17.06.2015

Сергей Накул

Почему реформатская церковь поет или читает на каждом богослужении библейские псалмы?

Скачать в других форматах:

 (Учитывая украинский контекст, в котором часто под пением псалмов подразумевается пение духовных песен, я напоминаю, что в данной статье речь идет о практике пения и чтения 150 богодухновенных псалмов, которые входят в книгу Псалтирь).

Будучи пастором реформатской церкви, мне часто приходится слышать вопрос, «Почему в вашей церкви практикуется общинное чтение псалмов на каждом богослужении?».

Есть несколько основных причин, почему у нас существует данная практика, и почему мы ценим ее.

Прежде всего, потому, что это повеление Святого Писания. В Слове Божьем неоднократно упоминается о важности и пользе пения библейских псалмов.

Древняя церковь Израиля, в течение многих столетий, пела псалмы. Пение псалмов было неотъемлемой практикой синагогального богослужения. Псалмы были книгой Хвалы для всего народа Завета. Их знали наизусть и стар и млад, их любили, их пели не только на богослужении в храме и синагоге, но и дома, на улице, во время паломничества. Псалмы пел наш Господь Иисус и апостолы, «И, воспев, пошли на гору Елеонскую», Матф.26:30 (речь идет о псалмах восхождения). Псалмы пели Павел и Сила, находясь в сложных условиях в темнице, «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их» (Деян.16:25). Апостол Иаков говорит, «Страдает ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы» (Иак.5:13).

Апостол Павел, также, призывает петь псалмы, «… исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Еф.5:19,20). Септуагинте, греческом переводе Святого Писания Ветхого Завета, псалмами, славословиями и песнопениями духовными назывались три группы псалмов в книге Псалтирь, λαλοντες αυτος ψαλμος κα μνοις κα δας πνευματικας δοντες κα ψλλοντες τ καρδίᾳ μν τ κυρίῳ).

В послании к церкви в Колоссах, Павел также обращает внимание на псалмы, «Слово Христово да вселяется в вас обильно, с всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, в благодати воспевая в сердцах ваших Господу», (Кол.3:16).

Мы можем увидеть, что пение псалмов способствует взаимному назиданию церкви, прославлению и благодарению Господа. Более того, пение псалмов ведет к исполнению Духом! Обратите внимание на данный аспект – исполнение Духом представляет собой не некое экстатическое переживание, но общинное пение Слова Божьего!

В послании Колоссянам, апостол говорит, что благодаря пению псалмов, Слово Христово вселяется в нас обильно! Общинное пение библейских псалмов научает нас и вразумляет, а также прославляет Бога.

По этим причинам пение псалмов было общераспространенной практикой древней Церкви. Практически все Отцы Церкви отзывались о псалмах с огромным почтением! Для них псалмы были источником ободрения, радости, сокрушения о грехах, утешением.

Вот что пишут о псалмах лишь некоторые из Отцов Церкви.

Святитель Иоанн Златоуст:
Кто поет псалмы, тот, хотя [бы] был крайне развратным, стыдясь псалма, обуздывает силу сладострастия, и, хотя обременен был бесчисленными пороками и одержим унынием — услаждаясь удовольствием, облегчает свои мысли, окрыляет ум и возвышает душу.
Если ты впал в искушение, то почерпнешь в псалмах обильное утешение; если согрешишь, найдешь здесь тысячи готовых лекарств, впадешь ли в бедность или в какое несчастье, — (псалмы) укажут тебе многие пристани.
Всегда псалмопение является торжеством для радующихся, утешением для унывающих... Оно укрощает страсти, как диких зверей: обуздывает невоздержание, погашает несправедливость, поддерживает правду, низлагает хульные замыслы [помыслы]?, убивает постыдные мысли, возвещает Божественный закон, проповедует Бога, разъясняет веру, заграждает уста еретиков, созидает Церковь.

Святитель Василий Великий:
Книга псалмов ... есть общая сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, чтó каждому на пользу. Она врачует и застарелые раны души, и недавно уязвленному подает скорое исцеление, и болезненное восставляет, и неповрежденное поддерживает; вообще же, сколько можно, истребляет страсти, какие в жизни человеческой под разными видами господствуют над душами.
Псалом — тишина души, раздаятель мира. Он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержанность. Он утишает мятежные и волнующие помыслы. Псалом — посредник дружбы, единение между далекими и примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагом того, с кем возносит единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ — любовь, изобретая совокупное пение, вместо узла к единению, и сводя людей в один согласный лик. Псалом — убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных стрáхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство жен.
Это мудрое изобретение Учителя, устроившего, чтобы мы пели и вместе учились полезному...
Чему же не научишься из псалмов?! Не познаешь ли отсюда величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, мере терпения, и всякое из благ, какое не наименуешь?! Здесь есть совершенное богословие, предречение о пришествии Христовом во плоти, угроза судом, надежда воскресения, страх наказания, обетование славы, откровения таинств. Все как бы в великой и общей сокровищнице собрано в Книге псалмов.

Свт. Афанасий Великий,
"в этой книге измерены и описаны словом вся жизнь человеческая, и душевные расположения, и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке" [4, т.4, с.32].

Св. Амвросий Медиоланский 
"Во всем писании дышит благодать Божия, но в сладкой песне псалмов дышит она преимущественно. История наставляет, закон учит, пророчествует, предвозвещает, нравоучение убеждает, а книга псалмов убеждает во всем этом и есть самая полная врачебница спасения человеческого"." Толкование на 1-ый псалом"

Следуя учению Святого Писания и практике Древней Церкви, реформатские церкви уделяли серьезное внимание практике пения или чтения библейских псалмов на богослужениях, в семьях, в общении.

 Псалмы содержат весь спектр человеческих эмоций и переживаний. Псалмы учат нас, как правильно общаться с Богом, как правильно славить Господа, как правильно исповедовать грех, как правильно изливать свои переживания пред Богом, как выражать свои эмоции.

Псалмы обогащают нашу молитвенную жизнь, формируют в нас библейское мировоззрение и образность мышления, помогают нам проникнуться поэтическими формами и образами, которые встречаются в высказываниях пророков, Господа, апостолов.

Псалмы оберегают нас от поверхностного и даже, увы, от примитивного отношения к Богу в молитве, прославлении, общении.

 Практика чтения библейских псалмов, а также песен помогает нам поклоняться Богу нашими устами в духе и истине и получать взаимное утешение, ободрение, наставление.

Так как в нашей (пресвитерианской, реформатской) церковной культуре в Украине нет наследия и практики пения метрических псалмов (которые являются неотъемлемой частью богослужебной практики подавляющего большинства реформатских церквей всего мира), в своей церкви мы на каждом богослужении используем общинное чтение одного из псалмов. Время от времени, мы используем антифонное чтение. Например, один стих читают братья, следующий стих сестры, или читает пастор, затем община, или в такой последовательности: 1) пастор, 2) братья, 3) сестры, 4) дети, и так далее.

Мы используем псалмы в качестве призывов к поклонению, молитв исповедания греха, прославления, и взаимного наставления.

При надлежащем подборе псалмов для общего чтения на богослужении (2 или три псалма за богослужение, в зависимости от длины и содержания), всю книгу Псалтирь можно прочитать совместно за один год.

Итак, почему же реформатская церковь поет и читает псалмы?

Потому, что

1.    Псалмы – богодухновенное Слово Божье.

2.    Писание призывает нас использовать псалмы.

3.    Пение и чтение псалмов – практика Церкви Божьей как Ветхого, так и Нового Завета.

4.    Общинное пение библейских псалмов научает нас и вразумляет, а также прославляет Бога (Кол. 3:16).

5.    Общинное пение и чтение псалмов способствует взаимному назиданию церкви, прославлению и благодарению Господа. Более того, пение псалмов ведет к исполнению Духом (Еф.5:19,20).

6.    Псалмы содержат весь спектр человеческих эмоций и переживаний. Псалмы учат нас, как правильно общаться с Богом, как правильно славить Господа, как правильно исповедовать грех, как правильно изливать свои переживания пред Богом, как выражать свои эмоции.

7.    Псалмы оберегают нас от поверхностного отношения к Богу в молитве, прославлении, общении, обогащают нашу молитвенную жизнь, формируют в нас библейское мировоззрение и образность мышления.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.