17.11.2015
Скачать в других форматах:

Сэмьюэл Д. Фэрклот

Созидание церквей, готовых к воспроизводству

8. Управление делами церкви

 

Во второй главе я попытался применить к делу созидания церкви основные принципы разумного управления, разработанные ведущими специа­листами. Несмотря на то, что управление - дар Святого Духа (Рим. 12,8; 1 Кор. 12,28), его необходимо развивать, потому что это еще и умение, приобретаемое в процессе обучения. Рассуждая о том, как решать проблемы новой поместной церкви, я хочу привлечь внимание еще к одному существенному фактору на пути развития "церкви, которая сама заботится о своих нуждах" (ОПОМР, задача 42).

Духовная жизнь и исполненное смысла богослужение новой церкви должны постоянно развиваться. К тому же, развитие должно происходить не хаотично, а упорядочение и целенаправленно, иначе растерянность и неразбериха поглотят духовную энергию, необходимую для достижения нашей долгосрочной цели. Я убежден, что одна из причин, породивших состояние диктата во многих евангельских церквах, состоит в том, что верующие не имеют представления о возможности и приемлемости иной формы церковного управления. Размышляя над этим явлением, помните сказанное в шестой главе о распорядительности, духовных дарах и жизни тела. Не забывайте, что все задачи и цели в деле роста и организации церкви (ОПОМР, цепи II, III и IV), тесно взаимосвязаны и должны осуществляться в единстве.

В своем "Цикле деятельности Павла" Дэвид Дж. Гесселгрейв, представляя основные элементы постоянной организации церкви, упомянул рукоположение служителей (см. рис. 1). Гесселгрейв объясняет, что "управление делами церкви должно быть библейски обоснованным, функционально оправданным, эффективным и гибким".  Гибкость означает, что руководство церкви способно производить необходимые перемены по мере роста церкви. Цепи действий в нашем плане учитывают перспективы дальнейшего развития церкви. Ведь церковь - это живой организм.

 

Обеспечение жизнедеятельности церкви

 

Задача 24 (цель - пункт 22): Определите, какие виды внутренней и внешней деятельности необходимы для жизни церкви.

Рис. 43 Завершено изучение видов деятельности церкви

По мере роста и развития молодой церкви возникают организационные проблемы, как это было, например, в Иерусалимской церкви. В те времена возникли небольшие общины, члены которых большую часть времени проводили в домашних собраниях. Но даже в таких условиях сложилась весьма драматичная ситуация, которая потребовала принятия незамедлительных мер для успешного служения слова (Лука описывает ее в 6 гл. Деяний). Подобный кризис имел место несколько лет тому назад в крупной церкви города Лиссабона, столицы Португалии. Пастор конгрегации, насчитывающей более 600 членов, как-то пожаловался мне, что вынужден все делать сам - даже убирать туалеты в молитвенном доме! Он был прекрасным евангелистом и проповедником, но, несомненно, не понимал того, о чем мы только что говорили. Если сегодняшние духовные руководители позволяют себе тянуть практически всю работу в поместной церкви, то не удивительно, что такая церковь приходит в упадок.

Совет Иофора Моисею (Исх. 18,13-27), а также решение двенадцати апостолов (Д.Ап. 6,2-4), способствовали освобождению проповедников для служения, к которому они были призваны, и дар которого им был дан Святым Духом. В Д. Ал. 6,7, где описана ситуация с апостолами, речь идет о росте церкви. Отсюда следует, что по мере развития новозаветной церкви возникающие потребности удовлетворялись путем учреждения новых служении или должностей. Некоторые должности приобретали новые функции в связи с появлением тех или иных потребностей. Миссионер Рональд Аллен писал:

"При увеличении церкви существовал следующий порядок: ...служителей, а также пресвитеров или епископов, назначали из числа членов церкви; в свою очередь, они могли организовать и ввести в Церковь новую группу христиан из своего ближайшего окружения".

Мы говорим о руководителях духовно чутких, осознающих необходимость организационных и административных изменений в развивающейся церкви Мы должны всегда помнить, что Божью работу среди людей возглавляет Святой Дух, и потому Он должен обязательно присутствовать во всех сферах управления телом Христовым. Главным требованием к первым служителям новозаветной церкви (Д.Ап. 6 гл.) было исполнение Духом. Одна из важных специфических функций пресвитеров во времена Нового Завета - управлять церковью под руководством Святого Духа, не господствуя над ними (katakurieuontes), но подавая пример (tupoi) (1 Пет. 5,3; 1 Тим. 5,17).

Возникает вопрос: какие должности необходимы в церкви? Какие админи­стративные условия важны для проведения полноценного, исполненного смысла богослужения?  Нужна ли  церкви  недвижимость и другая собственность? Как осуществлять руководство воскресной школой? Как быть с организацией действенного благовестия и благотворительности? При большом количестве домашних церквей, как они должны общаться между собой и функционировать как части единого целого? Лука ничего не написал об этом, повествуя об Иерусалиме, Коринфе, Ефесе, Филиппах или Фессалонике, но, несомненно, какая-то работа в то время проводилась. Тит, Сила и Тимофей вместе с другими служителями помогали поместным церквам создавать структуры управления. Возможно, не все понимают, что имел в виду Павел, когда наказывал Титу, чтобы тот "довершил неоконченное" (Тит. 1,5). Обычно, в зависимости от размера церкви, можно выделить несколько десятков действительно необходимых специфических функций. Задача 24 нашего плана - определить их и установить между ними логические параллели.

Рис. 44 Коллегиальное управление

Пресвитер одной из евангельских церквей Португалии предложил служителям и членам своей общины, насчитывающей примерно 120 человек, принять участие в необычном эксперименте: проанализировать работу церкви с тем, чтобы улучшить, если возможно, ее служение. Каждую пятницу по вечерам в доме, специально арендованном церковью, собиралась группа из 18-20 человек (не обязательно в одном и том же составе). Вначале они записывали все виды служения, выполняемые членами церкви. Было учтено все, включая от отвественного за порядок во время богослужения и заканчивая садовником. Листки с перечнем видов служения пастор затем повесил на стене. Собравшиеся высказывали предложения, как сгруппировать различные виды служения. Через несколько недель все они были рассортированны по двенадцати "отделам" церковной жизни. Затем собравшиеся попытались установить связи между отделами. Наконец, через несколько месяцев изучение организации служения было завершено, и она была усовершенствована. Приняли решение, что ответственный за каждый отдел войдет в церковный совет (см. рис. 44). Совет собирается раз в месяц. Здесь заслушиваются отчеты руководителей отделов о той сфере церковной жизни, за которую они отвечают, представляют планы своей работы на будущий месяц или месяцы и, если необходимо, привлекают к сотрудничеству другие отделы. Вопросы, требующие согласия всей церкви, рассматриваются раз в квартал (или по мере необходимости) на деловом членском собрании. В том конкретном случае пресвитера обязали быть председателем совета. Однако при подобной организации он никоим образом не может стать единовластным правителем или диктатором. Такая организация церкви способствовала ее развитию, и это привело к возникновению нескольких новых церквей.

"Новорожденные" церкви не нуждаются в таком большом количестве отделов, как крупные церкви, но ни одна церковь, независимо от ее размеров, не должна перегружать себя административными отделами, в которых нет нужды. Все должно исходить из функциональных потребностей. Возникающие нужды следует удовлетворять так, как отмечено в Д.Ап. 6 гл.

 

Описание видов служения

 

Задача 25 (цель - пункт 23): Опишите цели и задачи необходимых в церкви видов служения.

Рис. 45 Подготовлены описания видов служения

Несколько лет назад при посещении крупной церкви на западе США ко мне подошел приятный человек и спросил: "Меня только что избрали дьяконом нашей церкви, но я немного растерян. Я совершенно не знаю, чего от меня ждут. Вы - миссионер. Не могли бы вы помочь мне?" Это не единственный случай в моей практике. Не так давно я беседовал со служителями португальских церквей. В беседе обнаружилось, что только 30 % церквей используют ту или иную форму описания служении в церкви в качестве основы для определения, соответствует ли человек той или иной ответственной должности. Поговорив со служителями и членами церквей, я почувствовал, что как последние, так и те, кто находится на содержании церкви, хотели бы знать свои обязанности, независимо от того, на какое служение их избрали.

Описание функциональных обязанностей необходимо церкви по следующим причинам:

1. Они являются средством упорядочения организации церкви, позволяющим распределять ответственность.

2. Они упрощают пути передачи информации и установления подотчетности между руководителями и исполнителями.

3. Их  можно  использовать  для  определения   квалификации, необходимой для исполнения той или иной работы, и ориентации человека, призванного ее выполнить.

4. Они полезны при подготовке человека, способного нести то или иное служение, помогают ему понять характер работы, определяют цели и задачи будущей деятельности, способствуют осознанию его полномочий.

Я вновь обращаюсь к одной из наиболее полезных книг по вопросам управления - "Управление и христианский служитель" Олана Хендрикса. В замечательном кратком изложении вопроса о функциональных обязанностях он отмечает, что описание обязанностей определяет как нашу работу, так и основание для нашего пребывания в организации.  Описание видов служения помогает руководителю знать, чем мы занимаемся. Оно помогает понять, чего от нас ожидают, а также дает возможность окружающим знать, чем мы занимаемся. Подобным образом мы осознаем, для чего нужна деятельность других работников.

 

Определение функциональных обязанностей

 

Упомянутая выше церковь в Португалии определила примерно 69 видов служения и объединила их в отделы. Затем пресвитер предложил собравшимся написать характеристику каждого вида деятельности. На это ушло несколько недель, так как при последующих обсуждениях в первоначальный вариант вносились уточнения. Учителя воскресной школы описывали характер своей работы. Диаконы описывали свою работу, пресвитер - свою. Затем на общем собрании группы обсуждался каждый вид служения.

Смысл задачи 25, таким образом, состоит в том, чтобы проанализировать и описать все существующие виды работ. Эти описания должны быть выполнены по единому образцу. Хендрикс писал, что "творческая, сложная и неизведанная работа больше нуждается в описании, и ее труднее описать".  Форма описания не имеет значения, если она включает всю необходимую информацию. Хендрикс предлагает следующие пункты для описания функциональных обязанностей:

Наименование служения. Четко назовите должность - "пресвитер", "дьякон", "благовестник", "директор воскресной школы", "ответственный за порядок во время богослужений"и т. д.

Имя. Имя человека, избранного на эту должность. Его необходимо указать в верхней части листа и в том месте, где речь идет о подготовке и обучении работника.

Дата. В каждом разделе должна стоять дата его написания или дата внесения изменений.

Часть I: цель работы. Что является конечным результатом, ради которого учреждена эта должность? Цель работы - "самая трудная часть описания, она должна быть конкретной, четкой и ясной".

Часть 2: функциональные обязанности. Здесь должны быть перечислены конкретные виды деятельности, которые необходимы для достижения цели, указанной в первой части. При наличии в церкви сходных видов деятельности, в данном пункте четко оговаривается различие между ними. Обязанности должны быть распределены таким образом, чтобы избежать дублирования. Каждое описание работы включает ответст­венность только в данной области.

Часть 3: организационные взаимоотношения. Хендрикс обращает наше внимание на то, что "отношения между составными частями органи­зации развиваются в четырех направлениях: по вертикали вниз и вверх и в обе стороны по горизонтали".  В этой связи важно запомнить два слова: выше и ниже. Каждое лицо, занимающее ту или иную должность, несет ответственность перед вышестоящими и нижестоящими. При коллегиальном управлении, как показано на рис. 44, руководитель молодежи несет ответственность перед церковным советом (вышесто­ящим органом) и перед молодежными работниками (подчиненными ему). Существуют также связи с другими членами совета.

Часть 4: квалификация. Дает характеристику человека, идеально подходящего для наиболее эффективного исполнения описываемых обязанностей. Имея четкую, реалистичную характеристику качеств, необходимых для несения этого служения, церковь может определять, соответствует ли требованиям тот или иной член церкви.

Часть 5: подготовка и обучение. Данный пункт относится непосредственно к личности, избранной на эту должность, и его нуждам. Подготовка и обучение повысят квалификацию избранного лица (брата или сестры). Что при этом требуется и как этого можно достичь? Избранный на служение должен совместно с другими членами церкви выработать приемлемый план, включающий особую программу обучения и расписание. Например, для учителя воскресной школы это могут быть какие-нибудь специальные курсы. 

Кто составляет описание функциональных обязанностей? Кеннет К. Килинский и Джерри К. Уоффорд предлагают, чтобы это сделал тот человек, который уже работает в данной должности. Он лучше всех знает ее особенности, и поэтому обязан описать ее или, по крайней мере, принять самое непосредственное участие в описании.

Поместная церковь - дело Божье, поэтому мы хотим принять все меры предосторожности, чтобы те, кто служит в ней, имели духовные качества. Примеры мы находим в Д. Ап. 6,3; Д. An. 13,1-4 и в описании "функциональных обязанностей" пресвитеров и дьяконов, составленном Павлом для Тимофея и Тита (1 Тим. 3,1-13 и Тит. 1,5-9). Однако, несмотря на это, случается, что руководящие посты занимают недостойные люди. Такой случай упоминает апостол Иоанн в 3 Иоан. 9-10. Требования Павла должны быть четко отражены в вашем описании с добавлением других современных функциональных  обязанностей.  Сегодня  многие  поместные  церкви переживают невыразимые трудности и несут непоправимые потери из-за того, что их руководители не обладают духовными качествами, хотя и получили высокую квалификацию.

 

Избрание и подготовка для несения служения

 

Задача 26 (цель - пункт 25): Убедитесь, что каждый, принявший на себя те или иные обязанности, понимает свои функции, цели и задачи, исходя из описания служения.

Рис. 46 Избранные лица ознакомлены с обязанностями и несут служение

Недостаточно описать функциональные обязанности: избранных на служение нужно ознакомить с их конкретными задачами. Члены церкви могут не иметь плода в своем служении по двум основным причинам: они в действительности не представляют, что от них ожидают и как исполнять свои обязанности.

Лучшим способом решения этих проблем является терпение, терпение и еще раз терпение со стороны руководителей. В странах с низким уровнем образования мы должны побуждать людей приобрести необходимую квалификацию и помогать им в этом. Все наши старания окупятся, поскольку Дух Божий достигает Своих целей в Теле и посредством Тела. Дайте верующим возможность расти. Предоставьте им право на ошибку без угрозы быть опозоренным. Дайте им шанс исправить ошибки и радостно достичь успеха в своем служении Господу. Хвалите их за хорошо выполненную работу. Поддерживайте тех, которые осознают, что не очень хорошо справляются со своими обязанностями. Одно из величайших благословений для служителя -видеть, как верующие выходят из своей скорлупки, чтобы трудиться для Бога и для своих братьев по вере в теле Христовом.

Сегодня заметен большой рывок в подготовке руководителей для поместных церквей.  Созидатели новых церквей и служители поместных конгрегаций очень мало знают об этой жизненно важной составляющей в достижении нашей долговременной цели - становлении зрелых церквей, воспроизводящих себя.

 

Изменения устава церкви в процессе роста

 

Задача 28 (цель - пункт 24): Вносите изменения в устав церкви в соответствии с потребностями роста.

Рис. 47 Изменения в уставе церкви

Обсуждая начальный этап созидания церкви в главе 4 ("Начальный период"), я упомянул, что группа, занимающаяся созиданием церкви, обычно берет на себя инициативу и предлагает новообразованной церкви свой вариант церковного устава. Содержание данного документа варьируется в зависимости от доктринальных положений и организационных принципов, которыми руководствуется базовая церковь.

Говоря об устройстве церкви и ее организации в период роста и о ее связях с культурой данного региона, миссиолог Д. Гесселгрейв утверждает, что если церковное управление принимает форму, не свойственную данной культуре, то оно либо "функционально приспособится к местным особенностям управления, либо будет заметно тормозить рост церкви". Высказав это предупреждение, он настоятельно советует, чтобы образец устава был предложен организаторами новой церкви. Учредители должны быть ориентированы на то, что позже они смогут внести необходимые изменения в устав. Помощь, оказываемая "новорожденной" в самом начале трудной задачи составления устава, неоценима.

Думаю, что полезно предложить на этих страницах структуру церковного устава, чтобы хоть немного облегчить задачу тех, кто никогда не сталкивался с подобной проблемой. Ниже перечислены 11 основных разделов, содержащихся в уставе одной из церквей Португалии.

Раздел 1          Наименование церкви и адрес

Раздел 2           Цель и задачи

Раздел 3         Доктринальные положения

Раздел 4          Церковный завет

Раздел 5          Управление церковью

Раздел 6          Членство в церкви

Раздел 7          Служители

Раздел 8          Богослужения

Раздел 9          Отделы церкви

Раздел 10         Церковная собственность

Раздел 11         Изменения в уставе

Особое место в уставе занимает церковный завет. Ниже полностью приведен завет новообразованной церкви в штате Иллинойс, который, как мне кажется, включает все те моменты, о которых говорилось в главах 6, 7 и 8.

 

ЦЕРКОВНЫЙ ЗАВЕТ

 

Будучи уверенны в том, что благодаря Святому Духу мы приняли Иисуса Христа как своего Спасителя и Господа, и приняв крещение во имя Триединого Бога (Отца, Сына и Святого Духа) как свидетельство нашей веры в Него, мы торжественно и радостно вступаем в завет друг с другом в присутствии Бога и Его свидетелей.

МЬ1 ТОРЖЕСТВЕННО СОГЛАШАЕМСЯ объединиться в христиан­ской любви и братстве, молясь друг о друге и служа друг другу как члены тела Христова, помогая друг другу в болезнях и трудностях, утешая друг друга в скорбях, сочувствуя в боли и нужде, и совместно созидая Церковь в познании, святости и благочестивой жизни.

МЬ1 ТОРЖЕСТВЕННО СОГЛАШАЕМСЯ активно участвовать в служении этой церкви, найдя свое место и особые обязанности в Теле, применяя духовные дары, которыми наделил каждого из нас Бог, а также осознанно участвовать в богослужении, труде и свидетельстве, к которым нас призвал Господь.

МЬ1 ТОРЖЕСТВЕННО СОГЛАШАЕМСЯ прилагать все усилия к качественному и количественному росту и широкой миссионерской деятельности церкви, видя перед собой цель - Великое Поручение нашего Господа: "...научите все народы..."

МЫ ТОРЖЕСТВЕННО СОГЛАШАЕМСЯ с радостью и постоянством вносить пожертвования для этой церкви из своих средств, разделяя таким образом ее финансовые обязательства и поддерживая миссионерскую деятельность и благовестие.

МЫ ТОРЖЕСТВЕННО СОГЛАШАЕМСЯ строить личные и семейные отношения так, чтобы Христос был центром нашей семейной жизни и свидетельства, воспитывать наших детей в наставлении и увещевании Господнем, чтобы они, в свою очередь, заняли свое место в церковной семье.

МЫ ОБЯЗУЕМСЯ ТАКЖЕ в случае, если Бог приведет нас на другое место жительства, как можно быстрее присоединиться к церкви данного вероиспо-ведания, где мы сможем сохранять дух этого завета в согласии с учением Слова Божьего.

 

Юридическая регистрация

 

В странах, где евангельские христиане составляют меньшинство населения, регистрация церкви сопряжена со многими проблемами. Созидая церковь, нужно приложить усилия (см. задачу 12 на рис. 6), чтобы пройти процесс официальной регистрации церкви и таким образом получить статус юридического лица. Законодательные акты, регулирующие этот процесс, могут потребовать внесения изменений в церковный устав.*

 

* (В соответсвии с действующим законодательством Украины, юридическая регистрация церкви не является обязательной (прим. ред. перевода).

 

Одобрение изменений устава членами церкви

 

Задача 29 (цель - пункт 25): Получите согласие церкви на предложенные изменения в уставе и предоставьте членам церкви исправленный текст устава (рис. 47).

Устав церкви должен регулировать повседневную жизнь церковной семьи. Каждый член этой семьи должен ознакомиться с его содержанием. Желающие присоединиться к церкви лишь тогда принимаются в ее члены, когда они ознакомлены и согласны с содержанием устава. В церквах с конгрега-циональной или пресвитерианской формой правления утверждать устав и одобрять любые изменения должна поместная община. Задача 25 нашего плана ОПОМР учитывает эту необходимость. Желательно, чтобы каждый член церкви получил копию устава с внесенными в него изменениями. Каждая поправка должна сопровождаться датой ее утверждения членским собранием.

Вы, наверное, обратили внимание, что на подробной схеме ОПОМР задача 25 связана пунктирными линиями с задачами 28, 29 и 30. Это графическое выражение того факта, что духовная жизнь общины прямо связана с тем, как члены церкви ознакомлены со своими обязаннностями и зависит от того, как они несут служение на своих местах.

 

Ежегодный пересмотр функциональных обязанностей

 

Задача 27 (цель - пункт 26): Периодически пересматривайте функциональные обязанности, чтобы они соответствовали текущим потребностям.

Рис. 48 Мудрое и успешное управление делами церкви

Задача 27 плана ОПОМР акцентирует внимание на необходимости соответствия управления делами церкви текущим потребностям. О. Хендрикс утверждает, что если функциональные обязанности не приведены в соот­ветствие с требованиями дня, они могут принести больше вреда, чем пользы.

Мы рассмотрели три из пяти целей, которые необходимо достичь для созидания церкви, способной удовлетворять свои нужды. Главы 9-10 посвящены оставшимся двум целям.

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.