай просит, чтобы Отец отделил всех Своих и поставил на дело святого служения. Смысл молитвы таков: “Отче, благоволи отделить их Сам, пусть они будут Твоим храмом, дабы Тебе обитать в них, пусть они будут Твоим орудием, дабы Тебе употребить их”. Согласно иудейскому закону из двенадцати колен было избрано колено Левино для служения Господу Богу. Левиты были представителями первенцев из всех колен, о которых Господь сказал: “Ибо Мои все первенцы у сынов Израилевых, от человека до скота. В тот день, когда Я поразил всех первенцев в земле Египетской, Я освятил их Себе...” (Числ. 8:17). Один род был взят из колена Левина и посвящен на священство, т.е. освящен. Записано, что Бог освятил Аарона и сынов его (Лев. 8:30). Скиния была освящена для служения Богу и потому стала святилищем, и все принадлежности, бывшие там, как великие, подобно жертвеннику, священному столу, ковчегу завета, так и малые, подобно чашам и чашечкам светильника, все принадлежности ее были посвящены, т.е. освящены (Числ. 7:1). Ни один из этих предметов нельзя было использовать иначе, кроме как для служения Иегове. Во дворах Его пребывало священное пламя, священный хлеб и священный елей. Священный елей помазания, к примеру, держали только для священнодействия. “Тела прочих людей не должно помазывать им”, и еще, “Кто сделает подобное, чтобы курить им, истребится из народа своего”. Эти освященные предметы следовало хранить для святых надобностей, и всякое иное употребление их строго воспрещалось. Тельцов и агнцев, овец и горлиц благочестивые приносили к святилищу и посвящали Богу, и все принесенное отныне принадлежало Богу и представлялось в жертву. Вот одно из значений этой молитвы Господней. Он желает, чтобы каждый из нас был посвящен Богу, назначен и поставлен на исполнение Его замыслов. Мы не от мира сего, в противном случае могли бы быть амбициозны, не от сатаны, иначе могли бы быть сребролюбивы, не от самих себя, иначе бы были самолюбивы. Мы куплены дорогою ценою, т.е. принадлежим Тому, Кто уплатил эту цену. Мы Христовы, вот почему Он, представляя нас Отцу, просит облагодатствовать нас и освятить Себе для Своих целей. Разве мы не принимаем подобного посвящения от всей души? Разве не восклицаем: “Отче! Освяти нас на служение Тебе”? Уверен, что да, если поняли, что искуплены.

Возлюбленные братья! Если окропление кровью, о котором мы говорили в прошлое воскресенье, действительно возымело на нас действие, то мы отныне и в вечность суть рабы Того, Кто положил за нас душу и воскрес. Мы считаем себя народом Божьим, мы ливрейные слуги великого Царя, форменная одежда которых — праведность. Некогда мы были, как овцы блуждающие, но возвратились к Пастырю и Блюстителю душ, и впредь мы — Его народ и овцы паствы Его. Если спросит тебя некто: “Чей ты?”, ты ответишь: “Я — Христов”. Если спросит тебя некто: “Какое твое занятие?”, ответишь заодно с Ионой: “Я боюсь Бога”. Мы теперь не сами по себе и не можем трудиться из низменных побуждений, корыстных целей или самолюбивых амбиций, потому что согласно священному договору служим нашему Господу. Мы простираем руки к Богу, и не можем отступить. Мы не желаем при том нарушить условий восхитительного договора и завета и будем держаться их до конца. Мы не ищем себе ни свободы грешить, ни вольностей и восклицаем: “Вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника. Освяти нас, Господи. Распознаем, и да распознает вся вселенная, что мы — Твои, ибо мы — Христовы”.

В дополнение к этому скажем, что люди Божьи, посвященные на служение Ему, отделены и обособлены от других людей. Для отделения священников предназначалось особое богослужение, определенные обряды совершались и при освящении святилищ и принадлежностей. Вспомните, какое священнодействие творили при воздвижении скинии, с какой великолепной молитвой отделялся храм для богослужений. Суббота, освященная Богом, отделялась от остальных дней. Суббота для человека — это dies non (не день), ибо он принадлежит Господу. Богу угодно было отделить Своих от остальной части человечества. Ради этого Он вывел Авраама из Ура Халдейского, а Израиль из Египта. “Вот, народ живет отдельно и между народами не числится”. Господь говорит Своим избранным: “Этот народ Я образовал для Себя, он будет возвещать славу Мою”. Но вскоре это намерение оформилось в призыв: “И потому выйдите из среды их и отделитесь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями”. Да будет Церковь Христова чистою девою, совершенно отделенной для Господа Христа. Потому Он говорит о Своем народе так: “Они не от мира, как и Я не от мира”.

Это отделение, или освящение, началось с избранием от вечности, еще до основания мира, когда имена избранных были записаны на небесах. Вслед за освящением идет искупление, необыкновенное и особенное, ибо сказано: “Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу”. Это искупление сопровождается действенным призывом, каковым люди выводятся из древнего мира в Царство Христово. Далее оно сопровождается возрождением таковых, в результате чего избранные обретают новую жизнь и выделяются на фоне современников, как живые среди мертвых. Затем работа отделения продолжается в том, что обыкновенно называется освящением, посредством которого люди Божьи все больше и больше отделяются от сообщества и бесплодных дел тьмы и, преображаясь от славы в славу, все больше и больше уподобляются своему Господу, Богу “святому, не причастному злу, непорочному, отделенному от грешников”.

Освящаемые в этом смысле перестают быть под чужим ярмом с неверными, они перестают творить зло, как остальной народ, они не сообразуются с веком этим, на земле они странники и пришельцы. И чем больше таковые соответствуют данной истине, тем лучше. Ныне, в век вероотступничества, некоторые полагают, что у церкви нет иного выхода, как только опуститься до мира, чтобы усвоить его пути, держаться его правил и обрести его “культуру”. По сути дела нас призывают побеждать мир, сообразуясь с ним. Но все это противно Писанию, как свет противен тьме. Чем глубже пропасть между боящимися Бога и не боящимися Его, тем и лучше, во всех отношениях. Если солнце превратится во тьму, наступит черный день. Если соль утратит силу и перестанет сохранять от разложения, мир достигнет внутреннего распада, и явится отмщение. Следующий текст остается в силе: “Дети! вы от Бога, и победили их, ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире”. Семя жены и порождения ехиднины, какие отношения могут быть между вами, кроме отношений постоянной борьбы? Именно в этом смысле наш Господь и говорит, что пришел не мир принести, но меч. “Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое, а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир”. Если церковь начинает домогаться дружбы с миром, вспоминайте о послании Святого Духа, вышедшем из-под пера апостола Иакова: “Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу”. Апостол законно обвиняет всякого, благоволящего миру, в грязном и гнусном преступлении духовного прелюбодеяния. Сердце, которое надо предавать Христу в чистоте, не может быть необузданным, не может блудить и скитаться, упиваясь нечистотами и скверной настоящего лукавого века. Отделение от мира — вот о чем для нас просит Отца Христос.

Сведите воедино посвящение Богу и отделение для Него, и смысл рассматриваемой молитвы станет понятнее. Но, заметьте, имеется в виду не просто отделение, ибо, как я уже говорил выше, eсть люди, которые отделяют себя, оставаясь по сути душевными, не имеющими духа. Отделение ради отделения несет в себе черты Вавилона, а не Иерусалима. Одно дело отделение от мира сего, и другое — разделение в Церкви. Там, где мы видим живую веру во Христа, и там, где обитает Дух Святой, мы призваны к единству, не к разделению. По причине действительного и явного греха мы должны отделяться от обидчика, но мы допустим грех, если станем делиться там, где разделение не оправдано Словом Божьим. В жизни коринфяне и галаты были далеки от совершенства и допускали немало ошибок в учении, заблуждаясь даже в жизненно важных вопросах, но они оставались верными во Христе, и Павел не требовал чьего-либо выхода из коринфской или галатской общин, не требовал отделения. Но всякого в этих общинах он увещевал выполнять свое дело и не уставал трудиться, чтобы привести их к единству веры на основании Евангелия и его познания. Несомненно, верным истине надо быть, но при этом мы не должны иметь вздорного, придирчивого духа, который отделяет нас от действительных членов единого и неделимого тела Христова. Почитать единство церкви и в то же время производить разделение за разделением неразумно. Добивайтесь любви к истине вкупе с любовью к братьям. Разделением Тела Христова не усовершить. Любовь должна быть спутницей истины. Если мы сердечно возлюбим того, кто в чем-то заблуждается, но несет жизнь Божью в душе, то скорее всего он будет с нами. Отделение от мира — наша священная обязанность, хотя эта воистину трудная задача и составляет основной вопрос, причем не простой, нашей веры. Нелегко исполняться любовью к людям и в то же время ради Бога, более того, ради себя отделяться от них. Но Господь призывает нас к этому.

Далее. Слово “освящать” означает делать людей Божьих святыми. “Освятить их” — значит сформировать в них благородный и святой характер. Всякий день нам следует просить Бога: “Господи, освяти народ Свой”. Обращаю ваше внимание на то, что перевод исконно греческого слова, использованного здесь, не означает “очищать”. Здесь это слово имеет иной смысловой оттенок. Если бы это слово значило “очищать”, то едва ли было бы использовано в отношении Господа нашего, как ниже по тексту. Значение этого слова в духовном плане выше. O братья, люди, называющие себя христианами! Если вы продолжаете лгать перед Богом и обманывать себя, то не обольщайтесь, что вы чисты от обычных грехов и преступлений людских. Всякий бездушный, всякий бесчестный, всякий недобрый, всякий неверный далек от Царствия Божия. Как можно назвать сынами Божьими недостойных называться приличными даже среди сынов человеческих?

Таким образом, наше суждение, причем суждение справедливое, состоит в том, что не бывает искры Божьей в душе того, кто сознательно предается любому явному греху и получает от этого удовольствие. Никак нет, очищением дело не кончается. Само собой разумеется, всякий, называющий себя христианином, уже отошел от похоти плоти, похоти очей, гордости житейской и лжи. Если же вы не отстали от всего такого, смиритесь перед Богом и устыдитесь, ибо вы нуждаетесь в началах благодати. “Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями”. Освящение превыше обычной морали и нравственности, это не просто избавление от тривиальных человеческих слабостей и поступков, ибо освящение, помимо сказанного выше, есть избавление от природного жестокосердия, безразличия и похоти. Освящение есть избавление от всего плотского по сути, есть разрешение на доступ в духовное и дивное. Плотское не вступает в общение с Царствием Духа, или Христа. Необходимо, чтобы наш дух вознесся над естеством. Поэтому наша молитва должна быть такой: “Господи, одухотвори нас, исправь нас, чтобы мы могли жить в общении с Богом, дай нам познавать Того, Кого плоть и кровь познавать или различать не могут. Да владычествует в нас Дух живого Бога, да усовершит нас к исполнению воли Его, ибо таково наше освящение”.

Понятие “освящение” выше и шире понятия “очищение”, поскольку первое включает второе и еще многое сверх того. Мало быть просто чистым от греха, нам должно украшаться всяческой добродетелью. Если вы высоконравственны, то как вашей праведности превзойти праведность книжников и фарисеев? Если вы отдаете свои законные долги, подаете бедным и блюдете обряды своей религии, что особенного делаете против тех, кого сами почитаете пребывающими в заблуждении? Дети Божьи должны проявлять любовь Божью, им надлежит выказывать ревность по славе Его, им надо быть щедрыми, бескорыстными, им следует ходить путями Божьими в общении Всевышнего. Наши намерения и цели должны быть выше понимания лучших из числа невозрожденных. Нам следует простираться к жизни и Царствию, о котором человечество в массе своей не знает ничего, и того меньше озабочено своим невежеством. Я опасаюсь, что именно этот духовный смысл молитвы мы чаще всего упускаем. Да укрепит нас Дух Божий в познании подобного освящения на своем опыте! Да будут начертаны слова “СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ” на челе нашей человеческой природы!

Возлюбленные! Для нас очень важна молитва Господа нашего, поскольку без освящения спасение невозможно, ведь записано: “Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа”. Как можно спастись от греха, если грех все еще властвует в нас? Если мы не ведем святого, благочестивого, одухотворенного образа жизни, то смеем ли утверждать, что искуплены от власти тьмы?

Без освящения мы не можем служить. Если Господь Иисус посылает нас в мир, как Отец послал Его в мир, то как Он может поручать это дело неосвященным? Разве не должны быть чисты сосуды Божьи? Как можно упиваться сладостью духа без освящения? Неосвященные полны сомнений и страхов. И чему тут удивляться? Таковые часто говорят о поклонении: “Как нудно!” Неудивительно, ведь они не вкушали духовных услад и не познали радости в Боге. Если таковые не ходят в свете Божьем, как им познать небесное, откуда нисходит подлинное благочестие? О, эта молитва, которой должно молиться ради меня, ради вас, ради нашего собрания и ради всей Церкви Божьей! “Отче! Освяти их истиною Твоею”.

II. А теперь, обратимся к вопросу о том, ради кого возносится эта молитва. С этой молитвой нельзя молиться за внешних. Не стоит молиться этой молитвой за мертвых во грехах. Господь имеет в виду людей спасенных, сохранивших Слово Божье: “...они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое...” Они освящены в том смысле, что были отделены для святых целей, в определенной мере они были освящены и в том, что обрели святой характер, поскольку ближайшие ученики Господа нашего со всеми их заблуждениями и недостатками были святыми людьми. Таким образом, Иисус молился именно об апостолах, чтобы мы убедились в том, что такой молитвой надлежит молиться даже о выдающихся святых: “Освяти их истиною Твоею...” Сестры мои, пусть вы и Деворы, достойные называться матерями в Израиле, но вам надо делаться все более и более святыми. Братья мои, пусть вы подлинные отцы от Бога, о которых сказано в Писании: “...хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов”, — вы по-прежнему нуждаетесь в молитве Иисуса о вас: “Освяти их истиною Твоею...”

Эти избранные были освящены, но лишь в определенной мере. Оправдание совершается в момент его принятия, а вот освящение — вопрос возрастания в вере. Оправданный оправдан раз и навсегда посредством подвига, свершенного Иисусом, однако освященному надлежит возрастать в Том, Который есть глава Церкви Христос. Он должен освящать нас на протяжении всей жизни, вот почему всякий час мы должны искать силы Божьей, ибо “на сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа”. Мы должны простираться к пределам святой жизни, никогда не довольствуясь приобретенным. Даже самый чистый и благородный между нами не лишен многих недостатков и заблуждений. Под ярким светом, которым Господь отринет нас в Свое время, мы увидим на своей одежде страшные пятна, воистину, ходя путями Божьими, а Бог есть свет, мы воочию видим, что нуждаемся в очищающей Крови Иисуса. Преуспевая, воздадим славу Всевышнему, но давайте помнить, что добиваться большего можно и нужно всегда. Возлюбив много, воздадим хвалу благодати Божьей, но давайте помнить, что можно и нужно любить больше. Веруя, причем крепко, будем помнить, что верить своему Всемогущему Другу можно и нужно еще больше. Мы не достигли предела своих способностей. O вы, освященные, вас и только вас имеет в виду Иисус, прося Отца: “Освяти их истиною Твоею...”

Возлюбленные! Заметьте особо, что верным, о которых молится наш Господь, предстояло стать проповедниками и учителями своего и будущих поколений. То была горстка людей, из которых должна была восстать грядущая Церковь. Но может ли святой Бог отправить нечестивых миссионеров? Неосвященный служитель — значит не посланный Богом служитель. Неосвященный миссионер — это чума на племя, в которое он направляется, неосвященный учитель в воскресной школе — это вред наставляемым, а не благословение. Уповать на силу Духа Святого, Который почивает на вас и трудится через вас, чтобы приводить других к ногам Спасителя, вы можете только в той мере, в какой освящены. О, сколько трудностей и препятствий встречает каждый из нас, желающий святости! Бог не станет употреблять нечистых орудий, более того, Он не потерпит нечистых рук на святых сосудах Его. “Грешнику же говорит Бог: “что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои?”” Все ополчение терпит поражение из-за одного Ахана в стане. Святость — вот существенное условие, определяющее соответствие человека в Божьему служению, распространению Царства Его, вот источник молитвы Господней о Своих апостолах и остальных служителях: “Отче Святый! освяти их”.

Продолжая Свою молитву, Господь просит: “...да будут все едино...”, — и для этого желаемого результата необходима святость. И все же отчего мы не едины? Мы не едины по причине греха, разделяющего нас во многом. Полное освящение подразумевает единство. Чем более святы люди, тем более любят Господа своего и друг друга, и это способствует их единению. Наши заблуждения и грехи — горький корень, причиняющий вред и оскверняющий многих. Наши абсурдные суждения умножаются пороками нашего характера и нашим отступлением от путей Божьих. Примите во внимание и нашу национальную холодность, из которой вырастают разлад и разделение, ересь и разномыслие. Будь мы полностью во Христе Иисусе, то блюли бы единство друг с другом и с Богом, и тогда великая молитва Господня о единстве Церкви была бы исполнена.

Господь наш Иисус завершает эту всеобъемлющую молитву ходатайством, чтобы все мы могли быть с Ним, быть с Ним там, где Он теперь, чтобы видеть славу Его. Этого не бывает без полного освящения. Неосвященный будет ли с Христом на небесах? Увидят ли очи нечестивого славу Божью? Не может быть! Как можно участвовать во славе и в торжествах Всевышнего Владыки, не будучи членами Его Тела? И как у Святого могут быть нечистые и корыстолюбивые члены? Да, братья мои, будем святы, ибо Христос свят. Праведность путей наших и чистота сердечная абсолютно необходимы в христианской жизни здесь и там, ныне и в грядущем. Делающий грех есть раб греха, и только обновленные Духом Святым по истине, святости и любви могут уповать на удел в святых радостях и небесном блаженстве.

III. За недостатком времени я излагал предыдущие вопросы кратко, однако, не могу оставить без ответа и вопроса о том, Кого же Иисус просит: “Освяти их истиною Твоею...”? Никто не способен освятить душу, кроме Всемогущего Бога, великого Отца духов. Творец наш должен сотворить в нас святость, иначе освятиться мы не можем. В этой молитве наш Спаситель называет великого Бога “Отче Святый”. Лик святого Бога созидает в нас святость, ибо только Отец Святый может быть Отцом святых детей, поскольку подобное порождается подобным. Вам, верующим во Христа Иисуса, Он дает силу стать сынами Божьими, и частично сила эта проявляется в освящении по образу и подобию Отца нашего, сущего на небесах. Будучи святы, мы воистину несем на себе образ Господа с неба, второго Адама, который есть первенец всем братьям, в Него уподобляющимся. Святой Отец Небесный признает Своими детьми на земле тех, кто святы. Самая природа Бога должна поощрять нас молиться об освящении, ибо Он не замедляет производить в нас и хотение, и действие к исполнению воли Его.

Возлюбленные! Подобное освящение есть дело Божье от начала. Мы совращаемся на путь зла сами, и никакая сила, кроме силы свыше, не способна обратить нас к великому Пастырю. Возрождение, с которого начинается освящение, есть целиком и полностью дело Духа Божия. С того момента, как мы впервые обнаружили свой грех и в связи с этим почувствовали боль, в нас начинает работать благодать. Всякое помышление о святости и всякое пожелание чистоты приходят к нам только от Бога, поскольку по натуре мы обручены с беззаконием. Вот почему наша окончательная победа над грехом и усовершенствование по образу и подобию Господа нашего не могут не быть от начала и до конца делом Господа и Бога, Который творит все новое, а мы же не имеем никакой силы простираться сами собою в столь великом труде. Наше обновление есть новое творение. Но творцы ли мы? Наше обновление есть воскресение, но дано ли нам воскрешать мертвых? Наше вырождающееся естество может насквозь прогнить, а вот обратиться чистым или совершенным само собою оно не может, последнее доступно Богу и только Богу. Освящение — это такое же дело Божье, как сотворение неба и земли. Кто, кроме Него, способен на это? Сами по себе мы не способны и шага ступить по пути освящения. Мы можем думать, что продвигаемся по этому пути, но это самообман, чреватый горьким разочарованием. Подлинное освящение от начала до конца совершается Духом благословенного Бога, Которого Отец посылает, дабы освящать Своих избранных. Итак, задумаемся, сколь великим является освящение, и сколь необходимо Господу нашему просить Отца Небесного: “Освяти их истиною Твоею...”

Истина сама по себе освятить человека не может. Можно придерживаться правоверного символа веры, и это чрезвычайно важно делать. Однако если символ не трогает нашего сердца и не меняет характер, что в нем проку? Освящает нас не само по себе учение, но посредством учения освящает нас Отец Небесный. Мы сотворены жить в истине для святости. Если ложь ведет ко греху, то истина ведет к святости. Есть дух лжи и есть Дух истины, ложь и истина употребляются ими в качестве орудия достижения цели. Силой Духа надлежит обращаться к истине умом, совестью и сердцем, иначе человек обретет истину, но удержится в неправедности. Я считаю, что полное избавление человека от греха станет венцом дела Божьего. Бог избрал Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. Он отделил избранных, чтобы избавить их от всякого беззакония и очистить Себе, Он действенно призывает их к высокому и святому званию, к самой добродетели и подлинной святости. Всякое действие Духа Божьего над новым естеством имеет целью очищение, освящение, исправление тех, которых Бог по любви сделал Своими. Более того, всякое событие, происходящее с нами по промыслу Божьему, нацелено на то же самое, т.е. для того наши радости и наши печали, наши телесные страдания и наши сердечные муки, наши утраты и наши испытания. Все это священные снадобья, которыми мы избавляемся от своих врожденных хворей и готовимся к наслаждениям совершенного духовного здравия. Путешествие по пустыне необходимо для нашего испытания, оно доказывает нам, что наше зло может открыться и привести нас к покаянию и преодолению его, т.е. сделает непорочными перед престолом Божьим. Господь наставляет нас в небесном, готовит к собору достигших совершенства. Нам еще не открылось, что будем, но мы пробиваемся к тому и знаем только, что, когда откроется Иисус, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И так мы восстаем: непримиримою борьбой, и долгим бодрствованием, и терпеливым ожиданием восстаем в святость. Этими скорбями вымолачивается наш хлеб, а мякина уносится ветром, этими страданиями истребляется наша изгарь чтобы очистилось золото. Любящим Бога все содействует ко благу, и в конце концов все это представит избранных Богу не имеющими пятна, или порока, или чего-либо подобного.

Итак, я напомнил вам, что молитва на освящение возносится Отцу Небесному, и это заставляет всех нас обращаться только к нашему Богу. Не приступайте к делу освящения сами по себе, словно вам по силам исполнять это дело в одиночку. И не думайте, что святость придет непременно лишь потому, что вы слушаете усердного проповедника или поклоняетесь Богу в собрании. Братья мои, трудиться внутри вас должно Самому Богу, Святой Дух должен обитать в вас, но это бывает лишь по вере в Господа Иисуса. Веруйте в Него ради своего освящения, как веровали ради прощения и оправдания. Только Он способен ниспослать вам освящение, ибо освящение — это дар Божий во Христе Иисусе, Господе нашем.

IV. Обширна тема, которую мы освещаем, однако у меня осталось мало времени. В заключение мы очень кратко рассмотрим с вами, как исполняется в верующих благословение: “Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина”. Возлюбленные! Задумайтесь над тем, как Бог сочетает святость с истиной. В последнее время наблюдается тенденция отделять истину учения от истины наставления. Говорят, что христианское вероучение — это практическая жизнь, а не символ веры, однако это полуправда, весьма напоминающая ложь. Христианское вероучение воистину есть жизнь, произрастающая из корня истины. Иисус Христос есть путь, истина и жизнь, так что принять Его в сердце должным образом нельзя, не восприняв Его тройственной личности. Верой в полуправду освятиться невозможно. Освящение видимой натуры происходит из наставления внутренней веры сердца, иначе такое освящение — только личина или маска. Добрые дела — это плод подлинной веры, а подлинная вера — это искренняя вера истине. Всякая истина ведет к святости, всякое доктринальное заблуждение прямо или косвенно ведет ко греху. Превратное понимание рано или поздно оборачивается бесславным существованием, а прямая линия истины, начертанная в сердце, — жизнью по благому обычаю. Не думайте, что можно пребывать в добром духовном здравии, питаясь духовной мертвечиной, или тщиться предстать перед Богом неоскверненным и непорочным, упиваясь гибельным заблуждением. Сам Бог освящает нас только истиной. Только взятое от Слова Божьего учение будет освящать вас. Ложное учение не есть правда Божья, оно освящать вас не будет. Бывает, что заблуждение, превозносящее вас до небес, побуждает думать, что вы освящаетесь, однако существует большая разница между похвальбой, освящением и освященностью и весьма серьезное различие между самовозвышением и подлинным благоволением Бога. Верьте мне, Бог производит освящение в нас истиной, только истиной и ничем иным, кроме истины.

Но что есть истина? Вот в чем вопрос. Является ли истиной то, что мне кажется откровением, полученным в частном сообщении? Надо ли полагать, что при этом я удостоился особого откровения и должен отныне жить согласно неким голосам, мечтам и впечатлениям? Братья, не впадайте в это распространенное заблуждение. Слово Божье, обращенное к нам, находится в Писании. Всякая истина, которая освящает людей, пребывает в Слове Божьем. Не внимайте восклицающим: “Вот здесь!” и “Вот там!” Едва ли не каждый день меня дергает за рукав тот или иной умалишенный или притворщик с откровением. Один говорит, что Бог передает мне поручение через него, на что я отвечаю: “Однако, сэр, Бог знает, где я живу, и Он столь близок мне, что не станет передавать через вас”. Другой именем Божьим провозглашает учение, которое, и факт сей очевиден, лжет на Святого Духа. Он говорит, что Дух Божий открыл ему то или иное, однако известно, что Дух Святой никогда не противоречит Себе. Если ваше мнимое откровение не согласуется с Библией, то с вашим мнением мы не посчитаемся, если же оно соответствует Библии, то в нем нет ничего нового. Братья! Писания довольно, если Бог воистину употребляет его и оживляет его Духом в наших сердцах. Истина не является ни вашим мнением, ни моим, ни вашим сообщением, ни моим. Иисус же говорит: “...слово Твое есть истина”. То, что освящает людей, есть не просто истина, но истина особая, истина, открывшаяся в Слове Божьем: “слово Твое есть истина”. Какое благословение мы имеем в том, что вся истина, необходимая для нашего освящения, явлена в Слове Божьем, чтобы нам не издерживать своих сил на ее поиск, но для нашего дальнейшего блага употреблять явленную истину в интересах Божьих! Никаких откровений больше не будет, ибо необходимости в них нет. Канон установлен и завершен, и, если кто приложит что к нему, на того наложит Бог язвы, о чем записано в Книге. Зачем нужны дополнительные откровения, когда Библия совершенна и в ней есть все для любой практической цели? “Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина”.

Так оно и есть, и потому истина, без которой нам не жить, установлена твердо и недвусмысленно. Писание подменять нельзя. Можно точнее и скрупулезнее переводить первоисточники, но для всех практических целей Библия, которую мы имеем, достаточно верно отражает оригинальный текст, так что наша старая добрая версия Кинг Джеймс1 — одна из самых здравых. Недопустимо разрушать Библию, нельзя ничего отнять от слов Книги сей, и приложить к ним. Господь никогда не переписывал и не пересматривал Слова Своего и никогда не будет этого делать. В наших доктринах полно погрешностей, Дух же не допускает их в Писании. Если у Августина есть “Пересмотры”2, то Пророки и Апостол никогда не пересматривались. Вера, однажды преданная святым, утверждена на веки и веки. “...Слово твое есть истина”. Только Писание есть истина абсолютная, совершенная, несомненная, непререкаемая, чистая, вечная, неизменная. Истина, данная нам в Слове Божьем, есть истина, которая будет освящать всех верующих до скончания века. Братья мои, научитесь же подвизаться в исследовании Писания! Сестры мои, очень вдумчиво следует читать Книгу Божью! Если здесь пребывает истина, причем истина, которою Бог освящает нас, то давайте исследовать ее, держаться ее и стоять в ней. Дадим обет Тому, Кто даровал нам эту Книгу, никогда не отступать от Его свидетельств. В любой ситуации для нас Слово Божье — истина. “Но в школах утверждается иное!” — скажет кто-то. Пусть. “Но риторика убеждает в ином!” — добавит другой. Пусть. Слова — всего лишь ветер, а языки — всего лишь глина. Боже, “слово твое есть истина”. “Но философы утверждают иное!” — не раз возражали мне.  Пусть. Кто они? Слово Божье — истина, не отступим от нее вовек. Будем одинаково тверды и в том убеждении, что нам не познать доброй истины до тех пор, пока она не станет освящать нас. Нельзя считать себя стоящим в истине должным образом, если она не ведет нас к подлинной жизни. Нож тупой стороной не режет. У истины подобно ножу есть свой черенок и свое лезвие. Смотрите, как следует пользуйтесь истиной. Человека можно умертвить и чистой водой, всякую добрую вещь надлежит употреблять верно — обратное к добру не приведет. Истина, используемая во всей полноте, будет всякий день уничтожать грех, питать благодать, внушать благородные желания и побуждать к святым делам. Джентльмены, я молю, чтобы нам всей жизнью во всем украшать учение Господа нашего и Спасителя! Некоторые не делают этого. Говорю о том к нашему стыду и своему постоянному сожалению. Но более всего вызывает сожаление отсутствие святости у членов нашего собрания. Если вы поступаете, как остальные, то какое даете свидетельство внешним? Если ваши семейства не утверждаются милостью, если вы не ведете свои дела по правилам неподкупной честности, если ваша речь весьма сомнительного свойства в смысле чистоты и правдивости, если ваши пути подлежат справедливому упреку, то как явит вам Бог Свою милость и как благословит собрание, членом которого вы состоите? Утверждать, что вы — люди Божьи, когда внешние позорят вас, — разве не ложь все это и не обман? Вера ваша в Господа Иисуса должна потрудиться в вашей душе, чтобы каждый из вас стал свидетелем верным и истинным, эта вера должна запрещать вам одно и вдохновлять на другое, она должна побуждать вас отступать в одном и приступать в другом, должна постоянно влиять на мысли, речи и дела ваши, иначе вы ничего не смыслите в ее спасительной силе. Короче говоря, не приступайте ко мне с вашими опытом, вашим кредо и вашим исповеданием, пока не освятите имя Божье своей жизнью. O братья, лучше оставить свои исповедания, если ваша жизнь расходится с ними. От имени Того, Кто дышал этой молитвой перед тем, как лик Его окрасился кровавым потом, призываю вас обратиться к Отцу Небесному и воскликнуть громко: “Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина”. Мы, т.е. каждый из нас в отдельности, прилепились к откровениям Твоим, Господи, но повинуемся ли Тебе на деле? Мы, т.е. наше собрание, положили держаться старой веры, и я, со своей стороны, как служитель обязался ее держаться. Однако все это нам надо засвидетельствовать собственной святостью! Нет у меня истины иной, кроме единственной Книги — непогрешимого Писания, начертанного Духом Божьим. И наш долг — являть собой освящающее влияние этой Книги. Мы несем обетования Божьи, дабы благочестивым следованием путями Божьими возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет. Эта Книга — подлинное сокровище наше. Мы ценим каждый лист ее. Давайте переплетем ее наилучшим образом, в сафьян чистой, разумной веры нашей, украсим золотой застежкой и позолотим ей корешок житьем любви, истины, чистоты и ревности. Только так и можно свидетельствовать в пользу Книги тому, кто никогда не открывал ее страниц. Братья мои, нельзя тянуть нечистые и оскверненные руки к этой священной Книге о семи печатях. Но все, у кого руки и сердце чисты, держитесь ее и объявляйте о ней между людьми. Бог да поможет нам совершать это Христа ради! Аминь.

 

Утро 7 марта 1862 г.

 

1 Английский перевод Библии, сделанный в 1607-11 гг. по указанию короля Иакова для использования в Англиканской церкви, широко используется до настоящего времени. — Прим. пер.

2 Критический обзор собственных сочинений. — Прим. пер.

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.