11.05.2005
Скачать в других форматах:

Р.Ч. Спроул

Брак и близость. Как построить счастливый брак

5. Общение и секс

 

Если деньги — один из самых «больных вопросов» брака, то секс — самый-самый «больной». Не получающие сексуального удовлетворения супруги не могут стать счастливой семейной парой. Следовательно, муж и жена должны поддерживать нормальные сексуальные отношения.

Божьи постановления о браке, безусловно, охватывают и его сексуальный аспект.

Однако Библия — не руководство по половой жизни. Не стоит обращаться к Священному Писанию в надежде найти в нем ответы на все те вопросы о сексе, которые мы стесняемся задавать. Многие деятели современности вообще договорились до того, что Библия не может рассказать нам ничего стоящего о сексуальных отношениях, так как она безнадежно устарела. В некоторых кругах даже существует мнение, что библейская точка зрения на половые отношения — всего лишь отражение традиционных норм и запретов примитивных, малоразвитых народов. Лично я так не считаю. Я глубоко убежден в том, что библейская мораль — это откровение Самого Бога, и она таит в себе силу Божьей власти и мудрости.

Хочу обратить ваше внимание: в данной главе речь будет идти только о половых отношениях в браке. И я лишь слегка коснусь вопросов добрачной и внебрачной связи. Если есть вещи, которые категорически запрещены Ветхим и Новым Заветами, то это добрачные и внебрачные сексуальные отношения. В Ветхом Завете прелюбодеяние запрещено одной из Десяти заповедей и считается тяжким преступлением. В Новом Завете смертная казнь за прелюбодеяние уже отменена, но оно остается большим и страшным грехом, влекущим за собой отлучение от Тела Христова и потерю Царства Божьего. Однако этот грех не относится к числу непростительных. Иисус простил женщину, «взятую в прелюбодеянии» (Иоанна 8:11). Но подобное прощение невозможно без покаяния. Иисус сказал женщине: «Иди и впредь не греши». В других местах Нового Завета мы читаем, что половая связь вне брака приравнивается к греху идолослужения и оскверняет христианскую церковь (см. 1 Коринфянам 6; 2 Коринфянам 12; 1 Фессалоникийцам 4).

Библия называет добрачный секс блудом. Запрет на него очень строг, недаром Павел, обращаясь к своим читателям, восклицает: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Ефесянам 5:3).

Библейская этика интимных отношений предельно строга, и применяемое наказание достаточно сурово. В связи с этим многие люди пришли к ошибочному выводу: Бог считает секс по сути своей злом. Находились и те, кто на протяжении всей истории Церкви искренне считал: Бог терпит сексуальные отношения в браке лишь потому, что это средство продолжения рода. Но такое представление никоим образом не соответствует библейскому взгляду на интимную близость. Бог наложил строгий запрет на любую половую связь вне брака, к которой супружеская близость не имеет никакого отношения. Сам по себе секс не является злом.

Богословы пришли к выводу, что Церковь развивалась не только под влиянием Писания. На ее развитие повлияло и язычество. Так, свой след в истории развития Церкви в разные ее периоды оставили различные течения неоплатонической философии. Неоплатонизм10 рассматривал физический мир как несовершенную копию мира духовного. Любая физическая сущность казалась неоплатоникам несовершенной. Сторонники данного постулата дошли до крайности: они стали считать злом все, что имеет физическую природу. К этому добавилось еще и влияние манихейства11. И люди бросились очищать свои души от греха с помощью полного полового воздержания, строгого поста и истязания плоти. Согласно учению римско-католической церкви, в момент полового сношения супруги совершают грех, но грех простительный. В наши дни в стенах Церкви не прекращается яростный спор об искусственных средствах контроля рождаемости. Центральный вопрос этого спора — можно или нельзя заниматься сексом, не ведущим к деторождению. Нормально ли это — получать удовольствие от сексуальной близости?

Мало того что церкви навязывались языческие взгляды на отношения полов, имело место и полное непонимание мысли Павла о войне тела и духа. Она рассматривалась, как конфликт между физическими желаниями и высшими устремлениями души. И хотя подобный конфликт являлся составной частью этой войны, мысль Павла не ограничивалась только этим. Под конфликтом между плотью и духом Павел подразумевал борьбу качественно иного уровня — между греховностью и праведностью. Когда христианин преображается Святым Духом и рождается свыше, это рождение не подразумевает разрушения физической стороны жизни. Физическое естество человека должно не разрушаться, а искупляться.

Ветхий Завет свидетельствует о том, что материальный мир несет в себе благословение Божье. Бог сотворил материальные предметы и назвал их хорошими. Никто иной, как Бог, создал секс и при этом не объявил его ни изначальным, ни необходимым злом. А Новый Завет свидетельствует еще и о Божьем одобрительном отношении к материальному аспекту бытия. Христос дал церкви наказ, в основе которого лежала Его трогательнейшая забота о материальном благосостоянии человека. Он беспокоился об одежде, еде, крыше над головой и т.д. Предел желаний христианина — воскрешение тела. В противовес эллинской философии, рассматривающей искупление как освобождение от тюремных оков тела, Новый Завет вселяет в нас надежду на искупление самого тела.

В течение многих лет толкователи Ветхого Завета воспринимали Песнь Соломона как аллегорическое повествование12 о Христе и Церкви. Это объяснялось не только литературными особенностями произведения. Толкователи просто не могли себе представить: как это Бог станет вдохновлять кого-то на создание такой откровенно эротической песни о любви, если только не воспринимать ее как аллегорию. А я считаю, что Дух Святой явил ее нам именно как любовную песнь, воспевающую святой момент сексуальной близости и чистоту физической стороны брака. Вы только вслушайтесь в ее слова:

«О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные под кудрями твоими; волосы твои, как стадо коз, сходящих с горы Галаадской... Как лента алая губы твои, и уста твои любезны; как половинки гранатового яблока — ланиты твои под кудрями твоими... Два сосца твои, как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями... О, как любезны ласки твои, сестра моя, невеста; о, как много ласки твои лучше вина, и благовоние мастей твоих лучше всех ароматов! Сотовый мед каплет из уст твоих, невеста; мед и молоко под языком твоим, и благоухание одежды твоей подобно благоуханию Ливана! Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник» (Песня Песней 4:1, 3, 5, 10-12).

Для описания физической красоты невесты используется богатый арсенал образных средств. Автор не забывает упомянуть и о груди, как составной части женской красоты. Даже при аллегорической интерпретации песни невозможно не признать явно эротического характера созданных в ней образов. Трудно представить себе, чтобы Дух Святой стал освящать подобные образы, имей они хоть малейший негативный или греховный оттенок.

Библейская точка зрения на интимные отношения в браке еще больше исказилась из-за неверной трактовки учения Павла о безбрачии. В своем Первом Послании к Коринфянам апостол говорит:

«Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я; но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (7:7-9).

Павел придает очень большое значение безбрачию: ему хотелось бы, чтобы как можно больше людей предпочитали вести холостяцкую жизнь. Однако далеко не все люди правильно понимают смысл сказанного. Существуют две неверные интерпретации слов Павла. Во-первых, в его словах усматривается негативное отношение к браку. Сравнивая брак и безбрачие, Павел не противопоставляет хорошее плохому, а показывает контраст между хорошим и лучшим. Он нисколько не утверждает, что состоять в браке плохо, у него и мысли такой нет. Ниже он говорит: «Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит» (1 Коринфянам 7:28). Павел заканчивает данный раздел своего послания словами: «Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше» (7:38). Он не говорит, что выдающий замуж свою девицу совершает зло. Причина, по которой Павел предпочитает безбрачие, — безотлагательность дела Церкви, а не изначальное зло интимных отношений.

Во-вторых, искаженно трактуются слова Павла «лучше вступить в брак, нежели разжигаться». Многим из нас не раз приходилось слышать о том, как люди горят в аду. Но слова Павла не имеют никакого отношения к будущему наказанию в аду. Он совершенно ясно говорит, что на этом свете одинокого человека подстерегает опасность быть охваченным жарким пламенем чувственной страсти. Таким людям Павел советует вступать в брак, ибо давать волю половому влечению вне брака запрещено, а удовлетворять его в браке абсолютно нормально.

При внимательном чтении Нового Завета можно найти в нем и другие отрывки, которые часто понимаются неправильно. Сексуальная близость в браке не только допустима, но и приветствуется.

В том же самом послании, в котором Павел рассуждает о безбрачии, он упоминает и о супружеских обязанностях. Он пишет:

«Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Коринфянам 7:3-5).

В Библии очень немного стихов, в которых говорится о правах человека. Чаще Библия напоминает нам о наших обязанностях. Но в этом стихе речь идет именно о правах — о правах мужа и жены распоряжаться телом друг друга. В этой сфере брачных отношений муж и жена обладают равной властью. В сексуальном плане жена властна над телом мужа и муж властен над телом жены. Подумать только! Сколько семейных проблем было бы решено, следуй супруги данному принципу.

Половое воздержание в браке разрешается лишь при определенных условиях. Первое условие — взаимное согласие. Ни жене, ни мужу не разрешается использовать свои тела в качестве орудия или инструмента наказания. Один из супругов не может отказать другому, лишь бы оставить за собой последнее слово в споре. Это грубое нарушение Божьего закона. Второе условие — воздержание должно быть временным. Нельзя постоянно уклоняться от супружеской обязанности, просто приняв такое решение на молитвенном собрании. Третье условие — воздерживаться следует лишь по особой причине. Писание говорит, что причина должна быть очень существенной. И последнее условие — как можно скорее снова быть вместе, чтобы не впадать в искушение. Из этого отрывка явствует: сексуальная близость — основная супружеская обязанность. Хотите быть счастливыми в браке — помните о своей обязанности и исполняйте ее.

 

Основные виды сексуальных расстройств у супругов

Супружеские отношения могут омрачаться различными сексуальными расстройствами. Я не буду подробно останавливаться на всех, а упомяну лишь о наиболее распространенных.

 

Женская фригидность

Нет однозначного определения женской фригидности, так как формы и степени ее проявления различны. Но в любом случае фригидность — это разновидность полового бессилия. Женщина становится заторможенной, лишенной возможности свободно и во всей полноте проявлять свою чувственность. Слово «фригидный» означает «замороженный, скованный». Женщина будто скована льдом, хотя, кажется, должна гореть от страсти. Вот несколько факторов, способствующих возникновению фригидности.

 

Фактор вины. Сильнейший фактор, сдерживающий проявление чувственности, — ощущение вины, которое возникает по целому ряду причин. Для многих женщин переход из состояния, в котором интимная близость была строго запрещена, в состояние, в котором она не только разрешена, но и обязательна, связан с некоторым внутренним напряжением. За одну ночь молодая супруга должна круто изменить свои нравственные устои, начать по-другому относиться к сексуальной близости. Ей психологически нелегко «переключить передачу». Женщине нужно время, чтобы полностью свыкнуться с новой мыслью: половая связь — это нормально. Ей еще долго будет казаться, что это нечто греховное или грязное.

Очень часто ко мне приходят женщины и честно признаются, что в семье возникли проблемы из-за их фригидности. Но при этом в тоне их голоса явственно слышится нотка гордости. В глубине души они гордятся тем, что хранят свою чистоту. Я обычно задаю этим женщинам вопрос: «Вы раскаиваетесь в том, что фригидны?». Потрясенные подобным вопросом, они бросают на меня недоверчивые взгляды. Это подтверждает мою догадку о присутствующем элементе гордости. Мысль о раскаянии никогда не приходила им в голову, хотя признание во фригидности для них является своего рода исповедью. Я ни в коем случае не утверждаю, что все формы фригидности греховны и нуждаются в покаянии. В данном случае я применил это слово скорее в качестве шоковой терапии. Я не собираюсь советовать мужу заставлять фригидную жену каяться. В большинстве случаев женщину нужно просто получше просветить (точнее, переучить) в данном вопросе, чтобы она до конца осознала: в супружеской близости ничего плохого нет. Скорее всего мужу трудно будет справиться с ролью просветителя жены. Между мужем и женой может возникнуть кризис доверия в отношении принятых норм сексуальных отношений. В ответ на его действия по «ликвидации безграмотности» жена может заявить: «Ну, конечно, это же в твоих интересах. Ясно, что ты станешь взывать к чему угодно, даже к Слову Божьему». В некоторых случаях муж теряет доверие жены еще до брака, когда пытается убедить ее, что добрачная половая связь — это нормально. Тот факт, что муж затрачивает огромные усилия, чтобы внушить жене идеи о ценности секса в браке, может всего лишь свидетельствовать о пережитых ею ранее нравственных кризисах.

Сексуальное бессилие, в основе которого лежит чувство вины, возникает у женщин, которых еще до свадьбы начинают мучить угрызения совести. Очень многие женщины вступают в брак, таща с собой туда огромный груз вины, который давит на них в течение многих лет. И когда дело доходит до половой близости, женщины демонстрируют просто поразительный запас прочности своей вины. Я часто спрашиваю мужей, жалующихся на фригидность жен: «У вас были сексуальные отношения с женой до брака?». Я объясняю мужчинам, что отвечать на этот вопрос необязательно, но желательно: он поможет многое понять. Каждый раз мужчины дают утвердительный ответ. Тогда я спрашиваю: «Можете ли вы сказать, что до свадьбы жена была более раскованна во время интимной близости?». И снова все мужчины до одного без тени сомнения заявляют, что до свадьбы жена демонстрировала свои чувства более бурно, чем сейчас. А потом, бросая на меня озадаченный взгляд, спрашивают: «Откуда вы знаете?»

Это вполне обычное явление, которому можно дать несколько объяснений. Вероятно, мужчину подводит память, и ностальгия по старым добрым временам омрачает сегодняшнее впечатление от жены. Возможно, память тут ни при чем, а жена до свадьбы и впрямь была менее зажатой. Почему? Может быть, потому, что тогда секс был для нее чем-то новым, а теперь уже приелся. Может быть, потому, что «запретный плод» более «сладок». Но скорее всего истинная причина такова: чувство вины женщины за потерю девственности до свадьбы настолько сильно, что подавляет все другие чувства.

Есть и еще факторы, способствующие развитию фригидности. Угрызения совести рождают у женщины обиду на мужа, и она бессознательно пытается наказать его своей холодностью. А может быть, женщине трудно полностью отдаваться мужчине, который однажды совратил ее с пути истинного (даже если она сама не возражала против физической близости). К числу подобных факторов можно отнести и следующий: женщина чувствует себя «обязанной» мужчине, с которым однажды переспала. Она никогда не вышла бы за него замуж, не будь у них полового контакта. Брак стал для нее западней.

Избавиться от угрызений совести нелегко. Если вы просто будете говорить женщине о том, что она ни в чем не виновата и что переживать не о чем, то это не поможет ни вам, ни ей. Ко мне как-то пришли две совершенно разные девушки-студентки с одной и той же проблемой, в основе которой лежало чувство вины. Обе были выпускницами университетов и собирались после окончания учебы выйти замуж, обе были глубоко верующими людьми. Их истории были очень похожими. Каждая призналась, что вступила в интимную связь со своим женихом и теперь мучается от угрызений совести. Обе девушки ходили за советом к священнослужителю. В обоих случаях он сказал девушкам, что им не за что винить себя, ведь они не сделали ничего плохого. Они же не были неразборчивы в связях, а пошли на близость, чтобы доказать женихам свою любовь и преданность. Это было вполне естественным выражением их любви, которая как раз и поможет построить гармоничные отношения в браке. По словам этого священнослужителя, чувство вины возникло у девушек потому, что они стали жертвами придуманного обществом мифа о запрете сексуальных отношений. Он сказал, что данный миф — всего лишь завещание наших пуританских предков, наследие викторианской эпохи. Короче говоря, этот служитель церкви быстро разобрался с виной девушек, признав их полную невиновность. И после этого каждая их них сказала мне: «Но, господин Спраул, меня все равно мучают угрызения совести». Я ответил: «Это естественно. Угрызения совести мучают вас потому, что вы действительно виноваты». Решить проблему вины может не ее логическое обоснование и не самооправдание, а прощение. Цена прощения — покаяние. Без покаяния нет прощения и нет освобождения от мучительных угрызений совести.

Что делать с человеком, который говорит: «Я просил Бога простить меня, но все равно чувствую себя виноватым»? Я слышал подобные высказывания сотни раз. Обычно я отвечаю людям так: «Если вы все еще чувствуете свою вину, то снова молитесь Богу. Но только теперь уже не просите Его простить вас за грех, воспоминания о котором не дают вам покоя. А просите прощения за то, что усомнились в Его искренности, отказавшись принять Его прощение. Кто вы такой, что отказываетесь простить себя, когда вас прощает Бог? Обещая простить покаявшегося человека, Он не шутит. Если Он сказал, что простит вас, значит, простит. И если Бог прощает, значит, вы прощены». Иногда очень трудно принять Божью благодать. Человеческая гордыня заставляет нас думать, что мы сами способны искупить свои грехи или «примириться с Богом» с помощью сверхправедных дел. Но в том-то и дело, что мы не в состоянии примириться с Богом: мы перед Ним в таком долгу, который нам не оплатить. Оправдание можно получить лишь верой.

 

Фактор страха. Женская фригидность может возникнуть из-за страха. Один из самых трудно преодолимых страхов — страх физического или эмоционального насилия. Грубость или нежелание мужа считаться с потребностями жены в процессе интимной близости легко может спровоцировать чувство страха, сковывающее проявления чувственности. Женщина хочет видеть в роли мужа сильного и уверенного в себе мужчину, но мужская сила непременно должна сочетаться с нежностью. Мужу следует изменить свое поведение, и проблема исчезнет сама собой. Если во время половой близости он подвергает жену физическому или словесному насилию, то этому насилию надо решительно положить конец.

Многие мужья грубо обращаются с женами, совершенно не осознавая этого. Они просто не в состоянии сдержать свою страсть, точнее, не в состоянии реально оценить степень прикладываемой силы. Мужчина может причинить женщине боль абсолютно непреднамеренно, даже не подозревая об этом. Типичная проблема мужей — полная неосведомленность в вопросах физиологии интимной жизни. Женщины оказываются более просвещенными в этих вопросах. Это происходит скорее всего потому, что мужчины в отличие от женщин не склонны прибегать к посторонней помощи в изучении физиологии секса. Женщины не стесняются обсуждать данную тему с врачом или читать соответствующую литературу. Представители же мужского пола считают, что знают о сексе все что нужно. Они слишком горды, чтобы признать свое невежество. Непристойные надписи и рисунки на домах и в общественных уборных могут представлять интерес как отражение культурного уровня определенных слоев населения, но не являются исчерпывающим руководством по физиологии половой жизни.

Еще один вид страха, ведущего к фригидности, — страх оказаться «не на высоте». Многие женщины считают себя недостаточно «сексапильными», и поэтому им кажется, что они плохо выглядят в роли сексуальных партнерш. Комплекс неполноценности жены может возникнуть в результате критических высказываний или намеков мужа, недовольного ее поведением в момент близости. Женщина может стать неуверенной в себе и под влиянием усиленно навязываемых обществом «идеалов» женской красоты. Перед нашими глазами постоянно мелькают сексапильные красотки — героини романов, фильмов, телепередач и популярных изданий. Кто способен конкурировать с этими богинями сцен и экрана? В пятидесятые годы символом статуса женственности являлась способность достигать оргазм13; в шестидесятые — уже способность достигать оргазм многократно. Многочисленные дебаты по этому поводу очень напоминали разговоры мужчин в эпоху появления нержавеющих лезвий для бритья. Мужчины говорили о том, сколько раз им удается побриться одним лезвием.

Суперстандарт чувственности представляет не меньшую угрозу и для самих мужчин. Они начинают сравнивать свои сексуальные достижения со среднестатистическими нормами. Постепенно это превращается в культ. Вы не обязаны удовлетворять запросы общественного мнения, устанавливаемые институтом Гэллапа. А вот удовлетворять мужа или жену — ваша прямая обязанность. Вы должны соответствовать лишь данному требованию. Думайте только об этом и выбросьте из головы всех этих «секс-символов». Достаточно осознать тот факт, что вы постоянно боитесь «ударить в грязь лицом». Это поможет вам преодолеть свою скованность. Помните: неважно, насколько велики или малы ваши сегодняшние успехи в интимной сфере, они в любой момент могут как ухудшиться, так и улучшиться. Всегда есть возможность измениться к лучшему. Можно найти такие способы роста.

Еще один вид страха — боязнь быть увиденным или застигнутым в момент сексуальной близости. Этот страх особенно усиливается, когда рядом находятся дети или когда в квартире живет много людей. Полное уединение — важное условие близости. Замок на двери спальни — действенное и совсем недорогое решение данного вопроса.

Стоит упомянуть еще и о таком виде страха, как страх беременности или ее последствий. Женщина с предрасположенностью к выкидышам, очень боится забеременеть, даже если страстно мечтает иметь детей. Эмоциональная травма женщины, у которой было несколько выкидышей, оказывается сильнее желания завести ребенка. Более серьезные случаи фригидности требуют медицинского вмешательства и лечения у психоневролога.

Есть два действенных средства борьбы с фригидностью: терпение и напряженный труд — причем и то и другое в очень больших дозах. Но справиться с фригидностью можно. И когда эта неприятность будет преодолена, отношения супругов только укрепятся и обновятся.

 

Мужская импотенция

Мужская импотенция так же, как и женская фригидность, может проявляться в разных формах и степенях. В целом импотенция — это неспособность вести половую жизнь. Чаще всего она выражается в невозможности достигнуть или поддержать эрекцию14, а иногда в преждевременной эякуляции15. Для диагностики импотенции очень важно точно определить продолжительность полового акта. Если процесс полностью завершается за пять — десять минут, то это скорее всего свидетельствует об импотенции в виде преждевременной эякуляции. Если на все уходит больше часа, то ясно, что не все в порядке с эрекцией. У импотенции те же причины, что и у фригидности. Три главных камня преткновения — вина, страх и невежество.

Доминирующим фактором мужской импотенции считается чувство неуверенности мужчины в себе. Женщины должны знать, что мужское самолюбие — самый хрупкий инструмент из всех сотворенных Богом. И хотя мужчины склонны бравировать своей принадлежностью к сильному полу и нарочито демонстрировать мужскую силу, под этой бравадой кроется обостренное чувство неуверенности в своих сексуальных способностях. Существует теория, что мужчины, привыкшие жить в условиях жесткой конкуренции, ощущают ее давление и в интимных отношениях с противоположным полом.

Мужчина с репутацией Дон Жуана или сердцееда зачастую на поверку оказывается очень неуверенной в себе личностью. Его половое влечение обеспечивается не биологическими и физиологическими импульсами, а исключительно психологическими. Он испытывает психологическую потребность одерживать многочисленные «победы», чтобы доказать себе, что он — мужчина. Это скрытая форма импотенции.

Многим мужчинам хотелось бы считать себя сексуально привлекательными. Но наша культура внушает мужчинам мысль о том, что лишь женское тело признается красивым, а мужское нет. Обнаженное женское тело создает волнующий образ. Обнаженное мужское тело не создает. Мужу хотелось бы думать, что жена так же быстро и легко возбуждается при виде его тела, как он при виде ее. Жена вполне может помочь мужу-импотенту разобраться в истинных причинах такого состояния и обрести уверенность в своих мужских способностях. Не позволяйте напускной самоуверенности мужа одурачивать вас. Он способен демонстрировать большие успехи на работе, слыть истинным воплощением мужских качеств, находиться на вершине карьеры, до этого успешно преодолев не одну ступень служебной лестницы. Но в постели он может оказаться размазней. Зачастую причина его успеха в мире конкуренции как раз и состоит в том, что он отчаянно старается доказать свое право называться мужчиной. А доказывать его приходится из-за постоянных неудач в интимной сфере.

Жены часто жалуются, что во время полового акта мужья слишком спешат. Если женщина фригидна, то она рада как можно быстрее покончить с этим делом. Однако у большинства женщин складывается впечатление, что мужья их в чем-то обделяют или просто используют. В женщинах рождается обида. Но дело в том, что чаще всего мужчины ведут себя подобным образом не из желания «использовать» женщину, а из-за страха. Им страшна сама мысль о том, чтобы продлить этот процесс. Они не уверены, что способны выдержать более длительный акт. Для решения данной проблемы, так же как и для решения проблемы женской фригидности, требуется терпение, понимание и упорный труд.

 

Что разрешается при интимной близости?

Христиане часто интересуются, есть ли какие-нибудь запреты в интимной сфере. Существуют вещи, на которые Библия налагает категорический запрет. Так, запрещается прелюбодеяние в любых своих проявлениях. Групповой секс — явная форма прелюбодеяния. Строго запрещено скотоложство (интимные отношения с животными). Священное Писание не признает и гомосексуальную связь. Однако остается немало вопросов по поводу того, что разрешается в отношениях между мужем и женой. Когда я читаю Библию, у меня складывается впечатление, что Бог дал нам огромную свободу действий в данном вопросе. Я придерживаюсь такого мнения: при условии соблюдения всех позитивных принципов супружеских отношений муж и жена располагают очень широкими полномочиями.

А как насчет пособий, объясняющих, как следует заниматься любовью? Нужно ли нам обращаться к ним в случае возникновения проблем в интимной сфере? Все пособия и справочники по половой жизни делятся на три группы:

— учебники, написанные врачами и изобилующие медицинскими терминами;

— научно-популярные издания, цель которых — дать общие представления по данному вопросу на простом и понятном языке;

— порнографическая литература с натуралистическими описаниями полового акта, перемежающимися наглядными иллюстрациями. Она больше рассчитана на то, чтобы сексуально возбудить, а не образовать читателей. И, естественно, не имеет никакой образовательной ценности.

Наибольшую помощь могут оказать пособия первого типа, хотя они не рассчитаны на широкий круг читателей. Популярные издания (самые продаваемые в наши дни) тоже могут оказаться полезными. Но информацию из таких книг чаще всего следует тщательно «просеивать». Нравственно-этические нормы отношения полов в них зачастую идут вразрез с христианской моралью. Некоторые книги имеют явно враждебную христианству направленность: их авторы считают, что люди получают сексуальные расстройства под влиянием христианской веры. Во многих изданиях подобного рода христианство открыто преподносится как тормоз сексуальной свободы и зрелости. Отдельные образцы специальной медицинской литературы могут содержать еще более изощренную хулу христианской морали.

Популярные брошюры по сексу составляются по так называемому принципу статистической морали. Выводы о том, что нравственно и что безнравственно, делаются на основании общепринятых «норм». А «нормы» определяются статистическим анализом. В этом состоит основной принцип философии гуманизма: что более всего свойственно человеку, то и хорошо. Свойственное человеку чаще всего принимается за «норму». И любые отклонения от нормального, свойственного человеку поведения рассматриваются как помеха для реализации его потенциала. Получается, что этические правила устанавливаются на основе статистических отчетов. Главным оказывается давно знакомый довод: «Все так делают». Если отчеты свидетельствуют о том, что большинство людей вступают в половую связь до брака, значит, такая связь будет считаться нормальной, а соответственно, правильной. Выходит, если первобытные племена с острова Фиджи практикуют половые отношения с животными и не видят в этом ничего плохого, то такое поведение должно считаться вполне естественным. И население цивилизованных стран не ведет себя подобным образом лишь из-за обычных предрассудков.

Для христианина недостатки подобной статистической морали вполне очевидны. Во-первых, верующий очень хорошо знает о греховной человеческой сущности. То, что кажется нормальным, на самом деле может оказаться проявлением морального разложения человека. Во-вторых, христианин призван исповедовать принцип нонконформизма. Ему заповедано быть выше принятых в этом мире правил. Он не должен подделываться под статистические нормы, его удел — преобразовывать их. И, в-третьих, последовательное внедрение статистической морали может внести путаницу в принятые представления о порядочности. Если мы заявим, что каждому человеку раз или два в жизни приходилось лгать, то сам собой напрашивается вывод: ложь — это норма, и лгать хорошо.

Я однажды спросил у своих студентов, приходилось ли кому-нибудь из них на экзаменах и контрольных работах прибегать к мелкому мошенничеству — списывать, пользоваться шпаргалками, подсказками и т.д. Их ответ меня просто шокировал. Мошенничали все — статистика показывала 100-процентный результат. (Все студенты оказались достаточно честными, чтобы признаться в своей нечестности.) Если следовать логике статистической морали, я должен был бы пригласить всех студентов в аудиторию и объявить, что списывать на экзаменах отныне считается нормальным.

Христианин, стремящийся соответствовать морали Нового Завета, зачастую вступает в конфликт с мнениями и порядками окружающего общества. Мне самому пришлось вести упорную борьбу с психиатрами. В течение многих лет я был теснейшим образом связан с людьми этой профессии. И мне импонирует тот факт, что данная профессия предъявляет очень высокие требования к своим специалистам. Я не знаю другой отрасли человеческих знаний, для профессионального овладения которой надо столь долго и напряженно учиться. Насколько мне известно, в современном обществе есть два рода занятий, требующих самого высокого уровня образованности. Это психиатрия и богословие. Моя профессия потребовала от меня одиннадцати лет учебы в высшем учебном заведении. Чтобы быть высокообразованным человеком, надо приложить немало усилий. Поэтому я сторонник взвешенной оценки деятельности психиатров. Но между мной и ними существует масса противоречий — в вопросах не лечения или диагностики, а морали и виновности.

Когда ко мне приходит женщина и говорит, что психиатр посоветовал ей развестись с мужем и начать жить свободно, чтобы ничто не мешало ее творческому самовыражению, во мне рождается дух противоречия. Когда психиатры говорят людям, что те не виноваты, если нарушают Божьи законы, во мне рождается дух противоречия. Когда речь идет об угрызениях совести за что бы то ни было, то данная проблема, безусловно, является не только психологической, но еще и глубоко богословской. Изучение богословия — это не изучение Бога в изоляции от всего остального. В него входит изучение Бога и Его отношений с человеком. Ибо наше понимание человека, его ценностей, его потребностей, его устремлений и т.д. относится к нашему пониманию Бога. Как сказал Ф.М. Достоевский: «Если Бога нет, то можно все». Но если Бог есть, и имя Его Яхве, и Сын Его Иисус, то можно не все, и меньше всего то, чего требует наше эго. И христианин должен об этом помнить, если хочет почерпнуть что-то полезное из популярных брошюр о сексе.

Разнообразие и творчество в браке очень важны. На свете нет ни одной причины, по которой наша любовная близость должна быть скучной и унылой. Нет закона, предписывающего, что сексом надо заниматься каждый раз в одно и то же время, в одном и том же месте, одним и тем же способом. Но есть закон, в котором говорится, что у человека должен быть только один сексуальный партнер. При соблюдении данного условия нет предела разнообразию и творчеству. Садоводство не будет доставлять удовольствия, если мы станем все время сажать один и тот же сорт цветов на одном и том же участке. Процесс познания супругами друг друга может существенно обогатиться новыми впечатлениями и новыми ощущениями, пережитыми вместе. Это требует осмысленного подхода и определенных знаний, а «делать то, что естественно» — плохой образовательный метод.

Вторую неделю своего медового месяца мы проводили в доме моего дяди. Когда после первой недели супружеской жизни мы приехали к дяде, он поглядел на меня и с лукавой усмешкой спросил: «Ну и как тебе это нравится?», я ответил: «Это потрясающе!». И тогда он сказал: «Ты еще не знаешь, что это такое; узнаешь лет через пятнадцать». Я взглянул на этого уже немолодого человека и подумал про себя: «Что же этот старикан знает такого, чего не знаю я?». Я только теперь начинаю понимать то, о чем говорил этот пожилой человек. И вам того желаю.

 

Вопросы для обсуждения

1. Что говорит Бог о половой связи вне брака?

2. Половые отношения в браке — это грех?

3. Что значит «быть фригидной»?

4. Каковы основные причины фригидности?

5. Знакомо ли вам неизбывное чувство вины, связанное с интимной близостью?

6. Испытываете ли вы какие-нибудь страхи, связанные с сексом?

7. Как вы оцениваете свое поведение в момент интимной близости? А поведение своего партнера? Можно ли изменить его в лучшую сторону?

8. Назовите основные типы импотенции. Каковы их причины?

9. Вы находите свое тело сексуально привлекательным? А тело супруга(и)?

10. Что запрещает Библия в отношении половой близости?

11. Что такое «статистическая мораль»? Чем она отличается от морали христианской?

12. Какими способами можно добиваться творческого подхода к сексу в браке?

13. Как долго вы изучали физиологию секса?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.