17.11.2015
Скачать в других форматах:

Сэмьюэл Д. Фэрклот

Созидание церквей, готовых к воспроизводству

9. Денежные средства

 

Финансовая независимость и ответственность являются одной из основ­ных характеристик зрелости. Я думаю, мало кому понравится человек, который достиг физической зрелости, но в финансовых вопросах ведет себя как ребе­нок - вечно просит денег у папы с мамой или по уши влез в долги. Обычно о таких говорят: "недоросль". Никто из нас не хотел бы иметь таких детей.

Поэтому я считаю, что любой спонсор - будь то поместная церковь, союз церквей или иностранная миссия - оказывает созидаемой церкви плохую услугу, если не руководствуется при этом хорошо продуманным, реалистичным планом. Наличие такого плана быстро продвинет церковь к финансовой самостоятельности. Одним из факторов, затормозившим умножение и рост церквей в Южной Европе, была финансовая зависимость. Вспомните долговременную цель плана ОПОМР. Мы не можем стремиться к чему-то меньшему, чем к появлению зрелой церкви, имеющей способность и желание созидать другие церкви.

В этой главе мне хотелось бы рассмотреть четвертый подраздел цепи III схемы ОПОМР. Здесь наша цель - финансовая самостоятельность церкви (п. 33). Основной принцип - церковь, находящаяся в финансовой зависимости, не может сама заботиться о себе (п. 42).

 

Постановка реальных финансовых целей

 

В период становления новой церкви, рассмотренный нами в четвертой главе (задача 11), очень важно финансовое планирование. Оно зависит от конкретной ситуации. В некоторых случаях спонсоры заранее выдвигают предложения, как получить необходимые средства. Наш опыт показывает, что по мере того, как "новорожденная" община начинает действовать и малые группы умножаются, становятся очевидными и финансовые нужды. Тогда верующие начинают предлагать свои пожертвования, так как они чувствуют сопричастность к жизни церкви и ответственность за нее. В другом случае церковь начала собираться в доме христианской пары, причем первый взнос сделал сам хозяин дома, несмотря на то, что общения проходили в его доме и расходы были минимальны.

Иногда растущей общине необходимо арендовать или купить помещение. При другой стратегии созидания церкви - например, в программе "Ойкос", ориентированной на умножение домашних церквей, - специальные помещения не нужны, и таким образом исключаются большие расходы на строительство и аренду. Какой бы ни была ситуация, можно предвидеть необходимые расходы. На начальной стадии группа по созиданию церкви и первые новообращенные могут вместе решить, что необходимо включить в первоначальный бюджет. Возможно, это будет просто список расходов на текущий год, а также оценка предполагаемых поступлений или пожертвований.

Думаю, некоторые не согласятся с моими выводами. Они искренне убеждены, что "для того, чтобы получить воду, нужно включить насос". В нашем контексте имеется в виду, что если мы хотим иметь жизнеспособную церковь в новом регионе, необходимы значительные финансовые расходы. В культуре романских стран, где веками господствовало католичество, или в мусульманской культуре, или в буддистских землях, где храмовые сооружения были основой богослужения, многие местные евангельские верующие убеждены, что здания чрезвычайно важны, поскольку создают ощущение видимого присутствия Бога.

Мне кажется, что альтернативой такому мнению является наша долгосрочная цель созидания церквей. Чарльз Брок призывает организаторов церкви "думать о воспроизводстве" во всем, что связано и с денежными средствами, и с другими аспектами плана. Обычно новообращенные следуют за своими пастырями. Они перенимают не только их слова, но и поступки. Это немного пугает. Апостол Павел действительно учил верующих города Филиппы: "Подражайте, братья, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас... Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте..." (Фил. 3,17; 4,19).

Когда мы, миссионеры, удалимся, когда прекратятся денежные "подкачки" из-за рубежа, или какая-то другая помощь извне, сможет ли церковь сама повторить на новом месте то, чему мы ее научили? Может быть, члены церкви опустят руки и сочтут это невозможным? Смогут ли небольшие итальянские общины финансировать строительство своих молитвенных домов, которое обойдется им в сотни тысяч долларов? Можем ли мы надеяться, что по нашей модели будут основаны тысячи новых церквей в таких странах, как Италия, Испания или Португалия? Или мы научим их на личном примере, что для образования жизнеспособной церкви необходимо величественное помещение и внешние источники финансирования? Это тупик, который не приведет к массовому появлению новых поместных церквей во всем мире.

Я четко представляю, какую чрезвычайную осторожность нужно проявлять в вопросах финансирования. Учитывая конечную цель ОПОМР, со стороны спонсоров по меньшей мере неразумно перегружать новую церковь неоправданной финансовой помощью для приобретения помещений и оборудования. Это не помогает, а отвлекает внимание и средства от главной цели - созидания новых церквей. Американские верующие стали свидетелями, как гигантская строительная программа в США нанесла вред служению. Миссионерские планы заброшены, а верующие эгоистично наслаждаются комфортом, и это свидетельствует об отсутствии миссионерского видения, составляющего сущность книги Деяний и Великого Поручения. Проповедовать миру Евангелие и созидать новые церкви - это не сверхплановая деятельность или вопрос свободного выбора для евангельской церкви. Это - повеление! К сожале­нию, мы, американцы, экспортируем в другие страны те болезни, от которых страдаем сами.

Если новая церковь привыкнет расходовать все свои средства только на выплату долгов, то ей будет чрезвычайно трудно когда-нибудь начать жить для других (цепь II), а ведь это является одним из основных условий воспроизводства. Дональд А. Макгаврэн, призывая к созиданию множества новых церквей во всем мире и обращению людей из всех слоев общества, утверждает, что мы должны стремиться избежать такой финансовой смерти. Мнение Дэвида Дж. Гесселгрейва представлено ниже. Здесь он комментирует предостережение Рональда Аллена против приобретения собственности и других крупных вложений в миссионерские предприятия.

Иногда возникает тенденция к превращению труда по созиданию церкви в коммерческое предприятие. Это - один из вопросов, беспокоящих Рональда Аллена. Он чувствует, что мы сильно тормозим умножение церквей, когда миссионерская работа приобретает мирской характер, и деньги становятся главной заботой. Его рассуждения нетрудно понять. Рассматривая церкви апостольского века, он делает вывод, что мы слишком далеки от апостольских принципов. В эпоху Нового Завета каждая церковь была финансово независима и брала на себя обязательства по обеспечению служителей и неимущих. Современ­ная же практика созидания церквей такова: вначале нужно обеспечить миссионера жильем, найти землю для строительства молитвенного дома, приобрести необходимое оборудование для церкви и т. д. Соответственно, начальный период созидания церквей становится в значительной мере "светским делом" и, по словам Аллена, включает умение торговаться, заключать соглашения с подрядчиками, вести надзор за строительством, а также искать средства для выполнения всех работ. В этом мы так же далеки от апостольской практики, как и от апостольского времени.

Далее Гесселгрейв подчеркивает, что если "созидание церкви и ее обновление не может происходить без постоянного подключения средств из-за рубежа, и если созидатели церкви становятся в первую очередь "банковскими служащими", а лишь затем "служителями Слова", мы отходим от принципов Нового Завета и рискуем будущим нашей миссии в мире".

Эти рассуждения тесно связаны с шестой главой и с проблемой мудрой распорядительности. На схеме ОПОМР эта связь показана пунктирной линией между п. 27 и 31. Духовная зрелость - необходимая предпосылка финансовой ответственности христианина. Это вновь указывает на необходимость сбалансированного развития в течение всего периода организационного стано­вления и роста церкви. Финансовая независимость всегда будет недостижима для тех церквей, чьи члены не стали мудрыми домоправителями Христа. То же происходит и в старых общинах: их интерес к благовестию, созиданию церквей, распространению свидетельства до края земли будет пропорционален количеству их членов,  живущих по  библейским  законам  мудрой распорядительности.

Задача 34 (цель - пункт 31): Поставить реальные финансовые цели, которые церковь может достичь с помощью собственных средств.

Рис. 49 Реалистичный бюджет

 

Бюджет

 

Бюджет обычно определяется как "смета денежных доходов и расходов... на определенный период".  Недавний опрос организаторов церквей (из восьми различных евангельских групп) показал, что только 42% созидаемых церквей регулируют свои расходы через бюджет, утвержденный церковью. Это значит, что члены остальных церквей остаются в неведении относительно денежных расходов. Это и неверно, и нежелательно. Наш Бог - это Бог мира (порядка) во всем, что Он делает. Мы как Его народ должны сделать все возможное, чтобы избежать недоразумений и стремиться к открытой подотчетности, особенно в денежных вопросах.

 

От чего зависит бюджет?

 

Что является реальными финансовыми целями? Как церковь определяет свой бюджет? Ответ прост: цифры бюджета должны диктовать потребности церкви. Кеннет К. Килинский и Джерри К. Вуфорд отмечают библейские принципы, регулирующие этот вопрос:

Если мы верим, что, согласно Фил. 4,19, Бог восполнит всякую нашу нужду - как коллективную, так и личную - тогда после тщательного молитвенного рассмотрения наши нужды будут отражены в виде цифр бюджета... Опыт показывает, что когда мы реалистично исследуем наши нужды и желаем доверить Богу их восполнение, происходит удивительное: вы планируете вместе с Ним то, что Он обещал осуществить.

Исследуя ситуацию в Америке, Ф. Джек Редфорд говорит о проблемах, насущных и для других стран. Основные статьи бюджета новой церкви "группируются по четырем параметрам, а именно: временное место собраний, управление, благотворительность и постоянное место для богослужений".

 

Реальные цифры бюджета

 

Одним из практических способов формирования реалистичного бюджета является участие в его составлении каждого отдела новой церкви. Как показано на рис. 44 в главе 8, каждый отдел должен с молитвой планировать расходы на текущий год. Дьяконы, воскресная школа, молодежный совет и др. группы должны составлять свой бюджет. Затем эти планы обобщают и представляют на членское собрание церкви для окончательного рассмотрения и утверждения. Большинство церквей делают это в октябре или ноябре, а в силу он вступает с 1-го января.

Конечно, реалистичный бюджет должен исходить из возможностей общины. В идеале бюджет не должен рассчитывать на помощь извне. С другой стороны, мы не должны недооценивать Господа. Поскольку нужды и потребности растут, Он укрепляет веру членов поместной церкви и дает им возможность жертвовать больше, чем они могли бы себе представить. Часто наша вера слишком мала. Мы можем и должны безгранично доверять Господу. Однако, я настоятельно советую, чтобы церковь при составлении бюджета серьезно соотносила свои нужды с реальными возможностями. Поступая таким образом, должно верить, что Бог воздаст за мудрое управление деньгами.

 

Расчеты и отчетность

 

Килинский и Вуфорд отметили, что принятие бюджета только наполовину решает дело. "Другая половина - это соответствующая система отчетности, которая абсолютно необходима, если мы хотим, чтобы все было "благопристойно и чинно" (1 Кор. 14,40).  Одна из слабых сторон в ходе созидания церкви - это неправильная отчетность в финансовых делах. Случается, организаторы церкви сами не знают, как вести бухгалтерский учет. В главе 4 (задача 11) я утверждал, что с самого начала распоряжаться финансовыми взносами должно ядро верующих, а не миссионерская группа. С самого начала казначею и его помощнику необходимо поручить:

1. вести учет всех поступлений, указывая имена и даты в каждой ведомости;

2. выполнять простые расчетные операции и вести бухгалтерскую книгу, в которой каждый приход и расход обозначается соответствующим номером;

3. открывать банковский счет на имя конгрегации и класть деньги в банк сразу же после поступления;

4. осуществлять все расчеты, за исключением мелких статей расхода, по чекам, подписанным, по меньшей мере, двумя представителями конгрегации.

Килинский и Вуфорд далее советуют, чтобы расчеты были простыми и их мог бы выполнять непрофессионал, "избегая ненужных, усложняющих операций. Соответственно, рекомендуется делать только основные записи церковных операций небольших и средних объемов... Достичь простоты в учете часто бывает труднее, чем профессионализма".

Необходимо поощрять конгрегацию к самостоятельному ведению финансовых дел прежде всего для того, чтобы постепенно подготовить ее к самостоятельности, а также предоставить ей надежную основу для дальнейшего развития, вплоть до достижения зрелости.

 

Осознание финансовых целей конгрегации

 

Задача 35 (цель - пункт 32): Регулярно напоминайте членам церкви о ее финансовых целях.

Рис. 50 Регулярные пожертвования

Если мы согласимся с Килинским и Вуфордом, что "денежные средства -это важное орудие выполнения целей и задач церкви",  тогда возрастает ответственность всех членов церкви как за сбор средств, так и за их использование. Вообще, обычно в церкви существует слишком большая концентрация власти в распоряжении финансами. Снова цитирую Килинского и By форда:

Некоторые приверженцы традиций утверждают, что денежные средства должны находиться под контролем дьяконов и что эти полномочия нельзя передавать другим лицам. Однако, это так же ошибочно, как сказать, что только пресвитеры ответственны за духовное питание паствы, и больше никто. Очевидно, что пресвитер наблюдает за ходом служения, но и другие могут и должны участвовать в служении слова. Подобным образом, дьяконы могут и должны позволять другим участвовать в решении вопросов бюджета и расходов, осуществляя общее руководство.

К старой поговорке, что с деньгами можно всего добиться, добавим другой афоризм: тот, в чьих руках кошелек, обладает значительной властью. Руко­водство поместными церквами должно признавать это как факт и препят­ствовать образованию любых обладающих властью группировок. Казначей обязан служить братству. Дьяконы, кроме всего, обязательно служат церкви.

Духовные работники, поддержите же меня, когда я буду умолять всякого, несущего пастырскую ответственность, держаться подальше от денег! Послушавшись моего совета, они смогут избежать возможной критики, подозрений и соблазнов (1 Тим. 3,3; Тит. 1:7,11-12). Скандалы, вызванные финансовыми злоупотреблениями известных телепроповедников, должны служить предупреждением для организаторов церквей, чтобы они избегали грязных тайных махинаций с деньгами, врученными им Господом. Открытая отчетность в финансовых делах будет способствовать росту пожертвований. Она упрочит доверие к руководству церкви.

Мы должны любой ценой избегать секретности в расходах. Денежные вопросы, включая расходы, представляют интерес для всего церковного братства. Церковь, как единое тело, имеет право получать отчет об использовании ее денег, причем регулярно каждый месяц.

Килинский и Вуфорд говорят, что целью такого отчета является "намерение держать членов церкви в курсе финансового состояния и способствовать их активному участию в церковных делах". Казначей должен представлять подробный ежемесячный финансовый отчет, включающий приход и расход. Отчет нужно представить таким образом, чтобы все могли легко познакомиться с ним. В начальный период созидания церкви (см. полную схему ОПОМР) спонсоры тоже должны получать копию отчета с тем, чтобы иметь достаточную информацию. Такая практика должна существовать до тех пор, пока церковь получает финансовую помощь из внешних источников.

Годовой бюджет церкви необходимо утвердить на общем собрании членов церкви. Это означает, что финансовые планы на текущий год были осмыслены и утверждены до вступления их в силу. Время от времени можно с кафедры давать информацию о финансовых успехах или затруднениях.

 

Индивидуальные финансовые расчеты

 

Чтобы побудить членов церкви к систематическим и регулярным денежным пожертвованиям, мы рекомендуем метод "конверта". Этот метод хорошо зарекомендовал себя в нашем служении. Каждый член может иметь постоянный конверт, удобный для повторного применения, который возвращается с распиской от казначея. Конверт можно использовать повторно. Казначей ведет учет пожертвований каждого вкладчика.

Необходимо подчеркивать, обращаясь ко всем будущим членам в начальной стадии созидания церкви, что они духовно ответственны за то, чтобы жертвовать с верою. Мы уже обсуждали, что жертвенность распространяется на наше время, таланты и дары, участие в служении, и мы не боимся откровенно заявить, что это также означает финансовую поддержку служителей церкви. По моему суждению, отказ кого-либо из членов церкви регулярно вносить пожертвования на поместную церковь - это первый симптом наличия духовных проблем у человека, за исключением того случая, когда он просто не имеет денег. Ответственность распорядителя - вот суть дела. Часто пастыри знают о тех, кто не платит десятину. Мне кажется, учитывая сказанное в главе 6, это очень важный вопрос с точки зрения учения Нового Завета. Некоторые могут быть духовно больными в наших церквах. Я уверен, что многие действительно больны. Они склонны с самодовольствием вносить в воскресный день 10 % своего заработка, хотя могут жертвовать гораздо больше. Вместо того, чтобы "красиво жить" на Господни деньги, они должны от всего сердца поддерживать тех, кто сильно нуждается в помощи. Пастырям необходимо чаще напоминать об опасности плотского образа жизни и об ответственности: однажды мы все дадим отчет перед Господом о том, как распоряжались Его имуществом (см. главу 6, пункт 30).

 

Систематический пересмотр финансовых целей

 

Задача 36 (цель - пункт 33): Систематически проверять финансовые цели с точки зрения самообеспечения

Рис. 51 Достигнута самоокупаемость

Выполнение задачи 36 зависит от того, как созидалась церковь. Некоторые церкви созидаются без финансовой помощи извне. Например те, кто работали в городских домашних церквах, возможно, начинали с небольших финансовых расходов или даже без них. В таких случаях церковь практически содержит сама себя с самого начала. Она, возможно, не делает долгов и не получает субсидий.

Однако, спонсор новой церкви часто оплачивает работу пастора. Кроме этого, план может предусматривать покупку имущества и строительство здания. В таких случаях у церкви появится определенный долг, а руководство должно ощущать ответственность за уменьшение этого долга и достижение самообеспечения. Причина объясняется просто, если мы вспомним долгосрочную цель нашего плана ОПОМР - зрелость и созидание все большего числа новых церквей.

Если конгрегация в своем развитии сознательно ориентируется на воспроизводство и созидание новых церквей, тогда она будет считать существенно важными факторами самообеспечение и финансовую незави­симость. Вместо того, чтобы извиняться и просить субсидий на содержание служителей и не иметь возможности расплатиться по взятым на себя обязательствам, церковь сделает определенный рывок, освобождаясь от так называемых "младенческих пеленок".

Чтобы сделать это, необходимо последовательно подвергать пересмотру финансовую стратегию. Ненужные покупки и расходы по второстепенным счетам, которые не работают на основные задачи церкви, необходимо свести к минимуму. Максимум средств следует направить на уменьшение долгов и достижение независимости от внешних поступлений. Побудительным мотивом к этому может стать регулярное напомнинание конгрегации о долгосрочных целях церкви. Такие действия вызовут доверие к руководству и приведут к активному участию еще большего числа членов церкви.

Есть три очевидных преимущества, которые сразу дает финансовая незави­симость. Первое, спонсоры могут использовать свои фонды для открытия других новых церквей. Второе, самообеспечение показывает организационную зрелость и дает новый толчок к воспроизводству, независимому от финансовых условий. Третье, церковь на самообеспечении автономна и способна управлять собственными делами без вмешательства спонсоров.

Мы уже рассмотрели четыре из пяти целей, которые составляют цепь III плана ОПОМР. Церковь, которая заботится о себе, должна достичь всех этих целей. Остается еще одна важная характеристика такой церкви: она будет представлена в главе 10. Все эти задачи взаимосвязаны и взаимозависимы. В период роста и организационного становления (см. полную схему ОПОМР) новую церковь нужно мудро вести одновременно по всем пяти направлениям для достижения результата. Сознание необходимости баланса - вот ключ к достижению цели, или пункта 42.

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.