17.11.2015
Скачать в других форматах:

Сэмьюэл Д. Фэрклот

Созидание церквей, готовых к воспроизводству

7. Богослужение, исполненное смысла

 

О чем бы мы ни говорили - всегда полезно остановиться на мгновение и проверить, сводятся ли основные аспекты наших рассуждении в единое целое. В данном случае мы должны постоянно возвращаться к ключевым целям, представленным на рис. 6. На данном этапе мы рассматриваем факторы, которые помогут церкви расти и правильно организовать свою дея­тельность. С этой задачей неизбежно сталкивается всякая новая церковь. Все мы знаем, что младенец не способен к воспроизводству: он должен вырасти и обрести эту способность. То же относится и к "новорожденной" церкви; она также должна развиваться, с тем чтобы впоследствии суметь образовать новую церковь, которая, в свою очередь, организует много других церквей.

На рис. 6 схемы ОПОМР представлены 3 группы задач (цепи II, III и IV), которые сгруппированы так, чтобы привести к трем важным целям. Эти цели являются основными для церкви, которая планирует со временем созидать новую церковь, способную воспроизводить себе подобные. Первая цель, как вы помните из пятой главы, должна привести церковь к тому, чтобы жить для других. Данная цель достигается путем наступательного евангелизма, соединенного с внимательным, вдохновленным любовью Господа участием в нуждах людей, чьи сердца вы хотите обратить ко Христу. Это входит в цепь II нашего стратегического плана.

Вторая важная цель относится к тому, что Д. Петере предпочитал называть "внутренней функцией церкви". То есть церковь различными путями нужно привести к тому, чтобы она сама заботилась о себе. П. Вагнер помог нам для лучшего понимания разбить эту цепь на подразделы. Я попытался показать это на рис. 6, выделив пять внутренних нужд развивающейся церкви: сфера богослужения, управление, духовная жизнь, финансы и самосознание церкви. Эти пять нужд вошли в состав цепи III нашего плана, которая касается внутренней деятельности конгрегации - ее личной готовности к выполнению задачи воспроизводства.

Я намеренно поместил духовную жизнь церкви в центре схемы ОПОМР, поскольку она имеет основополагающее значение. В шестой главе говорилось о принципах, лежащих в основе нормальной духовной жизни церкви с позиций первоапостольского христианства. Теперь пойдем дальше и рассмотрим еще один из пяти пунктов цепи III нашего плана - богослужение, или поклонение. Петере утверждает: для того, чтобы служить другим (к чему ведет цепь II), "церковь должна научиться служить самой себе и созидать себя как здоровое сообщество". К сожалению, в этом остро нуждаются современные церкви, которые обращают взоры к двухтысячному году и далее, планируя евангелизацию мира.

Рассуждая об исполненном смыслом поклонении Богу, следует отметить, по крайней мере, три задачи или цели, которые должны быть достигнуты внутри поместной церкви. В отдельных случаях, возможно, проявится больше "целей" - в этом отношении наш план достаточно гибок. Чтобы представить себе всю картину, положите перед собой полную схему ОПОМР, освежая ее в памяти.

 

Составные части богослужения

 

Р. Томсон отмечает, что Библия использует много слов для обозначения поклонения. Тем не менее, основной смысл этих слов как в древнееврейском, так и греческом языках сосредоточен вокруг такого служения Богу, когда Его слуги склоняются "в почтительном страхе, благоговейном трепете и изумлении".

 

Богослужение в Ветхом Завете

 

В своей замечательной книге "Домашняя церковь" Дел Бирки, в отличие от многих наших современников, указывает: Ветхий Завет не содержит идеи, что для поклонения необходимы специальные церковные здания или изысканные святилища. Действительно, в Ветхом Завете служению уделяется особое внимание. Был установлен целый ряд внешних обрядов как для скинии, так и для храма. Однако наиболее формальные обычаи могли возникнуть вне связи с Библией и отражать человеческую склонность к ритуалам, ограничивающим и вытесняющим Бога. Верующие должны были отказаться от такой практики служения и "пережить внутреннее обновление".

Первое публичное богослужение отмечено в Ветхом Завете в Быт. 4,26, когда во времена Сифа и Еноха "начали призывать имя Господа". Бирки предпочитает называть такое служение "домашним". Во времена Авраама, когда он буквально шел с Господом, родилась идея "хождения с Богом". Авраам возводил жертвенники во свидетельство своей веры, но жил в шатрах. Скиния, построенная позже Моисеем под руководством Бога, усилила эту идею движения.

Бирки уверяет, что замысел храма вовсе не принадлежал Богу (2 Цар. 7,7), однако был "осторожно одобрен". Бог согласился "обитать" в нем, если люди будут Ему верны. Соломон во время освящения храма вопрошает: "Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небеса небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил..." (3 Цар. 8,27). Божий план предусматривал "вместо этого построить дом Давида".

Храм Соломона был стерт с лица земли Навуходоносором, но даже когда Бог позже позволил вместо него воздвигнуть другой храм во времена Аггея и Захарии, Он заверил их: "Я с вами... И Дух Мой пребывает среди вас..." (Агг. 2,4-5). Истинное служение Богу происходит на всяком месте, где истинно посвященные приносят чистые жертвы (Мал. 1,10-II). Господь подобным же образом обращался к Иезекиилю, когда тот находился в плену, убеждая пророка, что "Он Сам был их истинным святилищем". Дело в том, что, как сказал Малахия по Божьему вдохновению, истинное служение имеет место только тогда, когда Бог обитает среди Своего народа.

В большинстве случаев служение в ветхозаветные времена проходило в собрании верующих: вначале в скинии, затем в храме, и, наконец, в синагоге и в храме, во время пленения и после. Последний вид служения был распространен во времена Иисуса и в ранний период Церкви, которая, вероятно, унаследовала модель служения в синагоге.

 

Основная проблема

 

На протяжении всего ветхозаветного времени можно обнаружить основную проблему общественного богослужения: его ритуалы или церемонии не соответствовали или противоречили духовным аспектам. Жертвоприношения, воскурения ладана, благословения священников и т. д. способствовали церемониальному великолепию. Несомненно, многие израильтяне совершали истинное духовное поклонение, выражая любовь и благодарность Богу, вознося совместную хвалу в песнопениях и молитвах. В то же время, другие уходили из храма, не получив для себя духовной пищи или назидания. Подобным же образом наших современников привлекают яркие религиозные представления, которые не имеют большого значения для их духовной жизни. У них не было встречи с живым Богом. Они всего лишь "ходят в церковь . Разъясняя свидетельство Мат. 5,23; Лук. 10,25; Иоан. 4,20-24 и Иак. 1,27, Р. Томсон пишет:

Христос участвовал в обоих видах служениях (в храме и в синагоге), но Он всегда предпочитал поклонение, в основе которого лежит любовь сердца к небесному Отцу. Согласно Его учению, приближение к Богу путем ритуалов и священнодействий бесполезно и не нужно в наши дни. Наконец, "поклонение" - это истинное служение, предлагаемое Богу не только в рамках храмового богослужения, но и служение своим собратьям.

Как новые, так и зрелые церкви должны постоянно стремиться избежать главной опасности - иметь форму без содержания, что весьма характерно для наших так называемых "богослужении". Следует постоянно спрашивать себя: не превратилось ли служение в привычный ритуал и безжизненную церемонию? Не слишком ли много необоснованного внимания уделяется физическому окружению, в котором проводится богослужение?

 

Новозаветное богослужение

 

Говоря о поклонении во времена Нового Завета, Р. Томсон обнаруживает следующие принципы богослужения в Д. Ап. 20,7; 1 Кор. 11,23-28; Еф 5 19 и Кол. 3,16:

Днем богослужений, несомненно, был Господний день.., богослужения проводились в домах верующих. В таких условиях не было нужды в официальных служителях. Поклонение в домашних церквах отличалось простотой и заключалось, большей частью, в хвале, молитвах, чтении и толковании Священного Писания. Вечеря любви и последующая Вечеря Господня были также характерными составными христианского богослужения. Основной акцент во всем этом делался на общении Духа, а также взаимной любви и преданности сердец.

Классические   отрывки,    посвященные   чистоте   христианского богослужения, даны в Иоан. 4,23-24; Рим. 12,1 и Фил, 3,3. В них раскрывается сущность поклонения, как истинного выражения внутренней любви и преданности.

 

Определение богослужения сегодня

 

Богослужение можно охарактеризовать как "отклик Божьего Духа в нас на призыв Духа в Нем: "Авва, Отче!" - бездна призывает бездну". Поклоняясь Богу, мы из любви пытаемся уплатить долг, который на самом деле неоплатен. Богослужение отражает отношение ума. Конечно, мы правы, настаивая на том, что поклонение Богу в сообществе верующих жизненно необходимо для христиан. Но для их духовной жизни церемонии и внешняя атрибутика не имеют существенного значения.

 

Задача 21 (цель - пункт 19): Постарайтесь определить элементы богослужений, которые ничего не говорят как христианам, так и неверующим.

 

Рис. 39 Анализ публичных богослужений

Думаю, мы должны честно признать, что большая часть религиозной деятельности современных церквей не приводит к подлинной встрече людей с Богом. Это печально, очень печально, особенно если принять во внимание, что встреча с Богом - основная цель наших собраний. Даже в консервативных евангельских церквах многие попадают в западню бесплодного формализма. Зачастую миссионеры,  занимающиеся организацией  церквей,  имеют склонность переносить этот тип бесплодных "богослужений" за границу и использовать при созидании новых церквей в других культурах. Результат бывает не лучше, чем дома. Некогда Кейт Миллер написал:

Наши церкви полны людьми, которые внешне выглядят довольными и умиротворенными, но все внутри них вопиет и ищет того, кто сможет их полюбить... такими как есть - растерянными, потерявшими надежду, часто испуганными, испытывающими чувство вины и порой неспособными к общению даже с членами своей семьи. Но остальные люди в церкви выглядят такими счастливыми и довольными, что вряд ли у кого-нибудь найдется мужество открыть свои сокровенные нужды перед такой самодовольной группой, каковым является обычное церковное собрание.

П. Вагнер утверждает, что богослужение сильной зрелой новой церкви не является "точной копией богослужения, присущего основной церкви. Новая церковь все разумно оценила и взяла хорошее. Некоторые элементы богослужений можно переносить из культуры в культуру. При этом их внутренняя суть остается прежней. Новое богослужение должно вырастать на местной почве, поскольку оно внутренне связано с культурой". Публичные богослужения являются предметом особого внимания для новой церкви. Созидание церкви в Португалии, с ее римско-католическими традициями, является сложной задачей. После 11-го Ватиканского собора Римско-католическая церковь занялась модернизацией своего внешнего облика и оживлением своих богослужений. Организаторы церквей в Корее или в Центрально-Африканской Республике при решении вопроса о проведении публичных богослужений столкнутся с другими проблемами.

Как евангельские верующие, мы должны задаваться вопросами: не говорим ли мы на мертвом языке? Обращено ли богослужение к его участникам. Если нет, то почему? Не "играем ли мы в церковь", придерживаясь внешней формы или сохраняя особый язык, которые утратили смысл для обычного христианина? Эти ключевые вопросы должны стать предметом размышлении и анализа. На большой части европейской территории церкви сегодня мертвы или умирают, что отчасти является результатом явного теологического отступничества, поскольку отсечен жизненно важный путь к истине, а отчасти связано с тем, что благонамеренные, но стерильно-бесплодные христианские служения оттолкнули слушателей. Эти "богослужения" скучны, далеки от реальных нужд и нечувствительны к личным переживаниям людей, присутствующих в собрании.

 

Гимны и музыка

 

Возьмем, к примеру, вопрос о гимнах и музыке. П. Вагнер, имеющий опыт созидания церквей в Южной Африке, пишет:

В музыкальном служении зрелой церкви ярко отражены национальные и этнические музыкальные формы. Хороший вкус в них сочетается с подлинностью традиций, и при этом сохраняется баланс между благоговением и чрезмерным потворством национальным традициям. Чанду Рэй отмечает, что "когда миссионеры из западных стран приезжали в Юго-Восточную Азию, они просто переводили гимны с немецкого и английского языков, не учитывая при этом силу туземной музыки, которая в этих культурах сопровождается танцами и театрализованными представлениями."

Представители местного населения многих стран могут подтвердить истинность слов Чанду Рэя. Мы имеем в виду не только то, что многие гимны в переводе ничего не говорят как верующим, так и неверующим. Мы советуем быть более внимательным к музыкальным традициям народа, среди которого вы работаете. Именно этим и занимался в свое время Чарльз Уэсли, который перелагал христианские стихи на мелодии песен, услышанных от крестьян во время его конных поездок.

Проповедь и ее стиль

Этот же принцип относится и к искусству проповеди. Я исхожу из своего опыта работы в романских странах. Португальцы и испанцы эмоциональны и энергичны. Я бы не советовал стоять в Португалии на кафедре неподвижно, не выражая во время проповеди никаких видимых эмоции. Хорошо известный мексиканский благовестник, брат Хуан Исаис, посетил Португалию в конце 60-х годов. Мы приглашали местных верующих для участия в программе "Углубленный евангелизм" ("Evangelism-in-Depth"), совершая поездки по церквам. Ключевым словом Хуана на его родном испанском было слово "movimiento", что означает "Двигайтесь!" Он сам демонстрировал яркий пример movimiento, перемещаясь по всей сцене во время своей речи. Людям это нравилось. Их глубоко затрагивала его проповедь, потому что он общался с ними, живо передавая евангельский призыв к духовному обновлению и действенному свидетельству. Не существует понятия "правильный стиль" проповеди. Если стиль помогает передать истины Слова Божьего, тогда он правилен. Он неверен, если эти истины не доходят до присутствующих. Вагнер и другие правы, утверждая, что стиль проповеди, используемый в зрелой церкви, должен соответствовать местным культурным традициям.

Если мы серьезно относимся к богослужению и к тому, как Благая весть доходит до людей, полезно выяснить, что члены церкви думают о служении. Нет ли у них полезных советов, как улучшить общие собрания? Подумайте о том, каким образом члены церкви могли бы свободно высказать свое мнение. Церквам с конгрегациональной формой правления легче сделать это. Разумеется, служители должны быть искренне заинтересованы услышать мнение своей церкви, а также быть готовы к критике и возможным изменениям.

Изменения, необходимые для улучшения богослужений

Задача 22 (цель - пункт 22): Подумайте о том, как улучшить способ передачи библейских истин в богослужении.

Рис. 40 Плодотворное общение

Рассмотрим значение понятия "общение" (коммуникация). Оно произошло от слова "общий". Итак, очевидно, что иметь общение с кем-то, означает установить с ним нечто "общее". Говоря терминами теории коммуникации, это "общее" должно быть найдено во взаимно приемлемых символах. Применительно к созиданию церкви, и особенно к публичному богослужению, это означает, что наша цель - решить, что взаимоприемлемо, какие символы понятны обеим сторонам.

Эллиптическая   фигура   на   рис.   41   иллюстрирует   динамику коммуникативного процесса в понимании Д. Гесселгрейва. Обратите внимание, что источник коммуникации может быть первичным, вторичным или третичным, в зависимости от того, как он получает послание. Миссионер или евангелист - это вторичный источник, первичный - библейский писатель. Процесс кодирования преследует цель облечь сообщение в некую систему кодов, способную строго передавать значение в контексте получателя. Получатель сообщения называется реципиентом, или респондентом. Респондент декодирует весть, толкуя ее для себя. Сообщения кодируются посредством вербальных (письменная или устная речь) или невербальных кодов (жесты, поведение, музыка или пантомима). Д. Гесселгрейв указывает, что сообщение "никогда не имеет самостоятельного существования. Оно находится в источнике в закодированной форме, респондент получает и декодирует его. Можно было бы избежать множества недоразумений, если бы мы могли понять истину, что сообщения фактически находятся в людях - в источниках и респондентах, а не в словах, картинах или поступках".

На рис. 44 отмечено, что центральное место в коммуникативном акте занимают средства передачи сообщения респонденту в форме вербальных или невербальных кодов. Это могут быть простые средства: рукописи, диаграммы; или комплексные средства, требующие совместных усилий многих людей. Сюда относятся книги, фильмы, радио, телевидение, театр.

Рис. 41 Процесс коммуникации

David J. Hesselgrave, Communicating Christ Cross-Culturaly (Grand Rapids: Zondervan. 1978), 37.

Обратная связь - хорошо известное явление в области радиотехники. В данном случае этот термин употребляется в связи с передачей ответной информации отправителю, потому что истинное общение - это обоюдный процесс. Чтобы добиться хорошего общения, источнику необходимо знать по крайней мере три вещи о респонденте:

1. Слушал ли он?

2. Размышлял ли он о том, что услышал?

3. Что он думает по этому поводу?

Думаю, никто не станет возражать, что обратная связь действительно необходима, иначе как может отправитель сообщения приспособиться к реальному пониманию и реакции респондентов в процессе общения?

На рис. 41 помехи включают все факторы, которые неблагоприятно влияют на коммуникацию. И если требуется улучшить коммуникацию - нужно уменьшить влияние помех. Наконец, для всей коммуникации существует фон, контекст. Необходимо учитывать контекст сообщения и респондентов, независимо от формы коммуникации. Все это имеет важное значение для созидания церкви на начальной стадии и на стадии роста, а также особенно актуально при становлении церкви в условиях другой культуры.

 

Общение - церковное служение

 

Замечание Чанду Рэя о миссионерских переводах гимнов с немецкого и английского языков на языки народов Юго-Восточной Азии действительно и для других регионов. Например, исследование португальских сборников гимнов выявило, что в наиболее распространенном и широко употребляемом сборнике лишь двое из 194 композиторов - португальцы. Из восьмидесяти трех указанных в нем авторов текстов лишь половина родом из Португалии. Если исполнитель не понимает слов и выражений, используемых в гимне, как он может осмысленно славить Бога?

Одной из причин многочисленных попыток сделать Библию более доступной для чтения является то, что люди не понимают переводов, выполненных на архаичном языке, существовавшем много веков или десятилетий назад. Язык и мышление быстро изменяются в США, Англии, Германии, Нидерландах, Франции и множестве других стран. Например, пересказ "Живой Библии" в переработанном голландском издании "Het Boek" вызвал всплеск интереса к чтению Священного Писания. В течение пяти месяцев после выхода из печати было продано 50 000 экземпляров книги и начата подготовка к третьему изданию. Почему? Дело в том, что и служители, и простые люди обнаружили увлекательный материал для чтения. Они понимали то, что читали. Произошел процесс коммуникации!

Наши проповедники часто употребляют в своей речи выражения, имеющие теологическое, доктринальное или историческое происхождение, но весьма далекие от аудитории. Отправитель сообщения должен заботиться о получателе. Важно понимать и правильно применять в богослужении, а также в общении всей конгрегации, принципы коммуникативного процесса. Эти, а также другие элементы церковного служения требуют нашего внимания, когда мы задаемся вопросом: эффективно ли мы общаемся?

Таким образом, цель каждой поместной церкви - достичь той "общности", при которой Триединый Бог во всей полноте ощущается Его народом. Уникальное Слово Божье должно кодироваться, передаваться и декодироваться в процессе общения через духовную музыку, изучение богодухновенного Писания и исполненнную Духом проповедь. Это должно подготовить почву для "взаимно приемлемого кода" и "общности", без которых нет осмысленного богослужения. В результате должно возникнуть духовное общение. Вернувшись на минуту к пункту 21, (анализ общественных богослужений), разумно ожидать, что ответственные за церковное служение будут жизненно заинтересованы в достижении наиболее полной обратной связи с респондентами - общиной, чтобы улучшить коммуникацию.

Вот несколько элементарных правил, которые следует помнить при планировании богослужения в поместной церкви:

1. Помните: Бог хочет говорить с каждым присутствующим. Он будет делать это с церковной кафедры, а также посредством членов тела.

2. Основные евангельские истины должны быть ясно переданы как вербально (в словах учения), так и невербально. Даже церковный разбор Библии может приводить души ко Христу, если в нем присутствуют простые элементы благовестия. Дух суверенно использует Слово для достижения Своих целей среди спасенных и неспасенных в одном и том же собрании.

3. Согласно Луке, первые христиане собирались вместе, чтобы поклоняться Господу, молиться друг о друге и служить друг другу, совершать Господню Вечерю, для наставления и укрепления в вере, для помощи нуждающимся в их материальных нуждах и для выполнения миссии, порученной Господом (Д. Ал. 2,41-47; Гал. 6,2). Достигают ли наши церковные собрания этих целей?

4. Имеет ли Святой Дух простор в каждом богослужении? Павел писал Фессалоникийской церкви: "Духа не угашайте" (1 Фее. 5,19). Повидимому, на это была причина. Он - Великий Коммуникатор! Многие современные церкви угашают Дух, для них намного важнее придерживаться установленных правил и распорядка.

5. Углубляет ли каждое церковное служение чувство братского единства? Являются ли все присутствующие преданной семьей Божьей? Другими словами, проявляют ли все присутствующие единство со Христом, как своим Господом? (Фил. 2,1-4; Еф. 2,19)

6. Понятен ли язык, используемый в служении? Доступна ли Божья весть?

7. Ясно ли понимают руководители церкви цели и задачи служения?

Если вы уделите достаточно внимания этим насущным вопросам, это повлечет за собой коренную ломку взглядов на богослужение, планирование и проведение их.

Задача 23 (цель - пункт 21): Проводите служения, помня о п. 21 и 22.

Рис. 42 Богослужения, исполненные смысла

Цель этой главы - показать, каким должно быть богослужение, чтобы время, проведенное вместе, было наполнено смыслом для каждого из нас. В повседневной физической жизни мы постоянно заняты своим здоровьем и общим благосостоянием. Это естественно. Мы принимаем это как жизнь. Почему же в духовной жизни поместной церкви должно быть иначе? Духовная жизнь ведь тоже не стоит на месте. Если мы не будем учитывать все вышеизложенное,  в  конгрегации  постепенно возникнет  напряжение. Настоящий духовный обмен и общение будут медленно угасать, пока не сведутся к пустому ритуалу. Говард А. Снайдер констатирует, что в такой холодной церкви редко можно встретить открытую приятную близость, "где маски убраны, царит честность, атмосфера общения и общности, выходящая за рамки человеческих чувств, где действительно видно братство Святого Духа и во Святом Духе".

Каждое церковное собрание - это новый набор предпосылок. Служители церкви должны быть гибкими, предоставляя Духу свободу вносить изменения в предварительно запланированный и даже отпечатанный порядок служения. Руководители должны быть чувствительны к тому, что происходит в настоящий момент в церкви или залле. Священническая и литургическая жесткость   сковывает   аудиторию,   поэтому   следует   стремиться   к непринужденности домашних собраний ранней церкви.

Участники христианского богослужения должны стать пред Богом единым целым в счастливом, радостном служении любви и поклонения. Кто сказал, что женщины не имеют права принимать участия в служении? Кто сказал, что молодежи нельзя "высовываться"? Кто сказал, что нет времени выслушать свидетельство человека, который имеет яркое духовное переживание и желает рассказать о нем? Руководство поместной церкви должно позволить Духу наставлять церковь через дары, данные Им членам общины. Холодный запрограмированный лидер может буквально угасить Дух, подавляя священный огонь, который по воле Божьей должен гореть в сердцах людей.

Еще один фактор успешного богослужения заключается в том, что служители не должны болезненно реагировать на размер общины, большая она или маленькая. Господь ищет встречи со всеми присутствующими. Независимо от количества членов церкви, необходимо воспитывать чувство любви, благо­дарности, общности, святой радости и поклонения (Мат. 18,20; Еф. 5,19-20;

Фил. 4,4; Кол. 3,12-17). Естественно, богослужение, на котором собран Божий народ, должно быть проникнуто духом молитвы. Всем присутствующим необходимо напоминать, что мы славим Бога и ищем Его благоволения, когда в почтении склоняемся перед Ним.

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.